Народные промыслы | Романовская игрушка  
Романовская игрушка
Композиции глиняных игрушек повторяются в разных русских губерниях. Но только в романовской есть сюжет, выделяющий липецкую игрушку: запряжка в один конь, это самая раритетная композиция. Часто мастера лепили и домашних животных: уток, коров, баранов и коз. По традиции народного искусства их изображали в профиль, а вот людей – анфас. Игрушку перестали лепить на продажу в 1940-х гг., когда был введён большой налог на гончарство. А позднее и вовсе запретили производство игрушек. Лишь в 1990 гг. удалось возродить этот своеобразный промысел. В 1995 г. романовская игрушка вышла на российский уровень. И сразу – победа. Игрушки побывали на фестивале в дни празднования 850-летия Москвы, на выставках в Италии, Китае и других странах. Работы мастеров романовской игрушки хранятся в Русском музее (Санкт-Петербург), Государственном Российском Доме народного творчества (Москва), музеях России и за рубежом (Франция, Италия, Израиль, Польша, Китай). В настоящее время в селе Троицкое, в 20 км от Липецка, на месте старинного боярского города Романов, существует Центр романовской игрушки, который занимается сохранением и развитием традиционных промыслов Липецкого края.
Романовская игрушка
Встречаем Масленницу вместе с Центром романовской игрушки
Сортировать:
по популярности
1. Игрушки наших предков: фильм о романовской игрушке  
2. Романовская игрушка  
3. Романовская игрушка  С романовской игрушкой познакомились на съезде муниципальных образований Липецкой области. К нам на съезде пришла «волшебница», и про игрушку узнали так много, что собрались поехать на праздник Троицы в гости к учителю.
4. Романовская игрушка  с. Троицкое, Центр Романовской игрушки.
5. Дом романовской игрушки  
6. Романовская игрушка   Встречаем Масленницу вместе с Центром романовской игрушки
7. Романовская игрушка. Ольга Волокитина  
8. Романовская игрушка. Снежанна Ильина  
9. Мастер-класс лепки романовской игрушки  
ИСТОРИЯ РОМАНОВСКОЙ ИГРУШКИ
Название игрушки происходит от царской фамилии «романовых», когда бояре Романовы в XVI в. образовали на  берегу реки Воронеж  большое село Романово-Городище.  И привезли своих крестьян из разорённых вотчин Скопинского уезда. В 1614 г. родственник царя Михаила Фёдоровича Романова Иван Никитович построил на городище острог, и селение стало называться городом Романов. В XVIII в. он был преобразован в село Романово – ныне село Ленино.
В Романове быстро появились гончары: вокруг было достаточно разнообразной глины, подходящей для изготовления посуды –  белой, чёрной, красной и жёлтой. Мастера изготавливали из глины крынки, горшки, миски, ложки.
Ну и как всегда ведётся в народе, некоторые мастера начали лепить для души глиняные игрушки со свистками – свистульки. Для них использовали только чёрную глину – наиболее прочную и послушную в руках. Эти игрушки-свистульки стали по местности называться «романовскими».
Искусствовед Ирина Богуславская в своём исследовании «Русская глиняная игрушка» пишет о романовской игрушке:
 «Наиболее ранние игрушки датируются концом ХIХ в.  Для них характерен интерес к жанровым композициям. Катанье в санях – один из типичных сюжетов русского народного искусства».

Д.П. Семёнов – учёный-статистик, сын выдающегося географа П.П. Семёнова-Тян-Шанского, в книге «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества: настольная и дорожная книга для русских людей» (1902 г.) писал:
«В Тамбовской губ. наиболее известна Романовская волость Липецкаго у., где имеется до 600 кустарей, занятыхъ приготовленiемъ глиняныхъ горшковъ и игрушекъ…».

В начале XX в. Михаил Трунов создаёт липецкое Петровское общество распространения научных и практических знаний. Тогда и стали собирать первую коллекцию глиняных игрушек для краеведческого музея. Об этом говорится в «Отчете Липецкого Петровского общества распространения научных и практических знаний за 1909 год»:

 «В с. Романове, Липецкаго уезда, изстари существуетъ кустарный гончарный промыселъ и въ музее положено начало составленiю коллекцiи глиняныхъ игрушекъ, работы этихъ кустарей; игрушки эти оч. разнообразны, некоторыя работаются по стариннымъ формамъ, но въ последнее время старина заменяется новыми формами, конечно соответствующими переживаемымъ интересамъ: в последнiе годы напр. появились куклы, изображающiя японцевъ. Этихъ игрушекъ въ музее имеется пока всего 21 №№ (даръ М.Н. Труновой), но желательно, чтобы члены Петровскаго О-ва оказали содействiе въ составленiи возможно полной коллекцiи и 23 апреля прiобрели для музея этихъ игрушекъ: въ этотъ день, единственный въ году, доставляется изъ Романова въ Липецкъ на ярмарку эти изделiя».

Самые ранние образцы липецкой игрушки в фондовых собраниях Русского музея, Российского этнографического музея Санкт-Петербурга и Липецкого краеведческого музея относятся ко второй половине XIX в. Это различного рода свистульки в виде коней и оленей, петухов и баранов и небольшие фигурки, покрытые жёлто-зелёной поливой, изображающие поездки и всадников.
В конце XIX в. игрушки меняются и по форме, и по содержанию. Простые свистульки увеличиваются в размерах, нередко до 30-40 см. высотой. У петуха появляется высокий гребень причудливой формы, красивое оперение, нарисованное палочкой по сырой глине. Раскраска становится яркой, сочной, броской. Это уже не просто игрушка, а нарядная декоративная статуэтка.
В 1910–1920-е гг. липецкие свистульки делали сильно увеличенными в размерах. Свистки, скрытые в хвостах глиняных зверей, – больше дань традиции, чем приспособление для извлечения звуков.
Постепенно, с появлением промышленных образцов посуды, гончарный промысел в Романове, так же, как и в других местах, пришёл в упадок. Стала пропадать и романовская игрушка. Игрушку перестали лепить на продажу в 1940-х гг., когда был введён большой налог на гончарство. А позднее и вовсе запретили производство игрушек. Лишь в 1990 гг. промысел романовской игрушки стал возрождаться.
КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Как же  интересна память истории! Сегодня от города Романова не осталось никакого физического следа. И мы его вспоминаем не потому, что  город  основал царский род  Романовых. А исключительно из-за  обычной, казалось бы,  незатейливой глиняной свистульке! Вот так бывает… Более того, чаще вспоминают не царский род, а крестьян из села Вослебы Скопинского уезда Рязанской губернии. Скорее всего, это именно они-то и принесли гончарное ремесло на новые земли, богатые глиной. Местная гончарная глина, причём всех сортов – чёрная, красная, жёлтая и даже белая, с отличными качествами, позволила переселенцам развернуть традиционный промысел на новом месте. Со временем промысел окреп. Теперь он – суть и плоть от земли липецкой. Смотрите слайд-шоу «История романовской игрушки».
Источник: http://www.myshared.ru/slide/201842/
http://www.myshared.ru/slide/201842/
Источник: http://umeha.3dn.ru/publ/3-1-0-3526
В Липецкой игрушке изображаются не крестьяне, как в народных росписях по дереву, а военный с дамой, нарядные горожанки, отдыхающие люди.
История: http://slavyanskaya-kultura.ru/art/trade/romanovskaja-glinjanaja-igrushka.html
В те времена металлическая посуда была дорога, и ею пользовались лишь богатые люди. Вот и в Романове появились гончары. Ну и как всегда ведется в народе, некоторые мастера начали лепить для души глиняные игрушки со свистками – свистульки.
Источник: http://library.lipetsk.ru/vvs/1528-volshebnaya-sila-romanovskoj-igrushki
Свистулька «Петух». Конец XIX – начало XX вв.
Источник: http://library.lipetsk.ru/vvs/1528-volshebnaya-sila-romanovskoj-igrushki
Из коллекции Липецкого областного краеведческого музея.
Источник: http://library.lipetsk.ru/vvs/1528-volshebnaya-sila-romanovskoj-igrushki
Из коллекции Липецкого областного краеведческого музея.
Источник: http://sueverija.narod.ru/Slovar/svistulki.htm
Искусствоведы насчитывают более сорока сюжетов романовской игрушки. Глиняные барышни и дамы в красивых нарядах. Кавалеры, среди них преобладают военные при погонах. Необычайно забавны и романовские животные: индюки, козлы, бараны, олени.
Источник: http://www.ya-zemlyak.ru/np_ri1.asp
Источник: http://umeha.3dn.ru/publ/3-1-0-3526
Наиболее ранние сохранившиеся игрушки датируются концом ХIХ в. Для них характерен интерес к жанровым композициям.
ДИНАСТИЯ МИТИНЫХ: РОДОНАЧАЛЬНИКИ ИГРУШЕЧНОГО ПРОМЫСЛА
Династия Митиных – родоначальники  игрушечного промысла. Свои знания, секреты и навыки сохранили  и пронесли  через три столетия. К концу XIX  в. романовский промысел достигает своего наибольшего расцвета. И было это связано с развитием Липецкого курорта. Курорт «Липецкие Минеральные Воды» учреждён в 1805 г., когда император Александр I на докладе министра внутренних дел графа Кочубея об устройстве курорта в Липецке начертал:

 «Быть по сему».

