Советуем прочитать  
УМЕРЕТЬ ОТ СОБСТВЕННОГО ЦВЕТА
Константин СКВОРЦОВ
20.09.2017
К восьмидесятилетию поэта Вячеслава Богданова

Задаю себе вопрос, почему я никогда не писал о Вячеславе Богданове, с которым дружил от первых наших книжек до его последней? Думаю, потому, что писание такого рода не есть дань памяти, а скорее (по крайней мере для меня) осознанные часы прощания с человеком, которого все годы чувствуешь рядом, видишь его глаза, улыбку, слышишь его голос... Сердце не смиряется с тем, что все мы смертны. Что это «жизнь, и она пройдёт...» Но жизнь проходит, а память обостряется. Мы – сверстники, люди одного поколения, одного уральского «поэтического подлеска», как любили нас называть старшие коллеги: Людмила Константиновна Татьяничева, Михаил Давыдович Львов и Борис Александрович Ручьёв. Я неслучайно написал коллеги, потому не считаю, что в литературе могут быть учителя... У поэта – один учитель. Это его талант, данный Богом. Всё остальное – судьба и путь. У каждого они свои, до тебя не пережитые и не хоженые. Конечно, нельзя отрицать, что, скажем, Сергей Есенин своим творчеством собрал в поэтическою дорогу для Вячеслава Богданова свой туесок, который кормил и поил раннее творчество поэта.

Я вовеки песню ту не брошу.
И пойду, уверенный, в дела,
Как идёт разгневанная лошадь,
Закусив стальные удила.

