Советуем прочитать  
«ЖИВУ И ЗАЩИЩАЮ ТО, ЧТО ЛЮБЛЮ»
Виктор ЛИХОНОСОВ, Лидия СЫЧЁВА
01.05.2016
Виктору Лихоносову – 80!

Честно говоря, не верится: для меня он так и остался молодым человеком из повести «Элегия». Помните? «Поезд прибыл в Вышний Волочёк; отложив «Русский вестник», учитель вышел на перрон. Красновато светился вечер. На маленькой станции было тихо, чисто, свежо». Совсем другой ритм жизни, воплощённый в слове. Как тут не воскликнуть: какое счастье, что у нас есть Лихоносов!

Для всех почитателей творчества выдающегося русского прозаика – наш задушевный разговор.

– Виктор Иванович, вы всю жизнь провели в провинции. Не жалеете?

– После крушения страны всё кажется утратой, но если в прежнее время я о переезде в столицу ещё бы поразмышлял, посоветовался с родными, друзьями, то нынче отказался бы в один миг.
В Москву стремились на время. За неделю набирались впечатлений на большой срок. А ездили-то в году несколько раз. Появлялись любимые уголки, знакомились с писателями, художниками, артистами. Москва счищала с тебя мох, выравнивала трезвостью, удивляла смелостью в разговорах. Хотя в обиходе среди интеллигенции почаще, чем в глуши, пользовались цинизмом, т.н. «разумным эгоизмом».
В глубинке больше возможностей созерцать, не торопиться, жить «по-деревенски». В Москве всё далеко, кругом тесно и шумно, не пишется даже в блокнот. Но зато, повторяю, встречи и неожиданные открытия! А в провинции мне достались тоскливость и частенько… дождливая скука.

– С кем свела столица?
– Если бы не опороченный «сталинский Союз писателей», не съезды и пленумы, я никогда бы не пообщался и не подружился с Юрием Казаковым, Фёдором Абрамовым, Василием Беловым, Валентином Распутиным, Николаем Рубцовым, Евгением Носовым, Борисом Можаевым, Виктором Астафьевым и другими. Я, бывший учитель, помимо чтения приобщался к высокой литературе и беседами, теснотой идейного круга, живыми примерами служения правде, народу, родной истории. Теперь я сижу один.
БУДЕМ ЖИТЬ!
Анатолий ЕХАЛОВ
01.05.2016
На вологодских просёлках: заметки писателя

