Советуем прочитать  
МАТЬ-СЫРА ЗЕМЛЯ… МАТУШКА
Сергей КИРИЛЛОВ
13.04.2016
Когда же это началось?.. Когда в моей мальчишеской голове появилось осознание, что земля – это не безжизненное нечто чёрного цвета, способное лишь пачкать штаны, за непомерную грязь на которых то и дело попадает от родителей? Что земля – мать всего живого и сущего, начиная от мелкой былинки или букашки и заканчивая огромными деревьями, множеством зверей и птиц и, конечно же, людей. Когда впервые появилось понимание этой непреложной истины?
Может быть в шестидесятом? Том самом, когда я – десятилетний ещё малец – помогая отцу копать картошку, набирал этой самой картошки с одного куста столько, что она еле помещалась в ведре! Огромные розовые «рюхи», как их все называли в деревне за их величину, выглядели как невиданные поросята, спрятавшиеся в земле, и невольно возникало желание их разыскать. Это была какая-то всепоглощающая игра, а не просто уборка урожая! Игра, потому что, увлёкшись ею, я не замечал ничего. Ни усталости, ни желания поесть, ни величины ещё неубранных грядок… Всё Моё существо охватил азарт! Ни с чем не сравнимый азарт, который возникает только во время захватывающей игры, пусть даже её конечная цель – убранные грядки. Игры, потому что процесс уборки поглощал в себя всецело. Потому что снова и снова хотелось вывернуть новый куст и, раскрыв от изумления рот при виде огромных картошин, наполнять ими очередное ведро. Сколько кустов – столько и вёдер! И в голове отчётливо осело: всё это богатство не свалилось нам на голову. Его РОДИЛА земля! Та самая – чёрная и пачкающая штаны!
…А может, это началось в 62-м, когда я – семиклассник – был отпущен домой из школы, расположенной за 15 км от родной деревни, на всю неделю для того, чтобы помочь совхозу в уборке опять-таки той же картошки? И когда уже не было никакой игры, а была просто изнуряющая каждодневная, с утра до вечера, подборка клубней, выброшенных из земли тракторной копалкой, а сама земля была похожа больше на что-то деревянное и безжизненное. Потому что её топтали! Потому что её швыряли безжалостные лопатки бездушного механизма, и она совсем не походила на чью-то мать.
Но какое же чудо открывалось мне потом! Потом, когда заканчивалась эта выматывающая до дрожи в ногах работа. Удивительная стояла в тот год погода! Прекрасные, чуть ли не летние дни, а саМоё главное – вечера! И не вечера даже, а некое предвечерье. Когда уже позади трудовой день, когда ты уже можешь идти домой за три километра, и в этом неспешном переходе неожиданно замечаешь: как же прекрасен мир! Как же она замечательна – мать-земля, породившая его и всё в нём!!! И мычание бредущих с пастбища сытых коров, и блеяние бессчётных овец, и птичье щебетание в кустах, и радостные крики детворы по дворам домов. Множество криков, ибо множество и домов! Больше двух тысяч только колхозников насчитывалось в деревне по официальным данным! Меньше трёх детей не было почти что ни в одном доме.
АККУРАТНО, НО СИЛЬНО
Литературная газета
04.04.2016
«Бесогон» Никиты Михалкова после скандала с «Матч ТВ» вернулся в эфирную сетку «России 24»

