Советуем прочитать  
КРЫСА
Александр НАГОРНЫЙ, Андрей ФЕФЕЛОВ
26.05.2016
Осужденные в Киеве россияне Александр Александров и Евгений Ерофеев доставлены в Москву, президент РФ Владимир Путин подписал указ о помиловании бывшей украинской военнослужащей Надежды Савченко. Об этом журналистам сообщил пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков, передаёт ТАСС.
«Сегодня самолет ГТК «Россия» доставил в Москву в аэропорт Внуково двух российских граждан – Ерофеева и Александрова, которые находились в Киеве», – сказал он. «Одновременно с этим президент Путин подписал указ о помиловании Савченко, и на украинском самолёте, который прибыл за ней в Ростов, она уже доставлена в Киев», – добавил Песков.

Экспертные оценки:

Александр Нагорный. Итак, Москва меняет Савченко, приговоренную судом к многолетнему тюремному пребыванию, на двух военнослужащих, которые были пленены киевскими властями. Мы знаем далеко не все детали истории, но уже то, что мы знаем, создаёт действительно сенсационную весть. Оказывается, Путин сегодня утром принимал вдов погибших журналистов ВГТРК, и они вручили Путину послание с просьбой о помиловании Савченко. В связи с этим, Путин предоставил помилование Савченко, а Порошенко сделал тоже самое в отношении двух российских военнослужащих. И в 13:25 военнослужащие приземлились в Москве, а Савченко, кажется, на пару часов позже, торжественно была встречена в Борисполе со всеми причитающимися политическими фанфарами.
ЦЕНА НАЦИИ
Людмила ЖУКОВА
25.05.2016
Среди весьма нелестных отзывов в интернете на передачи Александра Гордона «Мужское – женское» о семейных и околосемейных дрязгах-трагедиях встретился один совершенно удивительный: не просто положительный, хвалебный, но заставляющий задуматься над непривычным понятием – цена нации. Это комментарий грека Крисанта Пападопуло на передачу от 6 мая 2016 года, посвящённую героям Великой Отечественной войны: «Слава советскому народу! Слава Красной Армии! Русские, не забывайте их. Это ваша цена как нации…»

Главным сюжетом этой передачи, вызвавшей непривычную для нас мысль не о «цене победы» или «цене человеческой жизни», а о «цене нации», был рассказ о самопожертвенном подвиге лётчика 105-го авиаполка гражданской авиации гвардии лейтенанта Александра Мамкина. Его безоружный самолёт с открытыми кабинами, из которых глядели малые дети, был подбит вражеским истребителем над линией фронта. Но наш пилот продолжал упрямо тянуть Р-5 от партизан оккупированной Белоруссии к «Большой земле». С десятью ребятами Полоцкого детского дома, отбитыми партизанами у немцев, потому что фашисты намеревались качать кровь у этих измождённых сирот для своих раненых. С воспитательницей Валентиной Латко и двумя тяжелоранеными партизанами.
Какие сверхъестественные силы дали человеку с обожжёнными руками, коленями, с в плавившимися в лицо лётными очками довести самолёт до своих, посадить на лёд озера? Искры из горящей кабины уже зажигали одежду ребят, когда самый старший мальчик, Володя Шишков, смог открыть люк внизу кабины и вместе с воспитательницей вытащить раненых партизан и малышей…
Авторы передачи провели непростые поиски в России и Белоруссии, чтобы одарить нас редкой возможностью услышать о беспримерном подвиге 70-летней давности из уст очевидцев и участников той героической истории – от спасённых лётчиком людей, которые называют себя «детьми» или «внуками» Мамкина: Галины Тищенко, тогда одиннадцатилетней, и дочери Владимира Шишкова, тогда самого взрослого из ребят, пятнадцатилетнего.
И самое волнующее. Мы, зрители, впервые в истории, пожалуй, видим самого героя за каких-нибудь полчаса до свершения подвига – благодаря чуду кинодокументалистики и отваге кинооператоров (Иосифа Вейнеровича, Марии Суховой, Отилии Рейзман, Бориса Макасеева), прибывших для съёмки партизан в преддверии начала операции по освобождению Белоруссии «Багратион».
Александр Мамкин навсегда теперь живёт на этой двухминутной плёнке – в комбинезоне, в шлеме с очками-консервами надо лбом. Плечистый богатырь с доброй и даже жалостливой (сам рос с двух лет без отца) улыбкой усаживает малышей в драной одежонке в кабину, что-то говорит им, – наверное, что они скоро будут в безопасности. И обещанное выполняет ценой своей жизни.
СЕГОДНЯ ПРАЗДНИК У БЕСЯТ
Дмитрий СКВОРЦОВ
18.05.2016
О чём проговорился Порошенко на «юбилее» анафемы

