|
Александр Межиров
1923-2009
![]() Однако начавшаяся Отечественная война круто изменила все планы − в 18 лет будущий поэт уходит на фронт, участвует в обороне Ленинграда. После тяжёлого ранения в 1943 и длительного лечения Межирова комиссовали. В 1943 - 48 учится в Литературном институте им. М. Горького. В 1947 вышла первая книга стихов − «Дорога далека». Затем последовали сборники: «Коммунисты, вперёд!» (1950), «Возвращение» (1955), «Подкова» (1957), «Ветровое стекло» (1961), «Ладожский лёд» (1965), «Лебяжий переулок» (1968) и другие. Межиров активно работает и в 1970−80-е годы. В 1970-е публикует сборники стихов «Недолгая встреча», «Очертания вещей» и др.; в 1980-е − «Тысяча мелочей», «Закрытый поворот», «Проза в стихах». В 1989 выходят его стихи для детей. Особое место в его творчестве занимают переводы. Посещения им Грузии оставили глубокий след в его творчестве − в его поэзии появляются грузинские мотивы, ряд его стихов посвящён Грузии и её людям. Его перу принадлежат образцовые переводы грузинских поэтов, опубликованные в сборнике «Теснина» (1984). Перевёл много стихотворений литовского поэта Ю. Марцинкявичуса, ставшего благодаря этим переводам очень известным среди русскоязычных читателей. Межиров был членом Союза писателей СССР. Награждён орденами Трудового Красного Знамени, Отечественной войны 2-й степени, медалями «За оборону Москвы», «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией». В 1994 году Межиров эмигрировал в Америку, но продолжал писать о стране, в которой родился и за которую воевал, продолжал печататься в журналах «Новый мир», «Арион» и «Знамя». Последние книги в России выходили в 1997 году. Проживал в г. Портленд (Орегон, США). Умер 22 мая 2009 в Нью-Йорке. Подробнее...
Фотоальбом
![]()
Памяти Александра Петровича Межирова
Фрагмент из д\ф «Какая музыка была…»
1.
Памяти Александра Петровича Межирова
Фрагмент из д\ф «Какая музыка была…»
2.
Александр Межиров. Мальчики Державы
Антология шедевров русской поэзии
3.
Александр Межиров «Просыпаюсь и курю...»
Читает Леонид Куравлёв
4.
Александр Межиров «Стихи о мальчике»
Читает Андрей Мерзликин
СТИХИ
КОММУНИСТЫ, ВПЕРЁД! Есть в военном приказе Такие слова, На которые только в тяжёлом бою (Да и то не всегда) Получает права Командир, подымающий роту свою. Я давно понимаю Военный устав И под выкладкой полной Не горблюсь давно. Но, страницы устава до дыр залистав, Этих слов До сих пор Не нашёл Всё равно. Год двадцатый. Коней одичавших галоп. Перекоп. Эшелоны. Тифозная мгла. Интервентская пуля, летящая в лоб, − И не встать под огнём у шестого кола. Полк Шинели На проволоку побросал, − Но стучит над шинельным сукном пулемёт. И тогда еле слышно сказал комиссар: − Коммунисты, вперёд! Коммунисты, вперёд! Есть в военном приказе Такие слова! Но они не подвластны уставам войны. Есть − Превыше устава − Такие права, Что не всем, получившим оружье, даны... Сосчитали штандарты Побитых держав, Тыщи тысяч плотин возвели на реках. Целину подымали, Штурвалы зажав В заскорузлых тяжёлых рабочих руках. И пробило однажды Плотину одну На Свирьстрое, на Волхове иль на Днепре. И пошли Головные бригады ко дну, Под волну, На морозной заре в декабре. И когда Не хватало «...Предложенных мер...» И шкафы с чертежами грузили на плот, Еле слышно сказал молодой инженер: − Коммунисты, вперёд! Коммунисты, вперёд! Летним утром Граната упала в траву, Возле Львова Застава во рву залегла. «Мессершмитты» плеснули бензин В синеву, − И не встать под огнём у шестого кола. Жгли мосты На дорогах от Бреста к Москве. Шли солдаты, От беженцев взгляд отводя. И на башнях, Закопанных в пашни «KB», Высыхали тяжёлые капли дождя. И без кожуха Из сталинградских квартир Бил «максим», И Родимцев ощупывал лёд. И тогда еле слышно сказал командир: − Коммунисты, вперёд! Коммунисты, вперёд! Мы сорвали штандарты Фашистских держав, Целовали гвардейских дивизий шелка И, древко Узловатыми пальцами сжав, Возле Ленина В Мае Прошли у древка... Под февральскими тучами − Ветер и снег, Но железом нестынущим пахнет земля. Приближается день. Продолжается век. Индевеют штыки в караулах Кремля... Повсеместно, Где скрещены трассы свинца, Где труда бескорыстного − невпроворот, Сквозь века, на века, навсегда, до конца: − Коммунисты, вперёд! Коммунисты, вперёд! 1947 Интервью с дочерью поэта Зоей Межировой-Дженкинс
