Советуем прочитать  
ЕЛЕЦ – МОЯ ДУХОВНАЯ РОДИНА
Валентин РАСПУТИН
19.03.2015
Когда я подружился с Ренитой и Юрием Григорьевыми и стал бывать у них дома… мы были не просто случайные люди, старались всё-таки заниматься полезными для России делами: и экологическими проблемами, и восстановлением памятников культуры.
В те годы мы много ездили: кинорежиссёры Ренита и Юрий Григорьевы, учёный Фотей Шипунов, Владимир Крупин, кинооператор Олег Мартынов. Ездили, чтобы повидать Русь, какой она стала, во что превратилась. В 1978 году поехали на родину Нины Васильевны Поповой, мамы Рениты Гигорьевой – в Елец через Оптину пустынь и Куликово поле. Помню, поразила тогда та бедность и даже разрушения, которые мы увидели в Оптиной пустыни. Казалось, что это уже поднять невозможно, что нельзя уже ничего возродить, что это ушло безвозвратно.
После этого поехали при тяжёлой погоде, при тяжёлом настроении на Поле Куликово. Подъезжали к Полю уже вечером, и вдруг видим растянутый на дороге на щитах плакат: «Да здравствует Святая Русь!» После всего, что мы видели в Оптиной, – «Да здравствует Святая Русь!», «Да здравствует Поле Куликово!»! И пошли мы по этому полю, и такое вдруг разлилось удивительное солнце, такое небо… Была ведь тяжёлая погода, мрачная погода – и вдруг такое солнце разлилось, такой свет вокруг… Это уже было как преображение, это был знак: ничего, всё ещё вернётся, ничего напрасно не бывает, никакие усилия не бывают напрасными, какими бы ни казались они тщетными.
Мы приехали в Елец, прошли… к Знаменскому монастырю, постояли на берегу реки Ельчик у развалин мельницы. А вот и улица Шевченко,12 – дом отче – Николая Александровича Овчинникова. Священника Вознесенского собора. Помню слова, с которыми встретил он нас, усталых от бездорожья: «Воинство, воинство приехало, вот то воинство, которое будет возрождать Святую Русь, вот то воинство, которое будет возвращать славу Поля Куликова».
Тогда это казалось просто словами, но сам вид отче, обыкновенные слова, но сказанные каким-то искренним и добрым голосом, не могли не повлиять на нас тогда. Я помню, опустился на колени перед отче. Мало что помню из нашей беседы, но помню только, что, когда выходил от него, понял – Это случилось. Случилось какое-то духовное преображение, уже не Мира, как на Поле Куликовом, а моё духовное преображение. Уже тогда было ясно, что без крещения нельзя, и это крещение должно происходить здесь, в Ельце, который обладал каким-то особым сиянием.
Отче благословил нас на подготовку юбилея – 600-летия Куликовской битвы. Мы активно включились в работу, связавшись с председателем Совмина РСФСР В.С. Кочемасовым и министром культуры РСФСР Мелентьевым. За два года было проделана огромная работа – были изданы книги и публикации, посвящённые этому историческому событию, на Поле Куликовом восстановлен храм Сергия Радонежского, на Монастырщине была воздвигнута церковь Рождества Богородицы – ведь Куликовская битва проходила 21 сентября 1380 года в праздник Рождества Богородицы. В 1980 году именно в этот день мы были на Поле Куликовом, куда пришли тысячи и тысячи людей. Те записи, которые мы читали в Книге Памяти, просто слёзы высекали, и ясно было, что Россия, придя на Поле Куликово, возвращается уже и в Святую Русь, возвращается к своей вере.
Это не такое простое дело, не такое быстрое дело, как хотелось бы, но дело это уже теперь не отменимое, которое так или иначе всё равно произойдет. Силы зла, они, разумеется, не отступаются от России. Но теперь уже легче бороться с этими силами зла, и вместе стоять легче.
С Поля Куликова, как и два года тому назад, мы приехали в Елец, где я принял долгожданное крещение. Крестил меня архимандрит Исаакий (Виноградов) – один из насельников Троице-Сергиевой лавры, который перебрался к тому времени в Елец и устроил Сергиево подворье в Ельце. Там я и крестился. Крёстным отцом согласился быть наш отче, крёстной матерью – Ренита Андреевна Григорьева. А когда пришли в дом, отче был в облачении. Человек, который был уже очень болен, – чего ему это стоило, можно себе только представить. И такой это был счастливый, добрый, ласковый вечер! Отче разговорился, и говорил он тогда немало, и мы разговаривали. И какое-то ощущение, как будто крепостные стены упали, по крайней мере – у меня, те крепостные стены, которые чувствовались внутри. Их вдруг не стало, и открылся простор и сияние, которых прежде не было. И думаю, это чувствовал не только я, это чувствовали и мои товарищи. Отче говорил, что правда без любви добра людям не приносит. Ту правду, которой мы тогда жили, – мы познали без любви, без этой осиянности любви. А он надоумил нас, что ничего нельзя делать без той веры, которой жили наши отцы. Без любви совершенно ничего не получится.
После крещения многое открылось: открылось прошлое, открылось настоящее, и то преображение души, которое заставляет человека быть добрее, принимать всё – и дурное, и хорошее. Как нам принимать дурное? Понимать причины его возникновения и понимать способы его устранения. Если человек заблуждается – понимать его заблуждение и верить в его возвращение и в лоно Православной церкви, и в лоно России. Человек становится шире. Вот это произошло со мной. Я стал добрее, я стал внимательнее к иным мелочам, которые всегда проходили мимо, я стал строже и к тому слову, которое необходимо было искать для того, чтобы показать человека… Я стал писать меньше. Если до этого писалось легче – что хотел, то и писал, то теперь уже шёл отбор, духовный отбор, и при этом писать мне было всё труднее и труднее. Я после этого, в восьмидесятые годы художественных работ писал совсем мало, я перешёл на публицистику – тут уже нужно было стоять за Россию. Стало ясно, что подошёл её крестный путь – храмы стали открываться, стали восстанавливаться Оптина пустынь, обитель Тихона Задонского, и везде на Руси стали открываться храмы, но от этого жизнь не стала добрее, потому что силы зла, видя это Преображение пошли в ополчение на Русь, и это иногда оставляло тяжёлое впечатление, бывало и уныние, а отче говорил, что это один из грехов, которому нельзя поддаваться. Я, к сожалению, поддавался этому греху, потому что это было уж очень неожиданно.
Так же, как неожиданно случилось преображение с верой, так же неожиданно было и это наступление зла, которое пошло на Русь, и, как на Поле Куликовом, столкновение стало неизбежным. И сошлось, и вроде бы неизвестно ещё, чья будет победа, как на Поле Куликовом, неясен был исход битвы до того, как вышел засадный полк. Может быть, ещё и отступать придётся. Идёт испытание наших сил, испытание нашей веры, как бы вновь приобретённой веры. Эта вера была в нашей крови, она была в наших клетках, но с крещением она обозначается лучше, и тогда уже человек получает и особый дар слова, и получает много чего из ясновидения. Ведь ясновидение необходимо и в обыденности, когда мы смотрим на самые обыкновенные вещи и часто не можем их рассмотреть. А теперь оно стало возможным, теперь легче стало видеть то, перед чем закрывалось раньше или не обозначалось наше зрение.
Легче стало смотреть, видеть и понимать суть, понимать причину происходящего. Мне многое открылось только после того, как я побывал в Ельце. Я понял, что Елец – город духовный, город благодатный и ещё – он город домашний, родной. И отче – родной. Обычно крёстных детей передают, уходя из жизни, кому-нибудь из достойных пастырей. Отче не передал нас никому, он оставил нас у себя. Это не просто доверие, это нечто гораздо большее, это вечное духовное приближение, он оставил нас всё-таки на своём попечении, и это попечение – большое для нас дело. Мы – с Отче. Отче нет, мы пока ещё на этом свете, но и молитвы его до нас доходят, и наша молитва обращена к нему, и эти взаимные потоки встречаются и приносят облегчение.
«ОН НЕ ПРИДЁТ НИКОГДА»
Захар ПРИЛЕПИН
19.03.2015
Валентина Григорьевича Распутина я видел однажды.
Был какой-то патриотический вечер, вручение премий, выступления виднейших представителей русской консервативной интеллигенции.
Распутин сидел в зале, возле прохода, привычно спокойный – у него, если вы заметили, почти всегда было одно и то же выражение лица: умного, наблюдательного, вроде бы почти лишённого эмоций – и одновременно насыщенного какой-то, ну, скажем так, думой.
Слово «дума» очень подходит в его случае.
Распутину – ни в прозе, ни в жизни – никогда не была свойственна легкомысленность; это вообще признак русского тяглового крестьянства – если русский мужик трезв, он серьёзен.
