Советуем прочитать  
МОСКАЛЬСКАЯ ПРАВДА
Александр АВЕРИН
23.12.2013
Зачем назло России вступать в кабальные отношения с Европой?

«У Виктора Януковича не будет второго президентского срока», – сказал мне где-то в соцсетях приятель из Киева. «Похоже на то. Впрочем, девять лет назад, после первого Майдана, я не думал, что у Януковича будет и первый президентский срок», - ответил ему я.
Уровень пассионарности граждан Украины резко превышает качество их политических лидеров, и примером тому служит судьба предводителей Майдана-2004. Харизматичная Юлия Тимошенко, в свое время давшая политической убежище нескольким нацболам, спасибо ей за это, находится за решеткой. Виктор Ющенко – в политическом небытие.
Когда умеренные не оправдывают чаяния народа, народ начинает обращать внимание на радикалов. Партия «Свобода» Олега Тягнибока, борца с «москальско-жидовской мафией» (это цитата из имярека) и фигуранта списка Симона Визенталя, является, в отличие от «Батькiвщины» даже не умеренно националистической, но неонацистской организацией. На Украине «Свобода» набирает 10 процентов голосов и именно она, а не партия «Удар» боксера Виталия Кличко, является ударной силой Евромайдана.
На волне антикоммунистических революций конца 80-х во всей Восточной Европе к власти пришли националисты. По окраинам бывшего СССР бушевали русские погромы, многие тысячи людей были убиты, сотни тысяч, даже миллионы, стали беженцами. Средняя Азия, Азербайджан, Грузия, Молдавия (да, даже молдаване резали русских). Цивилизованная Прибалтика обошлась без погромов, ограничившись в отношении некоренного населения политикой апартеида.
Там, где прошли погромы и междоусобные войны, националистический угар сгинул вместе с остатками русскоязычного населения. Прибалтийский национализм всегда имел холодно-бюрократический оттенок и сохранился без изменений.
На Украине и в Белоруссии этнических чисток не было. На момент распада СССР и в той, и в другой стране этнические националисты были маргиналами. Большинство населения России, Украины и Белоруссии считало русских, украинцев и белорусов одним, в общем-то, народом. Националистическую (и, автоматически, антирусскую) карту стали разыгрывать местные элиты – экс-советские бюрократы – в попытке выстроить новую легитимность свеженезависимых государств.
ТАЙНЫЙ РУССКИЙ ЛИБЕРАЛ
Дмитрий ФИЛИППОВ
23.12.2013
О книге Дмитрия Быкова «Тайный русский календарь»

В самом слове «либерал» есть что-то неприятное на уровне фонетического звучания: отдаёт просроченными анализами. Сравнение грубое, но эмоционально оправданное, тем более что ценности, которые пропагандируют современные отечественные либералы, от содержимого этих анализов не особенно отличаются, и с либеральными ценностями в их изначальном смысле не имеют ничего общего. Поэтому, безусловно, талантливый и уважаемый мною писатель Дмитрий Быков заслуживает определения либераль – этот окказионализм точнее и изящнее характеризует его публицистику, внося необходимую каплю эстетики: ложка мёда в бочке дёгтя.
В конце 2012 года в издательстве «Астрель» вышел в свет сборник статей Дмитрия Львовича под претенциозным названием «Тайный русский календарь». Страниц там больше тысячи, но к объёмам этого автора все уже давно привыкли, тем более что, как правило, монументальные объёмы не сказываются на качестве текстов Быкова. Там всё на высоте, комар носа не подточит. С идейной составляющей можно спорить, и, наверное, нужно это делать, но художественная ткань всегда на высоком, требовательном к себе и к реальности уровне. Сборник состоит из двух частей: «Разговоры о главном» и «Споры о бесспорном», каждая из которых является условным календарём 2010 и 2011 годов соответственно. Даты автор выбирает по своему усмотрению: это может быть день рождения (смерти) писателя, день премьеры спектакля (фильма), день первой публикации романа (рассказов) и т.д. Культурное или культовое событие, годное для интерпретации. Год не имеет значения: Быков оперирует огромным пластом истории, от гибели Юлия Цезаря до наших дней.
Прежде всего, надо сказать, что критиковать Быкова чрезвычайно сложно. Во-первых, причинно-следственные связи в любом его тексте выстроены безупречно. Во-вторых, для того чтобы критиковать Быкова с полным правом, надо прочитать столько же, сколько прочитал Быков. Его начитанность и эрудиция воистину восхищают. Из всего корпуса литературных текстов, так или иначе затронутых в «Тайном русском календаре», я лично прочитал от силы четверть. А читаю я много и каждый день. Свой читательский багаж Быков использует мастерски и на полную катушку, возводя эрудицию до уровня приёма: когда читатель понимает, что автор много его умней, степень доверия невольно возрастает. И как органичен у Быкова этот приём, – никакого снобизма, автор на самом деле эрудированнее большинства своих читателей, и знает об этом.
Но если отбросить в сторону стилистические приёмы, жонглирование биографиями, датами, текстами, то стержень всей книги оказывается прост и желчен: «Россия – каша, субстанция вязкая, глинистая, сырая, неоформленная, но липкая и живучая». Я с опаской брал эту цитату, проверяя сам себя, не вырываю ли её из контекста. Ещё раз пролистал книгу – нет, не вырываю. Практически в каждой статье именно об этом, другими словами, с иных ракурсов, но об этом.
