|
Дымковская игрушка
Поздравительный фильм к юбилею предприятия
1.
Дымковская игрушка
Поздравительный фильм к юбилею предприятия
2.
Дымковская игрушка. Сказки из глины и дерева
3.
Живая сказка
Мастерица дымковской игрушки З.В. Пенкина
4.
И оживает старая Вятка
Мастерица дымковской игрушки Нина Суханова
5.
Все краски лета
Мастерицы дымковской игрушки
6.
Дымковская игрушка. Вчера, сегодня, завтра
7.
Вятская баркарола
1994 г.
8.
Дымковская игрушка
Дипломная работа Марины Литвиновой
9.
Дымковская игрушка
10.
Как сделать дымковскую игрушку
Мастер-класс
11.
Изготовление дымковской игрушки
ИСТОРИЯ ДЫМКОВСКОГО ПРОМЫСЛА
Дымковская игрушка упоминается в летописях в XV – XVI вв. Возник промысел в слободе Дымково на низком правом берегу реки Вятки возле города Хлынова-Вятки. В конце XIX – начале XX вв. игрушка представляла собой одиночные самостоятельные фигурки людей, животных, птиц, свистульки, несущие в себе древние языческие образы – представления людей о мире. Все древние игрушки этого направления отличались одной общей деталью: они могли издавать шум: свист, грохот, треск. Дымковская игрушка – одна из разновидностей этих шумовых инструментов. Считалось, что злые духи не любят шум. Особенно это значимо при наступлении весны, когда приходит пора посевной и злые духи не нужны на полях и огородах. Отсюда и традиция вятичей (славянского племени из этих мест) устраивать перед весенним выходом в поле праздник «Свистопляску».
В народе игрушку называли ласково и нежно – «дымка». Откуда же такое удивительное название? Глиняные игрушки делали зимой и ранней весной. Чтобы обжечь игрушки, печи топили до поздней ночи, и вся слобода была в дыму, в дымке. От этого и возникло название «Дымково», а игрушки стали называть дымковскими. Изготовляли игрушки в слободе Дымково целыми семьями, копали и месили глину, вручную толкли и растирали краскотёрками комовой мел, с осени до весны лепили, сушили и обжигали. Ближе к началу ярмарки «Свистуньи-свистопляски», которая проходила в четвертую субботу после Пасхи, игрушки белили мелом, разведённым на снятом коровьем молоке, красили яичными красками, украшали большими пятнами золотистой потали. А затем на лодках привозили яркий самобытный товар в город Вятку на праздник, радуя своим искусством детей и взрослых. Будучи очевидцем, вятский писатель В.В. Лебедев рассказал в «Вятских записках»: «Когда попадаешь на площадь и идёшь среди свистящей толпы, кажется, что идёшь по воздуху. У всех смеющиеся и какие-то дерзкие лица. Идущие люди бережно держат перед лицами глиняную небольшую игрушку, ценой в три или пять копеек, изображающую двухголового зверя или барана с золотыми пятнами на боках. В хвост этому барану и свистят…».Сейчас этот праздник, существовавший до 1920-х гг., утрачен, но представление о нём дают творческие композиции дымковских мастериц разных поколений ХХ и начала ХХI вв. Первоначально дымковская игрушка была свистулькой, на которой можно было воспроизвести несложную мелодию или наигрыш. Позже свистульки постепенно уступили место простой, но очень яркой игрушке для продажи. Происходит изменение её значения: из обыкновенной игрушки-свистульки превращается в произведение искусства, дошедшее к нам из «старины глубокой». В середине XIX в. под влиянием городского быта и фарфоровой пластики в дымковском промысле складывается свой стиль. Если зооморфные свистульки, связанные с языческим ритуалом, ещё длительное время сохраняли архаичные черты, то другие изделия превратились в подобие фарфоровых статуэток: барышни в платьях с кринолинами, дамы в пелеринах с зонтиками, кавалеры, солдаты. Позднее круг тем расширился за счёт внесения в игрушку новых бытовых и сказочных сюжетов. Было разработано большое количество орнаментов и цветовых сочетаний. Благодаря своей простой пластике, простоте узоров, яркости палитры дымковская игрушка широко изучается и используется в детском творчестве, воплощаясь в виде рисунков, изделий из глины и других материалов. Колоритные наряды дымковских барынь нашли отражение и в коллекциях современных модельеров. ХРАНИТЕЛЬНИЦЫ ДЫМКОВСКОГО ПРОМЫСЛА
На протяжении веков складывалась потомственная традиция изготовления глиняной свистульки именно по женской линии, передаваемая от матери к дочери. Цветная глиняная лепнина была для игры, для забавы, для сердца. Постепенно складывались и династии мастериц дымковской игрушки: Мезрины, Никулины, Пенкины, Кошкины… Каждая из них имела свои особенности изделий в форме и пропорциях, колорите и орнаментах. Здесь, в Дымковской слободе, в XIX в. жили и работали от 30 до 50 семей игрушечниц. От каждой из них пошла ветвь продолжения промысла, и они, переплетаясь, так и растут вместе, являя миру вечное чудо дымковской игрушки.