Четвёртые сутки празднует пекло…
Столь богатый улов как тот, что за пару часов удался 12 мая, не каждый день бывает. И даже не каждый год. А тут – за раз тыщи три душ, заполнивших сцену и зал дворца «Украина»: от академических и народных хоров полными составами до самого «прэзидэнта»! Последний, правда, на миг смазал чертям радость, спьяну, что ли поприветствовав «Христос воскрес!» главного смотрящего от сатаны по стране (тот отмечал «50-летие пребывания на киевском престоле»). Но быстро выправил конфуз.
«Ваше Святейшество! Высокопреосвященные и Преосвященные владыки! Святые отцы, высокодостойные граждане! – обратился крещёный в Православной Церкви Порошенко к отлучённому Церковью же за учинение раскола (греха, по Преданию, не смываемого даже мученической смертью) самозваному «патриарху», его прислужникам и поклонникам. – Сегодня мы отмечаем юбилей, уникальный не только для Украины, не только для вселенского православия (sic!). Возможно, даже для христианского мира»…
Заинтриговал, согласитесь. А теперь держимся за стулья: «Целых полвека на Киевской православной кафедре, кафедре, которая для нас, украинцев, называется вторым Иерусалимом (вообще-то, Иерусалим – город, а не кафедра, – Д.С.), Вы, Ваше Святейшество, несете жертвенное служение Богу и родному украинскому народу. История Церкви Киевской традиции не знает другого иерарха, который бы так долго волей Божьей возглавлял эту кафедру».
Отец лжи в эту минуту испытвал тройной экстаз: и от «служения Богу» в исполнении анафемы, и от униатского изобретения «Церковь Киевской традиции», вложенного в уста «православного президента» его православными (тут, увы, без кавычек) духовничками, и от самого «долголетия на кафедре», которое, вообще-то позорно закончилось ещё в далёком 1992 г., когда Филарета поганой метлой согнали с кафедры, заодно лишив всех степеней священства.
«Служение украинскому народу» – вообще отдельная пестня! Оставим её на бис.
НЕОНАЦИСТЫ, НАПАВШИЕ НА ДЕВОЧКУ ИЗ-ЗА ГЕОРГИЕВСКОЙ ЛЕНТОЧКИ В КИЕВЕ, ОПОЗНАНЫ
Максим СЕРЕДА
12.05.2016
9 мая в Киеве прошла вопиющая по своей дикости история, которую уже опубликовали сотни изданий

