Советуем прочитать  
ТОЛЕРАНТНОСТЬ НА УСТАХ, А В РУКЕ ПЛЕТЬ?
Эдуард ПОПОВ
21.11.2012
Полемические заметки о Стратегии национальной политики России

В середине октября сего года Совет по межнациональным отношениям при Президенте России представил проект Стратегии национальной политики России до 2025 года. Это событие стало одним из самых обсуждаемых в экспертных и общественных кругах. Меньше всего тому виной содержание документа — он по-либеральному довольно скучный и примитивный. Интересней среда, в которой «варился» документ и то, как он был принят.
Текст проекта стал доступен редакциям некоторых изданий, которыми опубликованы извлечения из документа. Вопреки более ранним заявлениям рабочей группы, полный текст проекта так и не стал доступен широкой аудитории. Резонно возникает мнение, что авторы документа просто испугались широкого общественного обсуждения документа.
Новая стратегия должна прийти на смену устаревшей Концепции национальной политики РФ от 1996 г.
НУЖНЫ ЛИ РОССИИ ЕВРОПЕЙСКИЕ НОРМЫ?
Виталий ТРЕТЬЯКОВ
19.11.2012
1. Что должна сделать Россия, чтобы понравиться Западу?

Научно-фантастическая гипотеза

Гипотеза: добиться того, чтобы образ России в большинстве европейских стран стал положительным, невозможно.
Попробую доказать эту гипотезу от противного.
Что должна сделать Россия, чтобы ее образ в европейских СМИ стал положительным? Видимо, то, что будет положительно воспринято европейскими СМИ. А именно - признать, что:
1) российская история по преимуществу преступная и есть история угнетения других стран и народов;
2) из всех существовавших империй - в общем-то неплохих - Российская империя есть самая отвратительная, а Советский Союз - самое ужасное государство в истории человечества;
3) все лучшее, что есть в России (его немного), заимствовано у Запада, а все худшее (что преобладает) генетически свойственно русскому человеку и России в целом;
4) Россия есть недоЕвропа, а русский человек - недоевропеец. Для того чтобы России стать настоящей Европой, а русскому - настоящим европейцем, им нужно долго учиться по учебникам, написанным в Европе, и постоянно сдавать экзамены европейским учителям. Впрочем, шансов на успех все равно очень мало;
5) все руководители Российской империи и Советского Союза - маньяки и преступники, а особенно Иван Грозный, Петр Великий, Екатерина Великая, Ленин и Сталин. Исключение составляет только Михаил Горбачев;
ДЕРЕВНЯ И ПУСТОТА
Денис ТЕРЕНТЬЕВ
13.11.2012
Головкова помнит времена, когда в этом посёлке на Брянщине жили двести человек, а дома росли целыми улицами. Было это всего-то в восьмидесятые годы.
– В речке на Марсе щуки до сих пор плещутся, но нам не до рыбалки, – говорит Головкова. – Насос на водокачке сгорел, а в колодцах вода для питья непригодна. Единственный вид транспорта – наш конь Лысик, без которого даже к доктору не съездишь. Дорогу трактор иногда ровняет, но по весне к нам никакой вездеход не проедет. Говорить об инвестициях в «брянский планетарий» смешно. Хотя местные власти обязаны починить старикам водокачку и отремонтировать коммуникации соседних с Марсом и Юпитером обитаемых сёл. В советские времена рождаемость в сельских районах на 40% превышала городскую, и в этом была главная причина прироста населения в СССР. В 70-е годы появилась программа модернизации глубинки, предполагавшая слияние «бесперспективных» населённых пунктов в крупные хозяйства. Пошла первая волна брошенных деревень, в перестройку – вторая. Результаты переписи 2002 года. показали, что 17 тысяч из 160 тысяч населённых пунктов в стране не имеют постоянных жителей. Тогда же прозвучал доклад академика РАСХН Владимира Милосердова: в 33 тысячи населённых пунктов проживают в среднем 1,76 человека, ещё в 14 тысячах – 7,8 человека . С тех пор процесс только набирал обороты, хотя официальная статистика последних лет вполне радужная: например, в 2009 году сельское население сократилось всего на 4 тысячи человек. По словам старшего научного сотрудника Института географии РАН Татьяны Нефёдовой, посёлки городского типа на бумаге переводят в сельские. За счёт этого создаётся фиктивный прирост сельского населения около 90 тысяч человек в год. А реально за десять лет в деревнях стало на 2 – 3 миллиона жителей меньше. Более того, в Нечерноземье две трети деревень насчитывают менее 50 жителей. Молодёжь из таких мест бежит сразу после школы. Самым молодым из остающихся – 35– 40 лет. А большинство – старики: умрут они – умрёт и деревня…
МУШКЕМАРИНЫ КАПУТ. «УЛАНСКАЯ БАЛЛАДА» И ГЛАВНАЯ УГРОЗА ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
Виктор МАРАХОВСКИЙ
13.11.2012
Уважаемые читатели! У нас плохие новости. В грозный час, когда Бонапарт дошёл до Москвы, захватил корону Российской империи и везёт её в Польшу дарить своей любовнице – Матушке-России осталось надеяться только на четверых лихих улан. Один из них гусарящий Безруков, ещё двое -- мушкетёрящие статисты, а за главного героя – гардемаринящее не пойми что из подтанцовки.
