|
Короткие страдания. Наигрыш
Рыбин Александр Петрович, г. Елец. Елецкая рояльная гармонь.
21.
«Прощание славянки»
Валерий Панфёров, гармонь. Рязань
22.
Цыганочка
Иван Костин
23.
«Скобаря»
Алексей Мехнецов, кирилловская гармонь
24.
«Крушина»
Василий Свиридов
25.
Воронежская матаня
Сергей Власов
26.
«Яблочко»
Валерий Панфёров. Рязань
27.
Короткие страдания. Наигрыш
Рыбин Александр Петрович, г. Елец. Елецкая рояльная гармонь.
28.
Попурри
Евгений Петров
29.
Наигрыши на хромке
Андрей Ивлиев
30.
Русские наигрыши
Дмитрий Кущёв
ИГРАЙ, ГАРМОНЬ ЕЛЕЦКАЯ!
Приезд Геннадия Заволокина в Елец в 1986 году стал ярким событием в культурной жизни города. Целью его приезда были съёмки телевизионной программы «Играй, гармонь!» К этому времени на телеэкранах страны прошли две передачи из этого, только нарождавшегося цикла: из Новосибирска и Горького. Мало кто знает, что приезд Заволокина в наш город не был случайным, здесь еще с 1982 года существовал клуб гармонистов, объединявших любителей игры на елецкой рояльной гармони, инструменте древнем, удивительном и по истории, и по внешнему виду, и по звуку. Входили в этот клуб десятки гармонистов, игравших по воскресеньям на «Матанях» в городском парке и участвовавших в ежегодных городских конкурсах «Играй, гармонь елецкая!». А руководителем этого клуба и бессменным организатором конкурсов является известный в городе музыкант, баянист, руководитель многих городских хоров Владимир Григорьевич Комаров. Желание показать на всю страну елецкую рояльную гармонь и елецких гармонистов-виртуозов побудило Владимира Григорьевича написать приглашение братьям Заволокиным. И Геннадий Дмитриевич откликнулся на приглашение, приехал вскоре в Елец. Вместе с Комаровым они написали сценарий передачи, построив его на творческом соревновании елецких и ливенских гармонистов, представлявших всемирно воспетые ливенские и елецкие гармони. Так в титрах той передачи и значатся два автора: Геннадий Заволокин и Владимир Комаров.
ДЕРЕВЕНСКАЯ ГАРМОНЬ
Русские народные частушки и наигрыши в исполнении жителей сёл и деревень Елецкого, Краснинского, Становлянского, Добровского, Долгоруковского, Чаплыгинского, Тербунского, Данковского, Хлевенского районов Липецкой области.
О том, как собирался материал для записи аудиодисков «Деревенская гармонь», рассказывает руководитель проекта Сергей Евсеев: «В начале мая 2005 года я по совету друзей приехал в Елец посмотреть выступления гармонистов на фестивале «С винтовкой и гармонью». В целом всё было неплохо, но всё-таки ощущался какой-то, видимо неистребимый у нас, налёт «казёнщины». Особенно «выделялся» приглашённый артист из Орла, который фактически и вёл концерт. Он мастерски играл на гармони, исполняя какие-то вариации. Плясал, растягивая бутафорскую гармонь от уха до пола, вытягивая при этом носки. На его лице была как будто приклеенная улыбка, с этой же «лучезарной» улыбкой он потом декламировал дорогие для всех строки из поэмы «Василий Тёркин». Я вспоминал деда, двух старших братьев отца, прошедших войну, и уже собрался уходить. Но тут на сцену вывели под руки старика из далёкой деревни. На нём были хромовые сапоги, пиджак, рубашка, наглухо застёгнутая… Старик был слепой, играть сам уже не мог. Он пел песню, которую сочинил, когда был на фронте. Называлась она «Иволга». Все плакали». ЕЛЕЦКАЯ РОЯЛЬНАЯ ГАРМОНЬ
В середине 60-х годов XIX в в окрестностях Ельца появляется местная гармоника – русянка (по другим источникам – простянка), с более широкой правой клавиатурой и более длинными клавишами, чем у тульских образцов. Инструмент этот, красивый по тембровой окраске и мощный по своему звучанию, необычный своей архаичностью, универсален по использованию – это и аккомпанемент под вокал, и виртуозное сольное выступление, и игра в ансамбле.