«Литературная газета» уже об этом писала, так же как о травле Михалкова в либеральных СМИ в связи с его высказываниями о необходимости дать правовую оценку действиям руководителей страны в 80–90-е годы. Как и о вызвавшей яростные споры теме, которой Никита Сергеевич посвятил 94-й выпуск «Бесогона», – о давней и недавней российской истории, о попытках навязывания таких представлений о нашем прошлом, с которыми невозможно идти в будущее.
После состоявшегося почти четыре месяца назад открытия в Екатеринбурге мемориала, посвящённого памяти первого президента России, Никита Михалков попытался спокойно разобраться, что же такое этот грандиозный «Ельцин Центр» и зачем он построен. Многие факты, которые он приводил, известны , но когда их массив так обширен, доказателен и сосредоточен в одной передаче, когда в эфире федерального канала о них говорит не какой-нибудь задиристый полемист, а подчёркнуто уравновешенный, умудрённый опытом, выдающийся деятель русской культуры, то это производит сильное впечатление.
Во-первых, ведущего, а вслед за ним и всех его зрителей поразило, что этот гигантский, новейший по технологической оснащённости музейный центр площадью намного превышает главный музей России – Эрмитаж. И в двенадцать раз – Манеж! В начале программы Никита Михалков сказал: «…любой человек, который становится лидером страны, которого историческая волна выносит на гребень, достоин того, чтобы память о нём жила... что появляется музей... Но одно дело, когда мы погружаемся в жизнь человека, в его личные вещи, историческую память, биографию, в события, которые были связаны с его существованием, а другое – когда это становится не просто данью памяти человеку, а в определённом смысле очень конкретным, направленным толкованием событий».
Как же толкуется история нашей страны в десятиминутном анимационном ролике «Центра», который уже посмотрели сотни тысяч посетителей и продемонстрировал в «Бесогоне» Никита Михалков?
ТРАВА МОЛОДАЯ
Вячеслав ЛЮТЫЙ
22.03.2016
Русская почва в поэзии Светланы Сырневой

Почва
Говоря о почве в поэзии, стоит для начала уяснить, что, собственно, имеется в виду. Речь идёт о приметах исторических, бытовых и психологических – это самые общие обозначения сторон интересующего нас предмета. Подобные знаки и черты окрашены родовым чувством художника, каким бы оно ни было: национальным, ментальным, наконец, просто семейным. Маленькие предпочтения, едва уловимая теплота в голосе, сострадание и жалость к памяти. Или к тому, что уже становится памятью, прямо на глазах... Но скажем определённей, аналитически сухо: это интонация, выбор предметов, нравственная оценка и принцип одухотворения.
И если мы именно таким образом углубимся в толщу поэтической ткани, то нам станет ясно, почему одна творческая фигура истинно русская, а другая – только советская, тогда как третья – отчётливо клановая. И пусть характеристики, которые мы затем соединим с именами поэтов, кажутся, на первый взгляд, вполне внешними, поверхностными. На деле же каждая из них обладает своей последовательной логикой и, что очень важно, собственным пространством существования, в котором – и строго вычерченная топография, и отобранная топонимика, и не редактируемый путеводитель по всем достопримечательностям, жизненно необходимым этому творцу. Так, Высоцкий окажется выразителем вненациональной советской почвы, Окуджава – корпоративно-интеллигентской, а, скажем, Твардовский – певец, в первую очередь, почвы русской, советской – уже потом, как бы в качестве хроникального уточнения.
Понятие национальной почвы, как самое широкое, в состоянии вобрать в себя все иные укоренения: и замкнуто-интеллигентские, и семейные, и сугубо ментальные – что реально и происходит в последние годы, кажется, со всем советским. Однако не всякое советское может раствориться в русском. Очень часто наше национальное начало исподволь сопротивляется и не впускает в свои пределы того или иного «чужака». С течением времени подобная несоединимость становится вполне наглядной.
СБЕРБАНК – НАШ?
Екатерина ФЁДОРОВА
21.03.2016
Кто и зачем рекомендует крымчанам «переголосовать» на референдуме

