Советуем прочитать  
О РАЗРУШЕНИИ ЦЕНТРА ИЗУЧЕНИЯ ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ И ПОРУГАНИИ ПРАВОСЛАВНЫХ СВЯТЫНЬ
Академик Г.Я. МОКЕЕВ
16.05.2013
Открытое письмо Президенту России В.В. Путину

Уважаемый Владимир Владимирович!
— 27.05.1987 г. за № 605 Совет Министров СССР постановил — Создать на базе Музея древнерусского искусства им. Андрея Рублева (3 категории) Центральный музей древнерусской культуры и искусства (I категории). Включить ЦМиАР в Список ведущих научно-исследовательских учреждений страны, утвержденный Распоряжением Совета Министров СССР от 30.11.1949 г.
— 18.12.1991 г. за № 294 Указом Президента РСФСР ЦМиАР был введен в Список особо ценных объектов национального наследия, являющихся достоянием народов России.
— II.07.1994 г. за № 828 Правительство РФ постановило — Утвердить Положение о ЦМиАР как особо ценном объекте русской культуры.
Осуществилась таким образом давняя мечта наших ученых акад. И.Э. Грабаря, Д.С. Лихачева, Б.А. Рыбакова, а также П.Д. Барановского, Н.Н. Воронина, Г.К. Вагнера о создании особого Центра изучения древне-русской культуры и искусства.
— В 1995 г. Швыдкой М.Е. от лица Министерства Культуры РФ представил коллективу сотрудников ЦМиАР нового директора Попова Г.В., дав ему отличную характеристику. На деле же в музей был назначен директор-разрушитель.
— К концу 1999 г. Попов, с благословения Швыдкого, сочинил новый Устав музея, снова уменьшив его масштаб до музейчика 3 категории, а Положение о ЦМиАР, утвержденное ранее Правительством РФ, вышвырнул вон.
— В феврале 2000 г., в соответствии со своим Уставом Попов отринул статус ЦМиАР как научного учреждения, превратив государственный музей в полукоммерческое предприятие, затем ликвидировал 6 (шесть) научных отделов, выбросив на улицу опытных научных сотрудников.
— В ноябре 2000 г. Таганский суд восстановил на работе 11 незаконно уволенных научных сотрудников. Но директор, грубо нарушая Трудовой Кодекс, не исполняет решение суда, держит работников «за штатом» (?), не предоставляя им соответствующих должностям рабочих мест, выплачивая мизерную зарплату.
В условиях «травли» он начал под разными предлогами изгонять сотрудников по второму кругу — к маю 2004 года уволил 7 человек (3 кандидата наук). У лучших специалистов музея — многолетние «семейные трагедии». В этой связи представляется, что ликвидация Национального Центра изучения древнерусской культуры вызвана не упорством маньяка-одиночки, а каким-то постоянным интернациональным напором.
Музей занимает территорию бывшего Андроникова монастыря, а «свято место пусто не бывает». На бывшем монастырском кладбище сын директора музея открыл ресторан. Постоянные «пляски в кабаке на костях христиан» глубоко оскорбительны для русских людей.
Обращаюсь к Вам, Владимир Владимирович, как к Президенту-гаранту сохранения ОСОБО ЦЕННЫХ ОБЪЕКТОВ НАЦИОНАЛЬНОГО ДОСТОЯНИЯ РОССИИ, с просьбой восстановить разрушенный центр изучения древнерусской культуры. Дополнительных средств на это не требуется — необходимо лишь власть употребить в соответствии с данными Вам избирателями полномочиями.
...ЧТО НА НАС ДВИЖЕТСЯ!
Ирина БЕРГСЕТ, Андрей ФЕФЕЛОВ
13.05.2013
Кошмар современной Европы

«ЗАВТРА». Ирина, расскажите, как вы попали в Норвегию, и какое впечатление произвела на вас эта страна?
Ирина БЕРГСЕТ. В 2005 году в Москве я вышла замуж за гражданина Норвегии. Моему сыну было тогда 7 лет. Мы поехали жить в Норвегию, в коммуну Аурског-Хёкланд в деревню Аурског.
