Кино  
Маршал социальных дел
Фильм Марины Барышевой
Год выпуска: 2013
К 100-летию выдающегося государственного деятеля, знаменитой вологжанки, почетному жителю г. Сокол Лидии Павловны Лыковой.
Фильм из цикла «Вологодский характер» рассказывает об удивительной женщине с легендарной судьбой – Лидией Павловне Лыковой, которая с честью прошла путь от простой девчонки из глухой вологодской деревни до выдающегося государственного деятеля, заместителя Председателя Совета Министров РСФСР (с 1967 по 1985 гг.) И во время войны, когда она работала в Соколе, и в мирное время, она была на передовой, там, где трудно, куда посылала страна. Северный вологодский характер и несгибаемую волю пронесла героиня фильма сквозь всю свою жизнь. Она и сегодня полна оптимизма, мудрости и неизбывной любви к своей Родине, являясь ярчайшим примером для современников
Счастливые люди
Фильм Анатолия Ехалова
Год выпуска: 2014
Второй фильм – «Счастливые люди». Первое его название – «Я ещё живой», поскольку в ленте автор показал судьбу современной русской деревни и людей, которые там живут. Режиссёр попытался развеять миф об исчезновении села.
Остров спасения
Фильм Юрия Половникова
Год выпуска: 2000
В 2000 году, картина «Остров спасения» получила высшую награду международного кинофестиваля славянских и православных фильмов «Золотой Витязь» – «Серебряного Витязя». Зрителей и критиков поразил своеобразный взгляд режиссёра на жизнь отдаленной монашеской обители, находки киноязыка автора. Для реализации замысла и сценария съёмочная группа в течение полумесяца изучала жизнь восьми обитателей в стенах Мурманско-Успенского мужского монастыря, разные судьбы, разные дороги к монастырю и вере.
Святые места Вологодчины – монастыри, церкви, памятники архитектуры, – занимают центральное место в творчестве Юрия Половникова. Именно он показал пример обращения к духовным традициям Севера, образу Родины, человека на родной земле. Его фильмы сравнимы с фресками, украшающими и обогащающими культуру.
Снимая «Остров спасения», Юрий Половников жил в монастыре, разговаривал с послушниками (их восемь, а в ХVI веке было 700), наблюдал бесконечное царство воды вокруг. Вода стала главной метафорой фильма: движение волн на озере и отражение в небе.
Серафима
Фильм Юрия Половникова
Год выпуска: 1991
В фильме снимались: Серафима Уланова, Татьяна Пушкова, Маша Федоренко и жители села Заречье Нюксенского района Вологодской области.

«– Жаль, что невозможно вмешаться в судьбы героинь. У нынешней деревни нет пути, да и деревни-то нет. Она умирает вместе с этими старухами. Вот если бы удалось сохранить их творчество, их песни, сделать народным достоянием…
Там же, под Нюксеницей, встретил ещё одну удивительную старуху. Этой женщине по имени Серафима будет посвящён новый фильм…
Наверное, задача любого художника – зафиксировать то, что живо, что ещё живёт, осмыслить эти главные категории «жизнь-смерть».
Наша Серафима не видела жизни, потеряла мужа и детей. Ждёт смерти. Говорит о жизни как-то отстранённо, будто сама и не живёт уже. Но идёт от неё мощный ток духовной энергии, который даёт силу тем, кто рядом. Она в чём-то счастливее нас – не читает, не пишет, на смотрит телевизор, не слушает радио. Голова её свободна от мусора текущих дней. Оттого не обидеть ей человека, не отозваться ни о ком плохо».