РЕАБИЛИТАЦИЯ ХРУСТАЛЁВА
Олег ПУХНАВЦЕВ
18.12.2013
Сериал «Оттепель» вызвал бурную общественную реакцию

Последние лет двадцать сценаристы сериалов думали в основном, как бы обогатить действие очередным неожиданным поворотом, и так утомили аудиторию сюжетными виражами, что в конце концов зрителя стало тошнить.
Фильм Валерия Тодоровского «Оттепель» напомнил нам полузабытое ощущение свободы от мелочного сценарного произвола, когда пространство фильма до такой степени загромождено утилитарными сюжетными конструкциями, что воздуха уже не хватает. Ну, вот прямо как выходишь из здания Курского вокзала, упираешься в нависающую глухую стену гигантского торгового центра – памятник лужковскому архитектурному беспределу – и буквально начинаешь задыхаться...
«Оттепель» с ходу поразила и покорила своими длиннотами. Необязательные паузы, вальяжные проходки, неторопливые проездки, пустые разговоры. Никакой вам умышленности, когда каждая фраза в поте лица работает на стремительный сюжет. Скорее, наоборот, с первых серий зрителю дали понять, что торопиться некуда, разговор будет долгим, несуетливым и голово¬кружительно захватывающим – о любви – в самом что ни на есть мелодраматическом смысле этого слова.
Валерий Тодоровский не то чтобы доказал право паузы на существование (это было понятно и так), но всё-таки совершил локальную революцию. Современный зритель живо откликнулся на воздух, люфт, на то, что в иной ситуации можно было бы презрительно назвать «водой»…
И ещё что очень важно, фильм в начальных сериях не был отягощён идеологией, не возникало мысли, что народу адресуют, прости господи, месседж. История вроде простая, но со смыслом. Как будто лёгкая, но всё-таки драматичная. И, главное, без мельтешни, искусственных сюжетных зигзагов. Красивые люди, многозначительное молчание, пристальные взгляды – короче, киногеничная «вода»…
Однако вскоре с этою водою на зрителя выплеснули идейное детище… Хотя надо было, конечно, с самого начала ожидать от Валерия Тодоровского идеологических посылов, потому что каждый нормальный мужик обязательно отобьёт футбольный мяч, случайно отлетевший к нему с детской площадки, и всякий нормальный либерал воспользуется возможностью пнуть с оттяжечкой советскую власть.
АКУШЕРКИ НА ОБЩЕСТВЕННЫХ НАЧАЛАХ
Фарид НАГИМО
13.12.2013
Всё тяжелее становится жить. Утрачивается не только смысл, но и сами ресурсы для продолжения существования.
Нашу Буранную больницу, работавшую на пять сёл с населением свыше пяти тысяч человек, переименовали в амбулаторию. Штат сократили вполовину, нет стационарных коек, тяжелобольных, которых успевают довезти, кладут на пол. А когда-то в больнице были терапевтическое отделение, хирургия, стоматология, родильное отделение и даже туберкулёзный диспансер. Это двухэтажное здание возвели, оборудовали и открыли в тяжёлые послевоенные годы на средства наших колхозов! И вот в наши дни, в богатейшем, снабжающем солью десятки стран мира Соль-Илецком районе с населением более полуста тысяч человек, с территорией, равной великому герцогству Люксембургскому, остаётся одна больница – на весь юг Оренбургской области.
А теперь представьте – от наших сёл до райцентра дорога заасфальтирована только наполовину, она – как в произведениях Гоголя и Салтыкова-Щедрина. Деньги на вторую половину, видимо, разворовали. До единственной теперь на всю округу районной больницы десятки километров по степи – зимой дорогу заносит, весной заливает. Бывали случаи, когда везли человека с аппендицитом, а привозили уже и с черепно-мозговой травмой – вот такие, без преувеличения, дороги. Машина «скорой помощи», УАЗ-«буханка», одна на весь район. В том же упомянутом герцогстве есть даже воздушная скорая помощь – два самолёта и четыре вертолёта!
Добраться до этой больницы – только начало долгих мытарств, унижений, мук. Поскольку она единственная, то нужно отстоять несколько часов в очереди среди таких же несчастных со всего огромного района. А если забыл документ, полис, другую какую бумагу или не дождался приёма специалиста, так как закончился его рабочий день, да и не хватает их на такой контингент, – возвращайся назад.
Однажды грузная, со сломанной ногой женщина из села Буранного ловила случайных прохожих, чтобы те подняли её на второй этаж, так как санитаров нет, они оптимизированы. После войны санитары были, а сейчас им платить нечем?!
И вот деревенские люди, застенчивые и, в общем-то, равнодушные к своему здоровью, как представят всё это, так и задумаются: а не лучше ли сразу подохнуть! Устаёт и тоскует от этих мук душа.
УКРАИНСКО-ГРУЗИНСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ И КОМЕДИИ
Дмитрий СТЕШИН
13.12.2013
Как известно, по-настоящему, в полный рост, украинскую революцию запустили после ночного разгона недомайдана бойцами «Беркута». В этот момент, неожиданно и как специально, на месте событий оказались старые, проверенные солдаты информационной войны.