Тогда я еще не знала, что полвека назад Норвегия была страной, по уровню цивилизованности сравнимой со странами Центральной Африки.
В 1905 году Норвегия впервые перестала быть зависимой не только от Дании, но и от Швеции. Эта страна как была, так и осталась государством крепостных, причём, барина ее жители никогда не видели. Только платили оброк. Развития культуры не было. Жители говорили то на датском, то на шведском языках ‒ то есть на языках поработителей. Позже эти языки смешали и сделали один искусственный язык, называемый букмолом. Хотя и сейчас каждая семья в Норвегии говорит на своем собственном диалекте. До сих пор языкового государственного стандарта в Норвегии не существует.
Можно было бы сказать, что это страна только сейчас формируется, если бы не шел встречный процесс. Норвежское общество стремительно морально деградирует, копируя американские законы и порядки.
Нефть нашли в море 50 лет назад. Ясно, что страна, у которой отсутствовали наука и культура, не могла обладать технологиями добычи нефти из моря ‒ Норвегия воспользовалась иностранной научно-технологической помощью.
Всё это я узнала потом. Когда я покидала Россию, я знала только то, что в Норвегии ‒ самый высокий в мире уровень жизни.
Несмотря на то, что я закончила факультет журналистики МГУ и являюсь кандидатом филологических наук, Норвегия не признала моё образование.
РУССКИЙ ЯЗЫК И СУДЬБА РОССИИ
Всеволод ТРОИЦКИЙ
08.05.2013
Мне предстоит осветить предмет, лежащий в основе нашего обсуждения. Указать на современное положение языка и словесности. Определить некоторые пути к улучшению положения русского слова.
Родной язык - привычен. Привычное часто воспринимается как очевидное. Но труднее всего простые вещи воспринимать истинно. Позволю себе на мгновение задержать вашу мысль на очевидном: без слов мы не можем понять ни одной вещи: для понимания вещь должна стать словом. Только владея словом, можно познавать и творить.
Представления о слове (о языке), полученные в школе, недостаточны для серьёзного разговора. Напомню: слово -(1) орудие общения. (2) хранилище умственного, чувственного, духовно-нравственного и практического опыта; (3) среда обитания и основной способ духовного бытия; (4) главный инструмент освоения окружающего мира; (5) школа мысли и основное средство получения знаний. (6) памятник культуры; (7) в высшем проявлении -духовное достояние и святыня народа. (8) форма духовной энергии, проявляющейся зачастую непредвиденно и неожиданно.
Слово (язык) и словесность в целом образуют основу формирования мысли и становления личности человека, фундамент устроения образования, науки, культуры, т.е. по существу - всей жизни нации. Степень владения языком прямо пропорциональна уровню образованности, а в конечном счёте успехам науки и состоянию культуры. Поэтому языковой уровень носителей языка - это в целом вопрос стратегический и политический.
Слово - невидимый корень жизнеспособности нации. Состояние речи - это состояние мысли; состояние мысли - это состояние сознания; состояние сознания - это предпосылка поступков; поступки - это сущность поведения людей; сущность поведения людей - это судьба народа.
Для жизнеспособности независимого государства необходим культурообеспечивающий уровень владения языком его граждан. В этом и причина нашей озабоченности.
ЧЕМУ-НИБУДЬ И КАК-НИБУДЬ. Что происходит с преподаванием русской литературы в школе
Вячеслав ТРЕЧИЦКИЙ
25.04.2013
«Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь». Эта легендарная цитата из первой главы «Евгения Онегина» знакома всем нам буквально со школьной скамьи.
Но, думается, ни мы, ни даже сам Александр Сергеевич Пушкин - признанный классик, легенда и гордость российской культуры - не могли предположить, что в начале XXI века эта фраза начнет отражать содержание школьного образования по литературе. К сожалению, в 2012 году такие времена настали. Случайно или нет, но они совпали с приходом в мае минувшего года в министерство образования нового главы ведомства Дмитрия Ливанова.
