Советуем прочитать  
«РУССКАЯ КРЕПОСТЬ» НА ДНЕСТРЕ
Олег НЕМЕНСКИЙ
21.03.2013
ЗДЕСЬ – ТЕРРИТОРИЯ КОНЦЕНТРИРОВАННОЙ ЛЮБВИ К РОССИИ

В последний месяц заметно активизировались отношения России и Приднестровья. 5 марта замглавы МИДа Григорий Карасин заявил, что Россия намерена открыть своё генеральное консульство в Тирасполе. Формально Москва не признаёт приднестровскую независимость, а Кишинёв своего согласия на открытие консульства не даёт. И вот Россия, кажется, решилась на открытие своего представительства без согласования этого вопроса с Кишинёвом. Это, конечно, не признание приднестровской независимости, но всё же установление официальных дипломатических отношений – шаг для ситуации во всём регионе почти революционный. Впрочем, общий фон наших отношений довольно вял, а точнее сказать – они находятся в состоянии оцепенения и неопределённости.
Приднестровье – удивительный случай постсоветской истории. Краåшек бывшей Украинской ССР, на котором в 1920-х гг. была создана фиктивная молдавская автономия с расчётом на дальнейшее присоединение всей Бессарабии. Когда это случилось и была образована Молдавская ССР, эти земли оказались в ней чужеродным телом. Сельская винодельческая Молдавия и индустриальное Приднестровье различались почти во всём, но все эти различия стушёвывались форматом общей советской государственности.
Во время распада единой страны жители Приднестровья взялись за оружие и отстояли независимость своей маленькой земли. Они смогли создать государство, которого, казалось, и быть не может, – тонкая полоска земли вдоль реки, зажатая между двух соседей и не имеющая выхода к морю. Однако решимость жить самостоятельно была столь высока, что удалось построить эффективно работающую государственную систему со своей валютой и армией, сохранить индустрию, создать стабильное общество. Средняя зарплата в ПМР традиционно выше, чем в Молдавии, лучше работает и социальная система, а ведь республика уже много лет живёт в состоянии транспортной блокады.
Население на треть состоит из русских, на треть из украинцев, на треть из молдаван, однако никаких внутренних этнических конфликтов нет, общество довольно цельное и с высоким уровнем гражданского самосознания.
ИЗРАИЛЬ ДИКТУЕТ РУССКИМ ШКОЛЬНИКАМ
Владимир БОНДАРЕНКО
19.03.2013
Израильская русскоязычная писательница, родом из Средней Азии, в самой России никогда не жившая, автор многих повестей о счастливом советском детстве, а затем о счастливой жизни в Израиле, в этом году 6 апреля будет по своему сочинению, написанному на тему «Интернет – это зло или благо», диктовать всем русским школьникам, от Владивостока до Мурманска так называемый «тотальный диктант».
Дина Рубина на самом деле – популярный писатель в Израиле. В самом Израиле, на вопрос: «когда вы чувствуете себя евреем?» - многие отвечают : «Когда читаю Дину Рубину». Дина Рубина пишет о разных сторонах еврейского народа, часто пишет даже с горечью, и одновременно с любовью. Как пишет сама Рубина: «И что бы я ни делала в Израиле, немножко служила, много писала, выступала, жила на «оккупированных территориях», ездила под пулями, получала литературные премии – всё это описано…» Дети её доблестно служили в армии, воевали с арабами. Образцовая израильская семья. В литературе своей Дина Рубина равняется на лучшие израильские образцы: Меир Шалер, Давид Шахар, А.Б. Йегошуа, Натан Шахам… Она и на самом деле интересна всем русским, как готовый путеводитель по всему Израилю.
Но диктант-то пишется для русских школьников по всей России и для углубленного знания именно русского языка. Зачем для этого приглашать даже самую известную русскоязычную израильскую писательницу?