На святом источнике

Вечером 19 января в моей квартире раздался телефонный звонок. Незнакомый голос предлагал встретить Крещение на святом источнике Параскевы Пятницы в Сямженском районе. Мне сказали, что машина сопровождения – серая «вольво» – будет ждать меня под фонарём на центральной площади села. И я поехал, хотя на дворе уже начиналась ночь.
Через полтора часа я был в Сямже, серая «вольво» помигала мне фарами и сорвалась в ночь. Я помчался в снежной круговерти вслед за красными огнями иномарки по совершенно пустынному просёлку. По сторонам был то заснеженный лес, то мрачные поля, зарастающие кустарником, изредка попадали деревеньки с наглухо заколоченными окнами, без следов человеческой деятельности. И вновь пустынные леса, обезлюдевшие деревеньки…
Было такое ощущение, что жизнь навсегда оставила эти края.
Но вот через какое-то время проводники свернули на почти непромятый просёлок, показалась наполовину поваленная изгородь, тёмные дома…
Какой-то человек на обочине, в фуфайке и валенках, остановил меня взмахом руки, сел в машину и под его руководством мы стали спускаться по заснеженной дороге куда-то вниз. Спуск был так долог, что мне показалось: мы спускаемся в преисподнюю. Мы вышли из машины в кромешной темноте. Было невероятно тихо. Я услышал хруст: это лошадь хрустела сеном. Невидимый возница сказал, что привёз баб, и что они сидят сейчас в часовне, дожидаясь полуночи.
Я нащупал стены часовни, по стене добрался до двери. В часовне горела свеча, и несколько женщин смиренно сидели на скамье, держа в руках тарки по святую воду. Было без пяти минут двенадцать. И я с печалью подумал, что когда-то давно сюда шли массы народа, чтобы причаститься крещенской водой Параскевы Пятницы. А на сегодня здесь только я, эти бабы да мои незнакомые проводники...
СПИСОК РОССИЙСКИХ СМИ, ПОЛУЧАЮЩИХ ИНОСТРАННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ
Алексей ВОЛОДИН
29.04.2016
На днях Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) опубликовала перечень средств массовой информации с российской юрисдикцией, получающих финансирование из зарубежных источников. Официальное название такого перечня: «Уведомление о получении редакцией средства массовой информации, вещателем или издателем денежных средств от иностранных источников» (там же полный список).
Публикация такого рода данных – практика новая. Ранее средства массовой информации работали в РФ, не предоставляя данных контролирующему ведомству об источниках своего финансирования. Однако в 2015 году было принято решение, которое изменило ситуацию. Так, средства массовой информации, получающие денежные средства из-за рубежа, Роскомнадзор обязал разглашать сведения такого рода. Сделано это было в качестве своеобразной аналогии (для медиасреды) законодательной норме об НКО-иностранных агентах. Речь о том, что все некоммерческие организации, занимающиеся политической деятельностью в той или иной мере, в России законодательство обязало обозначать свой статус НКО-иностранного агента.
Как и в случае с НКО, далеко не у всех СМИ России такая законодательная норма вызвала спокойную реакцию. И чего только после такого нововведения не услышал в свой адрес Роскомнадзор!.. В первую очередь от «неполживых» СМИ.
Видимо, причина не спокойствия со стороны отдельных медиаплощадок связана с тем, что их руководящий состав всячески старался скрыть от читателей (зрителей, слушателей) тот факт, что СМИ кормится с руки представителей иностранных государств. А если кормится, то, стало быть, во многом и отражает (защищает) интересы инвестора. Ведь наивно полагать, что если газета, журнал, телеканал, радиостанция или интернет-портал финансируются, к примеру, западным фондом, то в этом СМИ читатель (зритель, слушатель) найдёт что-то, что проливает свет на реальные задачи такого рода финансирования. Хотя эти реальные задачи порой уж слишком активно сами себя обнаруживают... Попросту руководящий состав отдельных СМИ уж слишком рьяно берётся осваивать зарубежное финансирование, очевидно, рассчитывая на то, что потоки (или хотя бы ручейки) забугорных средств не иссякнут и в дальнейшем.
ВЫЖИТЬ ШАНСА НЕ БЫЛО
Вера КУЗЬМИНА
18.04.2016
Всё, о чём предупреждал Бузина, оказалось правдой

