Народные промыслы | Шуйская гармонь  
Шуйская гармонь
Первые гармони создавались на основе венской модели (однорядной и двухрядной. Однако мастерам предписывалось придерживаться «русского настроя». Через несколько лет после выпуска первых моделей появилась новая, получившая название «хромка», представлявшая собой двухрядную диатоническую модель. Отличие «Хромки» от венской модели состояло в том, что высота звука в ней не зависела от направления движения мехов, что значительно упростило игру на инструменте. «Хромка» – это и есть русская гармонь в чистом виде, дожившая до наших дней. Наибольшее распространение в России «хромка» получила в ХХ в. «Хромка» постоянно совершенствовалась, и этот процесс не прекращён и в наши дни. Сегодня многие российские музыкальные коллективы используют инструменты, произведённые в Шуе. На «шуянке» играл в своё время знаменитый Геннадий Заволокин. Шуйские гармони поют сейчас в руках Надежды Савельевой, гармониста «Золотой десятки России», известных музыкантов Сергея Борискина, Сергея Шиндина и Алексея Медведева.
Гармонист шуйская и тульская гармонь
Сортировать:
по популярности
1. Братство гармонистов на Шуйской гармонной фабрике  
2. Шуйская гармонь. Производство  
3. Шуйская гармонь. «Хочу знать».  
4. Шуйская гармонь. Вести-Иваново  
5. Гармонь Шуйская Чайка 2, ремонт басовой части механики  
6. Сравнение гармоней Шуйская и Барыня  Две новые гармони Шуйской фабрики Барыня, ля диез и Шуйская ля мажор
7. Гармонист шуйская и тульская гармонь    
8. Обзор гармонь «Шуйская С 51» без регистра  
9. Гармонь Шуйская кустарная, 1951 г.  
10. Гармонь Шуйская хромка Чайка-м313, гарантия  
11. Гармонь Шуйская, старинная  
12. Ансамбль «Шуйские гармоники»/ Ensemble «Shuiskys harmonics»  
13. Ансамбль « Шуйские гармоники»: «шуйский сувенир»  
14. Лия Брагина в гостях Шуйская РУСЬ  
15. Музыкальные истории «Шуйская гармонь».  
16. Наигрыш на шуйской гармошке  Ожогин Максим, наигрыш на шуйской гармошке в парке Марьино в Москве, перед Рождеством.
17. Улётный звук гармони «барыня шуйская»  
18. Музыкальные истории Шуйская гармонь xvid  
19. Гармонь Шуя, Соль-мажор  
20. То не ветер ветку клонит – шуйская гармонь  
ИСТОРИЯ ГАРМОНИ В РОССИИ
Подлинное происхождение такого музыкального инструмента, как гармонь, до сих пор точно не установлено. Некоторые источники утверждают, что гармонь изобрели в Германии, другие – в России.
По одной из версий, гармонь придумал Франтишек Киршник – чешский мастер органного искусства в 1783 г. По мнению академика Мирека, действие происходило в Санкт-Петербурге. Основное оформление, которое мы можем наблюдать в современной гармони, придал инструменту в 1829 г. русский мастер, проживавший в Вене, Демианов. Ему принадлежит идея создания корпуса и двух клавиатур. На ней было 7 клавиш на правой части и 2 клавиши на левой части гармони.
Уже в 1830 г. было организовано массовое изготовление гармоней. Изготавливал их тульский мастер Иван Сизов. Буквально за одно десятилетие инструмент получил распространение по всем российским губерниям. Гармонь стала национальным инструментом для всех сословий. Широкий диапазон, громкое выразительное звучание гармони как нельзя лучше вписались в русский колорит.
Название гармонь присуще инструменту именно в России. В других странах используется более обобщённое название – гармоника. По сравнению с аккордеоном и баяном, гармонь имеет меньшие размеры, меньшее количество октав, в гармонях может быть только одна тональность – мажорная или минорная гаммы.
Гармонику можно вправе назвать международным инструментом. Во многих странах есть свой национальный инструмент из ряда гармоник. Друг от друга они отличаются размерами, клавиатурами, звучанием, но принцип работы у всех одинаков.
Русская гармонь бывает двух видов. В первом при растяжении либо сжатии мехов каждая кнопка выдает звук одной и той же высоты. В гармонях второго типа, высота звука при нажатии на кнопку зависит от направления движения мехов. Ещё одно разделение гармоний осуществляется по количеству рядов кнопок. Бывают одно –,двух – и трёхрядные гармони.
ИСТОРИЯ ШУЙСКОЙ ГАРМОНИ
Достоверно известно, что  в 1870 г.  шуянин Иван Соколов привёз домой с Нижегородской ярмарки музыкальный инструмент тальянку. По образу и подобию заморской штучки точно такую же.  
Начиная с 1887 г. в городе Шуя начали создаваться музыкальные инструменты ручной работы. В те времена, когда в городе только начинало расти производство, в мастерских создавались гармони на основе венской модели однорядной или двурядной, но при этом придерживались русского «настроя». В процессе копирования европейских образцов т.н. «венская двухрядка» сначала преобразилась в гармонь с «русским строем», потом – в «хромку». Собственно, «хромка» – это и есть русская гармонь в чистом виде, дожившая до наших дней.
Это гармонь, которая получилась такой благодаря постоянному улучшению её строения и настроек. Это была двухрядная диатоническая модель. Она отличалась от венской. Отличие состояло в том, что высь звука не была зависимой от направления подвижности меха. Это довольно упростило способ игры на гармони.
В начале прошлого мелкие кустарные частные мастерские века часть из них объединилась в артели, на базе которых в 1935 г. была организована Шуйская гармонная фабрика. Производство активно развивалось и расширялось. Уже в первый год на предприятии было выпущено 417 гармоней.
В годы Великой Отечественной  войны гармонь была незаменимым помощником Красной Армии, она поднимала боевой дух бойцов. На фронт было отправлено около 11 тысяч инструментов.
В суровые военные годы шли письма в Тулу и Шую от солдат с призывом:

«Дайте гармонь и баяны! С песней легче воевать!». И даже существовал лозунг «В каждую роту – гармонь». 