У меня была с собой моя книга «Игра его была огромна» – о Леониде Леонове.
Леонов – учитель Распутина. В дни юбилея Пушкина и Леонова (они родились неподалёку друг от друга, с разницей в сто лет) Распутин, помню, писал, что в такие даты вечности положено перед Россией склониться.
Валентин Григорьевич, один из немногих, значение Леонова осознавал.
Я подошёл к Валентину Григорьевичу и как бы присел возле него, прямо на застеленный ковровыми дорожками пол – чтобы передать книжку.
Свои книги я никогда никому не дарю – кому надо сами найдут, – но тут был другой случай: не столько свою книгу я дарил, сколько книгу о Леонове.
Причём как бы случайно, некартинно, я присел – на колени. Мне так было нужно. Мне нужно было встать на колени перед Распутиным. И чтоб он этого не заметил.
Леонов в своё время говорил, что русская литература передаётся через теплопожатие: Пушкин жал руку Гоголю, Гоголь – Тургеневу, Тургенев – Толстому, Толстой – Горькому, Горький – Леонову.
Леонов – Распутину.
Для меня Валентин Григорьевич – после того как я прочёл «Деньги для Марии», «Живи и помни» – все его удивительные, пушкинской прозрачности и силы повести – был в том же ряду.
Признаться, я всегда ставил его как писателя выше Астафьева и Шукшина (каждый из которых тоже обладал даром небывалым) – Валентин Григорьевич был мне ближе, о его сердечность несуетность, честность – греться можно.
Я уж не говорю про всю эту оттепельную генерацию: шумную, крикливую, перелётную – Распутин с ними ничего общего не имел, иной раз кажется, что они писали на разных языках.
Во второй половине прошлого века он был в моём понимании первым: неоспоримым, огромным, непостижимым – как Шолохов, как Леонов, как Достоевский – в этом ряду.
За день до его смерти, в Цюрихе, мы обсуждали с одним видным славистом, замечательным и остроумным человеком, кто из современной русской литературы достоин Нобелевской премии.
Я сразу и легко сказал: Распутин.
Славист пожал плечами: ну, это же невозможно... он же антисемит...
Он тоже произнёс это, словно взял с верхней полочки самое близлежащее, что надумал о Распутине.
Я даже не стал спорить, настолько это нелепо.
Во-первых, всякому русского классику, за редчайшими исключениями, можно легко пришить ксенофобию, включая тех русских классиков, которые были и не совсем русскими по крови. Ксенофобию европейские слависты шьют даже Бродскому – что уж тут про Распутина говорить.
Во-вторых, Распутин был человек удивительно тактичный, глубоко русский – и за спокойной прямотой его взглядов всегда слышалось полное отсутствие оголтелости, вздорности, злобы.
Он чувствовал за собой огромную силу традиции, он знал, чьим наследником по прямой он является, и имел полное право говорить ровно то, что считал нужным говорить. Невзирая на, на и на.
Через три дня после смерти Распутина, уже российский критик, человек одарённый и вроде не глупый, написал статью «Загубленный талант». Валентин Григорьевич, по мнению критика, был хорош тем, что ненавидел Советскую власть, только слово «русский» слишком назойливо употреблял, а загубил себя и свой дар тем, что с почтением отзывался в последние годы жизни о Сталине.
Это так неуместно, так мелкотравчато – писать подобное, всё равно, что раскрасить лицо и прийти на похороны в клоунском наряде с воздушными шарами.
«Ругал бы Сталина – мы бы, приличные люди, совсем иначе на тебя посмотрели, а так загубил талант, загуби-ил...»
Играли бы со своими шарами дома, напишите на одном «Сталин», на другом «ГУЛАГ» и шалите себе в одиночестве. Человека ещё похоронить не успели, а они уже торопятся со своими скучными, однотипными претензиями.
...сегодня уж точно стоило бы промолчать на все эти расчёсанные темы.
Валентин Григорьевич – один из немногих, кто умел это: молчать. Спокойно и с высочайшим достоинством. Учиться у него и учиться ещё этому.
ЗАВЕЩАНИЕ ВАЛЕНТИНА РАСПУТИНА
Станислав МИНАКОВ
16.03.2015
На смерть великого русского писателя

Кончина Валентина Григорьевича Распутина стала утратой поистине всенародной. И показала, что мы всё-таки остаемся русским народом, несмотря на четвертьвековое прививание нам чуждых ценностей и более или менее успешную попытку переформатирования нашего сознания, национальной памяти.
На уход всероссийского иркутянина откликнулись миллионы его почитателей. Страна, где книги, как и во всём мире, читать перестают, вдруг вспоминает – чуть ли не строка за строкой – написанное с середины 1960-х и в 1970-х нашим классиком, радетелем Земли Сибирской – повести «Деньги для Марии», «Последний срок», «Живи и помни», «Прощание с Матёрой», рассказы «Василий и Василиса», «Уроки французского» и, уже в начале 1980-х, «Что передать вороне», «Век живи – век люби» – шедевры прозы, сразу по публикации становившиеся на заветную русскую книжную полку.
Подмечают верно: за одну только «Матёру» Распутину можно было поставить памятник; однако он и сам воздвиг себе памятник ещё при жизни не только своими книгами, но и своей бескомпромиссной жизненной позицией в защиту природы от разорителей и в защиту простого и трудолюбивого народа Сибири; он печалился о сбережении народа и его будущем.
Какой ещё писатель, какой современник мог вызвать такой отклик! С Валентином Распутиным прощание проходит и в Сретенском монастыре, и в храме Христа Спасителя, и в Иркутске, и по всему Русскому Мiру...
Его сочинения ценят как часть личного, сокровенного и рядовой читатель, и филолог, и Патриарх, и Президент. Оказалось, что прозу Распутина мало того что прочли практически все, но она сама уже вошла в русский духовный код.
Более того, люди не только услышали болевое публицистическое слово сибиряка, но ощутили личное родство с этим совестливым человеком, чья душа радела о русской судьбе.
Из меня, в своё время всецело городского провинциального подростка, проза Распутина (в первую очередь), а также его собратьев, со-совестников (К. Воробьёва, Е. Носова, В. Шукшина, Ф. Абрамова – каждый назовёт свой список; А. Солженицын называл их не «деревенщики», а «нравственники») сделала почвенника. То есть русского человека. Произведения Распутина стали для меня сущностнообразующей, неотменимой ценностью. Дали возможность ощутить в себе крестьянские, мастеровые родовые корни.
Распутин и в безбожное время говорил языком совести, он, как его великие современники, свидетельствовал о Свете. И это было его служение.
О космической интимности в отношении к творчеству Валентина Распутина говорит и факт того, сколь проникновенно, причастно в современных дневниках, коими являются теперь и социальные сети Интернета, откликнулись на кончину современные литераторы, деятели культуры.
Валентин Курбатов в своём прощальном слове об ушедшем друге, «Один над пропастью», заметил: «…Он держал святую плоть уходящей деревенской жизни, потому что знал, что в ней весь наш дух, наша память, наша вера и наше спасение. Ему давали Государственные премии, делали Героем Труда, а он будто не видел ни чести, ни славы, потому что пропасть не отодвигалась и, значит, как порой в отчаянии казалось, голос его не был слышен. И высокие комитеты, депутатство, Президентский Совет нужны были только все для того же крестьянства-христианства, для удержания памяти, для спасения перед исторической бездной, чтобы не приходилось русским старухам со своей землёй и любовью оставаться на дне рукотворных морей, а русским женщинам брать в руки обрез и принимать на себя функции государства, раз оно само не хочет выполнять то, что обязано. … Он всегда, с самого начала … слушал больное русское сердце, ища ему исцеления. Он всегда был неудобен и всегда (как церковь в ее высоком и правильном понимании) "мешал нам жить” в наших слабостях и меньше всего обманывал себя и других “возрождением”, потому что всегда имел слишком острое зрение…
Теперь уже навсегда ясно, что это он с горькой твёрдостью и правом поставил памятник русской деревне, утонувшей на наших глазах невозвратно, как Атлантида или Китеж.
И мы-то ещё, может, и не поняли, что невозвратно, и ещё обманывали себя заплатками, а он уже знал и строил ковчег, чтобы, если не «всякой твари по паре» (не оставалось уже никаких пар), то хоть последние народные духовные ценности уберечь. И последний раз напомнить, как мы были близки к тому, чтобы мир услышал тайну и силу русской правды, о которой он – этот самый мир – догадывался по книгам Толстого и Достоевского, Шмелёва и Бунина, диалога с которой искал, но которую руками своих политиков с нашими подпевалами сам и топил, не понимая, что топит и свой дух, и свое спасение».