«Как его титровать, Бузину-то вашего? Олесь или Алесь? Писатель или историк?» – такой вопрос задала мне девять лет назад телевизионный редактор, просматривая предэфирный материал к фильму «Убить русского в себе». Тогда в российском эфире Бузины почти не было. Кто это такой, знали только немногие специалисты.
Один из них и посоветовал мне взять интервью у Олеся: «Язык – как бритва. Находит где-то такие факты, такие детали, что на привычные вещи начинаешь смотреть совсем под другим углом».
Но самое главное – всё, о чём он говорил и предупреждал, оказалось правдой...
Убитый Бузина очень для многих гораздо удобнее Бузины живого. Хотя бы потому, что уже никогда не задаст своего знаменитого вопроса: «Почему вы, Россия, тратите колоссальные деньги, чтобы понравиться тем, кто никогда и ни за какие деньги вас не полюбит, и отталкиваете от себя тех, кто готов идти с вами без всяких денег?»
Этот вопрос он задавал часто. Многим. И не получал ответа. И не только он один.
Восемь лет назад для фильма о том, кто и зачем убивает русского сначала в себе, а потом в других, я записала несколько десятков интервью. Все они оказались подтверждением мыслей, записанных на самой первой встрече с Олесем Бузиной.
Вот, например, слова знаменитого историка, академика НАН Украины Петра Толочко: «Я часто вашим задавал вопрос: ну вы же видите, что делают американцы на Украине. Гранты, фонды, фундации, семинары, книгоиздательство, школы… И с Черномырдиным, послом, встречался. До него – с Ельциным. На самые высокие уровни выходил. А они мне все говорили: «Да бросьте вы, Пётр Петрович. Мы ж вам газ бесплатно даём».
До гражданской войны на Украине – ещё восемь лет. Но первый Майдан уже был. Футболки с надписью «Дякую тобi, боже, що я не москаль» – самый популярный львовский сувенир. Уже открыто работали по всей Западной Украине «вышкилы», где 13–16-летние подростки, гордо называвшие себя юными бандеровцами, с удовольствием «кидали зиги» прямо в телекамеры. Станислав Кульчицкий, руководитель Института национальной памяти Украины, воспевавший при СССР индустриализацию Донбасса, уже продвигал концепцию голодомора, геноцида исключительно украинского народа. Продвигал на американские и канадские гранты. И уже был такой писатель Олесь Бузина. Он никаких грантов не получал. Американцы таким, как он, никогда ничего не давали. А Россия… Мы же газ со скидкой даём…
Рекомендоваться «профессиональным писателем» Бузина имел полное и неоспоримое право. Он жил именно на то, что получал как писатель. Именно поэтому мог честно говорить и о том, кто такие «украинские патриоты», и о том, что такое украинская власть. И кто на самом деле главные предатели страны.
СКОЛЬКО СТОИТ НАШ ГУМАНИЗМ, ИЛИ КТО ОПЛАТИТ УКРАИНСКИЙ СЧЁТ?
Александр СТАВЕР, Роман СКОМОРОХОВ
15.04.2016
Красиво говорят сегодня те, кто ещё вчера плевал в нашу сторону ядом. Красиво подбирают слова для того, чтобы заставить меня вспомнить о человеколюбии, о гуманизме, о добре. Слушаешь таких «гуманистов-человеколюбов» и понимаешь, что в этом мире что-то перевернулось. Почему-то ноги, которые по логике должны быть снизу, торчат выше головы... А вот голова находится там, где обычно у людей другой, тоже очень важный орган.
Сейчас все обсуждают результаты референдума в Голландии. Тема, которая по нашему мнению, должна интересовать всех европейцев. А что на самом деле? А на самом деле всё идёт согласно старинной русской поговорке. Умер Максим, ну и хрен с ним. Те, кто имел какое-то мнение по ассоциации Украины в ЕС, высказались. Остальным глубоко наплевать на все эти «мечты тожеевропейцев». Своих проблем хватает.
На Украине тоже поняли, что информационный «таран» не сработал. Сейчас уже сложно обманывать даже своих граждан знаменитым «весьмирснами». Как-то получилось, что у этого самого «всегомира» другие проблемы на слуху.
Европа? Европа вдруг увидела, что всё то, о чём им с упоением рассказывали свои и заезжие украинские политики, оказалось чистым блефом. Реформы, которые стоили стольких денег из карманов европейских налогоплательщиков, даже не начинались. Ни одна. Героическая война с Россией идёт только в головах украинских политиков и президента лично. Украинцы уже не так и хотят получить «безвиз». Они же свято верили, что отмена виз даст им возможность учиться и работать в Европе. Даст возможность пользоваться всеми европейскими достижениями на равных с коренными европейцами.
А оказалось, что отмена виз – простая формальность, которая не даёт ничего конкретного. Да, приезжай. Но деньги покажи, чтобы мы знали о твоей платежеспособности. И билет обратный тоже. Чтобы мы тут, в Европе, были уверены, что ты тут, у нас, не задержишься. На всякий случай.
Американцы, наконец, прямо заявили о том, какая судьба ждёт Украину в дальнейшем. Аграрная страна без каких-либо претензий на роль не то что в мировой, даже в региональной политике. Этакая большая Молдавия или Венгрия. Сеем-убираем. Страна рогулей.
РОССИЯ – ЧЁРНАЯ ДЫРА?
Сергей БАРУЛИН
13.04.2016
Григорий Заславский как главный культуртрегер мира

