Живопись | о Н.И. Климове | Итог жизни  

Николай Климов. Итог жизни

"Все, что я показал здесь - это путь художника,
подходящий к какому-то знаменателю. И скажу, что
честный путь. Иногда художник заблуждается, но от
себя не уйти. Не напишешь хорошую работу, если не
будешь самим собой. Я стараюсь быть собой".
Николай Климов (декабрь 2003 г.)

Это первая выставка Николая Ивановича Климова без него. Избранными произведениями экспозиция представляет творческий путь художника длиной в 40 лет. Эта выставка - итог жизни, целиком посвященной искусству.

Неразлучный с карандашом и кистью, он всматривался в жизнь вдумчиво, пристально и пристрастно, фиксируя на холсте и бумаге свое представление об окружающем мире. Перед художником никогда не стоял вопрос: о чем писать? Он был переполнен замыслами до последних дней.

Николай Климов любил Елец восторженной любовью. Это подтверждает его огромное творческое наследие. Он был художником своего города как никто другой. Гордясь его историческим прошлым, дорожа его самобытной стариной, зная все его трещинки и морщинки, художник ощущал и молодую бодрость, и своенравность Ельца. Городские пейзажи Николая Климова - это психологические портреты места. Лишь однажды увидев их, невольно ловишь себя на мысли, что смотришь на город глазами живописца и открываешь вслед за ним его красоту, характер, обаяние. В климовских пейзажах категорически отсутствует салонно-сувенирный нажим на местные достопримечательности. Эти улочки, спуски и подъемы, разноликие церкви и дома, с разноцветными веселыми фасадами; эти динамичные ритмы, остро-ломкие углы крыш, стен, заборов, ветвей, проткнутые лучами солнца кроны деревьев; это небо и дали - особого, невыразимого словами, "елецкого" цвета… Все правдиво, живо, личностно передает дух города.

Но Елец - это не только памятники архитектуры, строения, ландшафты, скрепленные напластованиями исторических эпох, это его жители. Люди всех возрастов - с елецким достоинством и независимостью, с собственной статью - смотрят на нас с картин Климова, создавшего целую галерею портретов своих современников, запечатлевшего тип ельчанина 70-х, 80-х, 90-х годов минувшего века, начала нового столетия. Классический портрет, передающий внешнее сходство, раскрывающий внутренний мир человека, в нынешнем искусстве большая редкость. Этот жанр требует от художника искреннего интереса, расположенности к людям и высокого профессионализма. Климов писал портреты основательно, в традициях русской академической школы, писал с любовью к человеку. Для характеристики модели он использовал как композиционно-пластические, колористические, стилистические средства, так и изобразительные - костюм, атрибуты, элементы интерьера. Такие портреты-картины он предпочитал камерным портретам. Он был, несомненно, лучшим портретистом последнего времени в Липецкой организации Союза художников.

Известно несколько автопортретов Николая Климова, относящихся к разным периодам творчества. На всех изображениях - от самых ранних до поздних - неизменно одно: взыскательный строгий взгляд. В последние годы он с тревожащим постоянством вписывал автопортреты в контекст натюрмортов: то лицо художника отражается в зеркале, в окном стекле, то оно на фотографии в настольной рамочке … Оставлял ли он таким образом свою визитную карточку или беседовал наедине с собой о чем-то очень важном? Неожиданная смерть художника наделила печальным провиденциальным смыслом эти своеобразные автографы.

Натюрморты - особая страница в творчестве Николая Ивановича. Уже в начале 1970-х стал складываться знаменитый натюрмортный стиль Климова. Эти картины, будто покрытые музейно-коричневым флером, передают аромат старины, сохранившийся в интерьерах уютных елецких жилищ. В их пространстве темным глянцем тускло отливает резная мебель, поблескивают покрытые патиной времени зеркала, цветное стекло сосудов, медь часовых циферблатов, самоваров… В работе над натюрмортами художник прибегал к технике старых мастеров, что помогало ему добиться особой достоверности образа.

