|
Михаил Исаковский
1900-1973
Исаковский Михаил Васильевич (1900 - 1973), поэт. Родился 7 января (19 н.с.) в деревне Глотовка Смоленской губернии в бедной крестьянской семье. Окончил начальную школу. Учился в гимназии, но тяжелое материальное положение заставило его уйти из 6-го класса и начать работать.
Во время Октябрьской революции Исаковский ведет активную общественную деятельность. Работает секретарем волостного Совета, с 1919 становится редактором газеты в городе Ельня.
В 1921 - 30 живет в Смоленске и работает в редакции областной газеты "Рабочий путь". С 1931 живет в Москве.
Исаковский рано начал писать, в Смоленске вышли три книжки его стихов, но началом своей литературной деятельности Исаковский считал 1924, когда были напечатаны стихотворения "Подпаски", "Родное" и др.
Подробнее...
Фотоальбом
Михаил Исаковский
Телеальманах: Поэты России ХХ век. Программу ведет Смирнов Владимир Павлович, профессор Литературного института им. А.М. Горького
1.
Михаил Исаковский
Телеальманах: Поэты России ХХ век. Программу ведет Смирнов Владимир Павлович, профессор Литературного института им. А.М. Горького
СТИХИ
ПОЭМА УХОД(Хуторская Россия) В этой сумрачной хате для меня ничего не осталось, Для моей головы эта тёмная хата низка... Здесь у каждой стены приютились нужда и усталость, В каждой щели шуршит тараканья тоска. Я, наверно, уйду. Я сегодня недаром встревожен И тревоги своей не могу превозмочь. За окном – тишина. За окном залегло бездорожье И сплошная, закрытая наглухо ночь. Выйдешь в поле, а в поле – ни сукина сына, – Хочешь пой, хочешь вой, хочешь бей головой ворота! – На двенадцать засовов заперта хуторская Россия, И над ней умирает луна – Эта круглая сирота. Вот он, край, где просторному слову появляться не велено, Где насквозь теснота – от земли и до звёзд, Где и земли, и воды, и леса поразделены, Где для общего блага оставлен лишь только погост. В каждой хате – свои сновидения длинные, И своя тишина, и свои над рекой соловьи; В каждом поле – своя «пограничная линия», И дороги, и тропы свои. Это здесь человека заедает глухая тревога За погоду, за хлеб, за судьбу посевных площадей. Летом ставится ставка на всевышнего господа бога, А зимою – надежда на «добрых людей». И когда, в недород, все амбары подметены начисто, К «добрым людям» идёшь ты за хлебом, скорбя. И цепные собаки довоенного качества У дубовой калитки встречают тебя. Поклонись до земли и проси, бесталанный, – прощения За голодное время, за свою незадачную рожь... И проходят года за моё вам почтение, И теряется молодость за здорово живёшь... Долго был я привязан к этому гиблому месту, Но сегодня моя наступила пора: Я уйду. Заберу я и мать и невесту, И коня своего уведу со двора. Я поводья возьму в эту правую руку, – Так водил я когда-то в ночное коней. Свежий ветер по дружбе мне на листьях сыграет разлуку, Провожая меня до больших росстаней. Я возьму напоследок краюху солёного хлеба И уйду на село, где живёт незабвенный товарищ Петров, Где зелёные звёзды покорно спускаются с неба, Чтоб указывать путь для ночных тракторов. Я к нему подойду – к человеку хорошей науки – И скажу, что пришёл под его под колхозную власть. Я вручу ему молодость, силу и руки, И крестьянскую участь, и крестьянскую часть. Он ответит мне – голосом тёплым и чистым, Он покажет, где силы мои приложить. Я, наверное, стану неплохим трактористом И сумею доверие заслужить. Решено окончательно. Мой возврат навсегда невозможен. Я – созревшее яблоко, отлетевшее с яблони прочь... Затихающий месяц на дальний пригорок положен, И на музыку ветра положена ночь.1929 ПОДРОБНАЯ БИОГРАФИЯ ПОЭТА
Андрей ГОНЧАРОВ
