14.11.2018
  Народные промыслы | Романовская игрушка | Династия Митиных
ДИНАСТИЯ МИТИНЫХ
Не многие имена старых мастеров романовской игрушки сохранило для нас время. И тем приятнее осознавать, что и сейчас живут и здравствуют люди, кто своими руками создавал для потомков эту удивительную глиняную историю романовского промысла.
Династию Митиных можно считать долгожителями игрушечного ремесла. Они смогли свои знания, секреты и навыки сохранить и пронести через три столетия, перекинув мостик из прошлого в настоящее, дав, таким образом, нам увидеть историю развития промысла, его расцвет и увядание с века 19-го до наших дней.
Одно из самых ранних официальных упоминаний об игрушечном промысле в Тамбовской губернии, а именно туда входила нынешняя Липецкая область, относится к 1853 году. «Тамбовские губернские ведомости» на своих страницах рассказывали о характерных для промысла игрушках. Сюжетно-образную основу для глиняных свистулек того времени составляли лошадки, коровы, бараны, петухи, олени, солдаты в папахе и барыни в капоре. Игрушка покрывалась желтой, зеленой, коричневой поливой или расписывалась краской. [1.] К концу 19-го века, романовский промысел достигает своего наибольшего расцвета. И было это связано с развитием Липецкого курорта.
Официально курорт, названный «Липецкие Минеральные Воды», был учреждён в 1805 году, когда император Александр I на докладе министра внутренних дел графа Кочубея об устройстве курорта в Липецке начертал: «Быть по сему». С этого времени, город становился не только «хранилищем прекрасных вод», но и «местом весёлости и забав». В курортный сезон, Липецк посещала столичная знать. Бывали известные писатели и поэты, музыканты и актёры, революционеры-народники, а в военное время здесь залечивали раны русские солдаты и офицеры. [3.]
Именно в это время, следуя моде и вбирая в себя стиль светской городской жизни, романовская игрушка постепенно становится отражением целой эпохи.
Одновременно, сохраняя старые традиции, мастера начинают лепить новые сюжеты: офицеров в парадных мундирах, нарядных дамы, гуляющие парочки, богатые выезды в колясках и каретах. Постепенно сдержанна поливная игрушка отходит на второй план, уступая место яркой, раскрашенной масляными и анилиновыми красками мелкой пластике, которая охотно покупается отдыхающими и заезжими гостями.
Как раз в это время жили и работали Павел Степанович Митин (1850? - ?) и его сыновья Иван Павлович (1878 – 1932г.г.), и Яков Павлович (1880 -…). [6.] Судя по всему, они и становятся одними из ведущих мастеров конца XIX - начала XX века. [2.]
Творчество Митиных постепенно превращается в самостоятельную, выразительную ветвь романовской игрушки. Стали выделяться мельчайшие детали: у офицеров и генералов – эполеты и аксельбанты, шнуры и перевязи, медали, ордена и пуговицы. На фуражках кокарды. Вся мелочь обильно серебрилась. Барышень украшают замысловатые головные уборы. Игрушка превращается в мини-скульптуры, становясь похожей на фарфоровые фигурки, распространенные в то время. Позднее в своих работах Митины стали использовать штамповку лиц. Так появляются образы Николая II и Льва Толстого. Есть изображение великого писателя на смертном одре. В 1905 году И.П. Митин создаёт работу «поп Гапон». Такие необычные игрушки романовских мастеров редки и особенно ценны. Они отражают не просто некие фольклорные мотивы, но и определённые политические события и настроения, уклад жизни того времени.
Достоверно известен один очень любопытный случай из жизни Ивана Павловича Митина. Его описывает Н.А. Пивен в 1955году в своей статье «Липецкая глиняная игрушка». Вылепив фигурки офицера в парадном мундире, с ликом Николая II, он отправился на базар. Причём портретное сходство не вызывало сомнений. «Государя», слепленного Митиным, оценили быстро. Едва только Иван Павлович выставил его на продажу среди прочих игрушек, как был задержан жандармом. Довольно долго ему пришлось находиться под арестом в «холодной», а потом – под надзором полиции. [4.]
