|
Сергей Клычков
1889-1937
![]() Первой заметной публикацией Клычкова стала подборка стихотворений в альманахе «Антология» в 1911. В том же году выходит первый сборник «Песни», а через 2 года – книга стихов «Потаённый сад». Подробнее...
Фотоальбом
![]()
Сергей Клычков: Одной душе даны, как птице, крылья...
Программа телеканала «Студия 7»
1.
Сергей Клычков: Одной душе даны, как птице, крылья...
Программа телеканала «Студия 7»
2.
Сергей Клычков. Набережная туманов
Фрагмент передачи телеканал «Культура» «Чёрные дыры, белые пятна»
3.
Сергей Клычков
Телеальманах: Поэты России ХХ век. Программу ведёт Смирнов Владимир Павлович, профессор Литературного института им. А.М. Горького.
СТИХИ
КРАТКАЯ ХРОНИКА ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА СЕРГЕЯ КЛЫЧКОВА
![]() Родился я в 1889 году в июне месяце в деревне Дубровки, Тверской губернии, Калязинского уезда ‒ ныне Московской губернии, Ленинского уезда. Детство моё протекло с глазу на глаз с бабкой Авдотьей. Лес у нас в ту пору стоял почти у окон заповедный, мимо крыльца лоси ходили в метели, в лесу водилась разная диковина, и вообще было всё, если теперь вспомнить, как выдуманное... Мать с отцом промышляли в городе (земля у нас не кормит, тверская скудная земля) ‒ сначала у хозяев, потом и своим кустом. Таким образом, семья наша не чисто крестьянская, а полупромышленного, кустарного типа, как и вся округа знаменитого б. Талдома, ныне города Ленинска (полторы версты от Дубровок), очень упорная, на редкость трудолюбивая, предприимчивая, чем и объясняется сравнительный достаток, к которому пробился отец сквозь вопиющую бедность: дедушка оставил после себя худую избу на выгоне, я хорошо ещё помню её ‒ в ней всегда дождик шёл гораздо дольше, чем на улице! (С. Клычков, "Автобиография", в кн. Серый барин, Харьков,1926). О МОТИВАХ РАННЕЙ ЛИРИКИ С. ЕСЕНИНА и С. КЛЫЧКОВА
![]() Из «Нечто о себе» (1925) Есенина можно сделать вывод о том, что он познакомился с Клычковым в пору его занятий в университете Шанявского, то есть не ранее 1913 г., но Г. Забежинский вспоминал, что Клычков познакомил его с шестнадцатилетним Есениным, следовательно, в 1911 г., в пору собраний символистов в студии К.Ф. Крахта, куда Клычков хотел привести Есенина. Кружок просуществовал до 1913 г. Точную дату знакомства Есенина и Клычкова мы, таким образом, не знаем. Их общение продолжалось до 1914 г. – летом Клычкова призвали на войну. Возобновилось оно в 1917 г. Клычков родился в 1889-м, Есенин – в 1895. Оба начали писать стихи в детстве. Литературный дебют Клычкова состоялся в шестнадцать лет – в 1907-м, первая книга стихов вышла в 1910-м – ему было девятнадцать, в книге наивные образы соседствовали с эстетически убедительными. Если довериться авторским датам, вполне зрелые стихи Есенин написал в пятнадцать лет, но в 1910 – 1914 гг. он писал и достаточно подражательные, далеко не мастерские тексты. Его первая публикация состоялась в январе 1914-го; первый сборник вышел в январе 1916-го, когда поэту было двадцать лет. Отметим, что, по Забежинскому, Клычков называл пятнадцатилетнего Есенина гениальным. Значит, он хорошо знал его лирику еще до первой публикации. ВОСПОМИНАНИЯ СЫНА ПОЭТА
![]() Антоныч, как его многие называли, сам себя считал мрачной личностью («Люблю весёлых людей, сам будучи мрачным...», - надписал он свою фотографию), но в воспоминаниях близких, как правило, предстает как символ радости бытия. «С ним было легко, - вспоминала Варвара Николаевна, моя мать, - в жизни он был - как его походка, быстрая, летящая». Сергей Антонович был высок, худ, синеглаз, носил длинные волосы, охотно и хорошо пел, говорил окая, стихи и прозу свои читал нараспев, как песни или сказ. В отдельных детских воспоминаниях видится всегда он в труде на природе, которая в этих случаях приходит на память не по-взрослому радостной, щедрой, обильной, в драгоценных камнях, как росяной луг под косыми утренними лучами - такая, какой он её описал сам: «Пахнет тогда молодостью сырая земля, струится нетлеющим духом приподнятая в облако даль, и в человечьем и в зверином сердце радостно и весело токает кровь...». ИНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ СЕРГЕЯ КЛЫЧКОВА
![]() Галина ПОЛЫНСКАЯ Если к литературе прошлого века применить современные понятия, то прозу Сергея Клычкова вполне можно назвать самым настоящим триллером. Причем таким мощным и качественным, что современные целлулоидные клюквенные страшилки покажутся детским лепетом на лужайке. Возможно, оттого и продирает мороз по коже, что написаны поистине страшные повести спокойным, ёмким, даже добрым языком: читаешь и видишь автора эдаким старцем-старообрядцем, неторопливо водящим перышком по желтоватому листу при свете свечного огарка. Язык глухой старообрядческой деревни поначалу с трудом воспринимается современным разумом. Будто водишь пальцем по тёмным, извилистым, запутанным бороздкам еловой коры, но стоит только вчитаться, войти в совершенно иное измерение, созданное Клычковым, и перестаёшь слепо тыкаться в бороздки ‒ видишь всё огромное, могучее древо. |
|
|