Каждая Елецкая рояльная – мастеровая гармонь, её никогда не собирали на фабриках музыкальных инструментов. И даже у одного мастера нет двух совершенно одинаковых гармоней. Люди, услышавшие елецкую рояльную вживую, или хотя бы раз взявшие её в руки, влюбляются в неё раз и навсегда. ТРАДИЦИИ ИГРЫ НА ЕЛЕЦКОЙ РОЯЛЬНОЙ ГАРМОНИКЕ В ЛИПЕЦКОЙ И ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТЯХ
На юге России наигрыши на елецкой рояльной гармонике в настоящее время занимают центральное место в системе жанров местной музыкальной культуры и передаются традиционными способами. По степени владения инструментом в традиции выделяются два стиля игры – простая игра и игра с переборами. Простая игра показательна в отношении сохранения особенностей старинной игры – «как раньше играли». Игра с переборами свойственна гармонистам-виртуозам, использующим различные приемы варьирования при исполнении традиционных наигрышей. Конструкция инструмента обусловливает приемы игры на нем, которые определяют как индивидуальный исполнительский стиль отдельного гармониста, так и стиль конкретной локальный традиции.
Традиции игры на елецкой рояльной гармонике бытуют на территории Липецкой области (Измалковский, Красненский, Лебедянский, Елецкий, Задонский, Липецкий, Тербунский, Грязинский, Хлевенский, Усманский, частично Добровский, Долгоруковский, Добринский районы), а также в северных районах Воронежской области (Нижнедевицкий, Семилукский, Рамонский, Верхнехавский, Новоусманский). Такие данные были получены в результате экспедиционной работы преподавателей и студентов-этномузыкологов Воронежской государственной академии искусств (1994–2009 гг.) под руководством Г.Я. Сысоевой и Санкт-Петербургской государственной консерватории (2009–2013 гг.) под руководством Г.В. Лобковой. АФАНАСИЙ ИВАНОВИЧ МАТЮХИН
Афанасий Иванович Матюхин (1929-2007) – уроженец д. Озерки Становлянского района Липецкой области.
Самый известный и любимый всеми гармонист. Виртуознейший музыкант, обладавший природным юмором, знавший такое количество частушек, умевший выдать такие переливы и коленца на своей любимой рояльной гармошке, что публику и зрителей просто срывало с мест, и у сцены начинался перепляс, заводящий всех присутствующих. Каждое свое сольное выступление Афанасий Иванович умел мастерски перевести в весёлый диалог со зрителями. Играть научился от отца-кузнеца. Освоил все виды гармоней – хромку, саратовскую, ливенскую, но особенно любил елецкую рояльную за её неподражаемый звук и красоту звучания. Так, как играл Афоня, ни один гармонист не сыграет. Без перерыва он мог играть 3-4 часа, как это неоднократно бывало на «Елецкой матане» в городском парке г. Ельца. Сам о себе говорил, что некоторые рождаются в рубашке, а он – с гармошкой. Он так и умер с гармонью в руках – играл, пел, шутил – и всё… МАСТЕРСКАЯ ЕЛЕЦКИХ РОЯЛЬНЫХ ГАРМОНЕЙ МАТЮХИНА
В центре старинного города Ельца, во дворе здания «Музея народных ремесел и промыслов», что на улице Ленина, работает мастерская елецкой рояльной гармони. Городские власти выделили эти помещения в надежде на возрождение одного из интереснейших народных промыслов, которыми так богат и знаменит этот древний город. Наряду с елецкими кружевами, коваными и гончарными изделиями, Елец (и его окрестности) все знают как родину «елецкой рояльной гармони», известной теперь не только в России и ближнем зарубежьи, но и во всём мире. Ведь этот инструмент находится под защитой UNESCO, он прямой предок итальянского аккордеона.