КОНЕЙ НА МАЙДАНЕ НЕ МЕНЯЮТ
Знакомьтесь - Глеб Гаранич, фотокор известного американского агентства Рейтер:
Этот снимок облетел, без преувеличений, все мировые издания. Выдохшийся майдан неожиданно воспрял духом: «Хлопцы ! Бачте што робят! Фотокоров бьют!» Фотокоров бить нельзя, тем более таких уважаемых, борющихся с помощью своей беспристрастной фотокамеры за мир во всем мире. Самый известный бой Глеба Гаранича случился несколько лет назад, в разгар войны 08.08.08. По сути, этот человек своим талантом спас Грузию от оккупации. Момент был критический: грузинскую армию начали вышибать из Цхинвала, и наметилась неиллюзорная вероятность марша российской армии на Тбилиси. Западные правительства молчали, не понимая, как реагировать на выходку «друга Мишико». Может, вообще никак? И тут во всех мировых СМИ появились вот эти шокирующие кадры. Российские стервятники бомбят мирные города Грузии.
К сожалению, все эти фотографии я увидел слишком поздно, в конце августа, и не успел сделать вовремя ряд критических замечаний. Хотя мне как пережившему в Гори бомбежки российской военщины было что сказать по поводу художественных достоинств cнимков и их достоверности в целом. В Гори я приехал часов в 11 утра 8 августа 2008 года. Бросил вещи в гостинице «Виктория», что на улице Царицы Тамары, и отправился пешком в пресс-центр, испытывая по дороге своеобразные приключения, о которых до сих пор не хочется вспоминать. Ибо мне, наивному дитя СССР, в Гори очень быстро объяснили, кто тут против кого, кто за кого воюет и какая правда в цене. Пресс-центр был набит западными журналистами под завязку, я оказался единственным российским гражданином. Западные коллеги общались со мной как с чумным или с прокаженным - запомнил на всю жизнь. Это был спонтанный выброс чистого, незамутненного отношения западной прессы и западных граждан к нашей стране. Такой социально-нравственный эксперимент, благо в пресс-центре западников было, как в Ковчеге, - каждой твари по паре, а нечистых - по семь. Одних поляков случился добрый десяток. Все они ждали победы грузинской армии, а я всех раздражал своим присутствием. Понравилась фраза руководителя пресс-центра, похожего на Лаврентия Палыча Берия: «Что ж, оставайтесь, будете вместе с нами погибать под российскими бомбами». Гори, на минуточку, бомбить еще никто не собирался, да и участие России в этой войне было под большим вопросом. Но у солдат информационной войны планы боевых действий уже лежали в командирских планшетах.
РУСОФОБИЯ: «MADE IN MAYDAN»
Виктор ШЕСТАКОВ
13.12.2013
Политическая технология привлечения на свою сторону «объективно мыслящих граждан» конкурирующей или даже вражеской территории давно известна на Украине.
Вечно недовольные поляки еще в 19 веке выдвигали лозунг «За нашу и вашу свободу!», надеясь на поддержку малороссов и правобережных. Времена прошли, поляки так и остались вечно недовольными, а вот технологии остались. Разумеется, когда недалеким, но так симпатично бунтующим майданщикам предложили своим примером зажечь информационный бунт и в «путинской России», идею вроде поддержали, но вяло.
Ожидалось активное возбуждение и по ту сторону хутора Михайловский, но на киевский бунт отозвались лишь заслуженные ветераны психиатрии – певец ртом Мыкыта Джигурда да говорящая субстанция Новодворская.
А вот «московско-майданная» затея Немцова и вовсе напоминала поход импотента в публичный дом: кроме вдохновения ничего больше нет…
К этой же категории можно отнести и воинствующее заявление «богатыря» московского национализма Димы Демушкина, не так давно хваставшего своими добрыми отношениями с Тягнибоком, а теперь заявившего, что приедет на Украину защищать русских…
И все же мы о Майдане, изо всех сил старающемся быть толерантным хотя бы для телекартинок. Даже некую девушку-россиянку, прибывшую по зову сердца и отсутствию ума на Крещатик с плакатиком «Россия - это не Путин!», пытались сделать медиасенсацией. Но не вышло.
Современный Майдан в основе своей есть явление антироссийское. Ненависть, противопоставление, постоянные аллюзии к Путину – непременное сопровождение путча с первых дней его появления. Майдан, невзирая на заверения киевских журналистов, не является «социальным», ибо его идеология формировалась именно как агрессивная альтернатива движению в сторону Таможенного союза. Он-то и возник, собственно, как реакция на восточный разворот, а потому сюда изначально стекались либо студенты, сколь безобидные, столь и бестолковые, либо националистические ортодоксы, у которых слова «Россия» и «Путин» вызывают припадки.
ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА НАД ПРОПАСТЬЮ
Александр КОЛОТИЛО
10.12.2013
В столице Украины Киеве возле Бессарабской площади 8 декабря был снесён памятник Владимиру Ильичу Ленину. «От души» покуражились националисты над изваянием. Смотрел я на эти кадры, и было невыносимо больно. Больно от того, что вот уже более четверти века оголтелые националистические последыши Бандеры и вояк из 14-й гренадёрской дивизии СС «Галичина» толкают народ братского государства в пропасть ненависти к России, «москалям», «московщине». Мне вспомнилось, как сносили памятник В.И. Ленину во Львове в начале 90-х прошлого века. Об этом я и хочу рассказать. Парадокс Гегеля: «История учит человека тому, что человек ничему не учится из истории». Вандалы рвутся в Евросоюз… Наследники фашистских прихвостней рассуждают о свободе и демократии… Да, что-то в этом мире стало не так…
В 1992 году я, подполковник, старший преподаватель кафедры журналистики Львовского высшего военно-политического училища, отказался принимать украинскую присягу. Видя, что у меня фамилия оканчивается на «о», представители комиссии только что сформированного министерства обороны Украины, которую возглавлял «щирый» генерал-майор Ю. Прокофьев, предложили продолжить службу в их вооружённых силах. Я категорически отказался, хотя у меня уже была во Львове трёхкомнатная квартира, и терять её не хотелось. Многие именно из-за жилья и остались, не надеясь в те годы всеобщего развала получить его на новом месте службы. Надо признаться, говорили они со мной очень уважительно и тактично. Возможно, это произошло ещё и потому, что накануне им всё накипевшее на душе высказал подполковник Александр Марков. Слово «высказал» вряд ли подходит к описанию той ситуации, которая произошла во время беседы уже изменившими военной присяге представителями украинской армии с русским офицером. Он устроил членам комиссии такой разбор, что они и краснели, и бледнели и, в общем, не знали, куда деться. Короче, в кабинете разыгралась чуть ли не настоящая «коррида». Поэтому наученные горьким опытом, члены комиссии отнеслись ко мне с большой осторожностью: кто знает, чего можно было ожидать от бывшего «афганца», да ещё и десантника.
Я не стал говорить о том, что у меня осталось понятие о чести офицера, усвоенное ещё в стенах Московского суворовского военного училища. Промолчал и о том, что уже давно был на примете у националистов.
Летом 1991 года под Бродами установили стелу в память о сечевых стрельцах из 14-й гренадерской дивизии СС «Галичина», которую в 1944 году наступающие части Красной Армии разгромили в пух и прах. И вот на церемонии открытия памятника выступал мэр Дрогобыча (Львовская область) некий пан Глубиш. Он представился (помню дословно) «сыном и внуком сечевого стрельца». Его речь была пронизана ненавистью к «москалям», оратор грозил нам всеми карами, собирался «москальскую сволочь» бросить в яму и вообще стереть с лица земли. Речь этого пана меня очень задела. И я написал открытое письмо в газету «Львовская правда», где дал резкую отповедь узколобому националисту. Отвечал я этому Глубишу не как офицер Советской Армии, а как частное лицо. И потому мог не церемониться. «Я, – говорилось в моём письме, – в Афганистане зря не стрелял. В определенной ситуации мог бы пожалеть душмана, но доведись воевать с такими, как вы, пан Глубиш, вас не пощажу, ибо из-за таких отъявленных националистов могут погибнуть сотни и сотни невинных людей…» Моя корреспонденция была опубликована аккурат в тот самый день, когда неизвестные патриоты взорвали эту только что возведенную стелу в память о западноукраинских эсэсовцах. Каким-то образом сие событие связали и со мной. Позже письмо перепечатала центральная украинская газета в Киеве. Это ещё больше утвердило националистов в том, что здесь дело нечисто. Видимо, решили они, письмо в газеты писала не моя рука, а «рука Москвы».
«ЕВРОМАЙДАНУТОЕ» ТВ
Олег МОНОМАХ
09.12.2013
Время от времени мы вспоминаем слова профессора Преображенского из «Собачьего сердца» в отношении чтения газет перед обедом. Вот и ныне надо сказать: «Не включайте украинские новостные каналы! Это очень вредно для совести. Там почти нет новостей, и правды нет!»
Как?! – спросите вы. - А что же есть?
Судите сами, на всех ТВ-каналах – шквалом! – «одобрям-с» голубому майдану, «шалом» – путчу.
Нет, несут они в народ не правду, но втюхивают кривобокую правдёшку, убогую, пучеглазую, колченогую; вкачивают в извилины варево, настоянное на лжи. Жижа эта, как мы понимаем, варганится на общей политической кухне «наших» миллиардеров-олигархов, в их «министерстве правды».
У Оруэлла в его романе, как вы помните, для промывки мозгов используется Телекран, который имеется в каждом доме. Вот и у нас фактически – он же, телекран, телеящик – орудие для промывки мозгов ядовитыми оранжевыми водами.
Цель – великое потрясение, возможно, превосходящее все, вместе взятые, потрясения «арабской весны».
США и Европейский союз в теме и в доле.
Повестка дня сформулирована и озвучена. Вариант для внутреннего пользования: «Валить бандитский режим Януковича!» Вариант для европейского чиновника: «Восстание против диктатуры и насилия Януковича».
Люди, которых выманили на майданы, не в теме и не в доле. Они уверены, что голос гнева их вывел на майдан. Не допускают мысли, что они марионетки, которых используют люди им неведомые, используют для достижения своих особых целей.
«Плутократы» (от «богатство + правление»). Это слово точно передаёт суть наших закулисных вождей. Как учит «Брокгауз и Ефрон», термин «плутократия» чаще «употребляется по отношению к государствам, где богатые классы, не имея формальных преимуществ, гарантированных законом, фактически пользуются преобладающим влиянием на выборы и вообще на ход государственной жизни». Это про нас. Не в бровь, а в глаз. В русском языке это симпатичное слово придаёт явлению дополнительную, уточняющую окраску.
