Русская поэзия начала - середины XX века | Сергей Клычков
Сергей Клычков
1889-1937
Сергей Антонович Клычков – поэт, прозаик, переводчик. Родился 30 июня (12 июля) 1889 года в деревне Дубровки Калязинского уезда Тверской губернии в старообрядческой крестьянской семье. В своей автобиографии упоминал, что родился в малиннике в Чертухинском лесу, и мать принесла его домой в кузовке втайне от отца и соседей. Окончив Талдомскую сельскую школу, поступил в 1900 в Московское реальное училище И.И. Фидлера, где проучился до 1906. Первые стихи – «больше про домовых и леших» – начал писать ещё в школе. Первые публикации в журнале Московского университета «На распутьи» относятся к 1906 («Мужик поднялся», «Гимн свободе»). В 1907 в альманахе «Белый камень» впервые публикует прозу. В 1908 уезжает в Италию. Осенью того же года поступает на естественный факультет Московского университета, в дальнейшем переводится на историко-филологический и юридический факультеты, но в 1913 вынужден был оставить учёбу из-за недостатка средств.
Первой заметной публикацией Клычкова стала подборка стихотворений в альманахе «Антология» в 1911. В том же году выходит первый сборник «Песни», а через 2 года – книга стихов «Потаённый сад».
В стихах Клычкова начала 10-х господствует лирическое, песенное начало, чувство гармонии между природой и человеком, окрашенное в цвета древней языческой Руси. Образ Троеручицы органически сочетается с образами лешего, Лады, лесного колдунка. Нежная печаль пронизывает мелодии его «Песенки о счастье», «Черемушки», «Садко».
«Есть ли что краше первой любви? – писал Клычков в письме к Д. Семеновскому. – Ничего нет слаще, прекраснее и радостнее. Ходите, ходите по миру с широко открытыми глазами, мир входит Вам теперь в душу и над Вашей уносящейся, заходящей юностью загораются звёзды и всплывает волшебный месяц недолгих очарований. Пойте о них, пока есть голос, пока не набежали тучи, ибо ещё большее счастье — песня».
В 1911–14 Клычков живёт в родной деревне, занимается крестьянским трудом. Весной 1913 он совершает паломничество в монастырь около г. Дмитрова, а осенью того же года – на оз. Светлояр. В 1914, призванный в действующую армию, он более 2 лет служит писарем и прапорщиком в 427-м Зубцовском полку в Гельсингфорсе. Его стихи продолжают появляться в «Ежемесячном журнале», «Нашей заре», «Заветах», «Проталинке». Во 2-й пол. 1916 Клычков переведен на Западный фронт, а в 1917 он в составе 4-го осадного полка отправляется в Крым. Впечатления от войны отразились в романе «Сахарный немец», написанном в 1925.
Вернувшись с фронта в Петроград, Клычков публикуется вместе с другими «новокрестьянскими» поэтами (Есениным, Клюевым) в газете «Дело народа». Переехав в 1918 в Москву, он вместе с Есениным, А. Белым, Орешиным создает книгоиздательство «Московская трудовая артель художников слова», где издаёт книги стихов «Бова», «Дубравна», «Кольцо Лады». В сборнике «Дубрава» преобладают ноты прощания с Русью природной, языческой, породившей и вскормившей поэта, и предощущение тревожных перемен в самом облике любимой родины.
В 1919—20 Клычков снова в Крыму, где дважды был приговорен к смерти белогвардейцами, как «анархист», и спасся только чудом. В 1921 он возвращается в Москву, где становится секретарём отдела прозы журнала «Красная новь». В эти годы им пишется новая книга лирики «Домашние песни», где «тесная избёнка» и «хутор с лугом и леском» остаются единственной опорой в окружающем жестоком и расчеловеченном мире.
Тонкий и светлый лирик по мироощущению, он не впускал ни в стихи, ни в прозу ни грана остервенения и озлобленности. Самые тяжкие переживания отливались в чистую печаль поэзии, где грусть – естественное состояние человека, озабоченного краткостью земной жизни, где слово «душа» повторяется с годами все чаще и чаще. Заеденный травлей «собратьев по перу», он уходил в мечтах в родную природу, пропадал в «лунных туманах», общался с любимыми фантастическими существами, размышлял о скором неизбежном конце, о своем человеческом одиночестве.
В № 5 «Красной нови» за 1923 была опубликована ключевая статья Клычкова «Лысая гора», в которой он оценил современные ему варварские эксперименты с русским литературным языком, как натуральный ведьминский шабаш. «Едва ли это разнообразие и пестрота – от богатства, от избытка творческих сил, от уверенности в них… Искания только формы завели нас в тупик – к полному аформизму и какой-то действительно сказочной легкости достижений в области формы… Дорого стоила нам эта всеобщая мобилизация бессмыслицы и крестовый поход против человеческого нутра и здравого смысла».
Осенью 1923 Клычков вместе с Есениным, Ганиным и Орешиным был привлечен к товарищескому суду по обвинению в «антисемитизме». Это был первый всплеск будущей погромной волны, направленной против русских писателей. Товарищеский суд вынес приговор, гласящий, что поэты могут продолжать свою литературную работу.
В 1925 отдельным изданием вышел роман «Сахарный немец» — первая часть задуманной девятилогии, для которой были написаны романы «Чертухинский балакирь» и «Князь мира», а также неоконченный «Серый барин». Клычков с его пантеистическим мироощущением и глубоким пониманием самоценности человеческой жизни всем своим творчеством сознательно противостоял апологии убийства, находившей себе оправдание в необходимости классовой борьбы. Он в своих стихотворениях, романах и публицистических статьях до конца отстаивал вечные ценности, завещанные древнерусской и русской классической литературой. Романы «Чертухинский балакирь» и «Князь мира» с их вечными вопросами о жизни и смерти, с вторжением нечистой силы, разлагающей цельный незамутненный мир, как бы предваряли апокалиптическую позднюю поэзию Н. Клюева и прозу М. Булгакова.
После выхода в 1930 последней прижизненной книги стихов «В гостях у журавлей» Клычков подвергся массированной травле как «кулацкий поэт». 31 июля 1937 он был арестован как «организатор антисоветской группировки лиц… из среды писателей», а также как член мифической «Трудовой крестьянской партии», возглавляемой Н. Д. Кондратьевым и А. В. Чаяновым. Попутно был обвинен в «русском фашизме». 8 окт. 1937 был расстрелян. В 1956 приговор был отменен и дело было прекращено за отсутствием состава преступления.