Героями нашей новой рубрики «Телепузики» становятся люди, которые нас изумили и продолжают изумлять. Не столько каким-то своим сокровенным знанием, изощрённым умом или богатырской статью, а самим фактом своего появления в эфире. Первым таким героем был Антон Долин, освещающий на ТВ и радио кинопроцесс. Сейчас это кандидат филологических наук критик Григорий Заславский, который в одиночку отвечает за все остальные виды искусства.
Да, Заславский воистину энциклопедист, большой либерал и, конечно, выдающийся критик – заслушаешься, зачитаешься и засмотришься. Вот так на радио «Вести ФМ» начиналась его речь, посвящённая юбилею Майи Плисецкой: «Её величие было в красоте движений, в том, как двигались её руки, как будто ветви от дуновения ветра». Сразу восхитимся блеском метафорического мышления и нежностью образов критика, однако далее в его речи появляется металл гражданина, прирождённого борца с тоталитаризмом: «Плисецкая – с гордо поднятой головой, её балетная осанка была не только данью и необходимостью профессии, но ещё и – даже когда она молчала – немой репликой в диалоге с властью, с властителями, который она вела, кажется, безостановочно, лишь в самые последние годы как-то отстранившись от сию¬минутности, а уж с советской властью она умела разговаривать как никто».
Отстранимся и мы от сиюминутности и подивимся почти толстовской длине предложения, торжественности слога и некоторой… безграмотности. Что у мэтра с согласованием: «данью и необходимостью профессии», а также зачем столько тавтологий? Молчать немой репликой в диалоге Плисецкая, по Заславскому, умела, однако, явно преувеличивая конфликт балерины с властью, оратор накаляет обличительный пафос: «Многие годы её коронным номером стал «Умирающий лебедь» (здесь следовало бы использовать глагол «был». Впрочем, ЕГЭ по русскому языку выдающемуся филологу не сдавать, тем более что он сам нынче принимает экзамены. – С.Б.), – казалось бы, советской власти надобен был совсем другой танец, жизнеутверждающий, исполненный оптимизма, но Плисецкая была так гениальна в нём, что ей разрешили, позволили эту символистскую, декаданскую ломкость и печаль – танец этот она впервые станцевала в эвакуации в Свердловске в 1941 году. Примой-балериной Большого она стала в 1943-м».
МАТЬ-СЫРА ЗЕМЛЯ… МАТУШКА
Сергей КИРИЛЛОВ
13.04.2016
Когда же это началось?.. Когда в моей мальчишеской голове появилось осознание, что земля – это не безжизненное нечто чёрного цвета, способное лишь пачкать штаны, за непомерную грязь на которых то и дело попадает от родителей? Что земля – мать всего живого и сущего, начиная от мелкой былинки или букашки и заканчивая огромными деревьями, множеством зверей и птиц и, конечно же, людей. Когда впервые появилось понимание этой непреложной истины?
Может быть в шестидесятом? Том самом, когда я – десятилетний ещё малец – помогая отцу копать картошку, набирал этой самой картошки с одного куста столько, что она еле помещалась в ведре! Огромные розовые «рюхи», как их все называли в деревне за их величину, выглядели как невиданные поросята, спрятавшиеся в земле, и невольно возникало желание их разыскать. Это была какая-то всепоглощающая игра, а не просто уборка урожая! Игра, потому что, увлёкшись ею, я не замечал ничего. Ни усталости, ни желания поесть, ни величины ещё неубранных грядок… Всё Моё существо охватил азарт! Ни с чем не сравнимый азарт, который возникает только во время захватывающей игры, пусть даже её конечная цель – убранные грядки. Игры, потому что процесс уборки поглощал в себя всецело. Потому что снова и снова хотелось вывернуть новый куст и, раскрыв от изумления рот при виде огромных картошин, наполнять ими очередное ведро. Сколько кустов – столько и вёдер! И в голове отчётливо осело: всё это богатство не свалилось нам на голову. Его РОДИЛА земля! Та самая – чёрная и пачкающая штаны!
…А может, это началось в 62-м, когда я – семиклассник – был отпущен домой из школы, расположенной за 15 км от родной деревни, на всю неделю для того, чтобы помочь совхозу в уборке опять-таки той же картошки? И когда уже не было никакой игры, а была просто изнуряющая каждодневная, с утра до вечера, подборка клубней, выброшенных из земли тракторной копалкой, а сама земля была похожа больше на что-то деревянное и безжизненное. Потому что её топтали! Потому что её швыряли безжалостные лопатки бездушного механизма, и она совсем не походила на чью-то мать.
Но какое же чудо открывалось мне потом! Потом, когда заканчивалась эта выматывающая до дрожи в ногах работа. Удивительная стояла в тот год погода! Прекрасные, чуть ли не летние дни, а саМоё главное – вечера! И не вечера даже, а некое предвечерье. Когда уже позади трудовой день, когда ты уже можешь идти домой за три километра, и в этом неспешном переходе неожиданно замечаешь: как же прекрасен мир! Как же она замечательна – мать-земля, породившая его и всё в нём!!! И мычание бредущих с пастбища сытых коров, и блеяние бессчётных овец, и птичье щебетание в кустах, и радостные крики детворы по дворам домов. Множество криков, ибо множество и домов! Больше двух тысяч только колхозников насчитывалось в деревне по официальным данным! Меньше трёх детей не было почти что ни в одном доме.
АККУРАТНО, НО СИЛЬНО
Литературная газета
04.04.2016
«Бесогон» Никиты Михалкова после скандала с «Матч ТВ» вернулся в эфирную сетку «России 24»

