Советуем прочитать  
УПОРОТОСТЬ КАК РЕЗУЛЬТАТ АНТИРУССКОГО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Роман НОСИКОВ
21.04.2014
В последнее время меня всё чаще стали призывать к уважению украинской государственности. Иногда призывают даже к уважению украинской демократии.
Я вообще-то мужчина степенный, разумный, понимающий свою социально-половую роль и так далее. Но когда я слышу словосочетание «украинская демократия» – у меня есть только одно возникающее абсолютно помимо разума желание – вскочить на табуретку и долго, сладостно по-женски визжать, задирая воображаемый подол юбки, как при виде внезапной крысы.
Украинская государственность не вызывает у меня никакого уважения. Абсолютно. Я от неё даже в ужасе. Мне от неё визжать охота. И вот почему.
Мы как-то с вами уже говорили о роли Родины и народа в организации человеческой полноценности. Кратко повторюсь: такой специфический феномен как культура не может быть создан малыми сообществами вроде семьи или трудового коллектива. Культуры создаются нациями. Великие культуры – великими нациями. И только культура, понимание добра и зла, способность различить их во всех нюансах и обстоятельствах в этой культуре делает нас – полноценными людьми. Мы, наша полноценность и наша личность – результат многовекового труда нашего народа на ниве нравственности.
И именно по нам, по тому, какими людьми мы становимся, можно и нужно судить о нашей Родине, нашем народе и состоянии государственности.
Возможно, это не все понимают, но государство занимается среди своего населения пропагандой той культуры, которая ему выгодна. То есть по тому, что и как государство делает со своими гражданами, как оно их воспитывает, можно судить о государстве и его целях.
Вот, например, США занимаются среди американцев пропагандой американских ценностей. Мощнейшим средством этой пропаганды до недавнего времени являлся Голливуд. Если мы посмотрим десяток традиционных голливудских фильмов воспитательно-подростковой тематики, то выясним, что в среднем это выглядит так: есть главный герой – подросток, которого все чмырят в школе, на него не смотрит самая красивая девушка и прочее. А потом он начинает выполнять свой долг перед Америкой (в камуфляже или в костюме супергероя – не важно) – и меняет свою социальную роль. Там ещё будет всё самое современное и даже перспективное оружие, отец-командир и развевающийся на ветру звёздно-полосатый стяг, на фоне которого главный герой в замедленной съёмке шагает навстречу подвигу во имя свободы, демократии и Соединённых Штатов.
На этом месте, уважаемый зритель, булки можно расслабить.
Что мы видим? Мы видим гражданина, которого США хотят получить на выходе, чтобы потом отправить его в какой-нибудь очередной Ирак. Потому что именно это США считают для себя важным.
Наше государство воспитанием сограждан занялось совсем недавно. Так как ранее полагало, что с воспитанием подрастающего поколения лучше всего справятся а) беспризорная российская творческая интеллигенция, которая никак не может закончить сводить счета с Этой Страной, и б) Невидимая Рука Рынка.
Получив первый выпуск подростков, воспитанных по такой методике, государство обосралось от ужаса и начало метаться в попытках обзавестись культурной политикой. Нельзя сказать, что всё сахарно, но всё же появились такие вещи как «Смешарики», «Мы из будущего», «Брестская крепость», «Легенда №17», мультсериал про трёх богатырей и так далее. По ним тоже можно кое-что понять о том, что требуется от современного молодого человека российскому государству: уважение к предкам и истории, готовность соответствовать предкам в сходных обстоятельствах. Выделил специально, чтобы заострить внимание на том, что это именно то качество, которое, по мнению нашего государства, нам сейчас нужнее всего.

Теперь к Украине...
НА УКРАИНЕ РЕШАЕТСЯ «РУССКИЙ ВОПРОС»
Литературная Губерния
21.04.2014
В свете происходящего на Украине вдруг приобрели актуальность выводы одной старой книги. С её публикации прошло 11 лет, но события в Кивеве, Харькове, Луганске, к сожалению, актуализировали все самые печальные и даже апокалиптические страницы… И нет, УВЫ, никакой нужды обвинять автором в избыточном пессимизме, потому что в главном они оказались абсолютно правы – смотрели в корень. Воздерживаясь от подробнейшей раскладки немыслимых военных технологий и стратегий (бывших на вооружении НАТО ещё в далёком 2003-м), ограничимся наиболее предугаданными тезисами, точность которых заострили события на Украине. Сегодня там, по сути, обыгрывается сценарий близящегося решения «Русского вопроса» – судьбы России и её населения.
М. Калашников, Ю. Крупнов «Гнев орка», М., 2003

ИЗБРАННЫЕ ОТРЫВКИ
Даже в абстрактно-размытой Военной доктрине Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000 года № 706, ясно сказано, что «ввод иностранных войск в нарушение Устава ООН на территории сопредельных с Российской Федерацией и дружественных ей государств» является одной из «основных внешних угроз».

