Советуем прочитать  
КТО СОХРАНИТ РУССКУЮ РЕЧЬ НА УКРАИНЕ? Свободное дыхание двум языкам
Петр МАСЛЮЖЕНКО
26.02.2013
21 февраля во всем мире по решению ЮНЕСКО отмечается Международный день родного языка. В этом году празднику исполняется 14 лет.
На макроуровне русский язык все больше становится языком международной коммуникации. Социологи свидетельствуют, что он уже вышел на третье место, оттеснив испанский и уступая лишь английскому и китайскому. Во Франции озвучена и начала шириться инициатива по приданию русскому языку официального статуса в Европе. Для юридической фиксации этого факта инициаторам нужно собрать несколько десятков тысяч подписей в шести странах Европы, и они близки к цели.

А что же происходит на Украине, в стране русской цивилизации, в Киеве, который внятным словом летописца Нестора, святого, чьи нетленные мощи покоятся в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры, назван «матерью городов русских»? В «древнем, прекрасном Киеве», по словам Гоголя, – в городе, который «наш, он не их», «там или вокруг него деялись дела старины нашей!».
А происходит непотребное. Процессы гордого самостийного откола от общего Русского мира, начавшиеся в 1991-м, сегодня набрали обороты. Раскрученный маховик, похоже, никто останавливать не собирается, несмотря на огромное недовольство народа, преимущественно воспринимающего себя ментально в рамках русской цивилизации (за исключением необандеровских регионов и в известной мере поддавшихся оранжевой, а то и коричневой хвори жителей центра и отчасти юго-востока страны).
Много копий было сломано в период принятия и реализации закона Украины «Об основах государственной языковой политики» (2012 г.). На сегодняшний день – это единственный тезис у Партии регионов, по которому она может отчитаться перед своим электоратом, приведшим ее к власти. Все остальные предвыборные пункты и темы ПР, озвучивавшиеся в том числе в предвыборной программе кандидата в президенты Украины В. Януковича в 2010 г., касавшиеся федеративного устройства страны, вступления в ЕЭП или ТС, до сих пор не воплощены в жизнь.
Что же мы увидим, если вглядимся в проблему русского языка?
БЕЛКОВСКИЙ СО СВОИМ УСТАВОМ
Денис ЩУКИН
25.02.2013
Либералы в очередной раз предлагают реформировать Русскую православную церковь

В середине января газета «Московский комсомолец» предложила депутату Госдумы Евгению Федорову составить «катастрофический» сценарий на текущий год. Он и составил, как просили: «Главная борьба будущего года - это борьба за суверенитет страны. «Пятая колонна» значительно активизируется, средства массовой информации значительно активизируются и будут постоянно атаковать позицию национального лидера, разрушать сложившуюся консолидацию между всеми фракциями в Госдуме. Все это будет управляться из-за рубежа».
К этому прогнозу мы еще вернемся, но, возможно, если бы сотрудники «МК» могли предвидеть такой ответ, они бы «единороссу» Федорову слова не дали. Другое дело, политтехнолог Станислав Белковский, единомышленник, постоянный автор и даже, не удивляйтесь, редакционный тамада. Для его вербальных экзерсисов место на страницах «МК» всегда обеспечено. Перед Новым годом («МК», 28.12.2012) разродился г-н Белковский таким спичем: «Я — (полу)профессиональный тамада. В те годы, когда у меня совсем не было денег, меня спасала запасная специальность. Потому редакция «МК» поручила мне сказать (или написать, что в данном случае одно и то же) новогодний тост. И тост этот будет произнесен. Чуть позже».
Чуть позже он обрушился на РПЦ МП за поддержку «детоедского закона»: «Вот, например, протоиерей Всеволод Чаплин благочестиво указал на то, что усыновление русских детей зарубежными парами в большинстве случаев означает «невозможность получить истинно христианское воспитание, а значит, отпадение от Церкви и от дороги в вечную жизнь, в Божье Царство». Думаете, Бог не расслышал? Как бы ни так. Но и что касается дел земных, они у РПЦ МП крайне плохи. Церковь, благосклонно взирающая на гибель детей, сама обрекает себя на гибель».
А далее и полутора месяцев не прошло, как тема РПЦ опять была поднята Белковским. Она, эта тема, вполне логично вытекала из предыдущего тоста, то есть выступления, тамады.
