Русская поэзия начала - середины XX века | Николай Гумилёв
Николай Гумилёв
1886-1921
Николай Степанович Гумилёв – русский поэт и критик, основатель литературного течения акмеизма (греч. akme, цветущая сила). Родился 3 (15) апреля 1886 в Кронштадте, сын судового врача. Проведя детство в Царском Селе и в Санкт-Петербурге, отрочество – в Тифлисе, юность – снова в Царском Селе, Гумилёв вбирает в душу впечатления имперской мощи и воинской доблести вперемежку с южной экзотикой, что и определяет изначально его вкусы, его поэтический почерк.
Не слишком усердный в гимназическом учении (хотя директором его гимназии работает знаменитый поэт Иннокентий Анненский), Гумилёв весьма усерден во внепрограммном «приключенческом» чтении. С трудом и опозданием окончив гимназию, он тотчас уезжает в Париж, где проводит два года, общаясь с французскими поэтами и художниками и пытаясь издавать литературно-художественный журнал «Сириус», весьма далёкий, как видно и из названия, от повседневной обыденщины и предназначенный, как видно из издательских разъяснений, исключительно «для изысканного понимания».
В 1908 году Гумилёв возвращается в Россию сформировавшимся поэтом и критиком. Однако скоро становится очевидно, что он ведёт себя совсем не так, как принято в тогдашней поэтической среде, проникнутой декадентской «расслабленностью». Гумилёв – уникальный пример, когда человек готов практически служить идеалу и в этом деле воинствует. Верность его однажды принятым воззрениям и обязательствам неукоснительна. Крещённый в православии, он и среди скептических интеллигентов его круга, и впоследствии среди крутых большевиков продолжает при виде каждой церкви осенять себя знамением, хотя, по ядовитой характеристике Ходасевича, «не подозревает, что такое религия». Присягнувший царю, он и при Советской власти остается монархистом, причем он не скрывает этого ни от простодушных пролеткультовцев, которым читает лекции, ни от чекистских следователей, которые его допрашивают.

   Подробнее...
Фотоальбом
Николай Гумилёв
Николай Гумилёв. 1921 год
Николай Гумилёв
Николай Гумилёв
Николай Гумилёв
Николай Гумилёв и Анна Ахматова
Николай Гумилёв
Николай Гумилёв в годы Первой мировой войны
Николай Гумилёв в Африке
Николай Гумилёв
Памятник Гумилеву в Победино
Николай Гумилёв, Лев Гумилёв, Анна Ахматова
Памятник Николаю Гумилёву в Коктебеле
Николай Гумилёв и Сергей Городецкий
Николай Гумилёв с мамой и бабушкой
Памятник семье Гумилёвых в Бежецке
Николай Гумилёв
Цикл передач "Поэты России XX век".
Сортировать:
по популярности
1. Николай Гумилёв   Цикл передач "Поэты России XX век".
2. Голос Николая Гумилёва  Поэт читает своё стихотворение
СТИХИ
ХРИСТИАНСКИЕ ИСТОКИ ПОЭТИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ Н. С. ГУМИЛЁВА В СБОРНИКЕ "КОЛЧАН"
В.Н. КЛИМЧУКОВА

Сборник «Колчан» (1916 г.) традиционно квалифицируется как знаменующий начало периода зрелого творчества Н. Гумилёва. Эта книга является поворотным моментом в системе мировоззрения поэта, что отражается прежде всего в стихах, связанных с темой обретения веры. Поэт, когда-то с горечью осознавший своё одиночество в мире, тщетность всех попыток изменить действительность и свою судьбу, чувствовавший себя игрушкой в руках неумолимого рока, вдруг видит «свет на горе Фаворе», находит Истину, а вместе с ней смысл жизни и творчества.
Поэтические тексты сборника «Колчан» насыщены христианской символикой. Это и Падуанский собор, и собор Святого Марка в Венеции, и храм Святого Петра в Риме, икона «Святителя и Чудотворца Николая» в русских «Старых усадьбах». Всё больше привлекают Гумилёва библейские сюжеты, Жития святых («Книга Юдифи», «Книга Исхода», Евангелия Марка, Луки, Матфея). И обращение к Источнику Вечной Мудрости не случайно. Потому что «расцвет духа» и смирение плоти напрямую связаны с постижением веры и обретением Бога.

ПОЭТИЧЕСКИЙ МИФ О СУДЬБЕ РОССИИ В КНИГЕ СТИХОВ Н. ГУМИЛЁВА "КОСТЁР"
Наталья НАЛЕГАЧ

О Н. Гумилёве принято говорить как о поэте, которого вдохновляла «Муза Дальних Странствий», в чьих стихотворениях отразились африканские, восточные, европейские мотивы. Тем не менее интерес к России, к её культуре у поэта был значительным, хотя на фоне экзотических образов менее заметным. На первый план интерес к славянскому мирообразу выходит лишь в его поэтической книге «Костёр» (1918). Критика на эту книгу откликнулась неоднозначно, хотя голосов, называющих её «беспомощной» было больше. В этом ряду по контрасту выделяется более поздний восторженный отклик М. Цветаевой на одно из стихотворений книги – «Мужик», где она в духе своего мифопоэтического мировосприятия говорит об особенностях историзма Н. Гумилёва: «Чувство Истории – только чувство Судьбы»1. И далее, завершая своё высказывание о Гумилёве, Цветаева практически говорит о том, что в книге «Костёр» поэт приближается к постижению судьбы России, теме, которая мифопоэтична в самих своих истоках: «Не «мэтр» был Гумилёв, а мастер: боговдохновенный и в этих стихах уже безымянный мастер, скошенный в самое утро своего мастерства-ученичества, до которого в «Костре» и окружающем костре России так чудесно – древесно! – дорос». Т.о., Цветаева глубоко и поэтически тонко прочувствовала главную тему книги Гумилёва «Костёр» – тему России. В исследовательской литературе данная тема применительно к творчеству Н. Гумилёва изучена недостаточно, поэтому данная статья и является попыткой рассмотреть авторскую мифопоэтическую версию Судьбы России, которая, на наш взгляд, является вместе с темами любви и творчества основой художественного единства в книге стихотворений «Костёр».