Среди вала информационной жути – взрывы, обрушения, нападения, рост цен – не находят места события поистине сенсационные. При этом одинаково возмущающие и веселящие. Действительно: разве не возмутительно, что работающий на государственный банк деятель велит крымчанам… выйти из состава России. И разве это не смешно?! Близкий к государственным структурам деятель страны, считающей себя суверенной, велит подчиняться чужому диктату!
Итак, что случилось? Крым – наш. Но не для всех даже в государственных структурах. Вот в Крыму побывал как «приглашённый эксперт» на беседе о путях развития региона некий Александр Борисович Идрисов, руководитель входящей в состав Сбербанка консалтинговой компании «Стратеджи партнерс». В своё время он закончил Павлодарский индустриальный институт. Странное совпадение, ведь и председатель правления Сбербанка России Герман Оскáрович Греф родился в Павлодарской области! Павлодар – рассадник стратегов?
Если речь зашла об образовании, сразу представим полный список: аспирантура в МГТУ им. Баумана, повышение квалификации в Deutsche Management Akademy Niedersachsen, повышение квалификации в Deutsches Institute fur Betriebswirschift, повышение квалификации в Гарвардской школе бизнеса, США. Чему наших младореформаторов учат в Гарвардах, мы по компании Чубайса-Гайдара знаем. «И примкнувший к ним Идрисов». Квалификация у всей компании – всё выше, выше и выше!
Этот господин на справедливые и уже превратившиеся в риторические вопросы людей из зала – почему Сбербанк до сих пор не представлен в Крыму?! – заявил: дескать, надо сначала санкции отменить. Это может сделать только Запад. Он их породил, он должен с ними и покончить. Но для этого нужно провести ещё один, «правильный», референдум о самоопределении. Ясно, что его результат должен быть таким, каким желает заказчик – Запад, и если результат подтасовать не удастся, как, например, в 1996 году сделали наши западные партнёры при выборах Ельцина, то надо проводить выборы вновь и вновь, до победного конца. Собственно, у нас в России такие выборы-перевыборы уже случались в 90-е. Так что не удивишь нас.
КЛАССИЧЕСКАЯ АТАКА НА ЦЕРКОВЬ
Елена ЯКОВЛЕВА
17.03.2016
Русская православная церковь не собирается изымать рассказы Чехова, Бунина и Куприна из школьной программы. Напротив, она будет отстаивать достойное место русской литературы в учебном процессе, заявил председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.
Комментарий потребовался после выступления протоиерея Артемия Владимирова, который на заседании Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства заметил, что в школьную программу включены произведения, воспевающие «свободную любовь». И особенно после того, как интернет-СМИ быстро и активно приписали всё это РПЦ.
«К сожалению, мы опять имеем дело с изготовленной ″сенсацией″, – сказал в специальном комментарии РГ Владимир Легойда. – Отец Артемий общался со старшеклассниками в одной из школ, его попросили прокомментировать несколько рассказов, и он высказал свою точку зрения. А потом рассказал об этой встрече на заседании Патриаршей комиссии и призвал комиссию выразить свою озабоченность в связи с методическими установками в преподавании литературы. Но мнение человека с опытом преподавания в школе вдруг вылилось в заметки под заголовками ″Церковь собирается изымать классиков из школьной программы″. Новость попала в топы Яндекса. Выступление о. Артемия почему-то связали с созданием Общества русской словесности.
Я как член общества могу сказать, что там обсуждалась другая проблема: существующая в школе вариативность программ грозит не тем, что чему-то будут обязательно учить, а тем, что учитель, самостоятельно определяя, какие произведения классиков включать в программу, имеет право оставить учеников без "Войны и мира" и "Преступления и наказания". Между тем в русской классике есть книги, которые обязательно нужно читать, потому что они дают нам общий язык, общую систему координат, ценностей и представлений. Русская литература, которую мы все изучали, всегда создавала и задавала нам общее пространство смыслов. Конечно, "проблема списка" не главная проблема преподавания русского языка и литературы в школе – уточняет Владимир Легойда. – Их достойное место в школьной программе куда более важно. Количество часов сокращается, на преподавание русского и литературы отводится очень мало времени». «Медийная сенсация не только не отражает реальной позиции Церкви, но и не релевантна к тем серьёзным проблемам, которые сегодня существуют в школе», – считает Владимир Легойда. По его мнению, броские заголовки при подаче этой информации перевесили здравый смысл. Непрофессионализм подачи и вирусность распространения неверно поданной информации становятся проблемой.
ТРЕБУЕМ СПРАВЕДЛИВОСТИ ДЛЯ ВСЕХ НЕСЧАСТНЫХ!
Станислав МИНАКОВ
10.03.2016
На сайте https://russianpenmembers.wordpress.com/ опубликовано (и уже размножено другими сетевыми ресурсами) «Заявление членов Русского ПЕН-центра» с категоричным заголовком «Требуем справедливости для Надежды Савченко», подписанное не только писателями, но и людьми вовсе не имеющими отношения к нашей правозащитной организации.
Хочу обратить внимание на несколько аспектов этого акта.
Непонятно кем созданный, неизвестно откуда возникший сайт https://russianpenmembers.wordpress.com/ и столь остроумное самоименование «группы лиц» по сути осуществляют подмену нашей организации, поскольку постороннему человеку крайне затруднительно, а точней, ни за что не понять, это – «заявление всего Русского ПЕН-центра» или «Заявление отдельных членов Русского ПЕН-центра» и к ним присоединившихся граждан.
Фактически речь идёт об уже не первой попытке «группы членов», заплетя общественности мозги, то ли информационно подменять собой весь Русский ПЕН, его действующий Исполком, то ли осуществить ползучий рейдерский захват организации, о чём предупреждал ещё полтора года назад её президент А. Битов.
Я спрашиваю: на каком основании и доколе правозащитную организацию писателей будут превращать в политическую партию?
Кроме того, возникает неприемлемый для меня как человека, много лет состоящего в ПЕНе, эффект, когда заявления и иные действия (например, поездка в Киев весной 2014-го на конференцию г-на Ходорковского и др.) осуществляются «группой членов» словно от моего имени. Во-первых, я занимаю противоположную гражданскую позицию, чем занимает эта «группа членов», во-вторых, складывается идиотическая ситуация, когда ко мне начинают апеллировать представители общественности, дескать, что ж ты со своим ПЕНом политиканствуешь вместо того, чтобы защищать всех несчастных!
ВОЗДУХ ЛЮБВИ И СВОБОДЫ ДОНБАССА
Владимир СУХОМЛИНОВ, Татьяна ПОНОМАРЕНКО-ЛЕВЕРАШ
06.03.2016
Но в нём много других оттенков, как на картине маслом

