Советуем прочитать  
ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА НАД ПРОПАСТЬЮ
Александр КОЛОТИЛО
10.12.2013
В столице Украины Киеве возле Бессарабской площади 8 декабря был снесён памятник Владимиру Ильичу Ленину. «От души» покуражились националисты над изваянием. Смотрел я на эти кадры, и было невыносимо больно. Больно от того, что вот уже более четверти века оголтелые националистические последыши Бандеры и вояк из 14-й гренадёрской дивизии СС «Галичина» толкают народ братского государства в пропасть ненависти к России, «москалям», «московщине». Мне вспомнилось, как сносили памятник В.И. Ленину во Львове в начале 90-х прошлого века. Об этом я и хочу рассказать. Парадокс Гегеля: «История учит человека тому, что человек ничему не учится из истории». Вандалы рвутся в Евросоюз… Наследники фашистских прихвостней рассуждают о свободе и демократии… Да, что-то в этом мире стало не так…
В 1992 году я, подполковник, старший преподаватель кафедры журналистики Львовского высшего военно-политического училища, отказался принимать украинскую присягу. Видя, что у меня фамилия оканчивается на «о», представители комиссии только что сформированного министерства обороны Украины, которую возглавлял «щирый» генерал-майор Ю. Прокофьев, предложили продолжить службу в их вооружённых силах. Я категорически отказался, хотя у меня уже была во Львове трёхкомнатная квартира, и терять её не хотелось. Многие именно из-за жилья и остались, не надеясь в те годы всеобщего развала получить его на новом месте службы. Надо признаться, говорили они со мной очень уважительно и тактично. Возможно, это произошло ещё и потому, что накануне им всё накипевшее на душе высказал подполковник Александр Марков. Слово «высказал» вряд ли подходит к описанию той ситуации, которая произошла во время беседы уже изменившими военной присяге представителями украинской армии с русским офицером. Он устроил членам комиссии такой разбор, что они и краснели, и бледнели и, в общем, не знали, куда деться. Короче, в кабинете разыгралась чуть ли не настоящая «коррида». Поэтому наученные горьким опытом, члены комиссии отнеслись ко мне с большой осторожностью: кто знает, чего можно было ожидать от бывшего «афганца», да ещё и десантника.
Я не стал говорить о том, что у меня осталось понятие о чести офицера, усвоенное ещё в стенах Московского суворовского военного училища. Промолчал и о том, что уже давно был на примете у националистов.
Летом 1991 года под Бродами установили стелу в память о сечевых стрельцах из 14-й гренадерской дивизии СС «Галичина», которую в 1944 году наступающие части Красной Армии разгромили в пух и прах. И вот на церемонии открытия памятника выступал мэр Дрогобыча (Львовская область) некий пан Глубиш. Он представился (помню дословно) «сыном и внуком сечевого стрельца». Его речь была пронизана ненавистью к «москалям», оратор грозил нам всеми карами, собирался «москальскую сволочь» бросить в яму и вообще стереть с лица земли. Речь этого пана меня очень задела. И я написал открытое письмо в газету «Львовская правда», где дал резкую отповедь узколобому националисту. Отвечал я этому Глубишу не как офицер Советской Армии, а как частное лицо. И потому мог не церемониться. «Я, – говорилось в моём письме, – в Афганистане зря не стрелял. В определенной ситуации мог бы пожалеть душмана, но доведись воевать с такими, как вы, пан Глубиш, вас не пощажу, ибо из-за таких отъявленных националистов могут погибнуть сотни и сотни невинных людей…» Моя корреспонденция была опубликована аккурат в тот самый день, когда неизвестные патриоты взорвали эту только что возведенную стелу в память о западноукраинских эсэсовцах. Каким-то образом сие событие связали и со мной. Позже письмо перепечатала центральная украинская газета в Киеве. Это ещё больше утвердило националистов в том, что здесь дело нечисто. Видимо, решили они, письмо в газеты писала не моя рука, а «рука Москвы».
«ЕВРОМАЙДАНУТОЕ» ТВ
Олег МОНОМАХ
09.12.2013
Время от времени мы вспоминаем слова профессора Преображенского из «Собачьего сердца» в отношении чтения газет перед обедом. Вот и ныне надо сказать: «Не включайте украинские новостные каналы! Это очень вредно для совести. Там почти нет новостей, и правды нет!»
Как?! – спросите вы. - А что же есть?
Судите сами, на всех ТВ-каналах – шквалом! – «одобрям-с» голубому майдану, «шалом» – путчу.
Нет, несут они в народ не правду, но втюхивают кривобокую правдёшку, убогую, пучеглазую, колченогую; вкачивают в извилины варево, настоянное на лжи. Жижа эта, как мы понимаем, варганится на общей политической кухне «наших» миллиардеров-олигархов, в их «министерстве правды».
У Оруэлла в его романе, как вы помните, для промывки мозгов используется Телекран, который имеется в каждом доме. Вот и у нас фактически – он же, телекран, телеящик – орудие для промывки мозгов ядовитыми оранжевыми водами.
Цель – великое потрясение, возможно, превосходящее все, вместе взятые, потрясения «арабской весны».
США и Европейский союз в теме и в доле.
Повестка дня сформулирована и озвучена. Вариант для внутреннего пользования: «Валить бандитский режим Януковича!» Вариант для европейского чиновника: «Восстание против диктатуры и насилия Януковича».
