|
Алексей Прасолов
1930 – 1972
![]()
«Классическая лира»
Цикл передач
1.
«Классическая лира»
Цикл передач
СТИХИ
Осень лето смятое хоронит Под листвой горючей. Что он значит, хоровод вороний, Перед белой тучей? Воронье распластанно мелькает, Как подобье праха, – Радуясь, ненастье ль накликает Иль кричит от страха? А внизу дома стеснили поле, Вознеслись над бором. Ты кричишь, кричишь не оттого ли, Бесприютный ворон? Где просёлок? Где пустырь в бурьяне? Нет пустого метра. Режут ветер каменные грани, Режут на два ветра. Из какого века, я не знаю, Из-под тучи белой К ночи наземь пали эти стаи Рвано, обгорело. 1971
ПЛАЧ О ПОЭТЕ
![]() Александр НЕСТРУГИН Нынче он стоит там, на высоком холме, рядом с известными, знаменитыми. Но когда я вновь пытаюсь разглядеть его силуэт на фоне вечереющего простора русской литературы, то замечаю, что стоит он по-прежнему в стороне от других, особняком. Так жил, таким решил остаться и в посмертной славе. Прасолов… Алексей Прасолов… При жизни славы у него не было. Я даже думаю, а была ли у него известность – настоящая, твёрдая, позволяющая идти вперёд с высоко поднятой головой? Мне найдётся кому возразить: а год 1964-й? Да, верно. Публикация в «Новом мире», одном из лучших (или лучшем?) журналов того времени. Подборка для безвестного провинциала просто огромная – десять стихотворений. Сам Твардовский благословил. Не заметить нельзя. Заметили. Но… Вот как пишет об этом В.В. Кожинов в предисловии к вышедшей в 1978 году книге «Стихотворения»: «Четырнадцать лет назад меня не только заинтересовало, но и несколько даже удивило появление в «Новом мире» большой подборки стихотворений неведомого воронежского поэта… Было ясно, что стихи написаны по-настоящему значительным, глубоко мыслящим и сильно чувствующим человеком. И всё же не могу не признаться, что не понял тогда главного: в литературу пришёл подлинный поэт».
СУДЬБА АЛЕКСЕЯ ПРАСОЛОВА
![]() Вадим КОЖИНОВ Пять лет назад (Напомним: статья В. Кожинова была опубликована в 1983 году. – Прим. Сторожки) впервые был издан сборник стихотворений Алексея Прасолова, достаточно полно представивший творчество этого замечательного поэта. В то время Алексей Прасолов не имел сколько-нибудь широкого и прочного признания – даже в литературной среде. Ныне же имя его звучит весомо и призывно, оно почти неизбежно возникает в любом серьёзном разговоре о русской поэзии последних десятилетий. Очень характерно, что о творчестве Алексея Прасолова с глубоким интересом говорят критики младшего поколения, – критики, по – настоящему вступившие в литературу уже после смерти поэта. Это как раз и свидетельствует со всей очевидностью о подлинной современной жизни прасоловской поэзии. Вместе с тем не могу не сказать о том, что критики, пришедшие «после Прасолова», не всегда верно осмысляют творческую волю и путь поэта, и будет вполне уместно ввести в эту статью элементы полемики. Но сначала – о некоторых моментах литературной судьбы Алексея Прасолова. Известный воронежский литературовед и критик А.М. Абрамов в 1966-1967 годах записал несколько своих бесед с Алексеем Прасоловым. Поэт, в частности, рассказывал ему (3 января 1966 года), как незадолго до того в одном московском издательстве ему решительно заявили, что в поэзии «надо стремиться идти по столбовой дороге, а не по обочине», что у него «несовременный стих» и т. п. Тогда, в середине 1960–х годов, в литературных кругах ещё преобладало убеждение, что именно «по обочине» и в отрыве от «современного стиха» идут и такие поэты, как Николай Рубцов, Владимир Соколов, Николай Тряпкин…
ОН ТОЖЕ ЗАГЛЯДЫВАЛ В БЕЗДНУ
![]() |
|
|