Советуем прочитать  
НАКАЗАНИЕ БЕЗ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Лев СТЕПАНЕНКО
12.12.2016
Спектакль «Борис Акунин. Чайка» московского театра «Школа современной пьесы» в постановке Иосифа Райхельгауза

В Омске и других городах России стартовал культурно-социальный проект «Театральная Россия». Из официальной информации можно узнать, что реализуется он фондом «Мир и гармония» при поддержке Министерства культуры РФ, Министерства образования и науки РФ, Полномочного представителя Президента РФ ЦФО, губернаторов, министерств культуры, а также представителей местных администраций в регионах.
В основе масштабного проекта «Театральная Россия» лежит идея познакомить публику российских городов с лучшими театральными постановками Москвы и Санкт-Петербурга в прямой трансляции и записи. Посредством высокоскоростного интернета и современных технологий предполагается осуществлять прямую трансляцию из знаменитых театров двух столиц на широкие экраны кинотеатров в различных городах России.
Теплеет сердце от такой заботы партии и правительства. Я поспешил на презентацию проекта, которая состоялась 11 ноября 2016 г. в одном из залов КДЦ «Вавилон». Удивило то, что в огромном здании КДЦ, с восемью кинозалами и множеством молодёжи, зал, где состоялась презентация с бесплатным показом на экране спектакля, был полупустой. Присутствовало лишь три-четыре десятка солидных людей, как оказалось, функционеров от культуры, пришедших по долгу службы. Оговорюсь сразу, что они, отсидев презентацию, потянулись по одному из зала минут через десять после начала спектакля. К концу спектакля нас осталось лишь человек десять.
С презентацией проблем не было. За столом четыре человека: чиновница из министерства культуры области, представитель киносети, менеджер проекта из Москвы Иван Феоктистов и заслуженная артистка Любовь Руденко, оптимизм которой и создал настроение присутствующим. Она пела и декламировала, зажигая присутствующих гимном о великой миссии театрального искусства. Сидящие за столом раскрывали грандиозные перспективы приобщения населения, ещё ничего не знающего о своём счастье, к древнему и спасительному искусству.
ПРО ВРЕД НАЦИОНАЛЬНОГО ПОКАЯНИЯ
Дмитрий ОЛЬШАНСКИЙ
08.12.2016
Одной из самых обсуждаемых тем осени стали преступления коммунизма и Советской власти.
Как, опять? − хочется спросить.
Да, опять.
После того, как некий молодой человек из Томска по фамилии Карагодин развил большую деятельность по поиску сотрудников органов, ответственных за арест и расстрел его прадеда-крестьянина 80 лет назад, и эта деятельность собрала бурные аплодисменты в нашей либеральной среде, − тема покаяния за Советский Союз снова стала модной.
И раз уж идея поиска в прошлом виноватых за всё − не исчезает, и мы видим, как она популярна в Восточной Европе, − приходится предположить, что однажды она может заново зазвучать не только из клуба поклонников Карагодина, но и из источников посерьёзней.
Так что давайте разберёмся.
Для начала, само явление коллективного покаяния, да ещё и за преступления, которые совершали не сами кающиеся, и не представители государственной и судебной системы, от лица которой нечто подобное происходит, а их далёкие предки или предшественники, − это абсолютный нонсенс с точки зрения как христианской нравственности, так и светского права.
Ответственность − индивидуальна, она не передаётся по наследству и не делегируется каким-то коллективам и абстрактным общностям.
Разумеется, с чьей-то колокольни это приятно и полезно: закошмарить какую-то общность призраками злодеяний, голода или геноцида, совершенных заведомо до рождения любого из участников этой общности, − и получить с неё деньги.
Больше того, теперь именно так и принято поступать − по миру кочуют теперь таборы профессиональных «жертв», составляющие списки тех, кто им должен.
Однако нельзя забывать, что это спекуляция и мерзость как перед Господом, так и перед людьми.
ПОЛЬША НАЧАЛА ВТОРУЮ МИРОВУЮ ВОЙНУ? ДА НУ…
Саша КОРПАНЮК
05.12.2016
Итак, с вашего разрешения, мы начинаем, уважаемые товарищи-братья, наше документальное исследование по нарытым в недрах энциклопедий и архивов разных интересных фактам.
Весь демократический мир твердит, что Вторую мировую начали СССР и Германия… Сталин и Гитлер. И мы хотим с документами в руках опровергнуть эти заявления. И вот опровергнув, мы и предлагаем читателю самому перечитать наш опус и сделать выводы из нижеследующего.
