Советуем прочитать  
МОСКВА. КРЕМЛЬ.ТОВ. ДЕМЕНТЬЕВУ, БУРЛАКУ
Владимир БУШИН
02.12.2013
Газеты сообщают, что в декабре состоится юбилейный концерт, посвященный 85-летию известного поэта Андрея Дементьева. И какой! В Государственном Кремлёвском дворце съездов. Даже суперпопулярные в свое время Евтушенко, Вознесенский и Ахмадулина ни разу не получили хотя бы на троих этот Дворец. Ну, в Лужниках, правда, они выступали да и то впятером-вдесятером, но в этой державной хоромине… А тут – юбиляр-единоличник и на тебе - Дворец съездов. Национальное достояние… И вот уже за месяц началась бойкая многокрасочная реклама…
Позвольте, но юбилей-то, вроде бы, давно миновал. Открываю биографический справочник «Русские писатели ХХ века». Точно! Еще в июле. И был же тогда, помнится, грандиозный концерт по телевидению: Кобзон, Басков, Долина, Жасмин, Сирень, Черемуха, Лопух – всё было… Так что, и этого мало? И вот через полгода закатят ещё один. И где и как – «При поддержке правительства Москвы»! Нет у тов. Собянина других забот? Мало ему пробок на дорогах? Мало ему, что Москву испохабили вывесками на английском. Еще Дементьева на шею себе сажает.
Стараюсь вспомнить, кому из наших писателей правительство оказывало поддержку. Ну, Николай Первый вызволил Пушкина из ссылки в Михайловское, принял в Чудовом монастыре Московского Кремля, освободил от общей цензуры, разрешил работать в архиве, подарил «Полное собрание законов Российской империи», дабы поэт блюл их, после смерти поэта оплатил его долги… Но и натерпелся Александр Сергеевич от царя-батюшки под завязку.
Кому ещё? Да ведь чаще правители ссылали, сажали, запрещали писателей, а их прислужники травили их – того же Пушкина при Александре ссылали то в Одессу и Кишинев, то в Михайловское, Лермонтова – под чеченские пули, Достоевского – в Омский острог, у Толстого в Ясной Поляне учинили обыск, позже слали письма с угрозой убийства, а Иоанн Кронштадтский мечтал увидеть его в гробу и молил Бога устроить это в 32 часа, Горького упекли в Петропавловку, Маяковского - в Бутырки, камере №103… Это в Советское время правители щедро давали писателям премии, ордена, квартиры, машины, заграничные командировки. Тот же Маяковский «земной шар чуть не весь обошел», Эренбург полжизни прожил во Франции, Евтушенко осчастливил своими визитами 94 державы, хотя ни одну не покорил. А переделкинские дачи! А Дома творчества и у моря, и в горах, и в лесах!..
В конце статьи помянутого справочника сказано: «В настоящее время Дементьев живет в Израиле, иногда приезжает в Россию». Так где он ныне-то обитает? Есть ли надежда, что в декабре будет здесь, в России, а не там?
Что ж, еврейская тема вовсе не чужда русской литературе. В той или иной мере и форме, под тем или иным углом зрения её касались многие наши писатели: Пушкин в «Скупом рыцаре», в стихотворении «Христос воскрес, моя Ревекка», Лермонтов – в поэме «Сашка» и в двух «Еврейских мелодиях», Тургенев в рассказе «Жид», Достоевский – в «Дневнике писателя», Чехов – в повести «Степь» и в дневнике, Куприн – в рассказах «Гамбринус», «Жидовка» и в письме к Ф.Д. Батюшкову, Горький – в рассказе «Каин и Артём» (был и фильм), Блок – в дневнике, Маяковский в стихотворении «Ося Фиш» и в беседе с Чуковским («От этого Лурья жизни нет»)… Так что А.Дементьев на свой лад лишь плодотворно продолжает классическую традицию. Но, повторю, где гарантия, что в декабре он не умчится в город-чудо, по заветам которого живет?
Тут в размышлениях о причинах столь запоздалого фейерверка на правительственном уровне приходит мысль и о том, что, может быть, вся эта затея будет провернута в честь не только Дементьева, певца Израиля, персонально, а прежде всего в честь этого государства? Не для того ли недавно приезжал в Москву Натаньяху? Не об этом ли концерте беседовал он с Путиным?
НЕМЫТАЯ РОССИЯ? Информационная война против нашей страны началась ещё во времена Ивана Грозного
Александр КОНДРАШОВ
27.11.2013
Мы с детства привыкли к нашей истории – ужасной, глупой, жестокой, постыдной. Как сказал Сыромятников в известном фильме: «После Петра Первого России на царей не везло». Да, может быть, и было что-то хорошее, но это во времена Ивана Калиты и Дмитрия Донского, а потом – сплошная беспросветность: один царь – параноидальный убийца, как Иван Грозный, другой – патологический идиот, как Павел I, третий… – примерно так нас учили в школе, противопоставляя мрачной истории царизма светлый советский период. А в 90-е наших детей лишили и этого просвета. И стало казаться, что действительно в «этой стране», которую Лермонтов называл «немытой Россией», не может быть ничего хорошего. Ведь ещё Карамзин говорил про «воруют», Гоголь – про две беды: «дураки и дороги», Салтыков-Щедрин – про «патриотизм» и «проворовались», Толстой – про «прибежище негодяев»…
Но говорили ли русские гении такое? А может быть, история нашей страны была гораздо менее постыдной, чем история, скажем, США, Великобритании или Германии? Да и вовсе не ужасной, а героической, достойной того, чтобы школьники ею гордились? Если, конечно, освободить историю от лжи и мифов, которыми её опутали?