Многие из них теперь разыскивают главных героев, чтобы отблагодарить их и как-то помочь.
На фото вы можете увидеть храбрую девочку и её маму, которые вышли на акцию «Бессмертный полк» в Киеве. Позже на них совершит нападение группа пока ещё неизвестных агрессивных людей за то, что они прикрепили георгиевские ленточки на свои одежды. Со слов некоторых очевидцев, с девочки и её мамы буквально вместе с частью одежды сорвали символы Дня Победы, пообещав расправиться с ними в том случае, если они прикрепят их вновь. Происходило всё это на глазах бездействующих полицейских и киевлян.  Девочку и её маму отпустили только тогда, когда за них вступились прохожие. Но неизвестным «героям» недолго оставалось быть неизвестными. Бдительные люди опознали нападавшего, прочитав, что он в тот же день сжигал георгиевские ленты зажигалкой и был одет в чёрную футболку с эмблемой дивизии СС «Галичина». В процессе сжигания лент он сказал журналистам, что его дед воевал в этой дивизии. А он сам сейчас воюет в АТО против русских, «так же, как и его дед». «И я не хочу, чтобы по Киеву ходили люди с колорадскими ленточками – символами российской агрессии. Я их срываю и сжигаю», – сказал нацист. 
ЧТО ТАКОЕ НАРОДНАЯ ШКОЛА И ЕСТЬ ЛИ У НЕЁ БУДУЩЕЕ
Станислав МИНАКОВ
10.05.2016
В самом начале года вышла в свет интересная и красивая книга Ирины Ушаковой «Народная школа Рачинского. Письма из Татевской усадьбы» (Общество содействия православному просвещению «Изографъ», 2016).
Можно восклицать (и нужно!), что нынешние «образовательные реформы», включая пресловутый ЕГЭ и умерщвление гуманитарной составляющей, ведут образование России к погибели, а народ во тьму малограмотности и бездуховности, а можно вот так, терпеливо, шаг за шагом, возделывать трудную ниву – как поступает молодой писатель Ирина Ушакова, посвятившая уже вторую книгу личности, писаниям, идеям своего земляка Сергея Александровича Рачинского (1833–1902), выдающегося русского человека, подлинного подвижника (имеется инициатива по его канонизации как святого Русской православной церкви), неутомимого делателя, забытого нами сельского педагога и поразительного мыслителя, с которым Л. Толстой советовался об устройстве сельской школы в Ясной Поляне, от коего П. Чайковский получал записи народных песен, которым В. Розанов был духовно наставляем в вопросах сочинительства. С.А. Рачинский занимает достойнейшее место в сонме своих современников, среди которых также музыкант Ференц Лист, поэты Фёдор Тютчев и Каролина Павлова, писатели и мыслители братья Аксаковы и Алексей Хомяков, педагоги Константин Ушинский и Николай Страхов. Все они составляли круг друзей Рачинского.
К слову, Чайковский работал над операми «Мандрагора» и «Раймонд Люллия» по либретто Рачинского, ценил его советы относительно своих музыкальных произведений и посвятил ему свой «Первый струнный квартет».
С.А. Рачинский, представитель древнего дворянского рода, посвятивший свою жизнь созданию русской сельской школы, родился и скончался в селе Татево Бельского уезда, а был, меж тем, профессором Московского университета, впервые возглавившим кафедру физиологии растений, первым переводчиком на русский язык книги Ч. Дарвина «Происхождение видов», членом-корреспондентом Императорской Санкт-Петербургской Академии наук по отделению русского языка и словесности.
«ПРОИСХОДЯЩЕЕ МНЕ БОЛЬШЕ ВСЕГО НАПОМИНАЕТ ОККУПАЦИЮ»
Лев ЗОЛОТКО
06.05.2016
2 мая вооруженные нацисты не пустили одесситов на Куликово поле

Одесситов не пустили на Куликово поле в день поминовения, во вторую годовщину произошедшей в Доме профсоюзов страшной бойни. Для устрашения и пресечения хунта нагнала в город вооруженных нацистов, усиленных БТРами и собаками. Напомним, что пехотное подразделение полка «Азов» дислоцируется на границе Одесской области с Приднестровьем. Но тысячи горожан часами стояли вокруг оцепления и пели «Вставай, страна огромная!», кричали «Позор!», «Вон из Одессы, бандеровские бесы!», «Одесса – город-герой!».
Власти дважды в течение дня делали информационные вбросы про «закладку гранат», обнаруженную на оцепленном Куликовом поле, «разминироваие» и «соображения безопасности».
Прилетавшие парламентарии от «Оппозиционного блока» Бойко и Новинский были блокированы «активистами» в аэропорту, произошла потасовка, мэрия Одессы посоветовала нардепам покинуть город, и они улетели. Руководитель «Самообороны Майдана Одессы» Дмитрий Гуменюк поблагодарил подельников-нацистов, то есть «Правый сектор», «Автомайдан», «Совет общественной безопасности» и организацию «Свободные люди» за «защиту» Одессы от «колорадской чумы», то есть от бывших депутатов Партии регионов, а ныне представителей «Оппоблока», которые планировали выступления в городе в связи с печальной годовщиной.
Одесситы не были допущены к Дому профсоюзов, даже когда прибыли родственники погибших 2 мая 2014 г.
«ЖИВУ И ЗАЩИЩАЮ ТО, ЧТО ЛЮБЛЮ»
Виктор ЛИХОНОСОВ, Лидия СЫЧЁВА
01.05.2016
Виктору Лихоносову – 80!

Честно говоря, не верится: для меня он так и остался молодым человеком из повести «Элегия». Помните? «Поезд прибыл в Вышний Волочёк; отложив «Русский вестник», учитель вышел на перрон. Красновато светился вечер. На маленькой станции было тихо, чисто, свежо». Совсем другой ритм жизни, воплощённый в слове. Как тут не воскликнуть: какое счастье, что у нас есть Лихоносов!