Я думаю, даже из русских талантливых писателей для диктантов по русскому языку годятся не многие. Скорее, даже живущие в глубинке и не такие известные, но еще знающие в доскональности свой родной язык. Годится Владимир Личутин, годится Петр Краснов из Оренбурга, Алексей Иванов из Перми, Михаил Тарковский из Сибири…
КАКОЙ СТАТУС ПОСЕЛЕНИЮ ДАШЬ, ТАКОЕ РАЗВИТИЕ ОНО И ПОЛУЧИТ
Виктор ФИЛИМОНОВ
18.03.2013
- Виктор Яковлевич, на протяжении всей своей научной деятельности вы профессионально исследовали вопросы взаимоотношения российских городов и деревень. Ими вы занимались еще в советские времена. Как оцениваете ситуацию в этой сфере сегодня?
- Процессы, происходящие в городе и на селе, сегодня, на мой взгляд, по большей части, идут стихийно. Для России наиболее актуальна проблема сельского расселения, потому что огромные территории ее опустошаются. Процесс начался, конечно, не сегодня. В советские времена проводились целые кампании и по «агрогородам», и по разделению на «перспективные» и «неперспективные» поселения, что явилось грубым вмешательством в развитие села. Но процессы перемещения населения в те годы все-таки как-то регулировались, сдерживались, сейчас – всё в свободном неконтролируемом движении.

- Вы не только ученый, но и имеете опыт управленческой деятельности. Что, на ваш взгляд, необходимо сделать в этом направлении?
- С моей точки зрения, необходимо привлечение научной общественности для решения всех этих вопросов. Ведь сегодня, к сожалению, никто не изучает формы современных поселений. Должна быть проведена системная работа, учитывающая множество факторов, влияющих на перемещение населения, а значит и производительных сил.
Сегодня же все делается как-то не по уму. Под прикрытием закона о местном самоуправлении, скажем, проходит кампания по так называемой «оптимизации» расходов на содержание школ и социальных объектов. А ведь любая школа на селе, пусть она дорогостоящая в расчете на одного ученика по сравнению со школой в районном центре, но является своеобразным культурным центром всего поселения. Это центр притяжения для семей, где жителями обсуждаются все местные проблемы. Такая школа окупается самим фактом своего существования, что даёт основания для развития всего поселения. А если расформировывается школа, то через несколько лет и всё поселение умирает. Люди в этом случае понимают, что перспектив для их семей никаких нет. Нужно переезжать. Или доживать свой век, не думая о потомстве, о будущем.
УКРАИНСТВУЮЩИЙ ПУТЬ В ЛИТЕРАТУРНУЮ ЕВРОПУ
Виталий КОЛТОВСКИЙ
18.03.2013
На прошлой неделе общественность Галичины была приятно удивлена ещё одной победой галицкой культуры на мировой арене. Уроженка Ивано-Франковска, писательница Таня Малярчук со своим рассказом «Я и моя священная корова» вошла в антологию «Лучшая европейская проза -2013». Тексты отбирал известный в США писатель и публицист Александр Гемон. Таня живёт в Австрии, именно поэтому черная зависть к чужому успеху заставила меня нарушить многолетнее табу на чтение современной украинской литературы. Кроме того, нашу Таню переводят на польский, румынский, английский, русский, белорусский и немецкий языки! Как следовало из сообщений местных СМИ, образы её произведений критики приравнивают к чеховским образам. Одним словом, успех молодого дарования оглушителен, и я в унынии начал читать.
Рассказ действительно о взаимоотношениях девочки и коровы. Они обе «психованные», гордятся этим и соревнуются, кто из них более «псишка». Корова преуспевает в этом деле, так как у неё четыре ноги, а у Тани – всего две. Сбитый с толку таким началом, я перешёл к следующему абзацу, и... радостью не утерянного дара предвиденья наполнилось завистливое сердце. Дело в том, что если украинский автор печатается и переводится на все мыслимые европейские языки, то он обязан писать про разного рода извращения. Насладился сполна открытием и я – корова Ласька, которую девочка зовет просто «сука», проходит у ворот, где стоит «психически ненормальная девушка Люба, которую каждый день, на выпасе скота, насилует её психически нормальный младший брат».
Дальше можно не читать – все ясно. За такую, с позволения сказать, литературу украинские писатели получают европейские гранты, живут припеваючи в заграницах и наезжают, время от времени, в Киев или Львов поумничать «про жизнь».