А кто опутывал и зачем, кому это было выгодно? В ХVI веке, в ХIХ и сейчас?
На эти вопросы начал отвечать канал «Россия» фильмом Владимира Краснова и Андрея Куренкова «Чёрные мифы о Руси. От Ивана Грозного до наших дней». И то, что о мифах знали историки и учёные, стало достоянием всех.
Было рассказано и про пресловутую «немытость» России, про Анну Ярославну, ставшую королевой Франции, поразившуюся нечистоплотностью и неграмотностью французов в ХI веке. Рассказано и про Ивана Грозного, за всё время царствования которого было казнено народу во много раз меньше, чем Екатериной Медичи за одну только Варфоломеевскую ночь и другими властителями в Германии и Англии того времени. И о создании царём Иваном сильного русского царства, о первом серьёзном столкновении интересов Англии и России. О королеве Елизавете, к которой царь Иван сватался, и о последовавшем шельмовании Ивана Ужасного, как они перевели его русское прозвание.
Много нового телезрители узнали об умелой информационной политике Екатерины Великой и о трагической судьбе её сына, «русского Гамлета», Павла I, о его политике, отнюдь не такой бездарной и бессмысленной, как нас учили в школе. О военно-морской базе на Мальте, о русском присутствии в Средиземном море, о походах Ушакова и Суворова – поразили карикатуры на великого русского полководца в английских газетах. О предполагаемом антибританском союзе России и Франции, о павловских реформах и его «наполеоновских» планах, которые были разрушены заговором. Об участии в нём английского посольства в фильме рассказывал британский историк Доминик Ливен, праправнук предводителя заговорщиков. О том, почему за рубежом укореняются и потом распространяются как достоверные только отрицательные представления о России. О многовековой, непрекращающейся конкуренции между англосаксами и русскими.
А где есть конкуренция империй, столкновения интересов, борьба за ресурсы или территории, там ведутся информационные войны, в которых англосаксы были выдающимися мастерами. И остаются ими по сей день. А те, кто выигрывает информационные войны, добиваются своих целей и без военных действий. Как случилось с СССР, распад которого вызван, думается, не только и не столько экономическими причинами.
КУДА ШАГАЛ ГАЙДАР
Владимир ХОМЯКОВ
21.11.2013
В Москве поставили памятник Егору Гайдару. Еще один. Предыдущий был установлен в одном из корпусов Высшей школы экономики на Покровском бульваре в 2010 году. Тогда же Указ об увековечивании памяти Гайдара подписал, будучи президентом России, Дмитрий Медведев, любви своей к покойному реформатору никогда не скрывавший. А еще Медведев учредил стипендию имени Гайдара, его именем была названа московская школа 1301 с углубленным изучением экономики…
Гайдара до самозабвения обожают либералы по обе стороны границы. За рубежом его регулярно издают большими тиражами и считают одним из наиболее выдающихся людей России. Естественно, той России, которую хотели бы видеть они. В России же Гайдара ненавидит как минимум половина населения. В другую половину входит молодежь, правления гайдаровского не заставшая и в большинстве не представляющая, кто это…
Как известно, основоположником династии Гайдаров, а заодно и возникшей из псевдонима фамилии был детский писатель Аркадий Гайдар. В юности он был одержим «красной» идеей и пролил за нее немало кровушки. Внук его вроде бы из другого теста. Даже чисто внешне: дед — поджарый, в папахе, с искрой в глазах; внук — типичный представитель советской номенклатурной молодежи, в период разложения СССР заболевшей мечтой о свободе и колбасе. Дед был готов угробить привилегированное меньшинство, чтобы все отдать большинству. Внук делал прямо противоположное, разительно напоминая (в том числе внешне) гайдаровского «мальчиша-Плохиша», продавшего «проклятым буржуинам» Родину за «бочку варенья да корзину печенья».
Но есть у обоих Гайдаров и нечто общее — вера в благотворность революционных преобразований, в разрушение привычного мира «до основанья» с последующим построением на его развалинах земного рая. А еще — оправданность ради этой великой цели любых жертв и страданий народных.
ПАМЯТНИК ГАЙДАРУ?
Александр КОНДРАШОВ
21.11.2013
Не успел отшуметь в интернете скандал с открытием в Москве на редкость несуразного памятника Егору Гайдару, как на НТВ показали фильм Алексея Пивоварова «Егор Гайдар. Гибель империи». Название странное, как будто Гайдар её и погубил, хотя в фильме доказывается, что в крахе СССР виноваты советская власть и нефтяная игла. Поразило, что о причинах развала страны говорили только господа, особо не переживавшие по поводу этой геополитической катастрофы, а напротив, вследствие её возвысившиеся, – бывшие «камикадзе-реформаторы» Пётр Авен, Анатолий Чубайс и Андрей Нечаев. Последний назвал Гайдара гением, а первый сказал, что Егор разбирался в экономике лучше, чем вся академия наук! А где результаты работы гения? Тысячи закрытых заводов? Заросшие бурьяном поля? И не связаны ли нынешние перипетии РАН с тем, что многие академики не согласны с экономической политикой, проводимой «гайдаровцами»? Тем более она, как говорят, уже привела к стагнации.