МЕМУАРЫ О БУДУЩЕЙ ВОЙНЕ (футурологическая «фантазия»)
«Далёкий звук автомобильных моторов заставил его схорониться в придорожной лесополосе. Вжавшись в густую траву, он замер, сжимая в руках самое главное своё богатство – старый автомат Калашникова. Слегка приподнявшись на локтях, он вперился взглядом в полотно разбитой автострады.
Кажется, то был какой-то гуманитарный конвой. Впереди катили две бронемашины «Брэдли», развернув пулемётные башни «ёлочкой». Первая – направо, вторая – налево. Мелькнули белые американские звёзды на скошенных зелёных бортах. Дальше шла колонна тупоносых грузовиков со значками сил ООН на дверях кабин. Взгляд выхватил головы солдат в затянутых камуфляжной тканью касках, белозубую ухмылку на негритянской роже…
Обдав шоссе облаком выхлопных газов, колонна скрылась за поворотом, оставив справа ободранный дорожный указатель «Ольховка – 5 км». Человек, залегший в лесополосе, снова чутко прислушался. Ничего. Он ощупал подсумки. Озадаченно подумал о том, что осталось всего два с половиной магазина к автомату и всего одна банка тушёнки. Вчера ночью он пробовал обшарить обгоревший остов подбитого бэтээра у обочины в поисках патронов. Тщетно. Кто-то поживился уже до него, оставив в мёртвой стальной коробке только груды разлагающегося человечьего мяса. А значит, очень скоро придётся выйти на охоту. Нет, дальше по дороге он не пойдёт – впереди явно расположился блокпост сил ООН, или как там ещё. В одиночку с ним не сладить.
Человек извлек из-за пазухи засаленный автодорожный атлас, открыл нужный лист, что-то напряжённо соображая. Вид человека был ужасен: грязная камуфляжная одежда, дикая борода, засаленные космы шевелюры. И – дикий блеск в глазах.
Нет, отлеживаться придётся до сумерек. А там… Может быть, чем-то съестным доведётся разжиться в этой Ольховке. Может быть…
НИКОГДА МЫ НЕ БУДЕМ БРАТЬЯМИ
Александр ХРАМОВ
18.04.2014
У России на постсоветском пространстве больше не осталось союзников, кроме русского народа

Недавно публицист Александр Морозов, заговоривший про «аншлюс» Крыма, когда в него ещё мало кто верил, сформулировал в связи с событиями на Украине очень важный тезис: «русскоговорящие за рубежом в массовом языке стали быстро превращаться из граждан других государств в аналог фольксдойче». Морозов пытается объяснить эту неслыханную метаморфозу «косяками слов», плывущими по социальным медиа. На самом деле, в объяснении нуждается не тот вполне естественный факт, что русские за пределами России вспомнили о своей принадлежности к русской нации. Вызывает вопросы другое – почему это произошло так поздно?
Когда СССР распадался, все западные эксперты в один голос говорили о том, что разделённость русского народа чревата самыми серьёзными проблемами. Можно процитировать Мирослава Хроха, одного из крупнейших современных специалистов по истории национализма: «представители бывших правящих наций, в особенности русские (а также сербы), сделались меньшинствами во вновь образовавшихся и образующихся государствах. Параллели между реальной судьбой и исторической ролью фольксдойче и потенциальной ролью фольксруссен (Volksrussen) шокируют». Эти строки были написаны в далеком 1996-ом. И вплоть до самого недавнего времени казалось, что Хрох и всего его коллеги жестоко ошиблись в своих прогнозах: русские в бывших советских республиках (за исключением Приднестровья) так и не предприняли сколько-нибудь серьёзных попыток воссоединиться со своей исторической родиной.
Буквально за последние пару месяцев всё радикально изменилось: русский Крым (именно потому, что он русский) был присоединен к России, а на Донбассе за право русских на национальное самоопределение развернулась вооруженная борьба. 18 марта 2014 года Владимир Путин перед Федеральным Собранием сказал то, что должен был произнести российский президент ещё в 1991 году: после распада СССР «русский народ стал одним из самых больших, если не сказать, самым большим разделённым народом в мире». Но даже сейчас мы наблюдаем отголоски 20-летнего оцепенения: в российской столице на митинг «Крым и Россия – вместе навсегда» выходит не миллион москвичей по собственной инициативе, а 50 тысяч свезённых на автобусах бюджетников. И самый массовый митинг под российскими флагами на Востоке Украины, который прошёл 1-го марта в Донецке, собрал не 400 и не 100 тысяч, а 10 тысяч человек. По меркам аполитичного Донбасса это беспрецедентно много, но на фоне четырёхмиллионого населения самопровозглашенной Донецкой Народной республики эта цифра как-то не впечатляет. К примеру, 4 марта 1990-го года на антихорватский митинг на Петрову гору вышло 50 тысяч сербов, хотя всё население республики Сербская Краина не превышало и полумиллиона.
Почему же русскоязычные так долго не превращались в Volksrussen? Почему процесс, который мог занять несколько месяцев, растянулся на четверть века? Западные теоретики в своих прогнозах не учли одного: Россия после распада Советского Союза так и не трансформировалось в русское национальное государство. Российские власти предпочли видеть в ней миниимперию. Вместо того, чтобы вкладываться в русское национальное движение за пределами России, Кремль носился с «дружественными» режимами и народами, желая втянуть их в свою орбиту. Эту неоимперскую логику недавно озвучил Алексей Навальный, возмущённый готовящимся присоединением Крыма: как же так, борьба за интересы русских рассорит нас с дружественным украинским народом. Все эти 20 лет российская власть рассуждала в таком же духе: отстаивание интересов русских в Казахстане рассорит нас с дружественным Назарбаевым, если мы заикнёмся о притеснении русских в Таджикистане, нас прогонят с военной базы...
«КРАЙ ТЫ РУССКОГО НАРОДА!»
Литературная Газета
18.04.2014
Тихая моя родина!
Ивы, река, соловьи...
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои...