«Распутин был исследователем тайны человеческой души, раскрывающейся в трагических обстоятельствах бытия, в которых благой выбор вовсе не предполагает благополучного земного исхода, – подмечает Олеся Николаева. – Он дал русской литературе и русской жизни новых героев, явил новые характеры...».
УКРАИНУ ЗАТЕМ И ВЗОРВАЛИ, ЧТОБЫ ОТМЕНИТЬ 9 МАЯ НАВСЕГДА
Роман НОСИКОВ
13.03.2015
Меркель не приедет в Москву на 9-е мая. Что это значит? Почему?
Российское общество отреагировало на эту новость в спектре от «скатертью по жопе» до «Меркель не приедет в Москву. И Кремлю не на кого жаловаться. Отнял у нас нашу победу именно Кремль. Превратил в день крайне смешанных чувств».
Однако большинство согласно в том, что этот неприезд – месть за несговорчивость Москвы по Украине, демонстрация неприятия Германией и ЕС политики российского руководства.
Я полагаю, что это заблуждение. Люди пытаются расставить «и» над точками, в то время как всё следует делать в точности наоборот. И тогда всё станет намного понятнее.
Люди ошибочно полагают, что целью является Украина, а санкции, демарши, угрозы и хамство – включая игнорирование 9-го мая – средством достижения этой цели.
Это глупости.
Всё наоборот.
Украина – это средство. А хамство, демарши, санкции – включая игнорирование 9-го мая – и есть истинная цель проводимой политики.
Украина – как бы это ни было обидно самим украинцам – значит намного меньше для авторов этой ситуации, нежели 9-е мая. Украина – только повод для того, чтобы 9-е мая отменить.
Все усилия, предпринятые на Украине и в других странах постсоветского пространства, все выращенные там нацисты, созданные институты, партии, пропаганда, нагнетаемая ненависть к символике Победы, оголтелый исторический ревизионизм, диффамация, все вбуханные в это деньги – это всё только для того, чтобы отменить 9-е мая.
9-е мая ненавистно нашим противникам по двум основным причинам.
Первая причина в том, что этот день охраняет остатки того миропорядка, который наши уважаемые оппоненты хотели бы упразднить окончательно – остатки миропорядка, созданного в Ялте.
Они 70 лет мечтали именно об этом – снять с России лавровый венок страны-победительницы, а с себя последний фиговый листок, прикрывающий никуда не исчезнувшую мечту о «всех нагнуть и не стесняться».
Они хотят освободиться от необходимости договариваться и начать повелевать.
Украину взорвали именно для этого – для того, чтобы вводить санкции, восстановить Железный Занавес – вышвырнуть Россию из Европы в тайгу.
Чтобы Европа была едина с США, а не с гораздо более удобным, выгодным и естественным союзником.
Чтобы обложить медведя в его берлоге и затравить псами – режимами, организованными на постсоветских территориях.
Все до этого дня шло к этому. И возвращение коллаборационистов и бывших СС-овцев в страны восточной Европы, и ползучая реабилитация нацизма, и политика апартеидов, и становление этнократий.
Не хватало только финала – отмены Победы как таковой. И вот.
Это стоит какой-то там Украины. И Прибалтики, если что.
Они не хотят «пересмотреть». Они хотят отменить.
А во-вторых, Победа – это общий объединяющий смысл всего Русского Мира/Евразии от Бреста до Курил, от Осетии до Монголии и от Бишкека до Петербурга. Победа – это осознание «нашим миром» своей роли, своего значения, своего смысла и силы, своей способности изменить историю всего мира. И осознание источника этой возможности – единства. Единой культуры. Единого понимания добра и зла.
Чувство товарищества.
Победа – знак, возвещающий всему миру, что мы – не миф, не сказка, не иллюзия. Что мы не показались, не примерещились им в страшном сне. Мы не самозванцы и не актеры, исполняющие роль героев, которых на самом деле не бывает. Мы настоящие. Те самые.
Которые могут.
Когда я говорю «нас», я имею в виду всех людей, которые воспитаны в нашем понимании добра и зла и которые не предали его.
Когда я говорю «нас», я не имею в виду только тех, кто здесь и сейчас. Я имею в виду бесконечное идущее сквозь время единство живых, мертвых и тех, кто еще не родился. Реку нас.
Они хотели бы остановить эту реку. Они хотели бы, чтобы в будущем её не было. Она мешает их планам на человечество.
О том, каковы эти планы, - можно получить представление, если вспомнить, какая вершина западной идеологии была побеждена нами 70 лет назад.
ОБРАЩЕНИЕ К ПРЕЗИДЕНТУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВЛАДИМИРУ ВЛАДИМИРОВИЧУ ПУТИНУ
Василий ЛЕОНОВ
13.03.2015
Уважаемый Владимир Владимирович!
Я, русский поэт, член Союза писателей России, Леонов Василий Михайлович, родившийся на Смоленщине, оказавшись во время Великой Отечественной войны в 10-12-летнем возрасте на временно оккупированной немецкими захватчиками территории, испытал все ужасы фашистских злодеяний.
Чрезвычайная Государственная комиссия, которая работала сразу после освобождения Смоленской области, установила, что за время немецко-фашистской оккупации 1941-1943 гг. палачами Вермахта было сожжено более 5000 смоленских деревень, 300 из них – вместе с людьми.
Было замучено, повешено, расстреляно, сожжено заживо 28026 мирных жителей, и это не полные данные.
Только при отступлении в марте 1943 года, фашистами было сожжено заживо в Смоленских деревнях:
в Чертовке – 458 мирных жителей,
в Новой Борьбе – 340 мирных жителей,
в Знаменке – 280 мирных жителей,
в Заречье – 175 мирных жителей.
Многострадальная Смоленская земля до сих пор не может восстановить довоенную численность населения.
Несмотря на огромные потери и трагедии на Смоленщине и в других соседних, находившихся в оккупации областях нет ни одного мемориала скорбной памяти о жертвах фашистского геноцида мирного населения.
Организованное на общественных началах Поле Памяти на месте сожженной фашистами деревни Прасковка в Угранском районе не отвечает чаяниям народа и достойной памяти о жертвах мирного населения в годы фашистской агрессии.

Дорогой Владимир Владимирович!
В Юбилейный, 70-й год Победы советского народа над фашистской нечестью с целью увековеченья скорбной народной памяти о жертвах фашистского геноцида мирного населения на Смоленской земле и землях других соседних областей, убедительно прошу Вас принять решение о сооружении мемориального комплекса федерального значения на месте сожжённой фашистами деревни Просковка в Угранском районе Смоленской области, где люди могли бы вспомнить и поклониться жертвам фашистского геноцида, великому народу, выстоявшему в жестокой войне.
ИСТОРИЯ – С ГНЕВОМ И ПРИСТРАСТИЕМ
Алексей КУРАШОВ
11.03.2015
Прошлое Отечества – это не просто затейливый антиквариат. Это поле боя идеологий. Это основа народного самосознания. Сегодня, к сожалению, у школьников не слишком велик интерес к чтению. Даже возможностями интернета они, как правило, не пользуются. Там ведь можно докапываться и до архивных материалов, и до капитальных исследований. Но молодое поколение, как правило, даже в лицо не знает наших героев… Печально. Интерес к истории России не ослабевает. Он стал менее квалифицированным, чем раньше: ребятам не хватает эрудиции. Но увлечь их историей по силам и педагогам, и телевидению. А «Россия 24» – это круглосуточный канал, который мы воспринимаем как лицо страны. Как её голос. Это проявляется в остром политическом противостоянии, которое характерно для нынешней международной жизни. И во всём мире к этому каналу приглядываются. Должен сказать, что каналу удалось за короткий срок «уважать себя заставить». Чувствуется и профессионализм, и государственная линия. Чувствуется почти во всём – кроме хронически ехидных исторических хроник!
Каждую неделю на центральном государственном телеканале с разбором истории России выступает Николай Сванидзе – человек крайне пристрастный. Каждый фильм ещё и повторяют по три раза, так что резонанс получается нешуточный. «Не проходите мимо». Для тех, кто начинает осмысление истории Отечества, – именно Николай Сванидзе невольно становится главным проводником. А надёжный ли он провожатый в дебрях истории ХХ века?
Спору нет, Сванидзе провёл масштабную работу. Много лет отдал этому труду. И выпуски, которые сегодня снова и снова повторяют, – сняты 7–8 лет назад. Наверное, вспомнил уроки отца – автора-составителя вполне дельного политиздатовского сборника «Цели и методы воинствующего сионизма». Карл Николаевич Сванидзе умел работать с пропагандистским материалом во имя нашей советской системы. Чётко выполнял агитационную задачу. Тем же самым занимается и его сын, только с противоположным знаком. Задача у него другая: показать, что история нашей страны – тупиковая ветвь. И только либеральная революция (или быстрая эволюция в либеральную сторону) может спасти ситуацию. Этой идеей пропитаны все выпуски исторических хроник. А ведь они идут с навязчивым постоянством – из недели в неделю, из месяца в месяц. Сопутствуют школьникам и студентам в течение учебного года. Причём канал «Россия 24» смотрят, безусловно, самые любознательные ребята. И что они получают?