ЮриЙ Половников. Газета «Вологодский комсомолец» от 15.04.1990

По материалам сайта: АССОЦИАЦИЯ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО КИНО СК РОССИИ
Первый парень на деревне
Режиссёр: Юрий Половников
Год выпуска: 1999
Фильм о влиянии народного творчества на жизнь людей.
Диплом Союза кинематографистов России «За исследование жизни родного края», 1999 г., X Открытый фестиваль неигрового кино «Россия»
Земля Вологодская
Год выпуска: 2003
Вологодская земля – это широкие, спокойные реки, светлые озёра и дремучие леса, обильные рыбой и зверем, бескрайние болота и извечная тайна, испокон веков окружающая земли Русского Севера притягательным ореолом. Не случайно именно эти места, подобно Фиваиде Египетской, были избраны для духовного служения многими подвижниками Русской православной церкви и за долгие века своей истории буквально усеяны скитами и пустынями отшельников, многочисленными монастырями, ставшими центрами культуры и образования, духовности и искусства. Что влекло первых российских христиан-просветителей в эти земли, почему именно здесь совершали они свои духовные подвиги?..
Земляки
Год выпуска: 2013
КРЕСТЬЯНСКАЯ ИСТОРИЯ
ТК Культура
Режиссёр: Валерий Тимощенко
Год выпуска: 2014
Россия. История 20-го века. Взгляд из деревни. Путь российского крестьянства во времени и пространстве из дореволюционных казачьих станиц и богатых сибирских деревень в таёжные уральские посёлки в крестьянский ГУЛАГ, с детьми и стариками на верную смерть. Авторы документального цикла прослеживают эту трагическую одиссею от манифеста 1861 года до начала Великой Отечественной войны. Они предлагают обществу иной взгляд и на дореволюционную русскую деревню и на гражданскую войну, которая по их мнению была не войной неких красных с некими белыми, а войной государства с крестьянством, со своим народом, ведь крестьяне в тот момент составляла 80 процентов населения. Что стояло за этой беспрецедентной в истории попыткой уничтожить 10 миллионов лучших, самых талантливых людей деревни, соль земли – об этом размышляют герои и авторы документальной тетралогии
СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ ВЕНИАМИНА СМИРНОВА
Автор и режиссёр: Денис Смирнов
Операторы: Сергей Бондуров, Роберт Ткаченко
Год выпуска: 2013
Когда-то давным-давно, в романтические 70-е, причудливая судьба свела в Ленинграде двух молодых людей: он – начинающий художник, она – выпускница филфака. Семья жила бедно, но интересно. Потом у них появился сын - Денис. А потом художника позвал Север, и он уехал в далекую Воркуту. Это поставило крест на семейной жизни, но стало началом его творческого становления.
Ныне имя Вениамина Смирнова хорошо известно в Республике Коми и за ее пределами, хотя жизнь его сложилась трагически: тонкий и ранимый мастер, он не сумел совладать с житейскими обстоятельствами и ушел в мир иной совсем еще не старым человеком.
А спустя годы после его смерти сын Денис решил понять для себя – кем и чем был его отец в этой жизни, почему уютному Питеру предпочел холодное Заполярье и какую память оставил по себе на земле… В результате появился этот фильм, одновременно – и горький, и светлый. А самое главное – честный, чего так сильно не хватает сегодняшнему кинематографу.
ВОЛОГОДСКИЕ, ТАМБОВСКИЕ, ТВЕРСКИЕ
Режиссёр: Борис Лизнев
Год выпуска: 1992
История одной крестьянской семьи в XX веке. Фильм построен на фотографиях - это своеобразный кинематографический семейный фотоальбом. Фильм состоит из 10 глав («Бабушкин дом», «Песня», «Свадьба», «Защитники Отечества», «Одиночество» и др.). Каждая глава - это определенная веха в жизни каждой крестьянской семьи - «Вологодской, Тамбовской, Тверской...»
«РУССКИЕ СУДЬБЫ». Валерий Николаевич ГАНИЧЕВ
Режиссёр: Дмитрий Миронов
Год выпуска: 2013
Валерию Николаевичу Ганичеву, председателю Союза писателей России, заслуженному работнику культуры РСФСР, писателю, доктору исторических наук, профессору – 80 лет. В документальном фильме Валерий Николаевич рассказывает о своей жизни. Свой рассказ он ограничивает только годами детства, которое проходило в предвоенные и военные годы. С глубоким уважением и любовью он описывает свою семью: родителей, братьев. Отец – машинист на Николаевской железной дороге, из крестьян, мать – воспитанница детского дома. После окончания совпартшколы отца направляли на разные предприятия. Так семья оказалась в Сибири, потом на Украине. Хотя в кино совсем мало изобразительного материала, а идёт только рассказ, но перед зрителем полно предстаёт сибирский быт до войны и в тяжёлые годы военного времени. Нет никакого недовольства, обиды. Все жили трудно, работали самоотверженно от зари до зари ради Победы. И Ганичевы жили, как все. Удивительно просто, доходчиво рассказывает Валерий Николаевич от лица мальчика о жизни и главных событиях страны.
ВОЗВРАЩЕНИЕ В ЕЛЕЦ
Режиссёр: Юрий Нагибин
Год выпуска: 1990