Что же вы увидите, прочитавши всё это с добросовестным вниманием? Что же вы увидите, прочитавши интересные факты из истории, но изложенные в другом порядке? Сами поймёте! Автор, братья, не рубит ваши крылья фантазий и предлагает самим расставить точки над Ё.
Итак, версия демократов, принятая почти всеми. Война началась нападением Гитлера на БЕЗЗАЩИТНУЮ Польшу 01.09.39 года, фашисты растерзали миролюбивый народ к 17 сентября, и в тот же день, но уже 1 сентября, на Польшу напал Сталин и оккупировал страну по линии Керзона. Так!
Теперь документы.
После Первой мировой войны у поверженной Германии странами-победительницами были отторгнуты значительные территории, естественно, вместе с населением. 2 миллиона немцев оказались в Польше. После Второй мировой войны оккупированные Германией территории с компактно проживающим на них немецким населением были возвращены прежним владельцам. Решением Потсдамской конференции Польше были дополнительно переданы немецкие земли, на которых проживало ещё 2,3 миллиона немцев.
13 сентября 1946 года был подписан декрет об «Отделении лиц немецкой национальности от польского народа». Если ранее немцев выдавливали из Польши, создавая им невыносимые условия жизни, то теперь «очистка территории от нежелательных элементов» стала государственной программой.
Не прошло и ста лет, как эти 4 с лишним миллиона польских немцев бесследно растворились. По данным переписи 2002 года, из 38,5 млн польских граждан немцами себя назвали 152 тысяч человек.
А начиналось это так…
БЕЛОРУССКИЕ ГРАБЛИ
Дмитрий ОЛЬШАНСКИЙ
29.11.2016
Поговорим о Белоруссии.
О Белоруссии вообще-то говорят редко − а если и говорят, то только в благожелательном тоне.
Мол, сильный президент, хорошее сельское хозяйство, а ещё оставшееся от СССР − и не разрушенное производство, безвизовый въезд, наш союзник.
Что ещё нужно? Она ведь нам нравится, Белоруссия.
Конечно, всё это правда. Но кое-что ещё − всё-таки нужно.
Беда в том, что наши отношения с Белоруссией − буквально повторяют все те же ошибки, что уже привели к катастрофе на Украине.
Что было там − то есть и тут.
Самый уязвимый момент − упор на дружбу с начальством. Ориентация исключительно на начальство, когда все вопросы должны решаться на высшем уровне − и никак иначе.
А ведь в Белоруссии есть школы, университеты, музеи, издательства, газеты, да хоть бы и блоги, наконец.
Там есть не только начальство, но и общество.
Но много ли русского и про-русского этому обществу даётся уже двадцать пять лет?
Боюсь, что нет.
Боюсь, что там − год за годом, медленно, без той пародийной истерики, что была на Украине, − в головы людям вбивается тот же набор: «беларусы» − это не западнорусские люди, такие же, как и мы здесь, а новая национальная общность, живущая в своём − отныне и навсегда − независимом государстве, и общности этой, уходящей корнями в Великое Княжество Литовское. И поэтому нужно стать частью Европы, нужно играть роль европейского форпоста на границе с варварством и советскими пережитками…
ВОЛЬНЫЕ БЮДЖЕТНИКИ И НЕМОТСТВУЮЩИЙ НАРОД
Юрий ПОЛЯКОВ
11.11.2016
О манифесте мятежных рантье

Осеннее обострение вольнолюбия ознаменовалось новым наездом на Министерство культуры. Я, конечно, не считаю эту организацию идеальной, но от чиновников надо требовать разумной организации процесса, а не прикладной метафизики. Итак, на съезде СТД-ВТО (старая аббревиатура подходит этой структуре куда как больше) с пламенной речью в защиту свободы творчества на бюджетной основе и против цензуры в формате 1937 года выступил Константин Райкин. Ничто так не вдохновляет худруков на борьбу с системой, как проблемы с бухгалтерией. Когда-то, в далёкие 1970-е, будучи инструктором Бауманского РК ВЛКСМ, я помогал ему, молодому актёру «Современника», сочинять выступление для отчётно-выборной конференции. Полагаю, нашумевшую съездовскую речь ему тоже помогли подготовить: уж очень она концептуально формулирует основные претензии «вольных бюджетников» к власти. Хотя, возможно, с годами легкокрылый актёрский ум набряк мудростью.