1962

Не знаю, кому сказать «спасибо» – то ли власти советской, которая финансировала не только писательские организации бескрайнего государства, но и многочисленные семинары молодых писателей от Дальнего Востока и Сибири (Чита, 1962; Кемерово, 1966) до Москвы и Ленинграда, то ли нашим корифеям литературы, которые находили время для общения с молодыми литераторами, делающими первые шаги в профессии, не давая нам оступиться и сломать головы на этом опасном пути.
На Кемеровском всесоюзном совещании молодых писателей мы с Вячеславом Богдановым оказались в семинаре, руководителем которого был выдающийся русский поэт Василий Дмитриевич Фёдоров, только что издавший тогда книгу стихов «Третьи петухи», за которою вскоре он получит Государственную премию имени Максима Горького. С каким упоением он читал, а мы слушали, раскрыв рты, его строки…
ПЫЛЬ, КРОВЬ И КРИК МАЛЫША: «МАМА!»
Владимир КАЗМИН
14.09.2017
Три года назад 5 сентября 2014-го были подписаны первые Минские договорённости по урегулированию конфликта в Донбассе.
Они были разработаны в ходе переговоров Владимира Путина с президентом Франции Франсуа Олландом, канцлером Германии Ангелой Меркель и Петром Порошенко в Минске.
Несмотря на то, что договорённости должны были быть выполненными до конца 2015 года, они не только были сорванными чуть ли на следующий день, но война в начале 2015 года с новой силой разгорелась и принесла преступной киевской власти новое поражение под Дебальцево в феврале 2015 года. Мы помним, что для вояк ВСУ до Дебальцевского котла был Иловайский котёл, была победа ополченцев на Саур-могиле, под Зеленопольем и в Новосветловке, но мы также помним, что кровавый 2014 год ворвался нашу жизнь разрушенными городами и посёлками, смертью и кровью десятков тысяч человек и этого нельзя забыть.
5 сентября 2014 года я шёл по пустынным улицам Луганска (общественный транспорт практически не работал) ещё громыхали бои в районе города Счастье и у Станицы Луганской, но уже тогда было ощущение, что спесь украинским воякам ополчение Донбасса сбили, «бравые укропы» выдохлись, но они продолжали швырять тяжёлые снаряды и ракеты по мирным городам, продолжали наносить удары авиацией…
ОЧЕРЕДНЫЕ БЕСОВСКИЕ НАПАДКИ МИНКУЛЬТА И ДЕПУТАТОВ УКРАИНЫ НА ПРАВОСЛАВНУЮ ЦЕРКОВЬ.
Протоиерей Олег ТРОФИМОВ
14.09.2017
На начавшейся седьмой сессии Верховная Рада с подачи минкульта Украины и ряд бандеро-униатских депутатов собирается в этом месяце рассмотреть 12 антиправославных законопроектов, касающихся религиозной сферы. Все они включены в проект повестки дня, который ждёт утверждения.
Как известно, после победы Майдана, на руководящие посты колони Украина, были поставлены исполнители этого Майдана, а именно антиправославные силы, для создания полноценного Укрорейха. Главою министерства культуры был поставлен куратор и постановщик сюжета майдана греко-католик русофоб Евгений Нищук.
Он не стал тратить время зря, и взялся добросовестно за исполнения своих обязанностей, это сотня антироссийских законов: декомунизация, борьба с историей, разрушение не угодных памятников, закрытие музеев, переименование улиц и топографических наименований, переписывание учебников по истории, запреты на различные кинофильмы, мультфильмы СССР и России, запреты въезда различным артистам России, открытая русофобия, прославление бандерства и возведение его в государственный культ и т.д. Именно этому министру принадлежат фашистские и расистские открытые публичные заявления в прямом эфире  телеканала ICTV о жителях Донбасса, которые «не имеют генетики».
НЕУДОБНАЯ ПРАВДА КАТЫНИ
Елена ПРУДНИКОВА
06.09.2017
С этим, собственно, никто и никогда не спорил. Катынский расстрел называли военным преступлением не только американский Конгресс и польское правительство в изгнании, но также Сталин и Гитлер.
Спор шёл только о том, кто именно это преступление совершил. До 80-х годов ХХ века все (кроме Конгресса США и польских эмигрантов) знали, что это сделали немцы, потом – что это сделал НКВД по приказу Сталина. Власти СССР в конце 1980-х сами открыто это признали, чего ещё хотеть?
Тем не менее поляков признание советскими, а затем и российскими властями вины СССР в катынском расстреле не устраивает. Польская сторона в Страсбурге оспаривала закрытие официального расследования катынского расстрела, решение о котором приняла Главная военная прокуратура России в 2004 году, мотивируя его смертью преступников. Поляки требуют продолжения расследования и юридической реабилитации убитых офицеров.
Как ни странно, того же требуют и многие российские граждане. Как и поляки, они не удовлетворены состоянием этого дела, хотели бы продолжения расследования и установления истины. Короче говоря, кроме расплывчатых признаний Горбачёва и Ельцина желательно бы получить ещё хоть какие-нибудь факты.
УЮТ БЕЛГОРОДЧИНЫ
Валерий ГАНИЧЕВ
28.08.2017
О серии книг «Библиотека белгородской семьи» и книге «Знаменитые земляки»

Мама моя, Анфиса Сергеевна, была вывезена из западных областей России на Урал, в город Шадринск, с детским домом с началом первой мировой войны (сколько же раз нашим русским людям в своей жизни приходилось переселяться из одной области в тыл, подальше от войн и невзгод). Но и тут было неспокойно: к городу приближался, всё сокрушая, адмирал Колчак, чей жестокий след был особенно заметен в Сибири. Детдом был эвакуирован в город Череповец Вологодской губернии (новый тыл). Мама на три года была отдана в услужение местному священнику Фаворскому. Семья того оказалась дружелюбной к девочке. Она научилась быстро читать, писать. Причём, писать очень грамотно, что сослужило ей добрую службу, когда она работала в библиотеке. К ней приходили даже из местного исполкома с просьбой: Фиса, напечатай, ты очень грамотно печатаешь. Ну и к чтению она тогда приобщилась в семье у священника. Видела она и как складно, опрятно и красиво они живут. Прошло два-три года, и девочка возвратилась в приют. Там у неё и проходило детство и юность. Как и все её сверстники, она была пионеркой и комсомолкой. Быт и жизнь были, конечно, другими. В обществе звонко звучало: «Отряхнём прах старого мира с наших ног!» За этим стремлением действительно стояло желание «отряхнуть» прошлое. Но за этим чувствовалось и желание «обновиться», желание неистовых ревнителей устранить старую жизнь. Фиса (Анфиса) чувствовала, что что-то важное уходит из жизни, её отлаженность, уют, что ли? С годами ей всё больше хотелось как-то все наладить и она старалась уют поддерживать, что нелегко было в семье с четырьмя сыновьями.
«НАС БРОСАЮТ ТО В ОГОНЬ, ТО В ВОДУ…»
Нина КАТАЕВА
28.08.2017
Северные сказы и сказки художника Сергея Сюхина

