|
Михаил Исаковский
1900-1973
![]()
Фотоальбом
![]()
Михаил Исаковский
Телеальманах: Поэты России ХХ век. Программу ведет Смирнов Владимир Павлович, профессор Литературного института им. А.М. Горького
1.
Михаил Исаковский
Телеальманах: Поэты России ХХ век. Программу ведет Смирнов Владимир Павлович, профессор Литературного института им. А.М. Горького
СТИХИ
СТАРИК НЕЧАЙ
Ты что ж решил: Нечай – старик, Нечаю всё равно?! Старик, да жить трудом привык... Вот то-то и оно! Не в те ударил ты опять, Не в те колокола: К чему года мои считать, – Ты б сосчитал дела! Я, может, хлеба одного Взрастил за долгий век, Что если в гурт собрать его, – Так что там твой Казбек! А хлеб какой! Отборный сплошь, Лежит – к зерну зерно. Возьмёшь в ладони и замрёшь... Вот то-то и оно! А сколько сена дал Нечай С бригадою своей? А сено ж пахло, словно чай, – Заваривай и пей! Что тут, что там – я первым был, Не сплоховал Нечай. Да ты, как видно, позабыл, Где здравствуй, где прощай. И вышло так, что я сейчас Остался в стороне, – Знать, на смех курам ты припас Такую должность мне: Весной в поля пойдёт народ, А я – сиди с дубьеём, Спасай, вояка, огород От кур да воробьёв! Добился почести людской, Дождался, старина. Да мне ж, при должности такой, Житья не даст жена. «Ты, – скажет, – что ж, любезный муж, Совсем сошеёл на нет?..» И стыдно будет мне к тому ж На фронт писать ответ. На фронте сыну моему Два ордена дано, – Читал, наверно, почему... Вот то-то и оно! А чем хвалиться стану я? – Живу, мол, без забот, Мол, вместо чучела меня Послали в огород... Как будто впрямь я вышел весь, Добился до конца. Приятна, что ль, такая весть Для красного бойца? Пусть я старик, но никакой Не вижу в том беды: Давно известно – старый конь Не портит борозды. И ты меня не обижай, Ты дай бригаду мне: Такой получим урожай – На диво всей стране. Уж тут позиций не сдадим, В кусты не удерём, А то ещё и молодым, Пожалуй, нос утрём. Уж если слаб я бить врага, Никак не подхожу, Так хлеб растить, косить луга – Всю душу положу! Всё, как на фронте, будет в срок, Всё, как и быть должно: Нечай в работе знает прок... Вот то-то и оно!1942 ПОДРОБНАЯ БИОГРАФИЯ ПОЭТА
![]() Михаил Исаковский родился 19 января 1900 года в деревне Глотовка Ельнинского уезда. «В деревнях и селах этого района издавна жили люди, наделённые богатыми голосовыми данными, ─ писал Твардовский в статье, посвящённой своему старшему другу. ─ Достаточно сказать, что известный Хор имени Пятницкого включает в себя до десяти человек выходцев из деревни Глотовка Всходского района. А участники Бабыковского колхозного хора, как говорят, ─ потомки крепостного хора крестьян. Песенное мастерство передавалось из поколения в поколение. Здесь, в одном из глухих и отдалённых углов нашей области, эти поколения сохранили и пронесли через десятилетия слова и мелодии старинных народных песен...». Родители Исаковского были бедняками. Из тринадцати их детей выжило только пятеро и Михаил был предпоследним ребёнком. Семья не сводила концы с концами. Хлеба, выращенного на клочке земли, не хватало до нового урожая, часто нечем было кормить семью. Воспоминания Исаковского о безрадостном голодном детстве: «Горькое, горькое детство в краю, где «земля скупа на урожай, да и земли-то этой самой нету», в местности, где экономили даже лучинку и «по вечерам нигде не зажигают огней». К тому же в детстве у Исаковского была обнаружена неизлечимая болезнь глаз. ЖИЗНЬ - ПЕСНЯ
![]() Как всё настоящее, он вошел в сознание незаметно. Ещё будучи студентами рабфака, мы пели его известнейшую «Дан приказ: ему — на запад...», не имея понятия кому принадлежат слова этой песни. Позже я с удивлением узнал, уже от самого Михаила Васильевича, что критика никогда не причисляла его к комсомольским поэтам, но у нас, комсомольцев тридцатых годов, песни на его слова были самыми любимыми. Его имя и его стихи я узнал за год-два перед войной. К тому времени я уже бредил поэзией, читал жадно всё, что мог только достать. Мне, сыну сельского кузнеца, с великим трудом поступившему на рабфак (до того я не закончил даже начальной школы), были очень близки и понятны его мотивы и помыслы. Я тоже «болен был утратою»: уже чувствовал, что ухожу, быть может, навсегда из деревни, но, видимо, в душе так же останусь деревенским. Мне был знаком и язык его ранних незлобиво-иронических стихотворений. У нас о таких, кто нахватался новых ходячих слов и высокомерно относился к своему исконному, говорили обычно «нагомелилась» или «наго-мелился», по названию города, что означало: нахватались городских ходячих словечек, возомнили себя культурными и уже брезгуют «серой» сермяжной массой. У нас тоже были свои девушки, которые читали не романы — «романы». Уже эти первые открытия Исаковского позже дали целое направление в советской поэзии, где как бы ключом Исаковского были отомкнуты языковые кладовые, и все новые, даже оканцеляренные понятия стали предметом веселой юмористической музы. Сам же Михаил Васильевич вскоре ушел от этой уездно-городской стихии, чтобы уже навсегда вернуться к сельским первозданным речевым источникам. И любопытно, что и в самом начале у него, с первых отроческих шагов, сквозь легшее ему на душу из хрестоматийных книг, пробивалось народно-песенное. В тридцатых годах он и называл стихи песнями: «Песня о несчастной любви», «Песня о замужестве», «Песня о девушке»; но они-то, эти стихи, песнями не стали. Песнями оказались самые самобытные, самостоятельные стихотворения Исаковского, которые и читались не менее вдохновенно, чем пелись. И сам Исаковский обычно морщился, когда его в статье или разговоре называли песенником. Он обычно не мог без своей мягкой, а иногда, хоть это и несвойственно было ему, и злой издёвки говорить о так называемых текстовиках, которые подтекстовывали, то есть писали слова на готовую уже музыку. |
|
|