Начинает Сванидзе с Серебряного века. Не без восторга говорит о деятелях культуры того времени, но политическому режиму ставит смертельный диагноз. Можно ли критиковать министров, царей, великих князей? Безусловно. Долой подобострастие, долой кастовость. Но – да здравствует объективность, а не страшилки.
Его ненависть к советской власти ещё неукротимее. Это мы помним по провокационным (а как назвать иначе?) программам «Зеркало» девяностых годов. В позорной ельцинской избирательной кампании 1996 года трудно было отличиться: слишком многие «блистали» подлогами, снобизмом, равнодушием к народу, холодной жестокостью к тем, кто оказался «на дне жизни». Но Николай Карлович даже тогда сумел побить рекорды! Пожалуй, как агитатор он был менее эффективен, чем тогдашние коллеги с НТВ и ОРТ. Слишком уж он был радикален: это не вызывало доверия. Стальной ненавистью отливали его очки, когда речь шла про безобидного Зюганова или добродушного Селезнёва. Даже Вышинский был подобрее к врагам народа. А помните, когда Сванидзе выдвинулся, когда пробил его звёздный час? В октябре 1993-го! Вот уж действительно «Кому – война, кому – мать родна». Он часто напоминал о своей профессии – историк. Но по стилю подачи информационного материала никогда не напоминал ни Ключевского, ни Платонова, ни даже пламенную Нечкину. Слишком однобокие ракурсы, слишком бешеная риторика! В душе Сванидзе – политик, а не летописец. Он, наверное, мечтает о расправе над всеми, кто мешает рукопожатной прослойке двигаться в либеральное завтра. Да что фантазировать, он однажды в эфире у Соловьёва прямо заявил, что историка Юрия Жукова неплохо бы расстрелять. За что? За исследования о Сталине. Не огульные, а основанные на архивных документах. Они, видите ли, не вписываются в сванидзевские железобетонные представления о сталинизме.
Он не стесняется обращаться к не самым авторитетным источникам, когда можно подкрепить свою точку зрения. А оппонентов не замечает. Это бросается в глаза даже тем, кто не в курсе всех извивов общественно-политической борьбы.
И вот такой человек становится главным историком центрального телевидения, а значит, вообще главным историком в восприятии миллионов. И что мы видим? Историк Сванидзе мало чем отличается от Сванидзе-провокатора. Амплуа разные, но личность неизменна.
ПРОСТИТУТКИ ГОДА, ИЛИ ТАКИЕ ЛЮДИ НУЖНЫ ГЕРМАНИИ
Наталия ЯНКОВА
11.03.2015
На Западе неустанно обвиняют российское ТВ в зажиме свободы слова, в том, что оно ангажированное, пропагандистское, журналистов даже – невиданное дело – подвергают санкциям… Но можно ли назвать журналистикой то, чем занимаются, к примеру, на немецком телевидении?
Группа немецких журналистов, выступающих против лживых мейнстрим-медиа, провела интернет-конкурс на звание Maulhure 2014, что переводится на русский как «Журналистская проститутка 2014 года». Номинированы были журналисты-пропагандисты, которые сознательно дезинформируют телезрителей, замалчивая одни факты и придумывая другие, которые служат разжиганию ненависти к определённым личностям и даже народам, дестабилизации общества, латентному развязыванию войн. Главная идеологическая линия текущего момента – демонизация России и её президента.
Победителем стал ведущий канала ZDF Клаус Клевер, который преподносит любой материал под углом зрения США. В новостной программе heute journal он взял интервью у главы концерна «Сименс» Джо Кэзера после его визита в Россию. Стиль этого интервью возмутил не только многих телезрителей, но и коллег-журналистов. В одном из изданий «Франкфуртер альгемайне цайтунг» интервью охарактеризовали как «заседание уголовного суда». Телезрители могли наблюдать эту инквизицию. «Звёздный час театра одного актёра» журналиста Клауса Клевера, который безжалостно зажал в тиски главу «Сименса». Вот некоторые выдержки из этого интервью. Ведущий: «Что вы себе вообразили, предпринимая этот дружеский визит в Москву? Вы подумали о том, что сейчас, в такой исторический момент, когда Россия напала на Украину, украла Крым, что породило мировой кризис?» Джо Кэзер со снисходительно-мудрой улыбкой ответил, что «Сименс» уже 160 лет в России, у обеих стран есть общие ценности и в любых условиях надо оставаться в диалоге. Клевер: «О каких ценностях вы говорите? Я надеюсь, не о долларах и евро? Речь идёт о том, как подобает себя вести в отношении России. Ваш визит – конфронтация со всеми нашими реалиями. Ваша поездка в Россию направлена против Меркель и Обамы, против Евросоюза и НАТО... Вы едете в страну, которую никто не поддерживает в Совете безопасности. России было указано, что она должна изменить, чтобы с ней снова можно было общаться…» В голове Клевера явно происходила цепная реакция: «Вы встречались с Путиным, ну и сколько времени он заставил вас ждать у себя в приёмной?.. А фрау Меркель давала вам разрешение на поездку в Москву?»
Ни слова о цели и результатах визита, ни одного вопроса о разговоре с Путиным, что действительно интересно немцам. Только риторика «предательства отечества» в лучших традициях гестапо – интервью проходило в режиме телемоста, но в картинке явно не хватало лампы, направленной в глаза «предателя». Происходит превращение телеведущего в судью, который определяет красную линию во внешнеполитических вопросах. Немцы должны узнать не то, что Джо Кэзер делал в Москве, а что думает по этому поводу журналист, у которого к тому же нужно поучиться правительству Германии, которое, не «спросив разрешения у Клевера», в тот же день объявило о продолжении экономических отношений с Москвой.
Не изменяя «высокого стиля» антироссийской пропаганды, немецкие СМИ горячо откликаются на любой информационный повод, который создаётся из всего, что попадёт под руку. Вот, например, репортаж о фильме «Левиафан» на канале ARD в программе Tagesthemen в начале февраля. Ведущая – из победительниц конкурса Maulhure 2014 Карен Миозга. Она дала этот материал в политической части программы, чуть ли не первой новостью. Назвала фильм «…грандиозным обличением преступной сущности властей России», перечислила все международные призы, которые он получил, и выразила уверенность, что впереди у фильма, номинированного на «Оскар», будут только победы. Но что очень огорчает фрау Миозга – это полная тишина на родине режиссёра Звягинцева и замалчивание его успехов и международного признания «Левиафана»! Она считает возмутительной дерзостью слова министра культуры Мединского о том, что впредь государство не будет финансировать фильмы, которые плюют в лицо руководству страны. Правда, Миозга отметила, что фильм, о котором «никто в России не слышал», всё-таки выйдет в прокат, но в «другом варианте». Намекая на политическую цензуру, она умолчала о том, что в России есть закон, запрещающий мат в публичном пространстве, который присутствует в этом «произведении искусства», и «другой вариант» означает, что нецензурщина адаптирована для нормального восприятия в прокате.
Особенно активизировались мейнстрим-медиа в связи с убийством Бориса Немцова. Немецкое информационное пространство бурлило, московские корреспонденты немецких СМИ работали в буквальном смысле в две смены. Помпа, с которой освещалось убийство, не сравнится даже с реакций СМИ на убийство Джона Кеннеди. Из бесчисленных репортажей в эти дни можно было узнать, что российские СМИ развернули против Немцова и других противников Путина разнузданную пропагандистскую войну, что и привело к убийству оппозиционера. Репортаж с места убийства Немцова построен так примитивно, что возникает вопрос о профпригодности московской корреспондентки ARD Голине Атай (тоже отмечена премией Maulhure). Появление в кадре Ольги Романовой с сигаретой и мокрым от слёз лицом вызывает у россиян понятные эмоции, но немецкие зрители должны были поверить бредовым утверждениям так называемой оппозиционерки: «Это пляска на костях!» Вообще все журналисты, участвующие в освещении этой темы, были удивительно одно¬образны – ни одного объективного слова, только бесконечные повторения: «Самый известный противник Путина убит». Эти слова вбивают в сознание телезрителям, чтобы у них не было сомнений в вопросе «Кто убийца?». Голине Атай не гнушалась и просто утверждениями маргиналов с улицы, которые, кивая на Кремль, выносили приговор: «Убийцы сидят там!» или «Мне стыдно за страну!» Не исключено, что это постановочные кадры, что было уже не раз в практике немецких каналов.