«Литературная газета» уже об этом писала, так же как о травле Михалкова в либеральных СМИ в связи с его высказываниями о необходимости дать правовую оценку действиям руководителей страны в 80–90-е годы. Как и о вызвавшей яростные споры теме, которой Никита Сергеевич посвятил 94-й выпуск «Бесогона», – о давней и недавней российской истории, о попытках навязывания таких представлений о нашем прошлом, с которыми невозможно идти в будущее.
После состоявшегося почти четыре месяца назад открытия в Екатеринбурге мемориала, посвящённого памяти первого президента России, Никита Михалков попытался спокойно разобраться, что же такое этот грандиозный «Ельцин Центр» и зачем он построен. Многие факты, которые он приводил, известны , но когда их массив так обширен, доказателен и сосредоточен в одной передаче, когда в эфире федерального канала о них говорит не какой-нибудь задиристый полемист, а подчёркнуто уравновешенный, умудрённый опытом, выдающийся деятель русской культуры, то это производит сильное впечатление.
Во-первых, ведущего, а вслед за ним и всех его зрителей поразило, что этот гигантский, новейший по технологической оснащённости музейный центр площадью намного превышает главный музей России – Эрмитаж. И в двенадцать раз – Манеж! В начале программы Никита Михалков сказал: «…любой человек, который становится лидером страны, которого историческая волна выносит на гребень, достоин того, чтобы память о нём жила... что появляется музей... Но одно дело, когда мы погружаемся в жизнь человека, в его личные вещи, историческую память, биографию, в события, которые были связаны с его существованием, а другое – когда это становится не просто данью памяти человеку, а в определённом смысле очень конкретным, направленным толкованием событий».
Как же толкуется история нашей страны в десятиминутном анимационном ролике «Центра», который уже посмотрели сотни тысяч посетителей и продемонстрировал в «Бесогоне» Никита Михалков?
ТРАВА МОЛОДАЯ
Вячеслав ЛЮТЫЙ
22.03.2016
Русская почва в поэзии Светланы Сырневой

Почва
Говоря о почве в поэзии, стоит для начала уяснить, что, собственно, имеется в виду. Речь идёт о приметах исторических, бытовых и психологических – это самые общие обозначения сторон интересующего нас предмета. Подобные знаки и черты окрашены родовым чувством художника, каким бы оно ни было: национальным, ментальным, наконец, просто семейным. Маленькие предпочтения, едва уловимая теплота в голосе, сострадание и жалость к памяти. Или к тому, что уже становится памятью, прямо на глазах... Но скажем определённей, аналитически сухо: это интонация, выбор предметов, нравственная оценка и принцип одухотворения.
И если мы именно таким образом углубимся в толщу поэтической ткани, то нам станет ясно, почему одна творческая фигура истинно русская, а другая – только советская, тогда как третья – отчётливо клановая. И пусть характеристики, которые мы затем соединим с именами поэтов, кажутся, на первый взгляд, вполне внешними, поверхностными. На деле же каждая из них обладает своей последовательной логикой и, что очень важно, собственным пространством существования, в котором – и строго вычерченная топография, и отобранная топонимика, и не редактируемый путеводитель по всем достопримечательностям, жизненно необходимым этому творцу. Так, Высоцкий окажется выразителем вненациональной советской почвы, Окуджава – корпоративно-интеллигентской, а, скажем, Твардовский – певец, в первую очередь, почвы русской, советской – уже потом, как бы в качестве хроникального уточнения.
Понятие национальной почвы, как самое широкое, в состоянии вобрать в себя все иные укоренения: и замкнуто-интеллигентские, и семейные, и сугубо ментальные – что реально и происходит в последние годы, кажется, со всем советским. Однако не всякое советское может раствориться в русском. Очень часто наше национальное начало исподволь сопротивляется и не впускает в свои пределы того или иного «чужака». С течением времени подобная несоединимость становится вполне наглядной.
СБЕРБАНК – НАШ?
Екатерина ФЁДОРОВА
21.03.2016
Кто и зачем рекомендует крымчанам «переголосовать» на референдуме