Это "Уланская баллада" -- единственное, что родил российский кинематограф к 200-летию Бородинской битвы и победы над Наполеоном. Если вам интересно, какую угрозу таит в себе эта кинокартина и как её остановить – давайте об этом поговорим...
РУССКИЙ МИР. ЛАД И РАЗЛАД ДЕРЕВЕНСКОЙ ЖИЗНИ
Ирина УШАКОВА
09.11.2012
К 80-летию писателя Василия Белова …

Именем Лада древние славяне называли не только богиню любви и красоты, но весь строй своей гармоничной жизни. В Толковом словаре В. И. Даля слово «лад» толкуется как «мир, согласие, любовь, дружба, отсутствие вражды, порядок». В семьях славянских народов веками жена называла мужа ладо, а муж жену - ладушкой. «Лады», - говорят люди, когда положительно решено благое дело. «Не то хорошо, что хорощо, а то, что ладно», - звучит русская пословица. «В лад да в меру» строилась жизнь русского крестьянина.
На мирный лад настраивает деревенское лето со всеми его трудами и чувствами. Ладятся лето и осень в русской деревне, поскольку всё там напоминает о жизни дедов и прадедов. В сенях дома висят на стенах сани, косы, рыболовные сети, стоят плетёные коробы для сена. И всё это напоминает о былой - богатой и цельной - жизни. В воображении возникают образы из книги Василия Белова «Лад», написанной им о родной Вологодчине...
КАК АМЕРИКАНЦЫ ИЛЬЕ МУРОМЦУ ПОМОГАЛИ…
Родион ЧАСОВНИКОВ
07.11.2012
Нынешний 2012-й год напоминает нам о победе над смутой 1612-го и над Наполеоновскими войсками в 1812-м. Но именно в этом году звучит множество искаженных трактовок наших побед, и именно в этом году наши зарубежные «друзья» и внутренние их адепты пытаются с особым рвением устроить новую, так сказать, юбилейную, смуту. Были лжедмитрии, боярские смутьяны, гонения на священноначалие, насаждение латинской веры. Сегодня навалили удалых демократов, оскверняют святыни, внедряют язычество и клевещут на патриарха.
Хорошим методом ограждения себя от попадания в одну яму дважды остается сохранение исторической памяти и трезвая оценка событий в свете этой памяти.
Не нужно искать в этом кратком эссе попытку возвысить какой-то народ или унизить остальные. Есть множество способов сказать что-то, и в то же время избежать подобных упреков.
Когда русских в зарубежном кино изображают безумными, алчными и агрессивными злодеями в неизменных ушанках со звездой (в любую погоду), мы не только не пытаемся указать на состав 282-й статьи организаторам проката, но и дружно смотрим эти пародии в кинотеатрах и по собственным телевизорам. Когда «хорошие и справедливые» американцы, рискуя собой, спасают мир от русской, КГБ-шной, советской и еще какой-то мафии, мы, за редким исключением, «болеем» за предложенного «героя». Когда нам рассказывают анекдоты о русском простодушии, граничащем порой с глупостью, мы смеемся и радуемся, словно нам сделали комплимент.
