Народные промыслы | Ливенская гармонь  
Ливенская гармонь
Дореволюционные Ливны были известны своими гармошками. Её прототип попал в Россию из Германии в 1830-е гг. А когда по тульскому образцу решились открыть производство в Ливнах, то конструкцию гармони заметно переработали. Тон звука перестал зависеть от направления движения мехов, фактически был создан новый инструмент. Первоначально ливенка была одноголосой. Позже появились двух – и даже трехголосые инструменты с различием по тонам в одну октаву. Ливенка кустарная стоила очень дорого. В 1914 г. её можно было купить за 22 рубля, тогда как корова стоила 24 р. В 1964 г. сын Ивана Занина (одного из последних мастеров, делавших ливенскую гармонику) – Валентин решил организовать ансамбль «Ливенские гармошки». Инструменты для первого состава ансамбля собирал по сёлам и деревням. Позже в с. Беломестном нашёлся ливенский мастер Н.И. Нестеров со своим учеником К.Ф. Кудрявых. На гармонях-ливенках сейчас играют такие известные гармонисты, как Павел Уханов, Геннадий Калмыков и др.
Ливенка
Сортировать:
по популярности
1. Ливенка    
2. Ливенская гармошка  В мастерской ливенских гармошек
3. Народные промыслы: Русская гармонь  Россию гармонь пришла с запада в XIX в. Русские умельцы создали много разновидностей этого инструмента: ливенская гармонь, тульская, шуйская, саратовская, вологодская, кировская. У каждой из них свое устройство и свой голос.
4. Ливенская гармошка и Плешковская игрушка  
5. Ливенская гармонь – производство  
6. Малые города России: Ливны – гармонисты-виртуозы  Дважды город становился призером всероссийского конкурса. Но известен он, прежде всего, как родина знаменитой ливенской гармони
7. Мастер-класс на «ливенке»  Без преувеличения, ливенскую гармошку можно назвать жемчужиной среди народных инструментов. Её биография берёт начало около 150 лет назад. Знания о знаменитой «ливенке» стараются передать молодому поколению.
8. Ливенка и Геннадий Калмыков  
9. Цыганочка – играет Павел Уханов на гармони-ливенке  Обр. Е. Дербенко «Цыганочка» – играет лауреат Международных конкурсов Павел Уханов на гармонике - ливенке.
10. Геннадий Калмыков сюита для ливенской гармони в 3 ч.  Оркестр «Виртуозы Самары» , дирижер Иван Мельников. Солист – Лауреат Всероссийских и Международных конкурсов Геннадий Калмыков. Государственный Волжский русский народный хор.
ИСТОРИЯ ГАРМОНИ В РОССИИ
Многие годы считалось, что автор изобретения гармони Христиан Фридрик Бушман из Германии. В 1821 г.  он изготовил губную гармошку, а через год – ручную гармонику. Сами немцы же считают гармонь русским изобретением (Фридрих Бушман  придумал лишь  новый способ извлечения звука – при помощи металлического язычка, колеблющегося под действием потока воздуха).
Версию о русском происхождении гармони поддержал профессор  истории и теории музыки А.М. Мирек. В результате длительной работы с историческими архивами  выяснил, что первая гармонь появилась в Санкт-Петербурге стараниями чешского органного мастера Франтишека Киршника.
Располагая стационарной мастерской, Франтишек Киршник изготовил свой экспериментальный инструмент – первую гармонику. Она стояла на столе. Левой рукой мастер нагнетал мехом воздух, а правой играл, нажимая на клавиши фортепианной клавиатуры. Звук оказался довольно чистым, громким и приятным. Впервые он продемонстрировал свою музыкальную диковину в концертном зале в доме Леона на Невском проспекте перед взыскательной музыкальной публикой в 1783 г. Им было изготовлено несколько таких инструментов для богатых людей.
Известно, что Иван Сизов уже в 1830-е гг.  организовал массовое производство гармоник в Туле, и это были уже инструменты новой конструкции.
Гармоники различались по конструкции, формам, размерам. Бытовали следующие разновидности: бологовка, касимовка, саратовка, черепашка, ливенка, вятка, роялка, тулка. Порой даже в одном и том же населённом пункте разные мастера изобретали свои уникальные инструменты.
Большое распространение получили также национальные разновидности гармони: татарская, марийская, дагестанская, кабардинская и др. Но особенно массовым стало производство двухрядных гармоней-венок (венских гармоней русского строя) и хромок.