РОССИЙСКИЕ СООТЕЧЕСТВЕННИКИ - ПУТИНУ: МИД РФ ПРЕДАЛ РУССКИХ МОЛДАВИИ
ИА REGNUM
06.12.2013
В редакцию ИА REGNUM поступили тексты писем, которые организации российских соотечественников в Молдавии направили руководству России и в МИД РФ относительно ситуации сложившейся во взаимодействии этих организаций с посольством России в Кишиневе.
Первое письмо датировано 22 февраля 2013 года, подписано председателем Конгресса русских общин Молдавии Валерием Клименко и было адресовано курирующему молдавское направление замглавы МИД РФ Григорию Карасину. Не дождавшись реакции от МИД РФ, организации российских соотечественников 5 ноября написали второе письмо, на этот раз адресованное президенту России Владимиру Путину. Подписи под ним поставили более 20 руководителей организаций соотечественников, включая председателя Конгресса русских общин Валерия Клименко, директора Русского интеллектуального центра Елену Буракову, директора Дома русской музыки в Молдавии Ольгу Вознюк, председателя Ассоциации русских писателей Молдавии Олесю Рудягину, заместителя председателя Конгресса русских общин Бориса Шаповалова и др.
В распространенном в Москве и поступившем в редакцию ИА REGNUM бумажном оригинале письма также присутствует подпись председателя Лиги русской молодежи Молдавии Виктора Калашникова. В то же время в самой организации ИА REGNUM 5 декабря (месяц спустя) заявили, что не подписывали документ. Один из инициаторов обращения Валерий Клименко рассказал, что на момент написания заявления лидер Лиги русской молодежи Виктор Калашников был в командировке и по этой причине не поставил свою подпись под документом.
Ниже ИА REGNUM публикует текст обоих писем полностью, без изменений и с сохранением оригинальной орфографии и пунктуации. Кроме того, ИА REGNUM намерено отправить официальный запрос в МИД РФ с целью получить комментарий по сложившейся ситуации.

"Статс-секретарю -
заместителю Министра иностранных дел
Российской Федерации
Г.Б. Карасину

Уважаемый Григорий Борисович!
От имени российских соотечественников, проживающих в Молдове и Приднестровье, хочу искренне поблагодарить руководство Министерства иностранных дел Российской Федерации за поддержку нашей инициативы по награждению "Орденом Дружбы" бывшего Посла Российской Федерации в Республике Молдова В.И. Кузьмина. Он действительно это заслужил. Пребывая на столь высоком посту, В.И. Кузьмин сделал очень многое для укрепления политических, культурных и гуманитарных позиций России в Молдове. Мы тепло и с благодарностью вспоминаем о нем.
А теперь о другом - причинах, побудивших меня написать Вам это письмо. С апреля 2012 года российскую дипмиссию в Молдове возглавил Ф.М. Мухаметшин. Нам представляется, что это назначение - большая ошибка высшего руководства России. В подтверждение этого, может быть и резкого, но справедливого вывода, я позволю себе говорить только о фактах. Их совокупность и стала основанием для такого суждения.
ОТР: В ОТСУТСТВИИ НАПРАВЛЕНИЯ
Олег ПУХНАВЦЕВ
05.12.2013
Созданию Общественного телевидения России предшествовала целая политическая интрига. Два года назад возникла инициативная группа либерально мыслящих деятелей, которая начала создавать различные информационные поводы (пресс-конференции, дискуссии, круглые столы) для обсуждения проблематики, не казавшейся на тот момент самой актуальной. Обществу стали методично доказывать, что ему необходимо «общественное телевидение».
Спикерами инициативы, предполагающей серьёзные государственные траты, выступили в том числе Михаил Федотов, Наталья Синдеева, Даниил Дондурей… И не то чтобы они проявляли к будущему ОТ гастрономический интерес, но было всё-таки в их взгляде и повадке нечто хищное. Как будто сытый прайд ещё не успел переварить предыдущую добычу, а на горизонте уже замаячило отбившееся от стада копытное. И вот сидят они за круглым столом в Доме журналистов и вяло обсуждают – охотиться или нет...
Аргументация в пользу создания Общественного телевидения практически совпала с лозунгами происходивших тогда «болотных» событий, пусть и в несколько сглаженных формулировках. А вот план практической реализации проекта оказался поистине радикальным. Предлагалось, например, сделать Общественное телевидение на базе ВГТРК. Ну, чтобы государство отдало некоему новому ОТ инфраструктуру всей своей огромной государственной телерадиокомпании. На вопрос «кто именно станет получателем средств и технологической базы?» идеологи отмахивались: мол, сейчас это не так важно… Предлагались и другие экзотические схемы, концепции, различные способы формирования руководящей структуры, однако в результате таинственных закулисных процессов начальником канала был назначен Анатолий Лысенко, и всем сразу стало грустно.
Одним – потому что в этой фигуре не виделось достаточного «болотного» энтузиазма, другим – в связи с профессиональной биографией Анатолия Григорьевича, его несомненными успехами по идеологическому обеспечению перестроечных процессов, завершившихся развалом СССР.
Сейчас, когда канал ОТР уже активно вещает, просто невозможно не вспомнить о прошлом и его руководителя, и, конечно, истоках самого проекта. Невозможно не вспомнить, что телевидение это задумывалось как мощный либеральный медиапроект, что план создания такого СМИ оказался как будто бы сорван. Упомянутые обстоятельства и есть точка отсчёта для анализа процессов, происходящих сегодня на Общественном телевидении России.
