Русская поэзия начала - середины XX века | Вероника Тушнова
Вероника Тушнова
1911-1965
Вероника Михайловна Тушнова (14 (27) марта 1911, Казань − 7 июля 1965, Москва) − русская советская поэтесса, писавшая в жанре любовной лирики. Переводчица. Член Союза писателей СССР (1946). На её стихи были написаны популярные песни: «Не отрекаются, любя», «А знаешь, всё ещё будет!..», «Сто часов счастья» и другие.
Родилась в семье учёного, профессора медицины Казанского университета Михаила Павловича Тушнова (ум. в 1935). Мать − Александра Георгиевна Постникова, выпускница Высших женских Бестужевских курсов в Москве. В Казани семья жила в доме на Большой Казанской улице (ныне − Большая Красная), затем на улице Миславского. Летом − на Волге, в Шеланге. Память о родных волжских просторах всю жизнь питала творчество Вероники. Увлечения её детства и юности − животные и цветы.
В 1928 году окончила в Казани одну из лучших школ города − № 14 им. А.Н. Радищева с углублённым изучением иностранных языков, хорошо говорила по-английски и по-французски. Первым заметил литературную одарённость Тушновой её школьный учитель литературы Борис Николаевич Скворцов, нередко читавший её сочинения вслух как образцовые. После школы, по настоянию отца, видевшего в ней будущего врача, поступила на медицинский факультет Казанского университета. Биографы особо отмечают властный и деспотичный характер отца Вероники, в семье всё подчинялось его желаниям и воле, вплоть до распорядка дня, подачи на стол обеда или ужина.
В 1931 году в связи с переводом отца во Всесоюзный институт экспериментальной медицины (ВИЭМ) семья переехала из Казани в Ленинград, где Тушнова продолжила учиться в мединституте. Вскоре семья переезжает в Москву, где отец, как известный учёный, получает квартиру на Новинском бульваре. Поступила в аспирантуру при кафедре гистологии ВИЭМ. В столице занялась живописью, тогда же началось серьёзное увлечение поэзией. В 1938 вышла замуж за врача-психиатра Юрия Розинского. В этом же году были опубликованы первые стихи.
В 1941 году, по совету читавшей её стихи Веры Инбер, поступает в Литературный институт им. А.М. Горького. Но учиться там не довелось: с началом Великой Отечественной войны вместе с матерью и маленькой дочкой Наташей эвакуировалась в Казань, где работала палатным врачом нейрохирургического госпиталя для раненных бойцов Красной Армии. Через два года, в феврале 1943 года, возвращается в Москву, работает врачом-ординатором в госпитале. Первый брак распадается.
В 1944 году в «Новом мире» публикуется её стихотворение «Хирург», посвящённое многоопытному операционному эскулапу Н.Л. Чистякову, работавшему в этом же госпитале. Также в 1944 году в «Комсомольской правде» печатается цикл «Стихи о дочери», который получает широкий читательский отклик.
Дебютным сборником стихов и поэм стала «Первая книга» (1945), вышедшая в издательстве «Молодая гвардия». Творчеством Тушновой был очарован знаменитый актёр Василий Качалов, который, по словам его биографа В.В. Виленкина, «зачитывал» домашних и гостей стихами Вероники.
В 1947 участвовала в первом Всесоюзном совещании молодых писателей.
Второй сборник Тушновой − «Пути-дороги» − вышел только через 9 лет после первого, в 1954. С наибольшей полнотой обострённое лирическое чувство поэтессы раскрылось в последние годы жизни в сборниках «Память сердца» (1958), «Сто часов счастья» (1965) и других, в которых она размышляет о высокой любви, о глубоких человеческих отношениях.
Вела творческий семинар в Литературном институте им. А.М. Горького. Работала рецензентом в издательстве «Художественная литература», очеркистом в газете, переводила с бенгали (с подстрочников) Р. Тагора. Плодотворное сотрудничество и дружба связывали Тушнову с сербской поэтессой Десанкой Максимович, которой она посвятила оригинальные стихи. Известны переводы с татарского Габдуллы Тукая.