«А Я ТАК ВИЖУ!»
Николай ИЛИЕВСКИЙ
25.02.2013
Во что обходится обществу исторический мазохизм

Историю можно сделать источником гордости за своих близких и далеких предков, за Отечество, а значит - источником силы. Но ту же самую историю можно сделать источником слабости и комплексов, стыда за себя и свой народ.
Начиная с середины 80-х годов значительно выросло влияние сил, которые, используя свое положение, активно пытаются превратить наш народ в каких-то исторических мазохистов, испытывающих извращенное удовольствие от самоуничижения и от того, что их Родину порочат.
Если у людей среднего и старшего возраста от этого зла есть какой-то иммунитет, то у молодежи он практически отсутствует. Я преподаю, и за постсоветские годы около пяти тысяч студентов прошло через мои группы. Процесс деформации исторического сознания, так сказать, наблюдаю в динамике. Картина удручающая!
Перефразируя слова Ленина, можно сказать, что из всех искусств для нас сегодня самыми важными являются те, которые имеют наиболее массовую аудиторию. А это – прежде всего телевидение, радио и Интернет…
К счастью, еще есть семья, школа, живые позитивные примеры, есть вера, но их влияние, к сожалению, все снижается. Не хочу быть несправедливым: конечно, электронные средства массовой информации сеют, среди прочего, и доброе, и вечное. Но есть понятие баланса. Убежден: на сегодняшний день баланс результатов деятельности средств массовой информации отрицателен.
Современная официальная Россия оппозиционна к советскому прошлому. Революция или контрреволюция – словом то, что мы пережили в 1991-м и 1993-м – с неизбежностью отвергает ценности свергнутого строя. Но закон «отрицания отрицания», независимо от того, кто его сформулировал, Гегель, Маркс или кто-то еще, имеет объективную природу, а это значит, что лучшее из прошлого обязательно должно сохраняться. Хочешь двигаться вперед – нравится или не нравится, взбирайся на «плечи гигантов», учись на чужих ошибках.
КРИТИЧЕСКИЕ ДНИ ТВ
Тамара ПУЗАНОВА
25.02.2013
Не хочется ли вам иногда плюнуть в голубую морду своего телевизора? Особенно когда он во все горло проповедует абсолютно аморальные вещи. Вот и сейчас, прервав серьезную передачу, экран демонстрирует женские задницы в доказательство того, что с прокладками задницы не протекают.
Все жду, решится ли Союз женщин России инициировать судебное преследование телеканалов, рекламирующих все эти «тампаксы» и «ОВ» с крылышками и без? Или бескрылое воображение соотечественниц уже неспособно восстать против ежедневного, ежечасного унижения достоинства и наглого вторжения в интимнейшую сферу жизни человека?
Как получилось, что никого из нас уже не тошнит от сплошных «критических дней», месяцев и лет, которые устроило нам ТВ? Кого не воротит от тонн обнаженной плоти, вываливающейся из экранов в наши квартиры, от порнографии ночных каналов, от сводничества «желтых» газетенок и ТВ?
Все жду, когда в многочисленных передачах о здоровье прозвучат слова честных и знающих врачей о том прямом вреде здоровью, который наносит эта реклама, дезориентируя потребителей и рекомендуя совершенно неправильный стиль поведения в эти самые «критические дни»: и на роликах можно, и с парашютом сигать, и на каблуках выкаблучивать, и коня на скаку, и в горящую избу… Это вам не ХIХ век, когда «барышня больны и к обеду не выйдут», и не школа ХХ века, когда девочек освобождали в эти дни от уроков физкультуры! В передачах о здоровье не мешало бы рассказать и о непосредственной опасности, исходящей от некоторых рекламируемых изделий, употребление которых угрожает здоровью женщин. Но нет, врач Елена Малышева из живой женщины на всю страну сооружает фаллос, демонстрируя обрезание крайней плоти у мужчин, не думая ни о самочувствии самой женщины, ни о самочувствии ее родных и близких.
