Советуем прочитать  
ОСТОРОЖНО, ПРОПАГАНДА ПРОТИВНИКА. О СЧАСТЛИВОЙ ЖИЗНИ РУССКИХ В РУСОФОБСКИХ ГОСУДАРСТВАХ
Александр ДЮКОВ
25.01.2013
В середине января радиостанция "Эхо Москвы" объявила о запуске нового проекта с "загадочным" (как было написано в анонсе, размещенном на сайте радиостанции) названием "Лингва франка". Возможно, это издержки хорошего университетского образования, но лично мне не кажется, что в словосочетании "lingua franca" есть хоть что-то загадочное; ну да речь не об этом. Заявленной целью проекта было "посмотреть, как живут наши соотечественники в странах бывшего СССР". Дело хорошее, однако обернулась оно чем-то совершенно далеким от журналистики.
Уже во втором выпуске программы началась откровенная дезинформация слушателей. Разговор о проблемах русскоязычного населения Латвии оказался подменен озвучиванием пропагандистских тезисов официальной Риги. Приглашенный на программу латвийский блоггер Илларион Гирс (в эфир его, кстати, так и не пустили) был крайне удивлен услышанным: "В эфире передачи «Лингва франка» договорились до отсутствия в Латвии проблем с русским образованием и приобретением "негражданами" гражданства. Удельный вес "русского вопроса" в Латвии свели с 38% населения до 20%. Статус русского языка в Латвии назвали неопределёным, тогда как он очень чётко определён как иностранный со всеми вытекающими последствиями для русских латвийцев". Было в программе и много другого: например, ведущая говорила о "так называемой Латгалии" и о том, что процесс натурализации - «простая процедура».
Для всех, кто хоть немного соприкасается с проблемами русскоязычного населения в Латвии, понятно, что озвученное в эфире "Эха Москвы" - очень далеко от действительности. Вопрос заключается в том, сознательно дезинформируются слушатели, или нет. Эстонский журналист Илья Никифоров, в комментариях в моем "Фейсбуке" высказал предположение, что это - "невежество, помноженное на самолюбование. А ведь достаточно было просто учить матчасть". Однако, мне кажется, что все не так просто.
РУССКИЕ НЕ СДАЮТСЯ
Владимир ВОРОНОВ
22.01.2013
Эти слова в полной мере относятся ко многим боям Первой мировой. Почему-то современная российская власть, которая так печется о патриотическом воспитании, предпочла не заметить 95-ю годовщину со дня ее начала

Э ту трагическую дату на государственном уровне стараются не замечать: 95 лет назад, 1 августа 1914 года Германия объявила войну России. Тогда у нас эту войну именовали и Второй Отечественной, и Великой, большевики прилепили к ней ярлык империалистической, а народ назвал Германской. Позже стали именовать Мировой, а после начала новой добавили порядковый номер – Первая мировая. Именно она стала прологом к ХХ веку, без которого, возможно, не было бы ни Февраля 1917-го, разложившего армию и государство, ни большевиков с Октябрем, ни братоубийственной гражданской войны.

АТАКА МЕРТВЕЦОВ
В 1915 году мир с восхищением взирал на оборону Осовца, небольшой русской крепости в 23,5 км от тогдашней Восточной Пруссии. Основной задачей крепости было, как писал участник обороны Осовца С. Хмельков, «преградить противнику ближайший и удобнейший путь на Белосток… заставить противника потерять время или на ведение длительной осады, или на поиски обходных путей». Белосток – транспортный узел, взятие которого открывало дорогу на Вильно (Вильнюс), Гродно, Минск и Брест. Так что для немцев через Осовец лежал кратчайший путь в Россию. Обойти крепость было невозможно: она располагалась на берегах реки Бобры, контролируя всю округу, в окрестностях – сплошные болота. «В этом районе почти нет дорог, очень мало селений, отдельные дворы сообщаются между собой по речкам, каналам и узким тропам, – так описывало местность издание Наркомата обороны СССР уже в 1939-м. – Противник не найдет здесь ни дорог, ни жилья, ни закрытий, ни позиций для артиллерии».
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АНТИГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Всеволод ТРОИЦКИЙ
22.01.2013
Новые программы общего (полного) среднего образования по русскому языку и литературе, утверждённые печально известной РАО, опубликованы. Они убедительно отражают реальный смысл этого спущенного с вредоносных министерских высот официального издания, которое молва нарекла «стандартом совмещённого филузла».
