Народные промыслы | Кирилловская гармонь  
Кирилловская гармонь
Начали делать гармони в Кирилловском уезде в 1850-х гг. Инструмент производился в Кириллове, Ферапонтове, Никольском Торжке, Горицах. Никто не изготавливал инструмент от начала и до конца, делали конкретные детали, специализируясь только на них. Участниками производства каждой гармони становилось несколько человек различной специализации – планочники, меховщики, настройщики, сборщики, голосовщики. Эти инструменты уже были гораздо сложнее, изготовленных Иваном Разиным. Гармони везли на продажу, в основном, в Москву и Санкт-Петербург. В 1920-х гг. производство перешло государству. Кирилловская гармонная фабрика объединила разрозненные артели. Был налажен выпуск гармоней и баянов, в том числе по спецзаказам. В 1962 г. фабрика (находившаяся в бывшей церкви) была уничтожена пожаром, и производство было закрыто. Мастера разъехались по городам, промысел заглох. В наше время Кирилловская гармонь ценится среди знатоков и любителей этого инструмента.
Культура Кирилловская гармонь
Сортировать:
по популярности
1. Культура Кирилловская гармонь    
2. Кирилловская гармонь  
3. А.Е. Александров на кирилловской гармони  Гармонист Алексей Евгеньевич Александров играет на кирилловской гармони мастера А.Куликова. (Вологодская обл., г. Белозерск)
4. Алексей Мехнецов, г. Екатеринбург  Алексей Мехнецов, кирилловская гармонь. Выступление на гала-концерте VIII областного фестиваля «Наследники традиций» – Хохловские игрища (Вологодская область, Кадуйский район, поселок Хохлово).
5. Скобаря на гармошке  А.Мехнецов. Старинная игра Псковской области под ломанье
6. Василий Двойнишников играет на кирилловской гармони  
7. В музее кирилловской гармоники в с. Волокославино  Музей кирилловской гармоники в с. Волокославино. Геннадий Голубев (г. Кириллов)
8. Киррилловская гармонь, импровизация  
9. Кирилловская гармонь с Геннадием Голубевым  Рассказ о гармони. Играет Геннадий Голубев
10. Владимир Топоров «Когда поют о любви мужики...»  
11. Виталий разошолся  Виталий гармонист и «капитан Катанья» (86 лет). Кирилловская гармонь. У него аж 4 штуки и каждая поёт по-своему. Дай тебе Бог Здоровья!
12. Вологда. Гармонь не огонь, а душу греет!!!!  Был холодный майский день. Непринужденно шёл дождь. Но это не мешало нам получать удовольствие от встречи с очень интересными людьми в гостях у Дениса Медведева.
ИСТОРИЯ ГАРМОНИ В РОССИИ
Название гармонь присуще инструменту именно в России. В других странах используется более обобщённое название – гармоника. По сравнению с аккордеоном и баяном, гармонь имеет меньшие размеры, меньшее количество октав, в гармонях может быть только одна тональность – мажорная или минорная гаммы.
Русская гармонь бывает двух видов. В первом при растяжении либо сжатии мехов каждая кнопка выдает звук одной и той же высоты. В гармонях второго типа, высота звука при нажатии на кнопку зависит от направления движения мехов. Ещё одно разделение гармоний осуществляется по количеству рядов кнопок. Бывают одно –, двух – и трехрядные гармони.
Гармоника очень быстро распространилась по всем губерниям России уже в середине и, особенно, в конце  XIX в. Гармонь не была принадлежностью только зажиточной части населения, широко встречалась и у крестьян, у середняков и бедняков. Этот инструмент отвечал музыкально-художественным запросам русского народа. Дешевизна, прочность, яркий громкий звук, портативность, лёгкость в освоении и воспроизведении мелодий песен и танцев привлекали к ней многих людей самых разных сословий. Но  получила распространение, преимущественно,  среди крестьян и ремесленного люда. Возрастал и спрос, а, значит, появилось и производство, которое было прибыльным делом.
В 1830  –  40-е гг. гармонь проникает во все губернии России в самых разнообразных вариантах и разновидностях. Инструмент приспосабливается под особенности быта, песенной и танцевальной культуры той или иной местности, а также к национальным обычаям и обрядам, то есть соответствовал местному и национальному колориту. Гармоники различались по конструкции, формам, размерам. Бытовали следующие разновидности: бологовка, касимовка, саратовка, черепашка, ливенка, вятка, роялка, тулка.  
Названий и конструкций было ещё больше, ведь в каждой местности мастера делали гармони по собственному разумению и представлению. Даже в одном и том же населённом пункте разные мастера изобретали свои уникальные инструменты. Большое распространение получили также национальные разновидности гармони: татарская, марийская, дагестанская, кабардинская и другие. Особенно массовым стало производство двухрядных гармоней-венок (венских гармоней русского строя) и хромок.
ИСТОРИЯ КИРИЛЛОВСКОЙ ГАРМОНИ
В истории кирилловской гармони можно выделить несколько этапов: I. 1850 – 1880 гг. (период возникновения гармонного дела, связанный с династией Разиных); II. 1890 – 1917 гг. (период становления и расширения кустарного гармонного промысла); III. 1917 – 1937 гг. (период реорганизации производства); IV. 1937 – 1962 гг. (артельно-фабричный или промышленный период); V. 1962 – 2000 гг. (постфабричный период).
Начало изготовления гармоник в Кирилловском уезде относится ко второй половине XIX в. Местное народное предание (а оно подкрепляется и воспоминаниями старожилов) говорит о том, что первую гармонику сделал крестьянин Иван Разин (1819 – 1894 гг.) из деревни Верхняя Гора Волокославинской волости.
В то время кирилловские гармонщики выполняли различные модели гармоник, что объяснялось желанием предпринимателей доставить в Петербург и Москву разнообразный ассортимент. Чаще всего изготовлялись: простые гармоники, называемые также «черепанками», русскими, с одним рядом клавишей и 2 – 3 басами; двухрядные и трёхрядные «итальянки» с 9 – 12 басами; изящно отделанные немецкие двух и трёхрядные гармонии больших размеров; трёх – и четырёхрядные гармошки с резными углами «питерки»; маленькие, но звучные концертные гармоники.
Со временем в гармонном деле Кирилловского  уезда сложилось разделение труда. Кустари стали заниматься приготовлением только отдельных частей, и лишь немногие могли самостоятельно выполнить целую гармонь.
Кустари специализировались на выполнении семи основных операций. Корпусник делал из своего дерева рамки, верхние и нижние доски. Обычно для этого употреблялась ольха. Кустарь покупал дерево возами по рублю за воз. За изготовленные рамки он получал от 80 копеек до 8 рублей за десяток. Устройщик приделывал к доскам снаружи грифы (ручки), а с внутренней стороны – деревянные части, к которым потом прикреплялись металлические пластинки с голосами. Оплата труда устройщика приравнивалась к оплате труда корпусника. Верховщик производил наружное украшение и наколачивал сверху все металлические части. Планочник (обычно им был сам предприниматель) делил лист латуни на отдельные планки и выколачивал в них щели для голосов. Голосовщик чистил латунные планки, насаживал проволочные голоса и придавал строй при помощи губ. Плата производилась с планки и достигала 15 копеек за штуку. Меховщик (обычно женщины) за полное изготовление меха получал по 5 – 6 копеек. Сборщик составлял из отдельных частей целую гармонь, получал поштучную плату. Все эти части изготовлялись кустарями в своих домах.
Специализация ставила кустаря в полную экономическую зависимость от предпринимателя. Хозяева часто расплачивались с кустарями товаром из своих лавок, который отпускали в кредит по завышенным ценам. По данным за 1904 г. дневная заработная плата кустаря в среднем составляла 50 копеек, но в действительности он получал гораздо меньше, так как предприниматель расплачивался с ними дорогими продуктами из своей лавки. Например, фунт сахара, покупаемый за 17 копеек, продавали кустарю за 22 копейки, куль ржаной муки вместо 8 рублей обходился кустарю за 9 рублей.
КИРИЛЛОВСКАЯ ГАРМОНЬ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА
К началу ХХ в. в развитии гармонного промысла Кирилловского уезда резко обозначились две основные проблемы. Первая была связана с нехваткой необходимых музыкальных и технических знаний у гармонных мастеров. Это, естественно, отражалось на готовой продукции и, в конечном счёте, не соответствовало растущим требованиям рынка. Вторая, не менее важная, заключалась в острой материальной зависимости кустарей от скупщиков. Для решения первой задачи требовалось создать в Волокославинской волости учебную мастерскую. Другим шагом в улучшении процесса труда кустарей и техники производства могла стать организация артели гармонщиков и обеспечение её необходимым кредитом.
Вскоре попытка создания гармонной артели в уезде была предпринята. В 1905 г. в деревне Верхняя Гора была организована первая гармонная артель. Но этот опыт оказался неудачным. Учредители артели не смогли решить организационный вопрос и уладить дела с кредитованием. Артель была ликвидирована из-за убытков.
Решение вопроса обучения гармонному делу, напротив, имело значительные успехи. В 1904 г. Кирилловское земство возбудило ходатайство перед Министерством народного просвещения об организации ремесленного класса со специальностью по гармонному делу при Благовещенском училище. В 1911 г. такой класс был открыт. На его содержание, помимо министерских средств (100 рублей), Кирилловское земское собрание добавило ещё 200 рублей.
В 1913 г. в гармонном классе начали изготовлять хроматические гармонии, или хромки. Этот тип гармоники появился в России в конце XIX в. Хромкой называли двухрядную диатоническую гармонику, на правой стороне которой сначала находилась 21 кнопка и на левой – 12, а позднее установился стандарт 25х25. Изготовление кирилловскими мастерами хромок стало поворотным пунктом в развитии гармонного дела в уезде.
В 1915 г. от Министерства земледелия в селе Благовещенье была открыта научно-показательная мастерская, куда могли поступить на работу выпускники гармонного класса. Труд мастеров и его оплата были организованы таким образом, что хорошие гармонщики уходили от предпринимателей в научно-показательную мастерскую. Например, туда перешла большая часть мастеров, ранее работавших на Разиных.