Конечно, со столь красивой женщиной в канун 8 Марта хотелось говорить о чём-то романтичном, но времена у нас особые. Недавно у заслуженной художницы Украины Татьяны ПОНОМАРЕНКО-ЛЕВЕРАШ была выставка в Москве на ВДНХ. На картинах предстала живописная история Юзовки, как прежде назывался Донецк, – город, ставший в наши дни символом мужества и сопротивления.

– Татьяна, с возвращением!
– Спасибо! (смеётся, видимо, удивляясь слову «возвращение»)

– Скажите, где дом– в Москве, Донецке?
– Знаете, вернулась на свою большую родину, я ведь родилась в России. На Донбассе – родина малая. Мой папа, военный лётчик, мужественный человек с медалями и орденами, родился в посёлке Октябрьском. Его родной дом стёрт теперь с лица земли. И мама с Донбасса - из посёлка Ларино. Там жили бабушки и дедушки. Девчонкой к ним в гости ездила.
Так что у меня два дома. В этом году двадцать пять лет как я в Донецке.
Родными оба дома мне были всегда. Я человек из Советского Союза, и очень этим горжусь. Папа, как военный, переезжал с одного места службы на другое. И мы с ним. Родилась в Черняховске Калининградской области, а потом была Юрмала, где в школу ходила, Польша, где отец командовал лётным полком, а я школу закончила. Чтобы быть ближе к родным, поступила в институт в Лиепае. Когда отец закончил службу, поступила в Московский государственный педагогический институт имени Ленина, где получила и второе образование - рисунок, живопись.

– Судьба, типичная для офицерских детей.
– Повидав на пути всякое, я, как мне кажется, научилась отличать правду, справедливость от фальши, приспособленчества, а также видеть полутона. Это надо, иначе картина не полная. Как говорил герой фильма «Ликвидация» – «Картина маслом!» Если маслом пишешь, важны оттенки
Не посчитайте слишком смелым, но могу за весь Донбасс сказать – референдум 1991 года, вернее, игнорирование его итогов, это было насилие над всеми нами. Ведь голосовали за неотделение от СССР, а нас взяли и разделили, и в миг мы получили украинское гражданство. Сначала приспосабливались. Потом стали происходить всё более странные вещи. Например, дочка моя Вета, Виолетта, если полным именем, приходит из школы и произносит вдруг: эти русские оккупанты… Мол, так учитель истории рассказывает. И я увидела: всё идёт, как было в Прибалтике, Польше. Русские во всём виноваты, голодомор устроили, на войне за собой на тот свет миллионы невинных потащили…
Началось и на Украине, и уже давно…
ВАЛЕНОК СВАНИДЗЕ
Александр КОНДРАШОВ
06.03.2016
«Россия 1» отметила 60-летие доклада Хрущёва