К НАПАДЕНИЮ НА ГЕОРГИЕВСКУЮ ЛЕНТОЧКУ В МОСКВЕ. ПОЧЕМУ «ВОИНОВ СВЕТА» НАДО ГАРАНТИРОВАТЬ ОТ ВЛАСТИ
Дмитрий ЛЕКУХ
10.03.2015
Один из ключевых эпизодов «протестных мероприятий» в городе-герое Москве – это нападение «протестующих» на человека, посмевшего в столице государства Российская Федерация ходить в центре своего города с «георгиевской ленточкой».
Не единичный, кстати, случай.
И вот это, ребят, ни фига не шутка. Это нам просто заранее показывают, что с нами – не с какими-то абстрактными «врагами демократии», а конкретно с нами – эти милые добрые люди, эти воины света собираются делать в случае своей демократичной победы.
Вы будете смеяться, но эти ребята нас собираются «люстрировать».
В смысле, простите, доступными в их воображении методами «исправлять»…
…Я это, собственно говоря, к чему.
Не нужно иллюзий.
Цитирую.
«Наша проблема в том, что нелюдей мы тоже числим людьми и оцениваем их в человеческой номинации. Мы по инерции числим их оппонентами, а они – окружающая среда. Мы ошибочно полагаем, что относимся с ними к одному биологическому виду» (с).
Это, кстати, не Геббельс.
Это победитель матрасов и совесть современной российской, Господи меня прости, интеллигенции, Виктор Шендерович.
И это – не о зомби и не о мутантах.
Это – о нас с вами.
О «протоплазме».
Которая подлежит уничтожению в случае неизбежной, как видится этим «белокурым бестиям», победы «свободы и демократии», причём по элементарной, вполне себе бытовой причине: мы мешаем им нас «победить». Видимо, мы также мешаем этим сверхлюдям почувствовать себя настоящими мужчинами, и из-за нас страдают матрасы.
Виктор Анатольевич Шендерович в данном человеколюбивом стремлении, кстати, не одинок.
Тут не так давно ещё один выдающийся деятель из числа свободолюбивых журналистов, Евгений Алексеевич Киселёв, тоже довольно успешно выступил. С гневной репликой в адрес – на секундочку! – Анатолия Борисовича Чубайса, который всего-то навсего после смерти своего друга Бориса Немцова призвал всех «остановиться и задуматься». Что, понятное дело, Евгения Алексеевича ни в коем случае не устраивает. Потому как если «задуматься», то ведь может и оказаться, что «они» имеют дело не с «протоплазмой», а с пока что, на их несчастье, живыми и мыслящими людьми.
Не хочу я цитировать и вполне доступные, если кому интересно, высказывания Юлии Латыниной, «оппозиционеров» Гудковых, Пономарёвых и прочих Яшиных, а также выдающегося культуртрегера современности Ксении Анатольевны Собчак.
Я всего лишь хочу сказать: нам уподобляться этим существам нельзя ни в коем случае.
Да, эти светлые и чистые люди заранее открыто объявляют, что они собираются делать с «пропутинским большинством», если каким-то чудом таки дорвутся до власти.
Но до неё они никогда не дорвутся.
И не потому, что есть «злой Путин» и неправильный русский народ. А потому что они – обычные лузеры.
…И тем не менее – даже малейший шанс «оказаться наверху» для этих милейших персонажей должен быть нормальными людьми исключён. Исходя из элементарного инстинкта самосохранения.
ИЛЛЮЗИЯ ДОБРОСОСЕДСТВА
Владимир ЛИНДЕРМАН
10.03.2015
Владимир Линдерман о том, что можно противопоставить агрессивному национализму

Пришёл к выводу, что в России, да и среди значительной части русских, живущих за пределами РФ, нет понимания природы и логики национализма. По крайней мере, той его версии, которая возобладала в Прибалтике и на Украине. Отсюда иллюзия, что с националистами можно нормально договориться, если не затрагивать национального вопроса, сделать вид, что его нет. Плохо то, что эту опасную иллюзию, наряду с рядовыми гражданами, разделяют люди, от которых зависит принятие государственных решений. Поэтому считаю своим долгом продолжать разъяснительную работу.

Быт – отдельно, идеология – отдельно
Вот распространенная точка зрения среди русских Латвии, коротко её можно изложить так: «Я русский, родился в Риге. Среди моих знакомых и коллег много латышей. У нас нормальные отношения, никаких конфликтов на межнациональной почве. Говорим иногда по-латышски, иногда по-русски. Недавно я помог отремонтировать машину соседу-латышу, а его жена поделилась с моей кулинарными рецептами. Я не понимаю, откуда берётся вражда, наверное, её раздувают политики в своих интересах. А простые люди от этого страдают».
В чём ошибочность этой точки зрения? В том, что она не различает, смешивает два уровня отношений между людьми, назовём их условно – «бытовой» и «идеологический». Успешное сотрудничество на бытовом уровне вовсе не гарантирует взаимопонимания на уровне идеологии. Та же латышка, которая обменивается кулинарными рецептами с русской, почти наверняка свято верит во все националистические догматы: «латыши – хозяева Латвии, русские – гости», «Латвия была оккупирована Советским Союзом», «русский язык является в Латвии иностранным» и проч. Ни на какие уступки и «сотрудничество» в этих вопросах она не пойдёт. Но так же и большинство русских жителей Латвии не готово ради улучшения отношений отказаться от празднования Дня Победы и обучения детей на русском языке. Быт – отдельно, идеология – отдельно.
Даже если интенсивность сотрудничества на бытовом уровне возрастёт в разы, это само по себе не устранит идейный конфликт. Проще говоря, если вы поможете соседу отремонтировать не только машину, но и квартиру, мотоцикл и компьютер, он всё равно останется при своих националистических убеждениях.

Почему проморгали майдан
Почему российская дипломатия и все, кто отвечал за ситуацию на Украине, проморгали Евромайдан? Та же самая ошибка – не различение бытового и идеологического уровней. Вероятно, российские дипломаты и чиновники поддерживали нормальные деловые (которые суть те же бытовые, только в крупных масштабах) отношения с украинскими политиками и олигархами, не затрагивая идеологическую сферу. Поэтому в их глазах нынешние лидеры хунты были прагматичными мужиками, с которыми разрулить все противоречия не сложнее, чем договориться с соседом о ремонте машины. А то, что этот «прагматичный мужик» – убежденный украинский националист, пусть и не такого крикливо-психопатического толка, как Фарион и т.п., это не принималось во внимание, не учитывалось.
Но вот запылал и заскакал майдан, и прагматичные националисты слились в едином порыве с националистами скачущими. Ничего удивительного и неожиданного. Неожиданным это оказалось лишь для тех, кто не признает или недооценивает силу националистической идеологии.
Гуманитарное вмешательство
Мое мнение: России не удастся удержать в сфере своего влияния ни одну страну, если и дальше будет игнорироваться вопрос идеологии. Проблемы возникнут даже с более-менее дружественными странами ЕАЭС. Все будут с удовольствием получать от России торговые скидки и преференции, а вырученные деньги вкладывать в пропаганду национализма: от школьных учебников до телеканалов.
И когда Западу понадобится в стране N свергнуть пророссийское или просто заупрямившееся правительство, он сделает это легко – опираясь на заряженные антирусским национализмом молодёжь и СМИ. Без сильного и организованного русского сообщества (слово «община» звучит архаично) противостоять такому сценарию невозможно. А сильным русское сообщество, находясь в меньшинстве, может стать только при поддержке со стороны России.
Кроме того, Россия могла бы поставить условиями предоставления вышеупомянутых скидок и преференций: 1) запрет на антирусскую и антироссийскую пропаганду, по крайней мере, в государственных учебных заведениях и официальных СМИ; 2) соблюдение прав и интересов местного русского населения.
Вмешательство в суверенитет? Да, вмешательство. Но другого выхода нет. Закупка, допустим, Латвией допотопной британской бронетехники или комплексов ПВО несёт, куда меньшую угрозу для России, чем ликвидация в той же Латвии образования на русском языке. Война за души людей – самая важная война, поражение в которой невозможно компенсировать даже очень большими деньгами. Только кровью, только человеческими жизнями – что мы и наблюдаем сегодня в Донбассе.
6-Я РОТА 2-ГО БАТАЛЬОНА 104-ГО ПАРАШЮТНО-ДЕСАНТНОГО ПОЛКА 76-Й ГВАРДЕЙСКОЙ ПСКОВСКОЙ ДИВИЗИИ ВДВ
ДеД
05.03.2015
Борис Немцов был убит в ночь на 28 февраля. Эта новость стала «центром» внимания всех новостных каналов. Убийство, следствие, траурный марш. Его, конечно, жаль, как любого человека… Но о мёртвых либо хорошо, либо ничего. Поэтому добавить к слову «жаль» нечего.