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
В Кирилловском уезде большинство гармонных мастеров проживало в Волокославинской волости. В списке населённых мест Новгородской губернии за 1912 г. из двадцати трёх волостей Кирилловского уезда названо пять населённых пунктов в Волокославинской волости, в которых помимо основного занятия населения земледелия, подсобным являлась выделка гармоний. Мастера гармонного дела проживали в деревнях: Артюнино (население деревни 41 человек), Большое Закозье (182 чел.), Борок (38 чел.), Верхняя Гора (96 чел.), Данильцево (108 чел.). Смотрите слайд-шоу «История кирилловской гармони».
Источник: http://www.russian-garmon.ru/forum/vidy-garmonej/28536-razinskaya-garmon-8-mi-planka
Первую гармонику сделал крестьянин Иван Разин (1819 – 1894 гг.) из деревни Верхняя Гора Волокославинской волости. На фото: разинская гармонь, 8-ми планочная.
Источник: http://www.russian-garmon.ru/forum/vidy-garmonej/28536-razinskaya-garmon-8-mi-planka
Дело отца, Ивана Разина, продолжил сын Фирс. Секреты гармонного дела и организованную систему надомного изготовления деталей впоследствии он передал своим сыновьям Василию, Семёну и Василию-младшему.
Источник: http://vologda.trigion.ru/muzykalnyje-instrumenty/akkordeony/garmon-garmoshka-quotkirillovskajaquot-899.htm
В гармонном деле Кирилловского уезда сложилось разделение труда. Кустари стали заниматься приготовлением только отдельных частей, и лишь немногие могли самостоятельно выполнить целую гармонь.
Источник: https://www.avito.ru/chelyabinsk/muzykalnye_instrumenty/garmon_644945909
Кирилловская гармонь нач. ХХ в. В Кирилловском уезде большинство гармонных мастеров проживало в Волокославинской волости. Поэтому существует второе название гармоней – «волокославинские».
Источник: http://reviewdetector.ru/lofiversion/index.php?t466884-550.html
Церковь Благовещения Пречистой Богородицы в селе Волокославинское. При Советской власти церковь превратили в гармонную фабрику, которая в 1962 г. сгорела.
Источник: http://students.uni-vologda.ac.ru/pages/pm07/ksn/history.html
Дом Разиных в селе Волокославинском.
Источник: https://vk.com/photo-13647834_266049584
Источник: https://vk.com/mekhnetsov?z=albums14498697
Кирилловские гармонщики выполняли различные модели гармоник, что объяснялось желанием предпринимателей доставить в Петербург и Москву разнообразный ассортимент.
Источник: https://vk.com/mekhnetsov?z=albums14498697
Часто изготавливались простые гармоники, называемые также «черепанками».
Источник: https://vk.com/mekhnetsov?z=albums14498697
Делались двухрядные и трёхрядные «итальянки» с 9 – 12 басами; изящно отделанные немецкие двух и трёхрядные гармонии больших размеров; трёх – и четырёхрядные гармошки с резными углами «питерки»; маленькие, но звучные концертные гармоники.
МАСТЕРА ГАРМОННОГО ДЕЛА
Династия Разиных: основатели гармонного промысла
Первым гармонистом на Волокославинской земле стал Иван Разин из деревни Верхняя Гора.  Разин каждое лето уходил в отхожий промысел. Однажды, работая землекопом на реконструкции Мариинского канала, увидел новый музыкальный инструмент. Это была гармоника малого размера с семью клавишами. Рассмотрев её конструкцию и подобрав материал, он решил самостоятельно изготовить гармонику. Сначала он сделал корпус, оклеил его бумагой, запилил гриф, нашёл материал для голосовой планки. На планке нужно было пробить проёмы для голосов. Он придумал сделать отверстие на обухе топора и этим способом пробивал проём. При вытачивании язычков у него сами по себе по длине проёмов выходили разные звуки. Таким образом, Иван Разин понял, как можно повысить или понизить звучание голосов. С этой семиклапанки и началось в 1850-е гг. гармонное дело в Кирилловском районе.
На продукцию Разина сразу же появился спрос. Тогда он не пошёл на земляные работы, а занялся выработкой гармоник. Для этого он изготовил деревянные тиски и выполнял на них до конца жизни маленькие гармоники.
Дело отца продолжил сын Фирс. Он начал изготовлять более сложные однорядные гармоники, значительно улучшив конструкцию инструмента. Ф.И. Разин организовал большую домашнюю мастерскую и разбил изготовление гармоник на девять отдельных операций (производство планок, клавиатур, меха и т.д.).
Фирс Разин обучил гармонному мастерству наиболее способных односельчан, снабжал их сырьём и материалом, но при условии, что всё изготовленное будет сдаваться ему. Сам производил сборку и доработку продукции.
В 1870 – 1880 гг. в его мастерской начали изготовлять 3 – 4 – 5 – 6 – планочные семиклавишные гармоники. Через десятилетие в мастерской Ф.И. Разина была освоена более сложная модель – венская гармоника 21х21 и 25х12. Секреты гармонного дела и организованную систему надомного изготовления деталей впоследствии он передал своим сыновьям Василию, Семёну и Василию-младшему.
Постепенно гармонным делом стало заниматься почти всё взрослое население деревни Верхняя Гора. Отсюда занятие распространилось не только в соседние деревни Волокославинской волости, но и в ближайшие Ферапонтовскую и Бураковскую волости. К началу ХХ в. из трёх названных волостей Кирилловского уезда ежегодно вывозили в Петербург и Москву партии гармоник на 80 тысяч рублей.
Сын Фирса Ивановича Разина – Василий (младший) в 1904 г. организовал в Петербурге торговлю продукцией Разиных, открыв магазин на Глазовой улице.
Разины смогли наладить производство настолько хорошо, что в 1904 г. гармонным промыслом занималась почти половина ближайших деревень. В 1920-х гг. Разиных раскулачили, и им пришлось уехать из вологодских краёв.
Впоследствии двухэтажный дом Василия (младшего) Разина был перевезён из д. Верхняя Гора в село Благовещенье. В нём разместили производственные помещения гармонной артели «Северный кустарь».
КИРИЛЛОВСКАЯ ГАРМОНЬ ПРИ СССР
В конце 1917 г. из мастеров гармонного класса была организована артель «Северный кустарь». Центром артели стали мастерские в селе Благовещенье. Первым руководителем артели стал Дмитрий Данилович Шитов, его сменил гармонный мастер Василий Максимович Оленин. В связи с ростом производства артель не в состоянии была обеспечить работой деревенских надомников. Поэтому были организованы артели «Баян» в деревне Данильцево, «Красная Нива» в деревне Верхняя Гора и артель «Северная лира» в деревне Яршево. Небольшие отделения артели были созданы в Мелкове, Митинском, ряде других деревень, в Кириллове.
В 1929 г. район проживания членов артели «Севкустарь» увеличился до 70 деревень. Ряды артельщиков пополнили жители деревень Красново, Шульгино, Ортюнинское, Митинское, Нефедьево, Татарово, Борок, Дор, Мелюшино, Васняково, Палшемское, Гора, Зуево. Члены артели получали фиксированную заработную плату. Например, зарплата устройщика была от 80 до 100 рублей; голосовика – от 80 до 120 рублей; сборщика – от 120 до 150 рублей; чистильщика – 40 рублей; корпусника – от 60 до 100 рублей; меховщицы – 30 рублей; пробойщика планок – 90 рублей; рамочника – 40 рублей; оковщика – от 40 до 50 рублей.
В апреле 1936 г. все гармонные артели в Кирилловском районе объединились в одну – артель «Севкустарь», которая вошла в систему Ленинградского областного радиомузсоюза, а с 1937 г. в связи с образованием Вологодской области – Вологодского областного культпромсоюза. Артель «Севкустарь» выпускала гармони, аккордеоны, баяны, детские гармошки, домино, ученические ручки, лыжную арматуру.
В 1937 г. по инициативе правления артели «Северный кустарь», здание церкви Благовещенья Пресвятой Богородицы, памятник искусства XVIII в.  в селе Благовещенье, было передано для гармонной артели. Были сломаны купола, сбиты кресты, разбиты колокола. Внутренние стены храма, украшенные настенной живописью, были закрашены масляной краской. Как вспоминают местные жители, на протяжении долгого времени периодически закрашивали стены вновь, так как настенная живопись проступала сквозь нанесённую краску.
В годы Великой Отечественной войны гармони, сделанные волокославинскими мастерами, оказывали бесценную моральную поддержку бойцам Красной Армии. О том, какую радость испытывали бойцы, получив в подарок гармошку, свидетельствуют письма Владимира Александровича Богданова:

«Здравствуйте, дорогие мама и Нина! Какой радостный день для меня сегодня! Сейчас в послеобеденные часы во фронтовом доме отдыха мы с товарищами играли в домино. Неожиданно приехал помощник командира части и вручил мне гармошку. Какое счастье, какое чувство радости охватило меня! Эх, иногда вспомнишь было, если б мне гармошку в руки! Ой, я просто как девушка не могу нарадоваться. Ещё бы, самое верное доказательство заботы о нас, дерущихся с поганой сволочью… Спасибо тому, кто делал эту гармошку. До свидания. Крепко целую вас и Зою. Вова».
ГАРМОНЬ ЗА ВОЛОГДОЙ ЕЩЁ ПОЁТ
В сентябре 1955 г. артель была переименована в Благовещенскую гармонную фабрику. В 1960 г. Благовещенская гармонная фабрика была переименована в Кирилловскую фабрику баянов.
27 октября 1962 г. пожар уничтожил все основные производственные помещения, находившиеся в отделение «Благовещенье», которое располагалась  в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы. Кстати, здесь ещё в 1937 г.  при перестройке алтаря для установки локомобиля с динамо-машиной был вырыт котлован, в котором обнаружили каменный склеп.
В 1964 г. по инициативе администрации Кирилловского комбината бытового обслуживания в селе Волокославино была открыта небольшая мастерская, в которой работало несколько человек. Они занимались ремонтом инструментов, а при поступлении заказов – изготовлением гармоник ручным способом. Гармони, сделанные вручную волокославинскими мастерами и отличавшиеся превосходным качеством, прославили мастерскую далеко за пределами Вологодской области.
Через 10 лет в селе Волокославинское был открыт филиал Вологодской фабрики баянов. Мастера-гармонщики наладили изготовление «голосов» для баянов «Дуэт», хромок, освоили сборку детской гармошки «Нотка». Число работающих на участке к концу 1970-х гг. достигло четырнадцати человек. Однако предпринятая попытка восстановления гармонного промысла не оказалась успешной.
Традиции мастеров гармонного дела и сейчас продолжают существовать на волокославинской земле: живы ещё мастера, способные самостоятельно изготовить гармонь, возрастает интерес местных краеведов к старинному промыслу, заливисто звучит гармошка в праздники и в будни и, хочется надеяться, что волокославинцам удастся сохранить эти традиции и в XXI веке. До десяти тысяч инструментов в год выпускалось в Кириллове и в окрестных «гармонных» селах. Может, кто ещё помнит песню: «Поёт гармонь за Вологдой...»? Это пела кирилловская тальянка.