В курортный сезон бывали писатели и поэты, музыканты и актёры, революционеры-народники, залечивали раны  солдаты и офицеры.
Именно в это время, следуя моде и вбирая в себя стиль светской городской жизни, романовская игрушка  становится отражением  эпохи. Сюжетно-образную основу для глиняных свистулек того времени составляли лошадки, коровы, бараны, петухи, олени, солдаты в папахе и барыни в капоре. Игрушка покрывалась жёлтой, зелёной, коричневой поливой или расписывалась краской. Одновременно, сохраняя старые традиции, мастера начинают лепить новые сюжеты: офицеров в парадных мундирах, нарядных дамы, гуляющие парочки, богатые выезды в колясках и каретах. Постепенно сдержанно поливная игрушка отходит на второй план, уступая место яркой, раскрашенной масляными и анилиновыми красками мелкой пластике, которая охотно покупается отдыхающими и заезжими гостями.
Как раз в это время жили и работали Павел Степанович Митин (1850? - ?) и его сыновья Иван Павлович (1878 – 1932 гг.), и Яков Павлович (1880 –  …).  Судя по всему, они и становятся одними из ведущих мастеров конца XIX – начала XX вв.
Творчество Митиных постепенно превращается в самостоятельную, выразительную ветвь романовской игрушки. До 1918 г. семейство Митиных работало в промысле сообща. В архивных записях, со слов Якова Павловича Митина, читаем:

«…занимался кустарными работами. Во время зимы делали глиняные детские игрушки, а летом в промежуток от полевых работ вырабатывали за лето 15-20 тысяч штук кирпича».

В 1930-х гг. промысел постепенно угасал. Перестали делать большие куклы, которые раньше готовили к Егорьевской ярмарке. Делали лишь свистульки. Со временем и они стали исчезать. Лишь сын И.П. Митина – Василий Иванович (1912 – 1975 гг.) – продолжал крутить «дудки». Крутил он их и во время войны.
Придя с фронта, Василий Иванович снова вернулся в промысел. Теперь секретам ремесла он стал обучать своих детей. Из воспоминаний Марии Васильевны, Виктора Васильевича, Анатолия Васильевича и Василия Васильевича Митиных:

«Глину привозил на телеге отец. Брал под Студёными Хуторами, там, в Борщевом логу была жила тёмно-синей очень эластичной глины. Заливали водой в корыте, и она три дня размачивалась. Потом отец брал кусок глины и разбивал его железным прутом «часа два им тякает-тякает», а уж потом начинает натирать глину на лавке, как тесто. Работать садились все. В окно глянем – дети гуляют, а мы «лепёшки» шлёпаем. Потом делали заготовки – «пушки». Складывали на двухметровую доску в 4 ряда и 4 ряда вверх. Отец рога и хвосты крутил, а мать (Любовь Михайловна), проколкой из бересклета, свистки делала. Всю зиму лепили, сушили на печи, а обжигать начинали с весны, как снег сойдёт. В горн сначала закладывали выжигать известняк, а на него сверху клали игрушки. Игрушки закладывали аккуратно, заполняя пустоты между куклами мелкими свистульками. За раз могло поместиться до 20 тысяч штук. Горн топили до тех пор, пока игрушки не станут красными. Затем затворку закрывали и оставляли, что бы остыли. А уж на другой день садились красить. Брали гусиное перо и химическую краску, разведённую на яйце. Раскрашивали клюв, гребешок и на спине делали три, четыре полоски красным, зелёным, голубым, жёлтым цветом. Игрушки получались как конфетки. А потом их забирали перекупщики из «Вторсырья» по 3 копейке за штуку договор заключали заранее), или же мать насыпала в корзину и шла на рынок свистеть. На базаре она продавала свистульки по 5 копеек. В 1947 г. на игрушечные деньги купили кирпичный дом, который сохранился до наших дней».

В 1960 гг. дохода от игрушечного промысла почти не было. Да и былого интереса свистулька, как игрушка, уже не вызывала. Вот и пришлось оставить ремесло. Но навыки, полученные в детстве, помнят все Митины (на фото: Василий Иванович  и Любовь Михайловна  Митины с детьми: Марией, Анатолием, Виктором, Леонидом, Раисой. 1950 г.).
Знали и любили в своём родном селе Марию Васильевну Полянскую (Митину) (1930 – 2009 гг.). Могла она не только свистульки лепить, но и на гармошке сыграть, и народную песню затянуть, и задорную частушку с приплясом исполнить. Огромный вклад внесла она в организацию музея в Доме Культуры села Хрущёвка. Мария Васильевна передала в дар музею свои народные костюмы, рушники, скатерти, а так же помогала собирать предметы старинного быта по всей соседней округе.


Автор-составитель
И.П. Беликова

E-mail: ibelikova@yandex.ru

ИВАН ГУНКИН: ИГРУШКИ МАСТЕРА – КЛАССИКА ПРОМЫСЛА
Потомственный гончар, уроженец с. Ленино Липецкого района Иван Фёдорович Гункин (1928 – 1997 гг.) продолжил традиции изготовления романовской игрушки. Перенял увлечение игрушкой от  отца. Так же, как и Митины, предки Гункина занимались ремеслом не ради развлечения. На вырученные от продажи игрушек деньги жила вся семья. Мальчишкой полюбил он лепить из глины, и это увлечение стало делом всей его жизни.
Игрушка Ивана Гункина, на удивление, очень пластичная, живописная, и по-своему повторяет простые, непосредственные, сказочные, самобытные творения прежних романовских мастеров. Как вспоминал сам Гункин:

 «В своих поделках я пытаюсь сохранить то, что делали мои предки. Не всегда, правда, получается. Только, на первый взгляд,  кажется, что свистульку слепить проще простого, а попробуй – глину подобрать, изваять и обжечь так, чтобы глазам приятно было…»

Ивану Фёдоровичу в 1993 г. было присвоено заслуженное звание «Народный мастер России». Накопив богатый творческий опыт, с 1987 г. он стал охотно обучать мастерству студентов ЛГПИ. Вспоминает народный мастер, член Союза художников России Елена Смолеевская:
– Наши преподаватели Липецкого Государственного педагогического института  оформили выездные практики с народными мастерами. С нами согласились работать два народных умельца. Один из села Доброго – Иван Константинович Пустовалов, а второй мастер был из села Пады (в свое время – часть Романово). Звали его Иван Фёдорович Гункин.
Свою учёбу у мастера Елена Смолеевская запомнила на всю жизнь:
– Мы жили в деревне. Сидели за столом под яблонькой и лепили разных птичек, зверушек, фигурки людей. Иван Фёдорович был настоящим кудесником. Мастер был немногословен, больше делал, чем говорил. Он лепил быстро и увлечённо. И не только традиционные сюжеты, но на наших глазах придумывал и новые. Первые птички, слепленные нами, были далеки от традиционных форм романовской игрушки. Оказывается, вся красота игрушки в её лаконичности, цельности и соразмерности деталей. Чтобы слепить именно романовскую игрушку, необходимо строго следить за характерной формой и линией силуэта, точно расставлять акценты, тогда пластика станет напевной и ритмичной, соберётся в единое звучание. Меня тогда поразило, что, когда лепишь простую с виду детскую игрушку, то можно выразить все свои чувства. И при этом ощутить непосредственную детскую радость. С тех пор я всю жизнь занимаюсь  романовской игрушкой. Именно Иван Фёдорович сообщил мне и передал любовь к ней.
Игрушки мастера не раз экспонировались на областных и всероссийских выставках. Сейчас они хранятся в частных коллекциях и в Липецком областном краеведческом музее. Несколько его собственных сюжетов романовской игрушки стали классикой этого ремесла.
ВИКТОР МАРКИН: ЗАНОВО ОТКРЫЛ РОМАНОВСКУЮ ИГРУШКУ
Самым преданным и талантливым учеником Ивана Фёдоровича  Гункина стал Виктор Васильевич Маркин (род. в 1949 г.). Именно с Виктором Маркиным связывают возрождение романовской игрушки. Виктор Маркин в  1964 г.  с родителями приехал в с. Ленино. Окончил Московский университет искусств, пробовал себя в живописи, скульптуре, резьбе по дереву, работал художником-оформителем, и кто знает, как сложилась бы его судьба, если бы не состоялось его знакомство с потомственным гончаром И.Ф. Гункиным, который из рук в руки передал ему секреты своего мастерства, свою любовь к романовской игрушке.
В шестидесятые годы прошлого века, работая в огороде, Виктор Васильевич наткнулся на обломок глиняной фигурки. Копнул ещё раз – другой кусочек. Оказалось, что такие фрагменты глиняных игрушек попадаются, чуть ли не на каждом приусадебном участке и в Ленино, и в Троицком. Ведь в XIX в. почти в каждом дворе большого села Романово стояли горны, в которых обжигали гончарные изделия. Золу из печей часто высыпали на огород как удобрение. А вместе с золой в землю попадали и разбитые фигурки.
– Местные жители рассказывали, что здесь делали игрушку-свистульку, – говорит Виктор Маркин. – Я стал интересоваться её историей, пробовал сам что-то лепить, но получалось плохо. А тут мне отец говорит:

 «Что ты голову ломаешь! Вон Ванька-горшечник, знаешь, какие игрушки делает! Сходи к нему».

