Русская поэзия | Николай Дмитриев  | Фото, статьи, интервью, другая информация

Николай Дмитриев

 
 

ЭЛЕГИЧЕСКОЕ ПРОСТОДУШИЕ КОЛИ ДМИТРИЕВА

Владимир Бондаренко.
Из статьи о Н. Дмитриеве. Книга «Николай Дмитриев. Зимний Никола»

       …Коля Дмитриев весь был – озарение нашего поколения. Он всем нам доказал, что можно в любые времена писать свободно и обо всём, что тревожит душу. Доказал в свои двадцать с небольшим лет, выпустив ещё в 1975 году первую книгу «Я – от мира сего», а вскоре став и лауреатом третьей по значимости литературной Государственной премии России. Без всяких «паровозиков» и прочих литературных ремесленнических приспособлений. Он и был – от мира сего, до кончика своих пальцев, до последней своей строчки. Не менялся ни во времени, ни в славе своей, ни в привязанностях. Став первой юной советской поэтической звездой семидесятых годов ещё в двадцать два года, он отвернулся от своей звёздной славы, будто её и не было, будто премии в то время давали запросто всем талантливым и юным поэтам и писателям. Вот уж кто никогда не походил ни внешне, ни внутренне на некоего писательского лауреата. Да и уважение старших, от Николая Старшинова до Юрия Кузнецова, он завоевал не поведением своим, не литературными доспехами, а единственно – стихами. Родился зимой 1953 года, на Николу, в Подмосковье, в Рузском районе, окончил школу, институт, работал учителем литературы в Балашихе. И к пятидесяти годам выпустил восемь поэтических книг. С зимним Николой и прожил всю свою жизнь, с ним и умер, слегка пережив своё пятидесятилетие.

Продолжение...

 
 

И ЛЮБЛЮ Я ТЕБЯ ОДИНОКО...

Валерий Савостьянов
"Мои воспоминания о поэте Николае Дмитриеве"

1

       Я не знаю, как мне быть: имею ли я право писать воспоминания о Николае Дмитриеве? Ибо наверняка есть люди, знавшие его гораздо больше, чем я. Люди, которых судьба наградила гораздо большим количеством встреч, разговоров с ним, просто большим, чем меня, временем общения с ним. Люди, с которыми он ездил в литературные командировки, сидел за одним столом, за "высоким пузырём", как он любил говорить. Люди, посещавшие его творческие вечера, слышавшие его стихи - в его, авторском, исполнении. Я же встречался с Николаем только три раза, а четвёртой встречи, о которой я мечтал много лет, так и не случилось: не хватило каких-то дней, ну, может, самое большее - месяца. Сейчас это и мне самому кажется странным, просто каким-то мистическим невезением, но кто тогда мог предположить, что Коля так рано и так неожиданно покинет нас.

Продолжение...

 
 