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
С 1950 г. артель  «Северный кустарь» приступила к исполнению индивидуальных заказов, которые поступали со всех концов страны. Особенно много заказов было от рабочих горнорудных и каменноугольных промыслов. После исполнения каждого заказа из этого же города вновь поступало 5 – 7 заявок. Только за 1951 г. пришло более 1000 писем с заявками на изготовление баянов и гармоний. В 1951 г. по индивидуальным заказам было изготовлено 42 баяна и 267 гармоний. Выполнение этих заказов поручалось лучшим мастерам. По заявкам торговых организаций продукция артели отгружалась в Москву, Ленинград, Смоленск, Сталинград, Воронеж, Архангельск, Горький, Курск. Смотрите слайд-шоу: «Кирилловская гармонь при СССР».
Источник: http://www.liveinternet.ru/users/nina62/post338363543
В конце 1917 г. из мастеров гармонного класса была организована артель «Северный кустарь». Центром артели стали мастерские в селе Благовещенье.
Источник: https://www.avito.ru/kirovskaya_oblast_kirov/muzykalnye_instrumenty/garmon_artel_severnyy_kustar_708576341
Гармонь артели «Северный кустарь»
Источник: https://vk.com/album-13647834_139664844
Оборудование для изготовления гармоней. 1930-е гг.
Источник: https://vk.com/albums-13647834?z=photo-13647834_145852362%2Fphotos-13647834
Перестройка церкви Благовещения Пресвятой Богородицы под гармонную фабрику. Были сломаны купола, сбиты кресты, разбиты колокола. Внутренние стены храма, украшенные настенной живописью, были закрашены масляной краской. 1939 г.
Источник: http://students.uni-vologda.ac.ru/pages/pm07/ksn/history.html
В 1953 г. на базе артели была организована Кирилловская баянная фабрика. Фабрика баянов размещалась в Благовещенской церкви. На фото: рабочие гармонной фабрики.
Источник: http://students.uni-vologda.ac.ru/pages/pm07/ksn/history.html
Женская бригада по сборке гармоней. В военное время в цеха артели пришло много женщин. Они трудились во всех производственных цехах: в голосовом, настроечном, литейном, везде показывая высокие результаты.
Источник: https://vk.com/albums-13647834?z=photo-13647834_146284631%2Fphotos-13647834
Александр Михайлович Панов (справа), один из разработчиков кирилловской хромки. Во время войны, напутствуя прославленного лётчика Е.Н. Преображенского, сказал: «Бей крепче фашистов, Евгений. Дарю тебе баян, изготовленный нами. Баян тоже оружие».
Источник: http://zoneland.ru/forum/viewtopic.php?t=273491
В сентябре 1955 г. артель «Севкуст» была переименована в Благовещенскую гармонную фабрику.
Источник: https://vk.com/mekhnetsov
Кирилловская кустарная гармонь. До-мажор, 6-планка, планки цельные (латунь). Изготовлена во второй пол. 1950-х гг.
Источник: https://www.avito.ru/chelyabinsk/muzykalnye_instrumenty/garmon_644945909
В 1960 г. Благовещенская гармонная фабрика была переименована в Кирилловскую фабрику баянов.
Источник: https://vk.com/albums-13647834?z=photo-13647834_146283572%2Fphotos-13647834
27 октября 1962 г. пожар уничтожил все основные производственные помещения, находившиеся в отделение «Благовещенье», которое располагалась в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы.
Источник: https://vk.com/photo-13647834_266049565
В 1964 г. в селе Волокославино была открыта небольшая мастерская, в которой работало несколько человек. Они занимались ремонтом инструментов, а при поступлении заказов – изготовлением гармоник ручным способом.
Источник: http://meshok.ru/pic.php?id=34102085
К концу 1970-х гг. количество работников в мастерской села Волокославино достигло четырнадцати человек. Однако предпринятая попытка восстановления гармонного промысла не оказалась успешной.
Источник: http://russian-records.com/print.php?image_id=21772
До десяти тысяч инструментов в год выпускалось в Кириллове и в окрестных «гармонных» селах. Может, кто еще помнит песню: «Поёт гармонь за Вологдой...»? Это пела кирилловская тальянка.
Источник: https://vk.com/photo-13647834_266048880
Знаменитая советская кирилловская гармонь.
МАСТЕРА ГАРМОННОГО ДЕЛА
Анатолий Птицын:отними у России гармонь, и Россия потеряет себя
Уж кому-кому, а  жителю села Волоколавино Вологодской области Анатолию Александровичу Птицыну позволено иметь своё мнение по поводу гармонной игры. Вот уже без малого 60 годков он не выпускает из рук кирилловскую гармонь. За первую гармошку 10-летний Толя отдал односельчанину два пуда пшеницы, которую заработал в колхозе за трудодни.
Анатолий Александрович берёт в руки гармонь, и весёлая, но в то же время степенная музыка заполняет весь просторный дом Птицыных. Марш – не марш, а на месте не усидеть. Словно тебя кто-то подгоняет да в бок толкает: «Чего ждёшь? Идти пора!». Музыка неожиданно прекращается.

«Это «походная», – объясняет гармонист, видя моё замешательство. – Раньше на гулянье за 10 – 15 км. от деревни ходили. Пока километры меряешь – всё играешь. Бывало, после войны,  голодный, уставший, идёшь на гулянье, а всё равно весело. А вот это другой наигрыш, боевой – «под драку»!».