Чубайс, вспомнив про события в Новочеркасске после подорожания хлеба в 1962 году, удивил эмоциональностью: «Танками пришлось задавить толпу! Танками – толпу!» – как будто он лично давал приказ «давить толпу». Однако в Новочеркасске вроде никого не задавили, были погибшие от огнестрельного оружия. А «танки» и «давить», уж извините, намертво прилипло к «демократическому» расстрелу российского парламента. И мы помним, кто призывал «раздавить гадину».
И с неизбежностью распада СССР можно было бы поспорить. И с тем, что США не были в нём заинтересованы, как нас убеждали в фильме. Разве не было гонки вооружений, на которую приходилось тратить столько сил и денег, разве не было холодной войны, а у Чубайса потом не работали советниками сотрудники ЦРУ? Но вот с его мыслью, что в руководстве страны царила «катастрофическая безысходная некомпетентность», можно согласиться, хотя руководитель РОСНАНО вряд ли имел в виду времена Горбачёва и Ельцина.
ДНК-НАПАСТЬ. О реализации очередного либерального проекта «новой культуры» и «новой науки»
Андрей СОШЕНКО
21.11.2013
Напомним, что новый либеральный проект «домов новой культуры» или ДНК-центров по официальной декларации Министерства культуры нацелен «на распространение знаний и передовых технологий» в сфере культуры и организации жизни молодых жителей городов с населением от 50 000 до 500 000 человек. Пилотные «Дома новой культуры» планируется воздвигнуть уже в 2015 году в городах Калуге, Первоуральске и Владивостоке (остров Русский).
Программу мероприятий для каждого города формирует куратор, входящий в рабочую группу проекта в Министерстве культуры: в Калуге это Екатерина Гиршина, куратор публичных программ Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка».
Направленность «знаний и передовых технологий» ДНК-проекта была явлена калужанам и всей стране 15 марта этого года на презентации ДНК-проекта в Калуге. Перед Музеем космонавтики имени К.Э. Циолковского тогда была размещена инсталляция «Ракеты», включающая в себя скульптуру «Блестящая мысль» и десять уродливых деревянных ракет, кощунственно выставленных рядом с историческим макетом ракеты-носителя «Восток» (ракета-дублер к полету Юрия Гагарина). Автор «работы» - Николай Полисский, коллега по цеху Марата Гельмана, большой специалист лэнд-арта и архитектурных художественных экспериментов.
Владислав Сурков, говоря о «Доме новой культуры» заявил на презентации:«В принципе, это дом меньшинств. Я считаю, что во всех городах России должны быть места, куда могут прийти те,кого многие не понимают. И там найти тех, кто поймет. Задача таких центров - не оставить художников в городе X, а может, наоборот, доставить их в Нью-Йорк,Париж, Москву. Мне кажется - это поисковая система для наших талантов, для тех,кто идет против течения…».
«Таланты» и «те, кто идёт против течения» - какое интересное совмещение понятий!
МИССИЯ КУЛЬТУРЫ
Интервью Анны Скок с главным редактором газеты «Культура» Еленой Ямпольской
19.11.2013
Елена Ямпольская – российский журналист, писатель, театральный критик, с 2011 года главный редактор газеты «Культура». Её назначение на этот пост вызвало шквал эмоций и заявлений, а сама «Культура» пережила новое рождение. После же недавнего блестящего выступления на президентском Совете по культуре и искусству споры вокруг персоны главного редактора «Культуры» вспыхнули с новой силой. Корреспондент «Завтра» встретился с Еленой Ямпольской и расспросил о самых животрепещущих темах современной российской культуры.

«ЗАВТРА». Елена Александровна, все мы знали газету «Культура» как рупор либеральной мысли. С Вашим приходом всё кардинально изменилось. На каких принципах строится теперь политика газеты?
Елена ЯМПОЛЬСКАЯ. Политика газеты очевидна для всех, кто нас читает. Можно обозначить формальные принципы: это пророссийское издание, это патриотическое издание, это издание, относящееся с огромным уважением к нашей истории, как в целом российской, так и конкретно - советской. Ибо всё-таки большинство из нас вышли родом из той эпохи, и поливать её грязью мы не собираемся ни при каких обстоятельствах. Конечно, "Культура" - газета светская, однако мы много внимания уделяем традиционным для России религиозным конфессиям, особенно Русской Православной Церкви. У нас нет никаких особенных отношений с Патриархией, но при любых нападках на Церковь, при попытках спровоцировать вокруг нее очередной скандал мы всегда встаем на её сторону.
Мы - газета, интересующаяся той культурой, которая имеет отношение к нравственности, культурой, несущей определенную систему ценностей.
Соответственно, некоторые вещи, интересные, быть может, для других изданий, на наших страницах не печатаются. Скажем, инсталляция из старых унитазов считается частью современной культуры, но нас она по определению не интересует.
При этом быть "правильными" - только полдела. И для газеты, и для человека. Дальше встает вопрос: что ты можешь как профессионал предложить читателю? Газета должна оставаться интересной, читабельной, красивой - чтобы было приятно ее в руки взять, на стол положить. Лично я считаю, что у нас самая красивая газета в стране - мы в это вкладываем много сил и дизайнерских умений.