Люди, которых выманили на майданы, не в теме и не в доле. Они уверены, что голос гнева их вывел на майдан. Не допускают мысли, что они марионетки, которых используют люди им неведомые, используют для достижения своих особых целей.
«Плутократы» (от «богатство + правление»). Это слово точно передаёт суть наших закулисных вождей. Как учит «Брокгауз и Ефрон», термин «плутократия» чаще «употребляется по отношению к государствам, где богатые классы, не имея формальных преимуществ, гарантированных законом, фактически пользуются преобладающим влиянием на выборы и вообще на ход государственной жизни». Это про нас. Не в бровь, а в глаз. В русском языке это симпатичное слово придаёт явлению дополнительную, уточняющую окраску.
РОССИЙСКИЕ СООТЕЧЕСТВЕННИКИ - ПУТИНУ: МИД РФ ПРЕДАЛ РУССКИХ МОЛДАВИИ
ИА REGNUM
06.12.2013
В редакцию ИА REGNUM поступили тексты писем, которые организации российских соотечественников в Молдавии направили руководству России и в МИД РФ относительно ситуации сложившейся во взаимодействии этих организаций с посольством России в Кишиневе.
Первое письмо датировано 22 февраля 2013 года, подписано председателем Конгресса русских общин Молдавии Валерием Клименко и было адресовано курирующему молдавское направление замглавы МИД РФ Григорию Карасину. Не дождавшись реакции от МИД РФ, организации российских соотечественников 5 ноября написали второе письмо, на этот раз адресованное президенту России Владимиру Путину. Подписи под ним поставили более 20 руководителей организаций соотечественников, включая председателя Конгресса русских общин Валерия Клименко, директора Русского интеллектуального центра Елену Буракову, директора Дома русской музыки в Молдавии Ольгу Вознюк, председателя Ассоциации русских писателей Молдавии Олесю Рудягину, заместителя председателя Конгресса русских общин Бориса Шаповалова и др.
В распространенном в Москве и поступившем в редакцию ИА REGNUM бумажном оригинале письма также присутствует подпись председателя Лиги русской молодежи Молдавии Виктора Калашникова. В то же время в самой организации ИА REGNUM 5 декабря (месяц спустя) заявили, что не подписывали документ. Один из инициаторов обращения Валерий Клименко рассказал, что на момент написания заявления лидер Лиги русской молодежи Виктор Калашников был в командировке и по этой причине не поставил свою подпись под документом.
Ниже ИА REGNUM публикует текст обоих писем полностью, без изменений и с сохранением оригинальной орфографии и пунктуации. Кроме того, ИА REGNUM намерено отправить официальный запрос в МИД РФ с целью получить комментарий по сложившейся ситуации.

"Статс-секретарю -
заместителю Министра иностранных дел
Российской Федерации
Г.Б. Карасину

Уважаемый Григорий Борисович!
От имени российских соотечественников, проживающих в Молдове и Приднестровье, хочу искренне поблагодарить руководство Министерства иностранных дел Российской Федерации за поддержку нашей инициативы по награждению "Орденом Дружбы" бывшего Посла Российской Федерации в Республике Молдова В.И. Кузьмина. Он действительно это заслужил. Пребывая на столь высоком посту, В.И. Кузьмин сделал очень многое для укрепления политических, культурных и гуманитарных позиций России в Молдове. Мы тепло и с благодарностью вспоминаем о нем.
А теперь о другом - причинах, побудивших меня написать Вам это письмо. С апреля 2012 года российскую дипмиссию в Молдове возглавил Ф.М. Мухаметшин. Нам представляется, что это назначение - большая ошибка высшего руководства России. В подтверждение этого, может быть и резкого, но справедливого вывода, я позволю себе говорить только о фактах. Их совокупность и стала основанием для такого суждения.
ОТР: В ОТСУТСТВИИ НАПРАВЛЕНИЯ
Олег ПУХНАВЦЕВ
05.12.2013
Созданию Общественного телевидения России предшествовала целая политическая интрига. Два года назад возникла инициативная группа либерально мыслящих деятелей, которая начала создавать различные информационные поводы (пресс-конференции, дискуссии, круглые столы) для обсуждения проблематики, не казавшейся на тот момент самой актуальной. Обществу стали методично доказывать, что ему необходимо «общественное телевидение».
Спикерами инициативы, предполагающей серьёзные государственные траты, выступили в том числе Михаил Федотов, Наталья Синдеева, Даниил Дондурей… И не то чтобы они проявляли к будущему ОТ гастрономический интерес, но было всё-таки в их взгляде и повадке нечто хищное. Как будто сытый прайд ещё не успел переварить предыдущую добычу, а на горизонте уже замаячило отбившееся от стада копытное. И вот сидят они за круглым столом в Доме журналистов и вяло обсуждают – охотиться или нет...
Аргументация в пользу создания Общественного телевидения практически совпала с лозунгами происходивших тогда «болотных» событий, пусть и в несколько сглаженных формулировках. А вот план практической реализации проекта оказался поистине радикальным. Предлагалось, например, сделать Общественное телевидение на базе ВГТРК. Ну, чтобы государство отдало некоему новому ОТ инфраструктуру всей своей огромной государственной телерадиокомпании. На вопрос «кто именно станет получателем средств и технологической базы?» идеологи отмахивались: мол, сейчас это не так важно… Предлагались и другие экзотические схемы, концепции, различные способы формирования руководящей структуры, однако в результате таинственных закулисных процессов начальником канала был назначен Анатолий Лысенко, и всем сразу стало грустно.