В 1942 г. по ходатайству Политуправления Советской Армии наркомат местной промышленности РСФСР обязал Шуйскую и Тульскую фабрики перестроить производство на выпуск гармоней и баянов. С начала войны фабрики выпускали для нужд фронта костыли и лыжи. Шуйский мастер Владимир Иванович Воробьёв вспоминал своё военное детство:

«Во время войны отцу приносили гармони в починку. Удивительно, что люди в голодные военные годы думали ещё о чём-то, кроме еды или как выжить. Платили отцу, кто  чем мог, чаще продуктами. А отцу доставляло удовольствие вернуть изорванной гармони голос».

С 1960-х гг. на фабрике постоянно разрабатывали и внедряли в производство новые виды музыкальных инструментов.
В 1990-е гг. спрос на музыкальные инструменты резко упал, и предприятию, как и многим другим, пришлось искать выход в сложной экономической ситуации.

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:

Шуйская гармонь выделялась ещё и тем, что она – расписная.  Ведь  гармонь  возникла  на Ивановской земле, богатой своими художественными расписными промыслами. Художники её украшали  вручную, а иногда (по желанию заказчика) даже инкрустировали драгоценными камнями. Продукция шуян постоянно принимала участие в международных выставках и ярмарках в Японии, Турции, Сирии, Югославии, Австрии, Швейцарии, Венгрии, шуйские гармони экспортировались в Югославию, Грецию, Сирию, Монголию и др. страны. Смотрите слайд-шоу «История шуйской гармони».
Источник: https://999.md/ru/13314214
Начиная с 1887 г. в городе Шуя начали создаваться музыкальные инструменты ручной работы. Шуйская гармонь нач. ХХ в.
Источник: http://moskva.slanet.ru/Prodaetsya_shujskaya_garmon_zakaznaya/~4704732/~352/~img3/
В начале прошлого мелкие кустарные частные мастерские века часть из них объединилась в артели, на базе которых в 1935 г. была организована Шуйская гармонная фабрика.
Источник: http://www.vkoem.kz/index.php?option=com_content&view=article&id=708:muzykalnye-instrumenty&catid=56:collection-fonds&Itemid=65&lang=ru
Шуйская гармонная фабрика. Середина ХХ в.
Источник: http://prodano.by/catalog/semya-hobbi-razvlecheniya-zdorove/muzykalnye-instrumenty/sell/4165624.html
Гармонь, Шуйская фабрика 1956 г.
Источник: http://shakespare.kmdance.ru/forum/garmoni-prodazha/25656-garmon-shuya-sol-mazhor
С 1960-х гг. на фабрике постоянно разрабатывали и внедряли в производство новые виды музыкальных инструментов.
Источник: http://russian-garmon.ru/forum/obsluzhivanie-i-remont/14919-garmonnyj-master-nikolaj-voronin?limit=10&start=10
Внешний вид гармони выделялся изящными рисунками сеток, росписью лицевых поверхностей корпуса.
Источник: http://tyumen.dmir.ru/obyavleniya/shuyskaya-garmon-25x25-chayka-m314-1668230.html
Легендарная советская модель шуйской гармони – «Чайка». Её голос звучал во всех уголках СССР и многих зарубежных странах.
Источник: http://idoska-ekaterinburg.ru/muzykalnyje-instrumenty/akkordeony/prodam-shujskije-garmoni-chajka-tulskuju-m-301-10552.htm
Линейка советских моделей «Чайка».
Источник: http://gal-an.livejournal.com/182245.html?thread=2638565
Шуйская гармонь на миниатюрах «Палеха», Ивановская область.
Источник: http://gal-an.livejournal.com/182245.html
Шуйская гармонь на миниатюрах «Палеха», Ивановская область.
Источник: http://paul-zver-70.livejournal.com/103219.html?thread=621875
Ивановские гармонисты хотят установить в Шуе памятник русской гармони. Пока задумка не нашла отклика чиновников. Между тем, в Шуе каждый год расцветает вот такая гармонь.
Источник: https://sites.google.com/site/mikheevgennady/pisma-iz-glubinki/pisma-iz-glubinki-2/kak-poedu-v-gorod-suu
Когда все планки установлены в резонатор, проводится окончательная настройка, доведение звука до своего тона. Вообще в процессе производства инструмент настраивают три раза.
МАСТЕРА ГАРМОННОГО ДЕЛА
Николай Медведев: В Москву – с шуйской гармошкой
Николай Александрович Медведев – старейший мастер шуйского гармонного промысла. Один из тех немногих, кто являет собой когорту предыдущих поколений гармонных дел мастеров, начиная от первого, Ивана Соколова. Вот как о нём отзывается генеральный директор фабрики «Шуйская гармонь» Игорь Нестеров:
 – Гармонь – дитя определённого мастера. Шуйскую гармонь создают  преданные мастера  своего дела, такие, как  Николай Медведев, один из наших старейших мастеров. Они хранят и преумножают традиции шуйского промысла изготовления гармоней.
Николай Александрович каждую свою гармонь на фабрике собирает от начала до конца, и в этом заключается одна из особенностей шуйского производства, здесь каждый инструмент полностью ручной сборки.
Одно из достижений мастера в том, что  он внёс и свой  вклад  в  особый строй голосов, что делает звучание шуйских гармошек неповторимым и легко узнаваемым: оно гораздо мягче и мелодичнее, чем у других инструментов. Но Николай Александрович ещё  музыкант-виртуоз,  работая   музыкальным мастером в детской школе искусств.
Недавно мастер приехал  из Москвы с традиционной встречи ветеранов отдельного правительственного комендантского полка, на которую был приглашён, как гармонист. Оказывается, там много ценителей шуйской гармони. Сам Медведев  участвовал, как музыкант, в различных конкурсах, выступал в телепередачах – вот о нём и узнали в комендантском полку.
Встреча проводилась в Центральном музее Вооружённых Сил. На ней присутствовали ветераны комендантского полка, действующие офицеры, отличившиеся на службе солдаты и их родители. Сначала состоялась экскурсия по залам музея, затем  –  торжественная часть.
Столько песен было перепето в этот вечер под шуйскую гармошку! Звучали всенародно любимые «Катюша», «Подмосковные вечера», «На солнечной поляночке» и многие другие.  Для большинства участников встречи стало настоящим открытием, какие возможности таит в себе шуйская гармошка.  Медведев  сыграл на ней марш «Прощание славянки», «Молдаванеску», «Волжские наигрыши», попурри на темы русских народных песен, «Цыганочку». А «Марш сапёров» даже дважды. Потом выяснилось, что «марш сапёров» написала его супруга, Галина Медведева. Марш начинается так:

«Там, где пехота не пройдёт,
Тяжёлый танк на минах глохнет,
Сапёр на выручку придёт,
И пусть рука его не дрогнет...»


Марш так понравился участникам встречи, что  Медведева попросили оставить им текст. Пусть солдатики поют во время строевой подготовки!
Во время встречи ветераны комендантского полка  спрашивали, почему шуйских гармоней нет в свободной продаже?
Медведев объяснил, что в последние годы  гармони  делают исключительно на заказ. Тогда  начальник инженерной службы полка  спросил, как заказать шуйскую гармонь? Поэтому не  не исключено, что на следующей встрече ветеранов отдельного правительственного комендантского полка зазвучат уже две шуйские гармони.
В судьбе Николая Александровича Медведева произошло радостное событие, он был награждён  Знаком «За заслуги перед городом».
ВИКТОР АГАФОНОВ: Шуйская гармошка – русская душа
Виктор Васильевич Агафонов родился в  подмосковном Зарайске. По окончании Московского  лесотехнического института у Виктора Васильевича было несколько вариантов, куда можно было поехать работать: на деревообрабатывающий комбинат в Зеленодольск, лесопильный завод в Галиче, в Севастополь или на гармонную фабрику в Шую.
– Меня больше всего привлек вариант поступления на работу на гармонную фабрику,  – рассказывает Виктор Васильевич. – Но в отделе кадров я честно признался, что мне медведь на ухо наступил. Не помешает ли это работе? Мне ответили, что «слухачей» там много, а мне нужно будет заниматься развитием производства.
6 августа 1953 г. В.В. Агафонов был принят на гармонную фабрику на должность мастера деревообделочного цеха. С 1962 г. и почти до пенсии работал главным инженером.
За время работы на Шуйской гармонной фабрике Разработанные им технологии и по сей день используются на фабрике.
Предмет особой гордости – бронзовая и серебряная медали Выставки достижений народного хозяйства.
Хоть Виктор Васильевич и говорит, что не имеет музыкального слуха, однако заметил ещё один недочет в производстве гармоней, который можно устранить.
В ту пору было очень трудно получить голосовую планку, её делала только Тульская фабрика на итальянском оборудовании и не успевала всем фабрикам страны сделать, по их заказам.
– Мы всегда делали гармошки такие: в левой части октава – семь планок, а у туляков (на крупнейшей Тульской гармонной фабрике) – восемь, – вспоминает Виктор Агафонов. – Взял я два самоучителя игры на гармони. Проверяю, где применяется вот та восьмая планка октавная, в каких песнях. Ни у одного, ни у другого самоучителя нет такой информации.
Вот и предложил наш герой отменить восьмую планку. Лично поехал в Тулу, чтобы доказать, что она не нужна.
– В Туле собрали техсовет, я зачитал своё предложение, – продолжает свой рассказ рационализатор. – Они говорят, мол, что восьмая планка обогащает инструмент, и она нужна. Я спросил, играет ли кто-то из них на гармони. Никто. Пригласили работников, которые играют. Пришёл рабочий. Я попросил его сыграть на их гармошке и задействовать эту лишнюю, на мой взгляд, кнопку. А он в ответ: «А зачем? Мы её спичкой затыкаем, она не нужна. Сколько раз говорили об этом, нас не слушают».
В итоге решено было восьмую планку отменить, и делать ее только по индивидуальным заказам.
Виктор Васильевич проработал на  фабрике 42 года. В те времена фабрика выпускала 1600 гармошек в месяц, из них 80  –  на заказ.
Сейчас «Шуйская гармонь» работает не в том режиме, как раньше. И Виктор Васильевич от души желает фабрике, чтобы спрос на продукцию был  всегда.
ОСОБЕННОСТИ ШУЙСКОЙ ГАРМОНИ
Отличительные  особенности,  характерные  для шуйского гармони: тембр звука, внешний видом корпуса с изяществом рисунков, сеток, росписью лицевых поверхностей корпуса и инкрустацией.
Внешний вид выделяется  изящными рисунками сеток, росписью лицевых поверхностей корпуса. Художники её украшают вручную, а иногда (по желанию заказчика) даже инкрустируют драгоценными камнями. Наносят  русские сказочные сюжеты, которые проиллюстрированы с помощью палехской росписи.
Главное достоинство инструмента, по мнению ценителей, – придуманный местными мастерами особый строй голосов, что делает звучание шуйских гармошек неповторимым и легко узнаваемым: гораздо мягче и мелодичнее, чем у других российских гармоней.
Например, туляки  настраиваю свою гармонь всегда  «вчистую», то есть, если нота «ля» первой октавы должна звучать с частотой четыреста сорок герц, она так и звучит. А в Шуе каждая нотка приобретает обертона: нота как бы окрашивается дополнительными звуками и получается, что звучат два, а то и три голоса. Так повелось ещё  со времени первых шуйских мастеров. Из-за этих призвуков получается особенная окраска игры.  Шуйская  гармонь по звучанию ближе всего к французским аккордеонам: у тех плывущий, немножко гнусавый звук, он ближе к человеческому голосу. Итальянские или немецкие инструменты – совсем другие, более строгие.  В Шуе  такая настройка называется «настройкой в розлив».
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ШУЙСКОЙ ГАРМОНИ
Все деревянные заготовки делают станочники деревообрабатывающих станков, которые получают точное задание, какие детали нужно сделать, их размеры, количество. Подготовленные корпуса оклеиваются художественным целлулоидом импортного производства.  Это происходит  на участке оклейки.
Разноцветный целлулоид размягчается в смеси ацетона и воды. Твердый до обработки материал становится податливым, эластичным и легко ложится на корпуса, превращая невзрачные деревяшки в блестящие разноцветные детали с узнаваемыми очертаниями.
Но главные детали гармони – не корпуса, а резонатор с металлической голосовой планкой. Голосовые планки изготавливают сами. Но если поступает заказ на эксклюзивный инструмент, то используют заказные чешские планки. Каждая из планок соответствует отдельной ноте, поэтому нужно тщательно следить за соответствием изготавливаемой детали установленному образцу.
Когда все планки установлены в резонатор, проводится окончательная настройка, доведение звука до своего тона, которая поправляет звучание инструмента на слух. Изготовленные в штамповочном цехе планки попадают в сборочный цех музыкальных инструментов. Там, чтобы настроить голос планки в ноту, используют специальный инструмент ППН (прибор для предварительной настройки) и, конечно же, слух настройщика. Вообще в процессе производства инструмент настраивают три раза. Но третья, окончательная настройка, доводка, происходит в собранном корпусе инструмента.
Меха гармони делаются из плотного картона, облицованного ярким и красивым ситцем, и тонких деревянных планок. В мехах много мелких деталей, все они вырезаются и клеятся вручную. После проклейки меха должны находиться под прессом, чтобы размокшие от клея детали не потеряли форму.
Затем все детали и заготовки попадают в руки сборщиков Они-то и придают инструменту привычный вид и звук.