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
В 1830 – 40-е гг.  гармонь проникает во все губернии России в самых разнообразных вариантах и разновидностях. Инструмент приспосабливается под особенности быта, песенной и танцевальной культуры той или иной местности, а также к национальным обычаям и обрядам, то есть соответствовал местному и национальному колориту. Смотрите слайд-шоу: «История гармони в России».
Источник: http://picknick17.livejournal.com/8276.html
Многие годы считалось, что автор изобретения Христиан Фридрик Бушман из Германии. В 1821 г. он изготовил губную гармошку, а через год – ручную гармонику.
Источник: http://russian-garmon.ru/forum/sovety-i-predlozheniya/978-ishchem-starye-fotografii-garmonistov-garmonik
Старая немецкая гармонь. Золотая медаль. 1897 г.
Источник: http://russian-garmon.ru/forum/sovety-i-predlozheniya/978-ishchem-starye-fotografii-garmonistov-garmonik
Двухрядная,четырёхголосая немецкая гармонь
Источник: http://picknick17.livejournal.com/8276.html
Производство гармоней в России возникло в 30-х годах XIX в. в Туле. Оно было представлено преимущественно мелкими кустарными мастерскими. Затем уже возникли частные фабрики.
Источник: http://picknick17.livejournal.com/8276.html
Труд в мастерских был, в основном, ручным. Некоторые мастерские изготовляли лишь от дельные детали и узлы (корпус, голосовые планки), которые продавались владельцам сборочных мастерских.
Источник: http://students.uni-vologda.ac.ru/pages/pm07/ksn/history.html
В 1850-м гг. на территории Волокославинской волости Вологодской губернии возник гармонный промысел. В 1953 г. на базе артели была организована Кирилловская баянная фабрика. На фото: рабочие гармонной фабрики.
Источник: http://music-education.ru/vidy-garmonej-ili-chem-razlichayutsya-hromka-i-cherepashka/
В России возник бум на гармошки. Появились такие инструменты, как «гармошки-черепашки». Главная особенность – компактные размеры. Первые разновидности Черепашки имели не более 7 клавиш.
Источник: http://www.bar13.ru/int.html?p=3
Мастера относились к гармони очень трепетно и как могли её разукрашивали. Кость, перламутр, дерево, художественная резьба. Конец XIX – начало XX вв.
Источник: http://picknick17.livejournal.com/8276.html
Порой в одном населённом пункте мастера изобретали свои уникальные инструменты. Гармоники различались по конструкции, формам, размерам. Бытовали следующие азновидности: бологовка, касимовка, саратовка, черепашка, ливенка, вятка, роялка, тулка.
Источник: http://ale07.ru/music/notes/song/npr/chastushka/ditty1.htm
Гармонь «бологоевская». Начало XX в.
Источник: http://picknick17.livejournal.com/8276.html
Гармонный бум в России привёл к появлению самых удивительных инструментов. Это – ножная гармонь.
Источник: http://picknick17.livejournal.com/8276.html
А здесь неизвестный изобретатель из народа придумал…гармонь со звоночками.
Источник: http://picknick17.livejournal.com/8276.html
Умельцы использовали принцип действия гармони для изготовления флюгера: внутрь которого вставлены пластины со стальными язычками. Ветер заставляет флюгер звучать, и чем сильнее поток воздуха, тем сильнее звук.
Источник: http://ucrazy.ru/interesting/1221881190-russkoe_reklamnoe_obyavlenie_nachala_xx_veka.html
Несмотря на бум гармонного промысла в России, немецкие гармони конкурировали с отечественными. Рекламное объявление нач. ХХ в.
Источник: http://picknick17.livejournal.com/8276.html
Изобретение новых видов гармоней не прекращалось. Так появилась и гармонь «трехрядка» – с тремя рядами клавиш. «Только взял боец трехрядку, Сразу видно – гармонист» (Твардовский, «Василий Теркин»). Гармонь трехрядная. 1904 г.
Источник: http://surfingbird.ru/surf/fXl5a70BB#.VngSeE9Icmh
В 1830 г. тульский оружейник Иван Сизов купил на Нижегородской ярмарке гармонику. Убедившись, что ничего особо сложного в нёй нет, сделал своими руками подобную. Так в России началось производство гармоней.
ИСТОРИЯ ЛИВЕНСКОЙ ГАРМОНИ
В 1830 г. в России было организовано  изготовление гармоней. Делал их тульский мастер Иван Сизов. Все  гармошки имели особенность:  одна и та же кнопка на разжим и сжим мехов издавала разные звуки. При игре на таких гармошках нужно было, прежде всего, владеть техникой игры мехами, чтобы правильно вывести мелодию.
Эту проблему решили ливенские кустари. На гармонях ливенских мастеров звук не менялся при смене меха. У ливенской гармошки мастера увеличили количество борин (до 30 – 40), т.е. меха были невероятно длинными. Такую гармошку можно было буквально обмотать вокруг себя, т.к. при полном растяжении меха её длина достигала двух метров. Так появилась в 60 – 70-х гг.  XIX в. ливенская  гармонь («ливенка») – местная разновидность русской гармони.
Производство, в основном, было сосредоточено близ Ливен в деревнях Сосновке и Речице. Из мастеров до нашего времени дошли фамилии Занина, Тюрина, Нечаева. Хотя производство и было кустарным, широко использовалась подетальная специализация. Разные люди отдельно изготавливали клапана, планки, меха, корпуса и т. п. Эти части закупались мастерами-скрепщиками, которые инструмент не только собирали и настраивали, но и отделывали, сообразуясь со своим вкусом.
Первоначально ливенка была одноголосой. То есть, при нажатии на клавишу открывался один клапан и это приводило к возникновению одного звука. Позже появились двух – и даже трехголосые инструменты с различием по тонам в одну октаву. Ливенка  кустарная  стоила  очень дорого.  В  1914 г. её можно было купить за 22 рубля, тогда как корова стоила 24 р.
Популярность гармони постепенно стала настолько большой, что производство перестало успевать за спросом. Как следствие, высокие цены привели к организации поточного, фабричного изготовления. Себестоимость быстро снизилась, и ливенская гармонь превратилась в чрезвычайно распространённый инструмент.
Известна реклама Петроградской фабрики музыкальных инструментов, предлагавшей гармонь-ливенку в  1915 г. по ценам от 2 рублей 50 копеек до 12 рублей в зависимости от сложности и размера. Необходимо отметить, что ливенские кустари в этих условиях конкурировать не могли.
А  сама ливенка стала постоянной спутницей в радостях и бедах простого люда.