![]() – Одной из главных его черт была интеллигентность. Его отец и мать окончили классические гимназии. С детских лет он слышал от них строки Пушкина, Некрасова, Блока. К тому же Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, куда он часто бегал ребёнком, был за поворотом Лебяжьего переулка, где в трёхэтажном доме, похожем на старые арбатские особнячки, родился поэт. Атмосфера квартиры-коммуналки, двух небольших смежных комнат, в которых жили пять человек, вырабатывала в людях неприхотливость и взаимное уважение. – Легко ли было с ним в быту? – Поэт не может быть лёгким. Поэта непрестанно сжигает огонь музыки, которую он слышит. Этот высокий огонь, проецируясь на область быта, порой затрагивает окружающих и особенно близких людей. Нужно только понимание, которое у нас всегда было. Стихи являлись воздухом нашей жизни. Его бескорыстие проявлялось и в поэзии. Однажды он сказал: «У нас дома никогда не было нужных людей». Прощание с Межировым
![]() Самообличение в страшных винах находим у Межирова постоянно, напрямую своих провинностей поэт, однако, не раскрывает. Более того, в стихах отчётливо прослеживается мысль, что если ему порой и предъявляется жёсткий счёт, то вовсе не за то, в чём он действительно виновен. Итак, первый постулат Межирова: писать стихи имеет право тот, кто, подобно Пушкину, читает собственную жизнь с непреходящим чувством отвращения. Что ещё? Несколько идей удалось выловить в тексте, опубликованном Литгазетой 20 ноября 1974 года. Другу-стихотворцу Межиров пеняет на то, что тот «пишет недостаточно мало». Ему же советует «сделаться мастером, но не превратиться в заведомого профессионала». Поясняет: «Умельцы хороши в любом ремесле, кроме «ремесла святого», как называли когда-то поэзию. В её области к умению лучше относиться с опаской. Нельзя изменять природу материала, искусственно уменьшая его сопротивляемость». Разжёвывает: «Заведомый профессионализм. Что это значит?» Это когда «стали появляться строки, которые могли бы быть написаны и другим размером. Как будто не от слова, не от единственно возможного ритма они возникали, а от слишком предварительного замысла». Творчество Александра Межирова
![]() В помощь к школьному сочинению Александр Межиров родился в 1924 году. Дом, в котором он родился и вырос, теперь стоит на берегу Москва-реки, окнами на кремлёвскую набережную и Лебяжий переулок. Отец поэта − юрист по профессии, был всесторонне образованным человеком. Он знал математику, медицину, классические языки, философию и историю. Мать старалась научить юного Межирова чувствовать поэзию. В школе, где учился Александр, литературу преподавал выдающийся педагог В.В. Литвинов. Литвинов внушил поэту пожизненную любовь к литературе, к достойным образцам поэзии. Александр Межиров ушёл на войну из школы в 1941 году, когда ему было 17 лет. «Война потрясла меня до глубины души», − писал он. В первые послевоенные годы стихи Межирова выражали войну как нечто обособленное от жизни. Но позже поэт стал думать о том, что явления войны как бы повторяются и в мирной жизни. Так были написаны «Просыпаюсь и курю...», «Календарь», «Десантники». Первая книга Межирова «Дорога далека» вышла в 1947 г., а вслед за ней целый ряд книг, из которых наиболее осмысленными являются «Ветровое стекло», «Стихотворения», «Прощание со снегом», «Подкова», «Лебяжий переулок».
|
|
|