Как объяснить печаль и тревогу, с которыми уже давно говорим мы о той России, которую принято называть коренной?
Коренной потому, что именно здесь возникло государство Российское. На этой земле из века в век наши предки отстаивали свою свободу. Здесь складывались наша вера, культура, язык, наши нравы, обычаи, предрассудки. Здесь зародилась промышленность России. Отсюда русские люди бесстрашно уходили в дальние земли, расселялись по всей огромной стране...
Почему же печаль и тревога так пронзительно звучат в стихах Николая Рубцова?
Да потому, что великие победы даются безмерными трудами, стоят громадных жертв, оборачиваются тяжёлым упадком, если не увидеть вовремя необратимого перенапряжения сил, которые у самого стойкого народа небеспредельны.
Вот этого и не видели власти страны ни до революции, ни в советскую эпоху. Чудовищное убеждение, что «бабы ещё нарожают», было для них руководством. А силы иссякали в великих войнах и переворотах. Один из таких примеров – малоподготовленный бросок на целину 60 лет назад, когда сотни тысяч, а в общей сложности миллионы молодых людей сорвали с родных мест, разорённых войной, и отправили в дальние степи, хотя как нужны они были на родине, надорвавшейся в войну.
Сегодня уже с самых высоких трибун можно услышать верные слова. Так министр регионального развития России Игорь Слюняев на памятном заседании Совета по межнациональным отношениям в Уфе сказал: «Градус общественных настроений в стране напрямую зависит от самочувствия русского народа. Мы справедливо уделяем много внимания Северному Кавказу, Дальнему Востоку, коренным малочисленным народам Севера, однако тема русского народа в наших программных документах и целевых установках присутствует недостаточно. Пришло время подумать о программах развития Центральной России, Поволжья, зоны Нечерноземья».
Время пришло давным-давно. Нужно только действительно думать, а не просто выделять средства в надежде, что кто-то их освоит. Нужно понять наконец, что уничтожение сельских школ и больниц может привести только к вымиранию целых районов. Нужно понять, что малые города, иные с многовековой историей, не устоят сами по себе в условиях дикого рынка и засилья китайского ширпотреба. Им нужно помогать, проявляя государственное мышление. Иначе коренная Россия превратится в пустынные пространства, на которых сохранятся лишь огромные города, окружённые дачами и дачниками.
И сегодня, когда ощущается подъём национального духа после возвращения на родину доведённого до отчаяния двадцатилетней украинской руиной Крыма, когда надежды на его возрождение столь сильны и реальны, хочется, чтобы и коренная Россия не осталась, как это бывало прежде, в стороне. Чтобы и в ней возрождалась, билась здоровая и красивая жизнь. Она того достойна. Так хочется, чтобы уже только с прошлым связывались строки Фёдора Тютчева: «Край родной долготерпенья, край ты русского народа!»
МИНКУЛЬТ ПРЕДУПРЕЖДАЕТ: СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО МОЖЕТ БЫТЬ ОПАСНО ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ РОССИЯН
Газета «КУЛЬТУРА»
14.04.2014
Министерство культуры РФ в одночасье поменяло составы экспертных советов по поддержке современного искусства. Человеку, далекому от «креативного класса», эта новость, вероятно, покажется дежурной и малозначимой. В действительности она судьбоносна. От экспертов зависит, кто и на какие проекты получит финансовую поддержку. А значит ― что вы, именно вы, увидите завтра на сценах или в выставочных залах вашего города.

«Культура» поинтересовалась: какого рода искусство поддерживали упраздненные советы? Какие пьесы были написаны с одобрения этих людей, какие спектакли поставлены, художественные акции проведены?
Результаты наших изысканий шокируют. Бюджетные средства тратились на чернуху, матерщину, порнографию, на бездарное шаманство под вывеской инноваций. На все, что развращает зрителя, вгоняет его в депрессию, убивает в человеке живые чувства, создает образ России как страны унылой и бесперспективной.
Мы убеждены: несмотря на тошнотворность подобного «креатива», с ним необходимо ознакомиться. Простите за то, что вынуждены предлагать вашему вниманию произведения, вопиющие по уровню пошлости и цинизма. Чтобы избавиться от грязи, приходится сначала оценить масштабы загрязнения. Прочтите столько, сколько сможете, и сделайте выводы. В комментариях эти материалы не нуждаются ― они предельно красноречивы сами по себе.
На нынешнем номере «Культуры» проставлен ценз «18+». Не допустите, чтобы полосы с соответствующим значком попались на глаза вашим детям. Но главное ― удержите их от посещения подобных спектаклей и выставок.
Первый заместитель министра культуры Владимир Аристархов подписал приказы о формировании новых экспертных советов. Их состав тоже не идеален, однако налицо перераспределение сил: есть надежда, что уродство, наконец, перестанут объявлять красотой, а болезнь ― инновационной формой здоровья.
Логично теперь министерству сделать следующий шаг: избавиться от сотрудников, которые составляли списки предыдущих советов и курировали их работу. Вот взыскать разбазаренные государственные деньги вряд ли удастся. А жаль ― стоило бы.
КТО ОТВЕТИТ ЗА ДЖАБРАИЛА?
Александр КОНДРАШОВ
14.04.2014
Когда над собой смеются русские, татары, евреи, кавказцы и делают это со знанием дела, с пониманием и тактом, остроумно и тонко, то кто будет против? Но когда представители одного этноса, населяющего Россию, смеются над представителями другого, а потом все вместе – над титульной нацией, то становится как-то не по себе.