КРУГОМ ОДНИ ФАШИСТЫ
Андрей РУДАЛЁВ
18.11.2013
Заместитель главного редактора «Московского комсомольца» Айдер Муждабаев очень переживает за состояние межнациональных взаимоотношений в стране. В своём блоге, который можно изучить на сайте «Эха Москвы» (http://www.echo.msk.ru/blog/aiderm/), он регулярно уделяет этому вопросу большое внимание. Чтобы никто не сомневался в серьёзности его намерений, Российская Федерация под пером прославленного журналиста становится «Расистской Федерацией», где «националистический угар переходит рамки разумного» и очень смахивает на «третий германский рейх».

Достойнейший человек даже выступил с воззванием, где призывает «русских писателей» вне зависимости от их идеологии: «Остановите стыд, отупление и безумие. Ок, вы не можете. Но хотя бы призовите народ и власти это остановить». Он считает, что властители дум просто не имеют права молчать в «обстановке стремительной фашизации, в атмосфере погромов, зачисток, ксенофобской истерии». По мнению Муждабаева, у страны два пути: стать нормальным обществом или скатиться в нацистский рейх, причём сейчас происходит именно становление рейха. Журналист так и пишет: «четвёртый рейх».
До обращения к писателям Муждабаев регулярно бил в набат в своём блоге и за несколько дней до этого написал о том, что теперь очень хорошо понимает, как зарождался германский рейх. Откровение снизошло в обычной беседе от доброго парня, знакомой, которые будто бы изрекали, что ненавидят евреев, чеченцев… Ненавидят и всё. Ненависть необъяснимая и коренная. В ненависти и злобе, которая растёт, и всё больше людей совершают «националистический coming out» – отзвуки нацистской Германии!
«Вставай страна погромная» – пост с таким заголовком был написан в связи с событиями в Бирюлёво. Муждабаев пишет, что вскоре «хозяином в городе станет страх». Ещё ранее он выступил с посланием, где сообщает, что «Националистический угар в Москве стремительно переходит рамки разумного, перерастает в психоз и провокации».
Вообще он много и предельно эмоционально рассуждает про культивирование ксенофобского психоза в стране, про бытовой расизм, о том, что «наша Раша добровольно забивается в угол цивилизации». Эксперт по фашизму выискивает его во всём: в политике Навальном, депутате Ирине Родниной, палаточным лагере вьетнамских нелегальных мигрантов и даже репетиции парада Победы, которая спровоцировала пробки в Москве. Пробки – это типичнейший фашизм: «В наших СМИ происходящее называют репетицией парада Победы. А я бы назвал это преднамеренным убийством ни в чём не повинных людей. Которое ничем не лучше холокоста, пусть и в меньших масштабах. Это убийство такое же намеренное и хладнокровное». По Москве едут танки, а в это время скорая не может доехать до умирающего и люди мрут – сетует принципиальный журналист.
При этом в противоположность России, где все беды, якобы автоматически перекладывают на другие народы и тем самым люди превращаются в животных: «Национальное многообразие и мир – основа Америки», что вполне естественно, ведь Америка – это воплощённый рай на Земле... Соответственно, ксенофобия и фашизм – основа России. Ненависть к другим национальностях – это чуть ли не генетическое свойство русских людей, а презренная власть, заигрывая с ними, только распыляет эти черты.
ПРОВЕРКА НА ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ
Владимир ХОМЯКОВ
18.11.2013
Недавно прочитал письмо грузинской интеллигенции некоему еврочиновнику, который подготовил доклад о состоянии прав человека в этой закавказской республике. В «нарушение прав национальных и религиозных меньшинств» он включил, как это у них теперь принято, также «нарушение прав сексуальных меньшинств», которым не дают себя пропагандировать и не дозволяют однополые браки. В ответ появилось письмо, подписанное самыми разными людьми: поэтами, юристами, политиками, многодетными матерями, скульпторами, хореографами и даже чемпионкой мира по шахматам.
Называется оно предельно откровенно: «Уважайте наши традиции!» и говорится в нем, в частности, следующее: «Мы нашу культуру считаем частью общей евразийской культуры, но думаем, что нами любимая и во многом органичная Европа... была основана на христианских ценностях, которые мы хранили с горечью и радостью в эпоху советского социализма и которые мы будем хранить и в условиях западного капитализма и глобализации. Эти ценности от нас требуют прощения других, но они же запрещают нам публичную пропаганду разврата и укоренение через это среди нас уродливых форм свободы человека. А запрет на запреты является самой большой и противоречивой ложью, которую нам никто не сможет навязать».
И далее: «То, что происходит на Западе последние 30 с лишним лет, к сожалению, является массовым коллапсом семейственности, духовности и норм приличия… Разве у вас не идет политическая борьба за легализацию секса взрослых с детьми под флагом борьбы за права человека? Разве не стараются в странах Западной Европы легализовать инцест? Разве на Западе не распространяются безнаказанно фото- и видеоматериалы, демонстрирующие сексуальную связь людей с животными?.. Засим позвольте нам самим решать, что для нас приемлемо от уважаемой и во многом достойной подражания Европы, а что — нет».
ДИКОЕ ПОЛЕ
Александр КАЛИНИН
15.11.2013
Проект агломерации обрекает провинцию на вымирание

В один день в моей жизни сошлись два события. Утром пришло письмо от старого знакомого Павла Дмитриева, главы Красноуральского сельсовета Курганской области, а вечером случился сосудистый криз у моей матери, который чуть не свёл её в могилу.