А вот то, что 29 февраля 2000 года рота десантников приняла бой с многократно превосходящими силами боевиков, страна узнала только 5 марта 2000 года. Три дня 90 парней сдерживали, по разным данным, от 2,5 до 3 тысяч боевиков, прорывавшихся с территории Чечни через Аргунское ущелье.
А сколько людей 1 марта 2015 года вспомнило о том, что 15 лет назад, 29 февраля – 1 марта в неравном бою погибла практически вся 6-я рота 2-го батальона 104-го парашютно-десантного полка 76-й Гвардейской Псковской дивизии ВДВ?
На траурный марш памяти Немцова пришло порядка 21 тыс. человек, на мирную акцию памяти псковских десантников в столице пришло около 200 человек. Да, возможно, через 15 лет про Немцова никто и не вспомнит, но ведь не это главное…
Важно, помнит ли народ тех, кто не щадя живота своего защищает покой и мир наших городов, даже ценой своей жизни.
29 февраля войска федеральной группировки освободили от боевиков последний населенный пункт Чечни. Генерал Трошев (в то время зам. командующего ОГВ на Северном Кавказе) привёз в г. Шатой российский флаг, чтобы символически водрузить его над городом. Тогда же Трошев в своём интервью заявил о том, что крупных организованных банд-формирований больше не существует, а остатки боевиков «разбегаются небольшими группами, дабы спасти свою шкуру». В тот же день министр обороны И.Д. Сергеев доложил и. о. президента В.В. Путину об успешном завершении 3-го этапа контртеррористической операции. А спустя всего лишь несколько часов после этого начался бой на высоте 776.0.
3 марта 2000 г. Почётными гражданами Махачкалы стали российские генералы Виктор Казанцев, Геннадий Трошев, Владимир Шаманов, а также начальник Генерального штаба Вооружённых сил Анатолий Квашнин. Указ об этом подписал глава махачкалинской администрации Саид Амиров.
Почётное гражданство присвоено генералам за вклад в разгром бандитских формирований, напавших на Дагестан в августе-сентябре прошлого года. Как стало известно, кроме специальных адресов, Казанцеву, Шаманову, Трошеву и Квашнину будет вручено именное оружие – кубачинские сабли.
И в то же время в СМИ – ни слова о погибших десантниках. Чтобы не вносить диссонанс?
Из воспоминаний Андрея Величенко (в составе группы десантников 104-го полка совершил марш и форсирование реки Абузалгол, но из-за плотного огня противника они не смогли прорваться на помощь бойцам 6 роты):
Картина была очень жуткая. На участке местности, где-то 200 на 200, находился практически весь личный состав 6 парашютно-десантной роты.
Проявляя запредельное мужество, 90 десантников отбивали атаки более 2,5 тыс. боевиков. По разным данным, уничтожено от 370 до 700 боевиков. Погибло 84 десантника, шестерым повезло – выжили.
В 2006 режиссёр Виталий Лукин снял художественный фильм «Прорыв», основываясь на последнем бою героической 6-й роты 104 гвардейского полка. Написание сценария взяли на себя Иван Лощилин и Вячеслав Давыдов. В главных ролях снялись Игорь Лифанов, Марина Могилевская, Анатолий Котенёв и другие отечественные актеры. Правда, фильм получился спорным как с режиссёрской точки зрения, так и со стороны исторической достоверности.
12 марта 2000 года появился президентский указ №484 о присвоении 22 погибшим десантникам звания Героя России, остальные погибшие удостоились Ордена Мужества.
Спустя три года дело о гибели 84 десантников было закрыто заместителем генпрокурора Сергеем Фридинским. Материалы следствия до сих пор не обнародованы. Картину трагедии десять лет по крупицам собирают родственники и сослуживцы погибших.
В июле 2003 года было опубликовано открытое обращение региональной общественной организации семей погибших военнослужащих к президенту Владимиру Путину. В нём родственники задали ряд вопросов к и.о. командующего ОГВ генералу Геннадию Трошеву, начальнику Генштаба генералу А.В. Квашнину и к командованию ВДВ.
1. Почему выход роты был задержан командованием на сутки?
2. Почему имущество роты нельзя было забросить на вертолёте?
3. Почему рота двигалась в заранее подготовленную для неё засаду?
4. Почему роте не оказала поддержку дальнобойная артиллерия?
5. Почему командира роты не предупредили о наличии на маршруте главных сил противника? Каким образом информация о передвижении роты стала известна боевикам?
6. Почему командир полка требовал держаться и обещал помощь, хотя роту можно было в любой момент отвести, а посланная на помощь рота пошла по самому неудобному маршруту?
7. Почему военные оставили на три дня поле боя боевикам, позволив им похоронить своих погибших, собрать раненых?
8. Почему опубликованная через пять дней информация псковских журналистов застала генералов врасплох?

Частично на эти вопросы Геннадием Трошевым были даны ответы в его книге «Моя война. Чеченский дневник окопного генерала». В частности, Трошев указывает на то, что десантникам всё-таки была оказана огневая поддержка. Полковые 120-мм орудия 2С9 «работали» по высоте 776 практически беспрерывно с полудня 29 февраля до утра 1 марта (когда подполковник Евтюхин вызвал огонь на себя), выпустив за это время около 1200 снарядов. Причём, по свидетельству автора, большая часть потерь боевиков в этом бою была вызвана именно артобстрелом. Трошев упоминает также о невозможности переброски личного состава роты по воздуху, поскольку в ходе проведённой заранее разведки местности не удалось найти ни одной подходящей площадки.
Как жаль, что кому-то приходится становиться героем, чтобы "компенсировать" некомпетентность или продажность других!
УБИЙСТВО: ПЕРВЫЙ ХОД СДЕЛАН. БЛОГОСФЕРА СЕГОДНЯ
Юрий БАРАНЧИК
04.03.2015
«"Режим Путина" существует, но его жертв из числа борцов за демократию пока нет. Возможно, очень скоро они появятся из числа оппозиционных журналистов или "активистов", подобных скандально известной группе "Pussy Riot. Тогда весь мир выйдет с плакатами, на которых будет написано «Я – Pussy Riot» или «Я – убитый режимом Путина журналист». Скрывающемуся под маской демократии международному терроризму требуются ритуальные жертвы…" (Сергей Белкин, "Я – Charlie". Патриотический акт международного терроризма», http://www.nabat.pro/stat/print:page,1,1637-ya-charlie-patrioticheskiy-akt-mezhdunarodnogo-terrorizma.html). Написано было недавно – 20 января 2015 года, но написано всё верно. Только ставку организаторы теракта на Большом Москворецком мосту в ночь на 28 февраля этого года решили поднять выше.
Несмотря на то, что с момента принесения очередной жертвы прошло всего три дня, основные версии блогосферы Рунета сводятся к одной – произошедшее является заказом со стороны врагов Владимира Путина (Запад, США, англосаксы, американские «ястребы», западные спецслужбы и т.д. вплоть до самостоятельной инициативы «Правого сектора») с целью обвинить лично Путина и его окружение в убийстве известного политика для раскачки общественного недовольства в России.
Произошедшее – почему бы не предположить такую версию в категориях политического заговора против жертвы – является одной из первых акций недавно прибывшего в Россию нового американского посла, сменившего провалившего свою «российскую миссию» Макфола, который известен как неплохой теоретик, но показал себя негодным практиком. Новый посол США, если мыслить в рамках данного предположения, оказался уже на порядок эффективнее.
Одну из наиболее правдоподобных версий озвучивает блог Татьяны Волковой: «10 февраля "Собеседник" вышел с роковым заголовком. "Борис Немцов: Боюсь того, что Путин меня убьёт" (http://sobesednik.ru/politika/20150210-boris-nemcov-boyus-togo-chto-putin-menya-ubet). Такие шансы не упускают, особенно в нынешней обстановке. В Киеве была срочно организована встреча между Асланом Алхановым и близким соратником лидера "Правого сектора" Дмитрия Яроша, специализирующимся в этих вопросах. Как и организатор взрыва на марше сторонников Майдана в Харькове Александер Казун, соратник Яроша связан с CANVAS. Разве что Казун до сих пор работает на эту финансируемую американским правительством НПО, наследницу свергшей Слободана Милошевича организации "Отпор!", тогда как человек Яроша работал в ней прежде, чем перешёл в "Правый сектор". Аслан Алханов прибыл в Москву в середине недели. Демонстративное убийство у стен Кремля произошло через несколько дней. 10 февраля Борис Немцов подписал свой смертный приговор, и его убийство было лишь вопросом короткого времени. По данным моих источников, киевская встреча Алханова была зафиксирована СВР. Его прибытие в Москву – зафиксировано ФСБ» (http://pravosudija.net/article/zhertvy-naivnosti). «Вечером 28 февраля в частном доме в поселении Клёновское Троицкого административного округа Москвы оперативниками был обнаружен труп Аслана Алханова, погибшего от несовместимого с жизнью огнестрельного ранения в упор. Г-н Алханов был главным подозреваемым в организации убийства Бориса Немцова. Обстоятельства находки трупа указывают на самоубийство. Впрочем, весьма "своевременное". Оснований подозревать в убийстве группу захвата нет. Алханов был очень нужен следствию живым» (http://pravosudija.net/article/oborvana-glavnaya-nit-k-zakazchikam-ubiystva-nemcova).