Из программы изъяты некогда достойно представленные в подобных документах И.А.Крылов, А.Н.Радищев,В.А.Жуковский, А.С.Грибоедов, Н.В.Гоголь, поэты пушкинской поры, в том числе Е.А.Боратынский, К.Ф.Рылеев, А.В.Кольцов, И.С.Никитин, кроме того, А.К.Толстой, А.Н.Майков, Н.С.Лесков, а также И.С.Шмелёв, В.И.Белов, К.М.Симонов, М.В.Исаковский, Н.М.Рубцов. Смысл этого документа соответствует направлению кем-то санкционируемого «сверху» системного разрушения отечественного образования от Днепрова, Асмолова и Леонтьевой до Фурсенки, Кузьминова и Калины. Однако «уровень варварства» составителей новой программы значительней, чем в подобных предшествующих циркулярах-рекомендациях.
Сверхзадача последнего документа прозрачна: он приближает филологические знания современного ученика (и без того уже не соответствующие задачам школы в России) к уровню, при котором у школьника не может сложится должного представления о самых значительных явлениях русской словесности в историческом развитии, в основополагающих национальных устремлениях к человечности и любви, в соцветье важнейших её идеалов, патриотизма, пафоса созидания, уважения к труду, стремления к Истине, добру, справедливости и вере в окончательную победу добра. Об этом главном содержании русской литературы многократно говорили известные её исследователи, глубоко знавшие и умевшие ценить искусство слова. «Русская литература, – писал видный русский учёный С.А. Венгеров, – всегда была одной из тех святынь, в общении с которой человек становится чище и лучше», «всегда была кафедрой, с которой раздавалось учительное слово». «Русское литература – центральное проявление русского духа, фокус, в котором сошлись качества русского ума и сердца»…
«МОСКВА МОЛЧАЛА...»
Александр МОЛЧАНОВ
16.01.2013
В беседе с историком Юрием Жуковым («ЛГ», № 43) шёл разговор о создании и гибели СССР. Что говорится об этом в новейших источниках?

Во времена перестройки начиналось всё с ласковых призывов: «повысим роль национальных языков», «устраним белые пятна истории»… А закончилось катастрофой. Казалось бы, не только партийные идеологи, но и наши философы должны были противостоять навязываемым антинаучным и иррациональным подтасовкам и суррогатам «объяснений» того, что в действительности произошло в ХХ веке в мире и в СССР-России, объединившей вокруг себя многие народы. Но среди философов почти поголовно стали выявляться деятели, которые «ухаживали» до перестройки за диаматом и истматом, и вдруг чуть ли не все перешли на иные позиции. Не отставали и другие «бойцы» гуманитарно-социального фронта. Удивляла клоунская ловкость, с которой многие гуманитарии перескакивали с одной платформы на другую.
«Научные веяния» охватили и прессу. Она голосила по «несбывшимся мечтам», «по прожитой в страшном обмане жизни». Под видом гласности развернулась борьба и против русской классической и советской литературы, целиком и насквозь посвящённой вопросам совести и социальной справедливости. Борьба шла против ядра русской философии и культуры, отлитого Львом Толстым в формулу: «Дороже души ничего нет».
И вышедшие в последние годы книги (научные и мемуарные) позволяют нам больше узнать о перестройке, сделать новые открытия…
НАШИХ ДЕТЕЙ ХОТЯТ ЛИШИТЬ ЛЕСКОВА, КУПРИНА И ДАЖЕ ПУШКИНА С ГОГОЛЕМ
Иван ГЛАДИЛИН
16.01.2013
Их место в новой школьной программе займут современные российские авторы

Поистине чудовищный эксперимент, от которого за версту несет русофобией, затеяли наши «реформаторы» системы образования. С нового учебного года в некоторых школах в качестве эксперимента станет опробоваться «модернизированная» программа общего (полного) среднего образования по литературе. И в ней уже не будет места даже для беглого знакомства с творчеством И.А. Крылова, А.Н. Радищева, В.А. Жуковского, А.С. Грибоедова, поэтов пушкинской поры, А.К. Толстого, А.Н. Майкова, Н.С. Лескова, А.И. Куприна, И.С. Шмелева, В.И. Белова, К.М. Симонова, М.В. Исаковского, Н.М. Рубцова и ряда других русских классиков. Более того, в программе не нашлось места даже для «Евгения Онегина» Пушкина и «Мертвых душ» с «Ревизором» Гоголя!