С 14 августа по 5 сентября в Музее современного искусства на Петровке, в рамках VIII Славянского форума изобразительных искусств «Золотой Витязь», открыта персональная выставка архангельского художника Сергея Сюхина «Врата памяти». В двух залах представлены его живописные и скульптурные работы, а также удостоенная многих наград книжная графика.
Живописные работы художника посвящены родной северной стороне. Родился Сергей Сюхин в селе Пучуга Верхнетоемского района, в 400 км от Архангельска. И – так сложилось – где родился, там и сгодился. В юности уезжал учиться художеству в подмосковное Абрамцево и во Львов, долгие годы жил на два дома – в Архангельске у художника большая мастерская, и город теперь невозможно представить без хоровода его скульптур на пешеходной улице Чумбаровке, в 90-е уезжал на пять лет работать в Осло. Много времени и сейчас приходится проводить в областном центре, но большую часть года они с женой живут в Пучуге, в своей усадьбе. А по соседству стоит столетний дом предков, обветшавший, но такой дорогой его сердцу, и это многочисленные двери дедова дома, с ручками, пращурами кованными, подарили художнику образ «врат памяти».
ВКЛАД ПАНСКОЙ ПОЛЬШИ В РАЗВЯЗЫВАНИЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
Елена СОКОЛОВА
28.08.2017
В союзе с Гитлером

Каждый год в 20-х числах августа, накануне очередной годовщины начала Второй мировой войны, в нашей стране и особенно за её пределами начинается антисоветский шабаш. Суть его проста и крайне лжива: Советский Союз обвиняется в соучастии в развязывании войны вместе с фашистской Германией. Польша при этом выдаётся за несчастную жертву «двух агрессоров». Как же было на самом деле?
 
Бредовые мечты о «Великой Польше»
 
Как известно, внешняя политика любого государства является продолжением его внутренней политики. В Польше в 1920-х годах сложился откровенно шовинистический, диктаторский, по сути, полуфашистский режим.
Охваченные фанатичной идеей возрождения Речи Посполитой в границах 1772 года правящие круги Польши начали активно осуществлять крайне реакционную внутреннюю и агрессивную внешнюю политику. Ведь не кто иной, как Уинстон Черчилль сказал о Польше полные горечи слова: «Героические черты характера польского народа не должны заставлять нас закрывать глаза на его безрассудство и неблагодарность, которые в течение ряда веков причиняли ему неизмеримые страдания. Нужно считать тайной и трагедией европейской истории тот факт, что народ, способный на любой героизм, отдельные представители которого талантливы, доблестны, обаятельны, постоянно проявляет такие огромные недостатки во всех аспектах своей государственной жизни. Слава в периоды мятежей и горя – гнусность и позор в периоды триумфа. Храбрейшими из храбрейших слишком часто руководили гнуснейшие из гнуснейших! И всё же всегда существовало две Польши: одна из них боролась за правду, а другая пресмыкалась в подлости».
ВАТИКАН СТАВИТ УЛЬТИМАТУМ ПРЕЗИДЕНТУ ПУТИНУ И ПАТРИАРХУ КИРИЛЛУ
Протоиерей Олег ТРОФИМОВ
29.08.2017
Экспансия Ватикана на Русь в современных условиях приобретает всё более изощрённые формы и методы. Без стеснений и открыто озвучивается УЛЬТИМАТУМ. А мы что ответим? 
20-24 августа 2017 года запланирован визит в Россию государственного секретаря Ватикана кардинала Пьетро Паролина. В связи с его поездкой заблаговременно католической стороной развернута пиар-кампания. Конечно, привлечь к себе внимание за счёт авторитета мировых лидеров – только одна из целей Ватикана. 
С одной стороны, политическим лидерам Европы, даже тем, кто  традиционно раньше ассоциировал себя с христианством, уже давно глубоко наплевать на Католическую Церковь;  в их странах – политика гомодиктатуры, там разрушают храмы и строят мечети. Но, с другой стороны, мировым лидерам всё ещё приходится считаться с влиянием Ватикана.
Дело тут не столько в пастве, сколько в мощных финансовых и политических ресурсах Ватикана. Однозначно, в Европе сейчас довольно сложная ситуация, поэтому влияние религиозного лидера, – некогда её символа, – используется во взаимовыгодных  целях. 
ОТКРОЕМ ЕЛЬЦИН-ЦЕНТР ПРИ ГАЗЕТЕ «ЗАВТРА»!
Андрей ФЕФЕЛОВ
23.08.2017
Наследие Бориса Николаевича Ельцина поистине огромно. Пора его вспомнить, изучить и осмыслить