Так Виктор Маркин познакомился со своим будущим учителем, потомственным гончаром Иваном Фёдоровичем Гункиным.
Десять лет  Виктор Васильевич постигал технику лепки и пластику романовской игрушки и выработал свой неповторимый стиль. Его птица сирин, которую до него никто не делал, – авторская находка. В ней он сочетает образ женщины-романушки и птицы. Среди игрушек Маркина есть разнообразные свистульки: жаворонки и сирины в кокошниках, петухи с гребешком-полусолнцем, утки с выводком утят и горделивые индюки, а также столь любимые мастером и весьма сложные в работе лихие запряжки с седоками и всадники-казаки, танцующие медведи и мужики, и конечно, барыни-романушки и романцы.
С 1993 г. Виктор Маркин участвует как мастер романовского творчества на выставках и фестивалях (Москва, Беларусь, Тверь, Италия, Скопин, Воронеж). В декабре 1997 г. состоялась его персональная выставка в Центральном Доме художника в Москве.
Сегодня работы мастера хранятся в Русском музее (Санкт- Петербург), Государственном Российском Доме народного творчества (Москва), музеях России и за рубежом (Франция, Италия, Израиль, Польша, Китай). В 1998 г. В. Маркин получил звание народного мастера России, а в 2000-м г. стал членом Союза художников России.
Виктор Васильевич успешно передаёт мастерство и традиции романовской игрушки своим ученикам. Ольга Волокитина, Анастасия Короленко и Снежанна Ильина уже стали народными мастерами России. Вместе с учителем участвуют в престижных выставках и фестивалях. Работы Ольги Волокитиной не раз становились обладателями первых премий и вошли в коллекции различных музеев. Один из её излюбленных сюжетов романовской игрушки – чёрт на козле. Это композиция Ивана Гункина, уроки которого Ольге посчастливилось застать.
В 1986 г. Виктором Маркиным  был организован кружок в местной Троицкой школе. В 2004 г. появился «Центр традиционной романовской керамики». Сегодня традиции романовского промысла продолжают в  Центре романовской игрушки, который был открыт в 2011 г.
ОЛЬГА ВОЛОКИТИНА: «ПУСТЬ ТЕПЛО ОТ ГЛИНЯНОЙ СВИСТУЛЬКИ ТРОНЕТ КАЖДУЮ ДУШУ»
Ольга Волокитина – одна из самых талантливых учениц  Ивана Фёдоровича  Гункина и Виктора Васильевича  Маркина. Традиционной романовской игрушкой занимается  более 15 лет.  Окончила Художественно-графический факультет ЛГПУ в 2005 г. Народный мастер РФ.
– Я стала  увлекаться романушкой с пятого  класса, –  вспоминает Ольга Волокитина. –  Всё началось с простого детского любопытства, которое  переросло в настоящий интерес. В нашей школе в селе Троицкое  был кружок романовского искусства, и руководил им Виктор Маркин. Для меня создание игрушки  было, как некое таинство, прикосновение к древней истории наших предков. Теперь это стало неотъемлемой частью моей жизни.
Сейчас  Ольга Леонидовна Волокитина трудится в  Центре  романовской игрушки.  Заветная мечта – воспитать среди своих учеников мастеров романовской игрушки. Пройти  путь своего наставника Виктора Маркина, который так же, как и  теперь Ольга Волокитина, показывал и учил, как бесформенный  кусок глины в  руках мгновенно, будто по волшебству, превращается в поющую яркую птичку.
Ольга Волокитана на профессиональном поприще  достигла уже ярких побед. Самые значимые её  достижения: Диплом лауреата Всероссийского конкурса молодых гончаров-игрушечников в рамках IV Всероссийской выставки «Гончары России» 2007 г., Тверь; Диплом лауреата премии Президента РФ, 2007 г.; Бронзовая медаль в номинации «Сохранение народных художественных промыслов» Дельфийские игры, 2007 г., Ярославль; Дипломы победителя в конкурсе «Вятская свистунья» 2008 г.  и 2010 г., Киров; Диплом II степени в номинации глиняная свистулька V Всероссийский фестиваль современной рукотворной игрушки, 2010 г., Киров; Диплом победителя в номинации глиняная игрушка IV Московской межрегиональной выставки-конкурса народных мастеров «Русь мастеровая», 2010 г., Москва. Диплом  по итогам  Международной выставки  в рамках V Международного фестиваля Гончаров в номинации «За сохранение традиции лепной игрушки» за композицию  «Сазана  романовского  не видали?» (на фото Ольга Волокитина с композицией «Сазана  романовского  не видали?»).   
Работы мастера  хранятся в музеях России и за рубежом: Museo dei Cuchi-Италия, ДПиНИ – Москва, РЭМ – С-Петербург, ЛОКМ –  Липецк, ТМИИ – Тула, ОГУК «ОМИИ» –  Орёл,ГРДНТ – Москва и др.
Ольга Волокитина часто приговаривает, и эти слова стали смыслом её жизни: «Желаю  всем – пусть частичка тепла от глиняной свистульки тронет каждую душу...».
СНЕЖАННА ИЛЬИНА: «КАЖДАЯ ИГРУШКА ИЩЁТ СВОЕГО ХОЗЯИНА»
Снежанна Ильина  –  ученица В.В. Маркина, романовской игрушкой занимается  с  восьми лет, с 1986 г. С 2007 г. – народный мастер России. Победитель и призёр всероссийских и региональных конкурсов.
– Главное в игрушке – это душа мастера. Игрушка должна в руке тепло давать, вот тогда она твоя. Есть хорошая поговорка: «Каждая игрушка ищет своего хозяина». Поэтому одна игрушка у трех людей будет звучать по-разному, можете попробовать, – говорит народный мастер России по романовской игрушке.
Сама Снежанна, кроме освоения мастерства  лепки игрушкек,  захотела вернуться к её истокам, понять и уловить секреты древних мастеров на своём опыте. Поэтому решила самой поставить древний горн. Последний горн в Липецком районе был у Ивана Фёдоровича Гункина, и он уже давно не работал. После ухода из жизни мастера горн засыпали землёй и мусором. Остались лишь рассказы очевидцев да частичные воспоминания самой Снежанны. Всё остальное приобреталось в результате проб и ошибок. Снежанна Ильина рассказывает, как она практически в одиночку освоила ремесло, которым занимались её предки сотни лет назад:
– Глину добываем с мужем  в определённом месте, в овраге. Выкапываем яму, вырезаем пластами глину и носим из оврага в мешках, в вёдрах. Вечера коротаем с дочерью за лепкой игрушек. Потом начинается самое интересное – разжигаем земляную печь для обжига – горн.
Прежде, чем расположить горн, необходимо учитывать розу ветров в весенне-летний период. Именно со стороны ветра располагается спуск к топке, топка и поддувало. Это очень важный момент. Воздух попадает сначала в топку, затем в камеру, обеспечивая тягу в горне и возможность регулировать подачу воздуха, что исключает выход жара и огня через топку. Т.е., когда открываешь топку, ветер должен дуть в спину. Если ветер дует со стороны камеры, то обжиг лучше не проводить совсем или учитывать порывы ветра – моя ошибка в первый год (осталась без бровей, ресниц и с ожогами).
Для прогрева горна беру тонкие, сухие ветки сливы, яблони, вишни, малины. Постепенно, по несколько веточек, обеспечивая непрерывный, но слабый огонь. В процессе прогрева воздух из камеры должен быть приятно тёплым для руки – до 100 градусов.
После в ход идёт сосна, ель. Температура достигает 300 – 400 градусов, её надо выдержать в течение часа. Это оказалось самым трудным, и я добавляю крупные ветки плодовых деревьев, берёзу. Затем опять подъём температуры до 600-700 градусов. Вновь использую сосновые доски, обрезки, ветки. Выдерживаю около часа, и опять подъём температуры до готовности. Если обжиг просто игрушек, то до 900-1000 градусов.  После этого плотно накрывается крышка горна и засыпается землёй.
Томятся работы в течение 1-2 суток. Цвет черепка можно регулировать. Тут зависит от глины и используемых дров. Работа с горном – это интуиция, опыт и удача.
Весной буду ставить ещё горн  –  маленький, хочу работать и проводить эксперименты с глазурями. Определилась с местом под горн на участке.
Кроме самой Снежанны, в  промысле участвует  вся её семья. Муж Алексей, семнадцатилетняя дочь Анюта  и семилетний  сын Павлик. Алексей и Снежанна  Ильины делают кухонную утварь из чёрной глины: кувшины, горшки, крынки и кружки. Синюхи – так называется их необычная посуда, отливающая на солнце синевой. Работе на гончарном круге и старинному способу изготовления керамических изделий они обучают своих детей.
На IV областном  фестивале  семейного творчества в селе Тюшевка  Липецкой  области,  в преддверии дня памяти благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских чудотворцев   семья Ильиных безоговорочно победила в номинации  «Семья-мастер».