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Примерно в 1860 – 70-х гг.  кустари деревень, окружавших г. Ливны, стали производить гармоники, с годами сформировавшиеся в самостоятельный вид. Они получили название ливенок. Ливенки, на первых образцах которых было восемь клавиш, со временем нашли свой стандарт клавиатуры в двенадцать кнопок, хотя в поздний период делались инструменты с клавиатурами до восемнадцати кнопок (на заказ). На левой стороне аккомпанемент состоял из октавных звуков (гудки). Исполнитель, нажимая несколько клапанов, совмещал интервальное звучание и аккорды или вёл аккомпанемент более длительным задержанием одиночных клапанов. Смотрите слайд-шоу «История ливенской гармошки».
Источник: musicschool7.ru/general/istoriya-bayana-i-akkordeona.php
В 1783 г. органный мастер Франтишек Киршник продемонстрировал в Санкт-Петербурге свой инструмент, напоминающий пианино. Гармоника Киршника стала родоначальницей всех разновидностей гармоники.
Источник: http://www.otzyv.ru/read.php?id=170346
Первые тульские гармошки были всего с одним рядом кнопок на правой и левой руке (однорядки).
Источник: http://muzeumkazakow.jimdo.com/%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F/
Все первые гармошки имели особенность – нужно было, прежде всего, владеть техникой игры мехами, чтобы правильно вывести мелодию. Эту проблему решили ливенские кустари. На их гармонях звук не менялся при смене меха.
Источник: http://annazv77.livejournal.com/301065.html
На основе ливенки были созданы такие образцы, как вятская и елецкая рояльная гармони, а конструкционные новшества были использованы впоследствии в гармонях-хромках и баянах. Елецкая рояльная гармоника. Мастер – Мельников Алексей.
Источник: http://www.art.oryol.ru/livenka.htm
Ливенские мастера 150 лет изготавливают уникальные гармони по старинной технологии. У ливенок очень длинные, почти в 2 метра меха. В ней 40 складок, так что когда меха растягиваются, гармоникой можно опоясаться. Кроме того, у неё оригинальные басы.
Источник: http://cfo.gov.ru/society/sights/338
Первоначально ливенка была одноголосой. Позже появились двух – и даже трехголосые инструменты с различием по тонам в одну октаву. Ливенка кустарная стоила очень дорого. Так, в 1914 г. её можно было купить за 22 рубля, тогда как корова стоила 24.
Источник: http://picknick17.livejournal.com/8276.html
Популярность ливенки постепенно стала настолько большой, что производство перестало успевать за спросом. Высокие цены привели к организации поточного, фабричного изготовления. Например, на Орловском велосипедном заводе.
Источник: http://www.heartofrussia.info/orl/90
Известна реклама Петроградской фабрики музыкальных инструментов, предлагавшей гармонь-ливенку в 1915 г. по ценам от 2 рублей 50 копеек до 12 рублей в зависимости от сложности и размера.
Источник: http://culturemap.ru/?region=93&topic=44
В старину соседние с г. Ливны деревни специализировались на изготовлении отдельных деталей, фурнитуры и корпусов для ливенской кармошки. Сохранились имена мастеров – Вахнов, Занин, Грудев.
Источник: http://russkiymir.ru/catalogue/detail.php?region=64&det=64detail3
Далеко за пределы Орловской области теперь ушла гармошка «Ливенка» – один из изначальных вариантов русской ручной гармоники, простой и легкодоступный для музыканта.
Источник: http://humus.dreamwidth.org/5480823.html
Фото конца ХIX – начала XX вв. Гармонь стала постоянной спутницей в радостях и бедах простого люда.
Источник: http://see2me.ru/esenin-sestry.html
Сергей Есенин с ливенской гармонью
ЛИВЕНСКАЯ ГАРМОНЬ В СССР
Ливенскую гармонику можно назвать жемчужиной среди народных инструментов подобного рода. Восхищались ею Иван Тургенев, Лев Толстой – по преданию, он специально приезжал в Ливны на ярмарку, чтобы послушать ливенку. О ней писали Николай Лесков, Иван Бунин. Константин Паустовский, Савелий Леонов, слагали стихи поэты Сергей Есенин, Дмитрий Блынский, Михаил Беляев.
Начинал делать ливенки Фёдор Занин, прадед нынешнего поколения гармонистов Заниных. Это его ливенку слушал Л. Н. Толстой на ярмарке. Фёдор передал своё мастерство сыну Ивану. Со всех концов России обращались к знаменитому мастеру Ивану Фёдоровичу Занину с просьбой «прислать на обзаведение хоть одну ливенку». Делал он их и в наши дни – два инструмента для хора имени Пятницкого.
После Октябрьской революции голос ливенки стих. О ней того времени мало что известно. В 1930-х гг. Ливенку постепенно начали вытеснять рояльные гармошки, хромки и баяны. Соперничать с ними однорядная гармонь не могла.
Перед Великой Отечественной войной гармони в Ливнах делало всего два человека: Иван Занин и Пётр Груднев.
В 1942-м г. Ливны полностью разрушили немцы. Погибло всё, и гармошки тоже.
После Отечественной войны созданием гармоники занимались такие мастера как Н.И. Нестеров, М.В. Мохов, Д.В. Сопов.
В 1960-м г.  Валентин Иванович Занин – внук родоначальника ливенки, решил дать гармони новую жизнь. Забытый инструмент прямо-таки пришлось разыскивать по сёлам. Ездил зимой на санях по окрестным деревням – в сараях, на чердаках находил нерабочие гармони.
В 1964 г. Валентин Занин решил организовать ансамбль «Ливенские гармошки». Позже в с. Беломестном нашёлся ливенский мастер Н.И. Нестеров со своим учеником К.Ф. Кудрявых.
Мастера  возобновили ремонт и настройку ливенок, а позже наладили и полный цикл производства этих гармоник, ставших базой для созданного ансамбля.
Ансамбль очень быстро стал популярен, и в 1970 г. был  приглашён в Москву на телефестиваль народного творчества. С 1975 г. начались и выступления ансамбля в других странах.
Валентина Занина, в качестве руководителя, сменил Е.И. Москвин, а затем В.М. Демидов.
МАСТЕРА ЛИВЕНСКОЙ ГАРМОНИ
Гармошки Константина Кудрявых
Издавна повелось в древнем орловском городе Ливны, что парни должны сватать девок непременно песней и игрой на гармошке, созданной своими руками. И ежели случалась у какого молодца неудача, так он, тряхнув кудрями, с маху разбивал гармошку о мостовую, уверенный в том, что именно в ней кроется причина отказа девушки. Среди пасадских вообще ценилось, прежде всего, умение сладить гармошку – «ливенку». Одним из таких мастеров и был Константин Фёдорович Кудрявых.
Константин Фёдорович Кудрявых родился в с. Парахино Ливенского уезда в 1914 г. Подросток Константин освоил профессию печника и рано начал работать самостоятельно. Судьба 14-летнего парня привела его в дом к А.Ф. Ершову, который славился в округе своими гармошками, заметив интерес у паренька, Ершов поделился с ним секретами мастерства. Константин приобрёл себе гармошку, научился играть и помогал их ремонтировать.
В годы великой Отечественной войны Константин Фёдорович прошёл путь с первого до последнего дня, был несколько раз ранен. После войны переселился в г. Ливны и занялся любимым делом под руководством народного мастера Н.И. Нестерова. А в 1960-е гг.  становится основным мастером по созданию ливенской гармошки.
Когда создавался первый ансамбль ливенских гармошек, его руководитель В.И. Занин собирал по сёлам, деревням старые инструменты. Это он, одержимый идеей создания ансамбля ливенских гармошек, разыскивал инструменты по округе, а заодно и мастеров, которые могли бы вернуть им певучие голоса. Так случилось, что уже в те послевоенные годы один лишь Константин Фёдорович знал секрет старинного ремесла.
Поначалу нерешительно отнесся печник к предложению Занина отремонтировать несколько «ливенок»: годы прошли, как не брал он в руки гармони. И все же рискнул фронтовик. Запела в его руках одна «ливенка», вторая, третья.
С 1964 г.  судьба Кудрявых тесно связана с ансамблем «Ливенские гармошки». Все инструменты этого ансамбля прошли через руки Константина Фёдоровича: часть из них он восстанавливал, часть создавал сам, дал им голос и много лет следил за здоровьем каждой своей гармошки. В доме Кудрявых большая мастерская, построенная своими руками: многие инструменты и приспособления созданы мастером собственноручно.
В 1975 г., перед поездкой ансамбля в г. Берлин, Кудрявых создал новый вариант гармони – хроматическую ливенку.  К миксолидийскому ладу были добавлены на 2 ряду хроматические звуки, что существенно обогатило возможности исполнителя. На ливенке стало возможно сыграть практически всё. За более чем 50 лет работы из рук мастера вышли десятки гармошек. Но нет среди них двух одинаковых. Каждая из них по-своему прекрасна, имеет свой звонкий голос, по-своему украшена, инкрустацией и соломкой, расписана цветами, имеет свою высоту от 15 до 30 см., мехов до 40 штук.
Гармошки Кудрявых К.Ф. играют в оркестре хора им. Пятницкого и Осипова, демонстрируются в центральных музеях страны, имеются у многих известных музыкантов и исполнителей и больших любителей гармошек. Мастер умер в 2009-м. А ливенка жива до сих пор.
Игорь Занин: продолжатель династии
Меха у ливенки самые длинные в мире – количество борин достигает сорока. В итоге гармошкой – как шалью – можно обмотаться пару раз. Это и является визитной карточкой инструмента. Поэтому с ливенкой любили плясать – на ней не только аккомпанировали. И сегодня в Ливнах сыграют, держа гармошку на голове, на носке, сложив веером, повязав платочком. Среди прочих играет и Игорь Занин (на фото: настройщик Игорь Занин с руководителем Ливенской мастерской по изготовлению и ремонту гармоней Ниной Павловой). Сегодня Занин – единственный ливенский настройщик, вдыхающий в инструменты жизнь и звук. Занин – представитель знаменитой династии: ливенки делал ещё его прадед в XIX в., дед занимался тем же. А благодаря отцу – Валентину Ивановичу – знаменитый инструмент в своё время не исчез.
Сам Игорь в детстве играл в ансамбле «Ливенские гармошки», созданном Заниным-старшим, в 5 лет выступал в Кремлёвском дворце. А сегодня оказался единственным, кто умеет «оживлять» ливенки.
– Даже не думал, что буду продолжателем династии, – говорит Игорь Занин. – Меня просто возили по городам, выступал. Все считали – у ребенка муляж в руках. А я, правда, играл.
 Теперь он не только настраивает новые гармони, но и ремонтирует старые – инструменты везут со всей России.
– Вот из Тулы приезжают. Говорю им: «Почему у себя не чините – у вас там фабрика по производству баянов и гармоней, инструменты». А у меня две руки, два напильника и слух. Я даже по камертону не настраиваю.
Занин в Ливнах – человек известный. Любой расскажет о мастере с абсолютным слухом. И о династии гармонистов тоже (на фото – его отец – Валентин Иванович Занин). Правда, будет ли у династии музыкальное продолжение – неизвестно. «Это не передаётся, –  объясняет Занин. – Вот мне брат с сестрой говорят: «То, что тебе дано, нам не досталось». А у них по два высших образования, у меня же – никакого, почти нулевое. Пытался сына обучить – он вроде и играет, и музыкальную школу окончил, но главного нет. Хотя, может, и придёт к этому когда-нибудь. Я ведь тоже не сразу начал – всё дурака валял. Только в 35 лет занялся инструментами, стал вспоминать. Знание можно передать, но в человеке должно быть что-то заложено, иначе не получится».
Сегодня ливенская гармонь стоит от 17 до 21 тысячи рублей. Делают и «полуливенки» – инструменты в два раза меньше оригинала, те стоят пять тысяч. Есть сувенирные экземпляры – миниатюрные гармошки. Несмотря на наличие всего трех клавиш, умелый исполнитель вполне изобразит на мини-гармошке какое-нибудь незамысловатое «Во саду ли, в огороде». Неумелый издаст лишь писк.
А вот настоящие ливенки покупают, в основном, профессионалы и коллекционеры. «На звук ещё никто не жаловался», – говорит Игорь Занин.
Правда, один маленький секрет, похоже, всё-таки утерян. Говорят, на старых инструментах меха не такие тугие. Особенно на тех, что изготовил Константин Кудрявых – самый знаменитый ливенский мастер. «Раньше он как-то отпаривал мех, – вспоминает Виталий Демидов, руководитель ансамбля «Ливенские гармошки». – Теперь эта технология утеряна».
ОСОБЕННОСТИ ЛИВЕНСКОЙ ГАРМОНИ
Ливенская гармошка – один из первоначальных вариантов русской ручной гармоники. Ливенские мастера внесли в свою гармонику ряд  изменений, по сравнению с тульскими.  У  последних  был такой  недостаток: в жиме и разжиме мехов исходил звук разной высоты. Ливенские мастера, к чести своей, недостаток устранили да еще привнесли ряд других изменений и тем самым, по сути, создали новый оригинальный инструмент прогрессивной конструкции. На  основе ливенки были  созданы такие образцы, как  вятская  и елецкая рояльная гармони, а конструкционные новшества были использованы впоследствии в гармонях-хромках и баянах.
Основное отличие «Ливенки» – большое количество борин по сравнению с существующими гармонями. Гармошка обладает самыми широкими мехами. Многие музыканты, играющие на ней, превращают каждое свое выступление в танец.
Ливенская гармоника – одна из самых простых как по доступности для музыканта, так и по конструкции  разновидностей гармоник.
В правой клавиатуре ливенской гармоники было от 8 до 15 клавиш, расположенных в один ряд. Как уже упоминалось, звуки при смене движения меха на ливенке одинаковые. Делались эти гармоники обычно двухголосными, иногда – трехголосными. Характерно октавное звучание двух планок с медными голосами, причем верхняя планка имеет открытый звук (даже без наружной сетки), а звук нижней планки приглушён специальным устройством (наподобие ломаной деки, применяемой в современных баянах и некоторых гармонях), которое изменяет тембр звука. Это даёт специфическое звучание.
Ливенка имеет очень узкий высокий корпус, и мех поэтому делается не менее 25 – 30 борин (обычно 40) – самый длинный, если сравнить все существующие гармоники. Правая рука обхватывает гриф, продевая большой палец сквозь ременное ушко, свободно двигающееся по металлической скобке, а левая продевается под кистевой ремень, обхватывает левую часть корпуса гармоники, расположив пальцы на клапанах. Выносного грифа на левой стороне ливенки нет, клавиатура левой стороны представлена в виде клапанов, расположенных с двух сторон корпуса. Исполнитель играет первым пальцем на внутренней части клавиатуры, остальными четырьмя – на внешней.
Схема устройства (в разрезе) правой стороны корпуса ливенки: 1 – гриф, 2 – кнопки, 3 –  клавиатурные клапаны, 4  – верхняя голосовая  планка, 5 – планки с голосами, настроенными на октаву ниже, 6 – резонаторный канал (Cosotto), 7 – отверстия для доступа воздуха в резонаторный канал, 8 – кожаная петля, скользящая по металлической скобке.
В левой клавиатуре (прямо на передней части корпуса) имелось 6 и более специальных «лапок», которые отвечали за звучание басов и располагались очень близко друг к другу. Это делалось для того, чтобы можно было нажимать одним пальцем сразу 2 – 3 «лапки».
На задней части корпуса находились 2 – 3 клавиши, звучавшие во второй или первой малой октавах. Там же, но в верхней части корпуса, находилась ещё одна «лапка»-писчик, звучащая во второй октаве, и клапан «шестерик», звучавший по разному на сжим и расжим).
Ливенская гармошка использовалась без плечевых ремней. Как и в Елецкой рояльной и Саратовской гармониках, на тыльной стороне грифа она имела кожаный ремешок для большого пальца правой руки. В левой части имелся узкий ремешок, охватывающий кисть левой руки.
Звукоряд ливенских гармоник различных мастеров был различен. Некоторые ливенки с 8-ю клавишами в правой клавиатуре имели диапазон от  ноты «соль» первой октавы, до ноты «Соль» второй октавы. Другие, с 12-ю клавишами-от ноты «до» первой октавы, до ноты «соль» второй октавы.
Вследствие малых размеров корпуса ливенской гармоники (примерно 25 см. в высоту и 8 см. в ширину), мастерам пришлось увеличить объём меховой камеры за счёт увеличения числа борин (складок меха). У ливенки их может быть до 40 и гармонист может обмотаться мехами дважды вокруг пояса. Меха такой длины и придают ливенке такую самобытность и необычность. К тому же у неё очень оригинальное звучание басов, словно гармонисту аккомпанируют рожок, сопелка или жалейка. Это – заслуга специальной конструкции басового строя, включающего «хрипунчики», «барабанчики», «пискунчики». Всё эти названия басов очень точно описывают их звучание.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЛИВЕНСКОЙ ГАРМОНИ
Начинается процесс изготовления гармошки с нарезки электрокартона для борин гармошки. Борина – единица мехов. В «Ливенке» их от 35 до 40. Резка происходит на специальном станке, где рабочий вручную проводит по нему колесиком с одинаковым усилием для идентичности борин. Впоследствии картон должен пролежать под прессом не менее двух месяцев. Это необходимо для того, чтобы избежать эффекта его «пружинности». Если спустя время картон все еще пружинит, то его возвращают обратно. Полученные после нахождения под прессом борины соединяют с заранее подготовленными деревянными рамкам, используя обыкновенный клей. Заготовку обклеивают тканью с тем расчетом, чтобы рисунок гармонировал с последующей росписью корпуса. Сверху на каждую из 40 борин надевают стальные уголки, отчеканенные так же вручную.
Затем меха обклеиваются кусочками кожи, так называемыми «мышками», чтобы через дырочки, которые образовываются при изготовлении мехов, не проходил воздух. Присоединяются рамки, и меховая камера готова.
Следующий этап – роспись. Части попадают в руки художницы, которая проводит каждую из частей корпуса через 3 подэтапа: сначала они «зашкуриваются» с помощью наждачной бумаги, затем покрываются морилкой, потом снова «зашкуриваются». И, наконец, финальный этап – нанесение рисунка. Для росписи используются и акварельные, и акриловые краски, и гуашь.
После росписи гриф крепится к воздушной камере, устанавливаются клавиши, и гармошка отправляется к настройщику. Мастер  настройщик подобной профессии должен обладать абсолютным слухом, чтобы даже малейшая фальшь не ускользнула от него. Внутри гармошки находится несколько так называемых «голосов», каждый из которых необходимо подогнать и несколько раз проверить.
«Ливенка» всегда отличалась своей звонкостью, которая прямо зависит от того, как тщательно настройщик сделает свою работу. «Голоса» устанавливают внутрь корпусов, который в свою очередь соединяется с меховой камерой.