Расскажи еврею анекдот о еврее (не еврейский анекдот, а «чужой», то есть придуманный другой нацией), то смеха в ответ не услышишь. Особенно, если этот анекдот говорит не о тех качествах, которые еврей сам ценит в себе. Вряд ли поляка порадует старый советский вопрос «сколько нужно поляков, чтобы ввинтить лампочку?» и ответ на этот вопрос…
Но почти у всех народов есть легенды, сформированные образы отношения к себе. Они рассчитывают, что эти модели будут восприняты и окружающим миром, многое для этого делают, – то есть занимаются самопиаром, саморекламой и «раскруткой» легенд. И многие страны на этом, что называется, «собаку съели».
«ПОЛЬСКИЕ ГРАБЛИ» ДЛЯ РОССИИ
Владислав ШВЕД
31.10.2012
В Польше завершились торжества по поводу годовщины «Чуда на Висле» - разгрома под Варшавой частей Западного Фронта Красной Армии. Этот день с 1992 г. отмечается, как праздник Войска Польского. В этом году особую значимость и размах ему придал факт принятия вновь избранным президентом Польши Брониславом Коморовским командования польскими вооруженными силами. К сожалению, нынешний праздник Войска Польского оказался с явно антироссийским «душком».
Многочисленные статьи польских историков и политиков по поводу «исторической победы» в 1920 г. над «агрессором с Востока» перемежались обвинениями России в «халатном расследовании» авиакатастрофы под Смоленском в 2010 г. Более того, стали тиражироваться самые невероятные версии гибели Леха Качиньского. Якобы это было спланированное покушение, а после катастрофы какие-то люди расстреляли оставшихся в живых (?!) пилотов и уцелевших пассажиров президентского самолета и т. д. и т. п.
О ЖИЗНИ, СУДЬБЕ И КНИГАХ ВАСИЛИЯ ГРОССМАНА
Владимир БОНДАРЕНКО
29.10.2012
Смотрю по вечерам телесериал, поставленный Сергеем Урсуляком по роману Василия Гроссмана «Жизнь и судьба». Скучноватый сериал. К тому же нашего зрителя уже перекормили якобы военными фильмами, в которых основное действие проходит в советских концлагерях и кабинетах НКВД. Не будем отрицать, были и лагеря, были и кабинеты НКВД: читайте Варлама Шаламова и Александра Солженицына, там всё написано. Но на войне всё-таки прежде всего воевали. Кто-то же защищал Ленинград, кто-то же защищал Сталинград и в конце концов кто-то же дошёл до Берлина. Неужто всё это – энкавэдэшники и узники сибирских лагерей? Уже и миф о бесчисленной армии штрафников, благодаря которой мы победили, тоже развеялся. Да, были штрафбаты, но составляли от числа воюющих такой незначительный процент, что особого влияния на ход битвы штрафные части не оказывали. Хотя, конечно, честь им и хвала, как и всем другим, добывавшим Победу. И всё-таки победил в результате простой русский советский народ, о чём и вынужден был сказать Иосиф Сталин в своём знаменитом тосте. Так что «Жизнь и судьба» – средненький сериал с хорошими актёрами и традиционной антисоветчиной: посмотрели и забыли.
Но не тут-то было.
СУДЬБА БЕЗ ЖИЗНИ
Наталия ТЕРЯЕВА
22.10.2012
Как потребитель кинопродукции я посмотрела в минувший понедельник 15 октября третий фильм сериала «Жизнь и судьба», снятого Сергеем Урсуляком и показанного телеканалом «Россия-1». И мнение об этом просмотре я высказываю как обычный потребитель, а не как кинокритик.
В свое время я прочла роман Василия Гроссмана, по мотивам которого снят этот фильм. Двадцать пять лет назад роман «Жизнь и судьба» произвел на меня сильное впечатление. Он очень отличался от романа Константина Симонова «Солдатами не рождаются».