Николай Карлович, всегда восхищавшийся (в своих «Хрониках» и «Суде времени») антисталинизмом Никиты Сергеевича, предстал в фильме «ХХ съезд. Годовщина» не таким страстным поклонником борца с культом личности, каким мы привыкли его видеть.
В этом фильме про «оттепель» он, несколько растерянный, бродит по заснеженной России в валенках, как когда-то Сталин на своей даче. Чтобы быть ближе к народу, к «ватникам», которые Сванидзе отчего-то недолюбливают? Стар стал, подагра замучила? Или телеисторик намекает зрителям, что и теперь не до «оттепели», ударили страшные политические морозы?
В фильме, который посвящён ответу на вопрос, почему Хрущёв отважился на публичное разоблачение культа личности и ниспровержение вождя мирового коммунистического движения, участвовали публицисты Георгий Мирский, Алексей Симонов и Никита Кривошеин. Поскольку все они не историки, объективного исследования документа и внятных ответов на возникавшие вопросы не последовало.
Не было никакого анализа текста доклада, хотя современные исследователи уже достаточно его изучили на предмет, сколько в нём правды, сколько лжи, политического авантюризма и борьбы за власть, сколько искренности в призыве вернуться «к ленинским нормам партийной жизни» и, главное, каков масштаб вреда, нанесённого СССР обнародованием доклада...
ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ СТРАШНЕЕ?
Анна ШЕРШНЕВА
03.03.2016
К выходу книги о преступлениях Киева

Майдан, русофобия и геноцид русских на Донбассе мало кого оставил равнодушным на 1/6 части света, которая некогда была Российской империей и СССР. Общество разделилось на тех кто за и против Донбасса. На тех, кто с пеной у рта доказывает, что фашизма на Украине нет и русские все придумали и тех, кто считает, что в мире нет места бандеровщине и убийствам детей.
Редактор журнала «Голос эпохи» и писатель Елена Семенова взяла на себя огромный труд – рассказать о «Новой Украине» всю правду, без пропагандистских штампов, только факты. В своей новой книге
«Украина: русофобия, репрессии, геноцид» – это попытка обобщить преступления русофобского режима, установившегося на Украине в результате февральского переворота 2014 года. Майдан, Одесса, преступления против Церкви и её служителей, геноцид мирного населения Донбасса, военные преступления, включая применение запрещённых видов оружия, террор в отношении жителей оккупированных территорий, политические репрессии, пытки пленных и политзаключённых – всё это рассмотрено самым подробным образом на основании свидетельских показаний и документов, приведённых на страницах книги в полном объёме.
Первый том уголовного дела в отношении постмайданной Украины – так можно было бы назвать предлагаемый читателю труд, в котором беспристрастным и сухим языком фактов, лишённых какого-либо полемического, пропагандистского налёта, детально показана длящаяся доныне украинская, а по существу наша, общерусская катастрофа. Катастрофа Русского Мира.
ОНИ ИДУТ
Матвей СЛАВКО
03.03.2016
«Марш памяти Немцова» взбудоражил общественное мнение