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Гармони делают как оригинальные – в натуральную величину, так и сувенирные. Маленькие «ливенки» тоже имеют голоса, но больше для красоты, чем для игры. Настоящие гармошки покупают музыканты и коллекционеры, приезжающие из разных городов и стран. А сувенирные инструменты чаще дарят гостям. В последние годы «ливенки» стало модно дарить на свадьбы: считается, что этот инструмент приносит в дом веселье. Самые преданные поклонники «ливенки» – народный ансамбль «Ливенские гармошки». Уникальную игру на старинных инструментах они демонстрируют на областных праздниках. А не так давно в музыкальной школе г. Ливны появился специальный класс гармошки, где обучаются дети. Смотрите слайд-шоу «Изготовление ливенской гармони».
Источник: http://www.russian-garmon.ru/other-types/10156-kak-delajut-livenskie-garmon
Инструменты для изготовления ливенки.
Источник: http://www.russian-garmon.ru/other-types/10156-kak-delajut-livenskie-garmon
Начинается процесс изготовления гармошки с нарезки электрокартона для борин гармошки.
Источник: https://vk.com/album-74011108_198512971
Заготовка для гармони, фальш панель.
Источник: https://vk.com/album-74011108_198512971
Как известно, на основе ливенки были созданы такие образцы, как вятская и елецкая рояльная гармони. Фальш панель на елецкую рояльную.
Источник: http://www.russian-garmon.ru/other-types/10156-kak-delajut-livenskie-garmon
Борина – единица мехов. В «Ливенке» их от 35 до 40. Резка происходит на специальном станке, где рабочий вручную проводит по нему колёсиком с одинаковым усилием для идентичности борин.
Источник: http://www.russian-garmon.ru/other-types/10156-kak-delajut-livenskie-garmon
Полученные после нахождения под прессом борины соединяют с заранее подготовленными деревянными рамкам, используя обыкновенный клей. Заготовку обклеивают тканью с тем расчетом, чтобы рисунок гармонировал с последующей росписью корпуса.
Источник: http://www.russian-garmon.ru/other-types/10156-kak-delajut-livenskie-garmon
Сверху на каждую из 40 борин надевают стальные уголки, отчеканенные так же вручную.
Источник: http://www.russian-garmon.ru/other-types/10156-kak-delajut-livenskie-garmon
Затем меха обклеиваются кусочками кожи, так называемыми «мышками», чтобы через дырочки, которые образовываются при изготовлении мехов, не проходил воздух. Присоединяются рамки, и меховая камера готова.
Источник: http://www.russian-garmon.ru/other-types/10156-kak-delajut-livenskie-garmon
Следующий этап – роспись. Части попадают в руки художницы, которая проводит каждую из частей корпуса через 3 подэтапа: сначала они «зашкуриваются» с помощью наждачной бумаги, затем покрываются морилкой, потом снова «зашкуриваются».
Источник: http://www.russian-garmon.ru/other-types/10156-kak-delajut-livenskie-garmon
После росписи гриф крепится к воздушной камере, устанавливаются клавиши, и гармошка отправляется к настройщику.
Источник: http://www.russian-garmon.ru/other-types/10156-kak-delajut-livenskie-garmon
Внутри гармошки находится несколько так называемых «голосов», каждый из которых необходимо подогнать и несколько раз проверить.
Источник: http://www.russian-garmon.ru/other-types/10156-kak-delajut-livenskie-garmon
«Ливенка» всегда отличалась своей звонкостью, которая прямо зависит от того, как тщательно настройщик сделает свою работу. «Голоса» устанавливают внутрь корпусов, который в свою очередь соединяется с меховой камерой.
Источник: http://www.russian-garmon.ru/other-types/10156-kak-delajut-livenskie-garmon
И вот перед вами Ливенская гармошка – старинный, инструмент, звуки которого сегодня можно услышать по всему миру.
Источник: http://orel.rusplt.ru/index/kak_i_zachem_segodnia_zhivet_proizvodstvo_unikalnykh_livenskikh_garmoshek-9812.html
Большие гармони в мастерской выпускаются раз в три месяца, маленькую собирают за четыре дня.
Источник: http://www.orel-story.ru/gallery/displayimage.php?album=19&pos=22
Работники мастерской за столом с сувенирной «ливенкой».
МАСТЕРСКАЯ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ГАРМОНЕЙ
Мастерская расположена в старинном задании в центре г. Ливны. Заняты работой 11 мастеров. Никаких современных устройств или инструментов в мастерской нет: всё делается по старинке – вручную. В этом и уникальность «ливенки».
Старинная не только технология изготовления, но и сама атмосфера в мастерской. В небольшой комнате за столом у окна сидит Нина Павлова, заведующая мастерской по изготовлению ливенских гармошек. Одна стена её кабинета увешана грамотами и благодарственными письмами. Рядом со всем этим – балалайка. Шкаф под завязку набит небольшими коробками с сувенирными гармошками и шкатулками.
– Мы работаем с 1993 г., – рассказывает заведующая мастерской Нина Павлова.
В мастерской трудятся как мужчины, так и женщины. Сильная половина изготавливает деревянные корпусы для гармоней. Женщины собирают меховую камеру и расписывают гармонь.
Складки на мехах гармони называют бориной. Каждую борину складывают и выравнивают вручную. После этого заготовку на месяц оставляют фиксироваться в тисках.
Для сувенирных гармоней борины изготавливают из бумаги. Для настоящих музыкальных инструментов – из специального картона. Делать складки не так сложно, сложнее заниматься этой монотонной работой целый день.
Росписью гармони занимается художник – на это уходит несколько дней кропотливой работы. Роспись каждой гармони индивидуальна. «Мы не берём известные росписи: гжель, хохлому. Чаще всего на гармошках можно увидеть то, что растёт в нашей местности», – заведующая мастерской Нина Павлова не без гордости подчеркнула ещё одну уникальность Ливенской гармошки.
После росписи гриф крепится к воздушной камере, устанавливаются клавиши, и гармошка отправляется к настройщику.
Пожалуй, самая творческая работа – у мастера по настройке музыкального инструмента.
Настройщик Игорь Занин – потомственный гармонист. Его прадед Иван Занин был одним из старейших мастеров гармони в России. Его «ливенка» хранится в Орловском краеведческом музее.
– «Ливенка» отличается от других гармоней своей звонкостью, – рассказывает Игорь Занин. – Кроме звука, у неё необычное строение. На левой клавиатуре вместо привычных кнопочек находятся пять лапок. При нажатии лапки звучат басы. Из-за нестандартного строения на этой гармони не сможет сыграть классический гармонист – нужно специально учиться.
Басы «ливенки» дают звучание, похожее на игру других музыкальных инструментов – рожок, жалейку.
Эти басы мастера шуточно называют «хрипунчиками», «пискунчиками» и «барабанчиками». По окончании настройки мастер устраивает в мастерской мини-концерт, чтобы, как говорится, инструмент  прошел «тест-драйв».
Олеся Дмитриева, сборщик меховой камеры ливенской гармони: «Только в ливенской гармошке есть 38 барит. От 38 и выше.  В остальных гармошках такого количества нет».
Ливенка отличается  ещё и тем, что компактна. С ней можно и на завалинке посидеть, и по городским улицам пройтись играючи. Даже сплясать, подыгрывая себе при этом. Ливенские гармонисты-виртуозы ещё и не такое способны.
– Большие гармошки  выпускаем раз в три месяца, это долгая работа. Маленькую гармошку собираем за четыре дня, – говорит Нина Павлова. – Недавно вот в Краснодар отправили гармошку, ещё одна в Москву уехала. Ливенских школьников обучают игре на гармошках: изготавливаем музыкальные инструменты и для них.