В этой связи, конечно, интереснее всего политический пафос возникшего канала (а таковой присутствует у любого СМИ). Значит, необходимо выделить информационную нишу, в которой политическая составляющая проявляется в наибольшей степени. На ОТР – это программа с оригинальным названием «Прав? Да!».
Не будем останавливаться подробно на теме сомнительности нейминга (в котором слышится отзвук перестроечного ТВ с его манерным фальшивым задором) и обратимся к главной персоне программы, ведущему Павлу Шеремету.
Появление этого журналиста в команде ОТР само по себе событие знаковое, учитывая его, мягко скажем, неоднозначную репутацию. Чтобы не превращать статью в биографический очерк о Шеремете, упомянем вскользь лишь некоторые моменты.
ПИСЬМО МИКРОБОВ СКВОЗНЯКУ
Лев ПИРОГОВ
05.12.2013
Тридцать два «поэта и редактора» (милое самоопределение по принципу «и ещё немножко шью на дому») подписали открытое письмо, обращённое «к коллегам и всем гражданам Украины» (http://www.colta.ru/news/1364). «Мы, как и вы, чувствуем себя частью единой европейской цивилизации – и политические силы, которые стремятся отторгнуть нас с вами от неё, вызывают у нас тот же гнев, что и у вас», – пишут поэты и редакторы.
Кто же стремится отторгнуть поэтов и редакторов от единой европейской цивилизации? Исходя из значения слова «отторгнуть» («не принять, отвергнуть»), можно подумать, что сама европейская цивилизация и стремится. Ну, как отторгает организм не прижившийся трансплантат. Но – нет.
«Нам горько от того, что сегодня вы вынуждены думать о России как о грубой и вероломной силе, желающей подмять под себя другие народы, а не как о родине бесценных культурных богатств и интеллектуальных возможностей», – пишут дальше редакторы.
И поэты подхватывают: «Поверьте, для многих в России Украина – не заблудшая овца, которую нужно на аркане тянуть обратно в общий хлев, а равная по духу страна». Вот какой там плюрализм у них. Одни говорят «родина культурных богатств», другие – «общий хлев». Мы такие разные, а всё-таки мы вместе. Игорь Сатановский из Нью-Йорка и Аркадий Штыпель из Москвы, Андрей Грицман из Нью-Йорка и Лев Рубинштейн из Москвы, Алексей Цветков из Нью-Йорка и Наталья Санникова из Каменск-Уральского. Ономастика и топонимика единой европейской цивилизации...
И всё это общий хлев, являющийся родиной богатств, стремится отторгнуть! Хотя всякому разумному человеку понятно, что отторгнуть как раз бы надо богатства у общего хлева. И желательно не только культурные.
Заканчивается письмо так: «Ваша борьба за право выбора своего пути обещает быть трудной – но мы надеемся на ваш успех: он стал бы для нас знаком того, что и мы, в России, можем отстоять наши права и свободы».
Вот, собственно, и всё письмо. Написанное на изысканном редакторском канцелярите («отторгнуть от», «борьба за право выбора», «свобод» во множественном числе и т.д.), оно нуждается если не в дополнительном переводе на язык хлева и аркана, то хотя бы в истолковании – что сказать-то хотели?
Хотели сказать следующее: отделение Украины послужит политическому ослаблению России, об этом говорили многие выдающиеся умы единой европейской цивилизации – от Бисмарка до Бжезинского. Этим ослаблением мы, поэты и редакторы, рассчитываем воспользоваться, и поэтому желаем украинским беспорядкам успеха.
В ослабленном организме хорошо плодятся бактерии. Здоровый организм их «отторгает», и это вызывает у них гнев. Как говорил один мой знакомый, «когда стране плохо, хорошим людям в ней тоже плохо, а плохим – хорошо». Плохие тогда начинают реализовывать свои права и свободы, то есть пользоваться её богатствами сообразно интеллектуальным возможностям.
Когда стране хорошо, это у них почему-то не получается. Вдохновения нет.
РУССКИЙ ИСХОД
Елена САРКИСОВА
04.12.2013
В Ставропольском крае стремительно меняется национальный состав. Доля русских уменьшается, а выходцев из республик Северного Кавказа становится все больше. В приграничных районах это приобрело характер настоящего этнического бедствия.
Некогда исконно русские села и казачьи станицы меняют свое лицо, в жизненный уклад привносятся несвойственные славянскому региону обычаи и нравы. Приезжие захватывают ключевые позиции в правоохранительных органах, здравоохранении, бизнесе. Не надеясь на улучшение ситуации, многие жители края торопятся продать жилье и уехать в глубь России. Из охваченного тревожными ожиданиями края — репортаж корреспондента «Культуры».

Вместо пролога
Апрель 1991-го. Борис Ельцин еще не взобрался на танк, а только собирается стать первым президентом России. В рамках избирательной кампании он приехал в тогда еще единую Чечено-Ингушскую АССР, в станицу Троицкая. Не зная, что незадолго до этого здесь произошла трагедия. Убили русского мальчишку. 17-летний Виктор Типайлов шел по улице с двумя одноклассницами. Привязалась группа кавказцев, стали оскорблять девушек. Парень вступился — его пырнули ножом. И уехали. Местная милиция, состоящая в основном из кавказцев, искать убийц не спешила.