Одним – потому что в этой фигуре не виделось достаточного «болотного» энтузиазма, другим – в связи с профессиональной биографией Анатолия Григорьевича, его несомненными успехами по идеологическому обеспечению перестроечных процессов, завершившихся развалом СССР.
Сейчас, когда канал ОТР уже активно вещает, просто невозможно не вспомнить о прошлом и его руководителя, и, конечно, истоках самого проекта. Невозможно не вспомнить, что телевидение это задумывалось как мощный либеральный медиапроект, что план создания такого СМИ оказался как будто бы сорван. Упомянутые обстоятельства и есть точка отсчёта для анализа процессов, происходящих сегодня на Общественном телевидении России.
В этой связи, конечно, интереснее всего политический пафос возникшего канала (а таковой присутствует у любого СМИ). Значит, необходимо выделить информационную нишу, в которой политическая составляющая проявляется в наибольшей степени. На ОТР – это программа с оригинальным названием «Прав? Да!».
Не будем останавливаться подробно на теме сомнительности нейминга (в котором слышится отзвук перестроечного ТВ с его манерным фальшивым задором) и обратимся к главной персоне программы, ведущему Павлу Шеремету.
Появление этого журналиста в команде ОТР само по себе событие знаковое, учитывая его, мягко скажем, неоднозначную репутацию. Чтобы не превращать статью в биографический очерк о Шеремете, упомянем вскользь лишь некоторые моменты.
ПИСЬМО МИКРОБОВ СКВОЗНЯКУ
Лев ПИРОГОВ
05.12.2013
Тридцать два «поэта и редактора» (милое самоопределение по принципу «и ещё немножко шью на дому») подписали открытое письмо, обращённое «к коллегам и всем гражданам Украины» (http://www.colta.ru/news/1364). «Мы, как и вы, чувствуем себя частью единой европейской цивилизации – и политические силы, которые стремятся отторгнуть нас с вами от неё, вызывают у нас тот же гнев, что и у вас», – пишут поэты и редакторы.
Кто же стремится отторгнуть поэтов и редакторов от единой европейской цивилизации? Исходя из значения слова «отторгнуть» («не принять, отвергнуть»), можно подумать, что сама европейская цивилизация и стремится. Ну, как отторгает организм не прижившийся трансплантат. Но – нет.
«Нам горько от того, что сегодня вы вынуждены думать о России как о грубой и вероломной силе, желающей подмять под себя другие народы, а не как о родине бесценных культурных богатств и интеллектуальных возможностей», – пишут дальше редакторы.
И поэты подхватывают: «Поверьте, для многих в России Украина – не заблудшая овца, которую нужно на аркане тянуть обратно в общий хлев, а равная по духу страна». Вот какой там плюрализм у них. Одни говорят «родина культурных богатств», другие – «общий хлев». Мы такие разные, а всё-таки мы вместе. Игорь Сатановский из Нью-Йорка и Аркадий Штыпель из Москвы, Андрей Грицман из Нью-Йорка и Лев Рубинштейн из Москвы, Алексей Цветков из Нью-Йорка и Наталья Санникова из Каменск-Уральского. Ономастика и топонимика единой европейской цивилизации...
И всё это общий хлев, являющийся родиной богатств, стремится отторгнуть! Хотя всякому разумному человеку понятно, что отторгнуть как раз бы надо богатства у общего хлева. И желательно не только культурные.
Заканчивается письмо так: «Ваша борьба за право выбора своего пути обещает быть трудной – но мы надеемся на ваш успех: он стал бы для нас знаком того, что и мы, в России, можем отстоять наши права и свободы».
Вот, собственно, и всё письмо. Написанное на изысканном редакторском канцелярите («отторгнуть от», «борьба за право выбора», «свобод» во множественном числе и т.д.), оно нуждается если не в дополнительном переводе на язык хлева и аркана, то хотя бы в истолковании – что сказать-то хотели?
Хотели сказать следующее: отделение Украины послужит политическому ослаблению России, об этом говорили многие выдающиеся умы единой европейской цивилизации – от Бисмарка до Бжезинского. Этим ослаблением мы, поэты и редакторы, рассчитываем воспользоваться, и поэтому желаем украинским беспорядкам успеха.
В ослабленном организме хорошо плодятся бактерии. Здоровый организм их «отторгает», и это вызывает у них гнев. Как говорил один мой знакомый, «когда стране плохо, хорошим людям в ней тоже плохо, а плохим – хорошо». Плохие тогда начинают реализовывать свои права и свободы, то есть пользоваться её богатствами сообразно интеллектуальным возможностям.
Когда стране хорошо, это у них почему-то не получается. Вдохновения нет.
РУССКИЙ ИСХОД
Елена САРКИСОВА
04.12.2013
В Ставропольском крае стремительно меняется национальный состав. Доля русских уменьшается, а выходцев из республик Северного Кавказа становится все больше. В приграничных районах это приобрело характер настоящего этнического бедствия.
Некогда исконно русские села и казачьи станицы меняют свое лицо, в жизненный уклад привносятся несвойственные славянскому региону обычаи и нравы. Приезжие захватывают ключевые позиции в правоохранительных органах, здравоохранении, бизнесе. Не надеясь на улучшение ситуации, многие жители края торопятся продать жилье и уехать в глубь России. Из охваченного тревожными ожиданиями края — репортаж корреспондента «Культуры».