Президент РФ совсем недавно, выступая перед сотрудниками ФСБ, имел все основания утверждать, что в виду близких выборов в Государственную Думу враг активизируется. Что мы и увидели как по резкому обострению в последнюю неделю боевых действий в Донбассе, так и по активности либеральной оппозиции  
В сущности, сама память об убиенном политике интересовала, быть может, узкий круг его друзей и близких, остальных же персон, вышедших на очередное «протестное» шествие, занимали, похоже, совсем другие задачи. В самом деле, какое отношение к поминанию Немцова имели украинские флаги, индивидуальная символика запрещенного в России «Правого сектора» или транспаранты «Свободу Савченко!»? Точно такой же вопрос можно задать и про плакаты «Россия без Путина» или «Наш выбор – Касьянов».
Пользователи были поражены видеозаписью, распространившейся в Интернете, на которой отчётливо видно, как «бандеровские прихвостни на марше памяти Немцова избили участника, не считающего Бандеру героем. Этот ролик – яркое подтверждение того, что не национальность определяет майданизм головного мозга. Ведь готовы человека разорвать и убить за то, что он не считает Бандеру героем, не какие-нибудь обезумевшие от майданного чая “хохлы” или галичане, а самые что ни есть кошерные великороссы» (М. Бердник).
Писатель Захар Прилепин написал в Фэйсбуке: «Я был на сотне митингов и десяток проводил сам. Самых страшных митингов, где нацболы, коммунисты и националисты ходили яростными и дикими колоннами. К нам засылали провокаторов, на нас орали недовольные нами бабушки и дедушки. Чего только не было. Но вот так, чтобы засадить деду в челюсть – такого не было никогда. Никогда. Какой-то адский стыд. Посмотрите на эти “честные” лица. “Лучшие люди страны”».
ШТРАФНЫЕ УДАРЫ ПО ФАЛЬСИФИКАТОРАМ
Александр ПЫЛЬЦЫН
29.02.2016
В последние десятилетия на ТВ появилось много «искателей правды» о Великой Отечественной войне, которые во всей непростой военной истории нашей страны выискивают только трагические её страницы, а если таковых не находят, то безбожно лгут.
На вопросы «ЛГ» отвечает писатель, командир роты офицерского штрафбата во время Великой Отечественной войны, ныне генерал-майор Вооружённых сил СССР в отставке Александр Пыльцын.

– Александр Васильевич, почему вы стали писать книги о штрафных батальонах?

– Сейчас идёт небывалое ранее сражение на военно-историческом фронте, и наша Победа в Великой Отечественной войне остро нуждается в защите. Много лет меня волновала атмосфера умолчания истории штрафных батальонов в литературе, прессе и вообще в СМИ. Нигде – ни в официальной печати, ни в военных мемуарах – об этом ничего не говорилось, на информацию о них был строжайший запрет. Меня, прошедшего рядом со штрафниками в роли их ближайшего взводного и ротного командира, любые извращающие историческую правду «исследования», «романы», фильмы привели к мысли рассказать истинную, подтверждённую документально правду о реальных штрафбатах. Искажение прошлого уничтожает будущее. Отрицая наше героическое прошлое, фальсификаторы подводят нас к выводу, что Россия не имеет будущего.

– Можете ли вы назвать фильмы, вызвавшие у вас особое неприятие?

– В первую очередь это, конечно, 11-серийный «художественный» фильм «Штрафбат», поставленный по одноимённому роману Э. Володарского и показанный (в чём особая подлость!) именно к 60-летию Победы.
В этом фильме (и романе) всё перевёрнуто с ног на голову! Самое первое, о чём нужно говорить не переставая: не офицерских штрафбатов просто не было! Штрафбаты состояли только из проштрафившихся (совершивших серьёзные нарушения дисциплины) офицеров. Умышленное смешивание провинившихся офицеров, рядовых дезертиров и разного рода уголовников в одно понятие «штрафбат» характерно для многих, не желающих знать истину. Никаких врагов народа или уголовников-рецидивистов к фронту близко не подпускали. Создатели подобных «штрафбатов» и подобной лжеисторической макулатуры даже не удосуживаются прочитать приказ И.В. Сталина «Ни шагу назад!», коим и учреждались штрафные батальоны и роты. Откровенное отвращение и у меня, и у моих друзей-фронтовиков вызывают присвоенные этой лживой киноподелке эпитеты: «шедевр из золотой серии отечественного киноискусства», «самый правдивый фильм о войне», но самое безобразное, как постановщик этого фильма Н. Досталь в «АиФ» № 21, 2010 г. формулирует свою позицию, договорившись до того, что в той войне «столько миллионов убито… зазря».
ДОНБАСС. ОДИН ДЕНЬ ИЗ ЖИЗНИ СЕМЬИ
Мария КОЛЕДА
20.02.2016
Реальная история по реальным событиям