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
При изготовлении гармони используются различные группы материалов: дерево, текстильные материалы, металл и пластмасса. Вначале для будущего инструмента делают комплектующие. Причём все необходимые детали для гармони – от металлических гвоздей до деревянных корпусов – производят на предприятии.  В деревообрабатывающем цехе изготавливают деревянные заготовки, в цехе по изготовлению механики – металлические. Количество комплектующих для одной гармони – более тысячи штук. Смотрите слайд-шоу «Изготовление шуйской гармони».
Источник: http://poigarmonika.ru/novosti/71-a-poedu-ka-ja-v-shuju-i-kuplju-garmon-bolshuju.html
Ныне ОАО «Шуйская гармонь» – одно из нескольких действующих гармонных производств в России. Конкурентом его является лишь ООО «Тульская гармонь».
Источник: http://poigarmonika.ru/novosti/71-a-poedu-ka-ja-v-shuju-i-kuplju-garmon-bolshuju.html
Все деревянные заготовки делают станочники деревообрабатывающих станков. Подготовленные корпуса гармоней оклеиваются художественным целлулоидом, предварительно разноцветный целлулоид размягчается в смеси ацетона и воды.
Источник: https://sites.google.com/site/mikheevgennady/pisma-iz-glubinki/pisma-iz-glubinki-2/kak-poedu-v-gorod-suu
Но главные детали гармони – не корпуса, а резонатор с металлической голосовой планкой. На ОАО «Шуйская гармонь» голосовые планки изготавливают сами. Над изготовлением планок трудятся в штамповочном цехе.
Источник: http://bayan-accordion-garmon.blogspot.ru/?view=classic
Каждая из планок соответствует отдельной ноте, поэтому нужно тщательно следить за соответствием изготавливаемой детали установленному образцу.
Источник: http://mspros.ru/main?article=663
Сборка и изготовление резонаторов как к серийным, так и к заказным музыкальным инструментам.
Источник: http://www.clipxaab.com/Z3JlaXM3cjhUNE1Y
«Внутренности» гармони: механика и голосовые планки. Оказывается, важных деталей в «теле» музыкального инструмента около 1500 штук, и каждая подгоняется и дорабатывается вручную.
Источник: http://www.russian-garmon.ru/remont/6653-izgotovlenie-mexa-i-ugolkov
Меха делаются из плотного картона, облицованного красивым ситцем, и тонких деревянных планок. В мехах много мелких деталей, все они вырезаются и клеятся вручную. После проклейки меха находятся под прессом, чтобы размокшие от клея детали не потеряли фо
Источник: http://shakespare.kmdance.ru/forum/garmoni-prodazha/25656-garmon-shuya-sol-mazhor
Установленный резонатор в корпусе гармони.
Источник: http://kstati.news/news/economy/shuyskaya-garmon-pereshla-na-postelku/
Все, кто видел шуйскую «Барыню» или «Кадриль», знают, что на обтянутых целлулоидом корпусах инструментов красуется палехская роспись. Потому что Ивановская область – это, собственно, палехские миниатюры.
Источник: https://sites.google.com/site/mikheevgennady/pisma-iz-glubinki/pisma-iz-glubinki-2/kak-poedu-v-gorod-suu
Готовые шуйские гармони
КТО ДЕЛАЕТ ШУЙСКУЮ ГАРМОНЬ
Ныне ОАО «Шуйская гармонь» – одно из нескольких  действующих гармонных производств в России. Конкурентом его является лишь ООО «Тульская гармонь». В сопровождении начальника гармонного производства Алексея Карельского  направляемся в самое «сердце» гармонного производства ОАО «Шуйская гармонь».
Мы переходим с одного участка на другой. Ежемесячно в Шуе изготавливается в среднем 75 гармоней, 5 – 6 баянов и 2 аккордеона, причём – на видавшем виды оборудовании, установленном еще в 1960-х гг. Но, что важно,  80% производство гармоней основано на ручном труде, поскольку автоматизировать этот процесс невозможно в принципе.
Вот мы  в цехе, где изготавливаются «внутренности» гармони: механика и голосовые планки. Оказывается, важных деталей в «теле» музыкального инструмента около 1500 штук, и каждая подгоняется и дорабатывается вручную.
В следующем цехе – уже совсем другая производственная «музыка» – не грохот станков, а мелодия, издаваемая только что изготовленной гармонью. Прислушались – «Коробушка».
В этот цех детали  поступают с других участков, изготавливающих комплектующие, производится их окончательная сборка и настройка. Как выражается Алексей Васильевич, «здесь инструмент доводится до ума». Поскольку настройка – самое ответственное дело «музыкального конвейера», специалисты располагаются в отдельных кабинках.
Обучить гармонь сольному искусству совсем не просто: каждая деталь инструмента издаёт собственный звук. И звучание это нужно «отточить» до совершенства. Представляете, какой тонкий музыкальный слух должен иметь настройщик! Правда, на «гармошке» такие «слухачи» далеко не редкость, некоторые и без камертона любую деталь будущей гармони настроят – просто на слух. Такова, например, Л. Щелухина, которая пришла на производство ещё школьницей и отработала здесь почти 40 лет. Ей приборы не нужны – она и так великолепно справляется со своим делом.
А за стеной, в некотором отдалении от шумных настройщиков, тишина. Здесь трудятся художники – они расписывают гармони и придают им товарный вид.
Все, кто видел шуйскую «Барыню» или «Кадриль», знают, что на обтянутых целлулоидом корпусах инструментов красуется палехская роспись. Украшают гармошки художники О.А. Сокова и Л.А. Белова. И если на серийных гармонях и баянах рисунок предопределён заранее, то над заказными приходится ещё поломать голову.
– Что мы только ни рисовали на инструментах, – рассказывают художницы. – Был даже заказ с изображением Кремля!
Рядом из отдельных деталей и узлов собирает гармони В. Уткин, проработавший на предприятии более 35 лет. Да, рождение музыкального инструмента – дело кропотливое.
Мастер Н. Медведев – главный на фабрике человек «по музыке». Он не понаслышке знает о каждой операции по изготовлению музыкального инструмента и умеет разрабатывать конструкции гармоней. Работа предприятия также невозможна и без другого мастера – Г. Филаретовой, доброжелательной, улыбчивой женщины.
Шуйская гармонь – яркий и своеобразный бренд  города, один из его древних символов, лишиться которого  никак нельзя.