РУССКИЕ ОТМЕНЯЮТСЯ. КРЕМЛЮ МИЛЕЕ «ДОРОГИЕ РОССИЯНЕ»
Виктор МАРТЫНЮК
22.02.2013
Экс-секретарь Конгресса русских общин мечтает о «национальном единстве» без русских

Когда-то для диспутов по вечным (или «проклятым») вопросам собирались философы – искать истину. Ныне времена уже не те: каким бы сложным ни был вопрос, на долгие обсуждения времени нет, хватает и одного заседания профильного совета при президенте. А уж о поиске истины тут смеют мечтать разве что последние романтики. Вот и решение русского вопроса в России оказалось найдено скоро, если не сказать лихо.
Положить конец давнему спору о роли русского народа в истории России поможет ноу-хау Бориса Николаевича Ельцина, а именно те самые «дорогие россияне», которыми в уже обозримом будущем предстоит стать всем нам в директивном порядке. Президентский Совет по межнациональным отношениям, сообщают СМИ, приступил к подготовке фундаментального документа – Декларации национального единства народов России. Того самого, когда понятием «россиянин» объединяются русские, татары, аварцы, коми, ненцы, чеченцы и все прочие народы, населяющие территорию современной Российской Федерации. Такой вот плавильный котел народов. Ельцин умер, но дело его живет!
НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ. О смертной казни и не только...
Екатерина ГЛУШИК
22.02.2013
Есть вопросы нашего бытия, которые касаются буквально каждого человека. Одним из таких вопросов является проблема применения смертной казни как высшей меры наказания. По опросам, от 75 до 90% граждан России выступают за отмену моратория на смертную казнь, считая, что её надо применять за особо тяжкие преступления. По мнению людей, высшая мера сможет уменьшить количество тяжких преступлений в стране. Опрошенные также считают несправедливым, что налогоплательщики должны пожизненно содержать убийц, насильников, террористов и педофилов.
Лишь 15% наших сограждан считают такую меру наказания недопустимой. Каждый десятый затруднился сформулировать свою позицию по данному вопросу.
Доводы противников этой меры наказания за жестокие преступления изумляют. "Если я проголосую за смертную казнь, чем я лучше убийцы?" Разница в том, что умышленный убийца убивал невинную жертву, а ведь зачастую эти жертвы — дети. В то время, как смертная казнь предусмотрена за доказанное преступление виновному. А когда вы возражаете против адекватного наказания убийце, вы в глазах его близких и родных действительно являетесь покровителем зла.
"Бог дал жизнь, он один и может отнять". Гуманисты передают функции Бога убийцам. Если те умышленно убивают, то они — боги, которым это позволено?
Защитники убийц разводят демагогию: мол, введение смертной казни не дает снижения количества убийств. Правда, статистику не приводят.
РУССКИЕ В РОССИИ ИМЕЮТ СТАТУС ЗАПРЕЩЕННОГО НАРОДА
Павел СВЯТЕНКОВ
19.02.2013
Нам нельзя иметь даже те права, которые имеют другие народы, проживающие в РФ

Министерство регионального развития РФ составило федеральную целевую программу «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России». Чиновники обеспокоены, что большинство граждан России не считают себя «россиянами». Дескать, только 44% жителей страны согласны обозвать себя этим странным словом. 56%, выходит, не согласны.
Планируется, что на программу будет выделено 124,6 млрд рублей, что позволит довести долю считающих себя «россиянами» до 86% уже к 2018 году. При этом доля людей, которые считают, что представителям определенных национальностей должен быть запрещен въезд в их регион, снизится с 62 до 35% (по одному варианту) или же до 54%.

Что можно сказать по этому поводу?
Во-первых, а почему все привязались к словечку «россияне»? Что это за слово такое? Со времен Петра I оно существовало на равных правах со словом «русские» и означало одно и то же. Однако с начала 90-х годов слово «россиянин» стало использоваться как антитеза слову «русский». Особенно часто это противопоставление звучало в речах Бориса Ельцина. «Дорогие россияне» – так обращался к народу покойный президент.
Различие между русскими и россиянами пришло в наш язык из польского. Для поляка «россиянин» – это житель России. В России говорят на «российском языке». «Русский» же для поляка – грубое ругательство, неполиткорректное слово. Вроде «жида», «хохла» или «кацапа».
Неудивительно, что российская либеральная элита стала называть население страны «россиянами». Ведь одновременно в ее лексикон вошло польское словечко «быдло», применяемое для обозначения дорогих сограждан. Это слово в оригинале означает «скот»: коров, овец...