Зато обязательными станут произведения В.П. Аксенова, А.Т. Гладилина, Ю.О. Домбровского, В.С. Маканина, В.П. Некрасова, В.О. Пелевина, А.Н. Рыбакова, Ю.С. Рытхэу, Л.Е. Улицкой и А.И. Эппеля. Казалось бы, составители программы, как это ни преступно с их стороны с профессиональной точки зрения, просто-напросто поменяли классиков на современных авторов? Но на поверку оказывается, что руководствовались они отнюдь не только этим правилом, иначе из программы не исчезли бы имена таких истинно русских мастеров слова, как Н.М. Рубцов, В.И. Белов, А.В. Вампилов. Значит, дело не только в чисто профессиональной тенденциозности…
ГОРЬКИЕ ДУМЫ НА РОДНОЙ ЗЕМЛЕ
Николай ОЛЬКОВ
15.01.2013
Грустную картину являет мне родное село Афонькино в нечастые бывания к дорогим могилам. Присевшие, как от испуга, дома, некогда гордо украшавшие улицы, опустевшая школа – на тридцать комнат тридцать же учеников, непривычно тихий клуб… Все изменилось. В пятидесятые, в пору моего детства, в селе был колхоз «Красная поляна», которым руководил местный толковый полуграмотный мужик Гриша Андреев. Колхоз первым в районе построил электростанцию, первым провел водопровод, свои арбузы из Сибири возил на ВДНХ, за что получил тысячу книг, я, восьмилетний, помогал носить коробки в сельскую библиотеку. На наших увалах родились все злаки, и сусек в холодных сенках нашей избушки был полон мукою и пшеницей. За все эти успехи колхоз при очередном укрупнении получил высшее имя – Ленина.
Живя в глухой деревушке соседнего района, так уж сложилось, я с болью следил за переменами на малой родине. Совхоз, потом СПК, потом еще что-то – шло реформирование сельхозпредприятий. Вдруг появился «хозяин», не из нашенских, из чужих палестин. «Хозяин» срубил куш, останки продал, потом «хозяева» менялись уже каждый год, а ушедшим летом некогда щедрая на зерно пашня дружно родила осот и лебеду. Фермы пусты, и ветер напрасно ищет, кого бы попугать. Страшно, но на деревне не слышно коровьего «му-у-у», и пастух уже не щелкает кнутом за околицей, собирая стадо.
В десятые годы две мощных кампании бульдозером прошлись по родной земле: интеграция и оптимизация.
ЛИНДЕРМАН: Я ОТВЕРГАЮ ЭТУ "МУДРОСТЬ": ПРОТИВ НАЦИОНАЛИЗМА И ДЕРУСИФИКАЦИИ ЛАТВИИ!
Владимир ЛИНДЕРМАН
15.01.2013
Бытует расхожее мнение, что активность партии "За родной язык!" стимулирует ответную активность на противоположном фланге - националистическом. Отсюда делается вывод, что наша активность вредна. Мол, не надо "дразнить гусей" и т.п.
Я отвергаю эту "мудрость", которая на самом деле никакая не мудрость, а трусость. Боязнь смотреть правде в глаза. Нежелание видеть жизнь такой, какая она есть на самом деле.
Грубая правда жизни состоит в следующем. Главной, стратегической целью ВСЕГО правящего сословия Латвии является дерусификация страны. Разногласия между правящими партнерами носят тактический характер: темпы, методы, публичная риторика и проч. Кто-то рассчитывает, что русские уедут, кто-то - что ассимилируются, кто-то - что превратятся в безобидный фольклорный коллектив с самоварами и балалайками. Якобы респектабельное "Единство" оглядывается на либеральный Запад, прямолинейная "Вису Латвияй!" почти не оглядывается, но сути дела это не меняет. Генеральная линия остается неизменной.
"ОН БИЗНЕСМЕН, ЕМУ-ТО МОЖНО". О ПОЗОРЕ, КОТОРЫЙ В УПОР НЕ ВИДИТ "СОВЕСТЬ НАЦИИ"
Евгений СУПЕР
07.01.2013
Сейчас, когда православный народ готовится к встрече светлого праздника Рождества Христова, в сырой темнице камбоджийского города Сиануквиль томится российский бизнесмен Сергей Полонский. Наверное, по-христиански нужно бы о нём благочестиво поскорбеть, но никак не получается. Совсем. Потому что эти реликты эпохи накопления первоначального капитала уже давно не вызывают ничего кроме раздражения. Однако они существуют до сих пор -- потому, что мы им это позволяем.