Документальный фильм о старинном русском городе Ельце, с которым связано имя русского писателя И.А. Бунина. За кадром звучат отрывки из его воспоминаний о Ельце, показан Дом-музей, представлены фотографии писателя. В фильме также говорится о многих великих людях, чьи имена связаны с Ельцом.
ПО ДОРОГЕ В ЧЕРКАСЫ С ИГОРЕМ МАЛЬЦЕВЫМ
Канал «Звезда»
Режиссёры: Алиса Гусева и Александр Громыко
Сценарий: Михаил Кацал
Оператор: Роман Ковалёв
Ведущий: Игорь Мальцев
Год выпуска: 2012
МАРШАЛ ЯЗОВ. «ПО СВОИМ НЕ СТРЕЛЯЮ»
Канал «Россия»
19.02.2013 г.
Дмитрий Тимофеевич Язов - человек удивительной, невероятной судьбы, последний по дате присвоения звания маршал Советского Союза. Его можно было бы считать и последним министром обороны СССР, если бы не пресловутый ГКЧП. С формулировкой «за измену Родине»маршала-фронтовика практически в день его рождения сажают в "Матросскую тишину" и буквально на несколько дней министром обороны СССР становится другой человек. Вскоре Советский Союз прекращает свое существование, и это становится личной трагедией для многих и многих людей, которые давали присягу верой и правдой служить именно этому государству.
Поразительный факт: в самые тяжелые минуты - фронт, ранения, гибель близких, тюремная камера - маршал находит опору в поэзии. Пушкин, «Евгений Онегин». Язов знает весь роман наизусть. Так же, как «Маскарад» Лермонтова, "Кому на Руси жить хорошо" Некрасова, как стихи Маяковского, Есенина. Будучи командиром взвода, в 1942-м он читал их бойцам в окопах Ленинградского фронта, командиром полка - в палатках на Кубе, в дни Карибского кризиса, когда мир стоял на волосок от ядерной войны. Об искусстве, театре, поэзии говорили на прогулках с соседом по квартире Иннокентием Смоктуновским.
Многое в его судьбе необычно. Дмитрий Тимофеевич Язов родился 8 ноября 1924 года в Омской деревне Язово. Потомственный крестьянин, с 1942 по 1945 год он воевал под Ленинградом, Волховом, в Прибалтике, прошел путь из окопных низов до командира взвода, роты, батальона, полка…
200 ЛЕТ МАРИИНСКОЙ ВОДНОЙ СИСТЕМЕ
Автор фильма: Марина Барышева, Елена Скупинова
Текст: Елена Скупинова, Ольга Золотова, Марина Барышева
Режиссёр, монтаж: Дмитрий Чернецов
Фотосъёмка: Михаил Макаров
3D графика: Владимир Гудков
2010 г.
Учебно-просветительский фильм, рассказывающий об истории водного пути от Волги до Балтики, его современном состоянии и значении в жизни региона. Фильм снимался в рамках гранта Русского географического общества.
Фильм создан авторской группой Представительства Вологодской области в Москве. Его рабочее название – «От Мариинки до Волго-Балта». Продюсером и художественным руководителем кинопроекта была Марина Барышева, заместитель руководителя представительства Вологодской области при президенте и правительстве РФ. Режиссёр картины – Дмитрий Чернецов, оператор – Михаил Макаров. Сценарий для фильма написали Елена Скупинова и Ольга Золотова.
В фильме прозвучал ответ на вопрос, чем Мариинская водная система, задуманная еще Петром I, отличается от Волго-Балта, продукта грандиозной советской стройки. К примеру, многие ныне существующие куски Мариинки оказались не нужны Волго-Балту. По одному из таких фактически брошенных «рукавов» по просьбе съемочной группы прошел череповецкий теплоход «Николай Яковлев» — он преодолел 20 километров обходного канала от белозерской пристани в Шексну, который был выкопан более сотни лет назад, дабы легкие суда, идущие с юга, могли приставать к городу, минуя бурное Белое озеро.
Но центром фильма стали не заброшенные каналы, а само грандиозное сооружение, изменившее в своё время судьбу нескольких городов. Например, провинциальный Череповец две сотни лет назад, когда о железной дороге ещё никто не слышал, получил прямое сообщение с Северной столицей и стал в одночасье одним из крупнейших портов на Северо-Западе России.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.
Мариинская водная система представляет собой систему каналов, рек и озер на Северо¬Западе Российской Федерации, соединяющую Волгу с Балтийским морем. Это сложный комплекс инженерных объектов, общей протяженностью 1145 км, включающий 28 деревянных шлюзов, 20 из которых находятся на реке Вытегре, а также другие инженерные сооружения: дамбы, мосты, маяки, многие из которых представляют историческую и культурную ценность. Пропускная способность системы — пять тысяч судов в навигацию. Путь проходит через Рыбинское водохранилище до г. Череповца, р. Шексну, Белозерский канал, р. Ковжу, Мариинский канал, р. Вытегру, Онежский канал, Онежское озеро, р. Свирь, Ладожское озеро и р. Неву.
Мысль о соединении Ковжи с рекой Вытегрой принадлежит еще Петру Великому, который лично посетил эту местность. Исполнение задумки императора последовало только при Павле I, а окончен путь при Александре I. В 2010 году исполняется 200 лет с начала эксплуатации Мариинской водной системы, которая после коренной реконструкции в 1964 году получила название Волго¬Балтийский водный путь.