Но особенно меня заинтересовала статья-манифест режиссёра Андрея Звягинцева «Дурной сон госзаказа», опуб¬ликованная в «Коммерсанте» и продолжившая тему, поднятую Райкиным. Судите сами.
«…Вмешательство властей в профессиональные дела любых специалистов часто абсурдно, но во сто крат абсурднее вмешательство в дела художников. Это профессия, сама суть которой − свободное творчество, то есть рождение нового, до поры до времени не известного даже самому художнику. Когда чиновник задаёт автору тему и контролирует «правильное» её воплощение в акте искусства, он метким ударом стреляет в самое сокровенное, что есть в профессии, − в тайну творческого процесса…»
По моим наблюдениям, в литературе свободнее всех чувствуют себя графоманы. В театре и кино тех, кто за себя не отвечает, тоже хватает. К тому же я не припомню, чтобы за последние тридцать лет власть задавала автору тему. Например, будучи ещё советской, она очень удивилась, ко¬гда я написал «Сто дней до приказа». Почти четверть века назад новые насельники Кремля в благодарность за помощь в свержении «совка» отдали либеральным творцам полный контроль над художественным пространством и удалились в нефтегазовую сферу. «Твори, выдумывай, пробуй…» И кормись! Кто заказывал Богомолову «Идеального мужа», Райкину − «Все оттенки голубого», самому Звягинцеву − «Левиафана», Кулябину − «Тангейзера», Захарову − «День опричника»? Власть? Я вас умоляю! Она забыла, в какую сторону сиденья в театре откидываются. Большинство наших режиссёров давно ведут себя в творчестве, как Настасья Филипповна − в личной жизни, а власть поступает как идиот − ну, в смысле, князь Мышкин. Рогожина на них нет. Да, в последнее время Минкульт стал очень робко интересоваться, на что тратятся бюджетные деньги. А почему бы и нет? Время такое − экономное. С олигархов тоже ведь стали брать налоги, а депутатов заставляют перечислять всё имущество, вплоть до «копейки», купленной в бедной юности. Странно, но никто не удивляется, почему зарплаты некоторых столичных худруков в тысячи (!) раз больше, чем жалкие жалования губернских актёров, даже народных. Они что, в Москве, на сцене несут золотые страусиные яйца?
«ЧИТАЯ ЭТУ МЕРЗКУЮ КНИЖКУ»
Александр КОНДРАШОВ
11.11.2016
Худрук «Сатирикона» разоблачил врагов народа 

Выступление Константина Райкина на съезде Союза театральных деятелей наделало столько шума, вызвало такую бурную дискуссию, как будто на теле отечественного театра вскрылся огромный фурункул. Но забрызгал он не только тех, кого предполагалось. Открылось то, что зрело-перезрело в давно устоявшемся замкнутом мире. 
Якобы оскорблённые
«Сейчас я буду говорить немножко взбалмошно, потому что я с репетиции, у меня ещё вечерний спектакль, и я внутренне сучу ножками», − начал свою страстную речь Константин Райкин. «Мне довольно сложно говорить спокойно… Во-первых, сегодня 24 октября − 105 лет со дня рождения Аркадия Райкина. <…> Папа, когда понял, что я стану артистом, учил меня одной вещи, которая называется «цеховая солидарность». Для успешной карьеры артиста действительно важна корпоративная этика − не выносить сор из избы и т.д., но неужели это самое главное, чему учил великий эстрадный сатирик своего талантливого сына? 
«Меня очень тревожат <…> «наезды» на искусство и на театр в частности.
Эти совершенно беззаконные, экстремистские, наглые, агрессивные, прикрывающиеся словами о нравственности, о морали и вообще всяческими благими и высокими словами: «патриотизм», «Родина» и «высокая нравственность». Вот эти группки якобы оскорблённых людей, которые закрывают спектакли, закрывают выставки, нагло себя ведут, к которым как-то очень странно власть нейтральна − дистанцируется от них…»
А почему якобы (оскорблённых)? К.Р. не допускает, что кого-то что-то в спектаклях может возмутить или оскорбить? У К. Серебренникова, К. Богомолова и даже М. Захарова с О. Табаковым есть какой-то патент на нравственность, Родину и патриотизм, а у К.Р. − наследственное право единственно верно трактовать эти понятия? И какие их спектакли закрыли? А что касается власти, то она действительно нейтральна. Послушно финансирует эпатажные проекты, и даже когда общественность крайне возмущена, она по-прежнему остаётся нейтральной, хотя совсем игнорировать «мнение народное» не может. Или Константин Аркадьевич хочет, чтобы власть разделила с ним счастье ответственности за то, что деньги налогоплательщиков тратятся на такие спектакли, как «Все оттенки голубого», который некоторые «группки» обвинили в гей-пропаганде?
