Русская поэзия начала - середины XX века | Николай Гумилёв
Николай Гумилёв
1886-1921
Николай Степанович Гумилёв – русский поэт и критик, основатель литературного течения акмеизма (греч. akme, цветущая сила). Родился 3 (15) апреля 1886 в Кронштадте, сын судового врача. Проведя детство в Царском Селе и в Санкт-Петербурге, отрочество – в Тифлисе, юность – снова в Царском Селе, Гумилёв вбирает в душу впечатления имперской мощи и воинской доблести вперемежку с южной экзотикой, что и определяет изначально его вкусы, его поэтический почерк.
Не слишком усердный в гимназическом учении (хотя директором его гимназии работает знаменитый поэт Иннокентий Анненский), Гумилёв весьма усерден во внепрограммном «приключенческом» чтении. С трудом и опозданием окончив гимназию, он тотчас уезжает в Париж, где проводит два года, общаясь с французскими поэтами и художниками и пытаясь издавать литературно-художественный журнал «Сириус», весьма далёкий, как видно и из названия, от повседневной обыденщины и предназначенный, как видно из издательских разъяснений, исключительно «для изысканного понимания».
В 1908 году Гумилёв возвращается в Россию сформировавшимся поэтом и критиком. Однако скоро становится очевидно, что он ведёт себя совсем не так, как принято в тогдашней поэтической среде, проникнутой декадентской «расслабленностью». Гумилёв – уникальный пример, когда человек готов практически служить идеалу и в этом деле воинствует. Верность его однажды принятым воззрениям и обязательствам неукоснительна. Крещённый в православии, он и среди скептических интеллигентов его круга, и впоследствии среди крутых большевиков продолжает при виде каждой церкви осенять себя знамением, хотя, по ядовитой характеристике Ходасевича, «не подозревает, что такое религия». Присягнувший царю, он и при Советской власти остается монархистом, причем он не скрывает этого ни от простодушных пролеткультовцев, которым читает лекции, ни от чекистских следователей, которые его допрашивают.
Первый сборник стихов Гумилёва «Путь конкистадоров» (1905) был опубликован еще в студенческие годы. За ним последовали «Романтические цветы» (1908), «Жемчуга» (1910), «Чужое небо» (1912) – эти книги Гумилёв издает в Санкт-Петербурге, в Париже и вновь в Санкт-Петербурге в паузах между поездками в Египет, Абиссинию и Сомали с целью изучения быта африканских племён (собранные коллекции Гумилёв передает Музею антропологии и этнографии). Однако неопределенность эстетической программы символизма разочаровала Гумилёва, он искал ясности, точности и употребления слов в их прямых, а не переносных значениях: для него роза была прекрасна сама по себе, как цветок, а не как романтический символ. Он первым ввел в русскую поэзию экзотические темы. В 1912 Гумилев организовал поэтическую группу акмеистов, куда входили его тогдашняя жена Анна Ахматова, С.М. Городецкий, О.Э. Мандельштам и другие.
Когда разразилась Первая мировая война, пошел на фронт добровольцем. 24 августа 1914 г. Гумилёв был зачислен в 1-й эскадрон лейб-гвардии Её Величества государыни императрицы Александры Федоровны уланского полка и 28 сентября, получив боевого коня, отправился на передовую, к границе с Восточной Пруссией. Уже в декабре 1914 г. улан Гумилёв был награжден Георгиевским крестом 4-й степени, а в январе 1915 г. произведён в младшие унтер-офицеры. Николай Гумилёв ведет подробнейший дневник военных дней. Корреспонденция Гумилёва с фронта печаталась весь 1915 год в петербургской газете «Биржевые ведомости» под названием «Записки кавалериста». 28 марта 1916 г. Гумилёв получил первый офицерский чин прапорщика с переводом в 5-й Александрийский гусарский полк. 25 июля 1916г. Гумилёв снова выехал на театр военных действий. В сентябре – октябре 1916 г. в Петрограде держал офицерский экзамен на корнета. Не сдав (из 15) экзамен по фортификации, Гумилёв снова отбыл на фронт. Новый 1917 год встретил в окопах, в снегу. Завершилась служба Гумилёва в 5-м Гусарском полку неожиданно. Полк был переформирован, а прапорщик Гумилёв направлен в Окуловку Новгородской губернии для закупки сена частям дивизии; там застала его Февральская революция и отречение императора Николая II от престола. Гумилёв разочарован. Себя считает неудачником, прапорщиком разваливающейся армии. В апреле 1917 г. из штаба полка пришло сообщение о награждении прапорщика Гумилёва орденом Святого Станислава 3-й степени с мечами и бантом, но поэт не успел его получить. Он добился командировки на Салоникский фронт, и 17 мая Анна Ахматова проводила мужа на крейсер. Но поскольку Россия была выведена из войны неслыханно позорным Брестским миром, Гумилёв в апреле 1918 г. возвратился домой, в Россию. Царское Село переименовано в Детское Село, дом Гумилёвых реквизирован. Анна Ивановна, мать Гумилёва, с сыном Лёвушкой живут в Бежецке.
Несмотря на войну Гумилёв печатает сборники «Колчан» (1916), «Костёр» (1918). Он был первоклассным переводчиком и опубликовал полный стихотворный перевод книги Т. Готье «Эмали и камеи» (1914), названный «чудом перевоплощения». В прозе проявил себя великолепным стилистом, сборник его рассказов Тень пальмы был опубликован посмертно в 1922. Приверженец монархии, Гумилёв не принял большевистский переворот 1917, однако эмигрировать отказался. Гумилёв был уверен, что его «не тронут». Он полагал, что в случае чего его защитит имя. Он думал, что если монархические симпатии признавать открыто и честно, то это – лучшая защита. Такой принцип вполне срабатывал в студиях «Пролеткульта» и в «Балтфлоте», где Гумилёв вел занятия и читал лекции и где гогочущие слушатели принимали «монархизм» мэтра как здоровую шутку или чудачество.
Последние годы Гумилёв продолжал работать лихорадочно. Он успел опубликовать при советской власти несколько сборников стихов: «Фарфоровый павильон», «Шатёр», «Огненный столп». Последняя книга, признанная впоследствии лучшей, вышла за считанные недели до ареста поэта и его гибели.
В 1921 Николай Гумилёв был обвинен в причастности к заговору против советской власти и расстрелян 25 августа 1921. Чекисты, расстреливавшие его, рассказывали, что их потрясло его самообладание.