Роман Симонова был прочитан еще в детстве. Он ярко дополнил и обобщил мои представления о Великой Отечественной войне, сложившиеся по рассказам моих ближайших родственников. Симонов написал о Сталинградской битве с позиций государственника. Судьбы и непростых, и простых героев его романа выглядят монументально, как Родина-Мать на Мамаевом кургане.
Гроссман описал те же события Сталинградской битвы более многослойно, но и более приземленно – личным взглядом человека, отделяющего себя от большого государства. Некоторым героям романа это большое и сильное государство кажется просто ненужным.
ЕВРОПЕЙЦЫ НЕ ЖЕЛАЮТ СГИНУТЬ В ПЛАВИЛЬНОМ КОТЛЕ НАЦИЙ
Борис КЛЮЧНИКОВ
18.10.2012
Западноевропейские государства открыли двери и ворота переселенцам из «третьего мира» в погоне за дешёвой рабочей силой. Сделали это без оглядки на общественное мнение, на волю народов, ссылаясь на благородные идеалы прав человека, равенства, свободы передвижения, веротерпимости. Никогда и нигде фиктивность западной демократии не проявлялась так наглядно, как в принятии этого судьбоносного решения.
Переселенцы принесли в Европу свои жизненные ценности, свои глубоко отличные от западных, зачастую несовместимые с ними правовые нормы, этические представления, свою религию. Это было очевидно и 30 и 40 лет тому назад. Но либеральная элита не хотела этого видеть. Вначале она убеждала европейцев, что высокая культура Запада быстро ассимилирует «примитивных» мигрантов. Потом, отступая, она бросилась строить систему «мультикультурализма», предполагающего, что на европейской земле, рядом мирно будут строиться и уживаться параллельные общества европейцев и мигрантов-мусульман…
КОНСТИТУЦИОННЫЙ КРИЗИС 1993 г.
События конца сентября – начала октября глазами очевидца их обсуждений по горячим следам
Валентин ШАПОШНИКОВ
08.10.2012
Около 10-ти часов утра одного из последних чисел сентября 1993 г. я пришел к зданию Верховного Совета (ныне «Белый дом»). У одного из входов стоял человек, которого почему-то называли «казак» - видимо это был известный в то время батька Мороз - и записывал добровольцев в отряды сторонников тех, кто именовал себя «защитниками Конституции».
А предыстория вопроса состояла в следующем. Конфликт 2-х ветвей власти, который назревал еще с конца 1992 г. к концу сентября 1993 г. предельно обострился. Суть же его состояла в том, что Президентом РФ Б.Ельциным был подписан Указ под номером 1400, в котором говорилось о роспуске Верховного Совета, чем была нарушена действующая Конституция страны. Дело в том, что, когда после подавления путча ГКЧП в августе 1991 г. Борис Ельцин стал президентом России, он сформировал правительство, главой которого назначил Егора Гайдара. Последний со 2-го января 1992 г. начал проводить в стране так называемую «шоковую терапию» – «отпустил» цены, в результате чего они (цены) на продукты питания и остальные товары серьезно выросли. Причем, значительно сильнее, чем декларировалось: на некоторые товары – в десятки раз. Из-за этого реноме Ельцина сильно пострадало, поскольку буквально полгода назад, на выборах президента, он обещал «лечь на рельсы» дабы остановить рост цен.
14-го января 1992 г. бывший сторонник Ельцина – Председатель Верховного Совета Руслан Хазбулатов выступил с требованием отставки кабинета Гайдара, что не понравилось Президенту. Хазбулатова поддержал вице-президент А. Руцкой и конфликт между Ельциным и Верховным Советом стал усиливаться. В декабре 1992 г. во время очередного заседания Верховного Совета Ельцин предложил своим сторонникам покинуть зал заседаний. Но в конечном итоге был, все же, вынужден пожертвовать Гайдаром и премьер-министром стал будущий «златоуст всея Руси и политический тяжеловес» Виктор Черномырдин. А Гайдару была отведена роль консультанта.
Но на этом противостояние двух ветвей власти не закончилось, а, напротив, продолжало усиливаться. Поэтому Конституционный суд, который был на стороне Верховного Совета, предложил референдум. И его назначили на март 1993 г. На референдум вынесли четыре вопроса:
- о доверии президенту РФ;
- об одобрении социально-экономической политики Президента и правительства РФ;
- о назначении досрочных выборов Президента РФ;
- о назначении досрочных выборов народных депутатов РФ.
«АКТУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО» ЗА БЮДЖЕТНЫЕ ДЕНЬГИ
Любовь ГЕРАСИМОВА
27.09.2012
После того как Алексей Пушков получил статус депутата, члена думской фракции «Единой России», показалось, его программа «Постскриптум» приобрела бóльшую обтекаемость. Однако в новом телесезоне возникла тема «Пермские хроники», поданная остро и аргументированно, в лучших традициях передачи.
Марат Гельман, увы, не редкий гость на телеэкране и в других СМИ. Как и в случае с Ксенией Собчак, оба эти телефантома изначально и порождены, и взращены именно медийной реальностью. На входе – выросший в провинциальном Кишинёве сын знаменитого отца-драматурга, однажды возмечтавший выйти из его тени, завлаб, инженер, директор центра технического творчества молодёжи… А «на выходе», уже после переезда в Москву в 1990-м, – завсегдатай эфиров, герой публикаций. Причём представляют его уже как публициста, политтехнолога, коллекционера, основателя «Галереи Марата Гельмана», директора музейного центра, центра развития дизайна… и пр., и др. Для выпускника Института связи прямо-таки хлестаковский послужной список! И с тем он на короткой ноге, и с этим (страшно даже перечислять пофамильно), и тридцать пять тысяч одних только скандалов!
Вот и сегодня Гельман в центре внимания, снимает пиар-сливки то с претенциозно-бездарного проекта «Родина», где вместо куполов на макете храмов – клизмы, то с похабного «панк-молебна», то совсем «свежее» актуальное искусство на «Винзаводе». И каждый раз он в экспертах, и каждый раз это самодовольное лицо будто специально нарывается. Новая выставка называется «Духовная брань», в ней экспонаты стилизованы под иконопись, но в изображениях угадываются образы всё тех же «девочек», которые сами именуют себя скабрёзным названием. Впереди новый скандал, планируемая в ноябре выставка Icons, на этот раз в Петербурге, – очередная провокация, очередной способ привлечь к себе внимание…
ОТ ВЫМЫСЛА К ДОМЫСЛУ
Олег ПУХНАВЦЕВ
20.09.2012
Показанный Первым каналом сериал «Анна Герман. Тайна белого ангела» оставил странное, противоречивое впечатление. Чтобы разобраться в чувствах, нужно понять, кем он снят и с какой целью.

Старая советская традиция предварять киносеанс агитационным фильмом нашла своё неожиданное продолжение. Создатели сериала «Анна Герман» по-новому интерпретировали пропагандистский метод. Первые три серии они посвятили идеологической работе с населением, которое собралось посмотреть кино о любимой певице, а вынуждено было три вечера кряду шуршать фантиками, ёрзать, шушукаться, пока его пичкали обязаловкой об ужасах тоталитаризма. Многие, притомившись, так и не досмотрели фильм до конца, а зря. Впереди было много всего любопытного и стоящего. Теперь, когда известен более чем внушительный рейтинг сериала, а эхом любви зазвучали многочисленные радиопрограммы, посвящённые Анне Герман, появились публикации в газетах и не утихают споры в Интернете, стоит порассуждать о феномене явления.
Странами-производителями фильма значатся: Россия, Украина, Польша, Хорватия. Последняя сыграла роль Италии, Россия делегировала артистов, а наибольший вклад, несомненно, внесён украинско-польской стороной (режиссёры, операторы, продюсеры). Отметим важного персонального соучастника проекта, сценаристку – Алину Семерякову, в резюме которой значатся и Херсонский лицей журналистики, и журфак Львовского университета, и повышение квалификации на Би-би-си, и курсы драматургии Александра Митты…
Когда речь идёт о домыслах с манипуляционными целями (которые пытаются преподнести как некий невинный художественный вымысел), возникает непреодолимое желание изучить творческую биографию автора. С помощью анкетных данных, возможно, удастся объяснить: слезливую хуторянскую сентиментальность; толоконную прочность антисоветских взглядов; расчётливую легковесность исторических интерпретаций, назойливый схематизм сюжетных построений. Прочёл анкету – и сразу понятно, откуда ноги растут.