В ОДНОМ БЕСЦЕННОМ ЭКЗЕМПЛЯРЕ

Владимир Крупин
Память

Печальны и светлы мои мысли о Николае Дмитриеве. Как же получилось, что такой большой русский поэт был при жизни мало известен в России? То, что сам он не хотел известности, это я свидетельствую: покажите мне скромнейшего из скромных, я скажу: нет, Дмитриев был ещё скромнее. Но братья-поэты, что они? Фактически один Старшинов, тёзка Николая, всегда говорил о таланте Дмитриева. Но Старшинов – не радио, не телевидение, не газета. Да, Дмитриева издавали, но даже советские тиражи поэтических сборников были ничтожны в соизмеримости с именем такого поэта. Всё зависть-мачеха. Другого объяснения нет. И хоть обижайтесь, хоть нет, дорогие поэты – современники Дмитриева, скажу вам: вы работали на себя, Николай – на своё бессмертие. И это же счастье, что в русской поэзии есть поэзия Дмитриева. Она необходима нам для познания мира, России и особенно своей души, а значит, пока мы не разучимся читать по-русски, будет жива.
Конечно, он для меня Коля. Тут нет панибратства, я никогда не писался и не буду в его друзьях. Но то, что мы тянулись друг к другу, это было. Он же моложе, и он, например, как я ни просил, так и не перешёл со мной на «ты». Хотя в годы его жизни в Балашихе мы виделись постоянно, я был у него в доме за стадионом, недалеко от школы, на которой теперь мемориальная доска его памяти. Странное чувство – он живой во мне, и он бронзовый вот для этих деточек, бегущих на уроки. Но ведь его стихи будут и их спутниками, он для них живой. Не воспринимаем же мы любимых поэтов умершими. Стихи их живут отдельно от них, они уже часть жизни нашей души. Они уже наши. Но не нам было дано их вывести в свет, а поэтам. Тем, в чьи души Господь поселяет возможность словами выразить то, что чувствует душа. Помню, как справедливо и горько вразумил меня поэт своим стихотворением о том, как студент в электричке стесняется бедно одетой матери. И как он на самую крошечную малость, на неуловимое расстояние, никому не заметное, но всё-таки отодвигается от неё. И как он потом казнит себя всю жизнь. И я, разве я не так же однажды постеснялся, что мама, приехавшая ко мне из Вятки в наше студенческое общежитие, скромно одета. О, этот мимолётный стыд жёг потом, как я каялся в нём, как оправдывал себя, что это было не стеснение, а желание, чтобы мама одевалась не хуже городских.
И вся поэзия – то неуловимое состояние, то не видное никому расстояние меж нравственным проступком и возмездием. Поэт размягчает душу и делает её готовой к восприятию Бога.
Мы понимаем, что у Бога нет смерти, все у него живы, что день земной кончины – это переход в жизнь вечную, это день переступания порога в небесные обители. И всё-таки как тяжело переживать уход близкого человека!..
В тот день из операционной меня привезли на каталке в палату и перегрузили на койку. Жене разрешили прийти. Наркоз ещё не совсем отошёл, я всплывал к радости июньского солнца, заполнившего палату. Как хорошо начинать жить заново, оставив в прошлом дне болезни и печали из-за них.
– Что ж ты плачешь-то? – спросил я жену. – Всё хорошо.
– Звонила Галя Кострова – Коля Дмитриев умер.
Коля? Боже мой! За день до больницы мы вместе выступали на Книжной ярмарке в Выставочном центре. Там так было шумно, так было тяжело выступать, что мы решили заглушить печаль обычным в таких случаях лекарством.
– На ветер было бы легче говорить, – сказал Коля, – ветер бы куда-нибудь слова отнёс, а тут говорим как в могилу.
Коля, милый Коля, я и проводить тебя не смог, не сердись.
И как было пережить, если бы не было церкви, сорокоуста, поминальных свечей? И всё пошло и поехало дальше, и смерть сдалась, отступила в прошлое, а раб Божий Николай и его озарённое Божией любовью творчество остались с нами.
Он очень хорошо улыбался. Говорил реже других, умел и любил слушать. Когда нравилось, глаза его, внимательные и грустные, светлели, лицо будто освещалось изнутри.
Ради улыбки с радостью вспоминаю два экспромта двух поэтов: Алексея Решетова и Николая. Мы в Перми, мы идём по улице. С нами друг и того, и другого поэт Анатолий Гребнев, он свидетель. И я, грешный. Не помню, о чём говорим. Вдруг Решетов произносит: «Я наступил ногой на муравья, а у него огромная семья». И Коля тут же, в одно касание, подхватывает: «А был бы муравей тот холостой, то случай вышел самый бы простой».
Ещё. Коля очень любил музыку, очень её чувствовал. «Слов меньше, чем звуков, – говорил он. – Мелодий больше, чем стихотворных размеров». Это было на юбилее Тютчева, когда мы выступали в Центральной библиотеке Балашихи, как раз имени Тютчева. И трио «Яблонька», три замечательные певицы, исполнили песню на слова Дмитриева: «Услыхали птицы ловчие – птица певчая поёт. И, до кровушки охочие, к ней направили полёт». Слёзы высекала из слушателей эта песня. Коля отвернулся, будто что-то рассматривая на библиотечных стендах.
Стихи его, уверен, будут ещё и ещё пeрелагаться на музыку. Не может не привлечь композиторов та гармония звуков дмитриевского стиха, та мелодия души, которая заключена в них. Так было с тёзкой Николая, Рубцовым. Начиналось с одной-двух песен на его слова, а теперь и представить нельзя нашей жизни без рубцовских песен.
Что было мне в Николае самым дорогим? То, что он никогда не мнил себя поэтом. Он не мог не писать, вот и всё. Он слышал в себе слова и их записывал. Это была награда ему за чистоту души. А душу он сохранил совершенно детскую, ангельскую. «Помнишь, как без бухгалтерской сметки тратил ты золотые года, как поверило детство в бессмертье, в синь, которая будет всегда?» И она, небесная синь вечности, была с ним всегда.
Вспоминаю меня поразившее в давних уже семидесятых стихотворение «Не исчезай, моё село… ты будто Слово о полку в одном бесценном экземпляре».
Это поэт Николай Дмитриев говорил о России. Она у нас тоже «в одном бесценном экземпляре». Но в ней был и остался поэт Николай Дмитриев. А это тоже один из залогов её бессмертия.

«Литературная газета» 23.01.2008 №2(6154)
http://www.lgz.ru/article/2878/

Свернуть...