Скажите, зачем нужен Ельцин-центр? Читаем в учредительных документах центра: «Ради сохранения, изучения и публичного представления наследия первого президента РФ в контексте новейшей истории отечества, развития демократических институтов и построения правового государства».
Что ж, прекрасная задача, я сам готов в ней поучаствовать, включиться в это «публичное представление». Думаю, что большинство авторов и читателей газеты «Завтра» поддержат это начинание. Ведь наследие Бориса Николаевича Ельцина поистине огромно. Хоть Ельцин и не писал философских трактатов, не сочинял рапсодий, не открывал новые области знаний он оставил после себя нечто такое, что до сих пор напрямую касается всех нас. Именно это «нечто» я предлагаю изучить, осмыслить и вспомнить. Разумеется, в контексте демократических институтов и построения правового государства. Последнее особенно важно, ибо правовая оценка деяний Бориса Николаевича и его роли в новейшей истории Отечества несомненно требуется.
Знаю, что филиал екатеринбургского Ельцин-центра собираются открывать в Москве. Горячо поддерживаю эту инициативу! Более того, предлагаю перенести московский филиал из закрытых стерильных залов особняка на Малой Никитской в сферу общественного диалога, в народную гущу, в сердцевину тех самых демократических контекстов, о которых идёт речь выше. Одним из таких народных мест является Газета Государства Российского «Завтра». Кому же как не нам взяться за столь трудное и кропотливое дело, за сохранение живой, не приглаженной памяти о первом президенте России и его ударных свершениях? Именно мы готовы поиграть в увлекательную игру «Вспомни всё!».
СКАНДАЛЬНАЯ «МАТИЛЬДА»
Станислав МИНАКОВ
16.08.2017
Министерство культуры РФ выдало разрешительный документ на прокат кинофильма