Чем знаменит канал ТНТ? Проектами вроде «Дом-2» и «Счастливы вместе». В одном половозрелые бездельники круглосуточно «строят любовь», в другом – уже построили и наслаждаются жизнерадостным идиотизмом русской семейной жизни, написанной для них сценаристами. Как все возмущались моральными уродцами Букиными и домушниками! И рядовые зрители, и группы граждан, и даже члены правительства возвышали свой голос в протесте. Депутаты требовали закрыть «Дом-2» в судебном порядке и даже почти закрыли, но за свободу слова вступились Владимир Познер и другие профессиональные телеправозащитники. Не родился, видимо, ещё такой богатырь, который справился бы с гидрой Газпром-медиа (в этот могучий холдинг кроме ТНТ входят ещё НТВ и «Эхо Москвы», где недавно в программе «Телехранитель» презентовали новый проект ТНТ «Дружба народов»).
Вдоволь посмеявшись над русскими, поглумившись над их ценностями, канал вступил на территорию межнациональных отношений и взялся за другие народы. Осмеянию и издевательствам подверглась сохранившаяся ещё со времён СССР дружба народов. Нет, на сайте ТНТ декларируются вполне гуманистические цели нового ситкома: «Смех – сам по себе лекарство от ксенофобии. Иронизируя над проблемой, ситуацией, а иногда над собой, человек перестаёт бояться, освобождается от стереотипов, лучше чувствует других». «Дружба народов» – «для всей семьи» и показывается в детское время, хотя обозначено ограничение по возрасту 16+, то есть детям до 16 смотреть нельзя. Но смотреть это нельзя ни в каком возрасте.
Действующие лица. Муж – лезгин Джабраил Муслимов, жена – казачка из Краснодара, у них двое детей, все персонажи интеллектом не отличаются от семейки Букиных. Правда, повышен социальный статус: Джабраил – владелец стоматологической клиники в отличие от продавца в обувном магазине Букина; однако в ситуации Муслимовы попадают не менее идиотские и ведут себя так же развязно и глупо, как их телепредшественники.
Снова обратимся к сайту: «Название «Дружба народов» предложил генпродюсер ТНТ Александр Дулерайн. Сначала показалось, что это как-то уж очень пафосно и по-советски. Но быстро поняли, что с нашими историями такое название более чем уместно. Что определённая ирония в названии заключена. Показываем мы не только дружбу народов. Мы показываем и не дружбу народов, есть в нём и примеры бытового национализма, конфликтов, которые возникают между людьми в обычных житейских ситуациях. Мы не всегда умеем дружить. Но правда в том, что базово, подсознательно мы можем дружить и должны быть готовы дружить. Просто надо не быть в плену стереотипов». Вот такая в анонсе демагогическая тягомотина.
«Иронизируют» над «пафосной» советской дружбой народов и освобождают нас «из плена стереотипов» авторы сценария супруги Шабан и Нина Муслимовы. Нина (до замужества Иванович) начинала свою творческую деятельность на украинском ТВ, Шабан – лезгин, капитан команды «Махачкалинские бродяги». Исполнители главных ролей из того же инкубатора «весёлых и находчивых». Екатерина Скулкина – капитан команды «Четыре татарина». Капитан «Нартов из Абхазии» Теймураз Тания – в КВН запомнился тем, что очень похож на Саакашвили, – здесь играет главную роль лезгина-стоматолога. Детей от этого лезгино-казацкого брака изображают юные армянские артисты (детей-то зачем впутывать в сомнительное шоу 16+?). Все главные роли разыгрываются, как в плохой самодеятельности, потому профессиональные актёры, участвующие в эпизодах ситкома, смотрятся диковато.
Какие же «обычные житейские ситуации» придумали Шабан и Нина Муслимовы?
РОДИНА СЛЫШИТ?
Валерий ТИШКОВ, Виктор КИРЮШИН
10.04.2014
В России около 3 тысяч малых и средних городов

Разный у малых городов потенциал, разное географическое и экономическое положение. Бюджеты их дефицитны. Безработица высока. Денег для выхода из кризиса нет. Именно малые города в постсоветское время понесли наибольший экономический урон, поставивший их на грань выживания. Малый бизнес, обещавший стать основой для их возрождения, натолкнувшись на непонимание, а порой и противодействие местных властей, зачах на корню. Тем не менее в малых городах и посёлках живут (или выживают?) более 40 миллионов человек. Треть России! Эти города могут стать либо мостом, по которому Россия выберется из нынешнего экономического болота, либо балластом, который ещё быстрее утащит её в трясину кризиса. Об этом беседа с академиком РАН, директором института этнологии и антропологии Валерием Тишковым.