Представьте себе семью. Самую обычную, среднестатистическую. Отец, Василий Алексеевич, работал в аэропорту, диспетчером. Мать, Ольга Михайловна, учителем начальных классов в школе, двое детей – Ваня - 5 лет и Лера – 9 лет…
До событий 2014 года жили довольно обеспеченно, в двухкомнатной квартире, в Киевском районе Донецка. Ваня ходил в детский садик и мечтал стать лётчиком, Лера училась в школе и танцевальной студии, уже выступала в детских спектаклях и мюзиклах.
В марте 2014 Ольга Михайловна уже более месяца носила под сердцем ребенка. Василий Алексеевич подбирал путёвку на лето, свозить жену отдохнуть перед родами, Ваня и Лера – присматривали игрушки и спорили, кто будет – братик или сестричка…
А потом – началась Война.
Первым погиб Василий Алексеевич, в июне 2014 года. Он шёл с магазина домой, к семье. Обстрел ВСУ. Осколок попал в голову. После обстрела его так и нашли – с пакетом молока, упаковкой макарон и хлебом в руках, лежащего на асфальте, почти у самого дома. Первым его нашли Лера и Ваня…
Вскоре после гибели Василия Алексеевича, семья переселилась в общежитие для беженцев. Ваня просыпался по ночам от собственного крика. Ему всё снился отец – весёлый, улыбающийся, подкидывающий его на руках к самому потолку, кружащий в разные стороны… и – лежащий на асфальте, с вытекшим глазом и залитым кровью лицом, перекосившейся челюстью. Такой другой и такой родной. От этого сна Ваня просыпался каждую ночь и только на руках у матери засыпал опять. Днём Ваня боялся выходить на улицу, ему казалось, что дома – безопаснее. Он практически не разговаривал, сильно заикался.
Лера каждое утро уходила из дома рано утром и возвращалась поздно вечером. Она помогала в социальной столовой, где кормили семьи беженцев. Из весёлого и шаловливого ребёнка, Лера превратилась в старушку. Она разучилась улыбаться, смеяться и веселиться. Ходила только в мешковатой одежде тёмных цветов. У Ольги Михайловны – появилось несколько прядей седых волос…
В октябре 2014 – родилась девочка – Катюша. Этот маленький комочек прожил меньше двух месяцев – из-за экономической блокады, в Донецке была большая проблема с медикаментами. И Катюша умерла…
ДЕНЬГИ ДЛЯ УБИЙЦ, ИЛИ КОМУ В РОССИИ МОЖНО НЕ БЫТЬ ПАТРИОТОМ?
Роман СКОМОРОХОВ
20.02.2016
Тема патриотизма сегодня приобретает некую злободневность. Законы, программы, постановления правительства... Вроде бы как всем предписывается быть патриотами на уровне закона. Но возникает вопрос: а что делать с теми, кому закон не писан? С ними как?
У нас оригинальная страна: если посмотреть по букве этого самого несчастного закона, то патриотами должны быть всё. И вроде бы без исключений. Однако исключения не просто есть, они выставляются напоказ, абсолютно этого не скрывая. Как будто так и должно было быть.
Если, получается, бизнес, то тут ничего личного? Деньги и патриотизм – это разные вещи совсем?
Я уже писал о том, как известный одесский ресторатор, поливавший на всех углах проклятый оккупационный режим Путина, вдруг открывает ресторан на Арбате. В самом центре Москвы. Нормально, оккупация Крыма – это одно, а бизнес – это другое?
Ладно, можно было бы списать на разовый случай. Дескать, проглядели. Виноваты, ресторана не будет. Но вот новая подача.
3 марта в Москве начнется премьерный показ фильма «8 лучших свиданий» вроде бы российского режиссёра (ну, он так о себе пишет, по крайней мере) Марюса Вайберга. Ладно, бог с ним, с Вайбергом. Но кто у нас в главной роли?
Смотрим внимательно. Пане Владимир Зеленский. Да-да, тот самый. Горячий патриот Украины, верный друг и помощник убийц из тербатов, регулярно отчисляющий им часть своих гонораров.
ПРОРОЧЕСТВО ГОГОЛЯ ПО УКРАИНЕ
Виктор МЫШКО
15.02.2016
Повесть «Вий» в новом прочтении