Для всех почитателей творчества выдающегося русского прозаика – наш задушевный разговор.

– Виктор Иванович, вы всю жизнь провели в провинции. Не жалеете?

– После крушения страны всё кажется утратой, но если в прежнее время я о переезде в столицу ещё бы поразмышлял, посоветовался с родными, друзьями, то нынче отказался бы в один миг.
В Москву стремились на время. За неделю набирались впечатлений на большой срок. А ездили-то в году несколько раз. Появлялись любимые уголки, знакомились с писателями, художниками, артистами. Москва счищала с тебя мох, выравнивала трезвостью, удивляла смелостью в разговорах. Хотя в обиходе среди интеллигенции почаще, чем в глуши, пользовались цинизмом, т.н. «разумным эгоизмом».
В глубинке больше возможностей созерцать, не торопиться, жить «по-деревенски». В Москве всё далеко, кругом тесно и шумно, не пишется даже в блокнот. Но зато, повторяю, встречи и неожиданные открытия! А в провинции мне достались тоскливость и частенько… дождливая скука.

– С кем свела столица?
– Если бы не опороченный «сталинский Союз писателей», не съезды и пленумы, я никогда бы не пообщался и не подружился с Юрием Казаковым, Фёдором Абрамовым, Василием Беловым, Валентином Распутиным, Николаем Рубцовым, Евгением Носовым, Борисом Можаевым, Виктором Астафьевым и другими. Я, бывший учитель, помимо чтения приобщался к высокой литературе и беседами, теснотой идейного круга, живыми примерами служения правде, народу, родной истории. Теперь я сижу один.
БУДЕМ ЖИТЬ!
Анатолий ЕХАЛОВ
01.05.2016
На вологодских просёлках: заметки писателя

На святом источнике

Вечером 19 января в моей квартире раздался телефонный звонок. Незнакомый голос предлагал встретить Крещение на святом источнике Параскевы Пятницы в Сямженском районе. Мне сказали, что машина сопровождения – серая «вольво» – будет ждать меня под фонарём на центральной площади села. И я поехал, хотя на дворе уже начиналась ночь.
Через полтора часа я был в Сямже, серая «вольво» помигала мне фарами и сорвалась в ночь. Я помчался в снежной круговерти вслед за красными огнями иномарки по совершенно пустынному просёлку. По сторонам был то заснеженный лес, то мрачные поля, зарастающие кустарником, изредка попадали деревеньки с наглухо заколоченными окнами, без следов человеческой деятельности. И вновь пустынные леса, обезлюдевшие деревеньки…
Было такое ощущение, что жизнь навсегда оставила эти края.
Но вот через какое-то время проводники свернули на почти непромятый просёлок, показалась наполовину поваленная изгородь, тёмные дома…
Какой-то человек на обочине, в фуфайке и валенках, остановил меня взмахом руки, сел в машину и под его руководством мы стали спускаться по заснеженной дороге куда-то вниз. Спуск был так долог, что мне показалось: мы спускаемся в преисподнюю. Мы вышли из машины в кромешной темноте. Было невероятно тихо. Я услышал хруст: это лошадь хрустела сеном. Невидимый возница сказал, что привёз баб, и что они сидят сейчас в часовне, дожидаясь полуночи.
Я нащупал стены часовни, по стене добрался до двери. В часовне горела свеча, и несколько женщин смиренно сидели на скамье, держа в руках тарки по святую воду. Было без пяти минут двенадцать. И я с печалью подумал, что когда-то давно сюда шли массы народа, чтобы причаститься крещенской водой Параскевы Пятницы. А на сегодня здесь только я, эти бабы да мои незнакомые проводники...
СПИСОК РОССИЙСКИХ СМИ, ПОЛУЧАЮЩИХ ИНОСТРАННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ
Алексей ВОЛОДИН
29.04.2016
На днях Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) опубликовала перечень средств массовой информации с российской юрисдикцией, получающих финансирование из зарубежных источников. Официальное название такого перечня: «Уведомление о получении редакцией средства массовой информации, вещателем или издателем денежных средств от иностранных источников» (там же полный список).
Публикация такого рода данных – практика новая. Ранее средства массовой информации работали в РФ, не предоставляя данных контролирующему ведомству об источниках своего финансирования. Однако в 2015 году было принято решение, которое изменило ситуацию. Так, средства массовой информации, получающие денежные средства из-за рубежа, Роскомнадзор обязал разглашать сведения такого рода. Сделано это было в качестве своеобразной аналогии (для медиасреды) законодательной норме об НКО-иностранных агентах. Речь о том, что все некоммерческие организации, занимающиеся политической деятельностью в той или иной мере, в России законодательство обязало обозначать свой статус НКО-иностранного агента.
Как и в случае с НКО, далеко не у всех СМИ России такая законодательная норма вызвала спокойную реакцию. И чего только после такого нововведения не услышал в свой адрес Роскомнадзор!.. В первую очередь от «неполживых» СМИ.
Видимо, причина не спокойствия со стороны отдельных медиаплощадок связана с тем, что их руководящий состав всячески старался скрыть от читателей (зрителей, слушателей) тот факт, что СМИ кормится с руки представителей иностранных государств. А если кормится, то, стало быть, во многом и отражает (защищает) интересы инвестора. Ведь наивно полагать, что если газета, журнал, телеканал, радиостанция или интернет-портал финансируются, к примеру, западным фондом, то в этом СМИ читатель (зритель, слушатель) найдёт что-то, что проливает свет на реальные задачи такого рода финансирования. Хотя эти реальные задачи порой уж слишком активно сами себя обнаруживают... Попросту руководящий состав отдельных СМИ уж слишком рьяно берётся осваивать зарубежное финансирование, очевидно, рассчитывая на то, что потоки (или хотя бы ручейки) забугорных средств не иссякнут и в дальнейшем.
ВЫЖИТЬ ШАНСА НЕ БЫЛО
Вера КУЗЬМИНА
18.04.2016
Всё, о чём предупреждал Бузина, оказалось правдой