К сказанному выше добавлю, что интервью Немцова в полной версии вышло сильно отредактированным по сравнению с анонсом, что было замечено блогером Scofield (http://pravosudija.net/article/neobychnoe-politicheskoe-prestuplenie-neuzhto-i-vpravdu-politika)...
ВЛАДИМИР ПУТИН «Я ЭТУ МЕТОДИКУ ЗНАЮ. ИЩУТ ТАК НАЗЫВАЕМУЮ САКРАЛЬНУЮ ЖЕРТВУ ИЗ ЧИСЛА КАКИХ-НИБУДЬ ИЗВЕСТНЫХ ЛЮДЕЙ»
Людмила ПЕТРОВСКАЯ
02.03.2015
Президент России Владимир Путин перед выборами главы государства в 2012 году предупреждал, что возможны провокации и говорил о вероятной «сакральной жертве», по инициативе запада.
Эти слова В. Путина напомнил Владимир Рогов, лидер «Славянской Гвардии», председатель Комитета государственного строительства Новороссии, автор цикла передач «Изнанка Евромайдана»: «Убийство Немцова чудным образом произошло накануне очередного «марша миллионов», который явно не грозил быть массовым. Мне эта смерть очень напоминает сакральную жертву накануне московского майдана 1 марта.
Не могу не вспомнить слова Владимира Путина, сказанные им ровно два года назад (29.02.12) – накануне президентских выборов. Тогда глава правительства Российской Федерации сказал буквально следующее: «Я эту методику знаю. Уже десять лет, как её пытаются применить, прежде всего, те, кто сидит за границей. Даже ищут так называемую сакральную жертву из числа каких-нибудь известных людей. Сами грохнут, извините, а потом будут власти обвинять».
Украинские власти и российские либералы уже начали выступать с обвинениями России в убийстве Бориса Немцова. Оппозиционер Михаил Касьянов, получив указание своих западных наставников, написал очень эмоциональное послание:
«Убит мой друг и соратник. Это расправа. Он последовательно и несгибаемо разоблачал все что происходило в стране оружию и беззаконие. Его отливом гладью, преследовали разные организации. Отливали грязью. За то, чтобы Россия была свободной строгой, где права человека выше всего. Представить чтобы лидер оппозиция был убит демонстративно. У Кремля – это невообразимо. Страна катится в пропасть. Убили за правду»
ЮРИЙ ПИВОВАРОВ: «НАУКОЙ Я ТОЖЕ НИКОГДА НЕ ЗАНИМАЛСЯ»
Александр МАМАЕВ
02.03.2015
При таком директоре ИНИОН был обречён

Культурная катастрофа нацио¬нального масштаба с книжным фондом, хранившимся в ИНИОН, спровоцировала мой интерес к фигуре его директора. Порылся и нашёл немало интересного. Или, скорее, безобразного. Похоже, в России тяжёлая, а то и катастрофическая ситуация не только в экономике, но и в науке. По крайней мере, в гуманитарной. Ибо как иначе понять тот факт, что такой персонаж, как Пивоваров, стал академиком и директором довольно крупного института? Похоже, он по сути – «гениальный изобретатель Петрик», только тот «в технике», а этот – «гуманитарий».

Для тех, кто не поверит мне, рекомендую набраться терпения и прочитать хотя бы одно его интервью. Вот некоторые «мысли» академика:
«Кант говорил о том, что Россия не сможет управлять Сибирью. Это мне очень близко. Я убеждён, что Россия в ближайшие полстолетия уйдёт из Сибири: депопуляционные процессы будут столь сильны, что Россия географически сузится до Урала...
Нужно, чтобы Россия потеряла… Сибирь и Дальний Восток. Пока у нас будут минеральные ресурсы, пока будет что проедать, пока... зарплаты выдаются так: цены на нефть поднялись – выдали, не изменится ничего…
Вопрос в том, кто будет контролировать Сибирь и Дальний Восток. Здесь для русских есть шанс в будущем, великолепный шанс выгодно распорядиться этой территорией – ведь русские там жили и живут, русские лучше других её знают и т.д. Пусть придут канадцы, норвежцы – и вместе с русскими попытаются управлять данными территориями... Должен возникнуть международный режим с сильным участием России. И Россия вступает в союз этих белых, так сказать, белокожих государств, европейских, христианских, западных и прочее...»
А вот фрагменты из интервью «академика», опубликованного на сайте «Полiт.ua». Читайте внимательно. «В 1976 году я поступил работать в Академию наук в Институт научной информации по общественным наукам и больше никогда нигде не работал. Работаю там по сей день, последние 13 лет вроде директором (здесь и далее выделено мной. – А.М.)…
…Я никогда не думал о себе (и сейчас не думаю), что я учёный. Я считаю себя аутсайдером. Меня наука в чистом виде мало интересует, скорее интересовали какие-то другие вещи, и думаю, что лет до 45 ничего такого особенного я не написал. Хотя писал много, разные вещи, наверное, много чего знал, потому что ИНИОН – такая научная организация, где ты работаешь с разными литературными языками, разными темами, что-то сродни журналистике, – все суетятся. Собственно говоря, и всё. Потом стал думать, что я что-то такое в науке могу сделать. Я не преподавал сначала, нельзя было, поскольку был беспартийным, потом заставили, и я преподаю с 1992 года, но не чувствую себя преподавателем.
Я могу читать лекцию, но не умею вести семинары, не знаю, как вся эта работа организовывается. Собственно говоря, в некотором смысле, наукой я тоже никогда не занимался, потому что, например, историк не считает меня историком, потому что я не сижу в архивах, каких-то вещей я просто не знаю…
…Но не думаю, что я что-то такое классически историческое написал. А при этом я доктор политических наук, кандидат исторических, но доктор политических наук…
Я никогда не чувствовал себя в своей тарелке ни с политологами, ни с историками, и меня никогда не интересовали все их узкопрофессиональные вещи, а многих вещей я просто не знаю, и в этом большая моя слабость, огромная. Но, с другой стороны, это позволяет мне безответственно дерзать, так сказать, и летать по облакам и на облаках. В этом, может быть, есть какая-то сила, потому что такое конкретное многознание очень часто человека порабощает. Я скорее размышляю по поводу истории и политики, нежели конкретно её анализирую. Но, собственно говоря, что такое я в науке?
Я не думаю, что у меня есть какое-то имя в науке. Я серьёзно говорю. Меня скорее стали узнавать, когда я появился на телевидении. Это было давно, ещё в 90-е годы, потом ещё в 2000-е годы. Собственно, пару лекций на каком-то телевидении – и тебя уже знают сотни людей, а напишешь 10 книжек – и тебя не знают, это естественно.
В середине 90-х годов мне с моим приятелем вдвоём удалось написать серию работ с какими-то хлёсткими названиями, которые вошли в науку, даже не сама концепция, а какие-то слова, понятия, которые мы вдруг сочинили, вошли в науку, даже не в науку, а скорее в околонаучный оборот. Вот, собственно говоря, всё, что касается науки. Я не думаю, что после меня что-то такое серьёзное останется, как, к сожалению, от всего моего поколения, потому что оно уже постарело. И я не вижу, чтобы оно что-то оставило такое, за что можно было бы зацепиться всерьёз…
…Дефицит образования – очень серьёзная вещь. Я слыву среди каких-то коллег человеком культурным, образованным – это не так (я не кокетничаю), это скорее умение прикрыть много незнания какими-то поверхностными вещами…
«СТАЛИНГРАД» ВЫШЕЛ ХИЛЕНЬКИЙ
Егор ХОЛМОГОРОВ
24.02.2015
Никакой «пассионарности» в украинском безумии нет и в помине. Драп-марш из Дебальцево это доказал даже слепым. Перед нами буйный расцвет того явления, которое Лев Гумилёв назвал «субпассионарностью».

