Русская поэзия начала - середины XX века | Борис Корнилов
Борис Корнилов
1907-1938
Борис Петрович Корнилов – русский поэт. Родился 16 июля (29 н.с.) 1907 года в селе Покровском Семёновского уезда Нижегородской губернии в семье сельского учителя. Его стихи, поэмы проникнуты романтикой борьбы за новый мир. 20 февраля 1938 года Военная Коллегия Верховного Суда РСФСР приговорила Корнилова Б.П. к высшей мере наказания. В тот же день его расстреляли.
Детские и юношеские годы поэта прошли в селе Дьяково, затем семья в 1922 перебирается в город Семёнов. Начинает писать стихи, к чему в семье относятся очень серьёзно.
Став одним из первых в Семёнове пионеров, затем пионерским и комсомольским активистом, Корнилов начинает писать статьи в стенгазеты, сотрудничать с местным молодёжным театром «Синяя блуза». Скоро его стихи были напечатаны в нижегородской газете. Это решает его судьбу: летом 1925 Корнилов обращается в райком комсомола с просьбой «об откомандировании его в институт журналистики или в какую-нибудь литературную школу».
По окончании средней школы в конце 1925 переехал в Ленинград, вступил в члены литературной группы «Смена». В 1927-28 учился на курсах при Институте истории искусств в Ленинграде, одновременно печатаясь в ленинградских газетах и журналах.
В группе Виссариона Саянова, который работает с пролетарской и студенческой молодёжью, «провинциальные стихи» Корнилова вызывают восхищение. Начинается его стремительное восхождение к литературному Олимпу. Молодёжные издания охотно публикуют его стихи. Через год его называют самым талантливым поэтом литгруппы «Смена». В. Саянов собственноручно редактирует первый сборник стихов Корнилова - «Молодость» (1928). Но сам поэт своей «первой книгой» назовёт сборник стихов 1931. В том же году выходит второй сборник «Все мои приятели». Становится профессиональным поэтом: участвует в писательских бригадах (Азербайджан, 1932), литературных совещаниях (в Москве, Минске).
Ранние стихи Б. Корнилова были отмечены влиянием Сергея Есенина, однако быстро определился собственный голос поэта. Для поэтического почерка Б. Корнилова характерны острая драматичность, размашистость, тяга к стихии крестьянской северной речи.
Творчество Б. Корнилова развивалось по многим направлениям: он писал и любовную лирику, и стихотворные сказания, и сказки, поэмы и песни.
«Песня о встречном» Б. Корнилова, положенная на музыку Д. Шостаковичем для фильма «Встречный» (1931), долгие годы пользовалась широкой популярностью. Успех «Песни о встречном», самого популярного произведения Корнилова, окрыляет его, и он начинает писать массовые песни - «Песню революционных казаков», «Октябрьскую», «Интернациональную», песню физкультурников, песню комсомольцев-краснофлотцев.
В 1932 он решается написать о ликвидации кулачества, и его немедленно обвиняют в «яростной кулацкой пропаганде». Появление поэмы «Триполье» (1933), посвящённой памяти комсомольцев, убитых в кулацком восстании, спасает его.
В августе 1934 на съезде писателей автора «Триполья» объявляют надеждой советской лирики. В течение следующего года его стихи появляются в «Известиях» почти каждую неделю: он писал много и легко. В 1935 пишет поэму «Моя Африка», заслужившую высокую оценку Ромена Роллана. Однако произведения, появившиеся позже («Последний день Кирова», «Начало земли» (1936), «Самсон»), говорили о кризисе. Он старался поспеть за временем, но не поспевал ни в поэзии, ни в жизни (пьянство и дебоши сделались его проклятьем). В 1936 его исключили из Союза писателей.
После убийства Кирова в Ленинграде шла энергичная работа по чистке от «враждебных» элементов. В 1937 он был арестован. Погиб 21 ноября 1938. Посмертно реабилитирован.

   Свернуть...
Фотоальбом
Борис Корнилов
Борис Корнилов с женой Людмилой
Б. Корнилов и О. Берггольц. Семёнов. 1929 г.
Борис Корнилов: «Всё о жизни, ничего о смерти…»
Документальный фильм
Сортировать:
по популярности
1. Борис Корнилов: «Всё о жизни, ничего о смерти…»   Документальный фильм
СТИХИ
ПАРЕНЬ ИЗ СВЕТЛОВСКОЙ «ГРЕНАДЫ»
Из антологии Е. Евтушенко «Десять веков русской поэзии»

В 1952 году после первой книжки стихов меня приняли в Союз писателей и, несмотря на отсутствие аттестата зрелости, в Литинститут. На лестничной площадке второго этажа стоял детинушка в пиджаке с ватными плечами фасона «а ну, брат, полегче», вбаскетбольных кедах и вообще похожий больше на баскетболиста, чем на поэта, с ироничными выпуклыми глазами, с темно-коричневыми родинками, щедро рассыпанными по лицу, и с ярко-земляничными губами, вывороченными чуть по-африкански.
– Новенький? – спросил он меня. – Ну-ка проверим тебя на «вшивость».
И начал читать, слегка заикаясь:
…от Махач-Калы
до Баку…
Я не дал строкам зависнуть и немедля подхватил:
…луны плавают на боку.
Насмешливость в его глазах исчезла. Он протянул ручищу:
– Роба… Из Петрозаводска… Ну, для новичка ты в полном поря…
Такова в Литинституте была взаимопроверка – чужими стихами. Особенно – стихами непереиздаваемых поэтов, или уже расстрелянных, или сидевших. По знанию их стихов мы определяли сразу: свой или не свой. Борис Корнилов, Павел Васильев, Ярослав Смеляков были нашими паролями. А ведь это было при Сталине, да еще и в параноидальную пору разоблачения «врачей-убийц».
Когда сейчас пытаюсь поиграть на узнаваемость стихов с нашими молодыми поэтами, ничего не получается – они плохо знают чужие стихи, да и свои не помнят наизусть.
Я впервые увидел стихи Корнилова в его раннем сборнике, который мой старший друг, будущий знаменитый футбольный обозреватель Лев Филатов, прятал на полке за первым рядом книг. И тут выяснилось, что я уже знал этого поэта по песне «Нас утро встречает прохладой…» на музыку Дмитрия Шостаковича, по обожаемым еще в детсаде стихам «Как от меда у медведя зубы начали болеть».