Павел Дмитриев писал, что зар¬плату муниципальным работникам курганские власти переложили на плечи самого сельсовета. Оттого многие главы поселений, говорилось в письме, вынуждены снимать с себя полномочия. А надо бы, наоборот, бюджеты-то увеличивать. Да выделить каждому сельскому поселению по колёсному трактору с прицепом, чтобы можно было оказывать населению транспортные услуги, помогать малому бизнесу. Кроме того, ввести в штаты должности тракториста и электрика. Пусть хотя бы по одному на несколько поселений. Но вместо этого в верхах опять заговорили об укрупнении, а это приведёт лишь к дальнейшему оттоку населения и вымиранию последних оставшихся деревень, к обезлюдению территории.
Это утром.
А вечером скорая помощь, вызванная мной по случаю сосудистого криза престарелого человека, пришла неукомплектованной ни персоналом, ни лекарствами. Лекарств не хватает, устало объясняла доктор, а врачи частью уволились, частью болеют, а иные и умерли, ведь самим медикам некогда заняться собственным здоровьем. По всему выходило, что должную профессиональную помощь больному оказать невозможно, но и в больницу его нельзя забрать, потому как все они переполнены. «Население в Москве увеличилось, а больничные площади остались прежними, – грустно говорила она. – Инсультников и инфарктников класть некуда».
Эти два события, вроде бы никак друг с другом не связанные, вдруг завязались в тугой узел, когда я наложил их на кальку так называемой стратегии географического переустройства России, которая давно разработана и подготовлена к реализации.
Идея не нова. Ещё в бытность министром экономического развития Эльвиры Набиуллиной прозвучала мысль, что многие малые города бесперспективны в силу их низкой конкурентоспособности по сравнению с мегаполисами и в ближайшие 20 лет их покинут почти 20 миллионов жителей, а всё население сосредоточится вокруг двух-трёх десятков агломераций с населением миллион и более человек. Называется это так – ускоренное сжатие обжитого пространства.
По этой идее выходит, что вымирание провинции не опасность и наступление «дикого поля» на обжитое пространство – не угроза. Это лишь одно из условий дальнейшего развития страны. В словаре этих стратегов появились даже такие дикие, на взгляд нормального человека, термины, как пятнистая Россия и пустилище пространства. Причём расти будут только шесть городских агломераций: московская, петербургская, новосибирская, нижегородская, екатеринбургская и Самара–Тольятти – в основном европейская часть России.
ГЛУПОСТИ И ЗЛОДЕЙСТВА
Александр КОНДРАШОВ
08.11.2013
В программе «Познер» побывал один из авторов трёхсерийного фильма «Соломон Волков. Диалоги с Евгением Евтушенко». Фильм вызвал огромный интерес – действительно впервые на главном федеральном канале три вечера были посвящены поэту. Но отзывы в прессе и сети были, к сожалению, часто негативными, и, к ещё большему сожалению, не только о фильме, но и о его героях. Почему?

Познер об этом Волкова не спрашивал и претензий создателям фильма не предъявлял, а вспыхнувшую в связи с фильмом «злобу в Фейсбуке» объяснил обычной завистью неуспешных людей к успешным. Он задавал коллеге только удобные вопросы: вроде: «Вам эти три программы понравились?» – и получал ожидаемые ответы: «Я смотрел несколько раз… и всё равно на тех же самых местах у меня подступают слёзы к глазам». Не спросил Познер и о скандале с первой книгой, на которой «поднялся» Волков. Её полное название в переводе на русский звучит так: «Свидетельство. Воспоминания Дмитрия Шостаковича, записанные и отредактированные Соломоном Волковым». Многие близко знавшие композитора обвиняли Волкова в подлоге. Но и записанные на плёнку воспоминания можно отредактировать так, что белое станет чёрным.
На ТВ это делается при помощи монтажа, но Волков сказал Познеру, что к монтажу отношения не имел. Имели продюсеры Первого канала и режиссёр Анна Нельсон, которую многие помнят по умильным репортажам о родах Кристины Орбакайте и выборах в США. Константин Эрнст сказал на презентации, что ради демонстрации фильма «изменили сетку. Это решение, возможно, не рейтинговое, но для нас сущностное. Наверное, это будут смотреть только продвинутые, но они нам нужны».
Зададим вопросы, которые Познер не задал Волкову, а Волков – поэту, попробуем разобраться в том, что продюсерам нужно было на самом деле. И куда они сущно¬стно продвинулись.
Снято около 50 часов разговоров с Евгением Евтушенко, в трёхчасовом фильме из них поэт говорит от силы часа два. На фоне Нью-Йорка в кадре долго присутствует Соломон Волков. Похож он на Андрея Малахова, дожившего до 70 лет и отпустившего бороду-усы a la Napoléon III. Так что же выбрано из 50 часов? Именно то, что соответствовало рейтинговой стилистике Первого канала. В самом начале интервьюер с фальшивой благожелательностью сообщает, что настоящая фамилия поэта не Евтушенко, а… Гангнус, и родился он не на станции Зима, а в посёлке с неблагозвучным названием… Нижне¬удинск. Похоже, что «гнусный уд» и определил направление беседы и «низость» вопросов Волкова, задаваемых поэту: не о стихах, а о романах, изменах, случайных связях, «качках-стукачках».