http://vologda.rgo.ru/2010/07/01/ot-mariinki-do-volgo-balta/
http://wobla.ru/news/1091515.aspx
СКАЗ О БЕЛООЗЕРЕ
Художественный руководитель, продюсер: Марина Барышева
Режиссёр, оператор-постановщик: Дмитрий Чернецов
Оператор, отохудожник: Михаил Макаров
2012 г.
К 1050-ЛЕТИЮ БЕЛОЗЕРСКА

Авторы на протяжении нескольких лет по крупицам собирали материалы по истории Белозерска, стараясь показать не только то дыхание древности, что хранит город и по сей день, но и все, что с ним связано сегодня. Это и Спасо-Каменный монастырь, который основал белозерский князь Глеб Василькович на острове, спасшем его во время бури на Кубенском озере; это и Куликово поле, на котором полегли ратники Белозерского полка… Авторы документального фильма, словно листая страницы летописи, представили зрителям всю историю Белозерского края, в том числе и съемки фильма «Калина красная» Василия Шукшина. А современность представлена сегодняшними жителями Белозерска, каждый из которых чем-то примечателен. Люди здесь отличаются радушием, гостеприимством и удивительной любовью к родному краю, ведь именно Белозерская земля питает и вдохновляет многих из них на добрые дела, которые имеют немалое значение для города и района.

Ирина Сорокина (http://www.cultinfo.ru/infoproject/belozersk-1050/index.php?id=135)


…Слово «белое» на Руси имело понятие – «чистое». Древние люди тысячу лет назад выбрали этот край, чтобы навсегда поселились здесь их поколенья. Они защитили свои святыни от набегов врага огромным валом, которому удивляется впервые прибывший в Белозерск путешественник или паломник.
Авторы фильма заметили связь времён в сохранении народных традиций, промыслов, бытовавших здесь в затерянном среди лесов уголке вологодчины, и постарались донести до зрителя основные ценности бытия древнего города. Впечатляет знаменитый вал вокруг кремля с золотыми куполами над старинными храмами-исполинами. Здесь центр маленькой «вселенной», это сердце города. От него, лучами расходятся улицы и улочки, многие из которых идут прямо к Белому озеру. Зелень тенистых аллей, бескрайняя голубизна водной стихии - всё это говорит о том, что здесь райский уголок.
На экране вся безмолвная тихая картина провинциальной глубинки ожила от того, что авторы знакомят зрителя с людьми: с талантливыми самородками, с простыми тружениками, которые бережно хранят достояние своих предков.