Шуйская гармонь «В контакте»: https://vk.com/club46099129
ОАО «ШУЙСКАЯ ГАРМОНЬ»: ОТ КАМЧАТКИ ДО КАЛИНИНГРАДА
В Советском Союзе  в России было около 60 предприятий по производству язычковых музыкальных инструментов – на Дальнем Востоке, в Красноярске, Санкт-Петербурге, Вологде и несколько фабрик в Москве. В годы перестройки производство таких инструментов уменьшилось. Сейчас из 60 предприятий   осталось несколько. Одно из них в Шуе. В советские годы здесь производилось до 4,5 тысячи гармоней.
Сегодня производство музыкальных инструментов занимает небольшие площади. Остальные предприятия, разместившиеся здесь же, помогают выживать ей в сложных рыночных условиях. Говорит генеральный директор ОАО «Шуйская гармонь» Игорь Нестеров: «Состояние дел на предприятии сегодня стабильное. Разрабатываются новые модели, дизайн. Так что предприятие на ногах стоит уверенно».
Кроме гармоней в Шуе выпускают баяны и аккордеоны. Кстати, выпуск баянов коллектив фабрики освоил только в 1993 г. Таким образом, предприятие производит язычковые музыкальные инструменты всех основных видов и размеров – от детских инструментов с ограниченным диапазоном и звукорядом до баянов.
Мастера могут изготовить гармонь любого диапазона, тональности и внешнего оформления. Иногда даже заказывают гармони под голос исполнителя (для этого инструмент специально настраивают).
Несмотря на небольшие объёмы производства, география заказов инструментов обширна – от Камчатки до Калининграда. Раньше поступали заказы из Америки, Бельгии, даже Австралии и Эфиопии. Сейчас  наиболее тесные связи фабрика поддерживает с Германией.