«Как его титровать, Бузину-то вашего? Олесь или Алесь? Писатель или историк?» – такой вопрос задала мне девять лет назад телевизионный редактор, просматривая предэфирный материал к фильму «Убить русского в себе». Тогда в российском эфире Бузины почти не было. Кто это такой, знали только немногие специалисты.
Один из них и посоветовал мне взять интервью у Олеся: «Язык – как бритва. Находит где-то такие факты, такие детали, что на привычные вещи начинаешь смотреть совсем под другим углом».
Но самое главное – всё, о чём он говорил и предупреждал, оказалось правдой...
Убитый Бузина очень для многих гораздо удобнее Бузины живого. Хотя бы потому, что уже никогда не задаст своего знаменитого вопроса: «Почему вы, Россия, тратите колоссальные деньги, чтобы понравиться тем, кто никогда и ни за какие деньги вас не полюбит, и отталкиваете от себя тех, кто готов идти с вами без всяких денег?»
Этот вопрос он задавал часто. Многим. И не получал ответа. И не только он один.
Восемь лет назад для фильма о том, кто и зачем убивает русского сначала в себе, а потом в других, я записала несколько десятков интервью. Все они оказались подтверждением мыслей, записанных на самой первой встрече с Олесем Бузиной.
Вот, например, слова знаменитого историка, академика НАН Украины Петра Толочко: «Я часто вашим задавал вопрос: ну вы же видите, что делают американцы на Украине. Гранты, фонды, фундации, семинары, книгоиздательство, школы… И с Черномырдиным, послом, встречался. До него – с Ельциным. На самые высокие уровни выходил. А они мне все говорили: «Да бросьте вы, Пётр Петрович. Мы ж вам газ бесплатно даём».
До гражданской войны на Украине – ещё восемь лет. Но первый Майдан уже был. Футболки с надписью «Дякую тобi, боже, що я не москаль» – самый популярный львовский сувенир. Уже открыто работали по всей Западной Украине «вышкилы», где 13–16-летние подростки, гордо называвшие себя юными бандеровцами, с удовольствием «кидали зиги» прямо в телекамеры. Станислав Кульчицкий, руководитель Института национальной памяти Украины, воспевавший при СССР индустриализацию Донбасса, уже продвигал концепцию голодомора, геноцида исключительно украинского народа. Продвигал на американские и канадские гранты. И уже был такой писатель Олесь Бузина. Он никаких грантов не получал. Американцы таким, как он, никогда ничего не давали. А Россия… Мы же газ со скидкой даём…
Рекомендоваться «профессиональным писателем» Бузина имел полное и неоспоримое право. Он жил именно на то, что получал как писатель. Именно поэтому мог честно говорить и о том, кто такие «украинские патриоты», и о том, что такое украинская власть. И кто на самом деле главные предатели страны.
СКОЛЬКО СТОИТ НАШ ГУМАНИЗМ, ИЛИ КТО ОПЛАТИТ УКРАИНСКИЙ СЧЁТ?
Александр СТАВЕР, Роман СКОМОРОХОВ
15.04.2016
Красиво говорят сегодня те, кто ещё вчера плевал в нашу сторону ядом. Красиво подбирают слова для того, чтобы заставить меня вспомнить о человеколюбии, о гуманизме, о добре. Слушаешь таких «гуманистов-человеколюбов» и понимаешь, что в этом мире что-то перевернулось. Почему-то ноги, которые по логике должны быть снизу, торчат выше головы... А вот голова находится там, где обычно у людей другой, тоже очень важный орган.
Сейчас все обсуждают результаты референдума в Голландии. Тема, которая по нашему мнению, должна интересовать всех европейцев. А что на самом деле? А на самом деле всё идёт согласно старинной русской поговорке. Умер Максим, ну и хрен с ним. Те, кто имел какое-то мнение по ассоциации Украины в ЕС, высказались. Остальным глубоко наплевать на все эти «мечты тожеевропейцев». Своих проблем хватает.
На Украине тоже поняли, что информационный «таран» не сработал. Сейчас уже сложно обманывать даже своих граждан знаменитым «весьмирснами». Как-то получилось, что у этого самого «всегомира» другие проблемы на слуху.
Европа? Европа вдруг увидела, что всё то, о чём им с упоением рассказывали свои и заезжие украинские политики, оказалось чистым блефом. Реформы, которые стоили стольких денег из карманов европейских налогоплательщиков, даже не начинались. Ни одна. Героическая война с Россией идёт только в головах украинских политиков и президента лично. Украинцы уже не так и хотят получить «безвиз». Они же свято верили, что отмена виз даст им возможность учиться и работать в Европе. Даст возможность пользоваться всеми европейскими достижениями на равных с коренными европейцами.
А оказалось, что отмена виз – простая формальность, которая не даёт ничего конкретного. Да, приезжай. Но деньги покажи, чтобы мы знали о твоей платежеспособности. И билет обратный тоже. Чтобы мы тут, в Европе, были уверены, что ты тут, у нас, не задержишься. На всякий случай.
Американцы, наконец, прямо заявили о том, какая судьба ждёт Украину в дальнейшем. Аграрная страна без каких-либо претензий на роль не то что в мировой, даже в региональной политике. Этакая большая Молдавия или Венгрия. Сеем-убираем. Страна рогулей.
РОССИЯ – ЧЁРНАЯ ДЫРА?
Сергей БАРУЛИН
13.04.2016
Григорий Заславский как главный культуртрегер мира