Большой интерес представляют путевые стихи Тушновой, написанные по мотивам частых поездок по стране, рисующие современный её быт и своеобразную атмосферу аэропортов, вокзалов, поездов. Наблюдения, размышления и переживания в дороге органично вплетены в лирические и любовные сюжеты.
Наиболее известное стихотворение Тушновой, обессмертившее её имя − «Не отрекаются, любя» (написано в 1944). Романс на музыку Марка Минкова впервые прозвучал в 1976 году в спектакле Московского театра им. Пушкина, но суперхитом стал в 1977 году в исполнении Аллы Пугачёвой. На протяжении десятилетий шедевр пользуется неизменным успехом у слушателей.
Весной 1965 года Вероника тяжёло заболела и оказалась в больнице. Скончалась в Москве 7 июля 1965 года от рака. Похоронена на Ваганьковском кладбище вместе с родителями (20-й участок).

Личная жизнь
Дважды была замужем, оба брака распались. От первого брака с врачом-психиатром Юрием Розинским родилась дочь Наталья. Внуки − Наталья и Михаил. Живут в Москве.
Вторым мужем Тушновой (с начала 1950-х годов) был Юрий Павлович Тимофеев, литератор, главный редактор издательства «Детский мир». Прожили они вместе около 10 лет, расставание было очень тяжёлым.
Последние годы жизни Вероника была влюблена в поэта Александра Яшина, что оказало сильное влияние на её лирику. По свидетельствам, первые читатели этих стихов не могли избавиться от ощущения, что у них на ладони лежит «пульсирующее и окровавленное сердце, нежное, трепещет в руке и своим теплом пытается согреть ладони». Однако Яшин не захотел оставить семью (у него было четверо детей). Умирала Вероника не только от болезни, но и от тоски по любимому человеку, который после мучительных колебаний решился выпустить грешное счастье из рук. Последнее их свидание произошло в больнице, когда Тушнова находилась уже на смертном одре. Яшин скончался ровно через три года, тоже от рака.   Свернуть...
Фотоальбом
Вероника с мамой. 20-е годы
С отцом
Родители Вероники
Молодость
Медсестра в госпитале. Военные годы
С первым мужем Ю.Б. Розинским
С дочкой Наташей
В. Тушнова и Ю. Гагарин
В. Тушнова
На отдыхе
«Не отрекаются любя...». Трагическая любовь Вероники Тушновой
Сортировать:
по популярности
1. «Не отрекаются любя...». Трагическая любовь Вероники Тушновой   
2. Вероника Тушнова  Сборник фотографий
3. Вероника Тушнова  Цикл передач «Жемчужины Русской Поэзии» на телевидении г. Чебаркуль. ООО ТРК «Урал КузТВ»
СТИХИ
АВТОРСКИМ ГОЛОСОМ. ВЕРОНИКА ТУШНОВА ЧИТАЕТ СВОИ СТИХИ
Дорогой друг!
Приветствую Вас на этой не совсем обычной виртуальной страничке! Необычной хотя бы уже тем, что здесь нет, и не будет, никакой коммерческой рекламы, никаких советов, как быстро разбогатеть и где развлечься.
Да что тут много говорить! Раз уж Вы сюда зашли, раз Вы уже здесь, то надо ли писать о том, что здесь будут только стихи, их авторы и Вы − их читатель и слушатель?
Да − именно слушатель! Ибо главная особенность нашей странички − это ЗВУЧАЩЕЕ СЛОВО.
Не сомневаюсь, что среди всех очень известных и ранее совсем незнакомых имен Вы обязательно найдете интересного для Вас автора и, конечно же, его стихи − озвученные АВТОРСКИМ ГОЛОСОМ.