Реформа школы, как известно, предполагает внедрение новых образовательных стандартов. Это довольно сложные документы, в которых прописана масса деталей. Неспециалисту понять их довольно трудно.
Однако есть вещи, которые способен оценить любой мыслящий человек, учившийся в школе. Одна из них - содержание программ по литературе. Мы все понимаем, скажем, что на уроках не должны изучаться никому не известные произведения, написанные матом. Или, простите, смакующие физиологические подробности, скажем так, разного рода действий. Мы просто не хотим, чтобы школьники такое читали. По той простой причине, что они - дети.
Поразительный факт, однако, состоит в том, что такое «чтиво» отныне рекомендовано «начальниками от образования», возглавляемыми Дмитрием Ливановым, в состав школьной программы.
Причем, заметим, не в качестве дополнительного чтения, а вместо признанных классиков отечественной литературы, которую знают и любят миллионы людей.
«ИНСТИТУТ БРАКА ДОЛЖЕН ИСЧЕЗНУТЬ». К заявлению королевы меньшинств, главреда «Радио Свобода»
Роман НОСИКОВ
25.04.2013
Маша Гессен ‒ сокровище. Красавица. Совершенство. Средоточие всех возможных достоинств. Предел мечтаний. На неё надо билеты продавать.
Каждое общество создает свой идеал человека, мужчины, женщины, гражданина. По этому идеалу можно много чего сказать об этом самом обществе. Советский идеал женщины был озвучен устами актера Этуша в фильме «Кавказская пленница»: «Студентка, косомолка, спортсменка, наконец, просто красавица», ‒ и воплощён актрисой Натальей Варлей.
Нынеший мир, основанный на положительной дискриминации большинства в пользу всевозможных меньшинств, также породил своего супергероя, свою «студентку, комсомолку, спортсменку».
Это Маша Гессен ‒ человек и явление. Она сумма всех меньшинств: лесбиянка, еврей, сделала себе операцию по удалению груди, дважды была в однополых браках, борец за нашу и вашу демократию, двое усыновлённых детей, автор книг про Путина. Бездна! Бездна достоинств! У неё даже родословная ‒ родословная, а гимн!!!
Маша отлично справляется с ролью иллюстрации к представлению общества меньшинств об идеальном ‒ всё видать сразу, и лишние вопросы высыхают и отваливаются сами собой. Помимо весьма выразительной формы, которая уже сама по себе служит источником сильных эмоций, у Маши есть ещё и внутренее содержание, которым она щедро с нами делится.
ПУТИН И РУССКИЙ ВОПРОС
Владимир ХОМЯКОВ
22.04.2013
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПРЕЗИДЕНТУ В.В. ПУТИНУ ПО «РУССКОМУ ВОПРОСУ»

Уважаемый Владимир Владимирович!
В отличие от регулярно публикуемых «Московским комсомольцем» писем Президенту либерального журналиста Минкина, это письмо написано не с целью кого-то уязвить и, тем более, гонорар заработать, а исключительно ради пользы дела. Говорю это без всякой иронии, а то уж и так почти всю страну «прошутили»…
Вас часто именуют «национальным лидером», и, наверно, имеют для этого серьёзные основания. Однако меня волнует вопрос: какой именно нации Вы лидер?
Недавно Венесуэла, а с нею вместе и половина Латинской Америки, оплакивали умершего Уго Чавеса. Причём, миллионы людей делали это абсолютно искренне – без каких-либо «выплат» или разнарядок «сверху». Потому что Чавес, как к нему ни относись, был для венесуэльцев Национальным Лидером – не по должности, не по решению съезда правящей партии, а по сути. Потому что Национальный Лидер – это не тот, кто пытается понравиться всем, а тот, кто действует в интересах большинства.