Героями нашей новой рубрики «Телепузики» становятся люди, которые нас изумили и продолжают изумлять. Не столько каким-то своим сокровенным знанием, изощрённым умом или богатырской статью, а самим фактом своего появления в эфире. Первым таким героем был Антон Долин, освещающий на ТВ и радио кинопроцесс. Сейчас это кандидат филологических наук критик Григорий Заславский, который в одиночку отвечает за все остальные виды искусства.
Да, Заславский воистину энциклопедист, большой либерал и, конечно, выдающийся критик – заслушаешься, зачитаешься и засмотришься. Вот так на радио «Вести ФМ» начиналась его речь, посвящённая юбилею Майи Плисецкой: «Её величие было в красоте движений, в том, как двигались её руки, как будто ветви от дуновения ветра». Сразу восхитимся блеском метафорического мышления и нежностью образов критика, однако далее в его речи появляется металл гражданина, прирождённого борца с тоталитаризмом: «Плисецкая – с гордо поднятой головой, её балетная осанка была не только данью и необходимостью профессии, но ещё и – даже когда она молчала – немой репликой в диалоге с властью, с властителями, который она вела, кажется, безостановочно, лишь в самые последние годы как-то отстранившись от сию¬минутности, а уж с советской властью она умела разговаривать как никто».
Отстранимся и мы от сиюминутности и подивимся почти толстовской длине предложения, торжественности слога и некоторой… безграмотности. Что у мэтра с согласованием: «данью и необходимостью профессии», а также зачем столько тавтологий? Молчать немой репликой в диалоге Плисецкая, по Заславскому, умела, однако, явно преувеличивая конфликт балерины с властью, оратор накаляет обличительный пафос: «Многие годы её коронным номером стал «Умирающий лебедь» (здесь следовало бы использовать глагол «был». Впрочем, ЕГЭ по русскому языку выдающемуся филологу не сдавать, тем более что он сам нынче принимает экзамены. – С.Б.), – казалось бы, советской власти надобен был совсем другой танец, жизнеутверждающий, исполненный оптимизма, но Плисецкая была так гениальна в нём, что ей разрешили, позволили эту символистскую, декаданскую ломкость и печаль – танец этот она впервые станцевала в эвакуации в Свердловске в 1941 году. Примой-балериной Большого она стала в 1943-м».
МАТЬ-СЫРА ЗЕМЛЯ… МАТУШКА
Сергей КИРИЛЛОВ
13.04.2016
Когда же это началось?.. Когда в моей мальчишеской голове появилось осознание, что земля – это не безжизненное нечто чёрного цвета, способное лишь пачкать штаны, за непомерную грязь на которых то и дело попадает от родителей? Что земля – мать всего живого и сущего, начиная от мелкой былинки или букашки и заканчивая огромными деревьями, множеством зверей и птиц и, конечно же, людей. Когда впервые появилось понимание этой непреложной истины?
Может быть в шестидесятом? Том самом, когда я – десятилетний ещё малец – помогая отцу копать картошку, набирал этой самой картошки с одного куста столько, что она еле помещалась в ведре! Огромные розовые «рюхи», как их все называли в деревне за их величину, выглядели как невиданные поросята, спрятавшиеся в земле, и невольно возникало желание их разыскать. Это была какая-то всепоглощающая игра, а не просто уборка урожая! Игра, потому что, увлёкшись ею, я не замечал ничего. Ни усталости, ни желания поесть, ни величины ещё неубранных грядок… Всё Моё существо охватил азарт! Ни с чем не сравнимый азарт, который возникает только во время захватывающей игры, пусть даже её конечная цель – убранные грядки. Игры, потому что процесс уборки поглощал в себя всецело. Потому что снова и снова хотелось вывернуть новый куст и, раскрыв от изумления рот при виде огромных картошин, наполнять ими очередное ведро. Сколько кустов – столько и вёдер! И в голове отчётливо осело: всё это богатство не свалилось нам на голову. Его РОДИЛА земля! Та самая – чёрная и пачкающая штаны!
…А может, это началось в 62-м, когда я – семиклассник – был отпущен домой из школы, расположенной за 15 км от родной деревни, на всю неделю для того, чтобы помочь совхозу в уборке опять-таки той же картошки? И когда уже не было никакой игры, а была просто изнуряющая каждодневная, с утра до вечера, подборка клубней, выброшенных из земли тракторной копалкой, а сама земля была похожа больше на что-то деревянное и безжизненное. Потому что её топтали! Потому что её швыряли безжалостные лопатки бездушного механизма, и она совсем не походила на чью-то мать.
Но какое же чудо открывалось мне потом! Потом, когда заканчивалась эта выматывающая до дрожи в ногах работа. Удивительная стояла в тот год погода! Прекрасные, чуть ли не летние дни, а саМоё главное – вечера! И не вечера даже, а некое предвечерье. Когда уже позади трудовой день, когда ты уже можешь идти домой за три километра, и в этом неспешном переходе неожиданно замечаешь: как же прекрасен мир! Как же она замечательна – мать-земля, породившая его и всё в нём!!! И мычание бредущих с пастбища сытых коров, и блеяние бессчётных овец, и птичье щебетание в кустах, и радостные крики детворы по дворам домов. Множество криков, ибо множество и домов! Больше двух тысяч только колхозников насчитывалось в деревне по официальным данным! Меньше трёх детей не было почти что ни в одном доме.
АККУРАТНО, НО СИЛЬНО
Литературная газета
04.04.2016
«Бесогон» Никиты Михалкова после скандала с «Матч ТВ» вернулся в эфирную сетку «России 24»