Вместо пролога
Апрель 1991-го. Борис Ельцин еще не взобрался на танк, а только собирается стать первым президентом России. В рамках избирательной кампании он приехал в тогда еще единую Чечено-Ингушскую АССР, в станицу Троицкая. Не зная, что незадолго до этого здесь произошла трагедия. Убили русского мальчишку. 17-летний Виктор Типайлов шел по улице с двумя одноклассницами. Привязалась группа кавказцев, стали оскорблять девушек. Парень вступился — его пырнули ножом. И уехали. Местная милиция, состоящая в основном из кавказцев, искать убийц не спешила.
— Когда приехал Ельцин, мы хотели рассказать ему, что произошло, хотели добиться от него наведения порядка и наказания преступников, — вспоминает бывшая жительница Троицкой Надежда Ивановна Коноплина.  — На площади собралось много народу, в станице жило пять тысяч русских, да еще из соседних сел приехали. Ельцин обвел толпу осоловелыми глазами и сказал: «Вы — чеченцы? Ингуши? Берите суверенитета, сколько хотите!» Вокруг Ельцина стояли чиновники из Грозного, конечно, они знали об убийстве и не дали нам даже протиснуться к нему.
Ельцин уехал. Через несколько дней, на Пасху, ударом ножа был убит атаман Сунженского отдела Терского казачьего войска, авторитетный и уважаемый человек, Александр Подколзин. А спустя еще три недели, 27 апреля 1991 года в Троицкой случилось такое, что о станице узнала вся страна.
Гуляли казачью свадьбу. Неожиданно подъехали на «камазах» незнакомые кавказцы и стали приставать к девушкам. Мужчины наподдавали хулиганам. Через несколько часов те вернулись с оружием. Перекрыли все выезды из Троицкой, гоняли по опустевшим улицам, стреляли в окна. Тех, кто вставал на пути, убивали.
ДРУГАЯ МОСКВА: ГДЕ ПОЛЕ БИТВЫ – СЕРДЦА ЛЮДЕЙ
Ирина АНДРЕЕВА
02.12.2013
«Сердечно поздравляем с победой и приглашаем в Москву на вручение призов», – гласило письмо Союза писателей России. Ещё в прошлом году сын отправил свои сочинения и стихотворение на конкурс. И вот результат. Отправляясь в качестве сопровождающей в столицу, и не предполагала, что открою для себя другую Москву. Не ту экранную, где телепузики сношаются в искусственных загонах, а от словесного и телесного эксгибиционизма моральных извращенцев, что мнят себя героями нашего времени, тошнит не по-детски; где один телеканал напоминает бесконечный фильм ужасов, а второй развлекает до кровавых слёз. Это была одухотворенная, православная Москва, проникнутая тревогой за сохранение духовных и нравственных ценностей русского народа, за возрождение духа патриотизма и единения. Москва, которая борется за умы, сердца и души людей.
В IX международном литературно-художественном конкурсе "Гренадеры, вперёд!" приняли участие дети из 75 регионов нашей страны, а также из Украины, Белоруссии, Казахстана, Франции. Ребята прислали более 13 тысяч работ. Награждение проходило в здании на Комсомольском проспекте, где расположен Союз писателей России. На сцену конференц-зала, чтобы поздравить ребят, поднимались председатель Союза писателей России и председатель конкурса Валерий Николаевич Ганичев, заместитель министра культуры РФ Григорий Петрович Ивлиев, знаменитый полярник Артур Николаевич Чилингаров, Герои России Николай Федорович Гаврилов, Сергей Анатольевич Липовой, Игорь Викторович Вотинцев, Сергей Дмитриевич Коновалов, актеры Михаил Иванович Ножкин, Юрий Владимирович Назаров, Михаил Иванович Самохвалов, Людмила Ивановна Мальцева и многие-многие другие.
Марина Валериевна Ганичева зачитывала отрывки из сочинений и стихотворений детей, в которых они показали удивительные образцы творчества, которые свидетельствуют об осознанной любви к Отечеству, восхищении подвигами своих предков, дедов, прадедов и отцов, Они написали, рассказали и показали, что вокруг них живут добрые люди, что жизнь нашего Отечества – это, прежде всего, преемственность поколений в добром деле.
ПРОВОКАТОРЫ В ОДЕЖДАХ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ
Святослав ИВАНОВ
02.12.2013
С 29 октября по 4 ноября в Воронеже прошел Фестиваль актуального научного кино «360 градусов». Как было объявлено, воронежцам показали «лучшие фильмы о науке, снятые в мире за минувший год». Фестиваль "360°" проводится Политехническим музеем в Москве, а потом благодаря Школе эффективных коммуникаций «Репное» (совет этой школы возглавляет владелец крупного мебельного холдинга «Ангстрем» Геннадий Чернушкин, баллотировавшийся на выборах главы города Воронежа, но в последний момент снявший свою кандидатуру) уже во второй раз переезжает в Воронеж. В столице III Международный фестиваль актуального научного кино 360˚ прошел с 10 по 17 октября 2013 года. О том, что фестиваль имеет свою, мягко говоря, странную специфику видно из его московской аннотации. «Хотя наука стремительнее, чем когда-либо, двигается вперед, сказано в ней, она в основном вызывает у нас все те же две эмоции, что и тысячу лет назад: восторженное удивление перед прогрессом и страх, что прогресс приведет нас к катастрофе, если не к уничтожению. Но если раньше тревога была сильнее оптимизма, то взгляд в настоящее и будущее, которое оно нам готовит, из 2013-го года оказывается неожиданно позитивным. Есть два фильма фестиваля, где общая идея выражена лучше всего. Это трилогия Годфри РЕДЖИО "Кацци», где под магическую музыку Филиппа ГЛАССА показана жизнь цивилизаций: беспорядочное существование стран первого мира, удивительные обычаи традиционных племен и то совершенно новое будущее, которое нам обещает их окончательное слияние. И фильм "Неверующие" про ученых Ричарда ДОКИНЗА и Лоуренса КРАУССА, знаменитых своим крестовым походом против религии, которые гастролируют по всему миру и рассказывают, как наука опровергает существование Бога».