СМИ О СМЕРТИ ВАСИЛИЯ БЕЛОВА
Юрий ПАВЛОВ
15.03.2013
С интервалом практически в две недели ушли из жизни Борис Стругацкий и Василий Белов. Реакция СМИ на эти смерти была во многом предсказуема. Либеральные газеты и журналы откликнулись на уход Стругацкого публикациями, в которых ключевыми были слова: «пророк», «великий писатель» («Русский репортёр». — 2012. — 29 ноября–5 декабря), «большой писатель и большой человек», «непререкаемый авторитет миллионов» («Огонёк». — 2012. — №47), «Учитель», «мэтр» («Новая газета». — 2012. — №122) и т.д., и т.п. Смерть же Белова одни либеральные СМИ не заметили, другие — отозвались на неё весьма своеобразно.
За последние двадцать лет для большинства наших официальных и либеральных СМИ стало традицией не замечать не только жизни, творчества, но и смерти выдающихся русский писателей. Так, были обойдены вниманием кончины Дмитрия Балашова, Евгения Носова, Николая Тряпкина, Юрия Кузнецова, Леонида Бородина… Напомню лишь два эпизода, связанные со смертью Юрия Кузнецова.
В ответ на молчаливую реакцию власти и телевидения на уход из жизни одного из самых значительных поэтов последней трети ХХ века появилось «Открытое письмо руководителям телевизионных каналов» («Наш современник». — 2004. — №1). В нём заговор молчания вокруг смерти Кузнецова справедливо назывался «частным проявлением вопиющего бескультурья, возобладавшего на отечественном ТВ в последнее десятилетие». Это письмо было примечательно не столько самим текстом, не столько констатацией очевидных фактов и явлений (свидетельствующих об антидуховной, антикультурной, антирусской доминанте в деятельности телевидения), сколько тем, что сей документ, помимо патриотов, подписали некоторые либералы. Из них следует выделить Андрея Нуйкина, Юрия Карякина, Александра Рекемчука, которые десятью годами ранее поставили свои фамилии под позорным «письмом 42-х».
ОБ ИНИЦИАТИВАХ ПО ЛИКВИДАЦИИ ЦЕРКВИ ЧЕРЕЗ РЕФОРМАЦИЮ
Александр ЩИПКОВ
15.03.2013
Статья Станислава Белковского («Папа указал путь патриарху. Программа реформации Русской церкви: вкратце и по существу»), напечатанная в «Московском комсомольце», вызывает ощущение дежа вю. Программный характер материала очевиден. Тезисы и аргументы знакомы, они не первый месяц используются автором, чтобы вбрасывать в общество идею переустройства церкви на секулярных началах. Этой идее, помимо самого Белковского, подвержены и некоторые менее известные публицисты (см., например, Петр Пименов, «Иона, Бенедикт… Кирилл?» («Ежедневный Журнал»).
Новая статья стала еще одним пробным шаром. Как отреагирует на него церковная общественность? Поводом для вброса стал уход на покой папы Бенедикта XVI, но в принципе могло стать что угодно. Поскольку сама «реформационная» концепция манипулятивна, и цель её очевидна: социальная изоляция РПЦ, подмена церковности её секулярной имитацией.
Фон, на котором политтехнолог проводит свои изыскания, чрезвычайно широк – в диапазоне от «генералиссимуса Сталина» до запрещенного в служении священника Дмитрия Свердлова. Иногда автор банально проговаривается. Например, приводя примеры «жестких и стремительных реформ», он наряду с петровскими и ельцинскими упоминает «ленинско-сталинскую» (это без комментариев).
Но весь этот богатый исторический антураж играет в тексте явно подчиненную роль. В целом она сводится к созданию информационного шума. Тогда как суть авторских намерений заключена в недвусмысленно провокационных предложениях клиру (по принципу «а вдруг да прокатит?»).
Разберем матрешку Белковского на составные части и достанем самую маленькую и самую главную.
«ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ ПИСАТЕЛЬ ОТВЕРГ РОССИЮ»: разбор подделки
Андрей КАМЕНЕЦКИЙ
13.03.2013
Информационные ленты на неделе обогатились новостью: ещё один русский творец отверг Россию Путина. Повод: «знаменитый русский писатель Михаил Шишкин отказался представлять Россию на американской книжной ярмарке». Поскольку имя знаменитого русского писателя в России малоизвестно, мы решили разобраться.