Адрес ОАО «Шуйская гармонь»: 155912, Ивановская обл., г. Шуя, ул. Вихрева, д. 77
Тел.: 8 (49351) 3-32-05
Тел./Факс: 8 (49351) 4-26-61
E-mail: shromka@mail.ru
Сайт: http://accordions37.ru/

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Фабрика  «Шуйская гармонь»  производит гармони, баяны и аккордеоны, которые получили широкую известность в России и за рубежом. Фабрика  выпускает гармони всех основных размеров и видов, а также может изготовить любую гармонь по индивидуальным заказам. С конца 2014 г. фабрика ОАО «Шуйская Гармонь»  прекратила выпуск гармоней с чешской голосовой планкой, инструменты,  имеющие в артикуле «Y», больше не доступны для заказа. В настоящее время производство основывается на голосовых планках исключительно собственного изготовления. Смотрите слайд-шоу «Инструменты фабрики «Шуйская гармонь».
Источник: http://accordions37.ru/products/6/item-104/
Гармонь «Ромашка» синяя. Гармонь «Детская» – 15х12-II – одноголосовый язычковый музыкальный инструмент без регистра, звукоряд которого основан на неполной хроматической гамме. Звуковой диапазон мелодии две неполные октавы.
Источник: http://accordions37.ru/products/6/item-103/
Гармонь «Ромашка» золотистая. Гармонь «Детская» – 15х12-II – одноголосовый язычковый музыкальный инструмент без регистра, звукоряд которого основан на неполной хроматической гамме. Строй гармони выполняется в тональности ДО мажор = ЛЯ минор.
Источник: http://accordions37.ru/products/6/item-102/
Гармонь «Ромашка» зелёная. Гармонь «Детская» – 15х12-II – одноголосовый язычковый музыкальный инструмент без регистра. Звуковой диапазон мелодии две неполные октавы: от ноты «ми» первой октавы до ноты «фа» третьей октавы.
Источник: http://accordions37.ru/products/6/item-101/
Гармонь «Сувенир» синяя. Гармонь «Детская» – 15х12-II. Голосовые планки – кусковые, вмонтированные в корпус инструмента. Клавиатуры: правая – двухрядная, пуговичная (15 клавиш), левая – двухрядная, кнопочная (12 кнопок).
Источник: http://accordions37.ru/products/6/item-100/
Гармонь «Барыня» белая. Строй гармони выполняется в тональности по желанию заказчика, настройка – в розлив / унисон. Сочетание голосов: основной, розлив, баритон, дискант.
Источник: http://accordions37.ru/products/6/item-99/
Гармонь «Барыня» красная. Гармонь «Барыня» – 25х25-III – четырехголосовый язычковый музыкальный инструмент без регистра, звукоряд которого основан на неполной хроматической гамме. Сочетание голосов: основной, розлив, баритон, дискант.
Источник: http://accordions37.ru/products/6/item-98/
Гармонь «Заказная» чёрная, роспись бронза. Гармонь «Заказная» – 25х25-III – трехголосовый язычковый музыкальный инструмент. В серийном исполнении строй гармони выполняется в тональности ДО мажор и ЛЯ диез мажор, настройка – в розлив.
Источник: http://accordions37.ru/products/6/item-97/
Гармонь «Заказная» с регистром синяя. Строй гармони выполняется в тональности по желанию заказчика, настройка – в розлив / в унисон. В мелодии установлены свистки на повышение или понижение, в басах два доминантсептаккорда
Источник: http://accordions37.ru/products/6/item-96/
Гармонь «Заказная» без регистра красная. Строй гармони выполняется в тональности по желанию заказчика, настройка – в розлив / в унисон. В мелодии установлены свистки на повышение или понижение, в басах два доминантсептаккорда.
Источник: http://accordions37.ru/products/6/item-94/
Гармонь «Шуйская» золотистая. Звуковой диапазон мелодии от ноты «ля» малой октавы до «ля» третьей октавы. Строй гармони выполняется в тональности – ЛЯ мажор = ФА диез минор, настройка – в розлив.
Источник: http://accordions37.ru/products/6/item-93/
Гармонь «Шуйская» зелёная. Звуковой диапазон мелодии от ноты «ля» малой октавы до «ля» третьей октавы. Строй гармони выполняется в тональности – ЛЯ мажор = ФА диез минор, настройка – в розлив.
Источник: http://accordions37.ru/products/6/item-92/
Гармонь «Шуйская» оформление на заказ. Звуковой диапазон мелодии от ноты «ля» малой октавы до «ля» третьей октавы. Строй гармони выполняется в тональности – ЛЯ мажор = ФА диез минор, настройка – в розлив.
Источник: http://accordions37.ru/products/5/item-57/
Баян «Романс». Двухголосовый музыкальный инструмент предназначен для сольного и оркестрового исполнения музыкальных произведений, а также для учебных целей.
Источник: http://accordions37.ru/products/5/item-56/
Баян «Шуя» синий. Инструмент отличается хорошим тембром, экономным расходом воздуха, имеет равномерное звучание по всему диапазону, в связи с этим имеет хорошие исполнительские возможности.
«ИГРАЙ, ГАРМОНЬ!» В ИВАНОВО
Знаменитый фестиваль «Играй, гармонь» имени Геннадия Заволокина состоялся  в Иванове. На него съехалось около 200 участников изо всех уголков страны: от Камчатки и Хабаровска до Санкт-Петербурга и Брянска, от Архангельска до Краснодара.
Ивановскую область представляли творческие делегации Иванова, Шуи, Вичуги, Комсомольска, Луха, Палеха, Приволжска, Кинешемского и Юрьевецкого районов. В программе фестиваля – не только конкурсные выступления, но и концерты гармонистов и частушечников.
Открыл концертную программу ансамбль «Шуйские гармоники», руководитель Владимир Морозов. Растянулись меха инструмента и заиграла кровь под заразительную, весёлую, неудержимую мелодию. Зрители подпевали артистам, исполнявшим русские народные песни: «Стенька Разин», «По Дону гуляет», «На муромской дорожке», «Виновата ли я». А как звучали мелодии зарубежной эстрады на гармошке! Песни одна краше и веселее другой лились над просторами парка. Именитых шуйских гармонистов в этот день было не счесть. В свой 80-й день рождения вышел на сцену Павел Григорьевич Зайцев, порадовали наигрышами Николай Александрович Медведев, Юрий Алексеевич Афонин, Владимир Петрович Лебедев из п. Колобово и гармонист «золотой десятки» России Юрий Горшков с солистом Максимом Коноваловым.
Частушки, перепевки, наигрыши, старинные и современные мелодии звучали со сцены, и зрители дружно поддерживали каждого выступающего. Разные манеры исполнения гармонистов, разноголосые инструменты (каждая гармошка, как и человек,  имеет свой голос, свою особенность)  делали концертную программу очень интересной. Шуяне тепло встречали каждое выступление. Плясовые мелодии так захватили шуян и гостей праздника, что они, не усидев, начали плясать и петь частушки, окружив  гармониста. И здесь уже не было различий между артистами и зрителями – русская гармошка объединила всех.
А когда на сцену вышли гости нашего города: ансамбль «Завалинка» из Кировской области в составе Владимира Булычёва и Надежды Зоновой – зрители просто диву дались. Такие красивые, сочные были голоса у приезжих артистов, такие роскошные наряды были на них, что не встретить гостей овациями зал не мог. Владимир и Надежда порадовали шуян забавными «Перепевками», задорной песней «Кума-кумушка» и плясовой «Портяночка».