В силу множества причин гармонный промысел сошёл на нет, мастеров становилось всё меньше и меньше. Некому стало передавать свои знания и опыт. Спрос на гармони тоже стал падать – не модна стала гармонь... Но нельзя на минорной ноте закончить повествование о судьбе этого удивительного инструмента! А мажорный аккорд прозвучал в исполнении семьи Матюхиных! Николай Афанасьевич (сын знаменитого гармониста-рояльщика Афанасия Ивановича Матюхина), Константин и Илья (внуки), решили возродить традиции старых мастеров, продолжить дело, начатое дедом и отцом. ВСЁ О РУССКОЙ ГАРМОНИ
Елецкая рояльная гармонь
Елецкая рояльная гармонь – уникальный инструмент, которому более 150 лет. Почему рояльная? В елецкой гармони клавиши, как у рояля. Клавиатуры расположены как справа, так и слева. Елецкая рояльная гармонь включена в список ЮНЕСКО. Рояльная – предок современного аккордеона. Её история восходит к середине XIX в. Крестьянин А.П. Ильин из Тульской области организовал в Ельце кустарный промысел гармоний. За основу взяли и усовершенствовали тульскую пятиклапанку. Гармонь выходила лучше тульских массовых, и в мастерскую потянулись заказчики. Елецкая гармонь, как и елецкое кружево, известны всему миру.
Ливенская гармонь
Ливенская гармонь («ливенка») – разновидность русской гармони, появившаяся в г. Ливны в XIX в. Предназначена для исполнения народных песен, в основном – плясовых. На «ливенке» на правой клавиатуре располагались 15 кнопочек в один ряд, которые мастерились из перламутровых пуговичек. Они делались из раковин моллюсков из реки Сосны. На левой клавиатуре было всего 5 «лапочек» – одиночных басов. Традиции изготовления «ливенки» продолжаются в Мастерской по ремонту и изготовлению музыкальных инструментов г. Ливны.
Тульская гармонь
В Туле в 1820 г. появилась первая российская гармонь. Производство ручных гармоник организовал оружейник Тимофей Воронцов на своей самоварной фабрике. В 1900 г. двух – и трёхрядные венские гармоники получили награды в Париже. В 1905 – 1907 гг. началось изготовление хроматических гармоник. Гармонь с хроматическим строем петербургский гармонист Орланский-Титаренко назвал «баяном». В годы Великой Отечественной войны производство гармошек было прервано. С фронта пошли письма: «Дайте гармони и баяны! С песней легче воевать!». Ныне тульская гармонь звучит по всему миру и, конечно, в России.
Саратовская гармонь
Саратовская гармонь появилась в 1855 – 1856 гг. Отличается от других видов русских гармоник тем, что на ней имеются колокольчики. Гармони украшались деревянной резьбой, бархатом, кожей, мельхиоровыми накладками. В 2009 г. на проспекте им. Кирова в Саратове установлен памятник Саратовской гармони. В определённые часы памятник проигрывает композиции местного саратовского инструментального коллектива и напоминает об историческом символе города – гармони.
Кирилловская гармонь
Своё название кирилловская гармонь получила в честь Кирилловского уезда Вологодской губернии. Кирилловская гармонь появилась в 1850 г. Её сделал Иван Разин. Он был первым гармонистом, который привёз в уезд так называемую гармонь-черепашку. Загоревшись, Разин решил также освоить искусство изготовления гармони, и у него получилось. Кирилловская гармонь прославилась на всю Россию. Хромки, тальянки, питерки, венки – это были различные модели кирилловских гармоней, без которых не обходилось ни одно народное гулянье.
Шуйская гармонь
Гармони в городе Шуя выпускаются с 1887 г. Это о них строки старинной песни – «Я поеду в город Шую и куплю гармонь большую, как приеду на село, заиграю весело!». Гармонь в Шую привёз с Нижегородской ярмарки Иван Соколов. По этому образу и подобию он сделал инструмент со своими изменениями. В Шуе начали создаваться музыкальные инструменты ручной работы. По происшествие нескольких лет слава о шуйской гармонике и о мастере Соколове (точнее, о братьях Соколовых) разнеслась по всей России.
Вятская гармонь
Весной 1842 г. в селе Истобенском Вятской губернии появилась первая гармонь вятского мастера Данилы Нелюбина. Не меняя общего вида гармони, мастер заменил железные голосовые пластины на латунные – более мягкие, не поддающиеся ржавчине. Инструмент дольше сохранял строй, а его звук стал более сильным и чистым. В 1900 г. на первой Парижской выставке вятские гармони получили самую высокую оценку специалистов Европы. Вятская гармоника в исконном виде встречается и сейчас в Кировской и Пермской областях.
|
|
|