— Когда приехал Ельцин, мы хотели рассказать ему, что произошло, хотели добиться от него наведения порядка и наказания преступников, — вспоминает бывшая жительница Троицкой Надежда Ивановна Коноплина.  — На площади собралось много народу, в станице жило пять тысяч русских, да еще из соседних сел приехали. Ельцин обвел толпу осоловелыми глазами и сказал: «Вы — чеченцы? Ингуши? Берите суверенитета, сколько хотите!» Вокруг Ельцина стояли чиновники из Грозного, конечно, они знали об убийстве и не дали нам даже протиснуться к нему.
Ельцин уехал. Через несколько дней, на Пасху, ударом ножа был убит атаман Сунженского отдела Терского казачьего войска, авторитетный и уважаемый человек, Александр Подколзин. А спустя еще три недели, 27 апреля 1991 года в Троицкой случилось такое, что о станице узнала вся страна.
Гуляли казачью свадьбу. Неожиданно подъехали на «камазах» незнакомые кавказцы и стали приставать к девушкам. Мужчины наподдавали хулиганам. Через несколько часов те вернулись с оружием. Перекрыли все выезды из Троицкой, гоняли по опустевшим улицам, стреляли в окна. Тех, кто вставал на пути, убивали.
ДРУГАЯ МОСКВА: ГДЕ ПОЛЕ БИТВЫ – СЕРДЦА ЛЮДЕЙ
Ирина АНДРЕЕВА
02.12.2013
«Сердечно поздравляем с победой и приглашаем в Москву на вручение призов», – гласило письмо Союза писателей России. Ещё в прошлом году сын отправил свои сочинения и стихотворение на конкурс. И вот результат. Отправляясь в качестве сопровождающей в столицу, и не предполагала, что открою для себя другую Москву. Не ту экранную, где телепузики сношаются в искусственных загонах, а от словесного и телесного эксгибиционизма моральных извращенцев, что мнят себя героями нашего времени, тошнит не по-детски; где один телеканал напоминает бесконечный фильм ужасов, а второй развлекает до кровавых слёз. Это была одухотворенная, православная Москва, проникнутая тревогой за сохранение духовных и нравственных ценностей русского народа, за возрождение духа патриотизма и единения. Москва, которая борется за умы, сердца и души людей.
В IX международном литературно-художественном конкурсе "Гренадеры, вперёд!" приняли участие дети из 75 регионов нашей страны, а также из Украины, Белоруссии, Казахстана, Франции. Ребята прислали более 13 тысяч работ. Награждение проходило в здании на Комсомольском проспекте, где расположен Союз писателей России. На сцену конференц-зала, чтобы поздравить ребят, поднимались председатель Союза писателей России и председатель конкурса Валерий Николаевич Ганичев, заместитель министра культуры РФ Григорий Петрович Ивлиев, знаменитый полярник Артур Николаевич Чилингаров, Герои России Николай Федорович Гаврилов, Сергей Анатольевич Липовой, Игорь Викторович Вотинцев, Сергей Дмитриевич Коновалов, актеры Михаил Иванович Ножкин, Юрий Владимирович Назаров, Михаил Иванович Самохвалов, Людмила Ивановна Мальцева и многие-многие другие.
Марина Валериевна Ганичева зачитывала отрывки из сочинений и стихотворений детей, в которых они показали удивительные образцы творчества, которые свидетельствуют об осознанной любви к Отечеству, восхищении подвигами своих предков, дедов, прадедов и отцов, Они написали, рассказали и показали, что вокруг них живут добрые люди, что жизнь нашего Отечества – это, прежде всего, преемственность поколений в добром деле.
ПРОВОКАТОРЫ В ОДЕЖДАХ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ
Святослав ИВАНОВ
02.12.2013
С 29 октября по 4 ноября в Воронеже прошел Фестиваль актуального научного кино «360 градусов». Как было объявлено, воронежцам показали «лучшие фильмы о науке, снятые в мире за минувший год». Фестиваль "360°" проводится Политехническим музеем в Москве, а потом благодаря Школе эффективных коммуникаций «Репное» (совет этой школы возглавляет владелец крупного мебельного холдинга «Ангстрем» Геннадий Чернушкин, баллотировавшийся на выборах главы города Воронежа, но в последний момент снявший свою кандидатуру) уже во второй раз переезжает в Воронеж. В столице III Международный фестиваль актуального научного кино 360˚ прошел с 10 по 17 октября 2013 года. О том, что фестиваль имеет свою, мягко говоря, странную специфику видно из его московской аннотации. «Хотя наука стремительнее, чем когда-либо, двигается вперед, сказано в ней, она в основном вызывает у нас все те же две эмоции, что и тысячу лет назад: восторженное удивление перед прогрессом и страх, что прогресс приведет нас к катастрофе, если не к уничтожению. Но если раньше тревога была сильнее оптимизма, то взгляд в настоящее и будущее, которое оно нам готовит, из 2013-го года оказывается неожиданно позитивным. Есть два фильма фестиваля, где общая идея выражена лучше всего. Это трилогия Годфри РЕДЖИО "Кацци», где под магическую музыку Филиппа ГЛАССА показана жизнь цивилизаций: беспорядочное существование стран первого мира, удивительные обычаи традиционных племен и то совершенно новое будущее, которое нам обещает их окончательное слияние. И фильм "Неверующие" про ученых Ричарда ДОКИНЗА и Лоуренса КРАУССА, знаменитых своим крестовым походом против религии, которые гастролируют по всему миру и рассказывают, как наука опровергает существование Бога».