Среди вала информационной жути – взрывы, обрушения, нападения, рост цен – не находят места события поистине сенсационные. При этом одинаково возмущающие и веселящие. Действительно: разве не возмутительно, что работающий на государственный банк деятель велит крымчанам… выйти из состава России. И разве это не смешно?! Близкий к государственным структурам деятель страны, считающей себя суверенной, велит подчиняться чужому диктату!
Итак, что случилось? Крым – наш. Но не для всех даже в государственных структурах. Вот в Крыму побывал как «приглашённый эксперт» на беседе о путях развития региона некий Александр Борисович Идрисов, руководитель входящей в состав Сбербанка консалтинговой компании «Стратеджи партнерс». В своё время он закончил Павлодарский индустриальный институт. Странное совпадение, ведь и председатель правления Сбербанка России Герман Оскáрович Греф родился в Павлодарской области! Павлодар – рассадник стратегов?
Если речь зашла об образовании, сразу представим полный список: аспирантура в МГТУ им. Баумана, повышение квалификации в Deutsche Management Akademy Niedersachsen, повышение квалификации в Deutsches Institute fur Betriebswirschift, повышение квалификации в Гарвардской школе бизнеса, США. Чему наших младореформаторов учат в Гарвардах, мы по компании Чубайса-Гайдара знаем. «И примкнувший к ним Идрисов». Квалификация у всей компании – всё выше, выше и выше!
Этот господин на справедливые и уже превратившиеся в риторические вопросы людей из зала – почему Сбербанк до сих пор не представлен в Крыму?! – заявил: дескать, надо сначала санкции отменить. Это может сделать только Запад. Он их породил, он должен с ними и покончить. Но для этого нужно провести ещё один, «правильный», референдум о самоопределении. Ясно, что его результат должен быть таким, каким желает заказчик – Запад, и если результат подтасовать не удастся, как, например, в 1996 году сделали наши западные партнёры при выборах Ельцина, то надо проводить выборы вновь и вновь, до победного конца. Собственно, у нас в России такие выборы-перевыборы уже случались в 90-е. Так что не удивишь нас.
КЛАССИЧЕСКАЯ АТАКА НА ЦЕРКОВЬ
Елена ЯКОВЛЕВА
17.03.2016
Русская православная церковь не собирается изымать рассказы Чехова, Бунина и Куприна из школьной программы. Напротив, она будет отстаивать достойное место русской литературы в учебном процессе, заявил председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.
Комментарий потребовался после выступления протоиерея Артемия Владимирова, который на заседании Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства заметил, что в школьную программу включены произведения, воспевающие «свободную любовь». И особенно после того, как интернет-СМИ быстро и активно приписали всё это РПЦ.
«К сожалению, мы опять имеем дело с изготовленной ″сенсацией″, – сказал в специальном комментарии РГ Владимир Легойда. – Отец Артемий общался со старшеклассниками в одной из школ, его попросили прокомментировать несколько рассказов, и он высказал свою точку зрения. А потом рассказал об этой встрече на заседании Патриаршей комиссии и призвал комиссию выразить свою озабоченность в связи с методическими установками в преподавании литературы. Но мнение человека с опытом преподавания в школе вдруг вылилось в заметки под заголовками ″Церковь собирается изымать классиков из школьной программы″. Новость попала в топы Яндекса. Выступление о. Артемия почему-то связали с созданием Общества русской словесности.
Я как член общества могу сказать, что там обсуждалась другая проблема: существующая в школе вариативность программ грозит не тем, что чему-то будут обязательно учить, а тем, что учитель, самостоятельно определяя, какие произведения классиков включать в программу, имеет право оставить учеников без "Войны и мира" и "Преступления и наказания". Между тем в русской классике есть книги, которые обязательно нужно читать, потому что они дают нам общий язык, общую систему координат, ценностей и представлений. Русская литература, которую мы все изучали, всегда создавала и задавала нам общее пространство смыслов. Конечно, "проблема списка" не главная проблема преподавания русского языка и литературы в школе – уточняет Владимир Легойда. – Их достойное место в школьной программе куда более важно. Количество часов сокращается, на преподавание русского и литературы отводится очень мало времени». «Медийная сенсация не только не отражает реальной позиции Церкви, но и не релевантна к тем серьёзным проблемам, которые сегодня существуют в школе», – считает Владимир Легойда. По его мнению, броские заголовки при подаче этой информации перевесили здравый смысл. Непрофессионализм подачи и вирусность распространения неверно поданной информации становятся проблемой.
ТРЕБУЕМ СПРАВЕДЛИВОСТИ ДЛЯ ВСЕХ НЕСЧАСТНЫХ!
Станислав МИНАКОВ
10.03.2016
На сайте https://russianpenmembers.wordpress.com/ опубликовано (и уже размножено другими сетевыми ресурсами) «Заявление членов Русского ПЕН-центра» с категоричным заголовком «Требуем справедливости для Надежды Савченко», подписанное не только писателями, но и людьми вовсе не имеющими отношения к нашей правозащитной организации.
Хочу обратить внимание на несколько аспектов этого акта.
Непонятно кем созданный, неизвестно откуда возникший сайт https://russianpenmembers.wordpress.com/ и столь остроумное самоименование «группы лиц» по сути осуществляют подмену нашей организации, поскольку постороннему человеку крайне затруднительно, а точней, ни за что не понять, это – «заявление всего Русского ПЕН-центра» или «Заявление отдельных членов Русского ПЕН-центра» и к ним присоединившихся граждан.
Фактически речь идёт об уже не первой попытке «группы членов», заплетя общественности мозги, то ли информационно подменять собой весь Русский ПЕН, его действующий Исполком, то ли осуществить ползучий рейдерский захват организации, о чём предупреждал ещё полтора года назад её президент А. Битов.
Я спрашиваю: на каком основании и доколе правозащитную организацию писателей будут превращать в политическую партию?
Кроме того, возникает неприемлемый для меня как человека, много лет состоящего в ПЕНе, эффект, когда заявления и иные действия (например, поездка в Киев весной 2014-го на конференцию г-на Ходорковского и др.) осуществляются «группой членов» словно от моего имени. Во-первых, я занимаю противоположную гражданскую позицию, чем занимает эта «группа членов», во-вторых, складывается идиотическая ситуация, когда ко мне начинают апеллировать представители общественности, дескать, что ж ты со своим ПЕНом политиканствуешь вместо того, чтобы защищать всех несчастных!
ВОЗДУХ ЛЮБВИ И СВОБОДЫ ДОНБАССА
Владимир СУХОМЛИНОВ, Татьяна ПОНОМАРЕНКО-ЛЕВЕРАШ
06.03.2016
Но в нём много других оттенков, как на картине маслом