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
На фестиваль «Играй, гармонь» приехал хор бабушек ансамбля «Ленок»  г. Фокино Брянской области. Самой молодой из них за 60, а самой уважаемой – 85. А выплясывают так, будто вчера справили свои 20, кружась и притопывая в такт  – брянский ответ «Бурановским бабушкам». Ивановская область была представлена гармонистами из областного центра, Шуи, Вичуги, Комсомольска, Луха, Палеха, Приволжска, Кинешемского и Юрьевецкого районов. Самый молодой среди ивановцев – студент химтеха Михаил Малашенко, играющий на гармони с 6 лет. Несмотря на свой возраст, жизни без гармони Миша уже не представляет.Глядя на их выступление, невольно подумалось: пока жива в нас любовь к русским народным песням, русской культуре, жива и Россия. Смотрите слайд-шоу «Играй, гармонь!».
Источник: http://chastnik.ru/info.html?id=17785&module=6§ion=30
В Шуе бережно относятся к памяти Геннадия Заволокина. Знаменитый гармонист любил шуйские гармони и, как правило, выступал только с ними. В пользу «шуянок» сделали выбор и многие его последователи, участники телепроекта «Играй, гармонь».
Источник: http://xitfilms.ru/kino/%D0%98%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B9+%D0%B3%D0%B0%D1%80%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D1%8C+%D0%B2+%D0%A8%D1%83%D0%B5+%D0%B8%D1%8E%D0%BD%D1%8C+2001+%D0%B3.
Открытие в Иваново фестиваля «Играй, гармонь!» имени Геннадия Заволокина.
Источник: http://www.okrugshuya.ru/adm/press_photographer.php?PAGE_NAME=section&SECTION_ID=1046&
Частушки, перепевки, наигрыши, старинные и современные мелодии звучали со сцены, и зрители дружно поддерживали каждого выступающего.
Источник: http://ivgazeta.ru/read/15097
На фестиваль «Играй, гармонь» приехал хор бабушек из Брянской области. Самой молодой из них за 60, а самой уважаемой – 85. А выплясывают так, будто вчера справили свои 20, кружась и притопывая в такт.
Источник: http://ivkult.ru/festival/876/
География фестиваля – вся Россия: от Камчатки и Хабаровска до Санкт-Петербурга и Брянска, от Архангельска до Краснодара; всего более 200 участников.
Источник: http://www.okrugshuya.ru/adm/press_photographer.php?PAGE_NAME=section&SECTION_ID=1046&
Ивановскую область представляли творческие делегации областного центра, Шуи, Вичуги, Комсомольска, Луха, Палеха, Приволжска, Кинешемского и Юрьевецкого районов.
Источник: http://www.okrugshuya.ru/adm/press_photographer.php?PAGE_NAME=section&SECTION_ID=1046&
В Гала-концерте «Поет душа народная – российская гармонь» выступили представители 19 регионов.
Источник: http://www.okrugshuya.ru/adm/press_photographer.php?PAGE_NAME=section&SECTION_ID=1046&
Наравне с именитыми народными ансамблями, такими как «Тальяночка» из Ставрополья, выступали юные артисты: 11-летний Илья Береснев из Кировской области и дуэт «Счастливое детство» из Кирова в составе братьев Константина и Вячеслава Мохиных.
Источник: http://www.okrugshuya.ru/adm/press_photographer.php?PAGE_NAME=section&SECTION_ID=1046&
Разные манеры исполнения гармонистов, разноголосые инструменты (каждая гармошка, как и человек, имеет свой голос, свою особенность) делали концертную программу очень интересной.
Источник: http://www.okrugshuya.ru/adm/press_photographer.php?PAGE_NAME=section&SECTION_ID=1046&
Фестиваль «Играй, Гармонь!» даёт возможность профессионалам и любителям больше узнать о гармони, поделиться своим мастерством, познакомиться с техниками других исполнителей.
Источник: http://www.okrugshuya.ru/adm/press_photographer.php?PAGE_NAME=section&SECTION_ID=1046&
Глядя на их выступление гармонистов, невольно думалось: пока жива в нас любовь к русским народным песням, русской культуре, жива и Россия.
Источник: http://www.okrugshuya.ru/adm/press_photographer.php?PAGE_NAME=section&SECTION_ID=1046&
А когда на сцену вышли гости нашего города: ансамбль «Завалинка» из Кировской области – зрители просто диву дались. Такие красивые, сочные были голоса у приезжих артистов, такие роскошные наряды были на них, что не встретить гостей овациями зал не мог.
Источник: http://www.okrugshuya.ru/adm/press_photographer.php?PAGE_NAME=section&SECTION_ID=1046&
Долго не смолкала гармонь в зале, гармонисты не хотели расставаться с песней. А уезжая, никто из них не прощался, т.к. каждый уверен, что через два года их ждет новая встреча на Ивановской земле!
Источник: http://ivkult.ru/festival/876/
Торжественное закрытие Всероссийский фестиваль-конкурс гармонистов и частушечников «Играй, гармонь!» имени Геннадия Заволокина. Кроме специальных призов, дипломов лауреатов фестиваля победители получили и денежные призы.
