Русская поэзия начала - середины XX века | Владислав Ходасевич
Владислав Ходасевич
1886–1939
Владислав Фелицианович Ходасевич ‒ поэт, критик и литературовед. Родился 28 (16) мая 1886 г. в московской интеллигентной семье художника. Ещё в раннем возрасте выбрал для себя литературу главным занятием жизни, уже начиная с шести лет начал сочинять первые стихи. Окончил гимназию, поступил в Московский Университет, сначала на юридический факультет, а затем перешёл на историко-филологический. Исследовал творчество Пушкина. Октябрьскую революцию вначале принял со сдержанной радостью: активно участвовал в литературной деятельности советской России, но под впечатлением от гражданской войны был разочарован в культурном потенциале революции. В 1922 году уезжает за границу по командировке от Наркомпроса, где постепенно приходит к решению не возвращаться в Россию. Жил в Берлине, Праге, часто и подолгу гостил у Горького в Сорренто, а с 1925 года окончательно обосновался в пригороде Парижа, где прожил четырнадцать лет. Умер 14 июня 1939 года.   
Фотоальбом
Валентина Ходасевич, Владислав Ходасевич, Надежда Пешкова
Владислав Ходасевич и его любимый кот Наль. Арти, 1931 г.
Владислав Ходасевич и Нина Берберова на вилле М.Горького в Сорренто
Владислав Ходасевич и Самуил Киссин (Муни). Около 1906–1910 гг.
Карикатура: Владислав Ходасевич, Анна Ходасевич, Гарик Гренцион, Юрий Султанов
Владислав Ходасевич, Мария Будберг, Максим Горький, Нина Берберова. Сан-Аньело. 1924.
Фото Н.Н.Берберовой
Юрий Терапиано, Довид Кнут, Владислав Ходасевич.
Владислав Ходасевич. Париж, 1925 г.
Русская эмиграция. Второй слева в верхнем ряду - Владислав Ходасевич
Поэты России ХХ век. Владислав Ходасевич
Документальный фильм
Сортировать:
по популярности
1. Поэты России ХХ век. Владислав Ходасевич   Документальный фильм
2. Владислав Ходасевич «Рыбак»  Исполняет Сергей Никитин. Клуб «Гнездо глухаря». 17.04.2012 г.
3. Владислав Ходасевич «Вечер»  Исполняет Александр Майсюк
4. Владислав Ходасевич «Играю в карты...»  Исполняет Геннадий Перевалов
СТИХИ
БИОГРАФИЯ ПОЭТА
Владислав Фелицианович Ходасевич родился 16 мая (28 н.с.) 1886 года в Москве в семье художника. Отец ‒ выходец из польской дворянской семьи, мать ‒ дочь перешедшего из иудаизма в православие еврея ‒ воспитывалась в польской семье ревностной католичкой; католиком крещён и Xодасевич. В детстве увлекался балетом, занятия которым вынужден был оставить из-за слабого здоровья. С 1903 года жил в доме брата, известного адвоката М. Ф. Ходасевича, отца художницы Валентины Ходасевич. В 1904 году поступил на юридический факультет Московского университета, в 1905 году перешёл на филологический факультет, но курса не окончил. Тогда же посещает московский литературно-художественный кружок, где выступают с чтением стихов и докладов В. Я. Брюсов, А. Белый, К. Д. Бальмонт, Вяч. Иванов, ‒ живая встреча с символистами, литературными кумирами поколения Xодасевича. Влиянием символизма, его словаря, общепоэтических клише отмечена первая книга «Молодость» (1908). В иной тональности написан «Счастливый домик» (1914; переиздан в 1922 и 1923), получивший доброжелательную критику; посвящён второй жене Xодасевича ‒ Анне Ивановне, урождённой Чулковой, сестре Г. И. Чулкова ‒ героине стихов сборника (содержит также цикл, связанный с увлечением поэта Е. В. Муратовой, «царевной», бывшей женой П. П. Муратова, приятеля Xодасевича; с ней он совершил поездку в Италию в 1911 году). В «Счастливом домике» Xодасевич открывает мир «простых» и «малых» ценностей, «радости любви простой», домашней безмятежности, «медленной» жизни ‒ того, что позволит ему «спокойно жить и мудро умереть». 


В.Ф. ХОДАСЕВИЧ
Марк АЛДАНОВ

Вся молодость Ходасевича прошла с московскими символистами. Круг этот был особый, своеобразный, ни на что другое, думаю, непохожий. Символисты не хотели отделять писателя от человека, литературную биографию от личной.  Символизм не хотел быть только художественной школой, литературным течением. Все время он порывался стать жизненно-творческим методом, и в том была его глубочайшая, быть может, невоплотимая правда, но в постоянном стремлении к этой правде протекла, в сущности, вся его история. Это был ряд попыток, порой истинно героических, найти сплав жизни и творчества, своего рода философский камень искусства. Символизм упорно искал в своей среде гения, который сумел бы слить жизнь и творчество воедино. Мы знаем теперь, что 
гений такой не явился, формула не была открыта. Дело свелось к тому, что история символистов превратилась в историю разбитых жизней, а их творчество как бы недовоплотилось... Внутри каждой личности боролись за преобладание «человек» и «писатель». Иногда побеждал один, иногда другой. Победа чаще доставалась той стороне личности, которая была даровитей, сильнее, жизнеспособнее. Если талант литературный оказывался сильнее ‒ «писатель» побеждал «человека». Если сильнее литературного таланта оказывался талант жить ‒ литературное творчество отступало на задний план, подавлялось творчеством иного, «жизненного» порядка. На первый взгляд странно, но в сущности последовательно было то, что в ту пору и среди тех людей «дар писать» и «дар жить» расценивались почти одинаково...