Познакомиться с процессом изготовления изделий из глины
вы сможете, посмотрев фильм Инны Лариной  о Снежанне Ильиной
«Моя мастерская»


<< ПОСМОТРЕТЬ ФИЛЬМ >>

Дочь Анна Ильина твёрдо идёт по творческим стопам родителей. В прошлом году Анна на Пятом международном фестивале гончаров в г. Скопине  Рязанской области  получила Диплом  победителя в номинации  «Традиционное народное искусство и дети». Там же Анне вручили и Диплом лауреата III степени в конкурсе «Игрушка - свистулька».  В г. Старый Оскол Анна принимала участие  в  V межрегиональном  фестивале народных мастеров,  получила Диплом лауреата  в номинации  «Народная глиняная игрушка» «Слобода мастеровая».  А уже в нынешнем году юная  мастерица стала лауреатом I степени в номинации «Глиняная игрушка» в Областном детском конкурсе традиционных народных ремёсел  на родине романовской игрушки в селе Троицкое Липецкой области. От всей души желаем Анне и дальше радовать детей и взрослых таким чудом, как глиняная игрушка, и стать  таким же настоящим мастерам, как её мама, Снежанна Ильина.
КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Интересная особенность развития романовской глиняной игрушки – отделение её от гончарного ремесла в самостоятельный промысел. Целые улицы занимались только лепкой игрушки.  До наших дней историю  промысла романовской игрушки донёс  мастер-гончар И.Ф. Гункин (1928-1997 гг.), который  прожил всю свою жизнь в селе Пады  Липецкой области. В селе ко времени его жизни уже не осталось ни одного потомственного мастера. С 1980 г. Гункин стал сотрудничать со специалистами по народному искусству. Прошли годы, пока усилиями специалистов, преподавателей художественно-графического факультета Липецкого государственного педагогического университета был поднят престиж промысла, исчезнувшего в 1930-е гг. Благодаря  И.Ф. Гункину   нить преемственности не прервалась. Вот уже более 20 лет Виктор Маркин, ученик И.Ф. Гункина, обучает искусству создания глиняной фигурки собственных учеников. Часть из них уже стали признанными мастерами, и сами уже имеют собственных учеников. Нить преемственности романовского промысла не прервалась. Смотрите слайд-шоу «Мастера романовской игрушки».
Источник: http://www.ya-zemlyak.ru/np_ri1.asp
Семья В.И. Митина (фото 1957 г.) – продолжателя династии Митиных, родоначальников романовской игрушки.
http://library.lipetsk.ru/vvs/1528-volshebnaya-sila-romanovskoj-igrushki
Из коллекции Митиных – родоначальников романовской игрушки.
Источник: http://www.ya-zemlyak.ru/np_ri1.asp
Знали и любили в своём родном селе Марию Васильевну Полянскую (Митину) (1930-2009 гг.). Могла она не только свистульки лепить, но и на гармошке сыграть, и народную песню затянуть, и задорную частушку с приплясом исполнить.
Источник: http://www.bellobells.ru/i-mezhregionalnyiy-festival-konkurs-traditsionnoy-narodnoy-igrushki-tyi-dusha-moya-igrushechka-g.html
Романовская игрушка потомственного мастера И.Ф. Гункина
Источник: http://library.lipetsk.ru/vvs/1528-volshebnaya-sila-romanovskoj-igrushki
Романовская игрушка потомственного мастера И.Ф. Гункина. «Романушка, всадник на коне».
Источник: http://www.myshared.ru/slide/49292/
Источник: http://library.lipetsk.ru/vvs/1528-volshebnaya-sila-romanovskoj-igrushki
В.В. Маркин. Самый преданный и талантливый ученик И.Ф. Гункина. Его птица сирин, которую до него никто не делал, – авторская находка.
Источник: http://www.showbell.ru/blog/page/18?s=%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%87%D0%B8%D0%BA%D0%B8
Ученики Виктора Васильевича Маркина, а теперь и признанные мастера романовской игрушки – Ольга Волокитина и Анастасия Короленко.
Источник: http://www.artkeramica.ru/full.photo/707/
Романовские игрушки Ольги Волокитиной.
Источник:http://vk.com/albums-37221700?z=photo-37221700_281935987%2Fphotos-37221700
Теперь у мастера романовской игрушки Анастасии Короленко появились свои ученики.
Источник: http://omsk.net/master-iz-lipecka-privez-omicham-dushevnye-igrushki/
Мастер романовской игрушки, ученик В.В. Маркина Снежанна Ильина.
Источник: http://mar-kis.livejournal.com/38499.html
Романовская игрушка Снежанны Ильиной.
Источник: http://vk.com/albums-37221700?z=photo-37221700_282338515%2Fphotos-37221700
Мастер романовской Игрушки Елена Смолеевская, ученица И.Ф. Гункина.
Источник: http://library.lipetsk.ru/vvs/1528-volshebnaya-sila-romanovskoj-igrushki
Романовская игрушка Елены Смолеевской «Победителю прилично великодушие».
Источник: http://vk.com/albums-37221700?z=photo-37221700_282338515%2Fphotos-37221700
Елена Смолеевская представляет работы своей ученицы.
Источник: http://www.ya-zemlyak.ru/np_ri1.asp
Мастер романовской игрушки Ирина Беликова.
Источник: http://chervlenyyar.livejournal.com/725.html
Традиционная романовская игрушка Ирины Беликовой – естественные, природные цвета глазури радуют глаз.
ОСОБЕННОСТИ РОМАНОВСКОЙ ИГРУШКИ
Романовская игрушка – это сугубо местная липецкая пластическая школа, отличная от каргопольской, абашевской, дымковской, филимоновской и др.  Для  романовской  игрушки  характерен интерес к жанровым композициям. Композиции глиняных игрушек повторяются в разных русских областях. Но только в липецкой есть сюжет, выделяющий романовскую игрушку: запряжка в один конь, это самая раритетная композиция.  Вылепленные каждая в отдельности, фигурки соединены в композицию на узком длинном основании, сама форма которого напоминает полозья и как бы символизирует скольжение по снегу, быстрый бег саней.
Особенность липецкого декора игрушек – ритмичный орнамент из глубоких, как бы рубленых борозд, ложащийся то поперечными штрихами на большие рога коровы, то косыми полосками на бороду козла.
Фантастическое зрелище – липецкие глиняные птицы, совершенно непохожие на скромные свистульки. Они иногда значительны по размерам. Длинное туловище лежит на земле, опираясь спереди на две короткие толстые ноги. Массивная шея несёт небольшую голову, иногда увенчанную высоким гребнем у курицы или украшенную чёлкой у утки. Птицы театрально нарядны, богато их оперение; крылья, хвосты, сплошными тяжёлыми двух - и трёхрядными полукружиями расстилаются по земле. Иногда округлый хвост поднят вверх, как у индюка или павлина.
Романовская игрушка имеет цвет солнца, просвечивающего сквозь осенние листья, и оттого создаётся впечатление лёгкости. «Глиняная» тяжеловесность уравновешена мягкостью и округлостью объёмов и нарядным декором в виде простых налёпов, насечек, элементов гравировки и раскраски в два-три цвета.
Традиционный образ Берегини в романовской игрушке имеет черты местного колорита: женская фигура – романушка одета в народный романовский костюм. Красная кофта, яркая юбка, пёстрые разноцветные атласные ленты, ряды блестящих бус. В Липецке сохранилось выражение «как романушка», т.е. безвкусно, пёстро одета.
Романовская дама – «романушка» – берегиня, хранительница очага, продолжательница рода. Среди «романушек» ещё множество разнообразных образов: царственные индюки, петухи с гребнем-полусолнцем, быки с тонкими полосками «инея», утки с целым ожерельем утят и такие сложные композиции, как барыни – «романушки», танцующие медведи, всадники – «казаки».
В романовской игрушке насчитывается всего 40 сюжетов: птица – свисток, жаворонок, петух, козёл ржаной, романушка –  мать, конь, собака, индюк-оберег. Все они имели магический и обрядовый смысл. Игрушки издавна причисляли к оберегам, помогающим от сглаза и порчи. Посвистишь в такую игрушку – неприятности, хворь проходят, в дом возвращаются покой и здоровье. Фигурки считались символами добра, счастья, успеха. Например, бык – знак достатка;  индюк – отпугивал злых духов от детей;  конь – воплощение солнца; собака – охранитель; олень –  покровитель молодых;  коза – успех в плодородии.
КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Романовская игрушка ещё в начале прошлого столетия стала самостоятельным промыслом, который развивался под воздействием моды и городских запросов.  Древняя основа игрушки в своем  внешнем облике приобретала местные стилевые черты. Романовский промысел выработал свой оригинальный художественный стиль.  Романовские глиняные игрушки узнаёшь с первого взгляда. Они не похожи ни на какие другие. Почти все – со свистками. Раскрашены неярко, обычно в четыре цвета  – жёлтый, красный, зелёный, чёрный. Иногда мастера добавляют серебристый – его называют «алюминиевый оттенок». Им расписывают важнейшие детали фигурок, наносят традиционный узор в виде штрихов, ёлочек, точек. Игрушка  поражает многообразием как крестьянских, так и городских сюжетов и  жанровых композиций. Поливная игрушка уступает место росписной.  Интересен образ птиц и животных в игрушках. Смотрите слайд-шоу «Особенности романовской игрушки».
Источник: http://folk-arts.blogspot.ru/2011/04/blog-post.html
Композиции глиняных игрушек повторяются в разных российских областях. Но только в Липецкой есть сюжет, выделяющий романовскую игрушку: запряжка в один конь, это самая раритетная композиция.
Источник: http://www.filimonovo-museum.ru/toy/436/444.html
Приёмы украшения игрушки, насечек и проколов палочкой, дополнились обводкой вокруг глаз и росписью поверх поливы. Цвет поливы разного оттенка служит фоном, по которому разбросаны ветки ёлочек и полосы, исполненные серебряной краской – алюминием.
Источник: http://sueverija.narod.ru/Slovar/svistulki.htm
Романовские глиняные игрушки узнаёшь с первого взгляда. Они не похожи ни на какие другие. Почти все – со свистками. Раскрашены неярко, обычно в четыре цвета – жёлтый, красный, зелёный, чёрный.
Источник: http://www.showbell.ru/promysly/index.php?st=voronezh
Многие сходятся во мнении, что романовская игрушка и воронежская игрушка почти одинаковые. Безусловно, есть схожие черты, т.к. некоторые сёла ныне Липецкой области относились к Воронежской губернии. На фото видны и чёткие отличия в костюмах и росписи.