Михаил Исаковский родился 19 января 1900 года в деревне Глотовка Ельнинского уезда. «В деревнях и селах этого района издавна жили люди, наделённые богатыми голосовыми данными, ─ писал Твардовский в статье, посвящённой своему старшему другу. ─ Достаточно сказать, что известный Хор имени Пятницкого включает в себя до десяти человек выходцев из деревни Глотовка Всходского района. А участники Бабыковского колхозного хора, как говорят, ─ потомки крепостного хора крестьян. Песенное мастерство передавалось из поколения в поколение. Здесь, в одном из глухих и отдалённых углов нашей области, эти поколения сохранили и пронесли через десятилетия слова и мелодии старинных народных песен...». Родители Исаковского были бедняками. Из тринадцати их детей выжило только пятеро и Михаил был предпоследним ребёнком. Семья не сводила концы с концами. Хлеба, выращенного на клочке земли, не хватало до нового урожая, часто нечем было кормить семью. Воспоминания Исаковского о безрадостном голодном детстве: «Горькое, горькое детство в краю, где «земля скупа на урожай, да и земли-то этой самой нету», в местности, где экономили даже лучинку и «по вечерам нигде не зажигают огней». К тому же в детстве у Исаковского была обнаружена неизлечимая болезнь глаз. ЖИЗНЬ - ПЕСНЯ
Дмитрий КОВАЛЁВ
Как всё настоящее, он вошел в сознание незаметно. Ещё будучи студентами рабфака, мы пели его известнейшую «Дан приказ: ему — на запад...», не имея понятия кому принадлежат слова этой песни. Позже я с удивлением узнал, уже от самого Михаила Васильевича, что критика никогда не причисляла его к комсомольским поэтам, но у нас, комсомольцев тридцатых годов, песни на его слова были самыми любимыми. Его имя и его стихи я узнал за год-два перед войной. К тому времени я уже бредил поэзией, читал жадно всё, что мог только достать. Мне, сыну сельского кузнеца, с великим трудом поступившему на рабфак (до того я не закончил даже начальной школы), были очень близки и понятны его мотивы и помыслы. Я тоже «болен был утратою»: уже чувствовал, что ухожу, быть может, навсегда из деревни, но, видимо, в душе так же останусь деревенским. Мне был знаком и язык его ранних незлобиво-иронических стихотворений. У нас о таких, кто нахватался новых ходячих слов и высокомерно относился к своему исконному, говорили обычно «нагомелилась» или «наго-мелился», по названию города, что означало: нахватались городских ходячих словечек, возомнили себя культурными и уже брезгуют «серой» сермяжной массой. У нас тоже были свои девушки, которые читали не романы — «романы». Уже эти первые открытия Исаковского позже дали целое направление в советской поэзии, где как бы ключом Исаковского были отомкнуты языковые кладовые, и все новые, даже оканцеляренные понятия стали предметом веселой юмористической музы. Сам же Михаил Васильевич вскоре ушел от этой уездно-городской стихии, чтобы уже навсегда вернуться к сельским первозданным речевым источникам. И любопытно, что и в самом начале у него, с первых отроческих шагов, сквозь легшее ему на душу из хрестоматийных книг, пробивалось народно-песенное. В тридцатых годах он и называл стихи песнями: «Песня о несчастной любви», «Песня о замужестве», «Песня о девушке»; но они-то, эти стихи, песнями не стали. Песнями оказались самые самобытные, самостоятельные стихотворения Исаковского, которые и читались не менее вдохновенно, чем пелись. И сам Исаковский обычно морщился, когда его в статье или разговоре называли песенником. Он обычно не мог без своей мягкой, а иногда, хоть это и несвойственно было ему, и злой издёвки говорить о так называемых текстовиках, которые подтекстовывали, то есть писали слова на готовую уже музыку. |
|
|