Конечно, со столь красивой женщиной в канун 8 Марта хотелось говорить о чём-то романтичном, но времена у нас особые. Недавно у заслуженной художницы Украины Татьяны ПОНОМАРЕНКО-ЛЕВЕРАШ была выставка в Москве на ВДНХ. На картинах предстала живописная история Юзовки, как прежде назывался Донецк, – город, ставший в наши дни символом мужества и сопротивления.

– Татьяна, с возвращением!
– Спасибо! (смеётся, видимо, удивляясь слову «возвращение»)

– Скажите, где дом– в Москве, Донецке?
– Знаете, вернулась на свою большую родину, я ведь родилась в России. На Донбассе – родина малая. Мой папа, военный лётчик, мужественный человек с медалями и орденами, родился в посёлке Октябрьском. Его родной дом стёрт теперь с лица земли. И мама с Донбасса - из посёлка Ларино. Там жили бабушки и дедушки. Девчонкой к ним в гости ездила.
Так что у меня два дома. В этом году двадцать пять лет как я в Донецке.
Родными оба дома мне были всегда. Я человек из Советского Союза, и очень этим горжусь. Папа, как военный, переезжал с одного места службы на другое. И мы с ним. Родилась в Черняховске Калининградской области, а потом была Юрмала, где в школу ходила, Польша, где отец командовал лётным полком, а я школу закончила. Чтобы быть ближе к родным, поступила в институт в Лиепае. Когда отец закончил службу, поступила в Московский государственный педагогический институт имени Ленина, где получила и второе образование - рисунок, живопись.