Валерий Александрович, два года назад большой шум вызвало выступление главы Минэкономразвития Эльвиры Набиуллиной на Московском Урбанистическом форуме. Было заявлено, что в России сформирована обширнейшая и местами избыточная сеть малых и средних городов, что убывание их является непреодолимой глобальной тенденцией, а попытки сохранить их любой ценой и препятствование перетоку трудоспособного населения в крупные города будут стоить стране 2–3 % экономического роста. Был сделан и прогноз о том, что в течение ближайших 20 лет из малых городов России может высвободиться 15–20 миллионов человек, в связи с чем необходимо прежде всего думать о быстрой модернизации городской среды крупнейших городов. Ну а малые, таким образом, оставить на волю Божью: сильные выживут, слабые исчезнут…
– При обширности наших пространств сложно, конечно, говорить об избыточности сети малых и средних городов. Бывает, летишь над той же Сибирью и часами огонька не увидишь. Но при этом невозможно отрицать и мировые тенденции, подтверждающие ведущую роль именно мегаполисов в экономическом, промышленном, технологическом развитии той или иной страны. Поэтому формирование крупных городских агломераций, особенно на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке, нам жизненно необходимо. Спорить тут не о чем. И дилеммы быть не должно. Но существование десятка агломераций в окружении огромных безлюдных пространств – картина, согласитесь, фантасмагорическая, недопустимая. Разве в той же Франции, в Германии нет малых городов? Полно. Прекрасные, ухоженные, процветающие. И нам к этому нужно стремиться. Я уж не говорю о том, что малые города – это наша история, хранители культурного наследия, национальной самобытности, обычаев, традиций. Столица, крупные города всегда подпитывались талантами из провинции. Оттуда вышли многие выдающиеся ученые, полководцы, художники, писатели, музыканты. Там поля нашей славы, древние храмы и монастыри, знаменитые усадьбы. Разве от такого наследства отказываются?
ПАТРИОТИЗМ КАК НОРМА. ЛИКБЕЗ ДЛЯ ОБРАЗОВАННЫХ
Роман НОСИКОВ
04.04.2014
История с реинкорпорацией Крыма снова разбудила притихшую уже было после «До\\\дя» дискуссию о сущности, вредности и полезности патриотизма.
Чем больше я её наблюдаю, тем больше во мне крепнет убеждённость: образованные вроде бы люди – просто не знают, что такое патриотизм. И что такое национализм заодно. Понятия не имеют.
Чего за примерами ходить?


МАКСИМ КАНТОР: «Патриоты мало-симпатичны. Вы постоянно врёте – правда, это видовое у патриотов: надо врать часто… Вы говорите с Лимоновым, Прилепиным, ну мало ли патриотов. Я охотнорядцев терпеть не могу. То, что вы называете тут патриотизмом – это оголтелая имперская пропаганда… Патриотизм – это вирус, холуйство перед Путиным… «Спасение русских на Украине» – это и есть провокация фашизма».
А. НЕВЗОРОВ: «Крым был взят у истекающей кровью, раненой, обездвиженной страны. Это называется мародёрство… россияне ликуют, потому что не хотят видеть реальность. Любая форма патриотизма – это подмена реальности».
И так далее.

Опять происходит применение друг по другу тяжёлых баллистических (давно умерших и оттого не могущих воспротивиться) авторитетов. Цитируют, как обычно, Семюэля Джонсона, Марка Твена («Душа и суть того, что обычно понимают под патриотизмом, есть и всегда была моральная трусость»), Джорджа Сантаяну («Мне кажется ужасным унижением иметь душу, контролируемую географией») и тому подобное. Полную подборку перлов можно прочитать в Википедии. Они стучат нам этими цитатами, как погремушками по лбу, и спрашивают, как мы смеем спорить с Марктвеном?
Расставим точки над «Ё»: мы не спорим с Твеном. Я вот лично – с ним абсолютно согласен. И с Джонсоном я не спорю. Раз сказал, что «прибежище негодяев» – значит, так оно и есть. Я вообще не буду спорить с этими англичанами и американцами. Зачем?
Они ведь говорили не о нашем, а о своём – американском и британском – патриотизме. А я полагаю, что им лучше знать, чем он на самом деле является. Если они считают патриотизм в своих странах трусостью, подлостью, прибежищем негодяев, оскорблением, то кто я, например, такой, чтобы их разубеждать? Я – русский и не имею к их патриотизму никакого отношения.
Поговорим лучше о том, что нас касается. О нашем русском патриотизме, о том, что это такое, откуда берётся и нужен ли он вообще и зачем.
Патриотизм есть осознание естественной связи человека с Родиной. Осознание наличия этой связи и выражение этой связи в любви.
УКРАИНЦЫ INCOGNITO
Беседа Олега НАЗАРОВА с Тамарой ГУЗЕНКОВОЙ
04.04.2014
С советских времён мы привыкли называть Украину братской республикой, а украинский народ – братским. Сегодня, продолжая говорить о братском народе, добавляем, что он расколот на симпатизирующих России жителей юго-востока страны и западенцев.
О том, что представляет сегодня собой украинское общество, мы беседуем с руководителем Центра исследований проблем стран ближнего зарубежья Российского института стратегических исследований, доктором исторических наук Тамарой ГУЗЕНКОВОЙ.