Для тех, кто пропустил: г-н Полонский был арестован во время шумного празднования Нового года на одном из необитаемых островов Камбоджи. По версии полиции -- за то, что взял в заложники местных моряков и заставил их прыгать в воду, угрожая оружием. По версии Полонского – ни за что.
Что по этому поводу важно отметить. По итогам 2012 года богатейшим человеком в мире в очередной раз признан мексиканский магнат Карлос Слим. Третий год подряд. Я специально искал, но не нашёл ни одной скандальной истории, связанной с его личностью. Зато нашёл много упоминаний о том, что богатейший человек мира крайне не любит шумиху вокруг своей персоны и является одним из крупнейших в мире филантропов.
ОСКОЛКИ РУССКOГО МИРА. Как Польшу зачищали от православных
Александр СИВОВ
03.01.2013
Как во времена СССР, так и сегодня в России, мало упоминают о том, что за рубежом существуют земли, где русские (употребляю это слово в широком смысле слова) компактно проживают на своей исконной земле. Бесполезно искать информацию и в данных искаженных и сильно политизированных переписях соответствующих стран.
Наиболее крупная русская диаспора расположена в регионе польского Белостока. Эта территория входила до Первой мировой войны в состав Российской империи. В значительно меньшей степени, вследствие польских депортаций, русское население, говорящее на украинском диалекте, сохранилось на юго-востоке Польши.
РОССИЯ - "КОВАРНЫЙ ВРАГ" И "ОККУПАНТ", А МЫ - САМЫЕ ДРЕВНИЕ: ЧЕМУ УЧАТ ДЕТЕЙ В ШКОЛАХ СТРАН СНГ
ИА REGNUM
03.01.2013
На сайте "Голоса России" опубликована статья из "Красноярской газеты" "Докопаться до правды, или Кто и зачем переписывает историю".
Анализ 187 школьных учебников, издаваемых в странах СНГ, показал, что, за исключением Белоруссии и Армении в школах преподается националистическая история, основанная на мифах об автохтонности, о прародине, о лингвистической преемственности, о славных предках, о культуртрегерстве, об этнической однородности, о заклятом враге. В качестве врага используются образы России и русских. Образ врага закладывается в учебники даже для младших классов. Так, школьники 4-го класса школ Грузии изучают историю и географию страны в курсе "Родина". Параграф, посвященный Южной Осетии (по грузинской терминологии - Шида Картли), сводится к трем ключевым тезисам: 1. Шида Картли - родина ряда выдающихся деятелей грузинской культуры; 2. Осетины издавна живут "на грузинской земле в тесной дружбе и родстве с грузинами"; 3. В последние годы "коварный враг" посягнул на дружбу грузин и осетин и достиг своей цели. Два родственных народа с оружием в руках выступили друг против друга. Аналогичным образом построен параграф, описывающий Абхазию: "Враги сделали всё, чтобы посеять вражду между грузинским и абхазским народами с целью отторгнуть Абхазию от Грузии. "Коварный враг" ни разу не назван по имени, но можно ли сомневаться, кто здесь имеется в виду?
«ЛИТЕРАТУРУ СЛЕДУЕТ ОТДЕЛИТЬ ОТ ДЕНЕГ»
Владислав АРТЁМОВ
27.12.2012
– В начале ХХ века критики наперебой говорили, что писатель измельчал. А что можно сказать о нынешнем времени?
– Натуральная и доброкачественная литература сегодня ушла в подполье, в безвестность, в малые тиражи. Что же на виду и на слуху? Многие научились изготавливать тексты, очень похожие на «художественную литературу». Эпоха технологий. Время фальсификаций и подделок. Вот мы, к примеру, читаем в магазине этикетку: «Сок натуральный». Ясно, что это – и не сок, и не натуральный. Или, положим, говорят – писатель Акунин. То же самое. И не писатель, и не Акунин. Я говорю не ради обиды, а для наглядности. Нарочно утрирую. Как бы литература. Голливудские технологии. Чем кончаются земные сюжеты? Торжеством добра: «Умри, гадина!» В небо литература не заглядывает, роется в мусоре. И ещё. Мотором творчества является тщеславие. Писатель прошлых эпох, добывая себе славу, трудился не покладая рук. Нынче появились иные, более лёгкие способы прославиться. Писатель элементарно меньше трудится, работает без черновиков, следовательно, произведения его заведомо несовершенны. Да и издатель требует три-четыре романа в год. Товар скоропортящийся. За год не раскупили тираж – на помойку.