«Неверующий» как общая идея

Напомним, что принадлежащий государству Политехнический – главный национальный музей истории науки и техники России. И какое отношение к науке имеет чьи-то страхи перед будущим и воинствующий атеизм – непонятно. Но еще более удивительно читать сообщение программного директора фестиваля "360 градусов" в Москве Ирины Белых: «Российских картин в конкурсе на сей раз не было…» То есть, фестиваль не имеет никакого отношения и к отечественной науке?..
А открыла секрет фестиваля на презентации в Воронеже директор Политехнического музея Юлия Шахновская: « Некоторое время назад, …мы начали пробовать разные формы, иногда странные, такие как «Политеатр» совместно с Эдуардом Бояковым, для того чтобы попытаться новым словом и новым языком разговаривать с нашей аудиторией, которая сильно помолодела за последние годы и попытаться доносить научное знание, и не только научное, но и вообще любое знание всеми доступными форматами. Вот так появилась идея с кинофестивалем».
Как говорится, наш пострел (ректор Воронежской академии искусств, Эдуард Бояков), везде поспел. С некоторых пор Бояков, выступающий за легализацию проституции в России, который намерен вопрос об однополых браках «поднять на территории… культуры», определяет культурную политику в Воронежской области. До этого вместе с Маратом Гельманом он реформировал культуру Перми. В современной России, к сожалению, бояковщина вездесуща, как вирус гриппа в осенне-зимний период.
Однако запомним, что фестиваль не ставит себе задачу нести именно научные знания. А под любым знанием вообще, в наше время, очень легко камуфлируется нужная организаторам идеология и пропаганда. И не случайно именно «Неверущий» выбран в качестве одного из центральных фильмов «фестиваля, где общая идея выражена лучше всего».
Показ его в Воронеже на главной площадке фестиваля в кинотеатре «Спартак», сопровождала дискуссия, руководил которой, профессор ВГУ, член Совета Школы «Репное» доктор физико-математических наук, профессор кафедры «Финансы и кредит» Воронежского госуниверститета, прозаик, автор нескольких романов Марк Берколайко. А дальше мы предоставим слово нашему читателю, письмо которого собственно и побудило нас обратить внимание на фестиваль "360 градусов".
ЕВРОПА — НЕ ПРЕДЕЛ МЕЧТАНИЙ, А КЛАДБИЩЕ НАРОДОВ
Александр САМСОНОВ
02.12.2013
Многовековая болезнь русской интеллигенции — европофилия (западничество). В XX веке она поразила массы, мечтавшие жить «красиво», как в Западной Европе. Они не видели, да и не хотели видеть, что Европа больна и умирает. Вымирание коренного белого населения, отказ от национальных культур, доминирование американской эрзац-культуры и массовая миграция арабов, африканцев и азиатов уже почти поставили крест на Европе, которую мы видели в фильмах 1960-1980-х годов.
Печальную будущность Европы в очередной раз показывают весьма интересные высказывания председателя Европейского совета Хермана ван Ромпёя. Этот общеевропейский политический деятель, выступая в Берлине по случаю 24-й годовщины падения Берлинской стены, призвал переосмыслить географические и демографические параметры Европейского Союза и забыть про возможность восстановления национальной идентичности. По его мнению, понятия «народ» и «родина» должны оказаться на свалке истории. Помнится, столь же радикально действовали революционеры во Франции в конце XVIII, которые вместе с монархией хотели отменить и традиционную религию, создать культ почитания «Верховного Существа» и т. д. В России после революции 1917 года революционеры-троцкисты строили планы по воспитанию «нового человека», свободного от «старых» ценностей, в том числе традиционной семьи.
«Мы сталкиваемся с вызовом, и это наша открытая география, которая не даёт Европе становиться родиной или родным местом, — говорит председатель Европейского совета. — Каждый раз, когда Европа растёт, мы говорим новым гражданам: добро пожаловать в клуб! Очевидно, что постоянное расширение смешивает политические и географические идентичности».
Таким образом, первое лицо европейской бюрократии предлагает забыть о «старомодной» родине и самобытном национальном укладе.
Одновременно Херман ван Ромпёй обвинил в популизме политических деятелей, которые делают попытки сохранить национальную идентичность. «Всё это популизм — источник гнева и негодования, надежда на восстановление идентичности, иллюзия, что, закрыв двери, можно повернуть время назад, ложь, что в период глобализации можно выжить без особых усилий, — считает высокопоставленный чиновник ЕС. — Те, кто думает, что их страна может выжить сама по себе, живут в иллюзиях. Популизм и национализм не могут быть ответами на вызовы нашего времени».