«Мне кажется, что это безобразные посягательства на свободу творчества, на запрет цензуры. А запрет цензуры – это величайшее событие векового значения в художественной, духовной жизни нашей страны… У нас это проклятие и многовековой позор нашей культуры, нашего искусства наконец был запрещён».
Ну это К.Р. круто завернул − насчёт «величайшего события векового значения»! Как будто до него русский театр веками влачил жалкое существование и только сейчас необыкновенно расцвёл. У нас больше 25 лет цензуры нет, и что? Появился кто-то приближающийся по мощи таланта к Станиславскому, творившему под гнётом царской, а потом советской цензуры?
МОМЕНТ ИСТИНЫ
Андрей СОКОЛОВ
28.10.2016
Доморощенные либералы прикидывают, на чьей стороне быть в случае войны

Для каждого россиянина ответ на такой вопрос, казалось бы, ясен. Точнее, его для нас вообще не существует. Как вообще о таком можно рассуждать? Ан, нет. В среде либералов дискуссия на эту тему уже идёт полным ходом. А поводом для неё стали война в Сирии, и недавнее решение парламентов Украины и Польши, возложивших вину за начало Второй мировой войны на СССР.
Обвинение − поразительно кощунственное! Тем не менее, его выдвигают законодательные собрания стран, народы которых СССР спас от нацистского рабства и полного истребления! Если бы Советский Союз не разгромил гитлеровские армады, никакой Польши на карте Европы, а может, и самих поляков сегодня бы не было. Как не было бы и независимого государства Украины.
Коротка же память у этих господ! А о совести и говорить не приходится. Ослепление русофобией у депутатов этих стран таково, что историю они ставят с ног на голову. Но ещё печальнее, что и в России находятся те, кто солидарен с такой точкой зрения.
«Поскольку за отрицание правильной роли Советского Союза во Второй мировой войне у нас могут взять под замок или штрафануть, постараюсь быть максимально аккуратным, обтекаемым, но при этом откровенным, − с видимым удовольствием комментирует случившееся штатный обозреватель «Эха Москвы» Антон Орех. − Резолюция, которую принимают поляки, украинцы и литовцы, конечно, вовсе не про мировую войну… Я не думаю, что авторов резолюции так сильно заботит историческая правда. Они хотят позлить Путина, Мединского и 33 дивизии квасных патриотов с капустой в бороде и профилем Сталина в сердце. Если наши психанут, а по идее − должны психануть, − значит, резолюцию придумали не зря и цели достигли», − одобрительно похлопывает по плечу авторов провокационного обвинения в адрес России штатный обозреватель «Эха».
«Совершенно согласен с тем, что именно русские провоцируют все войны и что именно Россия, русские − источник всего зла в мире», − подхватывает другой постоянный автор «Эха», писатель и поэт московской либеральной тусовки Дмитрий Быков. При этом он ссылается на… Достоевского.
«Если уж на то пошло, то это поклонение Достоевскому нас привело к Мотороле, − пишет он с позиции либералов, которые считают подло убитого в Донбассе Арсена Павлова не героем, а преступником. «Хотя, конечно, − продолжает ерничать Быков, − само сопоставление этих фигур кому-то покажется кощунственным (причём одни будут защищать Моторолу, а другие − Достоевского), но ясно, что это несопоставимые личности. Но ясно и другое: культ иррационального, уверенность в том, что убийство − это форма творчества... Есть всегда такой соблазн героизации зла. Потому что вот эта героизация зла − просто прямого зла, чего там говорить, − она и у Достоевского была…»
ЧАПАЙ-НОВОРОССИЯ
Глеб БОБРОВ
28.10.2016
Поэт и драматург Юрий Юрченко об ожидании чуда

О парадоксе отсутствия темы войны в Донбассе на подмостках и киноэкранах молодых республик и в России в эксклюзивном интервью «СП» рассказывает поэт и драматург России, Франции и Донбасса Юрий Юрченко.