ФИЛЬМЫ «ПРО ВОЙНУ». МОЖЕТ БЫТЬ, СТОИТ ИХ ВООБЩЕ НЕ ДЕЛАТЬ?
Борис АЛЕКСАНДРОВСКИЙ
27.12.2012
Сразу оговорюсь, этот фильм я едва смотрел – в четырех показанных на укроТВ сериях я провел в общей сложности не более часа. Простите, больше не смог – это не только потерянное время и пропавшее настроение, это боль и стыд за наше кино. Как можно смотреть эту «развесистую клюкву» о нашей народной, священной войне? Как можно браться за эту тему, не имея никакого представления о сущности этой войны и ее правде?
Украинское ТВ умудряется каким-то образом показывать российские фильмы даже раньше, чем их видит российский зритель. Не все, правда – здесь действует какой-то избирательный принцип, вот «Служу Советскому Союзу» под него подошел.
Я не слышал, чтобы российское ТВ уже показало «Снайперы. Любовь под прицелом» (может, и ошибаюсь), поэтому появление этой киноновинки на Украине раньше, чем в России, каюсь, сразу воспринял с настороженностью. Но как только обозначилась канва сюжета, настороженность сменилась недоумением, а с появлением на экране мордатого пьяного лейтенанта, размахивающего пистолетом перед носом бойца и грозящего расстрелять его, если он не раздобудет шнапса, пропало и желание смотреть дальше. А дальше «сталинские палачи», как же без них? Брутально-жестокие, подозревающие в каждом советском человеке вражеского шпиона. Как мы только победили в войне, где вся Европа легла под нацистский сапог? Поскольку ответа фильм не дает, у меня вопросы к нашим «киноваятелям».
"ДЕКРЕТ О ЛИКВИДАЦИИ ПЯТОЙ КОЛОННЫ". ЧТО ИХ НА САМОМ ДЕЛЕ ВЗБЕСИЛО В "ЗАКОНЕ ДИМЫ ЯКОВЛЕВА"
Роман НОСИКОВ
24.12.2012
Скорбят наши креативные. Скорбят, руки заламывают, про совесть напоминают. Про милосердие. Где наш гуманизм? Где “человек-человеку”? Весь накопленный за долгие столетия опыт по публичному скорблению и взыванию к милосердию -- налицо. Жалко им наших детей. Вот практически как своих жалко.
Скорбит Маша Гессен: "Кровь этих детей будет и на ваших руках".
Скорбит экс-юрист, экс-лидер революции, а сейчас опять просто блогер А.Навальный: "Ещё раз: мы обязаны присвоить этому закону название "закон подлецов". Ведь "закон Димы Яковлева" -- это просто оскорбительно для всех".
Скорбит журналистка "Эха Москвы" Ирина Воробьева. "Называть политический ответ именем погибшего ребенка – людоедство… Тем не менее в заголовках и текстах название "закон Димы Яковлева" присутствует постоянно. Я прошу вас, не повторяйте это людоедство на страницах своих газет, в эфирах радиостанций и телевидения, в своих блогах. Тем более что официально такого названия всё-таки нет".
А жальче всего им наших сирот-инвалидов. Кстати, очень удобный случай подвернулся -- есть чем в глаза потыкать:
"Американская звезда паралимпийского спорта, обладательница 18 мировых рекордов Джессика Лонг на завершившихся в Лондоне Паралимпийских играх получила 8 медалей по плаванию, из них 5 золотых и 2 серебряных, и установила новый мировой рекорд.
Мало кто знает, что Джессика родилась в России и при рождении её назвали Татьяной. 20 лет назад в роддоме города Братска от неё отказалась родная мать. У малышки были врождённые увечья – отсутствовали берцовые кости и кости стоп. Ноги пришлось ампутировать. Тогда врачи сказали, что девочка никогда не сможет ходить. Через год девочку удочерила семья из США – мама Бетт и папа Стив. Они дали Тане Кирилловой новое имя – Джессика Лонг. За эти годы Джессика стала всемирно известной спортсменкой... Повезло Джессике — не усыновили бы её американцы и не было бы, наверное, ни карьеры спортивной звезды, ни всемирной славы, ни снимков в светской хронике — ничего.