– Так можем ли мы и теперь говорить об украинском народе – «братский»?
– Формирование нынешней Украины началось в 1920-е годы. Тогда же пропагандировалась идея братства русского, украинского и белорусского народов. С одной стороны, она демонстрировала разницу между русскими, украинцами и белорусами, их самость. С другой стороны подчёркивала дружественные и неразрывные связи между ними, в том числе по генетическим и историческим показателям.
Однако уже в позднесоветский период эта идеологема мутировала. В дружественной триаде русские растворились в понятии «советский народ». А украинский и белорусский народы остались как самостоятельные и развивающиеся. Они и дальше имели возможность развивать свои языки, культуру, традиции...
После распада Советского Союза быстро выяснилось, что понятие «братскости» и «дружественности» в значительной степени было фантомным и номинальным. На Украине с первых лет формирования украинской государственности понятие «братские народы» было полностью отброшено. Работая над докторской диссертацией по украинскому парламентаризму, я изучала документы Верховной рады. Выяснилось, что период межнационального и социального консенсуса на Украине был очень коротким. Да, не было люстраций, и в отличие от государств Прибалтики на Украине все получили гражданство. Это позволило избежать кровавых межнациональных столкновений, которые в то время происходили на территории бывшего СССР. Однако уже с 1993 года на уровне реальной политики Украина стала формироваться как этнотитульное националистическое государство. При президенте Викторе Ющенко это приобрело отчётливые и зловещие формы. Процесс продолжился и при Викторе Януковиче. События четырёх последних месяцев – его логичное завершение.
ДОНБАСС – ООН. МЫ СНОВА ГОВОРИМ НА РАЗНЫХ ЯЗЫКАХ?
Дмитрий ЛАДО
02.04.2014
Нет единства в рядах вершителей судеб планеты. Десять раз в течение марта собирался Совет Безопасности ООН по украинскому вопросу, не считая заседания в рамках «формулы Аррии», состоявшегося 31 марта. Но, похоже, что это не предел, о чём свидетельствуют баталии, прошедшие на заседании Генассамблеи ООН по принятию резолюции о территориальной целостности Украины. И визиты Генсека ООН Пан Ги Муна в Москву и Киев. И визит в мятежный Донецк его заместителя по политическим вопросам Джеффри Фелтмана.
Джеффри Фелтман продемонстрировал западную методику замеров общественного мнения. По приезде состоялась встреча с новоназначенным губернатором Сергеем Тарутой (протокол есть протокол). Затем последовала беседа с функционером донецкого филиала «Комитета избирателей Украины» (КИУ), существующего на американские гранты.
И только потом, дабы продемонстрировать объективность, высокий гость встретился с представителями русских общественных организаций. Для того чтобы, по его словам, обеспечить понимание Генсеком ООН общего мнения по всей Украине, а не только того, что говорят в Киеве. 23 марта на вопросы Джеффри Фелтмана (ДФ) отвечали заместитель председателя Русской общины Украины (РОУ) Людмила Гордеева и член Президиума Украинской ассоциации преподавателей русского языка и литературы (УАПРЯЛ) доцент Донецкого национального университета Людмила Сенчина…

Джеффри Фелтман во время встречи с представителями русских общественных организаций Донбасса говорил о том, что на 31 марта запланировано заседание Совета Безопасности ООН по обсуждению состояния прав и свобод человека на Украине. Но, оказалось, что «вершители судеб планеты» 31 марта на неформальном заседании Совбеза по инициативе постпреда Литвы в ООН обсуждали вопрос прав человека и свободы прессы на полуострове Крым. И слушали доклад Мустафы Джемилева.
ЗАПОЗДАВШАЯ «ЛЮБОВЬ» К КРЫМУ
Леся ГАВРИЛОВА
01.04.2014
Всем майдановским и не очень украинкам, которые сейчас так громко кричат «крымчане – наши граждане», посвящается. Не поздновато ли вы спохватились, милые?
Когда в начале 90-х в Крым приезжали «автобусы дружбы», чтобы научить нас правильно любить Украину – мы были вашими гражданами? Когда нас стравливали с татарами – мы были вашими гражданами?
Когда в 1995 ВР Украины лишила Крым института президентства и переписала нашу конституцию, наплевав на международное и своё собственное законодательство – мы были вашими гражданами?
Когда в Киеве при отключении электричества в одном из домов шутили: «О, на Крым свет дали!» – мы были вашими гражданами?
Когда ВУЗы западной и центральной Украины негласно отказались принимать выпускников крымских школ – мы были вашими гражданами?
Когда Тимошенко кричала: «Я поставлю Севастополь на колени!» – мы были вашими гражданами?
Когда украинская власть брала откаты за продажу земель Никитского Ботанического Сада – мы были вашими гражданами?
Когда украинские чиновники выкупали наши предприятия, доводили их до банкротства и пускали в распил в прямом значении этого слова – мы были вашими гражданами?
Когда власть разрешила продажу Багеровского аэропорта с уникальной взлётной полосой способной принимать шатлы и Бураны – мы были вашими гражданами?
Когда нам навязывали «героев» служивших фашистскому режиму, а нашу историю затирали – мы были вашими гражданами?
Когда в школьных учебниках истории создавался образ Крыма – рассадника сепаратизма – мы были вашими гражданами?
Когда насильно переписывался гимн Севастополя – мы были вашими гражданами?
Когда у нас пытались отобрать язык – мы были вашими гражданами?
Когда вы кричали: «Москалей на ножи!» – мы были вашими гражданами?
И, наконец, когда мы решили сказать свое слово и обезопасить себя от ужаса и хаоса царящих в стране – мы были вашими гражданами? Нет, даже не «вежливые люди», а те 10 парней: 4 из Беркута и 6 местных жителей заблокировавших Перекоп и стоявших там трое суток без оружия, с полным пониманием того, что они умрут первыми. Вот они были вашими гражданами?
Правильный ответ – НЕТ.
Покидая СССР, Украина незаконно присвоила Крым и 22 года вела себя как оккупант на захваченных территориях, спохватившись лишь когда полуостров совершил отчаянный рывок в сторону России. И сентиментальные барышни из Киева, Хмельницого, Винницы, Одессы, Полтавы и др. могут сколько угодно заламывать руки и стенать по бложикам.
Нет, мы не ваши граждане. Мы вообще не предмет или скотина, чтобы быть чьими-то. Крым – это маленький партизанский отряд. И мы уже вернулись домой.
ВОЗВРАЩЕНИЕ СЕВАСТОПОЛЯ
Константин ЗАТУЛИН, Владислав ШУРЫГИН
28.03.2014
Пожалуй, в России нет другого такого политика и общественного деятеля, которого «свидомая» украинская власть столь безоговорочно считала бы врагом «самостийной» Украины, и кого бы так боялась и ненавидела, как директора Института стран СНГ депутата госдумы РФ трёх созывов Константина Фёдоровича Затулина. Достаточно сказать, что официальный Киев трижды объявлял его персоной нон-грата и в нарушение всех международных норм задерживал с применением силы, выдворял с территории Украины. Причина одна – борьба Константина Затулина за русский Крым, за русский Севастополь. Константин Затулин – безусловно, один из когорты российских героев, чья борьба, чьи усилия и подвижничество легли в основу сегодняшнего национального триумфа – возвращения и воссоединения Крыма и России.