УЙДИТЕ С ЭКРАНА. ОБ ОДНОМ НОВОМ ТЕЛЕШОУ
Амирам ГРИГОРОВ
17.09.2012
"Кто мы, откуда, куда мы идём". Так называется одна из картин Поля Гогена, написанная на Таити. На длинном полотне несколько фигур – от ребёнка до старухи, сидящей возле белой чайки. Как будто вся жизнь человека проходит перед тобой. Она, эта жизнь, недолгая. Что значит чайка? По словам самого Гогена, она символизирует то, что все слова бесполезны.
Всем нам было дано детство, всем нам уже и зрелость дана, и тем, кому повезёт, будет дана и старость. Время наше ограничено, люди, спешите делать добро. Спешите любить. Мы так часто думаем о краткости нашего существования в этом мире, но на что мы порой это драгоценное время тратим?
Посмотрел тут передачу «Звонок судьбы» с П. Листерманом, суть которой несложна – известный процветающий сводник проводит отбор женщин для конкурса, где победившая, по сюжету, должна выйти замуж за богача. Подумалось, вот оно, очередное, дрянное и скотское шоу, апеллирующее, безусловно, ко всему низменному в человеке, разве мало мы за последнее время видели такое? Ой, как немало мы такое видели! Реальности последнего времени приучают нас к тому, что всё, не наказуемое уголовно, допустимо. Русское мышление же несколько иное. Русское мышление традиционно полагает недопустимым и отвергает всё, не сообразующееся с моралью, есть тысячи вещей в нашем, локальном русском мире, (полагаю, нужды нет доказывать, что мы, вне зависимости от нашего происхождения, именно в этом мире живём), которые нельзя счесть достойными и принятыми, притом, что они не нарушают уголовного кодекса. Эта особенность России, как можно заметить, никак не даёт покоя тем, кто желал бы переменить ментальность нашей страны, переделать её на свой лад, возможно, даже упразднить страну вместе со всем, что в ней, поскольку этот самый примат морали суть один из краеугольных камней русской самости.
БЬЮТ ПО СВОИМ
Александр КОНДРАШОВ
04.09.2012
Недавно меня надоумили перечитать «Литературные мечтания» Виссариона Белинского и написать в связи с ними о своих телевизионных мечтах. Белинского, взыскующего в 1834 году величия русской литературы, критикующего Пушкина (!), пишущего, что он умер (!!), сейчас читать интересно и больно – то была эпоха небывалого культурного взлёта, золотой век: солнце русской поэзии ещё не зашло, на литературный Олимп поднимаются Тютчев, Гоголь, Лермонтов, уже родились Достоевский, Гончаров, Лесков… А что за век сейчас? Ныне самые видные люди в культуре – не Белинские и Гоголи, а блогеры и манагеры, телеведущие и продюсеры, кураторы проектов и галеристы, книгопродавцы и христопродавцы… Вдохновенный пафос великого критика сегодня, когда маргинальное на глазах становится магистральным, кажется наивным и смешным. «Любите ли вы театр… живите и умрите в нём, если можете». Представьте исполнение знаменитого текста Белинского в Театре Гоголя, сейчас, когда туда с отрядом чиновных «матросов» нагрянул «комиссар» Серебренников?
Нынешнее российское ТВ и мечта – понятия, кажется, тоже несовместимые. О чём можно мечтать, насмотревшись, скажем, Андрея Малахова, Ольги Бузовой, Григория Лепса, «Каникул в Мексике», сериала «Дом образцового содержания»? Вот вам вопросы ЕГЭ, какой вариант мечты выберете?
1 ... 2 ... 3 ... 4 ... 5 ... 6 ... 7 ... 8 ... 9 ... 10 ... 11 ... 12 ... 13 ... 14 ... 15 ... 16 ... 17 ... 18 ... 19 ... 20 ... 21 ... 22 ... 23 ... 24 ... 25 ... 26 ... 27 ... 28 ... 29 ... 30 ... 31 ... 32 ... 33 ... 34 ... 35 ... 36 ... 37 ... 38 ... 39 ... 40 ... 41 ... 42 ... 43 ... 44