«СП» − Парадокс: за два с половиной года войны ни один театр России не поставил ни одного полноценного спектакля об этих событиях. Также не снято ни одного полнометражного фильма или сериала, если не считать короткий метр «Невыученный урок 1441». Почему?

− Два года назад Россия готова была ставить пьесы и снимать фильмы о событиях, происходящих на Юго-Востоке Украины, потому что сердце её билось в одном ритме с Донбассом, но тогда их ещё − ни пьес, ни сценариев − не было (и не могло быть) создано. Тут специфика ремесла сработала на поэтов: они начали откликаться уже с первых − «майданных» − месяцев. И поскольку всё (что бывает крайне редко) совпало (заявления с самой высокой трибуны − с мыслями и надеждами большинства россиян), плюс − эйфория по поводу блистательно и бескровно присоединенного Крыма, то поэты и «проскочили» на этой объединившей (как выяснилось, на очень небольшой период времени) весь русскоязычный мир волне: было издано десятка полтора сборников, несколько из них − в московских издательствах, презентация сборника «Час мужества» (Книга Года 2015!) прошла в Думе, стихи о Донбассе, читавшиеся поэтами в Думе, транслировались по ТВ, в программе «Время»!
Сегодня всё это кажется необузданной фантазией… Драматурги и сценаристы за поэтами, к сожалению, не поспели. Пока их произведения «вызревали», политический ветер сильно изменил направление. Тему Донбасса «прикрыли». Сверху. И пьесы, и сценарии об этих событиях − не берусь судить о качестве, но − есть. Нет выхода к читателю и зрителю. Издательства, киношно-театральное чиновничество не только не стремятся отыскать эти тексты, более того − они шарахаются от них, как от чумы. Да, Донбасс показал, проявил ангажированность и зависимость нашего театра и кино. «Почему»? − может быть, отвечая на следующие вопросы, мне удастся, так или иначе, ответить и на этот…
ВОИН АРСЕНИЙ. ПАМЯТИ МОТОРОЛЫ
Егор ХОЛМОГОРОВ
18.10.2016
…Утром 16 октября мы с сыном расставили на столе оловянных солдатиков, купленных накануне в московском «Детском мире».
− Это что за флаг? − спросил отпрыск. 
− Новороссии, − ответил я.
− Что такое Новороссия? 
− Место, где русские люди восстали за достоинство и свободу.
− А дядя с гранатомётом это кто? 
− Моторола. Отважный воин. Враги его боятся больше всех.
− А кто враги? Фашисты? 
− Да. Правильней всего сказать − фашисты.
Думаю, таких разговоров отца и сына теперь в России будет больше. Ведь не прошло и полусуток, как прозвучала сшибающая с ног, выжигающая душу новость. Моторола убит. Не в бою, не в каске и с оружием в руках, а в результате подлого теракта. Взорван в лифте жилого дома вместе с охранником.
Сначала казалось, очередной фейк или плод хакерской атаки. Не может быть − они его столько раз объявляли мёртвым, конечно, он жив и сейчас! Вскоре ужасная правда подтвердилась, наступило огромное чувство горя пополам с гордостью.
Горя, потому что погиб отважный солдат, образец доблести и силы. У него остались молодая жена и двое малышей, одному из которых нет и двух недель. Осталось осиротевшее братство настоящих воинов − батальон «Спарта». Остались молодые республики, где люди верили: за Моторолой как за каменной стеной, пока он здесь − никакой Порошенко со своими карателями сюда не вернётся.
Гордости − оттого, что небесного полку русских героев прибыло. Что славная традиция подвига в России не прервалась. Простой парень с автомойки воплотил в себе лучшие черты тысячелетнего русского воинского духа, стал воином с большой буквы. В Мотороле было что-то от Чапаева − народный герой-самородок. Персонаж даже не истории, а эпоса, былины… Только Чапай сражался за красных, а Моторола − за всех русских, за всю разделенную нацию, чьи раны кровоточат четверть века. Он был образцом ополченца − идущего в бой не по приказу, а потому что подсказало сердце − за дело, которое подавляющее большинство соотечественников признает святым и правым.
ОСТАП БЕНДЕР ОТ ИСТОРИИ
Андрей СОКОЛОВ
13.10.2016
НЕ НА ТОМ ЭКОНОМИМ
Александр КАЛИНИН
10.10.2016
Школа на селе − больше, чем школа, а учитель − больше, чем учитель

Деревенская школа − это не просто образовательное учреждение, дающее, как нынче принято говорить, определённые образовательные услуги, это целый мир, который сегодня безжалостно продолжают разрушать не по необходимости, а по чьей-то чиновничьей прихоти. Хотя расходы на содержание таких школ не идут ни в какое сравнение с расходами на бюрократический аппарат.