Тел. Мастерской: 8 (910) 201-51-01
Открытая группа «В Контакте» «Мастерская по изготовлению ливенской гармони»:
https://vk.com/club74011108
МУЗЫКАНТЫ ЛИВЕНКИ
Евгений Петрович Дербенко: «Шла гармошка по селу»
Всё более и более высокую ноту берёт самодеятельный  ансамбль «Ливенские гармошки» под руководством заслуженного работника культуры РФ В. Демидова. Выступает в концертах не только полный состав, но и его часть – ансамбли малых форм вместе с солистами.
Профессиональное же исполнительство на  ливенской гармони  зародилось в г. Орле, в начале 1990 гг., когда заслуженный деятель искусств РФ, композитор Евгений Дербенко написал первое произведение крупной формы – концертную сюиту для ливенской гармони с оркестром русских народных инструментов. Сюита написана в циклической сонатной форме, каждая часть которой представляет законченное по построению произведение: первая часть – «Страдания», вторая часть – «Шла гармошка по селу», третья часть – «Кадриль».
Впервые вся сюита в трёх частях была исполнена в г. Орле, в 1996 г. с муниципальным оркестром русских народных инструментов под управлением заслуженного деятеля искусств РФ В.К. Сухорослова (партию на ливенской гармони исполнял Г. Калмыков). В последствии, это произведение, как в целом, так и по частям, исполнялось с такими оркестрами как: «Онего» – оркестр государственной Карельской филармонии под управлением Г. Миронова, Ульяновский государственный оркестр русских народных инструментов под управлением Е. Фёдорова, оркестр Свердловской государственной филармонии под управлением Л. Шкарупы, и ещё более чем с двадцатью оркестрами России.
Первым и единственным исполнителем этого произведения до сих пор является заслуженный артист России, лауреат Международных и Всероссийских конкурсов, первый дипломированный гармонист страны Геннадий Калмыков.
Помимо этой сюиты, Евгением Петровичем написан ещё ряд произведений для ливенки с оркестром, а так же большое количество переложений, обработок и оригинальных сочинений. Например: «Вариации на тему каприса № 24 Н. Паганини», «Вариации на тему Г. Генделя «Пассакалия», «Богатырские ворота» –  переложение пьесы М. Мусоргского, «Ретро – вальс», обработка русской народной песни «Златые горы», обработка украинской народной песни «Ехал казак за Дунай» и многие др.
Евгений Петрович Дербенко на сегодняшний день – единственный композитор, профессионально пишущий для этого инструмента. Он является автором нескольких нотных сборников для гармони – «Ливенка».