До 1918 года семейство Митиных работало в промысле сообща. В архивных записях, со слов Якова Павловича Митина, читаем: «…занимался кустарными работами. Во время зимы делали глиняные детские игрушки, а летом в промежуток от полевых работ вырабатывали за лето 15-20 тысяч штук кирпича». Яков Иванович участвовал в войне с Японией, с Германией. Вернувшись, «…в конце 1918 года разделился с братом и отцом». [7.]
В начале XX века в Липецке, Михаилом Павловичем Труновым, создаётся Липецкое Петровское общество распространения научных и практических знаний. Именно тогда и началась собираться первая коллекция глиняных игрушек для Краеведческого музея. Так в отчётах Петровского общества за 1909 год сказано: «В с. Романово, Липецкого уезда, из стари существует кустарный гончарный промысел и в музее положено начало составлению коллекции глиняных игрушек, работы этих кустарей; игрушки эти очень разнообразны, некоторые работаются по старинным формам. Но в последнее старина заменяется новыми формами, конечно соответствующими переживаемым интересам: в последние годы появились куклы, изображающие японцев».
Огромный вклад в сохранение народного игрушечного промысла внесли жены М.П. Трунова и М.А. Клюева, первого градоначальника города Липецка: Мария Николаевна Трунова и Ираида (Еротеида) Ивановна Клюева. Из отчёта Петровского общества за 1911 год: «В отдел кустарный …. поступили следующие пожертвования:
1. От Е.И. Клюевой – большая коллекция глиняных игрушек («свистульки» и детская посуда) изделия гончаров-кустарей с. Романово, Сырской волости, Липецкого у. Всего 65.
2. В дополнение переданного в 1909 г. собрания таких же игрушек М.Н. Труновой, от неё же поступило ещё 20.»
И далее: «В настоящее время в музее собрана значительная и интересная коллекция образцов этого древнейшего кустарного промысла местного края, и в виду большого этнографического интереса этих «свистулек» было бы целесообразно приобрести за счёт О-ва дублеты их для обмена на подобные народные игрушки других местностей России и для отсылки в этнографический отдел Московского Румянцевского Музея, где уже имеются несколько образцов их. Кроме того желательно было бы заказать изготовить экземпляры игрушек старинных образцов, уже «вышедших из моды».» [9.]
Романовская игрушка Романовская игрушка
Игрушки из фондов Липецкого Краеведческого музея
И в наши дни, спустя сто лет, благодаря сподвижникам прошлого века, мы можем посмотреть эти игрушки, и полюбоваться творчеством старых мастеров, в том числе, работами Митиных.
По мнению искусствоведа А. Фрумкина, «Иван Павлович делал замечательные традиционные игрушки: поездки, всадников, кавалеров, дам, самые разнообразные свистульки и прочее. Многие его работы составили липецкую музейную коллекцию, а в 30-х годах он сделал игрушки для Музея этнографии народов СССР (Ленинград). Особенно он любил лепить две фигурки: «Беседа» и «Пожарник». «Пожарник» представлял собой лошадку, везущую бочку на колесах, на передке – мужичок в красивой униформе. … «Беседа» – многофигурная композиция. Вокруг стола, уставленного чашками или рюмками, штофом и блюдом с пирогами, сидят двое или трое: священник, офицер и статский.
В 30-х годах промысел постепенно угасал. Перестали делать большие куклы, которые раньше готовили к Егорьевской ярмарке. Делали лишь свистульки. Со временем и они стали исчезать. Лишь сын И.П. Митина – Василий Иванович (1912 -1975г.г.) – продолжал крутить «дудки». [5.]
Крутил он их и во время войны. Будучи на фронте, в редкие минуты затишья, Василий Иванович занимался любимым делом. И каково же было его удивление, когда, однажды, на мелодичный наигрыш свистульки откликнулись деревенские мальчишки. Детской радости не было придела.
Придя с фронта, Василий Иванович снова вернулся в промысел. Теперь секретам ремесла он стал обучать своих детей.