ВЛАДИСЛАВ ШУРЫГИН: Константин Фёдорович, как вы стали заниматься проблемами СНГ, как пришли к идее создания института?
КОНСТАНТИН ЗАТУЛИН: Это произошло после того, как я отслужил во главе думского Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками в первой Государственной Думе в 1993-1995 гг. Конечно, и до этого происходящее в СНГ было в общих чертах понятно – развал Советского Союза не был праздником на моей улице. Но всё-таки, в течение 1992-го и большей части 1993 года, события за границами РФ были от нас заслонены происходящим в стране конфликтом между Ельциным и Верховным Советом.
Очень быстро стало ясно, что постсоветское пространство нуждается в глубоком осмыслении, чем то, которое у нас на тот момент было. У нас не оказалось никакой аналитики. Этому есть объяснение. В советские времена в Москве сосредотачивали академические мощности по изучению США и Канады, Европы, Азии, Африки, Латинской Америки. Но почти все, кто занимался Украиной, её историей или экономикой, остались в Киеве, Казахстаном – в Алма-Ате, Азербайджаном – в Баку. После распада Советского Союза Москва оказалась без страноведов, по странам СНГ – никто у нас заранее не готовился к тому, что союзные республики станут независимыми государствами.
МОСКВА. ПУТИНУ. ОТКРЫТЫЙ ВОПЛЬ
Илья ЗАБЕЖИНСКИЙ
28.03.2014
И вот Вы мне объясните, Владимир Владимирыч, эти 63% и 69%, они что, самоубийцы? Они что, голосовали за похороны родной Мезени? Это Вы им обещали перед выборами? Нет, Вы же другое обещали. Вы же возрождение России обещали. А наш Русский Север – это ж основа России, можно сказать. Это ж оплот. Так? Или нет?

Здравствуйте, Владимир Владимирович. Почему Вам пишу? Потому что уже тринадцать лет голосую за Вас. За Вас, за Вашу партию, за Ваших преемников и опять за Вас. Надо мной мои креативные друзья смеются. Ругаются со мной. А я всё равно за Вас. И вся наша семья за Вас. И вся наша Мезень, в которой я работаю – тоже за Вас.
Наверное, Вы теперь не обидитесь, что пишу именно Вам. А кому мне, Вашему избирателю, ещё писать?
Хотел вот открытое письмо Вам направить. А получился вопль. Открытый вопль.
Ладно, переведу дыхание, и начнём.
Слышали, чего премьер Ваш сказал? Слыхали, чего затеял? Захотел стать, как Гагарин. Тоже неймётся открыть новую эру. Нет, не в скафандре, не в тесном «Востоке», не корчась от перегрева и перегрузок. Не с риском для жизни, воплощая мечту миллионов. Нет.
В Сочи, во дворце, на который были потрачены народные миллиарды. В сером с искрой костюме, лоснящемся в свете софитов. Сидя вальяжно в кресле, закинув ногу на ногу. Окружённый службой безопасности и такими же лоснящимися как он. Он сказал этой стране: «Поехали!»
– Мы не будем, – сказал он, – больше бороться за ваши рабочие места! Мы не станем поддерживать ваши города и посёлки! Будьте готовы сменить профессию и место жительства!
Вот такой Гагарин.
РУСОФОБИЯ КАК НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ
Михаил ЗАХАРЧУК
25.03.2014
Размышления украинского «москаля» о текущем моменте