У меня сохранился любопытный документ − письмо в Кремль учителей Пронинской основной школы Весьегонского района (того самого, где когда-то красный командир Александр Тодорский написал книгу «Год с винтовкой и плугом», так понравившуюся Ленину). Было оно писано в начале 2000-х, когда под страшным словом «оптимизация» подразумевалось ещё не закрытие сельских малокомплектных школ, а лишь сокращение их педагогических коллективов, и на районном совещании директору было объявлено, что с нового учебного года в школах этого типа начальное обучение будет вести вместо четырёх всего один учитель.
Сегодня это письмо кажется даже несколько наивным.
«…Надо ли говорить о том нравственном ущербе, который последует в связи с этой реорганизацией? − говорилось в письме. − Психологами давно доказано, что основы культуры языка и грамотности закладываются в начальной школе. И без того за последние три года на содержание нашей школы, методические пособия, технические средства обучения, средства сангигиены не выделено ни копейки. Скоро ни сидеть, ни писать будет не на чем − приходит в негодность мебель. Кроме того, сокращение двух учителей начальной школы ведёт к сокращению 0,5 ставок завуча, вожатой, библиотекаря, рабочего по обслуживанию здания, ставки гардеробщицы (повара). Да, экономия есть, но какой ценой? Ладно, учителя свыклись за эти годы со своим унижением и нищенской зарплатой. Но не лишайте детей того малого, что они имеют. Последствия таких решений скажутся позже...».
Письмо было направлено в область, область отправила в район комиссию, которую тогдашний глава районной администрации заверил, что никаких реорганизаций в Пронинской сельской школе не допустит.
Где теперь тот глава? И где та школа? Нет её, как и 25 тысяч других, в основном сельских, закрытых по всей России за последние пятнадцать лет.
НЕ ЗАБЫТЬ
Роман СЕНЧИН
06.10.2016
Роман Сенчин о Лидии Графовой, книге «Разнесённые ветром», и вытеснении русских из постсоветских республик

16 сентября в Центральном доме литераторов прощались с известным критиком и замечательным человеком Андреем Михайловичем Турковым. Среди тех, кто произносил слова у гроба, была и журналистка Лидия Графова, упомянувшая о рецензии Андрея Михайловича на свою книгу «Разнесенные ветром».
Вернувшись с гражданской панихиды домой, я тут же стал искать книгу Графовой в интернете.
Судя по каталогам, в московских книжных магазинах её нет. Отыскалась электронная версия (не пиратская) на сайте «Российской газеты», вернее, вёрстка книги. Издателем указано «ООО Сам Полиграфист», тираж − 300 экземпляров. Самиздат, в общем, хотя и не подпольный − в выходных данных указано: «При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 17.01.2014№ 11-рп и на основании конкурса, проведённого Движением „Гражданское достоинство“».
Почему я сразу после траурной церемонии засел за чтение? Дело в том, что Лидия Графова в начале 90-х была одним из очень немногих журналистов, кто писал о беженцах и «вынужденных переселенцах» (странная формулировка, которая почему-то прижилась) не наскоком, не как о чём-то, что повысит рейтинг газеты, а всерьёз, с болью, упорством, не бросая несчастных героев своих материалов.
Статьи Графовой, публиковавшиеся в то время в основном в «Литературной газете», читались по очереди, а то и вслух в нашей семье. Не только (и не столько) как образчики хорошей журналистики, а как документы, касающиеся и нас, конкретных людей.
Мы жили тогда в городе Кызыле, столице Тувинской АССР в составе РСФСР (ныне Республика Тыва), и, начиная с 1988 года ситуация там ухудшалась буквально с каждым днём: титульная национальность стала освобождать территорию от «пришлых», «оккупантов». До массовых столкновений не доходило, но поджоги домов, избиения, ножевые ранения случались постоянно.