Диковато смотрится, когда очень пожилой человек расспрашивает обо всём этом ещё более пожилого и восхищается 60-летней Марлен Дитрих, обнажившей свои прелести на столе поэта; неприятно и неопрятно как-то, когда Беллу Ахмадулину Волков называет секс-символом и вынуждает поэта говорить о её аборте, из-за которого она потом долго не могла родить, и о причинах, из-за которых она начала пить; противно, когда меряются донжуанскими списками – Волков, сладострастно щурясь, называл, каков он был у Пушкина и каков у Бродского – вдвое больший. Евтушенко, слава богу, не поддался на провокацию и не сказал, что его список ещё круче...
Постепенно складывался телевизионный образ не поэта, не гражданина, не трибуна и борца, дружившего с Фиделем Кастро, Сальвадором Альенде, Марком Шагалом, Пабло Пикассо и многими другими героями ХХ века, а постаревшего д’артаньяна, который смолоду только и делал, что кутил, изменял жёнам, а потом вдруг взял и изменил родине. Бред.
РУССКАЯ КУЛЬТУРА И КОСМОПОЛИТИЗМ
Георгий ДОБЫШ
08.11.2013
Удивительное дело: как только в России происходит революция или какой-либо переворот, сопровождающийся сменой политической власти, как тут же начинается погром русской национальной культуры.
Технология процесса борьбы с ней проста до безобразия: сначала люди, пришедшие к власти, объявляют культуру прошлого старой, ненужной, не имеющей для будущих поколений никакой реальной цены, а затем уже молчаливым согласием руководства государства поощряется, поддерживается ее разгром и уничтожение.
По крайней мере, в 1917 году ситуация с национальной культурой складывалась именно таким образом. Тогда «злой гений революции» Лев Давидович Троцкий ничтоже сумняшеся заявлял: «Опрокинутая Октябрьским переворотом дворянская культура представляла собой, в конце концов, лишь поверхностное подражание более высоким западным образцам. Она не внесла ничего существенного в сокровищницу человечества». А такая культура, мол, не стоит никаких сожалений.
Часть революционеров во главе с Лениными, не во всем была с ним согласна. Дворянскую культуру, считали они, использовать все же можно, но, лишь в качестве строительного материала для будущей пролетарской культуры. А она, по словам вождя пролетариата, «должна явиться закономерным развитием тех запасов знания, которые человечество выработало под гнетом капиталистического общества…» (т. 41, с. 304). Правда, Ленин замечал при этом, что к этим «запасам» надо относиться критически. Революционеры и социалисты должны «брать» из каждой национальной культуры «только» ее демократические и социалистические элементы, которые, в принципе, интернациональны, — «в противовес» буржуазной культуре с ее принципом “культурно-национальной автономии”, то есть, национализмом. А с ним надо бороться беспощадно.
И, наконец, еще одна группа борцов с русской национальной культурой – пролеткультовцы. Дело в том, что за месяц до восстания большевики, даже не планировавшие еще захвата почтамта, телеграфа, банка и других важнейших зданий российской столицы, создают организацию под названием «Пролеткульт». Руководство ее в своих идеологических изысканиях было довольно категорично: «буржуазную» культуру надо уничтожить и на ее развалинах необходимо строить здание некоей синтетической, выработанной чуть ли не в пробирке, не связанной с национальными традициями культуры – пролетарской.
«ПОЧЕМУ Я НЕ ЛИБЕРАЛ»
Захар ПРИЛЕПИН
05.11.2013
Полемические заметки известного писателя

Либералом быть легко: везде свои.
Либералом быть хорошо: он и сам за всё хорошее.
Либерал не любит мрачное, суровое, марширующее. Горн, барабан, дробь. Картечь, государеву службу, «Катюшу». Марфушу, крестьян сиволапых, берёзки. Почву, кровь.
Во всём этом либерал задыхается.
Во всём этом душно, как в гробу.
Он кривляется не от злобы, а от муки: ему и правда невыносимо. Вокруг него всё время как бы настраивается оркестр, только вместо струнных и духовых танковые дула, березовые полешки, строчка из Есенина, русское самодовольство, щи кипят и пахнут.
Россия со всем её барахлом — куда она годна? Избы, заборы, Байконур за пограничным столбом. Привычка чесаться всеми когтями, дружить с сатрапами, тосковать по тиранам. Советская литература, попы на джипах.
В нашем скудном понимании хороший русский человек — он как дерево. Деревья не умеют ходить. Вцепились в свою землю, как мертвецы. В голове — воронье гнездо. Ждут лесника, но, кажется, приближаются браконьеры.
Либерал уверен, что наступили иные времена и в эти времена войдут только избранные. Те, кто не потащит за собой хоругви, телеги со скарбом, почву, ворон в голове.
То есть только он — либерал — войдёт в новое время. Как бы голый. Другим он тоже предлагает раздеться: оставьте всё, пойдёмте за мной голые, без вашей сохи, атомной бомбы, имперских комплексов.
И вот ты оставил всё, пошёл голый, прикрываешь срам, двух рук мало: срам повсюду: ты сам по себе — сплошной стыд и срам.
Сморгнул глазами — и вдруг выясняется, что тебя обманули. Он-то одет, наш новый друг! Он-то вовсе не голый, но, напротив, наряжен, заряжен, поводит антеннами, настраивает локаторы, сканирует, всё сечёт.