– Судьба, типичная для офицерских детей.
– Повидав на пути всякое, я, как мне кажется, научилась отличать правду, справедливость от фальши, приспособленчества, а также видеть полутона. Это надо, иначе картина не полная. Как говорил герой фильма «Ликвидация» – «Картина маслом!» Если маслом пишешь, важны оттенки
Не посчитайте слишком смелым, но могу за весь Донбасс сказать – референдум 1991 года, вернее, игнорирование его итогов, это было насилие над всеми нами. Ведь голосовали за неотделение от СССР, а нас взяли и разделили, и в миг мы получили украинское гражданство. Сначала приспосабливались. Потом стали происходить всё более странные вещи. Например, дочка моя Вета, Виолетта, если полным именем, приходит из школы и произносит вдруг: эти русские оккупанты… Мол, так учитель истории рассказывает. И я увидела: всё идёт, как было в Прибалтике, Польше. Русские во всём виноваты, голодомор устроили, на войне за собой на тот свет миллионы невинных потащили…
Началось и на Украине, и уже давно…
ВАЛЕНОК СВАНИДЗЕ
Александр КОНДРАШОВ
06.03.2016
«Россия 1» отметила 60-летие доклада Хрущёва

Николай Карлович, всегда восхищавшийся (в своих «Хрониках» и «Суде времени») антисталинизмом Никиты Сергеевича, предстал в фильме «ХХ съезд. Годовщина» не таким страстным поклонником борца с культом личности, каким мы привыкли его видеть.
В этом фильме про «оттепель» он, несколько растерянный, бродит по заснеженной России в валенках, как когда-то Сталин на своей даче. Чтобы быть ближе к народу, к «ватникам», которые Сванидзе отчего-то недолюбливают? Стар стал, подагра замучила? Или телеисторик намекает зрителям, что и теперь не до «оттепели», ударили страшные политические морозы?
В фильме, который посвящён ответу на вопрос, почему Хрущёв отважился на публичное разоблачение культа личности и ниспровержение вождя мирового коммунистического движения, участвовали публицисты Георгий Мирский, Алексей Симонов и Никита Кривошеин. Поскольку все они не историки, объективного исследования документа и внятных ответов на возникавшие вопросы не последовало.
Не было никакого анализа текста доклада, хотя современные исследователи уже достаточно его изучили на предмет, сколько в нём правды, сколько лжи, политического авантюризма и борьбы за власть, сколько искренности в призыве вернуться «к ленинским нормам партийной жизни» и, главное, каков масштаб вреда, нанесённого СССР обнародованием доклада...
ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ СТРАШНЕЕ?
Анна ШЕРШНЕВА
03.03.2016
К выходу книги о преступлениях Киева

Майдан, русофобия и геноцид русских на Донбассе мало кого оставил равнодушным на 1/6 части света, которая некогда была Российской империей и СССР. Общество разделилось на тех кто за и против Донбасса. На тех, кто с пеной у рта доказывает, что фашизма на Украине нет и русские все придумали и тех, кто считает, что в мире нет места бандеровщине и убийствам детей.
Редактор журнала «Голос эпохи» и писатель Елена Семенова взяла на себя огромный труд – рассказать о «Новой Украине» всю правду, без пропагандистских штампов, только факты. В своей новой книге
«Украина: русофобия, репрессии, геноцид» – это попытка обобщить преступления русофобского режима, установившегося на Украине в результате февральского переворота 2014 года. Майдан, Одесса, преступления против Церкви и её служителей, геноцид мирного населения Донбасса, военные преступления, включая применение запрещённых видов оружия, террор в отношении жителей оккупированных территорий, политические репрессии, пытки пленных и политзаключённых – всё это рассмотрено самым подробным образом на основании свидетельских показаний и документов, приведённых на страницах книги в полном объёме.
Первый том уголовного дела в отношении постмайданной Украины – так можно было бы назвать предлагаемый читателю труд, в котором беспристрастным и сухим языком фактов, лишённых какого-либо полемического, пропагандистского налёта, детально показана длящаяся доныне украинская, а по существу наша, общерусская катастрофа. Катастрофа Русского Мира.
1 ... 2 ... 3 ... 4 ... 5 ... 6 ... 7 ... 8 ... 9 ... 10 ... 11 ... 12 ... 13 ... 14 ... 15 ... 16 ... 17 ... 18 ... 19 ... 20 ... 21 ... 22 ... 23 ... 24 ... 25 ... 26 ... 27 ... 28 ... 29 ... 30 ... 31 ... 32 ... 33 ... 34 ... 35 ... 36 ... 37 ... 38 ... 39 ... 40 ... 41 ... 42 ... 43 ... 44 ... 45 ... 46