Что за делегация

Первое: речь идёт об американской книжной ярмарке BookExpo America 2013. Поездка русских писателей туда организована в рамках проекта Read Russia, который поименован “крупнейшей инициативой по продвижению современной русской литературы и книжной культуры”. В 2012 году он был представлен на крупнейших ярмарках мира: во Франкфурте, Лондоне, Нью-Йорке, Барселоне и др. При этом по-русски указывается, что проект Read Russia “является частью государственной программы продвижения русской литературы и книгоиздания за рубеж”. Проект спонсируется Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям под руководством замруководителя Роспечати Владимира Григорьева, но организован он Президентским центром Б.Н. Ельцина и некой фирмой Paragraph Projects. То есть федерального в нём -- только деньги.
Например, на прошедшей в прошлом году ярмарке в Вене на российском стенде было “уделено внимание изданиям, посвященным личности и эпохе первого президента России Бориса Ельцина”. На официальном российском стенде, который был создан в рамках государственной программы по продвижению русской литературы и культуры, “прошла презентация международных гуманитарных программ крупнейшей благотворительной институции России Президентского центра Б.Н. Ельцина”, и официальным организатором мероприятия названа именно “крупнейшая институция”.
А КОМУ НУЖЕН ШИШКИН В РОССИИ?
Владимир БОНДАРЕНКО
13.03.2013
Есть такой писатель с кондовой русской фамилией Шишкин. Вернее, есть два писателя.

Один – Евгений Шишкин, беллетрист, работает в журнале «Наш современник». Книги его легко и с интересом читаются. Но авторы «Нашего современника» не то, что западным издательствам, они и нашему Министерству культуры или Комитету по печати , и даже путинской администрации, на фиг не нужны.
Второй – Михаил Шишкин, из нашего крайне либерального литературного лагеря. Я с ним знаком, даже как-то лет пять назад, делал беседу. Он пишет так называемую элитарную прозу, которую ни один нормальный человек до конца не дочитывает. Ни его «Венерин волос», ни его «Письмовник» в список любимых книг ни у либералов, ни у консерваторов никогда не попадут. Если уж сегодня то Александр Невзоров , то Марина Струкова начинают вновь сбрасывать с корабля современности и Пушкина с «Евгением Онегиным», и Толстого с «Войной и миром», и Достоевского, именно за их нынешнюю трудночитаемость, то что говорить о таких как Михаил Шишкин, они изначально не читаемы. Это тебе не Александр Проханов.
Почему же именно Михаилу Шишкину с его трудночитаемыми романами «Венерин волос» и «Письмовник» достались премии «Русский Букер» и «Большая книга»? Уверен, вряд ли все члены жюри одолели эти романы. Но – таково наше государственное либералистическое , несмотря на все патриотические слова президента, направление в нашей культуре. Таковы правила либеральной тусовки. Вот и ездил Михаил Шишкин со своими мудреными романами в составе государственных делегаций на все книжные ярмарки и фестивали. Вместе с такими же , как он, либералистическими писателями. Кому же еще представлять Россию? Не Александру же Проханову? Не Владимиру Личутину?
ШЛЯХ ДО ТАРАСА… КУДА ИДЁМ И ЗАЧЕМ?
Олег ТРИШАТНЫЙ
11.03.2013
Как известно, существует договорённость между главами России и Украины о совместном праздновании 200-летнего юбилея поэта Тараса Шевченко в 2014 году. Соответствующие поручения переданы правительствам и далее, по нисходящей – к исполнителям…
Представляется, что совместные юбилейные мероприятия должны нести обществу не мифологически-отвлечённые и не ядовитые, а нравственно ценные, созидающие смыслы. Поэтому в связи с вековой засорённостью вопроса хотелось бы помочь исполнителям их, эти смыслы, обозначить. Сделать это можно несколькими способами. Здесь мы предложим «метод от противного», коим обозначим то, что в творчестве Шевченко к созидающим смыслам отношения не имеет явно. Таким образом и упростим задачу гипотетическому исполнителю проекта «Шевченко-200».