Чтобы России в предстоящих миру катаклизмах элементарно выжить и утвердиться в формируемом ныне новом миропорядке, Национальный Лидер необходим позарез! И, как бы кто ни относился к Вам лично, но по всему выходит, что кроме Вас кандидатов на эту роль (по крайней мере, пока) не видно… Потому-то и пишу Вам, а не кому-то другому…
ТАЙНЫЙ ХОД НА ЗЕМЛЕ…
Анна МИНИНА
19.04.2013
К 160-летию Самарской губернии

Нет на земле человека, который бы не задумывался над вопросом – «Что такое Родина?». О ней мы с раннего детства читаем стихи и рассказы, поем песни, пишем сочинения…
Моё повествование о той родине и месте человека на земле, которая зовется малой, о жителях русского села Павловка Сергиевского района Самарской области, которое раскинулось на берегах живописной реки Сок. В далёкой молодости они, как и все, вставали спозаранку, смотрели на часы, затем с охотой или без охоты прогоняли остатки сна студеной водой, завтракали, шли на работу, а после спешили домой к детям. Чувствовали они свою причастность к жизни, стране, чем и гордились. Выращивали хлеб, занимались животноводством, одним словом, сполна познали науку любить землю, на которой живут. Почему в прошедшем времени? Начну рассказ по порядку.
Есть села, встречи с которыми вызывают не только сочувствие, но и жгучее ощущение своей вины перед ними. Вины из-за того, что ты ничем не можешь помочь им в их беде и унижении. А ведь в нелегкой жизни и истории наших сел вся судьба земли русской.
2011 год юбилейный в духовном начале (по сегодняшним меркам) малого села Павловка. Источников, рассказывающих об истории зарождения этого поселения, к сожалению, не пришлось найти. Лишь воспоминания сторожил, из которых можно сделать вывод, что село не намного моложе районного центра. А вот о храме, построенном в честь Михаила Архангела, есть весточка из недалекой истории, и в этой летописи заложен немалый смысл для живущих в селе и уехавших, но несущих в своем сердце любовь к родине. История за годы (столетие), ставшая преданием, основывается на людских жизнях, тщании прихожан и великой вере в Бога, его чудодейственную силу, которая и по сегодняшний день не дает храму уйти в небытие, а вместе с ним и одному из старейших русских сел района.
СОВЕТСКИЙ ФИЛЬМ ЗАПРЕТИЛИ ЗА ПРОПАГАНДУ ГЕТЕРОСЕКСУАЛЬНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
.....
19.04.2013
На этот раз жертвой стал советский фильм «Гостья из будущего», который теперь постановлением суда запрещен к показу и распространению на территории Голандии.
Городской суд Амстердама удовлетворил иск неправительственной правозащитной организации Human Rights Watch и запретил детский фильм «Гостья из будущего». В этого список запрещенных к показу на Западе советских фильмов пополнился. По мнению голландских представителей упомянутой организации, детский многосерийный фильм «Гостья из будущего» пропагандирует, ни больше ни меньше, дискриминацию на основе сексуальной ориентации. Дабы не травмировать тонкую душевную организацию представителей сексуальных меньшинств.
В качестве доказательства истец предоставил заключение проведенной культурологической экспертизы, в которой указано, что «В изученном экспертами аудиовизуальном произведении имеются скрытые признаки присутствия пропаганды сексуальной дискриминации, ввиду задействования в качестве главных отрицательных персонажей, и противопоставления их положительным гетеросексуальным героям, двух лиц одного пола, принадлежащих к одной социальной группе и испытывающих взаимную приязнь».
Короче говоря, фильм запретили за пропаганду гетеросексуального образа жизни среди детей и подростков. Это уже не первый случай запрета советских детских фильмов в Голландии, связанных с исками воинствующих борцов за права сексуальных меньшинств. Пару месяцев тому назад этот же суд вынес аналогичное решение в отношении фильма «Тимур и его команда». В поданном тогда иске говорилось о том, что фильм является агрессивной пропагандой гетеросексуальных отношений среди подростков, и ущемляет права гомосексуалистов.