Протоиерей из Ярославля написал в Фейсбуке: «Бог поругаем не бывает, Царь тоже. Учитель этого не понимает, но рано или поздно поймёт...». Пока же поговаривают, что режиссёр Алексей Учитель, снявший скандальный фильм «Матильда», замахнулся со своей кинолентой на американскую премию «Оскар».
Возможно, учитывая антироссийскую направленность картины, приз, о котором «мастер камеры» грезит, он таки получит.
Совершенно очевидно, и мы согласимся с пристальным наблюдателем, что фильм «Матильда» изначально готовился как антирусский пропагандистский акт; причём часть актёров, в т.ч., и на роль государя, была взята из Германии, Польши и т.п. Действительно, роль Николая II почему-то исполнил немецкий актёр Ларс Айдингер. В фильме также снялись польская актриса Михалина Ольшанска, литовская актриса Ингеборга Дапкунайте, российские актёры Евгений Миронов, Сергей Гармаш, Данила Козловский, Григорий Добрыгин.
Итак, Минкультуры РФ выдало разрешительный документ. Официально сообщается, что прокатное удостоверение, подписанное 10-го августа, охватывает территорию всей страны, однако за субъектами остаётся право на ограничение показа картины на их территории. Ленте присвоена категория «16+». Фильм выйдет в прокат осенью: 6-го октября должна состояться премьера в Мариинском театре, 18-го – премьера в Москве, а 26-го октября фильм выходит в широкий прокат.
Минкульт также подтверждает поступление обращений от руководства Республики Дагестан и руководства Чеченской Республики с просьбой исключить представляемые ими субъекты федерации из прокатного удостоверения.
А прокуратура Симферополя предостерегла кинотеатры города от показа трейлера фильма «Матильда» после обращения депутата Госдумы Натальи Поклонской, которая, как известно, добивается того, чтобы фильм не вышел на экраны, так как он, по её мнению, оскорбляет память Николая II и чувства верующих. Н. Поклонская направляла в Генпрокуратуру депутатский запрос с отрицательным заключением экспертизы по фильму. Как сообщала депутат, эксперты оценивали трейлеры картины, а также полный текст сценария фильма. Режиссёр, в свою очередь, назвал недопустимыми попытки депутата повлиять на творческий процесс и прокатную судьбу фильма.
ГАСТРОЛЁРЫ-БАНДЕРОВЦЫ
Игорь ВЕРЕМЕЕВ
07.08.2017
Стоит ли пускать на заработки в Россию украинских артистов – сторонников Бандеры и АТО?

Вот самое последнее сообщение на этот счёт. Известная в узких кругах музыкальная группа из Киева «Руки В Брюки» (на фото) собралась на фестиваль Cyclebilly в Санкт-Петербурге. Её гастроли анонсированы в зале творческого пространства «Ткачи» и намечены на 5 – 6 августа. Группа состоит из пятерых молодых украинских музыкантов, которые играют модные сегодня «рокабилли» – смесь рок-н-ролла и буги-вуги, наряжаясь стилягами в стиле 1950-х гг. На Украине они пользуются популярностью, выступали на официальном праздновании Дня защитника Украины, который появился после переворота на Майдане.
Что они там пели и каковы таланты этих доморощенных киевских музыкантов, не всем известно, но зато хорошо известно другое: участники этой группы уже прославились гнусными русофобскими высказываниями. Так, её гитарист Алексей Филиппенков публично глумился над теми, кто заживо сгорел в Одессе в мае 2014 года в Доме профсоюзов, подожжённом бандеровцами.
Вот какой комментарий музыкант оставил в сети «Фейсбук» на следующий день после этой страшной трагедии: «Я вам не скажу за всю Одессу, вся Одесса очень велика, но и Молдаванка, и Пересыпь били колорадского жука».
В ужас от такого кощунства пришли даже почитатели группы, и один из них пытался Филиппенкова вразумить: мол, ведь это люди сгорели, а не тряпичные куклы. Но музыкант нагло парировал: дескать, куда подевалось ваше чувство юмора? Что вызвало ещё большее негодование в сети. «Как можно про такое шутить?» – возмущались пользователи, ведь только по официальным данным, в Одессе 2 мая погибли 48 человек, а по неофициальным – больше сотни.
Но Филиппенков не только острил про «колорадских жуков», он делился в соцсетях картой мира, на которой вместо России – «Океан мечты», и ставил «лайки» репортажам о бойцах АТО, выступал против возвращения Крыма в состав России.
РОССИЮ ПРИПЁРЛИ К СТЕНКЕ
Игорь БОЙКОВ
07.08.2017
Интеллектуальная немощь как причина российских внешнеполитических неудач