У него, загибаем пальцы, хартия о правах. У него экономическая целесообразность. За ним — силы добра. У него честные глаза, неплохой английский. И даже русский лучше вашего — а вы и родным-то языком владеть не умеете, лапти. «Вот смотрите, как надо» (наш друг замысловато делает языком, мы внимаем, зачарованные).
Он всего добился сам, это только мы взяли взаймы, отняли, украли. Это у нас история рабства, пыток, кнута, а у него, представьте, есть своё собственное прошлое, память о нём, боль. У нас пепла, который стучит в наше сердце, — нет, а у него есть, и его пепел более пепельный. Наш мы уже развеяли, а его пепел остался — и лишь о нём имеет смысл вести речь. Говорить про наш пепел — оскорбительно, в этом определённо есть что-то экстремистское.
Его история мира всегда начинается с «европейского выбора». Пока нет «европейского выбора» — вообще никакой истории нет, одни половецкие пляски и соловецкие казни.
«Европейский выбор» — это как десерт в хорошем доме с высокими ступенями и просторной гостиной без мух. К десерту норовят дотянуться грязные крестьянские дети — руки в навозе, ногти не стрижены, загибаются, как у Бабы Яги, сопли засохли на щеках, трусов под портами нет: это мы.
МУСОР КАК БРЕНД
Капитолина КОКШЕНЕВА
05.11.2013
Пятая международная биеннале современного искусства скоро закрывается в московском Большом Манеже. Главный выставочный проект назывался «Больше света» и представлял работы 72-х художников из разных стран мира. В общем и целом все прошло тихо... И что же в остатке? Осталась, пожалуй, только навязчивая мысль-оскомина: отчего всё это акционное (актуальное) искусство так быстро устаревает?
Первая международная биеннале 2005 года была агрессивной. Провокация следовала за провокацией: от молитвы «Отче наш» (слова которой бегущей лентой размещались на ступеньках, по которым шли люди и буквально попирали их ногами), до инсталляции со Львом Толстым, на которого две недели гадили живые (и ни в чем не виноватые) куры, живущие над его восковой фигурой. Толстовское опрощение, мол, в натуре, так сказать, представляем – вопили арт-кураторы, умеющие завернуть в «интеллектуальную» упаковку любую дрянь.
Все было грубым, пронизанным непристойностями, прекращающими действие правил логики и культуры. Язык нормы был сломан – вернее взорван. А публике часто предлагалось то буквально заглянуть под хвост муляжа коровы, то войти в некий куб, который как бы нахлобучивался на голову и ты вынужден «отдать себя» на растерзание акционерам. А это, собственно, есть уже нарушение границы личностной, – принуждение, насилие над зрителем…
Сегодня все чуть сдвинулось – в сторону буржуазной респектабельности, аккуратной европейскости. Основной проект и назвали позитивнее: «Больше света». Правда «свет» скорее словесно, чем арт-объектами, связывает пространство выставки в относительное целое: огромное количество изображенных бабочек (цифровые рисунки) трудно сочетаются смыслом с впечатляющим количеством старых башмаков и прочего скарба… Куратор выставки – бельгийка Катрин де Зегер – напоминала журналистам строчки В. Маяковского: «Светить всегда, светить везде»… Отдадим должное ее намерению внести в проект «метку местности». Хотя «свет», если говорить о его метафизике, я понимаю все же сакральнее – как Свет Евангельский, Богородичный, свет рождественский и пасхальный.
Однако (несмотря на хорошие намерения), никаких сильных эмоций из выставки не удаётся «выжать». Мне показалось, что некоторые милые экспонаты (кто-то точно назвал их «кройкой и шитьём») совершенно не могут соответствовать стратегии биеннале: современное искусство просто обязано по замыслу никогда «не смиряться» с реальностью как таковой, и все время должно её «подрывать». Правда «взрывы» эти понятны часто только самим акционерам, поскольку «кровь реальности» заменена изначально клюквенным соком. Да и «взрывы» становятся все тише и тише. Зато «громче» – другое. Страшный и непреодолимый порог для такого искусства состоит в невозможности следовать любому принципу, кроме одного: формальной новизны. Отчего эти люди так несчастны, что выбирают одноразовые формы, которые устаревают так стремительно и заставляют художника вновь и вновь попадать в кабалу новизны?! Какой это тяжелый, однообразный и мучительный труд – создавать арт-объекты из утиль-сырья.
СЕРГЕЙ МИХЕЕВ: «БЕЗ РУССКИХ РОССИИ НЕ БУДЕТ»
Виктор ГРИБАЧЕВ
05.11.2013
Размышления известного публициста накануне Дня народного единства

- Сергей Александрович, наверно, есть смысл вспомнить, как трансформировались в нашей новейшей истории «ноябрьские» праздники. В 1996 году указом Бориса Ельцина прежнее название — «Годовщина Великой Октябрьской социалистической революции» — было изменено на День согласия и примирения, причем в тот же день, 7 ноября, «в целях смягчения противостояния и примирения различных слоев российского общества». И лишь в 2004 году был принят закон о праздновании Дня народного единства. Но уже 4 ноября. Вопрос личного свойства: с чем у вас ассоциируется этот день?