МОСКВА. КРЕМЛЬ.ТОВ. ДЕМЕНТЬЕВУ, БУРЛАКУ
Владимир БУШИН
02.12.2013
Газеты сообщают, что в декабре состоится юбилейный концерт, посвященный 85-летию известного поэта Андрея Дементьева. И какой! В Государственном Кремлёвском дворце съездов. Даже суперпопулярные в свое время Евтушенко, Вознесенский и Ахмадулина ни разу не получили хотя бы на троих этот Дворец. Ну, в Лужниках, правда, они выступали да и то впятером-вдесятером, но в этой державной хоромине… А тут – юбиляр-единоличник и на тебе - Дворец съездов. Национальное достояние… И вот уже за месяц началась бойкая многокрасочная реклама…
Позвольте, но юбилей-то, вроде бы, давно миновал. Открываю биографический справочник «Русские писатели ХХ века». Точно! Еще в июле. И был же тогда, помнится, грандиозный концерт по телевидению: Кобзон, Басков, Долина, Жасмин, Сирень, Черемуха, Лопух – всё было… Так что, и этого мало? И вот через полгода закатят ещё один. И где и как – «При поддержке правительства Москвы»! Нет у тов. Собянина других забот? Мало ему пробок на дорогах? Мало ему, что Москву испохабили вывесками на английском. Еще Дементьева на шею себе сажает.
Стараюсь вспомнить, кому из наших писателей правительство оказывало поддержку. Ну, Николай Первый вызволил Пушкина из ссылки в Михайловское, принял в Чудовом монастыре Московского Кремля, освободил от общей цензуры, разрешил работать в архиве, подарил «Полное собрание законов Российской империи», дабы поэт блюл их, после смерти поэта оплатил его долги… Но и натерпелся Александр Сергеевич от царя-батюшки под завязку.
Кому ещё? Да ведь чаще правители ссылали, сажали, запрещали писателей, а их прислужники травили их – того же Пушкина при Александре ссылали то в Одессу и Кишинев, то в Михайловское, Лермонтова – под чеченские пули, Достоевского – в Омский острог, у Толстого в Ясной Поляне учинили обыск, позже слали письма с угрозой убийства, а Иоанн Кронштадтский мечтал увидеть его в гробу и молил Бога устроить это в 32 часа, Горького упекли в Петропавловку, Маяковского - в Бутырки, камере №103… Это в Советское время правители щедро давали писателям премии, ордена, квартиры, машины, заграничные командировки. Тот же Маяковский «земной шар чуть не весь обошел», Эренбург полжизни прожил во Франции, Евтушенко осчастливил своими визитами 94 державы, хотя ни одну не покорил. А переделкинские дачи! А Дома творчества и у моря, и в горах, и в лесах!..
В конце статьи помянутого справочника сказано: «В настоящее время Дементьев живет в Израиле, иногда приезжает в Россию». Так где он ныне-то обитает? Есть ли надежда, что в декабре будет здесь, в России, а не там?
Что ж, еврейская тема вовсе не чужда русской литературе. В той или иной мере и форме, под тем или иным углом зрения её касались многие наши писатели: Пушкин в «Скупом рыцаре», в стихотворении «Христос воскрес, моя Ревекка», Лермонтов – в поэме «Сашка» и в двух «Еврейских мелодиях», Тургенев в рассказе «Жид», Достоевский – в «Дневнике писателя», Чехов – в повести «Степь» и в дневнике, Куприн – в рассказах «Гамбринус», «Жидовка» и в письме к Ф.Д. Батюшкову, Горький – в рассказе «Каин и Артём» (был и фильм), Блок – в дневнике, Маяковский в стихотворении «Ося Фиш» и в беседе с Чуковским («От этого Лурья жизни нет»)… Так что А.Дементьев на свой лад лишь плодотворно продолжает классическую традицию. Но, повторю, где гарантия, что в декабре он не умчится в город-чудо, по заветам которого живет?
Тут в размышлениях о причинах столь запоздалого фейерверка на правительственном уровне приходит мысль и о том, что, может быть, вся эта затея будет провернута в честь не только Дементьева, певца Израиля, персонально, а прежде всего в честь этого государства? Не для того ли недавно приезжал в Москву Натаньяху? Не об этом ли концерте беседовал он с Путиным?
НЕМЫТАЯ РОССИЯ? Информационная война против нашей страны началась ещё во времена Ивана Грозного
Александр КОНДРАШОВ
27.11.2013
Мы с детства привыкли к нашей истории – ужасной, глупой, жестокой, постыдной. Как сказал Сыромятников в известном фильме: «После Петра Первого России на царей не везло». Да, может быть, и было что-то хорошее, но это во времена Ивана Калиты и Дмитрия Донского, а потом – сплошная беспросветность: один царь – параноидальный убийца, как Иван Грозный, другой – патологический идиот, как Павел I, третий… – примерно так нас учили в школе, противопоставляя мрачной истории царизма светлый советский период. А в 90-е наших детей лишили и этого просвета. И стало казаться, что действительно в «этой стране», которую Лермонтов называл «немытой Россией», не может быть ничего хорошего. Ведь ещё Карамзин говорил про «воруют», Гоголь – про две беды: «дураки и дороги», Салтыков-Щедрин – про «патриотизм» и «проворовались», Толстой – про «прибежище негодяев»…
Но говорили ли русские гении такое? А может быть, история нашей страны была гораздо менее постыдной, чем история, скажем, США, Великобритании или Германии? Да и вовсе не ужасной, а героической, достойной того, чтобы школьники ею гордились? Если, конечно, освободить историю от лжи и мифов, которыми её опутали?