АНСАМБЛЬ «ШУЙСКИЕ ГАРМОНИ»: ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА НА СЦЕНЕ
Большой юбилейный концерт, посвященный 25-летию народного ансамбля «Шуйские гармоники», прошёл в городском Доме культуры г. Шуя в рамках фестиваля «Дни российской культуры».  
За эти годы уникальный ансамбль гармонистов стал неотъемлемой частью культурной жизни Шуи. «Шуйские гармоники» неоднократно становились победителем фестивалей и конкурсов разных уровней, представляли Шую и Ивановскую область на всероссийском фестивале-конкурсе «Играй, гармонь!» им. Г. Заволокина. 
Коллектив – лауреат областных, Всероссийских фестивалей и конкурсов «Играй, гармонь», «Гармошечка – говорушечка», «Самоцветы России», «От Волги до Вятки» и др.
Высокие оценки деятельности руководителя ансамбля Морозова В.И., выступлений его учеников и ансамбля «Шуйские гармоники» неоднократно давались выдающимся деятелем культуры Г.Д. Заволокиным, народным артистом России В.П. Кругловым (г. Москва), заслуженным деятелем искусств России, лауреатом международного конкурса, профессором Нижегородской государственной консерватории Голубничим В.И., преподавателем высшего государственного Музыкального училища им. Гнесиных Скворцовым С.И.
Ансамбль неоднократно показывался по ЦТ, был участником гала-концерта «Юность России» в Москве.
Владимир Морозов является бессменным руководителем коллектива, преподаватель детской школы искусств. Именно по его инициативе в 1991 г., в целях более основательной подготовки детей к ансамблевому музицированию, при Шуйской детской школе искусств был открыт первый в Ивановской области класс гармоники с пятилетним сроком обучения. 
Тёплые поздравления с юбилеем коллектив принимал от депутата Городской Думы городского округа Шуя Сергея Повилайтиса, завуча шуйской детской школы искусств Елены Бабайцевой.
Представители ОАО «Шуйская гармонь» не могли не поздравить «Шуйских гармоников» с юбилеем, в подарок коллектив получил, конечно же, знаменитую шуйскую гармонь, изготовленную на предприятии. 
Каждый номер в исполнении народного ансамбля «Шуйские гармоники» – знакомые сердцу зрителя мелодии. Отдельно хочется отметить сольные выступления музыкантов ансамбля, в которых они демонстрировали своё уникальное мастерство владения инструментом.
«СЕМЬЯ РОССИИ» УЕХАЛА В ШУЮ
В  Зарайском  кремле состоялся традиционный фестиваль народного творчества «Семья России». Шую представлял семейный дуэт  Юрия Горшкова (дедушка) и Насти Шигановой (внучка). В этом фестивале участвовали уже  в третий раз. В первый раз  стали победителями и получили приз – стиральную машину Bosch.  На следующий год в вокальном конкурсе фестиваля, проходившего тоже в Зарайске, с песней «Как Иванова дочка»  стали вторыми.
– В нынешнем году я решил показать Настю во всех трёх конкурсных номинациях, – говорит  Юрий Горшков. – В вокальном конкурсе мы исполнили  песню Геннадия Заволокина «Ветка сирени».  В конкурсе «Танцуйте с нами» показали «Владимирскую топотуху» и нашу фирменную композицию «Под шуйскую гармонь».  А в номинации «Музыка нашей семьи» мы вообще выступали без соперников. Показали русскую народную песню «Семёновна» в нашей обработке.
В конкурсной программе этого творческого форума приняли участие 120 семейных коллективов из 17 регионов России (Санкт-Петербург, Москва, Вологда, Муром, республика Марий-Эл, Рязанская, Тульская, Воронежская, Владимирская, Смоленская, Тамбовская, Ивановская, Тверская области и др.), а также из 47 муниципальных образований Московской области.
Результатом блестящего выступления шуйских артистов стал диплом лауреатов Всероссийского фестиваля народного творчества «Семья России» и приз – плазменный телевизор LG. От всей души поздравляем Юрия Горшкова и его внучку Настю Шиганову с этой замечательной победой.

                   ***


Ах шуйская гормошка
Поиграй Никола немножко.
Как-никак твоя сестрёнка
И пою я песни звонко.

Припев:
Как лихо стучат коблучками
Наши шуйские девчата вечерами.
Твои пальцы по клавишам бегут
За собой, за собою нас влекут.

Ты Никола, Никола играй.
Ты Никола всех созывай.
Чтоб сбежались весёлые девчата,
А за ними соберутся и ребята.

Ты меня развесели Николаша.
Ключи радости вручи Николаша.
Чтобы ноженьки сами впляс пошли.
Чтобы за собой других вели.

Ты играй веселей Николаша.
Видишь брови нахмурила Любаша.
Наскучило ей рядышком сидеть,
Она хочет плясать и петь.

Слова и музыка Альбины Маркиной: 8 (963) 663-95-10, в исполнении эстрадной певицы Надежды Светлой: 8 (915) 369-67-10, 8 (911) 482-30-73