«Литературная газета» уже об этом писала, так же как о травле Михалкова в либеральных СМИ в связи с его высказываниями о необходимости дать правовую оценку действиям руководителей страны в 80–90-е годы. Как и о вызвавшей яростные споры теме, которой Никита Сергеевич посвятил 94-й выпуск «Бесогона», – о давней и недавней российской истории, о попытках навязывания таких представлений о нашем прошлом, с которыми невозможно идти в будущее.
После состоявшегося почти четыре месяца назад открытия в Екатеринбурге мемориала, посвящённого памяти первого президента России, Никита Михалков попытался спокойно разобраться, что же такое этот грандиозный «Ельцин Центр» и зачем он построен. Многие факты, которые он приводил, известны , но когда их массив так обширен, доказателен и сосредоточен в одной передаче, когда в эфире федерального канала о них говорит не какой-нибудь задиристый полемист, а подчёркнуто уравновешенный, умудрённый опытом, выдающийся деятель русской культуры, то это производит сильное впечатление.
Во-первых, ведущего, а вслед за ним и всех его зрителей поразило, что этот гигантский, новейший по технологической оснащённости музейный центр площадью намного превышает главный музей России – Эрмитаж. И в двенадцать раз – Манеж! В начале программы Никита Михалков сказал: «…любой человек, который становится лидером страны, которого историческая волна выносит на гребень, достоин того, чтобы память о нём жила... что появляется музей... Но одно дело, когда мы погружаемся в жизнь человека, в его личные вещи, историческую память, биографию, в события, которые были связаны с его существованием, а другое – когда это становится не просто данью памяти человеку, а в определённом смысле очень конкретным, направленным толкованием событий».
Как же толкуется история нашей страны в десятиминутном анимационном ролике «Центра», который уже посмотрели сотни тысяч посетителей и продемонстрировал в «Бесогоне» Никита Михалков?
ТРАВА МОЛОДАЯ
Вячеслав ЛЮТЫЙ
22.03.2016
Русская почва в поэзии Светланы Сырневой

