Русская поэзия начала - середины XX века | Георгий Иванов
Георгий Иванов
1894 – 1958
Георгий Иванов родился 29 октября (11 ноября) 1894 г. в Студенках Ковенской губернии в дворянской семье. Его прадед, дед и отец были военными. Юность поэта прошла в Петербурге. Он учился во 2-м Кадетском корпусе, но так и не окончил его. Печататься стал очень рано. Первая публикация Иванова относится к 1910 году. В 1911 году Г. Иванов примыкает к эгофутуристам, однако уже в 1912 году от них отходит и сближается с акмеистами. Первый сборник поэта «Отплытье на о. Цитеру», вышел в конце 1911 года (в выходных данных ‒ 1912 г.). Весной 1914 года, уже полноправный член «Цеха поэтов», Иванов издал свою вторую книгу стихотворений «Горница». В годы первой мировой войны Иванов активно сотрудничал в популярных еженедельниках, написав массу «ура-патриотических» стихов. После революции Иванов участвовал в деятельности второго «Цеха поэтов». Чтобы прокормиться, занимался переводами Байрона, Бодлера, Готье. В октябре 1922 года Г. Иванов вместе со своей женой Ириной Одоевцевой покидает Россию. В годы эмиграции живет в Берлине, Париже, иногда ‒ в Риге. Во время второй мировой войны Иванов находился в Биаррице, откуда вновь возвращается в Париж после её окончания. Иванов много публикуется в эмигрантской прессе со своими стихотворениями, критическими статьями, пишет прозу. Вершиной поэтического творчества Иванова стали сборники «Розы» (1931, Париж) и «1943-1958. Стихи» (подготовленный самим автором, но вышедший через несколько месяцев после его смерти). Последние годы жизни прошли для Г. Иванова в нищете и страданиях ‒ с 1953 года он вместе с И. Одоевцевой проживает в приюте для престарелых в Йере, недалеко от Тулона, до самой своей смерти 26 августа 1958 года.   
Лекция о жизни и творчестве Георгия Иванова
Дом Русского Зарубежья. Лектор − Любовь Серова. Москва, 2013 г.
Сортировать:
по популярности
1. Лекция о жизни и творчестве Георгия Иванова   Дом Русского Зарубежья. Лектор − Любовь Серова. Москва, 2013 г.
2. Георгий Иванов «Белая лошадь бредёт без упряжки»  
3. Георгий Иванов «На грани таянья и льда»  Исполняет Павел Морозов
4. Георгий Иванов «Я тебя не вспоминаю»  Исполняет Павел Морозов. Музыка Игоря Вдовина
5. Георгий Иванов «Эмалевый крестик в петлице...»  Проект «Живая поэзия». Читает Егор Бероев
6. Александр Вертинский «Над розовым морем»  Песня на стихи Георгия Иванова
СТИХИ
      * * *

Эмалевый крестик в петлице
И серой тужурки сукно...
Какие печальные лица
И как это было давно.

Какие прекрасные лица
И как безнадежно бледны ‒
Наследник, императрица,
Четыре великих княжны...

1949

ГЕОРГИЙ ИВАНОВ. БИОГРАФИЯ
«Пришли два эстета ‒ Георгий Иванов и Георгий Адамович. Лёва слушал их, слушал и вдруг спросил:  «Где вы живете, дураки» ‒ «Няня, возьмите ребенка на руки». Такой вот эпизод из раннего детства своего сына Льва Гумилёва рассказала Анна Ахматова. И действительно, революция уже собрала свою первую жатву в 1905-м, Николай Гумилёв воевал добровольцем на Первой мировой, Блок уже написал «О, если б знали, дети, вы Холод и мрак грядущих дней!» И вдруг ‒ «два эстета». В самом деле «Где вы живете...» ‒ «В башне из слоновой кости», ‒ могли бы, наверное, ответить они. «Жоржик Иванов», петербургский сноб, острослов, губитель литературных репутаций, сочинитель декоративных стихов... ‒ в таком примерно статусе покидал Георгий Иванов Россию в 1922 году. Когда он уходил из жизни в 1958-м, русское зарубежье называло его своим первым поэтом. 
ГЕОРГИЙ ИВАНОВ - ПРОЗАИК
Екатерина ПРИХОДОВСКАЯ

Если о стихах Г. Иванова Блок мог (не без основания) сказать – «стихи ни о чём», несмотря на то, что «автор – один из самых талантливых среди молодых стихотворцев», ‒ проза вынуждает к совершенно противоположному утверждению, ибо вся проза Иванова, несомненно, «о чём-то» и в каждом конкретном случае очень ясно определено, «о чём». Жанр здесь даже не имеет значения – будь то короткий рассказ, развёрнутое произведение («Третий Рим»), очерк или вообще жанр пограничный между поэзией и прозой – в «Распаде атома» (мысль о том, что это «поэма в прозе», приходит сразу в процессе чтения, до знакомства с характеристикой Ходасевича, только подтверждающей уже интуитивно сформировавшееся впечатление), ‒ везде присутствует то «дыхание искусства», ясность мысли и та внутренняя жизнь текста, которая только убеждает в том, что «автор – один из самых талантливых…». Это тоже «памятник… страшной эпохи», только не ужасом и сожалением об авторе, а документальными свидетельствами современника, яркими и эмоциональными, ‒ о разрушении прошлой системы и пока несложенности новой, о том самом «распаде атома» (название это, естественно, неслучайно).
ЖИЗНЬ, КОТОРАЯ МНЕ СНИЛАСЬ
Евгений ВИТКОВСКИЙ  

 Георгий Иванов слагал легенды о современниках и стихи.  Современники, в свою очередь, слагали легенды о Георгии Иванове. Например, о том, что он пишет мемуары – насквозь лживые (вариант: на редкость достоверные). О том, что он в поэзии – ничтожный эпигон (вариант: только прочтя стихи Георгия Иванова, можно оценить всю ограниченность дарования Ходасевича и даже Блока). О том, что место его в литературе – на свалке (вариант: на пьедестале).  И собственную жизнь, и свою поэзию Георгий Иванов сумел обратить в легенду. По его словам, «дело поэта – создать «кусочек вечности» ценой гибели всего временного – в том числе нередко и ценой собственной гибели». С опозданием на несколько десятилетий ивановский «кусочек вечности» стал достоянием и нашего читателя.