Давно ли зал заседаний Государственной Думы рукоплескал Дональду Трампу – «пророссийскому» президенту США… Давно ли эксперты-политологи кормили нас заверениями о скором окончании «второй холодной войны»? Но прошло чуть более полугода, и Россия, получившая от Америки новый, ещё более жёсткий пакет санкций вкупе с отъёмом дипсобственности, оказалась буквально поставлена перед необходимостью дать симметричный ответ, уклониться от которого «партнёры» не оставили Кремлю никакой возможности.
Запоздалая до неприличия высылка американских дипломатов из России (напомню, что в декабре 2016 г., в самый разгар дипскандала, их вместо напрашивающегося объявления персонами «нон-грата» любезно пригласили на кремлёвскую ёлку) с убийственной отчётливостью высвечивает невнятность, если не сказать резче – убожество, российского контркурса. Наши внешние противники в очередной раз получили возможность убедиться в инфантильной доверчивости России, не желающей «разрушать отношения» с администрацией Д. Трампа, пока та совместно с Конгрессом и Сенатом не припёрла её, что называется, к самой стенке.
Шумные одобрения нашей общественности в духе «давно пора!» не в состоянии прикрыть факта постыдного провала целого вектора российской внешней политики. Вынужденное принятие жёстких ответных мер де-факто подводит черту под многомесячным периодом радужных и, судя по всем признакам, абсолютно искренних ожиданий отечественного истеблишмента. 
ПУТЬ К СЕБЕ
Валерий ГАНИЧЕВ
17.07.2017
В нерешительности, раздумье и даже растерянности остановился русский человек на пороге ХХI века. Что он сегодня? Что его страна? Каково его будущее? И есть ли оно у него вообще?
А тут ещё из всех телеподворотень несётся: «Россия?! Отсталая, варварская!» «Оказалась без будущего», «Лишилась величия!» Но русский народ велик ведь не тем, что он ещё совершит, и о чём мы, естественно, ничего не можем знать, а велик тем, что он уже сделал: создав свою духовную культуру, свою церковь, совершив подвижнический воинский подвиг во имя человечества, выстроив свою науку, своё искусство, проведя великую созидательную работу от Балтики до Аляски. Но в том-то и дело, что всё это пытаются предать забвению, подменить, подвергнуть осмеянию. «Велико незнание России посреди России», – говорил Гоголь в своё время. Думаю, что незнание России в наше время возросло. И появление книги «Россия Распятая» Ильи Глазунова, нашего выдающегося художника и смелого мыслителя – явление неординарное. Оно необычно расширяет поле познания России, её истоков, её движения, её истории, её любящего и всеединяющего духа, её пророческого дара, её страдательного начала, её великой культуры. Прекрасный чистый Санкт-Петербургский язык, строгий стиль, полнозвучные аккорды в описаниях истории, яркие картины нашей жизни, – явлений современной и прошлой культуры, запоминающиеся и впечатляющие образы людей эпохи делают книгу И. Глазунова серьёзным художественно-литературным произведением, полнокровным историко-культурным исследованием, полемическим памфлетом и печальной песней Художника, находящегося в вечном поиске.
В 60-х годах я пришёл работать в журнал «Молодая Гвардия» к мэтру и родоначальнику русского послевоенного патриотизма Анатолию Васильевичу Никонову. Там же в 1963 году и познакомился с Ильёй Сергеевичем. Он внимательно вглядывается. Художник. Я менее внимателен. Всё-таки не моя сфера. Я начинающий литератор, историк. Но оказывается, у него глубинный литературный интерес, он блестящий, хотя и экстравагантный знаток истории, он знает бездну неведомого мне, он постиг многие художественные, общественные, эстетические явления, их связи, неподвластные моему вниманию, а скорее знанию.
ОНА СТОЯЛА ЗА РОССИЮ
Виктория ШОХИНА
17.07.2017
Ирина Ратушинская − поэт, прозаик, политзаключённая. В марте 1983 года по статье 62 УК Украинской ССР («антисоветская агитация и пропаганда») она была приговорена к семи годам лишения свободы − за пять стихотворений. И стала единственной женщиной-диссиденткой, получившей такой срок. «В Москве бы в жизни не посадили женщину за то, что она пишет стихи, которые ходят в самиздате. Но в советское время была поговорка: «Там, где в Москве ногти стригут, в Киеве пальцы рубят». Я жила в Киеве», − говорила потом.
Каким-то образом стихи Ратушинской попали к Рейгану, и её освобождение стало одним из условий встречи президента США и генерального секретаря ЦК КПСС Горбачёва в Рейкьявике. В результате этого торга она вышла на свободу на два с половиной года раньше, в октябре 1986-го.
О годах, проведённых в мордовском лагере строгого режима «для особо опасных государственных преступников», книга «Серый − цвет надежды», которая и начинается с досрочного освобождения.
Впрочем, благодеяния власти на том и закончились. Когда Ратушинская и её муж Игорь Геращенко (инженер-конструктор, которому пришлось работать слесарем) поехали в Англию, Политбюро во главе с тем же Горбачёвым лишило их советского гражданства. Им предлагал американское гражданство сам Рейган, но они отказались. «А вдруг будет война между Штатами и Россией − мы тогда как?.»…
Так и жили без какого-либо гражданства. И только в 1992-м, когда родились сыновья-близнецы, приняли гражданство Великобритании.
«КОНЕЧНО, БЛАГОСЛОВЛЯЮ! КОНЕЧНО, В РОССИЮ»
Николай БУЛЬЧУК
17.07.2017
Поэтесса Ирина Ратушинская о Боге, Родине, тюрьме и митрополите Антонии