«Я ЗНАЮ — ТЫ ВЕРНЁШЬСЯ...»
Вадим НОСОВ
11.03.2013
Русские дети пишут письма своим предкам

Вадим НОСОВ, руководитель Департамента корпоративной печати и специальных программ ФГУП «Почта России».
Сам я родом — из офицерской семьи, что во многом определило моё мироощущение. С детства запомнились мне слова отца: «Глубокая река не шумит». Я работаю на почте, а почта — это всегда письма. Настоящие, бумажные письма — подлинные произведения эпистолярного жанра.
О почте мы слышали многое, кто-то представляет работу, связанную с письмами как деятельность почти романтическую, кто-то видит почтальона как фигуру, отправляющуюся в прошлое, вытесняемую новейшими средствами коммуникации. Я же хочу сказать, что почта — это исконно патриотическая структура. Один из её основателей, боярин Ордин-Нащокин, говорил о том, что она служит великому делу объединения всех территорий России.
Но самым главным для почты, её сутью и, если хотите, жизненной энергией, были и остаются письма. Вот уже десять лет для наших юных отправителей проводится ряд конкурсов, один из них называется «лучший урок письма». Главная задача таких мероприятий — попытаться сквозь призму письменных строк увидеть, чем живут сегодняшние ребята, как они мыслят, как строят свои послания, увидеть то, что сложно проявить в каждодневной суете.
Неожиданно для нас самих, эти конкурсы расцвели новыми темами, к их проведению подключилось множество новых людей. Сегодня нам помогает профсоюз связистов, Министерство образования, молодёжные организации, Государственная Дума. Председателем жюри в прошедшем году стал Виктор Антонович Садовничий — ректор МГУ. Ежегодно мы получаем около ста двадцати тысяч писем. Приходится выбирать номинации. Часто их подсказывает время.
ШЕСТАЯ РОТА: «ЗА ДРУГИ СВОЯ»
Иван САЖНЕВ
11.03.2013
Память… Какие свершения прошлого и настоящего заслуживают того, чтобы навсегда остаться в людской памяти? Одни события проходят, словно мимолетные видения; другие некоторое время будоражат умы. Но есть и такие, которые на долгие годы остаются в умах и сердцах людей, заставляя задуматься о прошлом, настоящем и даже будущем…
13 лет назад, 1 марта 2000 года, в ожесточенном бою в Аргунском ущелье погибла 6-я рота псковских десантников. Гибель целой роты потрясла и всколыхнула страну. Тогда, в 2000 году, много писали о событиях 1 марта. Одни воспевали подвиг русских воинов, другие, усомнившись в нем, обрушивались с критикой на командование, а порой и на самих десантников. В изложении событий было много противоречий: назывались разные данные относительно численности и потерь боевиков, порой приводились прямо противоположные факты, касающиеся самого боя в Аргунском ущелье. Так что вплоть до настоящего времени сохраняется множество вопросов о событиях, развернувшихся в марте 2000 года в Чечне.
Спустя 13 лет после того боя, вспоминая подвиг 6-й роты, на основании имеющихся сведений можно попытаться воссоздать те события и хотя бы в общих чертах, но все-таки понять, что же произошло1 марта 2000 года на высоте 776,0.
1999/2000 год. Идет Вторая чеченская война. В начале военной кампании основные боевые действия разворачиваются в Дагестане. В ходе контртеррористической операции, приходящейся на август-октябрь 1999 года, бандиты выбиты из Дагестана, и в конце зимы – начале весны 2000года командование федеральных войск проводит успешную операцию по блокировке бандформирований противника. Действуя в обход укрепленных баз боевиков и проводя планомерную «зачистку» территорий – с севера из Чечни и с востока из Дагестана, российская армия наносит мощный удар по боевикам, тем самым взяв их основные силы в «клещи». «В феврале операция в Чечне вступила в горную фазу…Воины-десантники занимали господствующие высоты на вероятных направлениях выхода загнанных в горы боевиков». Теперь, когда казалось, что победа близка[1], бандиты «продемонстрировали свою предсмертную агонию»[2].