Климов стремился к искусству глубокому, поднимающему серьезные темы и ставящему перед художником сложные профессиональные задачи. По большому счету, все, что он делал, вело его к главной цели - к жанру картины. Он расширял границы портрета, натюрморта, интерьера, объединяя эти жанры, вводил в них сюжетное начало. За исключением "чистых" пейзажей и небольшого числа натюрмортов, во всех произведениях фигурирует человек - то стаффажная фигурка, то отражение, то тень, то изображение на картине или репродукции. Но и без этого на холстах часто ощутимо незримое присутствие человека - будто он стоит "за кадром" или только что отошел в сторону, оставив след и тепло. Картина была у Климова на кончике кисти. Художник искал форму, говорящую со зрителем современным языком. Его влекли многофигурные композиции, требующие сюжетно-тематической обоснованности. Многочисленные картины, эскизы, наброски свидетельствуют о его работе в этом направлении, о невоплощенных идеях. Вероятно, он был из последних романтиков, верящих, что искусство может изменить мир. Он был убежден: картина как жанр и сегодня актуальна, хотя и стала исключительным явлением в российской живописи. Климов был художником, осознающим свою ответственность перед искусством и ответственность искусства перед обществом. Он думал о сохранении школы и традиций.

И много делал для этого. Николай Иванович был талантливым педагогом. Все, что знал, умел, понимал, он передавал своим ученикам - студентам Елецкого колледжа искусств им. Т.Н. Хренникова. О том, чему учил и как учил, говорят его многочисленные рисунки в пастели и других материалах, сделанные во время учебных занятий, на глазах у воспитанников. Исполненные с блистательным мастерством, они легко и свободно демонстрируют широчайший спектр художественных средств, технических приемов и при этом отличаются такой свежестью взгляда, будто мастер смотрел на натуру глазами молодых ребят. Большое место в графике Климова занимают портреты его студентов: юные доверчивые лица, тонко понятые и трепетно переданные характеры. Они созданы с любовью добрым человеком. К своим рисункам художник относился с редкой скромностью - как к вспомогательному и подготовительному материалу для живописных работ, и только последняя прижизненная выставка, прошедшая в Ельце и Липецке, доказала публике и, прежде всего, автору, что он - великолепный график.

Нынешняя ретроспективная выставка отображает эволюцию творчества Николая Климова, в которой сказались и время, и испытанные им влияния со стороны других художников, и борьба с этими влияниями, переосмысление чужого опыта, и его собственные эксперименты, и формирование его неповторимого, узнаваемого почерка. Речь не идет о раз и навсегда обретенной манере, стилистической однородности. Творчество Климова было живым процессом. К каждой задаче он искал особое решение. Периодически "болел" теми или иными приемами, менял колорит, утемнял и высветлял палитру, возвращался назад с новыми обретениями, писал сочной и сухой кистью, мягкими и резкими мазками, разбивал изображение на осколки и собирал в целостную композицию...

Но почему же работы разных лет, столь отличные друг от друга, не вызывают сомнения в их авторстве? Какие формальные признаки их объединяют? Прежде всего - принципы построения формы. В ее основе у Климова всегда лежит строгий академический рисунок. Какой бы свободной ни казалась манера письма, сквозь нее обязательно просвечивает внятная конструкция. Форма предметов, как правило, четко и остро огранена. В художнике постоянно борются два начала: стремление к классической завершенности изображения, с одной стороны, к обобщенности и условности, с другой. В произведениях доминирует то первое, то второе, то они выступают в гармоничном равновесии. В холстах последнего десятилетия большую роль играет рисующая линия, сближающая масляную живопись с цветной графикой. Палитра Климова весьма разнообразна, однако можно выделить излюбленные цветовые отношения: характерных желто-оранжевых, розовых тонов и холодных - зеленых, бирюзовых, синих, лиловых. Но и не в этом даже дело. Узнаем мы работы Николая Ивановича по отображенному в них - только ему присущему - видению и чувствованию мира, по его душе.

Обратим внимание, сколь важной для Климова была тема, связанная с ходом времени: часы, цветение и увядание, молодые и старые люди, деревья, смена времен года - частые мотивы его произведений, в которых подспудно звучит вопрос: что остается после нас? После Николая Ивановича Климова остались произведения, обогатившие русское изобразительное искусство, культуру региона и Ельца.

Наследие художника достойно сохранения и внимательного изучения. Оно - результат ежедневного напряженного и честного труда в течение нескольких десятилетий. Лишь малая часть произведений Николая Климова экспонировалась на выставках. Каждой картине предшествовала скрупулезная подготовительная работа - наброски, этюды, поиск натуры, человеческих типажей, характеров, поиск композиционно-пластических решений. Это бесценный материал для студентов и школьников, изучающих искусство, для исследователей и ценителей живописи и графики. Сделать творческое наследие Климова общественным достоянием может только персональный музей художника. Необходимость создания Музея Николая Климова неоспорима. Елец как туристический центр получит еще одну яркую достопримечательность, которая представит не только творчество талантливейшего художника, но и культуру города, способного ценить своих выдающихся сынов и беречь художественные ценности.