Жители Тбилиси боятся подходить к окнам. Говорят, что по улицам города ездят страшные чёрные воронки и всех, кого успеют схватить, отправляют министрами на Украину. Таков анекдотический результат «саакашвилевских реформ» в Грузии – весь их бродячий цирк полностью переместился в Киев и окрестности.
И эта безграничная гамарджоба – пожалуй, самое невинное и естественное следствие майданного переворота. Украинская «революция достоинства» казалась, на первый взгляд, очередным штампованным продуктом в нудной цепочке цветных революций, которые США вот уже полтора десятилетия производят по всему миру.
Голубые и розовые «дети-цветы» немного побузят, поставленные американские марионетки немного поимитируют реформы, чтобы предаться обычной коррупции, сделают несколько разной степени гнусности антироссийских жестов и, в конечном счёте, растворятся с шумным неприятным хлопком. А был ли галстук? А, может, галстука-то и не было?
Но на Украине всё пошло не так. Украинцы точно решили доказать, что по главному счёту – счёту Достоевского – они всё ещё русские. «Широк русский человек. Я бы сузил».
Во всём происходящем сегодня на пространстве от Ужгорода до Днепропетровска есть какая-то безудержность, какая-то карикатурность, точно все бесы мира выдают замуж Юлию Тимошенко (кстати, а где она? Я не слышал о ней уже несколько месяцев).
Скверным анекдотом разит от каждой детали. Требовать свободы и закрывать телеканалы, запрещать российские фильмы, включая «Ликвидацию» и «Брата-2», бросать за решётку журналиста, посмевшего раскритиковать мобилизацию. Обзывать «москалей» колонизаторами и оккупантами и канючить у них то скидки на газ, то бесплатное электричество, то откладывание кредита.
Потешаться над падением курса рубля вдвое, чтобы накликать падение курса гривны в четыре раза. Кричать «здесь хозяин украинец» – и сделать так, чтобы украинцы составляли в украинских верхах абсолютное меньшинство.
Вместо умеренной латексной пошлости и поролона украинская революция разит навозом, гарью («жареных колорадов», разумеется), гноем и кровью – чужой и своей. Но свою «лыцари-вертухаи» (по изящному выражению Бродского) даже не замечают. Тысячи и тысячи погибших в Донбасской войне военнослужащих ВСУ попросту не замечаются и забыты, превращаются в одного бесконечного Неизвестного карателя. Немногие голоса правды звучат так: «Нет, врёте, пан президент – там не девять, там сто погибших».
Апологеты нового режима – попадись они нам в интернете или на телеканалах (главное, не оказаться в их руках, когда они с оружием) – отличаются каким-то невероятно наглым скудоумием. В споре с ними, который абсолютно безнадёжен, дивишься не аргументам или их отсутствию, а какой-то удивительной потере того самого достоинства. Очевидно, «революция достоинства» была понята в Киеве буквально – revolutio по-латински «переворот». И достоинство этих людей перевернулось и, пожалуй, вывернулось мехом наружу.
Чудовищное поражение украинской армии под Дебальцево. Горы трупов. Горы брошенной техники. Огромное количество трофейных снарядов и мин в руках ополченцев, свидетельствующее о том, что при иной силе воли украинские войска могли бы обороняться ещё долго. Национальная трагедия, которую невозможно скрыть. И посреди всего этого – главнокомандующий, заявляющий, что его доблестные войска блестяще «отразили атаку России», которая потерпела «позорный провал», врущий о единичных потерях, раздающий звёзды героя там, где следовало прислать удавку.
И на этом фоне фанаты «перемоги» рассказывают самим себе и другим, что «на дебальцевской дуге украинское оружие одержало победу», а то, что не удалось удержать железнодорожный узел и город, та кому эти рельсы нужны?
«ДУШАТ АККУРАТНО, НО МЕТОДИЧНО»
Андрей РЕЗЧИКОВ, Владимир ЛИНДЕРМАН
24.02.2015
«Латышские националисты настроены на то, чтобы выдавить русский дух на сто процентов. В отличие от украинских националистов, которые психопаты, они действуют аккуратно, бюрократично, каждый день шаг за шагом», – заявил газете ВЗГЛЯД латышский правозащитник Владимир Линдерман. Так он прокомментировал увеличение штрафов за нарушение в Латвии закона о языке.

В прошлом году в Латвии за нарушение закона о государственном языке понесли административное наказание 769 человек. По статистике Центра государственного языка (ЦГЯ) республики, чаще всего – в 423 случаях – штраф применялся за неупотребление латышского языка в необходимом объёме для выполнения профессиональных и служебных обязанностей. В основном это касалось работников сферы услуг и реализации товаров.
По информации ТАСС, ещё 231 постановление было наложено за реализацию товаров без маркировки на госязыке или не переведенную на латышский язык инструкцию к товару. За вывески и объявления на русском было выписано ещё чуть более 50 штрафов. В целом в 2014 году ЦГЯ получил 980 жалоб от населения о нарушении закона.
О том, что происходит с нарушением прав русскоязычного населения Латвии, газете ВЗГЛЯД рассказал председатель латвийского общества «За родной язык» Владимир Линдерман.
ВЗГЛЯД: Владимир Ильич, за нарушение закона о госязыке понесли административное наказание 769 человек. Это много или мало? В другие годы как часто наказывали?
Владимир Линдерман: Эта кривая растёт год от года. Наказаниям больше подвергаются не физлица, а юридические, потому что градация штрафов разная. У физических лиц она не настолько велика – в районе 200 евро, а юридические лица могут серьёзно штрафануть на четырёхзначную цифру.
Сначала идёт предупреждение. Но если проверяющий считает, что нет должной реакции, то следует штраф. Но суть дела в том, что руководство ставится перед фактом: тот или иной сотрудник не соответствует требованиям по знанию языка, и его могут уволить. Это гораздо страшнее, чем штраф. Скажем, учителю не так просто найти работу, как сотруднику торгового учреждения.
Перспектива увольнения пугает людей гораздо больше. А начальство идёт на компромисс, чтобы не ссориться с инспекцией. В стране массовая безработица, и найти работу достаточно сложно.
ВЗГЛЯД: Министерство юстиции Латвии планирует до конца марта набрать добровольных инспекторов, которые будут выявлять жителей, не владеющих латышским языком. Как будут работать эти инспекторы и что будет грозить тем, кто не владеет языком?
Владимир Линдерман: Это совершенно гнусное решение.
Они найдут таких добровольцев. Пока неизвестно, будут ли эти добровольцы получать вознаграждение. Но я думаю, что будут. Иначе сложно набрать людей. А если будут получать вознаграждение, то их будет достаточно много.
Власти создают опасный прецедент. Одно дело, когда проверками занимаются госслужащие, и люди скрепя сердце относятся к этому с каким-то, так сказать, пониманием, а добровольцы могут и по морде схлопотать. Будут конфликты.
Говорят, что эта система начнёт работать с апреля. Из кого власти наберут этих добровольцев? Из каких-нибудь сопляков, провинциалов, фанатиков? Я предполагаю, что от нынешних инспекторов они будут отличаться одним – у них не будет полномочий штрафовать.
Они будут скорее информаторами, будут вторгаться в частные фирмы, в парикмахерскую, в сапожную мастерскую – туда, где идёт работа с клиентами. Допустим, доброволец задаёт вопрос парикмахеру по-латышски, а тот отвечает по-русски. Тогда он «стучит» в Центр госязыка. Это будет мощный раздражающий фактор для русских жителей Латвии.
ВЗГЛЯД: Ранее глава ЦГЯ Марис Балтиньш призвал политиков и чиновников общаться с русскоязычными СМИ только на латышском. К его совету прислушались?
Владимир Линдерман: Это было и раньше. Среди латышских политиков есть те, кто реально отказывается говорить с журналистами по-русски, но есть и такие, которые с удовольствием говорят. Президент всегда говорит по-русски с российскими СМИ. Политикам всё равно. Им нужны голоса. Тем, кто придерживается не самых крайних взглядов, нужны голоса русских.
Поэтому я думаю, что они продолжат говорить по-русски с русскоязычными СМИ. Но более существенно то, что Центр госязыка пытается внедрить систему, чтобы обязать работников в присутствии клиентов говорить друг с другом только по-латышски, если даже они русские.
1 ... 2 ... 3 ... 4 ... 5 ... 6 ... 7 ... 8 ... 9 ... 10 ... 11 ... 12 ... 13 ... 14 ... 15 ... 16 ... 17 ... 18 ... 19 ... 20 ... 21 ... 22 ... 23 ... 24 ... 25 ... 26 ... 27 ... 28 ... 29 ... 30 ... 31 ... 32 ... 33 ... 34 ... 35 ... 36 ... 37 ... 38 ... 39 ... 40 ... 41 ... 42 ... 43 ... 44 ... 45 ... 46