НЕТ НИКАКОГО "ДЕЛА ПОКОЙНИКА МАГНИТСКОГО". ЕСТЬ ДЕЛО ЖИВОГО БРАУДЕРА, В КОТОРОМ ВСЕ УМЕРЛИ
Михаил ЛЕОНТЬЕВ
07.03.2013
Как вы, может быть, уже слышали, 11 марта Тверской суд начнёт рассматривать по существу дело Магнитского — того самого трагически погибшего, а по версии прогрессивного человечества трагически замученного кровавым режимом в СИЗО Матросская тишина. Как это вообще возможно судить мёртвого, а, тем более, несчастную жертву!?
Как заявил Уильям Браудер, владелец инвестфонда Hermitage и наниматель Магнитского, этот процесс выведет Россию на принципиально новый уровень безнравственности. "Даже в худшие времена сталинских репрессий, -- цитирует Браудера лондонская "Таймс", -- мертвецов никогда не судили".
Правильно, не судили. И сейчас не судят. Потому, что судить будут самого Браудера, который пока ещё живее всех живых. Живчик. Вон какую кампанию организовал! Целые немаленькие страны на рога поставил со своим фондом. Америку, к примеру. Так кто же такой этот Браудер? Уильям Браудер — внук Эла Браудера, верного сталинского вождя американской компартии, в 1945 году попытавшегося эту партию распустить. И затем дававший подробные показания на своих соратников в комиссии Маккарти и, очевидно, не только там.
Его внук, переехавший в Англию и поменявший американское гражданство на британское, в конце 80-х устроился на работу к Роберту Максвеллу, медиамагнату и большому другу Советского Союза, а также соответствующих разведок по обе стороны железного занавеса.
«МЯГКОЙ СИЛЫ» НЕ БЫВАЕТ БЕЗ ТВЁРДОЙ. КАК СОЗДАТЬ ЭЛИТУ, ЛОЯЛЬНУЮ СВОЕЙ СТРАНЕ
Михаил ЛЕОНТЬЕВ
04.03.2013
Возвращаясь к теме «мягкой силы», есть все основания воспользоваться самым свежим примером, очередным американским «Оскаром». То, что Голливуд и голливудская продукция являются одним из старых главных и мощных инструментов этой самой «мягкой силы», напоминать излишне. Так вот, не углубляясь в художественный анализ лауреатов (не дай бог, не наше это дело ‒ со свинячьим рылом в калашный ряд), трудно не заметить, что и список наград, и сама церемония являются образцом общественного и государственного признания киноиндустрии в первую очередь как политического инструмента.
Кто еще более достоин премии за лучшую мужскую роль, чем Линкольн? Причем лично товарищ Линкольн. А не актер Дэй-Льюис. И далее точно по ранжиру: всем сестрам по серьгам. В точно выверенном сочетании политкорректности, общечеловеческих ценностей, американской народной популярности. В соответствии с ранжиром.
Заметьте, даже премия за лучший иностранный фильм ‒ австрийцу Ханеке ‒ уместная дань уважения дряхлеющей, рефлексирующей Европе от не склонной к рефлексии Америки. «Любовь», одним словом. Ну не политику же им делегировать, этим европейцам, в самом деле?!
Апогей церемонии вручения премии за лучший фильм лично госпожой президентшей как факт признания государственных задач и заслуг кинематографа в целом и фильма-лауреата, в частности. Кто бы мог подумать ‒ «Операция Арго»?! Очередная легенда о героическом спасении героических «рядовых райанов», в данном случае нескольких мифических американских дипломатов, успевших сбежать из захваченного иранцами посольства.
ЛИТЕРАТУРА – НЕ УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ, А ВОСПИТАНИЕ ДУШИ
Олег СМОЛИН
01.03.2013
Литература – не учебный предмет, а воспитание души. – С этого афоризма моей любимой учительницы начал я выступление в агентстве «Росбалт» на пресс-конференции, которую проводила группа депутатов фракции КПРФ во главе с Геннадием Зюгановым совместно с известными российскими писателями.