http://idaal.livejournal.com/115655.html
ПОЭТ НИКОЛАЙ РУБЦОВ
Режиссёр: Дмитрий Чернецов
2011 г.
Тонкий, глубоко русский и душевный фильм о замечательном человеке и прекрасном русском поэте Николае Рубцове - режиссёр и оператор-постановщик фильма Дмитрий Чернецов.
Оператор и художник по фотографиям Михаил Макаров.
Голос за кадром от имени ведущего и чтение многих стихотворений Николая Рубцова в фильме - народного артиста России Бориса Плотникова.
Литературная основа фильма - стихи и проза Николая Рубцова, собственные воспоминания Николая Рубцова и его личное чтение своих стихов и прозы, а также произведение Сергея Алексеева "Стихи на песке". Художественный руководитель проекта и продюсер Марина Барышева.
Фильм снят при помощи и в настоящем творческом содружестве большого количества неравнодушных, талантливых людей и творческих организаций.
ДОРОГА…
Режиссёр аудиоспектакля: Фёдор Степанов
Звукорежиссёр: Павел Брусков
Гл. консультант: Елена Рубцова
Худ. руководитель: Марина Барышева
при участии: Дмитрия Чернецова и Михаила Макарова
2011 г.
Аудиоспектакль «Дорога…» является частью проекта, посвящённого 75-летию со дня рождения Николая Рубцова. В основу спектакля положена композиция на стихи Николая Рубцова. Читает народный артист России Борис Плотников. Превосходно подобранный и оформленный аудиоматериал мы дополнили работами фотохудожников Андрея Кошелева и Дмитрия Зверева.
В проект также вошли книга-альбом и видео-книга воспоминаний о поэте. Главная задача проекта – понять личность поэта, глубже осмыслить Рубцовское Слово, ценность которого с течением времени только возрастает; через художественные образы, воспоминания современников и стихи создать особую атмосферу поэзии Рубцова, чтобы увидеть то изначальное, корневое, что помогает сегодня не ошибиться, выбирая дорогу, и не сбиться с неё.
ДИОНИСИЙ
Режисёры: Дмитрий Чернецов, Михаил Резцов
2002 г.
Прекрасный фильм-размышление о красоте и величии русского духа.
Главный приз - Серебряная медаль преподобного Сергия Радонежского и Диплом 1-ой степени - за лучший полнометражный документальный фильм. Гран-при Фестиваля «Радонеж».

Фильм повествует о биографии и творениях великого художника Древней Руси Дионисия Московского и его артели, живших во второй половине XV — начале XVI веков в эпоху Великого Князя Всея Руси Ивана III. В 2002 году исполнилось 500 лет со времени создания Дионисием единственного, полностью уцелевшего ансамбля фресковой живописи Древней Руси — Рождественского Собора в Ферапонтовом монастыре. В 2000 году памятник включён в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Авторы сценария: Елена Савина, Михаил Резцов
Оператор: Дмитрий Чернецов
Директор: Михаил Макаров
РУССКИЙ ЗАПОВЕДНИК
Краснодарская киностудия
Режиссёр: Валерий Тимощенко
2008 г.
Не нужно спасать Церковь – это она нас спасает.
Не нужно спасать Россию – ее надо любить.
Не нужно спасать природу – нужно самим спасаться.
И не нужно спасать деревню – в ней надо жить.
Господи! Спаси и сохрани!

Батюшка Виктор Салтыков

Мы ведь все в ближайшем прошлом деревенские люди.
Находите свои корни!

Фильм «Русский заповедник» – главный призер 1-го экологического кинофорума, проходившего в рамках кинофестиваля «Золотой витязь», – пожалуй, самая глубокая документальная кинолента последних лет, рассказывающая о месте человека в мире. Ее главный герой протоиерей Виктор Салтыков 20 лет назад Промыслом Божиим оказался в глухом ивановском селе, в котором увидел отображение Царства Небесного. Один интернет-ресурс так описывает это удивительное место: «Маленькая деревенька Жарки на карте найдется не сразу. В дождливый июльский день она надежно спрятана за полями, лесами и классическим русским бездорожьем. Небольшой храм, утопающий в зелени. Несколько могил прямо на подступах к нему – светлых, ухоженных. Дальше дом священника, деревянные постройки в традиционном русском стиле, бревенчатый забор. Все как в позапрошлом веке. За ним поле, внизу, под горой, течет речка, а вокруг – леса. И – тишина!.. Такая, что уши закладывает, когда молчишь. Только в цветущей липе гулко жужжат пчелы».
О том, как проходит жизнь в «заповеднике» и как режиссеру-документалисту Валерию Тимощенко удалось передать красоту этого райского уголка, рассказывает в своём блоге протоиерей Виктор Салтыков.
(http://af0n.ru/Viktor-Saltykov-Ne-nuzhno-spasat-Rossiyu-ee-nado-lyubit-esli-Gospod-posetit-eto-ni-s-chem-ne-sputaesh-otvetil-batyushka-Serafim)
1 ... 2 ... 3 ... 4