|
Игорь Северянин
1887–1941
Игорь Северянин (1887–1941), настоящие имя и фамилия Игорь Васильевич Лотарев, русский поэт. Родился 4 (16) мая 1887 в Петербурге в семье офицера. Из-за сложных отношений между родителями провёл отрочество в Сойволе близ города Череповца Новгородской губернии, где находилась усадьба дяди. Учился в Череповецком реальном училище, затем уехал на Дальний Восток, где его отец получил место коммерческого агента. Жизнь на Дальнем Востоке в годы русско-японской войны способствовала тому, что среди любовной лирики, которую начал писать Северянин, появились стихи на патриотические темы.
К 1913 году, согласно его собственной анкетной записи, Северянин издал 35 стихотворных книг, каждая из которых состояла из двух страниц. В ранних стихах ощутимо влияние поэтов К. Фофанова и М. Лохвицкой. В отличие от многих поэтов Серебряного века, Северянин избежал влияния символистов. В 1911 организовал в Петербурге литературную группу «Ассоциация эгофутуристов», в которую вошли И. Игнатьев, К. Олимпов, В. Гнедов, Г. Иванов и др. Программа эгофутуристов, сформулированная Северяниным, предусматривала самоутверждение личности, поиски нового без отвергания старого, смелые образы, эпитеты, ассонансы и диссонансы, осмысленные неологизмы и т.п. Сам Северянин создал множество поэтических неологизмов: безгрезье, чернобровье, лесофея, ветропросвист, лилиебатистовая… Впоследствии В. Маяковский признавал, что многому научился у него в сфере словотворчества. Вскоре Северянин расстался с эгофутуристами, на некоторое время примкнул к кубофутуристам, но и этот союз длился недолго. В 1913 году Северянин издал в московском издательстве «Гриф» свою первую большую книгу стихов, «Громокипящий кубок» с предисловием Ф. Сологуба. Строфа стихотворения Ф. Тютчева дала название сборнику. В первой части сборника, «Сирень моей весны», детская чистота и непосредственность чувств сочеталась с манерным эстетизмом. Вторая часть, «Мороженое из сирени», была посвящена теме вмешательства цивилизации в мир естественных человеческих отношений. Персонажами стихотворений этой части сборника были «грезэрки», «эксцессерки», «экстазеры» и другие обитатели вывернутого наизнанку современного мира. В третьей части, «За струнной изгородью лиры», поэт обретал идеал в искусстве и облагороженной человеком природе. Северянин утверждал в стихах мысль о том, что мир спасется благодаря красоте и поэзии. Четвертая часть сборника – поэтический манифест эгофутуризма. «Я царь страны несуществующей», – сказал Северянин в этой части «Громокипящего кубка». В его поэзии прекрасная несуществующая страна называлась Миррэлия (в честь Мирры Лохвицкой). Выход «Громокипящего кубка» сделал Северянина кумиром читающей публики. В течение двух лет книга выдержала семь изданий. Северянин сознательно культивировал свой образ изысканного поэта-кумира. Он появлялся на поэтических вечерах с орхидеей в петлице, называл свои стихи «поэзами», читал в напевном ритме, отвечавшем их ярко выраженной музыкальности. «Поэт и его слава» – эта тема заняла важное место в творчестве Северянина. Ему принадлежат знаменитые строки: «Я, гений Игорь Северянин, / Своей победой упоен: / Я повсеградно оэкранен! / Я повсесердно утвержден!» Однако лирический герой поэз Северянина существенно отличался от самого поэта. Его близкий друг Г. Шенгели вспоминал: «Игорь обладал самым демоническим умом, какой я только встречал... Игорь каждого видел насквозь, непостижимым чутьём, толстовской хваткой проникал в душу, и всегда чувствовал себя умнее собеседника...». Северянин утверждал право поэта быть аполитичным и писать так, как это ему свойственно, вне зависимости от общественных событий. В разгар Первой мировой войны выпустил сборник «Ананасы в шампанском» (1915), образный строй которого соответствовал названию. После Октябрьской революции Северянин поселился в Эстонии. Жил в уединении в рыбачьем посёлке Тойла. Ему удалось издать несколько поэтических книг, в числе которых « Падучая стремнина. Роман в стихах» (1922), « Соловей» (1923) и др. В стихотворении «Классические розы» (1925) Северянин пророчески написал: «Как хороши, как свежи будут розы, / Моей страной мне брошенные в гроб!» Несмотря на то, что Северянина считали «буржуазным», в 1918 на вечере в Политехническом музее в Москве он был назван «королём поэтов», победив Маяковского. Многие его стихи были положены на музыку и исполнялись А. Вертинским. Умер Северянин в Таллинне 20 декабря 1941. Свернуть...
Фотоальбом
Поэты России: ХХ век. Игорь Северянин
Документальный фильм о жизни поэта
1.
Поэты России: ХХ век. Игорь Северянин
Документальный фильм о жизни поэта
2.
Гении и злодеи. Игорь Северянин
Документальный фильм. Россия. 2008 год
3.
Розы для короля. Игорь Северянин
Документальный фильм. Россия, 2009 г.
4.
Игорь Северянин. Жизнь и творчество
Русская литература. Лекции
5.
Игорь Северянин.
Проект «Живая поэзия». Читает Константин Хабенский
СТИХИ
БИОГРАФИЯ ИГОРЯ СЕВЕРЯНИНА
А.Л. КОШЕЛЕВА Игорь Васильевич Лотарёв (гражданское имя поэта) (1887-1941) родился 16 мая в Петербурге. Мать, Наталия Степановна Шеншина, в первом браке Домонтович, после смерти мужа-генерала вышла замуж вторично: за поручика Василия Петровича Лотарёва. Образование будущий поэт получил в Реальном училище в Череповце. С детства очень любил театр. Стихи сочинять начал с восьми лет. В автобиографических заметках «Образцовые основы» Северянин писал: «С 1896 года до весны 1903 года я провёл преимущественно в Новгородской губернии, живя в усадьбе «Сойволе», расположенной в 30 верстах от Череповца, затем уехал с отцом в Порт Дальний на Квантуне, вернулся с востока 31 декабря 1903 года в Петербург и начал посылать по различным редакциям свои опыты, откуда они, в большинстве случаев, возвращались мне регулярно». ЯЗЫК ПРИРОДЫ В ПОЭЗИИ ИГОРЯ СЕВЕРЯНИНА
Сергей ФОЛИМОНОВ В мировоззрении поэта картина мира представала как противопоставление двух начал: умственной культуры (с ней связан уже упомянутый нами город) и первозданной жизни природы, космоса, язык и смысл которых способна понять только «вселенская душа» поэта. Исходя из этой посылки и следует воспринимать всё, созданное Северяниным. Природа как объект изображения и осмысления в художественном мире северянинской поэзии всегда подчинена конкретным творческим задачам. Это, впрочем, не означает, что мы не найдем у него ярких зарисовок с натуры, сделанных от полноты чувств. И всё-таки чаще всего пейзажная картина – это приём, символ, хотя и один из самых главных в арсенале его поэтики. |
|
|