ПИСЬМО ИЗ ДЕРЕВНИ В КУЛЬТУРНУЮ СТОЛИЦУ. ДИРЕКТОРУ ЭРМИТАЖА
Руслан ЛЯПИН
20.12.2012
Во всей ситуации с «новомодными культурными акциями» меня спасает только то, что в культуре я, честно говоря, не особо разбираюсь. Как для провинциала, для меня искусство – это Айвазовский с Рембрандтом, Гюго с Достоевским да Рахманинов с Моцартом. И хоть и играю у себя в театре, но опять же – все по-деревенски: то Гоголя, то Ильфа и Петрова. Да и музей для меня – место, где ты встречаешься с историей. А раз я понимаю в этом мало, то и мнение мое на экспертное никоим образом не претендует. Тем не менее я его выскажу...
Вот тут на прошлой неделе общество очередной раз за этот год схлестнулось с «сообществом экспертов и ценителей» на тему культуры и нравственности. В этот раз обществу не понравилась высокохудожественная, антифашистская, признанная во всем цивилизованном мире игрушечная оргия британских творителей.
Уж который раз «эксперты и ценители прекрасного» вдалбливают народу самые элементарные вещи: член на мосту – это не хулиганство, а уличное артискусство; групповуха в музее – не хамское извращение, а политакция; танцпол на алтаре – это не святотатство, а самовыражение. Однако он – народ то бишь, никак этого не понимает. Беда просто с ним – дремучим. И мало того, что не понимает, а еще и лезет со своим тупым мнением к «признанным экспертам, специалистам и ценителям прекрасного». Тут в пору хоть ликбезкульт или просто безкульт в стране вводить.
А ведь и правда, где та грань, когда кончается самовыражение и начинается попрание нравственности? Как определить – вот это хорошо, а это плохо? По каким критериям судить, что достойно обозрения в одном из самых известных музеев Европы – Эрмитажа, а что нет. И кто здесь судьи?
РАССЕЯННАЯ РУСЬ
Как наши соотечественники стали заложниками перемен
Марина СТРУКОВА
20.12.2012
Они русские, но для многих из них до сих пор остаётся второй родиной узбекский, таджикский или казахский город, замирает сердце при звуках восточной речи, помнится вкус настоящего плова, запахи азийской весны, у них и в характере остались восточные черты. Но всё же эти люди здесь. Обживаются, отправляют детей в школы, привыкают быть русскими в России.
Когда рухнул Союз… Многое изменилось, когда он рухнул, а западные спецслужбы и исламистские организации набросились на неуверенные, но амбициозные бывшие республики, насаждая там русофобию, чтобы застраховать себя от возрождения великой страны, использовать потерянные ею области в своих политико-экономических интересах. Три фактора обусловили переселение русских на историческую родину: вопрос безопасности, вопрос работы, вопрос культуры. Они взаимосвязаны. Выход из этого треугольника только один – туда, где готовы принять.
Местные жители стали неприветливей, на улицах появились люди с автоматами, ночами боевики врывались в квартиры, вынуждая уезжать, отдавать имущество за бесценок. Независимость там укрепляли не мерами, стимулирующими рост экономики, а законами, ограничивающими употребление русской речи в обучении, на телевидении, на работе. Зачастую квалифицированного русского специалиста, не знающего местный язык, заменял малообразованный приезжий из кишлака. К тому же у азиатских народов сильна поддержка родственников, людей одного клана, куда русские не входили. Они, при советской власти приезжавшие поднимать окраины, теперь потеряли средства к существованию. Впрочем, был случай, когда во время военного конфликта в одной из республик русских рабочих просто закрыли в цехах, чтобы не разбежались, там они и ночевали. Странный способ удержать, средневековый.
1 ... 2 ... 3 ... 4 ... 5 ... 6 ... 7 ... 8 ... 9 ... 10 ... 11 ... 12 ... 13 ... 14 ... 15 ... 16 ... 17 ... 18 ... 19 ... 20 ... 21 ... 22 ... 23 ... 24 ... 25 ... 26 ... 27 ... 28 ... 29 ... 30 ... 31 ... 32 ... 33 ... 34 ... 35 ... 36 ... 37 ... 38 ... 39 ... 40 ... 41 ... 42 ... 43 ... 44 ... 45 ... 46 ... 47 ... 48 ... 49 ... 50 ... 51 ... 52 ... 53 ... 54 ... 55 ... 56 ... 57 ... 58