Источник: http://folk-arts.blogspot.ru/2011/04/blog-post.html
В липецкой игрушке изображены не крестьяне, как в народных росписях по дереву, а военный с дамой. Вылепленные каждая в отдельности, фигурки соединены в композицию на узком длинном основании.
Источник: http://www.slavyanskaya-kultura.ru/photoblog/romanovskaja-igrushka.html
Особенность липецкого декора игрушек – ритмичный орнамент из глубоких, как бы рубленых борозд, ложащийся то поперечными штрихами на большие рога коровы, то косыми полосками на бороду козла.
Источник: http://www.slavyanskaya-kultura.ru/photoblog/romanovskaja-igrushka.html
В липецкой игрушке преобладают изображения птиц, всадников, животных. Массивные тела стоят на четырех конических ножках, и только рога служат своего рода знаком отличия.
Источник: http://ru.livejournal.com/311519.html
Традиционный образ Берегини в романовской игрушке имеет черты местного колорита: женская фигура – романушка одета в народный романовский костюм. Красная кофта, яркая юбка, пёстрые разноцветные атласные ленты, ряды блестящих бус.
Источник: http://slavyanskaya-kultura.ru/art/trade/romanovskaja-glinjanaja-igrushka.html
Фантастическое зрелище – липецкие глиняные птицы. Птицы театрально нарядны, богато их оперение; крылья, хвосты, сплошными тяжёлыми двух – и трёхрядными полукружиями расстилаются по земле. Иногда округлый хвост поднят вверх, как у индюка или павлина.
Источник: http://www.slavyanskaya-kultura.ru/photoblog/romanovskaja-igrushka.html
Романовские игрушки раскрашены неярко, обычно в четыре цвета. Иногда мастера добавляют серебристый цвет – его называют «алюминиевый оттенок». Им расписывают важнейшие детали фигурок, наносят традиционный узор в виде штрихов, ёлочек, точек.
КАК ИЗГОТОВИТЬ РОМАНОВСКУЮ ИГРУШКУ
Рождение  игрушки в романовском промысле начинается с куска глины. Мастер садится за работу. Глину нужно перебрать, удалить камешки, корешки. Глиняную массу отбить о деревянную дощечку, станет глина однородной, без воздушных пузырьков. Три основных приёма лепки романовской игрушки: «Пельмень», «Катушка», «Кукан».
«Пельмень». Руками скатал мастер глиняный шар, потом, как из теста, сделал лепёшку. Защипывает края – получился большой пельмень, внутри полый, чтоб пространство для звука было. Из такой заготовки делается большая часть романовской игрушки: и птицы, и козлики, и коровки. Ножки, уши, рога налепливаются. Декор, глаза, прокалывается стеком, палочка деревянная, заточенная с одной стороны лопаточкой, с другой – острая, круглая. «Подвянет» глина можно прокалывать свисток. Можно делать дополнительные игровые отверстия – четыре или шесть.
«Катушка». Теперь лепка идет от цельного куска. Набивает мастер толстый и короткий валик, пережимает немного посередине, с двух концов подбивает. Получается «катушка». Начинает вытягивать будущие ноги, голову. Таким приемом делаются коники и собаки. И свист у такой игрушки иной – однотонный, резкий.
«Кукан». Этим приемом лепки выполняются образы «Дам» и «Романушек».
Из куска глины мастер конус набивает. С помощью заостренной раскатки, формирует полость в нутрии конуса, получается колокол юбки. Туловище, голова – вытягиваются, руки – примазываются. Детали костюма формируются из жгутиков и примазываются по местам.
Сохнуть работам нужно около недели. Потом обжиг нужен в специальной электрической печи, при температуре 1900 – 1950 градусов. Раньше мастера обжигали в полуподземных и подземных печах – горнах, сделанных самими. Если горн большой, топили неделю. После обжига работу глазуруют или расписывают акварельными красками. Красочный слой закрепляется яичным  желтком с клеем ПВА, после этого на игрушку наносятся серебряные  «оживки».
Вот так и рождается романовская игрушка, пройдя все этапы: лепки, обжига и росписи, впитав в себя все тепло рук  и доброту души мастера.
КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Для игрушек всегда использовали только чёрную глину – наиболее прочную и послушную в руках. Глину тщательно готовили: очищали от примесей, протирали сквозь сито, чтобы не осталось даже маленьких камешков. Затем замачивали в деревянных корытах. После того,  как глина хорошо пропитывалась водой, с ней можно было работать. Мастер садится за работу. Руками скатал глиняный шар, потом, как из теста, сделал лепёшку. Защипывает края – получился большой пельмень, внутри полый, чтоб пространство для звука было. Руками формируется голова с кокошником, хвост с будущим свистком, крылья, и вот уже готов силуэт Сирина – птицы счастья. Образ Сирина восходит к древнегреческим сиренам. Это – полуптица – полуженщина, которая зачаровывает людей своим пением. В славянской мифологии, по поверью, чудесная птица является лишь счастливым людям, и только они могут услышать её прекрасное пение. В русском искусстве Сирин и её противоположность – Алконост – это традиционный изобразительный сюжет. Но в романовской игрушке насчитывается более 40 сюжетов. Но как и сотни лет назад, так и сейчас всё начинается с куска глины…Смотрите слайд-шоу «Как изготовить романовскую игрушку».
Источник: http://loginov-lip.livejournal.com/585650.html
После того, как глиняная масса отбита о деревянные дощечки и удалены все камешки и корешки, из неё лепят шары.
Источник: http://loginov-lip.livejournal.com/585650.html
После из шара делается лепёшка. Защипываются края – получаетсяся большой пельмень, внутри полый, чтоб пространство для звука было. Из такой заготовки делается большая часть романовской игрушки.
Источник: http://loginov-lip.livejournal.com/585650.html
Из заготовки делается большая часть романовской игрушки: и птицы, и козлики, и коровки. Ножки, уши, рога налепливаются.
Источник: http://loginov-lip.livejournal.com/585650.html
Декор, глаза, прокалывается стеком – палочка деревянная, заточенная с одной стороны лопаточкой, с другой – острая, круглая.
Источник: http://www.bellobells.ru/i-mezhregionalnyiy-festival-konkurs-traditsionnoy-narodnoy-igrushki-tyi-dusha-moya-igrushechka-g.html
Этапы изготовления романовской игрушки.
http://www.bellobells.ru/i-mezhregionalnyiy-festival-konkurs-traditsionnoy-narodnoy-igrushki-tyi-dusha-moya-igrushechka-g.html
Когда игрушка «подвянет», то можно прокалывать свисток. Можно делать дополнительные игровые отверстия – четыре или шесть. И можно пробовать свистеть: отгонять злых духов…
Источник: http://loginov-lip.livejournal.com/585650.html
Сохнуть работам нужно около недели. Потом обжиг в специальной электрической печи, при температуре 1900 – 1950 градусов. После обжига работу глазуруют или расписывают красками. после этого на игрушку наносятся серебряные «оживки».
Источник: https://www.facebook.com/photo.php?fbid=323212807836530&set=a.323210241170120.1073741831.100004434390901&type=1
Раньше мастера обжигали в полуподземных и подземных печах – горнах, сделанных самими. Если горн большой, топили неделю. Каждый гончарный мастер должен был самостоятельно соорудить свою гончарную печь. Горн Снежанны Ильиной.
Источник: http://titflowers.ru/obzhig.html
Обжиг романовской игрушки в горне. Время обжига в горне было рассчитано на 7 – 8 часов, при этом постоянно гончар следит за сгоранием поленьев и подкладывает новые. Когда обжиг был окончен, посуду оставляли остывать примерно на 12 – 14 часов.
Источник: http://i-snezhanna.ya.ru/index_blog.xml?tb=10&posttypes=text%2Clink%2Cphoto%2Cvideo%2Cstatus%2Cpoll
Игрушки Снежанны Ильиной после обжига в горне. Глиняные изделия в гончарном горне обжигались всего лишь один раз – чтобы не пропускали воду, затем их хорошо натирали салом.
ЦЕНТР РОМАНОВСКОЙ ИГРУШКИ
В начале XVII в. на здешних землях обосновались бояре Романовы, давшие начало многим поселениям этой местности, в том числе –  на протяжении многих лет процветавшему городу Романов. Именно оттуда и пошла традиция одноименной игрушки, которая для местных гончаров была побочной продукцией, создававшейся для себя, а не для продажи. Развитию гончарного промысла здесь способствовали богатые залежи разных видов глины, почти не утратившие свое богатство и сейчас.
Теперь   на месте старинного боярского города Романов,  в селе Троицкое, в 20 км. от Липецка, существует Центр романовской игрушки, который занимается сохранением и развитием традиционных промыслов Липецкого края. Центр  активно возрождают и популяризируют традиции романовской керамики. Несколько дней в неделю лепке здесь обучают детей, а в другие дни – принимают всех желающих попробовать свои силы в народном искусстве. Знакомство начинается с экскурсии по музею, где собрана внушительная коллекция старинных романовских сюжетов и творения современных мастеров, а также найденной при раскопках керамики. В обычную программу входят два мастер-класса: по изготовлению обереговой народной куклы и, конечно, по лепке «романушки», глиняной свистульки, по традиционной технологии. Мастер-классы рассчитаны на разную аудиторию, уровень сложности игрушек тоже разный, хотя сотни лет назад свистульки из глины в здешних краях мог слепить каждый ребенок. Кроме мастер-классов в Центре организуют представления и праздники в народном стиле, причём неукоснительно следуя традициям. Например, такие праздники, как «Троица в Троицком», «Дары волхвов», «Кудесы домового» и другие.
Когда приезжаешь в этот Центр, здесь всегда рады посетителям. Тут же можно приобрести различные изделия народных мастеров. В Троицком сохранились даже свои свадебные традиции и костюмы, которые до сих пор в ходу. Желающие могут по-настоящему или понарошку пройти весь ритуал свадьбы по-романовски. Неотъемлемая часть знакомства с романовскими традициями дегустация угощений. Гостям подают романовские пироги и кисель, сваренный по старинному рецепту.

