Приезд Геннадия Заволокина в Елец в 1986 году стал ярким событием в культурной жизни города. Целью его
приезда были съёмки телевизионной программы «Играй, гармонь!» К этому времени на телеэкранах страны
прошли две передачи из этого, только нарождавшегося цикла: из Новосибирска и Горького. Мало кто знает,
что приезд Заволокина в наш город не был случайным, здесь еще с 1982 года существовал клуб гармонистов,
объединявших любителей игры на елецкой рояльной гармони, инструменте древнем, удивительном и по истории,
и по внешнему виду, и по звуку. Входили в этот клуб десятки гармонистов, игравших по воскресеньям на
«Матанях» в городском парке и участвовавших в ежегодных городских конкурсах «Играй, гармонь елецкая!».
А руководителем этого клуба и бессменным организатором конкурсов является известный в городе музыкант,
баянист, руководитель многих городских хоров Владимир Григорьевич Комаров. Желание показать на всю страну
елецкую рояльную гармонь и елецких гармонистов-виртуозов побудило Владимира Григорьевича написать приглашение
братьям Заволокиным. И Геннадий Дмитриевич откликнулся на приглашение, приехал вскоре в Елец. Вместе с
Комаровым они написали сценарий передачи, построив его на творческом соревновании елецких и ливенских
гармонистов, представлявших всемирно воспетые ливенские и елецкие гармони. Так в титрах той передачи и
значатся два автора: Геннадий Заволокин и Владимир Комаров.
Владимир Григорьевич вспоминает:
«О популярности передачи «Играй, гармонь!», снятой в Ельце и прошедшей третьей в цикле заволокинских
передач, говорит тот факт, что её закупили несколько зарубежных телекомпаний, в том числе и США.
Интерес к елецкой гармони вырос необычайно. Сразу вскоре после передачи с самых дальних краёв страны
пошли письма. Писали с Дальнего Востока, Севера и Казахстана. И просьба была одна: купим елецкую гармонь
за любые деньги, только пришлите, пожалуйста! В музыкальных отделах городских магазинов мгновенно были
раскуплены все гармони. Попытались мы наладить выпуск елецкой рояльной на тульской баянной фабрике.
Привезли наш образец, послушали лучшие изделия туляков: баяны и гармони. А потом елецкая заиграла,
заголосила, и тамошние мастера отступились. Елецкая гармонь, вещь штучная, делалась мастерами-кустарями
исключительно индивидуально. У всякой гармони, как и у каждого человека, – свой голос, свой тембр,
интонация и сила звука. Одним словом, с характером гармонь! Да и мастеров, к сожалению, в то время
в Ельце было совсем мало. Но от той передачи осталось всё же многое у ельчан: заголосили вечерами
гармони в слободах, и даже по центру города с гармонями ходили. А прежде, было и такое, выйдет
человек на улицу, меха растянет – его сразу в милицию. Пьяный, говорят, или нарушаешь общественный
порядок. А с Геннадием мы очень сдружились. Пока снимали передачу, всё время были вместе. Человек
он был простой, весёлый. Он потом письма присылал, фотографии со своей родины, там они с Александром
вдвоём. Я его даже в кумовья пригласил и сына младшего его именем назвал».
В 90-е годы недавнего века жизнь так распорядилась, что официально народное творчество попало в опалу:
закрывались заводы, сокращались рабочие места, упразднялись хоры, и Владимиру Григорьевичу, оставшемуся
не у дел, пришлось искать работу, далёкую от его творческого мастерства. И он занялся предпринимательством.
Но и этот новый вид деятельности он использует как возможность помочь делу культуры, прославлению Ельца.
Он спонсирует и проводит попрежнему ежегодные конкурсы «Играй, гармонь елецкая!», безвозмездно руководит
двумя хорами, в том числе и сельским. В 1999 году он на свои средства организовал поездку на конкурс в
Новосибирск молодого талантливого гармониста Александра Черных, которого по имени выдающегося гармониста
называют «вторым Афанасием Матюхиным», и Александр выступил на конкурсе с триумфом, став его лауреатом.
Гибель Геннадия Заволокина, тяжело переживаемая В.Г. Комаровым, в первую очередь привела его к мысли об
организации новых конкурсов, выходящих за рамки Ельца. Со своей гармонью он был на Волге и нижнем Дону,
в Москве и Мценске, Польше, Индии и Украине, Куликовом Поле и райцентрах Липецкой области, где в составе
народного трио, в котором участвует и его жена Наталья, исполняет редкие, почти забытые казачьи песни,
песни елецких однодворцев, русские романсы. И повсюду встречает глаза зрителей, полные слёз и счастья от
радости встречи с такой близкой всем народной песней.
«По сути, истоки, история российской гармони лежат здесь, в сердце России, – говорит Владимир Григорьевич.
– Основных, исторических типов гармони три: это елецкая с её своеобразной формой и клавиатурой, которую ЮНЕСКО
признает как прообраз аккордеона, ливенская, прославленная стихами Сергея Есенина, и тульская хромка, развившаяся
в баян. Остальные: сибирская, саратовская, шуйская и другие – производные от них. Поэтому и возникла идея
провести для начала региональный конкурс очень близких к Ельцу мест: Липецкая, Орловская и Тульская области,
которые и представляют эти три гармони. Осенью 2001 года мы пригласили представителей этих областей и провели
конкурс во Мценске. Помог в его организации Яснополянский музей и его директор, праправнук великого писателя
Владимир Ильич Толстой. И опять, в который раз, победителем стал наш елецкий гармонист Афанасий Иванович Матюхин.
А конкурс было решено сделать ежегодным. Может, со временем он разрастётся, подключатся другие регионы, и он
станет Всероссийским».
И еще одно, самое заветное, чем живёт Владимир:
«Несколько лет назад умер последний мастер, делавший елецкие рояльные, Егор Иванович Горбунов. А раньше
– Сочетаев... Но остались их гармони, уникальная коллекция инструментов, которыми они работали. По сути
– мастерская. Пытался я поднимать вопрос с городским руководством о музее елецкой гармони, которая, как
и кружево наше, известны всему миру, а при нём можно было бы открыть мастерскую. Только пока думали,
мастера ушли. Вот и теперь думаю: а не взяться ли самому это дело организовать? Когда-то уже считалось,
что гармонь умирает, да передачей «Играй, гармонь!» голос её подняли. Теперь, похоже, такое же время.
Ведь если триста лет жила наша гармонь, выживет и сейчас. А мастера новые найдутся!»
А. Новосельцев
|