«КОЛЛЕКТИВНЫЙ КАРАМЗИН». РОССИИ НУЖНА СВОЯ «ИСТОРИЯ УСПЕХА»
Виктор КАМЕНЕВ
18.02.2013
Всякий раз, когда мы размышляем о судьбах Отечества, мы выходим на вопросы истории. «История определяет будущее» – это не только риторическая фраза, в ней заключается мудрость веков. Какая история у народа – таково будет и его будущее, кто владеет историей – тот владеет будущим. Причем именно владеет – и именно поэтому битва за овладение историей России не утихает, а разгорается час от часу.
Наша история предстаёт сегодня Золушкой в сравнении с историями «цивилизованных стран» (которые всегда пишут себе «истории успеха»), причём с непредсказуемым поведением, поскольку ни одна общественно-политическая сила ещё не овладела нашей историей вполне. Сил таковых, в общем, две: прозападная либеральная и пророссийская патриотическая.

ЛИБЕРАЛЬНАЯ «ИСТОРИЯ НЕУСПЕХА» РОССИИ

Либеральные историки, вроде Сванидзе и Пивоварова, исходят, соответственно, из либеральной доктрины: чтобы страна была успешной, она должна соответствовать европейским стандартам, а Россия никогда им не соответствовала – и сегодня тоже. Поэтому Российское государство выступает у них неизменно угнетателем и личности, и народа – просто каким-то «врагом народа», неизвестно откуда взявшимся. Они всегда озабочены тем, «что скажет Марья Алексеевна» из Европы об их исторических концепциях. А Европа давно стремится имплантировать нам свои стандарты, ценности и нормы, оставив для утешения разве что «Калинку».
«Альфа и омега» европейского взгляда на новейшую историю – это отождествление фигур Гитлера и Сталина: с помощью этого мифа его проповедники хотят перечеркнуть нашу историю ХХ века и этим поставить на ней жирную точку. Это настоящая культурная агрессия, но для наших либералов из Европы всегда исходит только свет, «объективный и прогрессивный». И они присоединяются к этой агрессии и обосновывают её своей «историей неуспеха» российского государства – историей его поражений и «ошибочных решений», начиная с Александра Невского. Замечая иногда на дальнем фоне отдельные достижения, связанные неизменно с «благотворным влиянием Европы». Либеральная «история неуспеха» России – это, объективно, подготовка нашей будущей катастрофы, после которой нам можно будет навязать любые стандарты и ценности, причём не только европейские, но и колониальные.
К американской инициативе сокращения ракет: "ВЫ ЧТО, НАШЕМУ СЛОВУ НЕ ВЕРИТЕ?!"
Михаил ЛЕОНТЬЕВ
14.02.2013
Соединенные Штаты предлагают России вдвое сократить ядерный потенциал. Именно с этой замечательной идеей в Москву прибыла заместитель госсекретаря.
На основании доклада, подготовленного Госдепом, военными и разведслужбами, Белый дом пришел к выводу, что для имеющихся в наличии единиц ядерных зарядов просто не хватает целей. Обамовский кандидат в министры обороны Чак Хейгел подтвердил, что еще минувшим летом направил доклад Президенту, в котором отмечалось: число ядерных боезарядов, находящихся на вооружении США, "намного превышает то количество, которое необходимо для обеспечения ядерного сдерживания". Известно, что Хейгел, как и новый госсекретарь Джон Керри всегда были последовательными сторонниками сокращения военных расходов.
Сегодня американцам экономия нужна ничуть не меньше, чем нам. При том, что Россия еще при подготовке СНВ-3 предлагала установить планку гораздо ниже ныне действующей. Понятно, что так нам легче обеспечить сдерживание при нынешнем некотором неравенстве экономических возможностей. Однако первый заход вице-президента Байдена Лаврову в Мюнхене не вызвал с нашей стороны никакого энтузиазма. Почему?
ИСТОРИКИ ИЛИ ПОЛИТРУКИ?
Александр КОНДРАШОВ
14.02.2013
Для начала приведём пост блогера Сергея Дунаева, по просьбе автора сильно смягчив эпитеты.