Как пояснил гармонист, «под драку» раньше мужики вызывали на бой обидчиков или гостей, которые пришлись не по нраву.
Удивительно, но играть маленького Анатолия никто не учил. «Один раз мой дядя показал, какие есть переборы, и всё! – вспоминает Птицын. – Я всё пацанёнком ходил за теми, кто хорошо играл, всё смотрел да на слух подбирал, как ребята играют».
Вот так, день за днем, год за годом, по крупицам, по ноткам мастер и лепил свою игру. Зато теперь птицынские наигрыши от других за версту можно отличить.
Геннадий Заволокин не раз, встречаясь с гармонистом, удивлялся:

«Вот, Анатолий, какая интересная у тебя игра. Ты вот пальцы как-то не по-правильному ставишь. А всё равно как заиграешь – так заслушаешься!».
 
Открывает секрет гармониста его супруга Нина Александровна:

«Так ведь Анатолий играет по старинке. Ведь так играли в Волокославино и 50 и 70 лет назад. Исконно волокославинская игра!».

Только вот никто не торопится перенимать опыт и учиться игре у гармониста, известного не только в Вологодской области, но и за её пределами. А ведь не зря говорят – отними у России гармонь, и Россия потеряет себя, потеряет свою душу.

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Кирилловская гармонь на Вологодчине давно перестала быть музыкальным инструментом, гармонь вошла в жизнь, в семью, в быт, в привычки. Анатолий Птицын вспоминает такой случай. Повадился к Анатолию Александровичу на пасеку медведь ходить – что ни визит, так пару ульев долой, да пчелы нервничать стали. Ну и осерчал Птицын, схватил гармонь и ближе к вечеру на пасеку отправился – несколько часов подряд играл «под драку». Косолапый, видно, испугался такого шумного напора, потоптался-потоптался да и побрёл восвояси. С тех пор и не появлялся.  С ней, с кирилловской гармонью, у жителей деревень, сёл и городов Вологодчины  связаны все события их жизни. Смотрите слайд-шоу: «Гармонисты Вологодчины».
Источник: https://vk.com/albums-13647834
Всю жизнь Анатолий Александрович Птицын шёл рядом с женой Ниной Александровной и с кирилловской гармонью.
Источник: https://vk.com/albums-13647834
Анатолий Александрович и Нина Александровна с детьми - Аней и Сашей.
Источник: https://vk.com/albums-13647834
Вот уже без малого 60 годков Анатолий Александрович Птицын не выпускает из рук кирилловскую гармонь.
Источник: https://vk.com/albums-13647834
Гармонисты Вологодчины: Павел Фёдорович Голованов, г. Череповец
Источник: https://vk.com/albums-13647834
Гармонисты Вологодчины: Дормидонтовы Николай Фёдорович и Вера Васильевна, д. Глебовская Кирилловского р-на.
Источник: https://vk.com/albums-13647834
Гармонисты Вологодчины: Анатолий Степанович и Галина Ивановна Золотовы, г. Кириллов.
Источник: https://vk.com/albums-13647834
Гармонисты Вологодчины: Дмитрий Алексеевич Хропов, с. Благовещенье Кирилловского р-на.
Источник: https://vk.com/albums-13647834
Гармонисты Вологодчины: Евгения Ивановна Кукушкина, д. Омогаево Вологодского р-на.
Источник: https://vk.com/albums-13647834
Гармонисты Вологодчины: В.К. Чуканов, г. Кириллов
Источник: https://vk.com/albums-13647834
Гармонисты Вологодчины: Татьяна Кузьмина, г. Череповец, Семейный клуб «Основа».
Источник: https://vk.com/albums-13647834
Гармонисты Вологодчины: Никита Кулёв
Источник: https://vk.com/albums-13647834
Гармонисты Вологодчины: Кирилл Федотовский
Источник: https://vk.com/albums-13647834
Гармонисты Вологодчины: егоровские гармонисты
Источник: https://vk.com/albums-13647834
Гармонисты Вологодчины: егоровские гармонисты
Источник: https://vk.com/albums-13647834
Гармонисты Вологодчины: егоровские гармонисты
Источник: https://vk.com/albums-13647834
Гармонисты Вологодчины: егоровские гармонисты
Источник: https://vk.com/albums-13647834
Кирилловские гармонисты на картине. Село Волокославинское.
Алексей Александров: «Гармонист России»
Алексей Евгеньевич сам из Белозёрска Вологодской области, член Золотой десятки гармонистов России, участник Всероссийского проекта «Играй, гармонь».  Награждён медалью «Гармонист России». Участник народного самодеятельного коллектива «Клуб гармонистов «Русская душа». «Русская душа» проводит активную  деятельность по возрождению и сохранению гармонной игры.  Вот один из отзывов о встрече с Алексеем Александровым:

«Мои уехали в деревню и там затаились. А я сижу, грущу, листаю фотографии и вспоминаю прошедшее лето. Как мы заезжали на дачу к белозерскому гармонисту А.Е. Александрову. Пробовали гармошки и слушали, как играет хозяин. Замечательно, конечно, нет слов. Гармони все кирилловские, ухоженные, и звучат. На мой (может и непритязательный) вкус  так лучше этих гармошек и нет. Одна из гармошек  как будто самоиграющая, любая кнопочка нажимается просто как будто она сенсорная, так легко идут меха и звук какой-то женский, нежный. Но хозяин её ни за что не отдавал, хотя ему больше по душе была та, что зелёная. Она мужская, резковатый звук, когда играет, так каждый перебор прямо проговаривает, под русского, особенно под драку хороша, да что угодно в руках такого мастера...»

Алексей Александр повсеместно выступает с кирилловской гармонью. Одна из  последних встреч прошла  в зале детской школы искусств Белозерска.  Алексей Александров, помимо всего, рассказал о  смысле названия знаменитой игры на гармони «Под драку».
Эта встреча явилась продолжением проекта, над которым коллектив школы работает уже второй год: «История страны  –  история старших поколений». На сцену показать своё мастерство поднимались гармонисты разных поколений. Самому старшему участнику городского клуба гармонистов Николаю Федоровичу Демину 84 года, а самому молодому, Роме Петрову, –  8 лет. Рома, как и другие юные гармонисты, учится на отделении народных инструментов школы искусств и занимается в ансамбле «Нотка» под руководством Александры Проурзиной, преподавателя школы.
С интересом слушали собравшиеся рассказ ведущей вечера, преподавателя школы Татьяны Самсоновой, о гармонных мастерских и артелях Белозерска. Первой была мастерская Богданова, существовавшая в Белозерске до 1917 г. В ней трудились четыре гармонных мастера, они не только ремонтировали гармони, но и изготавливали их, а также баяны, скрипки, гитары. 