Страница Евгения Дербенко «В КОНТАКТЕ»: https://vk.com/club16322717
Геннадий Викторович Калмыков: в «золотую десятку» гармонистов с ливенкой
Геннадий Калмыков  – первый дипломированный гармонист-профессионал Российской Федерации.  И первый исполнитель большинства оригинальных произведений крупной формы, написанных заслуженным деятелем искусств РФ, членом Союза композиторов Российской Федерации Е.П. Дербенко для гармоней «Хромка» и «Ливенка» с оркестром русских народных инструментов.
Калмыков Геннадий Викторович – родился в г. Орле 7 мая 1967 г. в семье рабочих – Виктора Ивановича и Раисы Михайловны Калмыковых, выходцев из крестьянских семей Сосковского района Орловской области. Мать Геннадия прекрасно поёт и пляшет в русской традиционной манере, а двоюродный дед – Амелин Илья Андреевич, живший в деревне Новогнездилово, долгое время был известен как лучший гармонист района.
Неизменному успеху артиста у зрителей способствует использование уникального инструментария из собственной коллекции музыканта. Особенно – традиционную гармонь Орловской области «Ливенка» и набор гармоней «Черепашек». Овладев в совершенстве инструментом, музыкант утвердил на академической сцене профессиональную русскую гармонь.
Г.В. Калмыков – организатор и первый руководитель Орловского городского клуба гармонистов. В апреле 1990 г. в г. Орле, а затем неоднократно и на Всероссийских фестивалях в г. Иваново, он был соведущим известного деятеля культуры России, народного артиста РФ Г.Д. Заволокина  «Играй, гармонь!  Артист входит в «Золотую десятку» гармонистов России.
Традиционно на ливенке гармонисты играли сидя, но, учитывая специфику профессиональной работы на сцене со зрителем в настоящий период, Геннадий Калмыков, помимо использования этого способа, достаточно часто играет стоя. Для этого сзади, на правом полукорпусе крепится специальное приспособление – «крюк», которое во время концерта фиксируется на кушаке или поясе исполнителя.
Ну, а ливенка  вновь становится модной: начинает  играть  на  гуляньях, ярмарках, свадьбах.  Звучат забытые было  мелодии-«страдания» –  «К ней» (те, что исполнялись по дороге к любимой) и «У ней» и «От ней». По последнему «страданию» можно было догадаться, удачно ли всё прошло. В случае отказа инструмент выбрасывали, а темпераментные женихи – разбивали. И вообще  –  свататься с одной и той же гармошкой к разным барышням считалось неприличным.
Павел Уханов: «Гармонь сейчас возрождается!»
Павел Уханов – молодой и яркий гармонист-виртуоз,  заслуженный гармонист России, лауреат различных международных и российских конкурсов и фестивалей. Играет на нескольких видах русских гармошек разных размеров, начиная с махонькой, как спичечный коробок, «черепашки», звонкой «саратовки» с колокольчиками до любимой гармони Сергея Есенина «ливенке».
Павел родился в 1986 г. в Волгограде. Играет на гармоне с 9 лет. Окончил детскую музыкальную школу имени Глинки и Орловское музыкальное училище. Он ученик известного орловского композитора Евгения Дербенко. Сейчас он студент ГМПИ имени Ипполитова-Иванова по классу гармони.
– В четыре года бабушка купила мне гармонь, – вспоминает начало своего «творческого пути» Павел Уханов. – Инструмент был тяжёлый, полноценный. Сначала у педагога занимался, потом в музыкальной школе. Благодаря моему наставнику, орловскому композитору, заслуженному деятелю искусств Российской Федерации Евгению Петровичу Дербенко, который написал более полутора тысяч произведений для гармошки, меня стали приглашать на концерты. По этой дорожке я и пошёл.
Павел выступал солистом с известными оркестрами: НАОНИР им. Осипова, Гос. Нижегородский оркестр русских народных инструментов. П. Уханов играл в Государственной Думе РФ., в Концертном зале им. П.И. Чайковского, в Малом зале Московской консерватории, в зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя. Гастролировал во многих городах России. Выступает в трио с М.Морозовым и Д.Шиловым. Павел Уханов является стипендиатом Министерства культуры РФ и фонда «Русское исполнительское искусство».
Павел часто выступает на благотворительных концертах в благодарность за то, что когда ещё ребенком он оказался в сложной жизненной ситуации, без попечения родителей, районные власти не оставили его без заботы. Сотрудники органов соцзащиты поддерживали Павла, оказывали ему материальную помощь для приобретения музыкальных инструментов, поездок, для участия в конкурсах музыкального мастерства.
– Гармонь сейчас возрождается! – говорит Павел,  –  в обществе растёт интерес к национальной музыке. Я записал уроки собственной видеошколы игры на гармошке. И через интернет заказывают диски от Владивостока до Бреста.