С. Куняев    Свернуть...
Фотоальбом
С. Клычков с женой и дочерью
С. Клычков, П. Орешин и Н. Клюев
Н. Клюев и С. Клычков
Клюев, Яр-Кравчеко, Клычков
Пётр Жуков и Сергей Клычков
Последнее фото С. Клычкова. Июль 1937 года
Сергей Клычков, Иван Приблудный, Сергей Есенин, Николай Богословский. Москва, 1924 г.
Сергей Клычков
Телеальманах: Поэты России ХХ век. Программу ведёт Смирнов Владимир Павлович, профессор Литературного института им. А.М. Горького.
Сортировать:
по популярности
1. Сергей Клычков   Телеальманах: Поэты России ХХ век. Программу ведёт Смирнов Владимир Павлович, профессор Литературного института им. А.М. Горького.
2. Сергей Клычков. Набережная туманов  Фрагмент передачи телеканал «Культура» «Чёрные дыры, белые пятна»
3. Сергей Клычков: Одной душе даны, как птице, крылья...  Программа телеканала «Студия 7»
СТИХИ
КРАТКАЯ ХРОНИКА ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА СЕРГЕЯ КЛЫЧКОВА
Родился я в 1889 году в июне месяце в деревне Дубровки, Тверской губернии, Калязинского уезда ‒ ныне Московской губернии, Ленинского уезда. Детство моё протекло с глазу на глаз с бабкой Авдотьей. Лес у нас в ту пору стоял почти у окон заповедный, мимо крыльца лоси ходили в метели, в лесу водилась разная диковина, и вообще было всё, если теперь вспомнить, как выдуманное... Мать с отцом промышляли в городе (земля у нас не кормит, тверская скудная земля) ‒ сначала у хозяев, потом и своим кустом. Таким образом, семья наша не чисто крестьянская, а полупромышленного, кустарного типа, как и вся округа знаменитого б. Талдома, ныне города Ленинска (полторы версты от Дубровок), очень упорная, на редкость трудолюбивая, предприимчивая, чем и объясняется сравнительный достаток, к которому пробился отец сквозь вопиющую бедность: дедушка оставил после себя худую избу на выгоне, я хорошо ещё помню её ‒ в ней всегда дождик шёл гораздо дольше, чем на улице!
   (С. Клычков, "Автобиография", в кн. Серый барин, Харьков,1926).