«В передаче «Воскресный вечер с Владимиром Соловьёвым» от 3 февраля 2013 года академик Пивоваров приписал маршалу Рокоссовскому слова о Сталине: «Этот недоучившийся поп только мешал всем...» с таким видом, будто он сам их вычитал у Рокоссовского. Между тем сей жареный «факт» является выдумкой А.В. Антонова-Овсеенко. В книге «Сталин без маски» он вложил в уста благороднейшего К.К. Рокоссовского фразу о Сталине, которую тот никогда и ни при каких обстоятельствах произнести не мог: «Этот недоучившийся поп только мешал всем. Мы его обманывали: какое бы несуразное распоряжение он ни отдавал, мы поддакивали и действовали по-своему».
Напротив, известна другая фраза Рокоссовского: «Сталин для меня святой!» В 1962 году Н.С. Хрущёв предложил Рокоссовскому написать «почерней и погуще» статью против И.В. Сталина, по словам главного маршала авиации Александра Голованова, Рокоссовский ответил: «Никита Сергеевич, товарищ Сталин для меня святой!» – и на банкете не стал чокаться с Хрущёвым.
Так вот, задачей А.В. Антонова-Овсеенко было опорочить и маршала, и генералиссимуса. Журналист Максим Бочковский так пишет по этому поводу: «Книга А.В. Антонова-Овсеенко перенасыщена ссылками (такими маленькими циферками после каждой цитатки), отправляющими читателей к трудам таких же, как и он сам, правдорубов, но вот парадокс – после вышепроцитированных слов, принадлежащих якобы К.К. Рокоссовскому, такой циферки нет. То есть источника эта фраза не имеет, Антонов-Овсеенко её выдумал и даже приличия ради циферку не поставил, посчитав, видимо, что ему поверят на слово (пиплы всё схавают)». Так вот. Хавают, оказывается, не только пиплы. Эта фальсификация почти сразу же после опубликования лживой книги перекочевала в «Дневник Нагибина», разнеслась изустно между всеми «детьми Арбата», а ныне в качестве доказательства используется в академической науке. Позор РАН, в составе которой пребывают подобные члены».
Почти все любимые голубым экраном историки внешне очень солидны, даже импозантны. Они рассуждают с учёным видом обо всех периодах русской истории, особенно рьяно и разоблачительно о советском периоде, но… историки ли они, ведь никаких диссертаций о нём не написали?
ШКОЛЬНЫЙ БУНТ. Как сельские жители чиновников одолели
Александр КАЛИНИН
14.02.2013
Эта странная реформа усилиями региональных властей доведена до абсурда и больше похожа на бездушный механизм, пожирающий не только сельские школы, но и сами села.
Летом школе не выделили денег на ремонт. Готовили здание к учебному году сами родители на свои средства. Наконец, в Исаково нагрянула делегация разнокалиберного начальства. Здесь были и глава района Владимир Афанасьев, и начальница районного отдела народного образования Лариса Кремс, другие чиновники от образования из района и области.
Таких высоких гостей деревня не видела с последних выборов, когда тем нужны были ее голоса. Значит, приспичило. В центре досуга собрали родителей с целью убедить их, что закрытие школы не зло, а благо. Родители поняли: чиновники врут. Но врали красиво.
Говорили, что ни о каком закрытии школы и подвозе детей за 30 километров речь не идет. Школа как работала, так и будет работать, но в качестве филиала Идрицкой школы (прекратив свою деятельность, как юридическое лицо, и, следовательно, лишившись лицензии и вместе с ней права оказывать образовательные услуги). Учителя как работали, так и будут работать (без зарплаты и тарификации?). Дети как учились здесь до 9 класса, так и будут учиться.
- Владимир Васильевич, - задали родители естественный вопрос главе района, - а как бы вы поступили, если вашего ребенка переводили из Исаково в Идрицы?
- А я бы для него свою школу построил, - сердито отрезал тот. - Рядом с домом.
Разошлись в конфликте. Родители согласия на изменение статуса школы не дали. Чиновники определились в решении школу закрыть.