Почва
Говоря о почве в поэзии, стоит для начала уяснить, что, собственно, имеется в виду. Речь идёт о приметах исторических, бытовых и психологических – это самые общие обозначения сторон интересующего нас предмета. Подобные знаки и черты окрашены родовым чувством художника, каким бы оно ни было: национальным, ментальным, наконец, просто семейным. Маленькие предпочтения, едва уловимая теплота в голосе, сострадание и жалость к памяти. Или к тому, что уже становится памятью, прямо на глазах... Но скажем определённей, аналитически сухо: это интонация, выбор предметов, нравственная оценка и принцип одухотворения.
И если мы именно таким образом углубимся в толщу поэтической ткани, то нам станет ясно, почему одна творческая фигура истинно русская, а другая – только советская, тогда как третья – отчётливо клановая. И пусть характеристики, которые мы затем соединим с именами поэтов, кажутся, на первый взгляд, вполне внешними, поверхностными. На деле же каждая из них обладает своей последовательной логикой и, что очень важно, собственным пространством существования, в котором – и строго вычерченная топография, и отобранная топонимика, и не редактируемый путеводитель по всем достопримечательностям, жизненно необходимым этому творцу. Так, Высоцкий окажется выразителем вненациональной советской почвы, Окуджава – корпоративно-интеллигентской, а, скажем, Твардовский – певец, в первую очередь, почвы русской, советской – уже потом, как бы в качестве хроникального уточнения.
Понятие национальной почвы, как самое широкое, в состоянии вобрать в себя все иные укоренения: и замкнуто-интеллигентские, и семейные, и сугубо ментальные – что реально и происходит в последние годы, кажется, со всем советским. Однако не всякое советское может раствориться в русском. Очень часто наше национальное начало исподволь сопротивляется и не впускает в свои пределы того или иного «чужака». С течением времени подобная несоединимость становится вполне наглядной.
1 ... 2 ... 3 ... 4 ... 5 ... 6 ... 7 ... 8 ... 9 ... 10 ... 11 ... 12 ... 13 ... 14 ... 15 ... 16 ... 17 ... 18 ... 19 ... 20 ... 21 ... 22 ... 23 ... 24 ... 25 ... 26 ... 27 ... 28 ... 29 ... 30 ... 31 ... 32 ... 33 ... 34 ... 35 ... 36 ... 37 ... 38 ... 39 ... 40 ... 41 ... 42 ... 43 ... 44 ... 45 ... 46 ... 47