О МОТИВАХ РАННЕЙ ЛИРИКИ С. ЕСЕНИНА и С. КЛЫЧКОВА
Наталья СОЛНЦЕВА

Из «Нечто о себе» (1925) Есенина можно сделать вывод о том, что он познакомился с Клычковым в пору его занятий в университете Шанявского, то есть не ранее 1913 г., но Г. Забежинский вспоминал, что Клычков познакомил его с шестнадцатилетним Есениным, следовательно, в 1911 г., в пору собраний символистов в студии К.Ф. Крахта, куда Клычков хотел привести Есенина. Кружок просуществовал до 1913 г. Точную дату знакомства Есенина и Клычкова мы, таким образом, не знаем. Их общение продолжалось до 1914 г. – летом Клычкова призвали на войну. Возобновилось оно в 1917 г.
     Клычков родился в 1889-м, Есенин – в 1895. Оба начали писать стихи в детстве. Литературный дебют Клычкова состоялся в шестнадцать лет – в 1907-м, первая книга стихов вышла в 1910-м – ему было девятнадцать, в книге наивные образы соседствовали с эстетически убедительными. Если довериться авторским датам, вполне зрелые стихи Есенин написал в пятнадцать лет, но в 1910 – 1914 гг. он писал и достаточно подражательные, далеко не мастерские тексты. Его первая публикация состоялась в январе 1914-го; первый сборник вышел в январе 1916-го, когда поэту было двадцать лет. Отметим, что, по Забежинскому, Клычков называл пятнадцатилетнего Есенина гениальным. Значит, он хорошо знал его лирику еще до первой публикации.

ВОСПОМИНАНИЯ СЫНА ПОЭТА
Георгий КЛЫЧКОВ

Антоныч, как его многие называли, сам себя считал мрачной личностью («Люблю весёлых людей, сам будучи мрачным...», - надписал он свою фотографию), но в воспоминаниях близких, как правило, предстает как символ радости бытия. «С ним было легко, - вспоминала Варвара Николаевна, моя мать, - в жизни он был - как его походка, быстрая, летящая». Сергей Антонович был высок, худ, синеглаз, носил длинные волосы, охотно и хорошо пел, говорил окая, стихи и прозу свои читал нараспев, как песни или сказ. В отдельных детских воспоминаниях видится всегда он в труде на природе, которая в этих случаях приходит на память не по-взрослому радостной, щедрой, обильной, в драгоценных камнях, как росяной луг под косыми утренними лучами - такая, какой он её описал сам: «Пахнет тогда молодостью сырая земля, струится нетлеющим духом приподнятая в облако даль, и в человечьем и в зверином сердце радостно и весело токает кровь...».

ИНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ СЕРГЕЯ КЛЫЧКОВА
Галина ПОЛЫНСКАЯ

Если к литературе прошлого века применить современные понятия, то прозу Сергея Клычкова вполне можно назвать самым настоящим триллером. Причем таким мощным и качественным, что современные целлулоидные клюквенные страшилки покажутся детским лепетом на лужайке. Возможно, оттого и продирает мороз по коже, что написаны поистине страшные повести спокойным, ёмким, даже добрым языком: читаешь и видишь автора эдаким старцем-старообрядцем, неторопливо водящим перышком по желтоватому листу при свете свечного огарка. Язык глухой старообрядческой деревни поначалу с трудом воспринимается современным разумом. Будто водишь пальцем по тёмным, извилистым, запутанным бороздкам еловой коры, но стоит только вчитаться, войти в совершенно иное измерение, созданное Клычковым, и перестаёшь слепо тыкаться в бороздки ‒ видишь всё огромное, могучее древо.