Конференция называлась «Куда, куда вы удалились?», а поводом для нее стала публикация проекта «Примерной программы по литературе для 10-11 классов», подготовленной лабораторией литературы в Институте содержания и методов обучения РАО (ИСМО РАО) под руководством профессора Б.А. Ланина. Именно поводом, поскольку сама программа никак не могла рассчитывать на ту бурную общественную реакцию, которую вызвала:
во-первых, это не программа, а проект;
во-вторых, проект, никем не утвержденный, – Минобрнауки «открестилось» от документа, заявив, что «не имеет отношения ни к разработке, ни к публикации данной программы»;
в-третьих, образовательный стандарт для старшей школы, под который разработана программа, в обязательном порядке вступает в силу в 2020 год;
наконец, в-четвертых, даже если бы эта программа была утверждена Министерством образования и науки, она все равно имела бы статус примерной, а не обязательной. Думаю, причина бурной реакции общества лежит глубже: в сознании образовательного сообщества давно зрело недовольство состоянием преподавания литературы в школе, которое вырвалось на поверхность по сравнительно незначительному поводу. Попытаемся же выделить некоторые острые углы этой проблемы.
РУССКОЕ ПЕВЧЕСКОЕ ИСКУССТВО и его значение в возрождении национального самосознания
Вера ЛЫСЕНКО
01.03.2013
С каждым днем все очевиднее острота проблемы духовного состояния нации. Не случайно сегодня практически каждый общественный и политический деятель в своих выступлениях так или иначе обращается к вопросам духовно-нравственного воспитания молодого поколения россиян. На поиск «духовных скреп» нацеливают и руководители государства. Однако, не смотря на тиражирование по вопросам воспитания огромного количества, как правило, скороспелых, без серьезной апробации диссертаций, всевозможных сборников научно-методических трудов, конференций, собраний, «круглых столов», совещаний и отчетов ситуация лишь ухудшается. Проблема стала «модной» и постепенно начинает увязать в ни к чему не обязывающих разговорах.
На головы школьных учителей и воспитателей за последние два десятилетия свалилось такое количество научных и околонаучных рекомендаций, изобилующих иностранной трескотней и пустозвонством, что они не в состоянии все это переварить, теряя ориентацию в этом потоке так называемых новаций. Формальное бумаготворчество возведено, к сожалению, в ранг показателя качества образования.
Современный учитель и воспитатель обязан писать кучу, порой, никому не нужных и невостребованных на практике бумаг, оформлять всякого рода отчеты, сайты, презентации, вести в письменном и электронном варианте журналы и дневники учащихся, разрабатывать по примеру высшей школы и специализированных НИИ рабочие программы (вместо обычных тематических и поурочных планов) и методические рекомендации, заниматься вообще не свойственной для рядового учителя научно-исследовательской работой. В результате на прямые его обязанности – учить и воспитывать, являть пример и взращивать души – не остается времени. Школа превратилась в тоталитарно-догматическое учреждение, где формализм и наукообразная трескотня вытеснили лучшие и признанные в мире традиции русской и советской школы, «живой» процесс воспитания человека. Из школы изгоняются предметы, воспитывающие душу ребенка, его гражданскую позицию и национальное самосознание – русская литература, музыка и изобразительное искусство. Переведя эти предметы «на задворки истории», школа утратила связь со своим народом, она действительно, как по-видимому и было задумано, перестала быть народной. Молодое поколение оказалось оторванным от своих национальных корней, поэтому мы имеем то, что имеем. Кто же будет защищать наше Отечество? Неужели те, кто убежден, что он гражданин мира и где хорошо, там и его родина?!
1 ... 2 ... 3 ... 4 ... 5 ... 6 ... 7 ... 8 ... 9 ... 10 ... 11 ... 12 ... 13 ... 14 ... 15 ... 16 ... 17 ... 18 ... 19 ... 20 ... 21 ... 22 ... 23 ... 24 ... 25 ... 26 ... 27 ... 28 ... 29 ... 30 ... 31 ... 32 ... 33 ... 34 ... 35 ... 36 ... 37 ... 38 ... 39 ... 40 ... 41 ... 42 ... 43 ... 44 ... 45 ... 46