Отсидев в СССР за стихи о Боге, поэт Ирина Ратушинская, вместе с мужем лишенная гражданства, прожила много лет в Англии, под крылом владыки Антония Сурожского. В 1998 году он благословил её семью вернуться.
– Ирина Борисовна, расскажите, пожалуйста, о вашей первой встрече с владыкой Антонием Сурожским.
– В декабре 1986 года – ещё в прошлом веке – мы с мужем приехали в Лондон после моего совершенно неожиданного освобождения. Думали, что мы с визитом, но нас лишили гражданства. А я больше четырёх лет была без причастия: тогда в женской зоне никто не мог причастить тех, кто там сидел.
Мы остановились у моей подруги Алёны Кожевниковой. «А тут вообще православные храмы есть?» – спрашиваю. – «Да, сейчас я тебя к нашему владыке отведу. Ты знаешь что-нибудь про владыку?»
Я ничего не знала. Что у нас было? Самиздат и тюрьма. Больше никаких источников.
И на следующий же день Алёна повела нас с мужем к владыке. Позвонила в боковую дверь храма: оказалось открыто. Мы вошли и увидели монаха – в чёрном, в сандалиях на босу ногу, – он мыл пол. Это и был митрополит Антоний Сурожский.
Он жил тогда в каморке при храме и считал, что незачем нанимать кого-то для уборки: раз он тут живёт, то и мыть сам будет. Владыка отложил швабру, и начался разговор.
Он знал про нас с Игорем, потому что вокруг меня был большой скандал: посадили за стихи православную женщину, в Киеве – за русские стихи! Он обнял нас, и мы вдруг почувствовали себя так, как дети, которые долго шлялись по лесу и вернулись в добрые руки.
У нас и дома-то раньше не было, и вот мы испытали чувство возвращения домой.
1 ... 2 ... 3 ... 4 ... 5 ... 6 ... 7 ... 8 ... 9 ... 10 ... 11 ... 12 ... 13 ... 14 ... 15 ... 16 ... 17 ... 18 ... 19 ... 20 ... 21 ... 22 ... 23 ... 24 ... 25 ... 26 ... 27 ... 28 ... 29 ... 30 ... 31 ... 32 ... 33 ... 34 ... 35 ... 36 ... 37 ... 38 ... 39 ... 40 ... 41 ... 42 ... 43 ... 44 ... 45 ... 46 ... 47