На днях узнал, что индийские кинематографисты решили создать экранизацию по повести Николая Васильевича Гоголя «Вий». Не знаю, что конкретно подтолкнуло наших индийских друзей на этот шаг, но допускаю, что не только интерес и любовь к творчеству русского классика, но и события на Украине. То есть те же самые чувства и ассоциации, которые возникают у любого адекватного человека при виде той политической «элиты», которая всплыла на поверхность общественной жизни в этой бывшей советской республике за последнее время.
Перед индийскими кинематографистами открываются такие возможности, которым мог бы позавидовать и Хичкок, и Кубрик, и Кропачёв с Ершовым, советские режиссёры, снявшие на «Мосфильме» «Вий» в далёком 1967 году, и, чего уж скромничать, даже сам Ражд Капур.
Уникальность момента в том, что индийским кинематографистам ни придумывать ничего не надо, ни искать. Всё уже есть. Жизнь, так сказать, позаботилась. Сюжет есть. И актёры на главные роли нечистой силы тоже. Надо просто пригласить на роли этих красавцев-вурдалаков и прочих экзотических личностей в экранизации нынешнюю политическую и одновременно медийную тусовку современной Украины. Совпадение будет стопроцентное. Наверняка, каждый из вас и сам не раз это поразительное сходство замечал.
РЕЧНЫЕ ПИСАТЕЛИ: ВИКТОР АСТАФЬЕВ И ВАЛЕНТИН РАСПУТИН
Михаил ТАРКОВСКИЙ
07.02.2016
Так случилось, что в двадцатом веке именно эти писатели взяли на себя ношу великой русской литературы и, поразив своими книгами самых щепетильных читателей, стали настоящими классиками. Литература наша, всегда жившая подлинным, исконным, отторгая город с его элитарностью и западными веяниями, обманула цивилизацию и проложила себе основное русло через Сибирь – край, где русское ещё сохранилось нетронутыми очагами, как местами оставался соболь после убийственного перепромысла в начале двадцатого века.
Сто раз говорено, что город, пусть самый красивый и значимый, – человечье детище и наследует все человечьи грехи. В отличие от него природа – творение Божие, именно поэтому такая мощь и исходит от неё, и, питая художника, она заставляет соответствовать, равняться, а иногда и выстраивать заново. Эта нечеловечья мощь ярче всего проявляется в сибирских реках, не только могучих на вид, но и важнейших по сути, поскольку от них напрямую зависит жизнь в этих суровых краях: это реки-дороги, реки-кормилицы, реки-учителя... И чтобы до конца понять двух русских писателей Астафьева и Распутина, надо хорошенько представлять, что такое для Сибири реки Енисей и Ангара.
Итак, главный фарватер русской литературы прошёл именно по этим великим водным жилам, за каждую из которых будто отвечал свой писатель: за Ангару – Распутин, за Енисей – Астафьев. Страшное географическое противоречие современной России – смещение Центра к Западу, тогда как самые непостижимые и глядящие в будущее территории расположены от него далеко к востоку. Однако для таких людей, как Астафьев и Распутин, центр жизни там, где живут они сами, а главное – где живут их герои. Герои Астафьева, его необыкновенно личностной автобиографической прозы крепчайшими жилами привязаны к «Батюшке-Анисею». И мощь эта человечья, да и литературная, происходит именно от этой непостижимой реки.
До сих пор идут споры, что считать Енисеем: сам Енисей от Кызыл-Хэма или Енисей с Ангарой, вытекающей из Байкала и впадающей в Енисей вблизи Енисейска, удивительного города-музея, бывшей столицы Енисейской губернии.
Судьбы Енисея и Ангары и схожи, и различны. По этим рекам шло освоение Сибири с запада, по ним исконно лепились станы, расположенные друг от друга на расстоянии, удобном для смены коней, и именно на этих берегах, прижатых тайгой к воде, и жила-развивалась русская жизнь со своими радостями и горестями.
1 ... 2 ... 3 ... 4 ... 5 ... 6 ... 7 ... 8 ... 9 ... 10 ... 11 ... 12 ... 13 ... 14 ... 15 ... 16 ... 17 ... 18 ... 19 ... 20 ... 21 ... 22 ... 23 ... 24 ... 25 ... 26 ... 27 ... 28 ... 29 ... 30 ... 31 ... 32 ... 33 ... 34 ... 35 ... 36 ... 37 ... 38 ... 39 ... 40 ... 41 ... 42 ... 43 ... 44 ... 45 ... 46