Страница Павла Уханова «В КОНТАКТЕ»: https://vk.com/uh_pavel

АНСАМБЛЬ «ЛИВЕНСКИЕ ГАРМОШКИ»
7 ноября 1964 г. свой первый концерт дал народный коллектив ансамбль «Ливенские гармошки». Первым руководителем и основателем этого замечательного коллектива стал Валентин Иванович Занин, которому принадлежит заслуга возрождения гармони – ливенки.
В 1966 г. на киноэкраны вышел короткометражный фильм «С тобой, Россия» с участием «Ливенских гармошек». Ансамблю присвоили звание «народный коллектив». В 1975 г. «Ливенские гармошки» впервые выехали на гастроли за рубеж  в Западный Берлин. Тогда коллективом «Ливенские гармошки» руководил известный ливенский музыкант Евгений Москвин.
По словам сегодняшнего руководителя прославленного коллектива В.М. Демидова, уже тогда куратором коллектива стал известный композитор и аранжировщик Евгений Петрович Дербенко. Евгения Петровича Дербенко считают крёстным отцом  ансамбля «Ливенские гармошки».
С 1976 г. народным коллективом руководит известный ливенский музыкант, заслуженный работник культуры РФ Виталий Михайлович Демидов.
– В «Ливенские гармошки» в 1965 г. меня привёл помощник Занина Владимир Михайлович Шарыкин, – рассказывает Виталий Михайлович, – тогда я ещё учился в музыкальной школе. В коллективе играл самый старейший его участник 82-летний Федор Ефимович Гончаров, а также такие ливенские знаменитые гармонисты,  как Сергей Иванович Кистровский, Николай Сергеевич Рябцев и др.
Культурную жизнь  города и района теперь невозможно представить без народного коллектива ансамбля «Ливенские гармошки». Наверное, нет такого ливенца, который бы не слышал об этом коллективе, который прославляет  орловский край край своими выступлениями в различных точках земного шара. Костяк коллектива – преподаватели детских музыкальных школ города и района: М. Раздиров, Т. Подрядчикова, Н. Сафонова, Г. Петрова, Ю. Плясов, Н. Красова, С. Тарасова, а также те, кто, работая в других профессиях, навсегда связал себя с музыкой: И. Горностаев, С. Трубников, Л. Черникова, В. Хромов, С. Стаханов, Ю. Малютин, И. Шебанов и др.