Открытая группа «В КОНТАКТЕ» «ВОЛОГОДСКАЯ ГАРМОНЬ»: https://vk.com/club13647834

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
А вот ещё одна встреча с гармонистом-виртуозом Алексеем Александровым: «А как звучала гармонь! Моё представление о гармонях, как о совершенно незатейливых музыкальных инструментах с ограниченными голосовыми возможностями, одноминутно полностью разрушились. Такой глубины звучания от гармони я не ожидал услышать. Казалось, что в корпусе александровской гармони скрыт орган. Звуки, исходящие из гармони обвалакивали, проникали в глубины души и разума, заставляли резонировать каждую клетку организма. Да, уж... Такого потрясающего звучания я не ожидал...». Смотрите слайд-шоу: «Народная кирилловская гармонь».
Источник: http://dinaza.livejournal.com/228461.html
Алексей Евгеньевич Александров сам из г. Белозерска Вологодской области, член Золотой десятки гармонистов России, участник Всероссийского проекта «Играй, гармонь!».
Источник: http://dinaza.livejournal.com/228461.html
Урок игры Алексея Евгеньевича на кирилловской гармони. Разбор партии известной казачьей песни «Когда мы были на войне...»
Источник: http://dinaza.livejournal.com/228461.html
Одна из учениц Александрова: «Одна из его гармошек как будто самоиграющая, любая кнопочка нажимается просто, точно она сенсорная, так легко идут меха и звук какой-то женский, нежный».
Источник: http://dinaza.livejournal.com/228461.html
Ученица Александрова: «Эта гармонь мужская, резковатый звук, когда играет, так каждый перебор прямо проговаривает, под русского, особенно под драку хороша, да что угодно в руках такого мастера...».
Источник: http://seredina77.livejournal.com/29055.html
Алексей Александров с Анатолием Елаховым: одним из самых неординарных людей Вологодской области – писателем, журналистом, сценаристом. Анатолий Елахов – собиратель и популяризатор фольклора и народного творчества.
Источник: http://dinaza.livejournal.com/228461.html
Гармонист с Диной Яковлевной Власовой – известной белозерской исполнительницей народных песен и частушек.
Источник: http://dinaza.livejournal.com/228461.html
Тишина…
Источник: http://seredina77.livejournal.com/29055.html
Ещё одна кирилловская достопримечатательность: это белозерский таксист-гармонист Владимир. В своих объявлениях в местную газету «Белозерье» об оказании таксистских услуг Владимир так и пишет: «Таксист-Гармонист».
Источник: http://seredina77.livejournal.com/29055.html
Владимир-«таксист» родом из Самарских краёв, но последние 12 лет живет в Белозерске. Раньше он играл на баяне, но с недавних пор решил переквалифицироваться на кирилловскую гармонь - говорит, что эта гармонь ему больше нравится.
Между тем писатель Анатолий Константинович Ехалов на гармонных посиделках встретился с Еленой Геннадьевной Копыловой, начальником отдела культуры Белозерского района Вологодской области. Елена тянет здесь всю культурно-массовую работу.
Между тем писатель Анатолий Константинович Ехалов на гармонных посиделках встретился с Еленой Геннадьевной Копыловой, начальником отдела культуры Белозерского района Вологодской области. Елена тянет здесь всю культурно-массовую работу.
Источник: http://seredina77.livejournal.com/29055.html
Солистка народного коллектива белозерского клуба гармонистов «Русская душа» Диана Яковлевна Власова сегодня и напелась и наслушалась кирилловской гармони.
Источник: http://dinaza.livejournal.com/228461.html
Алексей Александров повсеместно выступает с кирилловской гармонью. Вместе с самодеятельным коллективом «Русская душа» проводит активную деятельность по возрождению и сохранению кирилловской гармони.
ОСОБЕННОСТЬ КИРИЛЛОВСКОЙ ГАРМОНИ
Многократно  встречаются суждения,  что все гармони, произведённые в Кирилловском районе  Вологодской области  артелью «Северный кустарь»,  либо простыми кустарями, следует называть «кирилловскими».  Вовсе нет. Равно как нельзя назвать гармонь, произведённую, например, в Саратове – «саратовской». Дело в том, что в случае кирилловской гармони (как и саратовской), её название определяется не местом изготовления, как и в случае с гармонями шуйскими и тульскими, а конструктивными особенностями.
Исторически сложилось, что кирилловской  гармонью-хромкой называли гармонь с 21-ой клавишей в правой клавиатуре (иногда и меньше) с одним полутоном вверху (соль-диез) и (главное!) с 12-ю клавишами в левой клавиатуре, причём, мажорный и минорный ряды басов-аккордов расположены были буквой «Г» друг относительно друга.  Поэтому совершенно неважно, где произведена данная гармонь, если эти конструктивные особенности сохранены.
Кирилловская имеет необычайно красивый тембр, яркий, звонкий, насыщенный звук. Механика правой клавиатуры бывает и с заёмом, когда при нажатии одной клавиши  синхронно нажимается клавиша на октаву выше. Выпускались гармони 21х12,17х12 (по количеству клавиш в правой и левой клавиатурах соответсвенно).
Главное отличие от обычной хромки – расположение  пар бас-аккорд (левая клавиатура) буквой «Г», то есть, если играть простую частушку (предлагаемую для начала обучения в самоучителе Бажилина), которая на обычной хромке играется нажатием попарно клавиш в первом ряду (от руки), начиная с первой пары, то в кирилловской первая пара клавиш этой мелодии находится во втором (от руки) ряду (самые нижние клавиши), а две вторые пары – в первом ряду.
Все деревянные детали к  кирилловской гармони изготавливались полностью из ольхи (даже дека, которую на современных фабричных дорогих инструментах принято делать из резонансной ели. Даже сейчас по деревням в Кирилловском районе можно найти у людей уже заготовленную и распиленную по нужным размерам древесину. Жители этих деревень занимались поставками ольхи на фабрику. Ольха имеет невысокую плотность, соответственно, и гармони получались очень лёгкими.
МУЗЕЙ КИРИЛЛОВСКОЙ ГАРМОНИ
Среди суровых  живописных северных лесов, озёр, на берегу Северо-Двинской водной системы стоит  село Волокославинское.  Среди жителей Волокославинской волости особенно был развит гармонный промысел. Их изделия были известны далеко за пределами Кирилловского уезда. Гармошки и баяны, сделанные волокославинскими умельцами, до сих пор звучат во многих уголках нашей страны. Для сохранения исторической памяти о знаменитом промысле и возвращении должной популярности кирилловских гармоний и баянов возникла необходимость создания в селе  Музея кирилловской гармони.
В результате длительной работы в отделе письменных источников Кирилло-Белозерского музея-заповедника, архивном отделе администрации Кирилловского района, Государственном архиве Вологодской области, в музее русской гармоники Альфреда Мирека собран богатый материал по истории волокославинского гармонного промысла. Огромную помощь оказали жители села Волокославинского и его округи, г. Кириллова и Кирилловского района. Они передали в музей гармони, баяны 1930 – 1970-х гг., различные станки, приспособления, которые принадлежали мастерам-надомникам, большое количество фотографий и документов, рассказывающих о развитии гармонного дела, мастерах-гармонщиках, кирилловских гармонистах.
В октябре 2005 г. экспозиция по истории гармонного дела открылась в здании Дома культуры в селе Волокославинское. Спустя три года на средства областного Департамента культуры, благодаря поддержке администрации Николоторжского сельского поселения и администрации Кирилловского муниципального района, силами сотрудников Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника было осуществлено строительство новой экспозиции «История кирилловской гармони» в Волокославинском Доме культуры.
Вместе с работниками библиотеки и Дома культуры в музее проводятся вечера-встречи, литературно-музыкальные вечера:

«Гармонь – это поэзия, гармонь – это песня», «Гармонь военная», праздники «У гармошки меха золочёные», «Гармошечка-говорушечка, пляска и частушечка», на которые съезжаются гармонисты, плясуны и частушечники кирилловской округи и районов области.