НЕ ДАЙ БОГ ВСЁ ЗАБЫТЬ
Марина АЛЕКСИНСКАЯ
05.04.2013
Живопись Валентина Михайловича Сидорова, Народного художника СССР, - это глубинные коды России. России деревенской, вчера еще столица какой стеснялась, а сегодня вот оглянулась – и стесняться уж нечего. Нет деревни. Скучает столица. Скучает по полям колосящейся пшеницы, по изгибам реки, у берега которой светловолосые мальчики забрасывают удочки, по деревенским избам, полевым сараям, по запаху сена, по коту Ваське, мурлычущему за лоскутной занавеской печи, по парному молоку, что с каким-то особенным звоном ударяется о стенки алюминиевого бидона… Дует «Березовый ветер», мчит лошадка по заснеженным полям одинокие сани («Зимняя дорога. Версты»)… «Жалко судьбу деревни, - приговаривает Валентин Михайлович, - жалко судьбу народа. Как возродить? не знаю». Мы сидим с художником за крепким дубовым столом мастерской, пьем чай с пирожным, я рассматриваю картины.
На полке, под потолком - кузова из бересты, корзинки, кувшины. «Это всё из моего дома, - Валентин Михайлович замечает мой интерес к ним. – Я привозил их сюда не как коллекционер. Теперь жалею, что не привез многих еще вещей: коромысло, грабли, не привез жернова, которые хранились у нас не одно поколение. Я крутил эти жернова, чтобы перемолоть опилки, стружки, сухие травы какие-то, превратить все это в муку во время войны».
В тот вечер я ушла из мастерской с подарками: альбомом живописи Валентина Сидорова и небольшой его книгой, «Гори, гори ясно…» - название. Дома я открыла книгу, и с первого предложения: «Зыбка моя низко висела возле окна» - буквально провалилась в неё (не сразу сообразив – что же это такое «зыбка»).
МАЛЫЕ ГОРОДА: БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?
Александр КАЛИНИН
02.04.2013
В Москве прошла «стратегическая сессия» по проблемам российской провинции.

Совещание руководителей ряда муниципальных образований страны, несмотря на вполне оптимистическое название - «Национальная общественно-государственная программа модернизации, инновационного и технологического развития малых городов и районов России», было вызвано на самом деле аховым положением дел в глубинке.
Президент союза малых городов Евгений Марков попытался придать форуму максимум оптимизма. Хотя оптимизм этот, наложенный на реальную ситуацию, сложившуюся в городах и районах, скорее от отчаянья.
А отчаяться есть от чего. Три года назад союз сделал доклад федеральному центру, в котором, обобщив все рекомендации и предложения с мест, предупредил, что, если ничего не менять в отношениях между федеральными и муниципальными уровнями власти, то еще пять лет, и в провинции наступит крах. Увы, рекомендации так и остались рекомендациями, а в ответ на предложения по спасению российской глубинки Москва ответила, что, мол, никого спасать и не нужно, малые города все равно обречены и должны умереть, и препятствовать их гибели – все равно, что ложится на рельсы, пытаясь остановить движущийся состав...
КУЛЬТУРНЫЙ ГЕНОЦИД
Андрей КАРПОВ
28.03.2013
Владислав Сурков произвел закладку инкубаторов культурно-генетической трансформации нашего общества.

15 марта 2013 г. в Калуге состоялось пафосное мероприятие под названием «презентация проекта Домов новой культуры».

Презентацию почтили своим присутствием заместитель Председателя Правительства РФ Владислав Сурков, министр культуры РФ Владимир Мединский, губернатор Калужской области Анатолий Артамонов. Вёл презентацию предприниматель Александр Мамут. В качестве площадки для мероприятия был выбран Музей космонавтики им. К.Э. Циолковского.
Формальная суть проекта состоит в следующем. В городах с населением от 50 до 500 тыс. человек планируется создание так называемых «домов новой культуры», которые должны быть площадкой для реализации проектов в области современной культуры. По словам Владислава Суркова на этих площадках « будет происходить жизнь, куда могут приходить люди, у которых есть потребность, заинтересованность создавать что-то своими руками в сфере искусства, прежде всего, литературы, гуманитарного знания ». На первом этапе принято решение создать три таких «дома новой культуры» - во Владивостоке (на острове Русский), в Первоуральске (Свердловская обл.) и в Калуге. Срок сдачи – 2015 год. Деньги на проектирование центров уже выделены (120 млн. руб.). В целом в 2013 году на создание центров планируется потратить до 1 млрд. руб. Вероятно, после обкатки «домов новой культуры» в пилотных регионах их планируется растиражировать по всей России. Господин Сурков подчеркнул (именно с этого акцента он начал своё выступление на презентации), что решение о создании таких центров принято Президентом и отражено в соответствующих указах. То есть, здесь мы имеем дело с государственной программой, и более того – с государственной культурной политикой.