Мы постоянно говорим о воспитании патриотизма, о формировании гражданственного сознания. С чего начинается Родина?.. Не картинка в букваре, а огромная коллекция картин о Ельце, о Родине, заполнит стены музея. В него будут приходить дети - и учиться любить свой город. Будут приходить будущие художники - и учиться профессии. Будут приходить горожане и гости Ельца - и восхищаться красотой произведений, воспевших эту землю.

Татьяна Нечаева, искусствовед

Фрагменты беседы Т.И. Нечаевой с Н.И. Климовым в декабре 2003 года на открытии его персональной выставки в Липецком областном выставочном зале

"…Могу сказать, почему появились темные "музейные" работы: очень люблю Веласкеса, Рубенса, Тициана. Мне нравится метод старых мастеров. Я его пытаюсь употреблять в некоторых случаях. Мне нравится, когда художник может академически четко, по-настоящему нарисовать. Не приблизительно, по-настоящему, тогда он идет к вершине искусства. Мне хочется это делать так хорошо, чтобы я мог позволить себе "разучиться" рисовать. А не просто, как это часто бывает, не уметь рисовать, а говорить, что я свободный художник, оправдываться, врать самому себе. Вот от этих пристрастий коричневая гамма".

"Скрывать не хочу: учился у Александра Михайловича Сорочкина. Он оказал на меня - молодого, двадцатилетнего - влияние очень сильное. Потом я старался от него уйти. Потом сам собой появился Виктор Семенович Сорокин. Под его влиянием я стремился стать более раскованным".

"Почему мне нравится Елец? Это мостик от старого к современному. Это органичный город. Город от той монархии, которой была Россия. Здесь много улиц старых. И новые дома. Эта связь старого и нового - в моих работах. А в пейзажах - прочтение Бунина. Я не пишу картинки-иллюстрации по Бунину. Зачем они мне? Но ощущение от прочитанного невольно звучит, ты думаешь о нем, и оно сказывается. А писать по Бунину напрямую - это делать не интересно. Можно иносказательно говорить о большом. Люблю читать историю. В прошлом году прочитал 24 тома. Мне нравится узнавать, как жили предки, как говорили, как описывали события. Безусловно, история и философия влияние оказывают. Но, может быть, скрытое. В живописи это и не заметно. Я не хотел бы этого показывать. Просто по-другому смотришь на мир, на людей. Понимаешь их иначе. Думаю, каждый художник задумывается об этом. Не верю, что без этого можно обойтись. В этом глубина какая-то есть, правда?"

"Прихожу ко второму выводу: надо переходить к жанровым композициям. Только небольшого формата. Могут ли они звучать современно? Да, только если свое решение имеют, не на прокат взятое, переходящее из журнала в журнал, из выставки в выставку, а выработанное на основе наблюдений натуры. Но не придуманные картины. И ближе к знаку. Знак тоже тобой выведенный. Искусство всегда должно быть на основе реального изучения. Но оно всегда будет возвращаться к знаку, например, бык у Пикассо. Сначала нарисовал подробно, со всеми шерстинками, потом - тремя линиями. И убедительно, как в натуре. Вот то, к чему неизбежно идет искусство. Потом снова будет заниматься реалистическим изучением. Будет находить новые формы выражения. Это будет зависеть от эстетики, от философских представлений, политического уклада даже в какой-то мере. Тут много такого, что будет влиять на подсознание художника, но основа останется такой".

"Если человек органически развивается, то органически идет развитие творчества. Надо к этому стремиться. Для меня имеет значение среда обитания - Елец. Это действительно музейный город. Любимый город. Деревня - дом в Польском, Бунинская земля. Важна преподавательская работа в училище. Там я хоть говорить научился. Раньше из меня полслова не вытянешь. Внимательнее стал смотреть классику, читать книжки по искусству, по живописи, композиции. Что вычитываю, применяю, стал больше анализировать. Объясняешь студентам те композиционные ходы, которые применяли великие: Веласкес, Рембрандт или Виктор Семенович Сорокин. Закономерности пространственного развития, движения - они одни. Они были и будут. Раньше я что-то подспудно делал, а теперь стал понимать. Чтобы обучать, надо самому хорошо понимать. Мне всегда нравилась честность отношения Сорокина к жизни. Он любил жизнь, любил натуру. Новичку его живопись может показаться нарочно придуманной в ее светоносной цветности, а он все брал с натуры в чистом виде. Я понимаю, что без натуры не обойдешься, особенно в жанровых вещах, которые я сейчас пытаюсь писать. Без нее - мертвые работы получаются".