Почётными посетителями музея гармони стали писатель А.К. Ехалов, съёмочная группа телевизионной программы «Играй, гармонь!» во главе с Анастасией и Захаром Заволокиными, участники мужского фольклорного ансамбля казачьей песни «Братина» из Санкт-Петербурга. Особую душевность этим встречам придало участие в них местных гармонистов А.А. Птицына и Г.Г. Батовой.

Адрес  Музея кирилловской гармони: Вологодская область, Кирилловский район, село Волокославинское
Тел.: 8 (81757) 5-91-66
Сайт: http://vologdatourinfo.ru/ru/node/1836

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Для туристов, посещающих музей гармони, сотрудники музея и Дома культуры разработали программу «Рады гостям, как добрым вестям», которая включает встречу гостей хлебом-солью; экскурсию в музей с просмотром видеосюжетов о гармонистах; чаепитие с деревенскими пирогами; концертную программу с участием ансамбля «Сударушка», игровые моменты деревенских праздников, посиделок, бесед с участием туристов. Посетители музея имеют возможность принять участие в мастер-классе по обучению игры на гармони. Для детей музей предлагает фольклорно-игровые программы, мероприятия, приуроченные к праздникам Рождества, Масленицы, Покрова. В дальнейшем в музее планируется открытие мастерской по ремонту гармоник. Смотрите слайд-шоу «Музей кирилловской гармони».
Источник: http://kirillovtour.ru/index.php?dn=photos&to=image&id=2638
В октябре 2005 г. экспозиция по истории гармонного дела открылась в здании Дома культуры в селе Волокославинское.
Источник: http://vologdatourinfo.ru/ru/node/1836
Спустя три года, после открытия музея, на средства областного Департамента культуры, силами сотрудников Кирилло-Белозерского музея-заповедника было осуществлено строительство новой экспозиции «История кирилловской гармони» в Волокославинском Доме культ
Источник: http://vologdatourinfo.ru/ru/node/1836
Огромную помощь при создании Музея оказали жители села Волокославинского и его округи, города Кириллова и Кирилловского района. Они передали в музей гармони, баяны 1930 – 1970-х гг.
Источник: https://vk.com/album-13647834_139664844
Различные станки, приспособления для изготовления кирилловских гармоней, которые принадлежали мастерам-надомникам, – это дар Музею жителей окрестных сёл.
Источник: https://vk.com/album-13647834_139664844
Источник: https://vk.com/album-13647834_139664844
Пресс для изготовления мехов гармоней
Источник: https://vk.com/album-13647834_139664844
Приспособление для пробивки проёмов
Источник: http://kirillovtour.ru/index.php?dn=photos&id=11341&to=image
В Музее всегда много посетителей.
Источник: http://www.rivertourist.ru/viewtopic.php?f=127&t=1016&start=36&st=0&sk=t&sd=a
Почётными посетителями музея гармони стали писатель А.К. Ехалов, съёмочная группа телевизионной программы «Играй, гармонь!» во главе с Анастасией и Захаром Заволокиными.
Источник: http://vologdatourinfo.ru/ru/node/1836
Линейка гармоней Музея
Источник: http://cultinfo.ru/tour/index.php?id=395
Экспозиция Музея.
Источник: http://cultinfo.ru/tour/index.php?id=395
В дальнейшем в музее планируется открытие мастерской по ремонту гармоней
«КИРИЛЛОВСКАЯ ГАРМОНЬ-ХРОМКА В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ БЕЛОЗЕРЬЯ»
Более ста лет продолжаются кропотливые исследования традиционной народной песни, бытующей на территории Вологодской области. Идёт систематизация записанных в разные годы её образцов. Требования науки нашего времени ставят перед фольклористами всё новые и новые задачи. И вот ещё один фундаментальный труд завершён: вышла  книга «Кирилловская гармонь-хромка в традиционной культуре Белозерья». Очень интересное исследование, которое уже почти полностью разошлось. Это первый опыт комплексного изучения инструментальной музыки Вологодчины.
Автор – главный  пропагандист вологодской традиции игры на гармони и самой кирилловской гармони  Алексей Мехнецов, научный сотрудник Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова и Фольклорно-этнографического центра Министерства Культуры РФ.
Издание посвящено старинному промыслу по производству гармоник, география которого связана с такими известными центрами культуры, как Кириллов, Ферапонтово, Никольский Торжок, Волокославино, Горицы.
Алексей Мехнецов владеет игрой на различных типах гармоник, балалайке, гуслях, скрипке, бубне, духовых инструментах. Особый интерес – псковская тальянка, вологодская тальянка, псковские гусли, балалайка, кирилловская гармонь-хромка.
– Моя гармонь вологодская, из Кирилловского района Вологодской области, – рассказывает Алексей Мехнецов, – В России было около 200 разновидностей гармошек, не все они прижились, можно сказать о том, что наверное 20-25 видов получили хорошее распространение, и до сих пор люди на них играют. В разных местностях, естественно, делали свои инструменты с учётом потребностей местного населения.
Гармонь  всегда подходит под любую ситуацию: веселье или печаль какая-то – не важно. В каждом переборе был  какой-то смысл заложен. Нельзя было просто играть. Вот, допустим, девушка вышла плясать – ей надо определённые переборы играть, парень вышел плясать – парню свои переборы. Ни в коем случае перепутать нельзя было, были свои правила, были и переборы, которые были обидные, можно было выразить все своё отношение, все свои недовольства, скажем так. Можно было договориться о свидании с девушкой посредством музыки и так далее.
Сейчас мы начали восстанавливать  старинные и советские кирилловские гармони. Многие старые мастера уже умерли, другие находятся в преклонном возрасте, поэтому   встала необходимость  реставрации старых инструментов, чтобы они жили, чтобы на них могли учиться молодые люди. Потому что не будет инструментов – не будет этой традиции. Гармони к нам попадают через наши центры, экспедиции да и людим просто приносят.
Некоторые   спрашивают, зачем восстанавливать старые, нельзя ли сделать подобные новые? Новые сделать, конечно, сложно. Технологии, конечно, все известны, но пока ты сделаешь хороший новый инструмент, пройдут годы.  Старые инструменты сделаны очень добротно, хорошо. Старинный инструмент, особенно кустарного производства держать в руках гораздо приятней, чем фабричный.
Возникает  мысль создать свое собственное производство по изготовлению хороших добротных с душой гармоней. Но это экономически тяжело. Сейчас есть идея создать небольшую артель, взять в эту артель подростков и научить их гармонному  промыслу.