ПОЧЁМ ЛИБЕРАЛЫ?
Марина СТРУКОВА
28.03.2013
Оппозиция собирает деньги через Яндекс-кошелёк, - жалостливо поясняет один из доморощенных оранжистов на вопрос о спонсорах. Ах, по копеечке из мозолистых рук рабочих и крестьян на радужные флаги геев и белые ленты площадных крикунов.
И на митингующих по найму. Есть в Сети сайт Массовки.ру. Можете проверить – собирают там не только на съёмки телепередач, но и на политические акции за плату, есть телефоны организаторов. Информация постоянно обновляется: «Доброе время суток! Ищем людей в возрасте от 14 до 60 лет. Срочно на сегодня! Оплата за данное мероприятие будет составлять 600 рублей. Это вторая тема для шествия в другую сторону, там будет два потока». Что за два потока, идущих в разные стороны, но набранные одним бригадиром? Вспомнился эпизод из гайдаровской повести: «Был ещё товарищ, еврейчик один. Убёг». «В какую сторону?». «В противоположную». Главное ведь не сторона, а сумма. Следующее объявление: «Шествие от Арбата до Кропоткинской на час в поддержку защиты детей. Задача: пройтись от Арбата до Кропоткинской. Встреча в 12.00. Компенсация за проезд и затраченное время - 300 руб». Оказывается, и за подписи «в защиту детей» – то есть за усыновление их американцами, неназванная организация платила по 400 рублей. Неужели народ жертвует на все эти идеологические диверсии? Только дурак или лицемер решится опровергать финансирование либеральной оппозиции из-за границы. Финансирование по всем идеологическим фронтам – пресса, образование, митинги, блоги, длящееся десятилетиями - когда теряется один канал, тут же появляется другой. И даже если мы знаем, что на этот раз подачку бросил российский олигарх, банкир, за спиной его маячит Статуя Свободы.
К СИТУАЦИИ С РОССИЙСКИМ ВИП-ХУЛИГАНОМ В КАМБОДЖЕ
Евгений СУПЕР
25.03.2013
Бизнесмен Сергей Полонский, находящийся в камбоджийской тюрьме, продолжает вести себя как всегда. Среди последних заявлений – угроза отказаться от российского гражданства и разоблачить мировой заговор. Плюс - ругань в адрес МИД РФ.
Почему мы вдруг пишем об откровенном клоуне? Потому что абсурдная ситуация с ним стала поводом для очередной атаки на МИД со стороны ряда звёзд докризисной публицистики. Вот пример такого негодования - автор М.Кононенко, оценим глубину анализа:
«То, как по отношению к нему, своему гражданину, взятому в плен папуасами, ведет себя наш жалкий МИД, наша страна, которая декларировала защиту своих граждан в любой стране мира — это позорище. Это дикое, чудовищное позорище. Мне стыдно за Россию, потому что Полонский, конечно, сукин сын — но он, б***дь, НАШ сукин сын. А Камбоджа — это ж**а мира, на которую хватит одной-единственной боеголовки».
То есть, российский МИД должен выставить властям Камбоджи ультиматум – если Полонский не будет освобождён в 24 часа, по полуострову будет нанесён ядерный удар. В представлении журналиста Кононенко именно так и должна выглядеть дипломатия, а всё остальное – «дикое, чудовищное позорище».
О том, что на самом деле позорище, предлагаем читателям сделать вывод самостоятельно после изучения недавнего обмена заявлениями между МИД и Сергеем Полонским.
ОТЕЧЕСТВО ПУШКИНА В ОПАСНОСТИ!