«Неверующий» как общая идея

Напомним, что принадлежащий государству Политехнический – главный национальный музей истории науки и техники России. И какое отношение к науке имеет чьи-то страхи перед будущим и воинствующий атеизм – непонятно. Но еще более удивительно читать сообщение программного директора фестиваля "360 градусов" в Москве Ирины Белых: «Российских картин в конкурсе на сей раз не было…» То есть, фестиваль не имеет никакого отношения и к отечественной науке?..
А открыла секрет фестиваля на презентации в Воронеже директор Политехнического музея Юлия Шахновская: « Некоторое время назад, …мы начали пробовать разные формы, иногда странные, такие как «Политеатр» совместно с Эдуардом Бояковым, для того чтобы попытаться новым словом и новым языком разговаривать с нашей аудиторией, которая сильно помолодела за последние годы и попытаться доносить научное знание, и не только научное, но и вообще любое знание всеми доступными форматами. Вот так появилась идея с кинофестивалем».
Как говорится, наш пострел (ректор Воронежской академии искусств, Эдуард Бояков), везде поспел. С некоторых пор Бояков, выступающий за легализацию проституции в России, который намерен вопрос об однополых браках «поднять на территории… культуры», определяет культурную политику в Воронежской области. До этого вместе с Маратом Гельманом он реформировал культуру Перми. В современной России, к сожалению, бояковщина вездесуща, как вирус гриппа в осенне-зимний период.
Однако запомним, что фестиваль не ставит себе задачу нести именно научные знания. А под любым знанием вообще, в наше время, очень легко камуфлируется нужная организаторам идеология и пропаганда. И не случайно именно «Неверущий» выбран в качестве одного из центральных фильмов «фестиваля, где общая идея выражена лучше всего».
Показ его в Воронеже на главной площадке фестиваля в кинотеатре «Спартак», сопровождала дискуссия, руководил которой, профессор ВГУ, член Совета Школы «Репное» доктор физико-математических наук, профессор кафедры «Финансы и кредит» Воронежского госуниверститета, прозаик, автор нескольких романов Марк Берколайко. А дальше мы предоставим слово нашему читателю, письмо которого собственно и побудило нас обратить внимание на фестиваль "360 градусов".
ЕВРОПА — НЕ ПРЕДЕЛ МЕЧТАНИЙ, А КЛАДБИЩЕ НАРОДОВ
Александр САМСОНОВ
02.12.2013
Многовековая болезнь русской интеллигенции — европофилия (западничество). В XX веке она поразила массы, мечтавшие жить «красиво», как в Западной Европе. Они не видели, да и не хотели видеть, что Европа больна и умирает. Вымирание коренного белого населения, отказ от национальных культур, доминирование американской эрзац-культуры и массовая миграция арабов, африканцев и азиатов уже почти поставили крест на Европе, которую мы видели в фильмах 1960-1980-х годов.
Печальную будущность Европы в очередной раз показывают весьма интересные высказывания председателя Европейского совета Хермана ван Ромпёя. Этот общеевропейский политический деятель, выступая в Берлине по случаю 24-й годовщины падения Берлинской стены, призвал переосмыслить географические и демографические параметры Европейского Союза и забыть про возможность восстановления национальной идентичности. По его мнению, понятия «народ» и «родина» должны оказаться на свалке истории. Помнится, столь же радикально действовали революционеры во Франции в конце XVIII, которые вместе с монархией хотели отменить и традиционную религию, создать культ почитания «Верховного Существа» и т. д. В России после революции 1917 года революционеры-троцкисты строили планы по воспитанию «нового человека», свободного от «старых» ценностей, в том числе традиционной семьи.
«Мы сталкиваемся с вызовом, и это наша открытая география, которая не даёт Европе становиться родиной или родным местом, — говорит председатель Европейского совета. — Каждый раз, когда Европа растёт, мы говорим новым гражданам: добро пожаловать в клуб! Очевидно, что постоянное расширение смешивает политические и географические идентичности».
Таким образом, первое лицо европейской бюрократии предлагает забыть о «старомодной» родине и самобытном национальном укладе.
Одновременно Херман ван Ромпёй обвинил в популизме политических деятелей, которые делают попытки сохранить национальную идентичность. «Всё это популизм — источник гнева и негодования, надежда на восстановление идентичности, иллюзия, что, закрыв двери, можно повернуть время назад, ложь, что в период глобализации можно выжить без особых усилий, — считает высокопоставленный чиновник ЕС. — Те, кто думает, что их страна может выжить сама по себе, живут в иллюзиях. Популизм и национализм не могут быть ответами на вызовы нашего времени».
1 ... 2 ... 3 ... 4 ... 5 ... 6 ... 7 ... 8 ... 9 ... 10 ... 11 ... 12 ... 13 ... 14 ... 15 ... 16 ... 17 ... 18 ... 19 ... 20 ... 21 ... 22 ... 23 ... 24 ... 25 ... 26 ... 27 ... 28 ... 29 ... 30 ... 31 ... 32 ... 33 ... 34 ... 35 ... 36 ... 37 ... 38 ... 39 ... 40 ... 41 ... 42 ... 43 ... 44 ... 45 ... 46 ... 47