Русская поэзия начала - середины XX века | Алексей Прасолов
Алексей Прасолов
1930 – 1972
Прасолов Алексей Тимофеевич – русский поэт, родился в с. Ивановка Кантемировского района Воронежской области. Отец, крестьянин, рано покинул семью, затем погиб на фронте. Во время Отечественной войны Прасолов оказался в оккупации (об этом его повесть «Жестокие глаголы» (1970)). В 1951 окончил Россошанское педагогическое училище. Работал в школе, в газетах. Печатался с 1953 г. Был осужден по уголовному делу и в 1961-64 гг. отбывал срок: работал на рудниках и стройках. Там и написал первые самобытные стихи, на которые обратила внимание критик И. Ростовцева. В 1964 г. после встречи с А.Т. Твардовским в «Новом мире» была напечатана подборка из десяти стихотворений на тот момент малоизвестного воронежского поэта. Затем его стихи публиковались в альманахах, коллективных сборниках, журналах «Подъём», «Дон», «Юность», «Сибирские огни» и других. Автор книг стихов «День и ночь» (1966), «Лирика» (1966), «Земля и зенит» (1968), «Во имя твое» (1971).  
«Классическая лира»
Цикл передач
Сортировать:
по популярности
1. «Классическая лира»   Цикл передач
СТИХИ
* * *

Итак, с рождения вошло – 
Мир в ощущении расколот: 
От тела матери – тепло, 
От рук отца – бездомный холод. 

Кричу, не помнящий себя, 
Меж двух начал, сурово слитых. 
Что ж, разворачивай, судьба, 
Новорождённой жизни свиток! 

И прежде всех земных забот 
Ты выставь письмена косые 
Своей рукой корявой – год 
И имя родины – Россия.
СТИХИ АЛЕКСЕЯ ПРАСОЛОВА НА САЙТЕ «РОССИЙСКИЙ ПИСАТЕЛЬ»
ПЛАЧ О ПОЭТЕ
Александр НЕСТРУГИН

Нынче он стоит там, на высоком холме, рядом с известными, знаменитыми. Но когда я вновь пытаюсь разглядеть его силуэт на фоне вечереющего простора русской литературы, то замечаю, что стоит он по-прежнему в стороне от других, особняком. Так жил, таким решил остаться и в посмертной славе.
Прасолов… Алексей Прасолов…
При жизни славы у него не было. Я даже думаю, а была ли у него известность – настоящая, твёрдая, позволяющая идти вперёд с высоко поднятой головой? Мне найдётся кому возразить: а год 1964-й? Да, верно. Публикация в «Новом мире», одном из лучших (или лучшем?) журналов того времени. Подборка для безвестного провинциала просто огромная – десять стихотворений. Сам Твардовский благословил. Не заметить нельзя. Заметили. Но…
Вот как пишет об этом В.В. Кожинов в предисловии к вышедшей в 1978 году книге «Стихотворения»: «Четырнадцать лет назад меня не только заинтересовало, но и несколько даже удивило появление в «Новом мире» большой подборки стихотворений неведомого воронежского поэта… Было ясно, что стихи написаны по-настоящему значительным, глубоко мыслящим и сильно чувствующим человеком. И всё же не могу не признаться, что не понял тогда главного: в литературу пришёл подлинный поэт».
СУДЬБА АЛЕКСЕЯ ПРАСОЛОВА
Вадим КОЖИНОВ

Пять лет назад (Напомним: статья В. Кожинова была опубликована в 1983 году. – Прим. Сторожки) впервые был издан сборник стихотворений Алексея Прасолова, достаточно полно представивший творчество этого замечательного поэта. В то время Алексей Прасолов не имел сколько-нибудь широкого и прочного признания – даже в литературной среде. Ныне же имя его звучит весомо и призывно, оно почти неизбежно возникает в любом серьёзном разговоре о русской поэзии последних десятилетий.
Очень характерно, что о творчестве Алексея Прасолова с глубоким интересом говорят критики младшего поколения, – критики, по – настоящему вступившие в литературу уже после смерти поэта. Это как раз и свидетельствует со всей очевидностью о подлинной современной жизни прасоловской поэзии. Вместе с тем не могу не сказать о том, что критики, пришедшие «после Прасолова», не всегда верно осмысляют творческую волю и путь поэта, и будет вполне уместно ввести в эту статью элементы полемики.
Но сначала – о некоторых моментах литературной судьбы Алексея Прасолова.
Известный воронежский литературовед и критик А.М. Абрамов в 1966-1967 годах записал несколько своих бесед с Алексеем Прасоловым. Поэт, в частности, рассказывал ему (3 января 1966 года), как незадолго до того в одном московском издательстве ему решительно заявили, что в поэзии «надо стремиться идти по столбовой дороге, а не по обочине», что у него «несовременный стих» и т. п.
Тогда, в середине 1960–х годов, в литературных кругах ещё преобладало убеждение, что именно «по обочине» и в отрыве от «современного стиха» идут и такие поэты, как Николай Рубцов, Владимир Соколов, Николай Тряпкин…
ОН ТОЖЕ ЗАГЛЯДЫВАЛ В БЕЗДНУ
Во времена СССР у нас была не только сильная философия, но и глубокая поэзия. Конечно, у всех сейчас на слуху поэт-классик Юрий Поликарпович Кузнецов (1941-2003), часто вспоминают Николая Михайловича Рубцова (1936-1971), а также других поэтических звёзд послевоенного СССР. Изначальное поэтическое прозрение – колодец-бездна, из тьмы которой прорывается солнце и берёт исток река Забыть (античная Лета, платоновская Потудань). Из колодца-хаоса черпают живую воду истины, в него бросают жертву и в него же бросаются. 21 марта 1979 года в бездну бросился крупнейший советский философ Эвальд Васильевич Ильенков, а ещё ранее 2 февраля 1972 года ринулся в колодец Забыть-Ничто самородный русский поэт Алексей Тимофеевич Прасолов.