Геннадий КРАСНИКОВ
22.03.2013
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЛЕНУМЕ СОЮЗА ПИСАТЕЛЕЙ РОССИИ 20 МАРТА 2013 ГОДА

«Бывают странные сближения»...

И в самом деле «бывают странные сближения», как сказал гениальный Пушкин. Но они никогда не бывают случайными. Одна беда - у нас утрачен слух к предупреждающим вестникам. Вот и теперь пропустили, не заметили странного в своей закономерности совпадения ( сближения! ) сразу нескольких знаменательных для отечественной культуры дат в этом (2012-ом!) и примыкающих к ним в следующем году.
Так, ровно 150 лет назад, в 1862 году, появилась удивительная книга Владимира Ивановича Даля «Пословицы русского народа», а уже в следующем, 1863 году (ещё один, грядущий юбилей!), началось издание его же «Толкового словаря живого великорусского языка»!.. Драгоценные книги, по авторскому подвигу и по своему значению сравнимые разве что с «Историей государства Российского» Карамзина, воссоздающие во всей глубине, простоте и красоте историю русской души и русского духа.
А ровно 130 лет назад, в 1882 году, Иван Сергеевич Тургенев написал своё великое стихотворение в прозе «Русский язык», с его бессмертными, в каждом русском сердце запечатлёнными словами: « Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! - Не будь тебя - как не впасть в отчаяние, при виде всего, что совершается дома? - Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!».
В 1942 году, 70 лет назад, в дни Великой Отечественной войны, Анна Ахматова пишет эпическое стихотворение «Мужество», слова которого прозвучали как общая клятва, как соборная молитва, как строгий завет на все времена:

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова, -
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесём,
И внукам дадим, и от плена спасём
Навеки!
РАЗДВОЕНИЕ, КАК И БЫЛО СКАЗАНО…
Светлана ЗАМЛЕЛОВА
21.03.2013
Несмотря на то, что количество писателей в России сопоставимо сегодня с количеством песка на морском дне, русская литература перестала приятно удивлять и радовать. Но речь пойдёт не об уровне и качестве письма, не о постмодернистском безразличии к смыслам и прозрениям. Помимо всех прочих недугов, русская литература совершенно явственно с некоторых пор страдает раздвоением, разделившись отчётливо на русскую и русскоязычную. Без видимой связи с национальной принадлежностью и местом проживания автора.
Вполне естественно, что произведения, созданные на русском языке, адресованы, прежде всего, русскому читателю. Но в том-то и странность, что русский читатель зачастую не узнаёт себя и своё в таких произведениях. Помимо прямого обращения, слово, как звук или цвет, взывает и к иррациональному, порождая ответные, необъяснимые порой, душевные переживания. Чтение – это сотворчество, связанное с вживанием и вчувствованием. Вживаясь в эпитеты и образы, читатель воссоздаёт спрятанную за ними действительность. Но возможно это лишь в том случае, если читатель и писатель существуют внутри одной системы образов и смыслов. Иначе ни вживание, ни вчувствование не принесут плодов, читательская интуиция не распознает описываемую действительность, и диалога с писателем не возникнет. Писатель в этом случае рискует превратиться в ряженого, который только представляется читателю своим.
Переводная литература изначально задаёт другие ориентиры, читатель не ищет в ней себя, он настроен на восприятие. Другого и другой эстетики. Но если произведения, написанные на русском языке, оказываются вне русской эстетики, стоит, пожалуй – справедливости ради – выделить их в особую категорию, отнеся к русскоязычной литературе.
1 ... 2 ... 3 ... 4 ... 5 ... 6 ... 7 ... 8 ... 9 ... 10 ... 11 ... 12 ... 13 ... 14 ... 15 ... 16 ... 17 ... 18 ... 19 ... 20 ... 21 ... 22 ... 23 ... 24 ... 25 ... 26 ... 27 ... 28 ... 29 ... 30 ... 31 ... 32 ... 33 ... 34 ... 35 ... 36 ... 37 ... 38 ... 39 ... 40 ... 41 ... 42 ... 43 ... 44