Адрес Центра  романовской игрушки: Липецкая область, Липецкий район, с. Троицкое, ул. Гагарина, 60
Тел.: 8(4742) 75-91-98

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Сегодняшний Центр романовской игрушки начинался со школьного кружка в сельской школе. Около 30 лет назад энтузиаст Виктор Маркин организовал кружок «Романовская игрушка» в Троицкой школе и уговаривал потомственного игрушечника  Ивана Фёдоровича Гункина показывать мастерства ученикам. Сегодня традиции романовского промысла продолжают в Центре романовской игрушки народные мастера РФ, участники международных, Всероссийских фестивалей и семинаров, лауреаты и победители Всероссийских выставок и конкурсов: Маркин В. В., Волокитина О.Л., Короленко А.С., Ильина С.В., Харина Я.И., Волокитина  А.А. Достижения мастеров Центра признаны на самом высоком уровне. Центр стал организатором праздничных мероприятий в русском народном стиле. Помогает  детям с ограниченными возможностями, а также попавшим в тяжёлые жизненные ситуации, найти пути для творческой реализации и социальной адаптации через приобщение к народным промыслам.  Центр организовал  областной фестиваль детей-инвалидов «Я могу, я творю!».  Праздник был задуман  для того, чтобы дети-инвалиды, окрыленные идеями своего будущего творческого роста, начали двигаться дальше. Смотрите слайд-шоу «Центр романовской игрушки».
Источник: http://vk.com/albums-37221700?z=photo-37221700_310151577%2Fphotos-37221700
Центр романовской игрушки: гостей здесь встречают с песней.
Источник: http://irecommend.ru/content/rada-chto-tam-pobyvala-ochen-mnogo-foto
Центр Романовской игрушки находится в 9 километрах от Липецка, в селе Троицкое. Современное здание со всеми удобствами и благами цивилизации. Приятные дамы в народных романовских костюмах рады посетителям.
Источник: http://vk.com/albums-37221700?z=photo-37221700_281936065%2Fphotos-37221700
Коллектив Центра романовской игрушки.
Источник: http://vk.com/albums-37221700
Хлеб да соль всем, кто приходит в Центр романовской игрушки.
Источник: http://vk.com/albums-37221700
Выставка в Центре. Романовская игрушка. «Всадники и Тройка». 2012 г. глина, ручная лепка, роспись. Маркин Виктор Васильевич.
Источник: http://vk.com/albums-37221700
Выставка в Центре. Романовская игушка. «Парочка». Глина, ручная лепка, роспись.
Источник: http://vk.com/albums-37221700
Выставка в Центре. Романовская игрушка. «Паровоз». 2010 г. Глина, ручная лепка, роспись.
Источник: http://vk.com/albums-37221700
Выставка в Центре. Романовская игушка. «Дама и генерал». 2011 г. Глина, ручная лепка, роспись.
Источник: http://vk.com/albums-37221700?z=photo-37221700_299645382%2Fphotos-37221700
Виктор Васильевич Маркин проводит в Центре романовской игрушки занятия по лепки игрушки.
Источник: http://www.odnoklassniki.ru/obukolastn/album/54709691482143
Участница конкурса романовской игрушки.
Источник: http://www.odnoklassniki.ru/obukolastn
Дети изготавливают романовскую барыню.
Источник: http://www.odnoklassniki.ru/obukolastn
Здесь учатся и гончарному ремеслу.
Источник: http://www.odnoklassniki.ru/obukolastn
Азы лепки романовской игрушки.
Источник: http://www.odnoklassniki.ru/obukolastn/album/54709691482143
Научите и меня лепить игрушку.
Источник: http://irecommend.ru/content/rada-chto-tam-pobyvala-ochen-mnogo-foto
В Центре романовской игрушки вас научат и гончарному ремеслу.
Источник: Источник: http://www.odnoklassniki.ru/obukolastn
Каждый может здесь стать гончаром.
Источник: http://www.odnoklassniki.ru/obukolastn
Занятия по лепке романовской игрушки.
Источник: http://www.odnoklassniki.ru/obukolastn/album/54613709226015/578475267871
Олег Квадраков и Елена Гусева – ученики Анастасии Короленко, лауреаты первой степени детского конкурс гляняной игрушки «Заиграй моя игрушечка», посвящённого Дню Святого Георгия – покровителя гончаров.
Источник: http://vk.com/albums-37221700?z=photo-37221700_296273694%2Fphotos-37221700
Одна из победных грамот Центру романовской игрушки.
Источник: http://www.odnoklassniki.ru/obukolastn/album/54709691482143
Награждение победителей Центра романовской игрушки.
Источник: http://www.odnoklassniki.ru/obukolastn/album/54613709226015/578475267871
Фестиваль-конкурс детей-инвалидов «Я – могу, я – творю», который организовал Центр романовской игрушки.
Источник: http://www.odnoklassniki.ru/obukolastn/album/54709691482143
Общее фото коллектива Центра романовской игрушки с мастерами, учениками и участниками конкурсов.
Источник: http://www.odnoklassniki.ru/obukolastn
Очередная победа Центра Романовской игрушки.
Источник: http://vk.com/photo-37221700_303933214?all=1
Кроме возрождения и сохранения промысла романовской игрушки, в Центре заботятся о сбережении народных традиций, проводятся конкурсы праздничных костюмов, устраиваются свадьбы «по-романовски».
ЕЛЕНА СМОЛЕЕВСКАЯ: «КОГДА ЛЕПЛЮ ИГРУШКУ, ТО В ДУШЕ ВСЁ ПОЁТ»
При  Липецком областном музея народного и декоративно-прикладного творчества открыта студия традиционной глиняной игрушки «Школы ремёсел». Все желающие могут  погрузиться в уютный мир творчества и попробовать смастерить своими руками свистульку. Занятия в студии Романовской игрушки  проводит народный мастер, член Союза художников России Елена  Смолеевская. Более двадцати лет посвятила Елена Смолеевская этому старинному ремеслу. Её путь к романовской игрушке был долог.
– Интерес к лепке у меня появился еще в детстве, –  вспоминает Елена Геннадьевна. – Найдешь кусочек глины и пытаешься что-нибудь из него слепить.
После школы Елена Смолеевская поступила на художественно-графический факультет Липецкого Государственного педагогического института. А событие, которое произошло уже на втором курсе, буквально перевернуло всю ее жизнь.
– Наши преподаватели в то время занимались историей народных промыслов Липецкого края, – рассказывает Смолеевская. – И для студентов они официально оформили выездные практики с народными мастерами. С нами согласились работать два народных умельца. Один из села Доброго – Иван Константинович Пустовалов. В основном он занимался гончарным искусством, но и немного лепил добровскую игрушку. А второй мастер был из села Пады (в своё время – часть Романово). Звали его Иван Фёдорович Гункин. Волею судьбы, я оказалась среди тех, кто отправился на пленэр к Ивану Федоровичу.
Свою учебу у мастера Елена Смолеевская запомнила на всю жизнь:
– Я буквально влюбилась в этот вид народного искусства. Можно сказать, что это моя первая и единственная любовь. Тогда меня поразило то, что, когда лепишь простую с виду детскую игрушку, можно выразить все свои чувства. И при этом ощутить непосредственную, детскую радость. С тех пор я всю жизнь занимаюсь именно романовской игрушкой.
Многие работы Смолеевской – в традиционных сюжетах романовской игрушки. Это и архаика, с глубоким символическим значением каждого образа, и изученные в музеях задорные крестьянские сюжеты, городские фигуры и жанровые сценки. А её новые темы и образы, крепко стоящие на традиционной основе этого народного промысла, обогащаются новыми вариациями. Они отличаются юмором, живостью авторской трактовки и лиричностью. Изделия Елены Геннадьевны легко узнать по характерной пластике формы, мастерству использования глазурей и особой музыкальности игрушек. Каждая, даже самая маленькая и простенькая птичка настроена как древний музыкальный инструмент – окарина.
Про романовскую игрушку Елена Геннадьевна может рассказывать часами. При этом руки её все время заняты. Пока мы беседовали, мастерица успела вылепить двух птичек.
– Это жаворонки – одни из самых любимых народных образов, – поведала Смолеевская. – Каждый образ что-то обозначает, и в каждой игрушке заложен глубокий смысл. Жаворонок символизирует приход весны, солнца. Олень – покровитель семейных уз, козёл и баран – это символы плодородия. Барыня же является прообразом славянской языческой богини плодородия Макошь.
В Италии такие глиняные дуделки называют «окаринами». Считалось, что они несут еще и магическую функцию – являются своеобразными оберегами. По древним поверьям, посвистев в глиняную свистульку, можно было отогнать злых духов. И сейчас на ярмарках, многие люди выбирают именно её. Мне кажется, что это не случайно. Видимо существует некая генетическая память.
ПОБЕДНАЯ ПОСТУПЬ ИГРУШКИ
В 1995 г. романовская игрушка вышла на российский уровень. И сразу – победа. Участвуя в первом всероссийском фестивале народной игрушки в г. Туле, Виктор Маркин за свои работы получил диплом первой степени. А потом всё завертелось, закрутилось –  выставки, фестивали, мастер-классы. Игрушки побывали на фестивале в дни празднования 850-летия Москвы, на выставках в Италии, Китае и других странах. Виктор Маркин награждён Дипломами Министерства культуры России, Беларуси, Правительства Москвы, комитета культуры Италии.