До лета 1993 года наша семья покидать Туву не собиралась − у мамы здесь были корни (её дед и бабушка поселились в Туве, тогдашнем Урянхайском крае, ещё до того, как Российская империя приняла эту землю под протекторат в 1914-м), отец приехал в Туву в 1960-х из Красноярска, как молодой представитель творческой интеллигенции…
Когда начались конфликты на национальной почве, большинство русских (сюда относились и украинцы, армяне, евреи, коми, греки) не предавало им большого значения. Была уверенность, что вот-вот всё наладится, успокоится, и все мы снова заживём большой дружной семьёй…
ЛЕОНИД КУРАВЛЁВ: «ЗНАЧИТ, БУДЕМ ЖИТЬ»
Татьяна ЗЕМСКОВА
06.10.2016
Восьмого октября выдающемуся русскому артисту исполняется 80 лет

Его легко узнают на улице. Люди при встрече улыбаются. Леонид Куравлёв – актёр радостный. Жорж Милославский в фильме «Иван Васильевич меняет профессию», сантехник Борщов в «Афоне», Шура Балаганов в «Золотом телёнке», Хома Брут в гоголевском «Вие»… А первое признание принесла ему роль Паши Колокольникова в картине «Живёт такой парень». Фильм был снят в 1964 году режиссёром Василием Шукшиным. В последние годы Куравлёв живёт уединённо, не участвует в «звёздных тусовках», не мелькает на телеэкране, не даёт интервью. Но для телеканала «Культура» (и для «ЛГ», коей он многолетний подписчик) Леонид Вячеславович сделал исключение: согласился поговорить о Шукшине.
− Однажды я увидел человека, одетого необычно для студента – гимнастёрка, галифе, сапоги, Может быть, случайно в толпе? Не знаю. Но в памяти остался именно таким.
– Вы ведь вместе учились во ВГИКе?
– В 1960 году я окончил институт, а Шукшин снимал для диплома небольшой фильм «Из Лебяжьего сообщают». Помощница по актёрам видела меня в картине «Мичман Панин» и запомнила. Она и сказала Шукшину: «Появился интересный студент. Только что окончил». – «Что он окончил? – спросил Шукшин. «ВГИК». – «А, наш. Пригласите его, я на него посмотрю». Я приехал и узнал в Шукшине того самого необычного студента, одетого в гимнастёрку и сапоги. Хотя он уже был в костюме. Он утвердил меня на роль Сени Громова.
Это начало моей дружбы с Шукшиным, которая продолжилась фильмом «Живёт такой парень». Вот я сказал – «дружбы». Я осторожен в этом смысле, понимал, когда только он начинал снимать свои картины, что это за фигура – Василий Шукшин. Но сам Василий Макарович в одном из очерков написал, что мы друзья. Сам я бы не осмелился сказать: «Шукшин мой друг!» – когда ушёл Высоцкий, умер Шукшин, друзей сразу образовалось очень много… И вот «Живёт такой парень». Видимо, он своим талантливым взором прочитал во мне некую судьбу, некий характер, который ему пригодился в этой работе. Я там похож, характером похож…
ПАЛЬМОВОЕ МОЛОКО ОТ РОССИЙСКИХ БУРЁНОК
Александр СИТНИКОВ
03.10.2016
Дефицит натурального продукта восполняют опасным для здоровья растительным жиром

27 сентября помощник министра финансов Светлана Никитина официально сообщила, что акцизный сбор на пальмовое масло вводиться не будет.
Вообще-то, действия властей выглядят нелогично. Напомним, в сентябре 2015 года министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачёв выступил с инициативой маркировать продукты, в состав которых входит пальмовое масло. По его словам, потребители должны быть информированы, чем они питаются. Тогда же многие из россиян впервые узнали ещё об одной особенности национального рынка. Оказывается, у нас в стране не только водку, колбасу и лекарства, но и молоко, сливочное масло и сыр активно подделывают недобросовестные «бизнесмены».
Собственно, эта проблема молочного эрзаца замалчивалась с начала 21 века. Исторически сложилось, что пальмовое масло импортировалось в РФ из ЕС и Индии по цене, доходившей до $ 4,8 за кг, что и сдерживало его применение для фальсификации молочной продукции. Всё-таки до нефтяной «манны небесной» россияне имели низкие зарплаты. Но начиная с 2003 года, одновременно с хлынувшими в страну нефтедолларами начался бум поставок тропического масла, которым стали замещать молочное производство.
Так, в августе 2014 года, когда в ответ на западные санкции было введено продовольственное эмбарго, определили, что дефицит производства российского товарного молока составляет как минимум 15 млн. тонн. Эту дыру предприниматели закрыли возросшим импортом пальмового масла. Его, по данным Росстата, в 2015 году было ввезено 900 тыс. тонн на сумму 640 млн. долларов, что на 25% превысило показатель 2014 года.