- С Днем народного единства все ясно и понятно. Отказаться от предыдущего праздника следовало по двум причинам. Новая власть поставила перед собой цель вытеснения из сознания граждан коммунистического праздника – это первое. Есть и второе: если вспомнить девяносто первый и девяносто третий годы, то совершенно очевидно, что в то время общество было резко разделено. В том числе – и по вопросу распада Советского Союза, и в своих оценках нового курса страны. Соответственно, власть пыталась каким-то образом всех примирить. Но, в первую очередь, повторю, хотели вытеснить «седьмое ноября – красный день календаря», если кто-то помнит эту рифму.
Что касается моего отношения ко Дню народного единства, то, полагаю, праздник этот все же в большей степени искусственный... Да, я ощущаю себя частью единой нации, хотя не могу сказать, что 4 ноября для меня некий грандиозный праздник. Его историческая подоплека, связанная с изгнанием поляков, мне импонирует куда больше, чем ассоциации с 1991 и 1993 годами. Грубо говоря, мотивы Бориса Ельцина и его команды, по которым они занялись переименованием, меня заботят несильно. Но отсыл к историческим корням был сделан правильно.
Ну, а являемся ли мы вообще единой нацией или нет – вопрос другой. Думаю, да. Хотя, конечно, внутренние противоречия и напряжения в обществе достаточно сильны. Противоречия – начиная с социальных и заканчивая этническими – существуют, и обострились с распадом Советского Союза. Мы по сей день боремся с последствиями развала единого государства.
Тем не менее, мы - единая нация. Даже просто по факту существования единого государства. Кроме всего прочего, сохраняется общая культурно-историческая и мировоззренческая платформа – несмотря на множество нюансов и различий.
Конечно, процессы либерализации, которые были запущены в девяностые годы, ведут к атомизации общества. Людям внушают, что главное в их жизни – личное благополучие. Поэтому кого-то уже не интересуют такие вопросы, как единство нации или его отсутствие. Их не волнует проблема исторического, да и вообще суверенитета России, они зацикливаются на личных узких интересах, так что в подобной системе координат тема единства беспокоит их все меньше и меньше.
ДЕТИ ИГРАЮТ В ВОЙНУШКУ ПРОТИВ... МИГРАНТОВ
Дмитрий СТЕШИН
05.11.2013
С недавних пор в северной столице на народные сходы, посвященные всего одной теме - этнической преступности, детей приходит не меньше, чем взрослых. Последний воскресный сход, посвященный убитой Маше Ефремовой, закончился смешным и неумелым детским погромом «Апраксина двора» - торгового комплекса, а по сути барахолки - легендарной вотчины мигрантов. Наверное, это самый крайний признак того, что ситуация не просто запущена - пружина предельно сжалась. Но бирюлевского социального взрыва пока не произошло - фрукты на севере вызревают поздно. Корреспондент «КП» попытался разобраться в этой истории и оценить зловещие «виды на урожай»...

«Тетя Наташа, мы отомстим!»

Только в Питере может быть такое ласковое, теплое солнце и такой колючий арктический ветер. Режет как бритвой, треплет бирюзовую куртку моей собеседницы, полощет черный шерстяной платок. Я с ужасом думаю, что еще десять дней назад эта женщина была очень красивой, но горе и слезы буквально стерли ее лицо. Остались только глаза дочки Маши - я видел сотни ее фотографий в Сети. Маша обожала фоткаться. Мы стоим на ступеньках Купчинского архитектурно-художественного лицея, говорим, и нас обоих при этом трясет от какого-то замогильного холода. Маша не проучилась в этом лицее и дня, и сегодня ее мама привезла в канцелярию справку о смерти.
- Машка во сне умерла, тихо. Я утром заметила, что она заспалась. Сначала постучала в дверь, потом дверь чуть приоткрыла, руку просунула под одеяло, а ножки холодные. Перевернула - губки синие. «Скорая» приехала, потом полиция. Чуть ли не десять человек, начальник РОВД, еще какие-то чины... Хотите, к Маше на кладбище съездим?
Красненькое кладбище - одно из самых старых в Питере, и здесь почему-то тепло. Мы идем по бесконечной аллее, обрываем шипы с роз. У меня - белые, у Натальи - красные, а еще сухарики и «Полюстровское» ситро - «Маша любит». О дочери Наталья говорит в настоящем времени, защитные механизмы психики работают неосознанно. Рассказывает мне, что у нее самая мирная профессия, она почти 20 лет занимается флористикой. И Маша ей помогает, составляет безумные букеты, которые против всех правил, но люди их почему-то покупают. И что Маша хотела быть вулканологом, и читала книжки по геологии, и еще рисовала аниме...
Наталья машет какому-то надгробию - здоровается с подругой:
- У меня все здесь лежат, я же коренная петербурженка. У меня прадед еще на Путиловском заводе работал, а дед и отец уже на Кировском. Блокаду пережили, воевали все - а потом в мой город приезжают люди, без приглашения, и нас убивают. Как это? Что это?
1 ... 2 ... 3 ... 4 ... 5 ... 6 ... 7 ... 8 ... 9 ... 10 ... 11 ... 12 ... 13 ... 14 ... 15 ... 16 ... 17 ... 18 ... 19 ... 20 ... 21 ... 22 ... 23 ... 24 ... 25 ... 26 ... 27 ... 28 ... 29 ... 30 ... 31 ... 32 ... 33 ... 34 ... 35 ... 36 ... 37 ... 38 ... 39 ... 40 ... 41 ... 42 ... 43 ... 44 ... 45 ... 46 ... 47