Русская поэзия начала - середины XX века | Ярослав Смеляков
Ярослав Смеляков
1913–1972
Ярослав Васильевич Смеляков – русский советский поэт, критик, переводчик. Родился 26 декабря 1912 года (8 января 1913) в Луцке (ныне Украина). Главные темы его произведений – патриотизм, романтика юности, труд, преемственность поколений, сочетание лирической патетики с разговорными интонациями и юмором. Суровый жизненный опыт Смелякова как жертвы политики репрессий отразился в стихах-новеллах, стихах-воспоминаниях. Лауреат Государственной премии СССР. Умер 27 ноября 1972 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Отец Ярослава Смелякова работал на железной дороге. Детство мальчика прошло в деревне, где он окончил начальную школу. Затем учился в Москве в школе-семилетке.
Первые свои стихи Ярослав публиковал в стенгазете фабрично-заводской школы, где учился на полиграфиста. Посещая литературные кружки при «Огоньке» и «Комсомольской правде», он был отмечен Михаилом Светловым и Эдуардом Багрицким.
Первая книжка стихов Смелякова вышла в 1932 году под названием «Работа и любовь». Затем был сборник «Стихи». В них поэт воспевал новый быт и ударный труд, посвящая свои произведения главным образом заводской молодёжи. Его стих отличался свободным использованием разговорных ритмов и интонаций, своеобразным сочетанием лирики и юмора, романтической приподнятостью.
В 1934 году он был репрессирован. Вышел на свободу в 1937 году. Во время Второй мировой войны воевал на Северном и Карельском фронтах, попал в плен к финнам. После освобождения из плена в 1944 году Смеляков попал в лагерь, где провёл несколько лет. После освобождения въезд в Москву ему был запрещён. Работал в многотиражке на подмосковной угольной шахте.
Благодаря Константину Симонову, замолвившему слово за Смелякова, ему удалось вновь вернуться к писательской деятельности, и он продолжил публиковать стихи. В 1948 году вышла книга «Кремлёвские ели».
В 1951 году по доносу Смеляков вновь был арестован и отправлен в заполярную Инту, где просидел до 1955 года, возвратившись домой по амнистии.
В последующие годы он продолжает писать, вскоре выходит его поэтический сборник «Избранные стихи» (1957) и поэма «Строгая любовь» (1956), посвящённая молодежи 1920-х годов. Поэма, частично написанная ещё в лагере, получила широкое признание. Данные произведения отличаются простотой и ясностью стиха, в которых ощущается тяготение автора к монументальности изображения и социально-историческому осмыслению жизни.
В произведениях позднего периода эти тенденции получили наиболее полное развитие. Одной из основных тем творчества Смелякова стала тема преемственности поколений и комсомольских традиций – это сборники «Разговор о главном» (1959), «День России» (1967), «Товарищ Комсомол» (1968), «Декабрь» (1970), комсомольская поэма «Молодые люди» (1968) и другие. Посмертно были изданы «Моё поколение» (1973) и «Служба времени» (1975).
Также Смеляков занимался переводами с украинского, белорусского и других языков, он автор публицистических и критических статей. Лауреат Государственной премии СССР, премии Ленинского комсомола, награждён 3 орденами. Песню на стихи поэта «Если я заболею» исполняли Юрий Визбор, Владимир Высоцкий и другие.    Свернуть...
Фотоальбом
Ярослав Смеляков. Магистрали жизни
Фильм режиссёра Евгения Суллы
Сортировать:
по популярности
1. Ярослав Смеляков. Магистрали жизни   Фильм режиссёра Евгения Суллы
2. Ярослав Смеляков. Фотоальбом  Уникальный альбом на основе фотографий выдающегося русского поэта Ярослава Смелякова (1913-1972) из фондов Новомосковского историко-художественного музея, из личных архивов Т.Н. Рудко и А.Д, Смелякова, племянника поэта (с разрешения всех правообладателей)
СТИХИ
ЯРОСЛАВ СМЕЛЯКОВ НА УГРЕШСКОЙ ЗЕМЛЕ
Елена ЕГОРОВА