Удачными для Романовской игрушки оказалось участие  в московской IX Всероссийской выставке народных художественных промыслов России «Ладья – 2010». На равных соперничала с произведениями народных промыслов из 62 регионов России. Мастера «Дома романовской игрушки» представили огромных размеров изделия из глины – «Романушку», «Петуха» и «Индюка». Все работы были заявлены в книгу рекордов Гиннеса. По итогам смотра-конкурса липецкие мастера получили не только диплом «За участие», но и персональную награду: Анастасия Короленко удостоена диплома «За сохранение традиций народного искусства».
В канун  наступающего 2011 г. романовская игрушка как «Сокровище российской глубинки» приехала в столицу и открыла «Романовское Рождество». В Государственном Доме народного творчества, который размещается в Поленовском особняке. Мастера «Областного Центра романовской игрушки» – Маркин Виктор Васильевич, Волокитина Ольга Леонидовна, Короленко Анастасия Сергеевна – принесли победу «Областному Центру романовской игрушки».
По итогам Международной выставки в рамках V Международного фестиваля Гончаров в номинации «За сохранение традиции лепной игрушки» один из дипломов победителей получила мастер Областного Центра романовской игрушки Ольга Волокитина.
На Фестивале проходил творческий конкурс на тему «Рыба». Рыба – не традиционный образ промысла, однако мастер Ольга Леонидовна Волокитина смогла выполнить композицию, где были отражены и традиционные образы («Романушка с Романцом»), и импровизация на «Романовскую Рыбу». Композиция называлась «Сазана романовского не видали?» Данная композиция была отмечена поощрительным дипломом «За успешное участие в конкурсе «Лучшая творческая работа».
Центр романовской игрушки успешно был представлен в олимпийском Сочи. Романовскую игрушку показывала народный мастер Ольга Волокитина. Гости и участники  Олимпиады часами стояли в очереди,  чтобы её слепить и увезти с собой на память.
– Невероятно тепло встречали нашу романовскую игрушку. Её радостно делали как дети, так и взрослые, – говорит Сочи Ольга Волокитина. –  Мастер-классы проходили  душевно, зрители и даже спортстмены – участники Олимпиады очень хотели научиться лепить романовскую игрушку.
Среди желающих слепить из чёрной глины традиционную романовскую игрушку было много иностранных гостей, среди них была родная сестра серебряной призёрки по одиночным саням Татьяны Хюфнер. Она говорит по-немецки и по-английски, на русском языке ей помогал изъясняться отец. Гостья из Германии улыбалась весь мастер-класс и очень обрадовалась, когда её свистулька засвистела. Также она поведала, что ведёт школу танцев, и теперь ей в этом будет помогать романовская свистулька. У  Центра романовской игрушки на Олимпиаде в Сочи появились  новые друзья, и  очень многие хотят  теперь приехать на родину игрушки, в село Троицкое.
КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
На Олимпиаде в Сочи прошёл День Липецкой области в рамках выставки «Экспозиция субъектов Российской Федерации». Липчане  рассказала гостям и участникам Олимпиады о  народных промыслах, принёсших Липецкой области мировую известность. В их числе романовская игрушка, елецкое кружево, елецкая рояльная гармонь, валенки, липецкая роспись. В рамках выставки у гостей и спортсменов  была уникальная возможность прикоснуться к традиционной романовской игрушке, сделанной из чёрной глины, из которой лепили наши деды и прадеды. Добывается эта глина в старом русле реки Белый Колодезь в районе села Борино. На экспозиции народный мастер Ольга Волокитина  рассказала  об истории возникновения и развития народного романовского промысла, поделилась секретами  изготовления игрушки с туристами из Великобритании, Канады и Америки, которые увезут с собой на память  романовские игрушки, изготовленные своими руками. Смотрите слайд-шоу «Романовская игрушка на Олимпиаде в Сочи».
Источник: http://vk.com/album-37221700_189342579
Народный мастер Ольга Волокитина в олимпийском Сочи.
Источник: http://vk.com/album-37221700_189342579
Ольга Волокитина представляла в Сочи и традиционный женский праздничный костюм села Троицкое. Это один из двенадцати костюмов, выполненных на средства президентского гранта по реконструкцией семейных праздников и обрядов «Романовские узоры».
Источник: http://vk.com/album-37221700_189342579
Стенд с романовскими игрушками на Олимпиаде в Сочи.
Источник: http://vk.com/album-37221700_189342579
Мастер-класс лепки романовской игрушки на Олимпиаде в Сочи.
Источник: http://rublevkalip.ru/Romanovskaya_igrushka_pokorila_gostey_olimpiyskogo_Sochi/
Самыми частыми гостями романовской игрушки в олимпийском Сочи были дети.
Источник: http://vk.com/album-37221700_189342579
Мастер-класс лепки романовской игрушки.
Источник: http://vk.com/album-37221700_189342579
Участники и гости Олимпиады не просто лепили романовскую игрушку. Большинство из них заберёт её с собой на память, игрушка будет напоминать не только об Олимпиаде, но и о Липецком крае.
Источник: http://vk.com/album-37221700_189342579
Туристы из Великобритании, Канады и Америки пытались постигнуть секреты изготовления романовской игрушки.
Источник: http://www.lipetskmedia.ru/news/view/33123-Lipyetskiii_dyen.html
Вместе с романовской игрушкой в олимпийском Сочи были и елецкие валенки, и липецкая резьба по дереву, и елецкая рояльная гармонь.
Источник: http://vk.com/album-37221700_189342579
За время Олимпиады в Сочи павильон с романовской игрушкой посетило несколько сотен человек из разных городов и весей нашей страны и из-за рубежа. В их памяти останется не только зимняя Олимпиада, но и липецкие глиняные игрушки Ольги Волокитиной.
«ТЫ, ДУША МОЯ, ИГРУШЕЧКА!»
В Липецкой области впервые прошёл I Межрегиональный фестиваль-конкурс традиционной игрушки «Ты, душа моя, игрушечка!», организованный   Центром романовской игрушки и  Центром культуры и народного творчества. В основе концепции фестиваля была передача опыта, мастерства, ремесла от мастера к ученику.
Фестиваль-конкурс  проходил по двум номинациям: «глиняная игрушка» и «текстильная кукла». Оценивало представленные работы строгое жюри в составе: Ю.Б. Иванова – заведующая отделом декоративно-прикладного и изобразительного искусства Государственного Российского Дома народного творчества (г. Москва), кандидат искусствоведения, заслуженный работник культуры РФ, Н.А. Прямкова – кандидат педагогических наук, доцент кафедры истории и теории культуры ЛГПУ (г. Липецк), член Союза художников России, член ассоциации АПАН Юнеско; В.В. Маркин – главный специалист ОБУК «Областного Центра романовской игрушки», народный мастер РФ, член Союза художников России (с. Троицкое, Липецкий р-н), Л.Ю. Тюмина – заместитель директора ОБУК «Областной Центр романовской игрушки» (г. Липецк) и С.Б. Шарова – начальник отдела культуры администрации Скопинского муниципального района Рязанской области.
В конкурсе принимали участие мастера народной глиняной игрушки и текстильной куклы и их ученики  из Рязанской, Курской, Тульской, Белгородской, Волгоградской, Воронежской, Тамбовской и Калужской областей. Липецкую  область представляли умельцы Добровского, Лебедянского, Измалковского района и г. Липецка. После торжественного открытия зрителям представилась уникальная возможность увидеть конкурсные презентации – визитные карточки каждого мастера и его ученика, отражающие основы творческой работы, традиции отдельно взятого региона.
Второй день фестиваля прошёл в  Центре романовской игрушки (с. Троицкое) и состоял из конкурса «Небылицы в лицах», предусматривающего работу по секциям мастеров и их учеников. Но компетентное жюри немного изменило его ход. К участию в финале были приглашены только ученики. Все участники достойно выступили, выполнили интересные работы, смогли раскрыть тему и отразить традиции своего региона.
КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Завершился конкурс итоговой выставкой и торжественной церемонией награждения участников и победителей. Гран-при фестиваля-конкурса традиционной игрушки «Ты, душа моя, игрушечка» жюри присудило Марии Кузнецовой, мастеру-учителю из с. Волчье Добровского района Липецкой области,  возродившей традиционную текстильную куклу своего села. Высокую оценку получила измалковская народная глиняная игрушка, которую представили мастер – Инна Костенко и её ученица Татьяна Костенко, занявшая первое место в номинации «Глиняная игрушка» и получившая награду лауреата Ӏ степени. Победителей наградили памятными призами и соответствующими дипломами, но без поощрений  не остались и остальные конкурсанты. Смотрите слайд-шоу «Ты, душа моя, игрушечка!» 
Источник: http://www.kultura48.ru/conkurs/region?id=316
Открытие Межрегиональный фестиваля-конкурса традиционной игрушки «Ты, душа моя, игрушечка!»
Источник: http://www.kultura48.ru/conkurs/region?id=316
Игрушки фестиваля.