Ремонт и настройка гармоней, баянов, аккордеонов в Вологде.
Тел.: 8 (953) 501-03-14.
Алексей Мехнецов «В КОНТАКТЕ»: https://vk.com/id14498697

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Алексей Анатольевич Мехнецов  в такой высокой степени овладел кирилловской гармонью, что сами гармонисты говорят ему: «Какой же ты питерский? Ты играешь по-нашему!» В Вологодской области  есть немало примеров высочайшего исполнительского мастерства гармонистов, они все друг друга знают. Что стоит один А. Птицын из Волокославино. А.А. Мехнецов со многими из них знаком, поэтому они и считают его своим. Сейчас игре на гармони не учат в музыкальной школе, а дальше, в консерватории, учат играть только на баяне. На гармоне же  играют по слуху, а не по нотам. А чтобы этот интерес не затух в связи с отсутствием хорошего инструмента, нужно учиться реставрировать, восстанавливать. Смотрите слайд-шоу «Алексей Мехнецов и кирилловская гармонь».
Источник: http://vkdevil.ru/mekhnetsov?z=albums14498697
Алексей Анатольевич Мехнецов в такой высокой степени овладел кирилловской гармонью, что сами гармонисты говорят ему: «Какой же ты питерский? Ты играешь по-нашему!». Мехнецов выпустил видео-диск «Основы игры на гармони».
Источник: http://vkdevil.ru/mekhnetsov?z=albums14498697
Ещё один вклад Алексея Мехнецова в пропаганду традиционной культуры и фольклора Вологодской области – диск «Кирилловская гармонь-хромка в традиционной культуре Белозерья».
Источник: https://vk.com/mekhnetsov
Любовь Алексея Мехнецова к народным инструментам разделяет и его супруга Галина.
Источник: http://vkdevil.ru/mekhnetsov?z=albums14498697
Откуда же Алексей Мехнецов черпает материалы для книг и дисков по возрождению традиционной культуры Вологодчины? Конечно, из первых рук тех, кто и является её носителями. На фото: Коноплев Сергей Яковлевич, д. Оботурово.
Источник: http://vkdevil.ru/mekhnetsov?z=albums14498697
Ещё одни носители народной культуры: Сверчковы Иван Иванович и Александра Павловна, д Мелентьево.
Источник: http://vkdevil.ru/mekhnetsov?z=albums14498697
Алексей Мехнецов в очередной этнографической экспедиции.
Источник: http://vkdevil.ru/mekhnetsov?z=albums14498697
Особый интерес Мехнецова – псковская тальянка, вологодская тальянка, псковские гусли, балалайка, кирилловская гармонь-хромка. По его стопам идёт и его сын. На фото: Иван Мехнецов.
Источник: http://vkdevil.ru/mekhnetsov?z=albums14498697
Сейчас Мехнецов и его соратники открыли в Вологде мастерскую по ремонту и настройке гармоней. Многие мастера уже умерли, поэтому встала необходимость реставрации старых инструментов, чтобы они жили, чтобы на них могли учиться молодые люди.
Источник: http://vkdevil.ru/mekhnetsov?z=albums14498697
В мастерской по ремонту гармоней
Источник: http://vkdevil.ru/mekhnetsov?z=albums14498697
Здесь ремонтируют старые кирилловские гармони.
Источник: http://vkdevil.ru/mekhnetsov?z=albums14498697
Старые гармони в мастерскую попадают через, экспедиции, встречи да и люди просто приносят.
Источник: http://vkdevil.ru/mekhnetsov?z=albums14498697
Бывает, вот в таком виде Мехнецову приносят то, что раньше было гармонью.
Источник: http://vkdevil.ru/mekhnetsov?z=albums14498697
Некоторые спрашивают, зачем восстанавливать старые, нельзя ли сделать подобные новые? Старые инструменты сделаны очень добротно, хорошо. Старинный инструмент, особенно кустарного производства держать в руках гораздо приятней, чем фабричный.
Источник: http://vkdevil.ru/mekhnetsov?z=albums14498697
В мастерской Мехнецова понимают: реставрация это не просто новая жизнь гармони. Важно и другое: не будет инструментов – прервется традиция культуры кирилловской гармони.
Источник: http://vkdevil.ru/mekhnetsov?z=albums14498697
Алексей Мехнецов опробует только-только отреставрированную гармонь.
Источник: http://vkdevil.ru/mekhnetsov?z=albums14498697
Клавиши кирилловской гармони. У Мехнецова есть надежда создать своё собственное производство по изготовлению хороших добротных с душой гармоней. Пусть это будет небольшой артель с обучением подростков гармонному промыслу.
Источник: http://vkdevil.ru/mekhnetsov?z=albums14498697
Алексей Мехнецов со своей музыкальной любовью – кирилловской гармонью.
Источник: http://vkdevil.ru/mekhnetsov?z=albums14498697
Хочется надеяться, что в конце концов осуществится заветная мечта Алексея Мехнецова и его единомышленников – на Вологодчине вновь возродиться производство знаменитых на всю Россию кирилловских гармоней.
                              ***

Поёт гармонь за Вологдой над скошенной травой.
Проходит песня по лугу тропинкой луговой.
Тропиночкою узкою вдвоём не разойтись –
Под собственную музыку шагает тракторист.

Легко ему шагается – погожий день хорош!
Глаза его хозяйские осматривают рожь.
Шумит она, красавица, звенят-поют овсы.
И парень улыбается в пшеничные усы.

Припев:
Поле-поле, золотая волна...
Зреет пшеница,
Рожь колосится,
Песня вдали слышна...

По старому обычаю растил он те усы
Для вида, для отличия и просто для красы
Не то что для фасона – мол, как сельский музыкант.
Как демобилизованный и гвардии сержант!

Он, всеми уважаемый, земле отдал поклон.
«С хорошим урожаем Вас!» –  себя поздравил он.
И вновь запели птахами гармошки, голося.
Девчата только ахали и щурили глаза.

Припев.
Поёт гармонь за Вологдой над скошенной травой.
Проходит песня по лугу тропинкой луговой.
Летит она, весёлая, как птица в вышине
Над городами-сёлами по вольной стороне!

Музыка: Василий Соловьёв-Седой, слова: Алексей Фатьянов