Детство и юность


Судьба Ярослава Смелякова непроста и во многом трагична. Родился он в городе Луцке Волынской губернии 26 декабря 1912 года/8 января 1913 года. Его отец Василий Смеляков работал весовщиком на железнодорожной станции, мать Ольга Васильевна вела домашнее хозяйство, воспитывала троих детей. Младший сын Ярослав особенно любил её. С Луцком связаны первые детские воспоминания будущего поэта:
Я родился в уездном городке
и до сих пор с любовью вспоминаю
убогий домик, выстроенный с краю
проулка, выходившего к реке.
Мне голос детства памятен и слышен.
Хранятся смутно в памяти моей
гуденье липы и цветенье вишен,
торговцев крик и ржанье лошадей.
Ярослав был ещё маленьким ребёнком, когда к Луцку приблизился русско-немецкий фронт, и семья Смеляковых уехала в деревню под Воронеж, на родину матери. Здесь мальчик пошёл в начальную школу. Знакомство с шедеврами русской поэзии, особенно с поэмами Лермонтова «Мцыри» и «Песнь о купце Калашникове» потрясло воображение Ярослава. Лет с десяти он начал писать стихи.
Семья Смеляковых жила, как и все, бедно. Особенно трудно стало после смерти отца в начале 1920-х годов. К тому времени старшие брат с сестрой обосновались в Москве, где учились в университете. Одиннадцатилетнего Ярослава мать послала к ним для продолжения учебы в семилетней школе, а вскоре и сама, к радости сына, перебралась в Москву.
В 1930 году после окончания семилетки на бирже труда подростков Смеляков получил направление в полиграфическую фабрично-заводскую школу имени Ильича. «В стенах этой школы, помещавшейся в Сокольниках, все мы с упоением дышали комсомольской атмосферой начала пятилеток», писал поэт в автобиографии. Он помещал свои стихи в стенгазетах, участвовал в выступлениях агитбригады, посещал занятия литературного кружка при газете «Комсомольская правда», поэтические вечера в Доме печати и Доме ученых. Значительное влияние на его раннее творчество оказали стихи Владимира Маяковского, на выступлениях которого он несколько раз бывал.
Другим его кумиром был поэт Михаил Светлов, с которым его свёл случай. Ярослав принес своё стихотворение «Баллада о числах» в молодёжный журнал «Рост», но случайно перепутал дверь и оказался прямо в кабинете главного редактора журнала «Октябрь» Светлова. Он неожиданно для начинающего поэта принял стихотворение в печать. Спустя небольшое время Смелякова, кончившего ускоренный курс машинных наборщиков, направили в 14-ю типографию Полиграфиздата. Буквально на третий день работы к нему в набор случайно попали страницы «Октября» с его стихотворением.
Ярослав всё больше и серьёзнее занимается поэтическим творчеством, посещает занятия литературного объединения при журнале «Огонёк», проходившие раз в 10 дней под руководством писателя Ефима Зозули и главного редактора журнала Михаила Кольцова. Лучшие произведения молодых авторов, в том числе Смелякова, широко печатались на страницах «Огонька», а в 1932 году в библиотечке журнала вышла первая маленькая книжечка его стихов.

НЕ ПРЯЧА ГЛАЗ, НЕ ОТВОДЯ ЛИЦА...
Геннадий КРАСНИКОВ

Очерк

Такой вот феноменальный случай. Даже и по нынешним либерально-завиральным временам – идеологически чуждая веку сему демонстративная советскость поэзии Ярослава Смелякова, казалось бы, вопреки всякой логике ничуть не убавляет интереса к его судьбе и творчеству. К тому самому Смелякову, автору знаменитых стихов «Если я заболею…», «Любка», «Хорошая девочка Лида», «Я не знаю, много или мало...», «Кладбище паровозов», «Памятник» («Приснилось мне, что я чугунным стал…»), «Русский язык», «Пётр и Алексей», «Милые красавицы России», «Манон Леско», «Ксения Некрасова», «Ты себя под Лениным чистил…», «Три витязя», «Элегическое стихотворение» («Вам не случалось ли влюбляться…»), «Судья» («Упал на пашне у высотки…», «Земляки» («Когда встречаются этапы…»), «Голубой Дунай», «Надпись на “Истории России” Соловьёва»… К Смелякову, над гробом которого Константин Симонов произнёс: «Он был самым талантливым из всех нас», и который в присущей ему манере («с раздражённой добротою») к концу жизни мог мрачновато шутить: «Мне надоело возиться с молодыми: Чуева вести от сталинизма, а Евтушенко к коммунизму!..»  Правда, уже в другой раз он не менее язвительно (будто о сегодняшних Познерах, Чубайсах и Немцовых) как бы закольцует предыдущий пассаж: «Почему я всю жизнь пишу за Советскую власть (читай: за Россию! – Г.К.), и у меня двухкомнатная квартира, а Евтушенко пишет против Советской власти (читай: против России! – Г.К.), и у него сто квадратных метров?» Дело, разумеется, не в банальных «квадратных метрах», а во всегдашнем подлом пренебрежении власти к тем, кто честно и бескорыстно служит стране (этой несправедливости Смелякову довелось хлебнуть полной мерой!). «Трижды зек Советского Союза» (И. Фоняков), на одном из судов он, принимая  очередной неправый приговор, выразит всю трагическую глубину разрыва между ним и властью: «Я говорю как со дна океана…»