Источник: http://www.bellobells.ru/i-mezhregionalnyiy-festival-konkurs-traditsionnoy-narodnoy-igrushki-tyi-dusha-moya-igrushechka-g.html
Источник: http://www.bellobells.ru/i-mezhregionalnyiy-festival-konkurs-traditsionnoy-narodnoy-igrushki-tyi-dusha-moya-igrushechka-g.html
Источник: http://www.bellobells.ru/i-mezhregionalnyiy-festival-konkurs-traditsionnoy-narodnoy-igrushki-tyi-dusha-moya-igrushechka-g.html
Старооскольская глиняная игрушка.
Источник: http://www.bellobells.ru/i-mezhregionalnyiy-festival-konkurs-traditsionnoy-narodnoy-igrushki-tyi-dusha-moya-igrushechka-g.html
Суджанская глиняная игрушка.
Источник: http://www.bellobells.ru/i-mezhregionalnyiy-festival-konkurs-traditsionnoy-narodnoy-igrushki-tyi-dusha-moya-igrushechka-g.html
Романовская глиняная игрушка.
Источник: http://www.bellobells.ru/i-mezhregionalnyiy-festival-konkurs-traditsionnoy-narodnoy-igrushki-tyi-dusha-moya-igrushechka-g.html
Добровская глиняная игрушка.
Источник: http://www.bellobells.ru/i-mezhregionalnyiy-festival-konkurs-traditsionnoy-narodnoy-igrushki-tyi-dusha-moya-igrushechka-g.html
Презентация народного мастера Воронежской обл. Н.Б. Пророк.
Источник: http://www.bellobells.ru/i-mezhregionalnyiy-festival-konkurs-traditsionnoy-narodnoy-igrushki-tyi-dusha-moya-igrushechka-g.html
Центр романовской игрушки и его мастера.
Источник: http://www.bellobells.ru/i-mezhregionalnyiy-festival-konkurs-traditsionnoy-narodnoy-igrushki-tyi-dusha-moya-igrushechka-g.html
Народный мастер романовской игрушки Ольга Волокитина знакомит посетителей со своей персональной выставкой.
Источник: http://www.bellobells.ru/i-mezhregionalnyiy-festival-konkurs-traditsionnoy-narodnoy-igrushki-tyi-dusha-moya-igrushechka-g.html
Мастер-класс изготовления тряпичной игрушки.
Источник: http://www.bellobells.ru/i-mezhregionalnyiy-festival-konkurs-traditsionnoy-narodnoy-igrushki-tyi-dusha-moya-igrushechka-g.html
Мастер-класс изготовления глиняной игрушки.
Источник: http://www.bellobells.ru/i-mezhregionalnyiy-festival-konkurs-traditsionnoy-narodnoy-igrushki-tyi-dusha-moya-igrushechka-g.html
Источник: http://www.kultura48.ru/conkurs/region?id=316
Победители Межрегиональный фестиваля-конкурса традиционной игрушки «Ты, душа моя, игрушечка!»
«ДРЕВНИЕ ОБРАЗЫ ГЛИНЯНОЙ ИГРУШКИ»
Впервые в  селе  Троицком  на родине романовской игрушки прошла Межрегиональная выставка «Древние образы глиняной игрушки в творчестве современных народных мастеров». Учредителями и организаторами выставки являются Министерство культуры РФ, управление культуры и искусства Липецкой области. Помимо самой выставки, к которой специалисты Центра романовской игрушки готовились несколько лет, в Троицком прошла научно-практическая конференция «Проблемы современной традиционной глиняной игрушки». На неё и съехались мастера из девяти регионов России.
Искусствоведы говорят, что глиняная игрушка – это кладезь народной мудрости. В  Центре романовской игрушки, в селе Троицком,  в неё можно  было окунуться как в реку и познакомиться со сказочной глиняной историей самых известных промыслов России. А может, и стать автором своей небылицы. Ведь волшебная глина по-прежнему ждёт воплощения новой жизни в старинной традиции. Для участия в этом фестивале мастера всей России прошли жесткий конкурсный отбор.
Выставки от  Центра романовской игрушки представляли мастера глиняной игрушки –  Маркин В.В., Волокитина О.Л., Короленко А.С. и мастер текстильной куклы – Тюмина Л.Ю. В тематическом конкурсе «1812 год. Романтика эпохи» выступила с композицией работ Волокитина О.Л. С презентацией о Центре романовской игрушки – «Древо жизни по-романовски» выступила Тюмина Л.Ю. Была представлена коллективная композиция «Свадьба по-романовски», где участвовали и романовская игрушка Маркина В.В., Волокитиной О.Л., Короленко А.С. и текстильная кукла Тюминой Л.Ю.  Всё это были домашние заготовки выступлений. Короленко А.С. работала на блиц-конкурсе в режиме реального времени на заданную тему «Моё маленькое счастье». Жюри отметило и высокое качество исполнения работ каждого мастера и высокий уровень коллективной композиции «Свадьба по-романовски».
В гости к романовской игрушке приехали её известные сестрицы: из Калуги – хлудневская затейница, из Тулы – филимоновская красавица, из Орла – плешковская игрушка, из Пензы – абашевская. А ещё – кажлянская и суджанская из Курска. Всего девять регионов, где традиционную глиняную игрушку по-прежнему чтут и берегут как достояние.
ВЫСТАВКА «НОВАЯ ЖИЗНЬ СТАРЫХ ИГРУШЕК»
В Липецком областном краеведческом музее проходит  выставка «Новая жизнь старых игрушек», посвящённая народной глиняной игрушке, одной из любопытнейших сторон материальной культуры человека XVII – XX вв.
Впервые в музее экспонируется реконструкция археологических находок Липецкой глиняной игрушки, выполненная местными мастерами Смолеевской Е.Г. и Куприяновой А.А. Основным материалом для реконструкции послужили традиционные сюжеты глиняной игрушки XVII – XX вв: птички, бабы, конь и всадник, домашние животные.
На выставке представлены работы романовских мастеров, в том числе Митина И.П. (начало ХХ в.), потомственного гончара и игрушечника Гункина И.Ф. (конец XX в.), а также современных мастеров промысла Маркина В.В, Смолеевской Е.Г. и её ученицы Куприяновой А.А.
Коллекция фондов музея дополнена копиями сюжетов романовской игрушки, хранящейся в Государственном Русском музее, Российском этнографическом музее (г. Санкт-Петербург), Сергиево-Посадском  Музее игрушки и Воронежском областном краеведческом музее.
Посетители познакомятся с историческими персонажами романовской игрушки: великим русским писателем Львом Николаевичем Толстым, героями Первой мировой войны – казаком Козьмой Фирсовичем Крючковым и штабс-капитаном Петром Николаевичем Нестеровым, последним Российским императором Николаем II и др. представителями династии Романовых.
На выставке можно будет увидеть археологические находки с Романовского городища и уменьшенный макет гончарного горна (XVII – XVIII вв.), обнаруженного в г. Липецке на пл. Театральная в 2001 г.
Всего на выставке представлено более 400 экспонатов. Посетители смогут познакомиться с игрушками из фондов Липецкого областного краеведческого музея, Липецкого музея народного и декоративно-прикладного искусства, традиционными и авторскими работами Смолеевской Е.Г. и Куприяновой А.А. Выставка организована при участии Государственной дирекции по охране культурного наследия Липецкой области.
"ПОЁТ ИГРУШКА-РОМАНУШКА"
В Липецкой области в селе Троицкое прошёл очередной  фестиваль народного творчества «Поёт игрушка-романушка» при поддержки Министерства Культуры Российской Федерации и Управления культуры и искусства Липецкой области. Данный проект реализуется в рамках Федеральной целевой программы «Культура России» (2012–2018 гг.) и имеет огромное значение для развития традиционных промыслов региона.
Первый Межрегиональный фестиваль народного творчества «Поёт игрушка-романушка» состоялся в 2007 году по инициативе областного Дома народного творчества и имел статус областного. Ныне Липецкая земля встречала гостей из Воронежской, Смоленской, Курской, Орловской, Рязанской, Тульской, а также Калужской областей.
Игрушки поражали своим разнообразием и географией – романовская, добровская, суджанская, орловская, скопинская, хлудневская, филимоновская…
Мастера сделали игрушки по древним начертаниям, что нашли местные археологи. Основные образы – птица-феникс и кони. Кстати, в Каннах мастерам кукол-оберегов из Липецкого района задавали один и тот же вопрос: «Почему все куклы безликие?». Наши мастерицы доходчиво объяснили, что если бы у них были глаза, то можно было бы человека не сберечь, а сглазить.
Помимо игрушек в разном исполнении, народные умельцы представили изделия из бисера, лозы, дерева и других материалов.
Фестиваль романушки – это всегда большой, яркий праздник, где каждый может прикоснуться к своим истокам, узнать много нового о липецком традиционном творчестве, научиться основам гончарного мастерства, и просто насладиться красотой русской культуры.
Не у каждого получится с первого раза что-то «выдуть» из игрушки. Существует поверье, что у доброго человека игрушка должна засвистеть обязательно. У кого не получается – значит, злой человек, что-то недоброе у него на душе.
Кроме керамических произведений искусства гости праздника смогли посетить выставку «Древо жизни», созданную мастерами Липецкой области для фестиваля искусства в городе Канны во Франции.
Продолжился весёлый праздник песнями и плясками, вкусными домашними яствами.
              * * *

Глиняная свистулька
Птица-свиристелка,
Звонкая поделка!
Ну-ка, ну-ка, говори,
Что там у тебя в нутрии?

– Верь, не верь ли, мой хороший,
А в нутрии-то – ничего,
Кроме двух сухих горошин
И дыханья твоего.

               М. Бородицкая