Из воспоминаний Марии Васильевны, Виктора Васильевича, Анатолия Васильевича и Василия Васильевича Митиных:
«Глину привозил на телеге отец. Брал под Студеными Хуторами, там, в Борщевом логу была жила тёмно-синей очень эластичной глины. Заливали водой в корыте, и она три дня размачивалась. Потом отец брал кусок глины и разбивал его железным прутом «часа два им тякает-тякает», а уж потом начинает натирать глину на лавке, как тесто. Работать садились все. В окно глянем – дети гуляют, а мы «лепёшки» шлёпаем. Потом делали заготовки – «пушки». Складывали на двухметровую доску в 4 ряда и 4 ряда вверх. Отец рога и хвосты крутил, а мать (Любовь Михайловна), проколкой из бересклета, свистки делала. Всю зиму лепили, сушили на печи, а обжигать начинали с весны, как снег сойдёт. В горн сначала закладывали выжигать известняк, а на него сверху клали игрушки. Игрушки закладывали аккуратно, заполняя пустоты между куклами мелкими свистульками. За раз могло поместиться до 20 тысяч штук. Горн топили до тех пор, пока игрушки не станут красными. Затем затворку закрывали и оставляли, что бы остыли. А уж на другой день садились красить. Брали гусиное перо и химическую краску, разведённую на яйце. Раскрашивали клюв, гребешок и на спине делали три, четыре полоски красным, зелёным, голубым, жёлтым цветом. Игрушки получались как конфетки. А потом их забирали перекупщики из «Вторсырья» по 3 копейке за штуку договор заключали заранее), или же мать насыпала в корзину и шла на рынок свистеть. На базаре она продавала свистульки по 5 копеек. В 1947 году на игрушечные деньги купили кирпичный дом, который сохранился до наших дней». [8.]
Так семья Митиных жила и лепила до 1959 года.
Но время шло, дети выросли. Сыновья ушли в армию. А в 60-ые годы дохода от игрушечного промысла почти не было. Да и былого интереса свистулька, как игрушка, уже не вызывала. Вот и пришлось оставить ремесло. Кто-то из детей уехал, кто-то остался на своей исторической родине. Но навыки, полученные в детстве, помнят все Митины.
Знали и любили в своём родном селе Марию Васильевну Полянскую (Митину) (1930-2009 г.г.). Могла она не только свистульки лепить, но и на гармошке сыграть, и народную песню затянуть, и задорную частушку с приплясом исполнить. Огромный вклад внесла она в организацию музея в Доме Культуры села Хрущёвка. Мария Васильевна передала в дар музею свои народные костюмы, рушники, скатерти, а так же помогала собирать предметы старинного быта по всей соседней округе.
А «митинской» лепке и сейчас можно поучиться у Анатолия Васильевича и Виктора Васильевича. Внуки именитого деда, бывая в гостях в Центре развития творчества «Советский» города Липецка, с радостью делятся с ребятами из кружка «Глиняная игрушка» секретами древнего ремесла.
Автор – составитель
И.П.Беликова
Творческие встречи с Анатолием Васильевичем и Виктором Васильевичем Митиными
в Центре развития творчества детей и юношества «Советский»
Романовская игрушка. Автор Беликова Ирина
Список литературы:
  1. М.И. Долженкова, Ю.А.Толмачев. Тамбовская художественная культура. Учебное пособие. Тамбов. Издательство ТГТУ 2006.
  2. И.А. Колобкова. Романовская глиняная игрушка. Народное искусство. Исследования и материалы. Сборник статей/ сост. и науч. ред. И.Я. Богуславская. СПб. ГРИ. 1995. С 121-137. (стр 126).
  3. Липецк и Липецкие Минеральные Воды. Исторический буклет. Автор-составитель Ирина Жирова. Липецк. 2003. С 1.
  4. Хомич Т. За игрушку под арест. Липецкая газета. 21 июля 2006.
  5. Фрумкин А. Липецкая народная игрушка. Дошкольное воспитание. Журнал 1971, №2. С 97-99.
  6. Метрические книги Рождество – Богородицкой церкви села Романово Липецкого района.
  7. Архивные документы.
  8. Фото и видеоматериалы из домашнего архива семьи А.В. Митина.
  9. Отчёт о деятельности Липецкого Петровского Общества распространения научных и практических знаний за 1909 - 1911 годы.