Долго, однако, мы запрягали с украинской проблематикой. А почитай, что четверть века носом на завалинке клевали. Меж тем всё это время на Украине велась постоянная злобная антироссийская пропаганда. Цинично, методично и оголтело.
Вспоминаю покойного отца. Родился он в 1922-м – году образования СССР. В первые дни Великой Отечественной был мобилизован на фронт. Попал в окружение, но сбежал домой. Три года прожил при оккупации, «под румынами». В 1944 году его мобилизовали вторично. Под Яссами батька получил тяжелейшее ранение – два месяца практически не двигался и не разговаривал, но каким-то чудом всё же выжил. Потом ещё дважды был ранен и дважды контужен. Мы его так и похоронили с осколком крупповской стали размером в паспортную фотографию 3х4. Врачи предупреждали: начнем вынимать железку – возможен летальный исход. И умер отец просто от болезни. На его долю ещё выпал жуткий послевоенный голод 1947 года (только в нашем селе тогда случилось три факта каннибализма). Год отец просидел в тюрьме «от звонка до звонка» за банальное самогоноварение. Затем 33 года проработал учителем в Дорошовской восьмилетней школе Винницкой области. Из них 24 года настойчиво пробивался в партию. Туда его не пускал коллега-учитель. Бывший отцовский друг писал во все инстанции: таким сволочам, как Захарчук, не место в партии Ленина. Он был при оккупации, сидел в тюрьме и вообще - антисоветский элемент. Отец же рьяно стремился доказать, что он есть истинно советский человек. И, в конце концов, это ему удалось при поддержке первого секретаря Ямпольского райкома партии Героя Соцтруда Павла Лукьянчикова. (Люди постарше должны его помнить как инициатора всесоюзного почина по выращиванию 500 центнеров сахарной свеклы с каждого гектара). Так вот, когда отец заполучил-таки партбилет – заплакал. Второй раз в жизни я видел его слёзы. Первый раз - в 1958 году, когда сгорел наш дом, а мы с сестрой опять же чудом спаслись.
Выйдя на учительскую пенсию, отец ещё несколько лет проработал в колхозной строительной бригаде. А в конце 80-х стал трудиться только на собственном огороде. Всё лето потихоньку ковырялся на грядках, и всенепременно таскал за собой радиоприемник «Океан», слушая исключительно украинское радио. И через несколько лет стал националистом покруче тогдашнего одиозного депутата Хмары.
Россия превратилась для отца в имперского монстра, советская власть - в рабовладельческую, а родная Коммунистическая партия, членом которой он истово стремился стать половину жизни, - в ненавистную иезуитскую организацию.
НАЦИОНАЛ-ПРЕДАТЕЛИ
Галина ИВАНКИНА
24.03.2014
Лакейские фраки «пятой колонны»
«Они всегда стреляют из окон по ночам во время канонады.
Пятая колонна. Те люди, которые воюют против нас в самом городе».

Эрнест Хемингуэй «Пятая колонна».

Понятие «пятая колонна» не сказать, чтоб уж очень старинное, не испокон веков бытовавшее, однако же, само явление это давнее, многажды описанное в исторических хрониках, а потом ещё эффектно поданное в художественной литературе. Напомню, что пятой колонной (исп. «quinta columna») именовалась агентура фашистского генерала Франко, которая действовала в Испанской Республике во время Гражданской войны 1936-1939 годов. Словари также подчёркивают, что «…в настоящее время под этим термином в широком смысле понимаются любые тайные агенты врага – диверсанты, саботажники, шпионы, провокаторы, террористы, агенты влияния». Люди, которые живут и дышат среди нас, но действуют в чуждых интересах. Радуются, когда нам плохо и рыдают, когда мы становимся сильнее. Это они в начале 1940-х воспрянули и, кокетливо вертясь перед зеркалами, замурлыкали свою похабную песенку: «Немцы – культурная нация. У них в журналах – реклама дамских подвязок и даже вазелин с ароматом розы!» Это их внуки в конце 1980-х высмеивали и поливали грязью всё советское, читай –русское, чтобы через пару лет, под шумок, начать распродажу Родины.
Собственно, подобные персонажи имеются в любом обществе, ибо, как гласит популярная присказка «в семье не без урода». Кто-нибудь нет-нет да и пискнет: «Пора валить! Мне недодали!». На днях либеральная общественность опять громко забилась в истерике. Нет, конечно же, сие их перманентное состояние – сучить ногами и повизгивать в эфире, однако же, иной раз эти вопли становятся наиболее интенсивными. Причиной послужили слова Владимира Путина о «действиях пятой колонны» и «разного рода национал-предателей». В стане дерзновенных, живущих не по лжи креаклов тут же началось неистовое бурление пахучей жижи. Одни с театральным пафосом припомнили фразу бесприданницы Ларисы: «Наконец слово для меня найдено, вы нашли его…!» И – печаль в глазах. В каждом слове, в каждом жесте – слёзная обидка. Другие тут же принялись рвать на грудях воображаемую тельняшку: «Да! Мы – пятая колонна, потому что с детства любили Россию и хотели её цивилизованного процветания! Чтоб как в культурных Голландиях, и вместо красных флагов – красные фонари!» А ещё – скакали с белой ленточкой районе Болотной площади, требовали свободы для храбрых-красивых девушек из Pussy Riot, стряпали в своих бложиках демотиваторы и прочие «смешные фишки» про Медведева, демонстративно не смотрели Олимпиаду-2014, считая, что на этакие-то деньжищи можно было бы построить истинную демократию в России. В общем, много, чего делали, точнее – креативили. И – нате вам! Национал-предатели. Никакой благодарности со стороны государства!
1 ... 2 ... 3 ... 4 ... 5 ... 6 ... 7 ... 8 ... 9 ... 10 ... 11 ... 12 ... 13 ... 14 ... 15 ... 16 ... 17 ... 18 ... 19 ... 20 ... 21 ... 22 ... 23 ... 24 ... 25 ... 26 ... 27 ... 28 ... 29 ... 30 ... 31 ... 32 ... 33 ... 34 ... 35 ... 36 ... 37 ... 38 ... 39 ... 40 ... 41 ... 42 ... 43 ... 44 ... 45