«СИИ ГРОЗНЫЕ БУРИ ОБРАТЯТСЯ К СЛАВЕ РОССИИ…»
Алексей ТИМОФЕЕВ
14.02.2013
Как Александр Беляков – капитан 1 ранга, бывший военный моряк – стал иконописцем, строителем и старостой храма святого Федора Ушакова в городе Герцег-Нови (Черногория)

В чем главный контраст Черногории? Перед вами - экзотические средиземноморские красоты, пальмы, западные туристы, ряды шикарных яхт у пирсов, короче говоря, все приметы модного заграничного курорта. И вдруг – у набережной видишь бюсты адмиралов-черногорцев, служивших в Российском флоте, общаешься с местными жителями, православными славянами, доброжелательными, прямо-таки родственными. Более того, погружаясь в историю, с изумлением узнаешь, что когда-то, в начале XIX века, Черногория вообще была российской территорией! А в 1920-х к здешним берегам причалили корабли с тысячами русских изгнанников времен Гражданской войны…
Прошлое и настоящее скрестились здесь, на русском кладбище в Герцег-Нови: офицерские могилы из белого камня, храм святого адмирала Федора Ушакова, у входа в который лежат корабельные якоря, поднятые со дна бухты Боки Которской, звонница с колоколами, отлитыми в Воронеже… Староста храма и директор кладбища – Александр Борисович Беляков. В Герцег- Нови он уважаем и известен, как человек незаурядной редкой судьбы.
Недавно, 13 декабря 2012 года, в день памяти апостола Андрея Первозванного, в Москве, в Большом Кремлевском дворце чествовали лауреатов Международной премии Фонда Андрея Первозванного «За веру и верность». Одним из лауреатов стал художник, иконописец, строитель и староста храма Святого Федора Ушакова, председатель церковного совета Старого города Герцег-Нови А.Б. Беляков, награжденный «за неустанный труд на поприще православного искусства, за укрепление культурных и духовных уз братских славянских народов».
ОСКОЛОК РУССКОГО МИРА
Валерий КАРГОВ
11.02.2013
В сравнении с началом 1990-х количество русских во Львове сократилось в три раза.

О Львове, да и обо всей Галиции, в России вспоминают редко. Обычно в связи с очередной антироссийской выходкой современных последователей бандеровцев или с деятельностью «правящей» в нескольких западных областях националистической партии «Свобода», с прошлого года ставшей еще и парламентской. Такой вывод можно сделать, если смотреть передачи центральных каналов российского телевидения, читать материалы русскоязычного сектора интернета. Но известно ли, например, российским информагентствам, что во Львове по сей день имеется русская диаспора?
Есть и Генеральное консульство РФ, сфера деятельности которого распространяется на всю Западную Украину, Буковину и Закарпатье.
Что касается дипломатов, то не берусь судить о том, почему в российском информпространстве об их работе, кстати, в очень непростых условиях, нет сообщений.
Не хотелось бы думать, что это результат целенаправленной политики, хотя такие предположения и напрашиваются, если учесть, что о жизни русских в бывших советских республиках рассказывается тоже не больше.
Жаль, ведь власти России всячески декларируют повышенную заботу о тех, кто волею судеб жил и служил в одном государстве, а потом в мгновение ока оказался совершенно в другом, да еще и, мягко говоря, не очень дружелюбном. Но, подчеркну, эти русские своей национальной идентификации не утратили. Наоборот, возродили ее и укрепили, поскольку в СССР такой проблемы на государственном уровне не существовало.
Укрепились, добавлю, и в православии, которое ранее существовало отдельно от нашего общественного сознания, но в Галиции, заметим, где религиозность традиционно высокая, никогда не теряло своих древних корней. Наверное, не случайно получилось так, что на улице Короленко во Львове рядом (ограда общая) обосновались Свято-Георгиевская православная церковь ((УПЦ Московского патриархата) и Русский культурный центр (РКЦ), тоже храм - русской культуры под эгидой Русского общества имени Пушкина.
ИСКАЖЕННОЕ ЭХО МОСКВЫ В МОЛДАВИИ
Илья КИСЕЛЁВ
11.02.2013
Мне тут сегодня утром на Фейсбуке предложили послушать эфир известной радиостанции «Эхо Москвы». Станция эта позиционирует себя как правозащитная и 6-го февраля решила неожиданно обратить внимание на Молдавию, посвятив целую передачу положению русскоязычных в этой стране. Вела эту передачу некая Наргиз Асадова. Не комментируя манеру вести передачу, при которой традиционное для косноязычных «эээ» вставляется по два-три раза в одном предложении, я хочу уделить внимание непосредственно ее содержанию.