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
«Ливны гармонями дивны» – говорят о городке в Орловской области, породившем знаменитый музыкальный инструмент.  А теперь ещё и ансамблем «Ливенские  гармошки». С особой теплотой к этому коллективу относились Людмила Зыкина и Валентина Толкунова.  Ансамбль «Ливенские гармошки» стал дипломантом первой степени во втором региональном этапе Всероссийского фестиваля-конкурса «Многоликая Россия». Губернатор Александр Козлов подписал указ о присвоении звания «Заслуженный коллектив народного творчества Орловской области» инструментальному ансамблю «Ливенские гармошки». Многолетний руководитель ансамбля Виталий Демидов за большой вклад в развитие народного творчества был удостоен правительственной премии «Душа России». Смотрите слайд-шоу «Ансамбль Ливенские гармошки».
Источник: https://fotki.yandex.ru/next/users/lyudmi-bo/album/20824/view/636379
Ансамбль «Ливенские гармошки». Народный самодеятельный коллектив является неоднократным лауреатом Всероссийских и Всесоюзных конкурсов, Дипломант XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве.
Источник: http://culturemap.ru/?region=93&topic=49
Инструменты (ливенские гармошки) для первого состава ансамбля собирались его руководителем В.И. Заниным по сёлам и деревням. Старые инструменты ремонтировались и настраивались.
Источник: http://www.uezdnygorod.ru/articlefull/310/
В г. Ливны в доме по улице Ленина д. 10 установлена мемориальная доска в честь основателя ансамбля «Ливенские гармошки» Валентина Ивановича Занина.
Источник: http://garmonistrusmsk.ru/nagrazhdyonnye-garmonisty-rossii/narodnyi-garmonist-rossii/derbenko-evgenii-petrovich.html
Известного композитора и аранжировщика Евгения Петровича Дербенко считают крёстным отцом ансамбля «Ливенские гармошки». На фото: Евгений Дербенко с Павлом Ухановым и др. своими учениками.
Источник: http://records.su/image/comment/24730
АНСАМБЛЬ «ЛИВЕНСКИЕ ГАРМОШКИ» Ливенского районного Дома культуры Орловской области, худ. рук. Евгений Дербенко.
Источник: http://livni.bezformata.ru/listnews/troitckie-horovodi/33745516/
В п. Жудрё Хотынецкого района Орловской области проходил традиционный международный фольклорный праздник « Троицкие хороводы» в национальном парке «Орловское полесье». Солистка ансамбля Галина Петрова исполнила терские частушки.
Источник: http://regionorel.ru/news/society/troitskie_khorovody_v_orlovskom_polese/
В Жудрё Хотынецкого района состоялся Международный фольклорный праздник «Троицкие хороводы в Орловском Полесье».
Источник: http://www.uezdnygorod.ru/articlefull/3718/
Невозможно представить День г. Ливен без «Ливенской гармошки».
Источник: http://www.uezdnygorod.ru/articlefull/1454/
Ансамбль «Ливенские гармошки» стал дипломантом первой степени во втором региональном этапе Всероссийского фестиваля-конкурса «Многоликая Россия». В. М. Демидов, руководитель ансамбля «Ливенские гармошки».
Источник: http://cfo.gov.ru/press/massmedia/8986?keyword=107
Губернатор Александр Козлов подписал указ о присвоении звания «Заслуженный коллектив народного творчества Орловской области» инструментальному ансамблю «Ливенские гармошки.
Источник: http://belgorod.livejournal.com/302178.html?thread=3374946
Ансамбль «Ливенские гармошки» на фестивале славянской культуры Хотмыжская осень, что проходит в Борисовском районе Белоруссии.
Источник: http://www.adm-livr.ru/news1259
В Сергиевском сельском поселении прошла молодёжно-патриотическая акция «Я люблю тебя, Россия!». Праздник открыл гимн РФ, в память о погибших в Великой Отечественной войне. На празднике звучали композиции ансамбля «Ливенские гармошки».
Источник: http://belgorod.livejournal.com/302178.html?thread=3374946
«Ливенские гармошки» на фестивале славянской культуры.
Источника: http://www.румир.рф/catalogue/detail.php?region=64&det=64detail3
Народный коллектив «Ливенские гармошки» под руководством Виталия Демидова удостоен диплома II степени, а ливенский гармонист Максим Строев – диплома III степени на межрегиональном фестивале-конкурсе «Вместе мы – Россия!».
Источник: http://thebestofrussia.ru/ru/search/people?query=%D0%A2%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%BE%D0%B1%D0%BB.
Инструментальный ансамбль «Ливенские гармошки» первым в регионе получил звание «Заслуженный коллектив народного творчества Орловской области».
Источник: http://livny-tv.ru/?tag=%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%B3%D0%B0%D1%80%D0%BC%D0%BE%D1%88%D0%BA%D0%B0
Знания о знаменитой «ливенке» стараются передать молодому поколению. Руководитель ансамбля «Ливенские гармошки» побывал сегодня во второй школе г. Ливны.
Источник: http://орел-регион.рф/5282-orlovec-vitaliy-demidov-zavoeval-premiyu-dusha-rossii.html
В Москве в Министерстве культуры РФ Виталию Демидову, который вот уже 36 лет бессменно руководит народным ансамблем «Ливенские гармошки», вручали премию Правительства РФ – за вклад в развитие народного творчества «Душа России».
ЛИВЕНКА НА «СЛАВЬСЯ, ОТЕЧЕСТВО»
В Курске проходил Всероссийский музыкальный конкурс «Славься, Отечество». Детский ансамбль  «Ливенка» занял там первое место. Ежегодно в конкурсе « Славься, Отечество» принимают участие мальчишки и девчонки практически со всех регионов России. В этот раз в Курск наведались  и дети из Ливенской музыкальной школы №2.
Среди конкурсантов из Воронежской, Брянской и Белгородской областей первое место досталось ансамблю  «Ливенка, на третьем месте оказался   ливенский коллектив «Коробейники».
– Дети из нашей школы впервые выступали на Всероссийском конкурсе, – поделился  с нашим корреспондентом Юрий Викторович Плясов, директор музыкальной школы №2, – мы очень рады, что они завоевали призовые места. Кроме первого и третьего места наша воспитанница, пианистка  Вика Животова, получила диплом за участие. Это тоже очень хорошо, поскольку этот конкурс довольно серьёзный и среди маленьких городов мы выступали одни.
Победитель Всероссийского конкурса – ансамбль «Ливенка»  существует уже несколько лет. Он  является спутником коллектива «Ливенские гармошки» и был создан на энтузиазме  педагогов  Татьяны Алексеевны Подрядчиковой и Михаила Михайловича Раздирова.
По словам музыкантов, победа во Всероссийском конкурсе стала для них настоящим сюрпризом.   
– Эта гармошка необычна тем, что она делается только в нашем городе и у неё особое звучание, – рассказал Вадим Лепихов, участник ансамбля «Ливенка, – Мне очень приятно, что наш коллектив выступил в Курске, поскольку мы посмотрели другой город и показали там наш удивительный инструмент – гармошку ливенку. 


                  * * *


По селу тропинкой кривенькой
В летний вечер голубой
Рекрута ходили с ливенкой
Разухабистой гурьбой.

Распевали про любимые
Да последние деньки:
«Ты прощай, село родимое,
Темна роща и пеньки».

Зори пенились и таяли.
Все кричали, пяча грудь:
«До рекрутства горе маяли,
А теперь пора гульнуть».

Размахнув кудрями русыми,
В пляс пускались весело.
Девки брякали им бусами,
Зазывали за село.

Выходили парни бравые
За гуменные плетни,
А девчоночки лукавые
Убегали, – догони!

Над зелеными пригорками
Развевалися платки.
По полям, бредя с кошелками,
Улыбались старики.

По кустам, в траве над лыками,
Под пугливый возглас сов,
Им смеялась роща зыками
С переливом голосов.

По селу тропинкой кривенькой,
Ободравшись о пеньки,
Рекрута играли в ливенку
Про остальние деньки.

1914
                      Сергей Есенин