А кто опутывал и зачем, кому это было выгодно? В ХVI веке, в ХIХ и сейчас?
На эти вопросы начал отвечать канал «Россия» фильмом Владимира Краснова и Андрея Куренкова «Чёрные мифы о Руси. От Ивана Грозного до наших дней». И то, что о мифах знали историки и учёные, стало достоянием всех.
Было рассказано и про пресловутую «немытость» России, про Анну Ярославну, ставшую королевой Франции, поразившуюся нечистоплотностью и неграмотностью французов в ХI веке. Рассказано и про Ивана Грозного, за всё время царствования которого было казнено народу во много раз меньше, чем Екатериной Медичи за одну только Варфоломеевскую ночь и другими властителями в Германии и Англии того времени. И о создании царём Иваном сильного русского царства, о первом серьёзном столкновении интересов Англии и России. О королеве Елизавете, к которой царь Иван сватался, и о последовавшем шельмовании Ивана Ужасного, как они перевели его русское прозвание.
Много нового телезрители узнали об умелой информационной политике Екатерины Великой и о трагической судьбе её сына, «русского Гамлета», Павла I, о его политике, отнюдь не такой бездарной и бессмысленной, как нас учили в школе. О военно-морской базе на Мальте, о русском присутствии в Средиземном море, о походах Ушакова и Суворова – поразили карикатуры на великого русского полководца в английских газетах. О предполагаемом антибританском союзе России и Франции, о павловских реформах и его «наполеоновских» планах, которые были разрушены заговором. Об участии в нём английского посольства в фильме рассказывал британский историк Доминик Ливен, праправнук предводителя заговорщиков. О том, почему за рубежом укореняются и потом распространяются как достоверные только отрицательные представления о России. О многовековой, непрекращающейся конкуренции между англосаксами и русскими.
А где есть конкуренция империй, столкновения интересов, борьба за ресурсы или территории, там ведутся информационные войны, в которых англосаксы были выдающимися мастерами. И остаются ими по сей день. А те, кто выигрывает информационные войны, добиваются своих целей и без военных действий. Как случилось с СССР, распад которого вызван, думается, не только и не столько экономическими причинами.
КУДА ШАГАЛ ГАЙДАР
Владимир ХОМЯКОВ
21.11.2013
В Москве поставили памятник Егору Гайдару. Еще один. Предыдущий был установлен в одном из корпусов Высшей школы экономики на Покровском бульваре в 2010 году. Тогда же Указ об увековечивании памяти Гайдара подписал, будучи президентом России, Дмитрий Медведев, любви своей к покойному реформатору никогда не скрывавший. А еще Медведев учредил стипендию имени Гайдара, его именем была названа московская школа 1301 с углубленным изучением экономики…
Гайдара до самозабвения обожают либералы по обе стороны границы. За рубежом его регулярно издают большими тиражами и считают одним из наиболее выдающихся людей России. Естественно, той России, которую хотели бы видеть они. В России же Гайдара ненавидит как минимум половина населения. В другую половину входит молодежь, правления гайдаровского не заставшая и в большинстве не представляющая, кто это…
Как известно, основоположником династии Гайдаров, а заодно и возникшей из псевдонима фамилии был детский писатель Аркадий Гайдар. В юности он был одержим «красной» идеей и пролил за нее немало кровушки. Внук его вроде бы из другого теста. Даже чисто внешне: дед — поджарый, в папахе, с искрой в глазах; внук — типичный представитель советской номенклатурной молодежи, в период разложения СССР заболевшей мечтой о свободе и колбасе. Дед был готов угробить привилегированное меньшинство, чтобы все отдать большинству. Внук делал прямо противоположное, разительно напоминая (в том числе внешне) гайдаровского «мальчиша-Плохиша», продавшего «проклятым буржуинам» Родину за «бочку варенья да корзину печенья».
Но есть у обоих Гайдаров и нечто общее — вера в благотворность революционных преобразований, в разрушение привычного мира «до основанья» с последующим построением на его развалинах земного рая. А еще — оправданность ради этой великой цели любых жертв и страданий народных.
ПАМЯТНИК ГАЙДАРУ?
Александр КОНДРАШОВ
21.11.2013
Не успел отшуметь в интернете скандал с открытием в Москве на редкость несуразного памятника Егору Гайдару, как на НТВ показали фильм Алексея Пивоварова «Егор Гайдар. Гибель империи». Название странное, как будто Гайдар её и погубил, хотя в фильме доказывается, что в крахе СССР виноваты советская власть и нефтяная игла. Поразило, что о причинах развала страны говорили только господа, особо не переживавшие по поводу этой геополитической катастрофы, а напротив, вследствие её возвысившиеся, – бывшие «камикадзе-реформаторы» Пётр Авен, Анатолий Чубайс и Андрей Нечаев. Последний назвал Гайдара гением, а первый сказал, что Егор разбирался в экономике лучше, чем вся академия наук! А где результаты работы гения? Тысячи закрытых заводов? Заросшие бурьяном поля? И не связаны ли нынешние перипетии РАН с тем, что многие академики не согласны с экономической политикой, проводимой «гайдаровцами»? Тем более она, как говорят, уже привела к стагнации.
Чубайс, вспомнив про события в Новочеркасске после подорожания хлеба в 1962 году, удивил эмоциональностью: «Танками пришлось задавить толпу! Танками – толпу!» – как будто он лично давал приказ «давить толпу». Однако в Новочеркасске вроде никого не задавили, были погибшие от огнестрельного оружия. А «танки» и «давить», уж извините, намертво прилипло к «демократическому» расстрелу российского парламента. И мы помним, кто призывал «раздавить гадину».