Ведущая приложила титанические усилия, чтобы представить Молдавию эдаким раем для русскоязычных, несколько раз упоминая некий проект «Добрая Молдавия». Особенно красивым показалось сравнение Молдавии с прибалтийскими странами – в пользу первой, естественно. В следующий раз, Наргиз, для сравнения используйте гитлеровскую Германию – эффект будет еще сильнее.
Для начала ведущая пригласила в эфир Юлию Семенову, главного редактора сайта enews.md, которая на сайте «Эха Москвы» приводила примеры дискриминации русскоязычного населения. Сделано это было с единственной целью – представить в наихудшем свете человека, чье мнение не совпадает с линией программы. Приведенные Юлией примеры были дезавуированы и признаны незначительными. Сногсшибательно прозвучал вопрос ведущей: «А зачем вообще в Молдавии учить русский язык?»
Следующий приглашенный, по логике ведущей, должен был подтвердить линию передачи. Им стал Сергей Эрлих, уроженец Молдавии, живущий в Москве. Сергей – известный писатель, автор многих книг. Но в Кишиневе он бывает наездами и поэтому, видимо, несколько утратил связь с реальностью и не совсем в курсе того, что именно здесь происходит.
Ну а затем в качестве эксперта был привлечен заранее анонсированный Владимир Соловьев, главный редактор газеты «Коммерсант-Молдова». Вместе эта парочка общалась большую часть передачи и больше всего напоминала кукушку и петуха (из известной басни Крылова – это если вдруг Владимир Соловьев обидится).
Из передачи я узнал много нового и интересного. Оказывается:
ЛЕДЯНОЙ ТРОН
Валерий РОКОТОВ
08.02.2013
Сказать много и не сказать ничего – странная особенность фильмов, создаваемых о Набокове. Уже сложилась традиция рассказа о классике – ощупывание пыльных реликвий из музейного сундука, прогулка шелестящей аллеей и хроника, где яростная подлая сила готовится к грабежу и насилию… Вот и фильм «Владимир Набоков. Русские корни» («Культура») идеально вписался в формат. Авторы всех этих фильмов словно договорились. Они не желают произнести то, что уже очевидно. Сделаем это за них.
Набоков сходит со своего трона. Коронованный либеральными обожателями, поставленный высоко над советской литературой, он тихо отплывает от нашего берега вместе со своим особенным синтаксисом. Он снова становится эмигрантом, и его творчество снова выглядит чем-то бесконечно чужим. Трагедия открывает глаза. Она возвращает имена тех, с кем мы связаны единством судьбы, и заставляет трезво взглянуть на тех, кто прыгал клопами по иностранным диванам. Ты вдруг видишь, что изысканная литература насквозь лицемерна и таит в себе зло и что чистое искусство, усыпляя души, намного превосходит напалм. Возможно, для этого трагедия и была послана – чтобы никогда больше так по-детски не попадаться, вознося стилистические красоты над смыслами.
Период царства Набокова оставил крайне неприятный осадок, какой всегда оставляет обман.
Тебе был вполне симпатичен рассказчик, тонкий, влюблённый в Пушкина и Гоголя эмигрант с аристократическими корнями. Ты полюбил его слог. Ты видел в нём истинного интеллигента, лишённого суеты, наделённого трудолюбием и имеющего абсолютное представление об этических рамках. Казалось, такой человек никогда не уронит себя – не опустится до жалких приёмов. Надышавшись воздухом чистой литературы, он произнесёт нечто важное. Ведь критика режимов и революций предполагает философскую высоту.
1 ... 2 ... 3 ... 4 ... 5 ... 6 ... 7 ... 8 ... 9 ... 10 ... 11 ... 12 ... 13 ... 14 ... 15 ... 16 ... 17 ... 18 ... 19 ... 20 ... 21 ... 22 ... 23 ... 24 ... 25 ... 26 ... 27 ... 28 ... 29 ... 30 ... 31 ... 32 ... 33 ... 34 ... 35 ... 36 ... 37 ... 38 ... 39 ... 40 ... 41 ... 42 ... 43 ... 44