   Свернуть...
Фотоальбом
Николай Гумилёв
Николай Гумилёв. 1921 год
Николай Гумилёв
Николай Гумилёв
Николай Гумилёв
Николай Гумилёв и Анна Ахматова
Николай Гумилёв
Николай Гумилёв в годы Первой мировой войны
Николай Гумилёв в Африке
Николай Гумилёв
Памятник Гумилеву в Победино
Николай Гумилёв, Лев Гумилёв, Анна Ахматова
Памятник Николаю Гумилёву в Коктебеле
Николай Гумилёв и Сергей Городецкий
Николай Гумилёв с мамой и бабушкой
Памятник семье Гумилёвых в Бежецке
Николай Гумилёв
Цикл передач
Сортировать:
по популярности
1. Николай Гумилёв   Цикл передач
2. Голос Николая Гумилёва  Поэт читает своё стихотворение
СТИХИ
ХРИСТИАНСКИЕ ИСТОКИ ПОЭТИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ Н. С. ГУМИЛЁВА В СБОРНИКЕ "КОЛЧАН"
В.Н. КЛИМЧУКОВА

Сборник «Колчан» (1916 г.) традиционно квалифицируется как знаменующий начало периода зрелого творчества Н. Гумилёва. Эта книга является поворотным моментом в системе мировоззрения поэта, что отражается прежде всего в стихах, связанных с темой обретения веры. Поэт, когда-то с горечью осознавший своё одиночество в мире, тщетность всех попыток изменить действительность и свою судьбу, чувствовавший себя игрушкой в руках неумолимого рока, вдруг видит «свет на горе Фаворе», находит Истину, а вместе с ней смысл жизни и творчества.
Поэтические тексты сборника «Колчан» насыщены христианской символикой. Это и Падуанский собор, и собор Святого Марка в Венеции, и храм Святого Петра в Риме, икона «Святителя и Чудотворца Николая» в русских «Старых усадьбах». Всё больше привлекают Гумилёва библейские сюжеты, Жития святых («Книга Юдифи», «Книга Исхода», Евангелия Марка, Луки, Матфея). И обращение к Источнику Вечной Мудрости не случайно. Потому что «расцвет духа» и смирение плоти напрямую связаны с постижением веры и обретением Бога.

ПОЭТИЧЕСКИЙ МИФ О СУДЬБЕ РОССИИ В КНИГЕ СТИХОВ Н. ГУМИЛЁВА "КОСТЁР"
Наталья НАЛЕГАЧ

О Н. Гумилёве принято говорить как о поэте, которого вдохновляла «Муза Дальних Странствий», в чьих стихотворениях отразились африканские, восточные, европейские мотивы. Тем не менее интерес к России, к её культуре у поэта был значительным, хотя на фоне экзотических образов менее заметным. На первый план интерес к славянскому мирообразу выходит лишь в его поэтической книге «Костёр» (1918). Критика на эту книгу откликнулась неоднозначно, хотя голосов, называющих её «беспомощной» было больше. В этом ряду по контрасту выделяется более поздний восторженный отклик М. Цветаевой на одно из стихотворений книги – «Мужик», где она в духе своего мифопоэтического мировосприятия говорит об особенностях историзма Н. Гумилёва: «Чувство Истории – только чувство Судьбы»1. И далее, завершая своё высказывание о Гумилёве, Цветаева практически говорит о том, что в книге «Костёр» поэт приближается к постижению судьбы России, теме, которая мифопоэтична в самих своих истоках: «Не «мэтр» был Гумилёв, а мастер: боговдохновенный и в этих стихах уже безымянный мастер, скошенный в самое утро своего мастерства-ученичества, до которого в «Костре» и окружающем костре России так чудесно – древесно! – дорос». Т.о., Цветаева глубоко и поэтически тонко прочувствовала главную тему книги Гумилёва «Костёр» – тему России. В исследовательской литературе данная тема применительно к творчеству Н. Гумилёва изучена недостаточно, поэтому данная статья и является попыткой рассмотреть авторскую мифопоэтическую версию Судьбы России, которая, на наш взгляд, является вместе с темами любви и творчества основой художественного единства в книге стихотворений «Костёр».