Не стану спорить, что почти любые стихи в исполнении хорошего актёра могут прозвучать красиво, интересно и значительно, но ни один, даже самый талантливый, актёр не сможет произнести поэтические строки так, как они звучат в душе их творца. Увы, но чаще всего и сам автор, читая свои стихи, не способен передать всю гамму чувств, все эмоциональные оттенки, вложенные его душой в короткие рифмованные строчки. Ведь далеко не каждого из нас Создатель равновелико наделил способностями к стихосложению и мастерским владением словом звучащим. И всё же…
И все же, если уж выбирать, то я выбираю АВТОРА!
Как ни крути, а все же именно он − и только он! − ближе любого читателя, любого актёра к ПЕРВОНАЧАЛЬНОМУ, внутреннему, если хотите − божественному, ЗВУЧАНИЮ услышанных, а после и записанных, им слов. Его стихи − это его ТВОРЕНИЕ.
Вот мне и захотелось ДАТЬ СЛОВО автору. Пусть он скажет! Пусть блеснёт в стихах частичка его неповторимой души. Имеющий уши, да услышит…
И прошу не удивляться, если ранее понравившиеся Вам строки вдруг прозвучат совершенно иначе. Так и должно быть, ибо раньше Вы сами эмоционально их интерпретировали, а теперь прозвучал АВТОРСКИЙ ГОЛОС.
Итак, СЛУШАЙТЕ − ГОВОРИТ АВТОР!
ВЕРОНИКА ТУШНОВА И АЛЕКСАНДР ЯШИН − ДВЕ ДОРОГИ ЛЮБВИ
Подробности семейной жизни Вероники Тушновой неизвестны − многое не сохранилось, потерялось, родственники тоже хранят молчание.
Она рано начала писать стихи и после окончания войны, во время которой ей пришлось работать в госпиталях, навсегда связала свою жизнь с поэзией.
Неизвестно, при каких обстоятельствах и когда точно познакомилась Вероника Тушнова с поэтом и писателем Александром Яшиным (1913−1968), которого она так горько и безнадёжно полюбила и которому посвятила свои самые прекрасные стихи, вошедшие в её последний сборник «Сто часов счастья». Безнадёжно − потому что Яшин, отец семерых детей, был женат уже третьим браком. Близкие друзья шутя называли семью Александра Яковлевича «яшинским колхозом».
«Неразрешимого не разрешить, неисцелимого не исцелить…». А исцелиться от своей любви, судя по её стихам, Вероника Тушнова могла только собственной смертью.
ПЕРЕДАЧА НА РАДИО. ЗВУЧИТ ГОЛОС ПОЭТА
У Вероники Тушновой было не просто красивое – одухотворенное лицо. Оно останавливало внимание утонченной заостренностью черт, какой-то природной незащищенностью. Вдохновение делало его прекрасным. Поэтесса не изжила свой век, и в памяти знавших Веронику её облик останется вечно молодым.
В лирике Тушновой часто мелькает слово «поздно». Многое в жизни приходило к ней с опозданием. Сначала она была медсестрой и врачом и только потом стала поэтом. Сравнительно поздно вышла её первая книга стихов. Медлило с приходом признание читателей. И любовь. Последняя любовь наполнившая душу надеждой и горечью подарившая ей «сто часов счастья». Тоже припозднилась, замешкалась где-то на трудных дорогах судьбы.
Тушнова посягнула на тему любви уже зрелым, сложившимся поэтом. Как-то она призналась, что любит «и книги, и мысли и теплый хлеб, и сырую землю, и нежные руки – т.е. окружающий её многомерный мир во всем его объёме. Стихи её населены людьми и зверьем, деревьями и цветами, снегопадами и грозами. Озвучены не только птичьими криками и шумом стихии. Но и трубными звуками электрички, пыхтением паровозика. А в центре такой насыщенной поэтической вселенной стоит современный человек с его «непомерными прихотями души».