И с неизбежностью распада СССР можно было бы поспорить. И с тем, что США не были в нём заинтересованы, как нас убеждали в фильме. Разве не было гонки вооружений, на которую приходилось тратить столько сил и денег, разве не было холодной войны, а у Чубайса потом не работали советниками сотрудники ЦРУ? Но вот с его мыслью, что в руководстве страны царила «катастрофическая безысходная некомпетентность», можно согласиться, хотя руководитель РОСНАНО вряд ли имел в виду времена Горбачёва и Ельцина.
ДНК-НАПАСТЬ. О реализации очередного либерального проекта «новой культуры» и «новой науки»
Андрей СОШЕНКО
21.11.2013
Напомним, что новый либеральный проект «домов новой культуры» или ДНК-центров по официальной декларации Министерства культуры нацелен «на распространение знаний и передовых технологий» в сфере культуры и организации жизни молодых жителей городов с населением от 50 000 до 500 000 человек. Пилотные «Дома новой культуры» планируется воздвигнуть уже в 2015 году в городах Калуге, Первоуральске и Владивостоке (остров Русский).
Программу мероприятий для каждого города формирует куратор, входящий в рабочую группу проекта в Министерстве культуры: в Калуге это Екатерина Гиршина, куратор публичных программ Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка».
Направленность «знаний и передовых технологий» ДНК-проекта была явлена калужанам и всей стране 15 марта этого года на презентации ДНК-проекта в Калуге. Перед Музеем космонавтики имени К.Э. Циолковского тогда была размещена инсталляция «Ракеты», включающая в себя скульптуру «Блестящая мысль» и десять уродливых деревянных ракет, кощунственно выставленных рядом с историческим макетом ракеты-носителя «Восток» (ракета-дублер к полету Юрия Гагарина). Автор «работы» - Николай Полисский, коллега по цеху Марата Гельмана, большой специалист лэнд-арта и архитектурных художественных экспериментов.
Владислав Сурков, говоря о «Доме новой культуры» заявил на презентации:«В принципе, это дом меньшинств. Я считаю, что во всех городах России должны быть места, куда могут прийти те,кого многие не понимают. И там найти тех, кто поймет. Задача таких центров - не оставить художников в городе X, а может, наоборот, доставить их в Нью-Йорк,Париж, Москву. Мне кажется - это поисковая система для наших талантов, для тех,кто идет против течения…».
«Таланты» и «те, кто идёт против течения» - какое интересное совмещение понятий!
МИССИЯ КУЛЬТУРЫ
Интервью Анны Скок с главным редактором газеты «Культура» Еленой Ямпольской
19.11.2013
Елена Ямпольская – российский журналист, писатель, театральный критик, с 2011 года главный редактор газеты «Культура». Её назначение на этот пост вызвало шквал эмоций и заявлений, а сама «Культура» пережила новое рождение. После же недавнего блестящего выступления на президентском Совете по культуре и искусству споры вокруг персоны главного редактора «Культуры» вспыхнули с новой силой. Корреспондент «Завтра» встретился с Еленой Ямпольской и расспросил о самых животрепещущих темах современной российской культуры.

«ЗАВТРА». Елена Александровна, все мы знали газету «Культура» как рупор либеральной мысли. С Вашим приходом всё кардинально изменилось. На каких принципах строится теперь политика газеты?
Елена ЯМПОЛЬСКАЯ. Политика газеты очевидна для всех, кто нас читает. Можно обозначить формальные принципы: это пророссийское издание, это патриотическое издание, это издание, относящееся с огромным уважением к нашей истории, как в целом российской, так и конкретно - советской. Ибо всё-таки большинство из нас вышли родом из той эпохи, и поливать её грязью мы не собираемся ни при каких обстоятельствах. Конечно, "Культура" - газета светская, однако мы много внимания уделяем традиционным для России религиозным конфессиям, особенно Русской Православной Церкви. У нас нет никаких особенных отношений с Патриархией, но при любых нападках на Церковь, при попытках спровоцировать вокруг нее очередной скандал мы всегда встаем на её сторону.
Мы - газета, интересующаяся той культурой, которая имеет отношение к нравственности, культурой, несущей определенную систему ценностей.
Соответственно, некоторые вещи, интересные, быть может, для других изданий, на наших страницах не печатаются. Скажем, инсталляция из старых унитазов считается частью современной культуры, но нас она по определению не интересует.
При этом быть "правильными" - только полдела. И для газеты, и для человека. Дальше встает вопрос: что ты можешь как профессионал предложить читателю? Газета должна оставаться интересной, читабельной, красивой - чтобы было приятно ее в руки взять, на стол положить. Лично я считаю, что у нас самая красивая газета в стране - мы в это вкладываем много сил и дизайнерских умений.
1 ... 2 ... 3 ... 4 ... 5 ... 6 ... 7 ... 8 ... 9 ... 10 ... 11 ... 12 ... 13 ... 14 ... 15 ... 16 ... 17 ... 18 ... 19 ... 20 ... 21 ... 22 ... 23 ... 24 ... 25 ... 26 ... 27 ... 28 ... 29 ... 30 ... 31 ... 32 ... 33 ... 34 ... 35 ... 36 ... 37 ... 38 ... 39 ... 40 ... 41 ... 42 ... 43 ... 44 ... 45 ... 46