Видимо «переварив» эти сумасшедшие цифры, в феврале нынешнего года Минфин согласился с Минздравом о необходимости обложить специальным налогом пальмовое масло и вести «заметные наклейки». Мол, и покупатели будут уведомлены о наличии в продуктах «вредных ингредиентов», и казна получит дополнительный доход. Расчёты показывали, что с введением акциза доля заморского продукта должна была снизиться за счёт конкуренции с добросовестными производителями, как минимум на треть.
Появился бы дополнительный стимул для увеличения общероссийского производства сырого молока, были уверены сторонники акцизного сбора. 
В апреле 2016 года президент России Владимир Путин дал команду кабинету министров, чтобы Минсельхоз, Минздрав, Минэкономразвития и Минфин определились до 1 июня 2016 года по поводу ввода акциза. Не прошло и трёх недель, как министр экономического развития Алексей Улюкаев высказался против этого шага, мотивируя своё решение сложностью административного характера. Мол, хлопотно всех подряд проверять. И вообще − имеется ряд заменителей и аналогов, значит, и на них тоже необходимо вводить сбор. Короче, «трудоёмкое» это дело, и нет смысла связываться.
КОНСТИТУЦИОННОЕ БОЛЬШИНСТВО ИЗ-ПОД ПОЛЫ
Святослав ИВАНОВ
26.09.2016
Взгляд неравнодушного избирателя

Вполне допускаю, что партия власти на выборах в Госдуму-2016 добилась поддержки большинства избирателей, принявших участие в голосовании. За счёт пропаганды, административного ресурса, в том числе из чувства солидарности на фоне внешних угроз, о которых говорит президент РФ Владимир Путин. А более всего − за счёт дисциплинированных бюджетников, открепительных талонов и кадрового ресурса корпораций, которые возглавляют депутаты от партии власти. Но вот конституционное большинство в Госдуме единороссы, скорее всего, получили из-под полы. Из-под полы тысяч и тысяч тётенек − членов УИКов в сельской России.
Дотошный и наблюдательный воронежский кандидат в депутаты от оппозиции Сергей Муштенко рассказал в социальной сети Facеbook, как всё делается: «После окончания голосования (20.00) до того, как стали подсчитывать голоса (22.30), прошло два с половиной часа! Всё прошедшее время четыре члена избирательной комиссии работали с журналами для регистрации. По подсчётам двух наблюдателей, в урне для голосования должно было быть 502 голоса, но по факту их оказалось 825! Разница в 323 голоса! Выяснилось, что был момент, когда один наблюдатель поехал с урной для голосования, а другой вышел пообедать. Кроме того, обнаружили, что целостность ящика нарушена (между стенками ящика − большая щель). Написали жалобу, зарегистрировали её. Видеонаблюдение на избирательном участке не велось.
Думаю, новый председатель Центризбиркома Элла Панфилова может смело подавать в отставку, как и обещала. Конечно, она может провести расследование, только вряд ли ей оно будет нужно. И ещё. Считаю, что не я должен заниматься доказательством честности выборов (меня на конкретном избирательном участке вообще могло не оказаться), а те люди, которые наделены полномочиями по организации честных выборов».
Заметим, что 323 голоса «мёртвых», не принимавших участие в выборах душ − понятно за кого − составляют уже фактически 40%. А если приплюсовать живые голоса, то получится ещё больше.
Почему и как люди в глубинке идут на нарушение закона и обеспечивают партии власти конституционное большинство? По итогам прошлых парламентских выборов я попытался ответить на такой вопрос в заметке «Я не желаю другу удачи». Думаю, спустя несколько лет ничего в мотивации и самих членов УИК, и тех, кто заставляет делать результат, ничего не изменилось.
1 ... 2 ... 3 ... 4 ... 5 ... 6 ... 7 ... 8 ... 9 ... 10 ... 11 ... 12 ... 13 ... 14 ... 15 ... 16 ... 17 ... 18 ... 19 ... 20 ... 21 ... 22 ... 23 ... 24 ... 25 ... 26 ... 27 ... 28 ... 29 ... 30 ... 31 ... 32 ... 33 ... 34 ... 35 ... 36 ... 37 ... 38 ... 39 ... 40 ... 41 ... 42 ... 43 ... 44 ... 45 ... 46