ДИНАСТИЯ ПЕНКИНЫХ
Старейшая мастерица дымковской игрушки Е.И. Пенкина (1882 – 1948 гг.) так вспоминала свое детство:
«Все горожане шли на Свистунью с детьми – три дня ребята свистели в свистульки, дудки дома, на улице – и получали всяких игрушек на целый год. Отец с матерью, бывало, тоже продаёт свои глиняные игрушки – сунет нам денег на сласти – конфеты, пряники, а пряники были особенные – привозили их из Архангельска – больше из чёрного теста с белым сахаром, фигурные...».Елизавета Ивановна Пенкина активно разрабатывала сказочную тему (в росписи с 1938 г., ей помогали мастерицы Л.Н. Никулина (1906 – 1961 г.г.) и Е.И. Косс-Деньшина (1901 – 1979 гг.). Немалую роль здесь сыграл 100-летний юбилей А.С. Пушкина, который подсказал близкие каждому русскому человеку сказочные образы. У Пенкиной появились композиции «У Лукоморья», «Баба-Яга», где возникла сказочная избушка на курьих ножках. Традиции Елизаветы Ивановны Пенкиной продолжила её золовка Зоя Васильевна Пенкина (на фото). Зоя Васильевна Пенкина (1898 – 1988 г.г.) начала самостоятельно работать в 1935 г. В 1950 гг. расширяется круг сюжетов и образов в творчестве мастерицы. А её полноправный соавтор, дочь В.В. Киселёва, на протяжении более чем двадцати лет в каждом произведении матери выявляла главное в теме и сюжете точно подобранным колоритом. Удивительная фантазия позволяла З.В. Пенкиной создать свой образ нарядной барыни с высокой прической, «одетой» в разнообразные шляпы с украшениями, в платья с множеством оборок, расположенных ярусами, с воланами и бантиками. В 1961 г. появился у Зои Васильевны Пенкиной её истинный шедевр – фигура «Многодетная мать». Здесь получила развитие традиционная в глиняной игрушке тема материнства. Перед нами предстает образ няньки-кормилицы в высоком кокошнике, в кофте с пышными рукавами, к основанию-юбке которой присоединены детские фигурки «мал мала меньше». В руках она держит еще двух спелёнутых младенцев. Монументальность и спокойствие наполняют эту композицию с её удивительным ритмом в размещении фигур, соотношении масс, а также в многократном повторении округлых линий, образованных головками детей, в крае кокошника и передника. 1960 – 1970-е гг. явились периодом расцвета таланта З.В. Пенкиной. Она смело бралась за многие новые темы, разрабатывала из варианты. Работала Зоя Васильевна много, быстро, «рассказывая» в лепке руками и одновременно комментируя вслух свои композиции. Жизнерадостный, наивный характер Пенкиной, её чувства отражались в живой трепетной глине, оставлял следы пальцев мастерицы. С 1967 г. Зоя Васильевна – член СХ СССР, лауреат Гос.премии им. Репина. ДИНАСТИЯ АННЫ МЕЗРИНОЙ
Успехи Зои Васильевны Пенкиной и всех других мастериц дымковской игрушки неразрывно связаны с Анной Афанасьевной Мезриной (1853 – 1938 гг.), творчество которой стало связующей нитью между прошлым и будущим дымковского промысла. Ведь к концу XIX в. встала серьезная угроза существования старинного дымковского промысла. В слободе Дымково в противовес глиняной игрушке расцветали мастерские по изготовлению гипсовых изделий, пользующихся большим спросом у местного населения и на ярмарках в других крупных городах. Часть мастериц подрабатывали «на гипсах», занимаясь их раскраской. Лишь только одна мастерица продолжала по старинке лепить из глины игрушки. Это и была Анна Афанасьевна Мезрина. Своеобразие авторского почерка ощутимо уже в первых её произведениях. Самые ранние игрушки, которые известны по музейным собраниям, – барыни и дамы под зонтиками, барыня и кавалер на прогулке, водоноска, няня с детьми. Их выделяет тонкослойность глины, удивительная грация поз, несколько сумрачная, но интересная в сочетаниях цветов окраска. Достаточно подробно переданы костюмы: пышные юбки и кофты в талию у барынь; сюртук с фалдами у кавалера. Живые позы, выразительные жесты рук, а особенно – удивлённое выражение лица сразу выделяют работы Мезриной из множества других.
Анна Афанасьевна обучила этому искусству двух своих дочерей Александру Ивановну Мезрину (1874 – 1934 гг.) и Ольгу Ивановну Коновалову (1886 – 1979 гг.). И от них нить мастерства потянулась к другим мастерицам дымковской игрушки. ДЕНЬШИН ОТКРЫЛ РОССИИ ИГРУШЕЧНЫЕ ДИНАСТИИ
Талант Анны Афанасьевны Мезриной привлёк внимание А.И. Деньшина (1893 – 1948 гг.) – вятского художника-пейзажиста, энтузиаста-подвижника и тонкого знатока всего дымковского ремесла. Именно Алексей Иванович Деньшин сыграл решающую роль в судьбе возрождения всего промысла и в частных судьбах отдельных игрушечниц (Е.А. Кошкина на фото с А.И. Деньшиным).
Любовь к народному искусству вылилась у А.И. Деньшина в серьёзную работу «по собиранию и зарисовками образцов вятских народных художественных изделий». После революции 1917 г. А.И. Деньшин, боясь гибели дымковского промысла, создаёт рукотворные альбомы «Вятская глиняная игрушка в рисунках» (1917 г.), «Вятская глиняная игрушка. Куклы нарядные» (1919 г.), «Вятские старинные глиняные игрушки» (1926 г.), вышедшие в Вятке и Москве небольшими тиражами, сразу же став библиографической редкостью. Они были, впоследствии, незаменимым материалом для изучения традиций промысла мастерицами всех поколений. Художник также собирал и отвозил в музеи Москвы и Петербурга первые коллекции дымковских игрушек. Так вся Россия узнала о вятском дымковском промысле. АРТЕЛЬ «ВЯТСКАЯ ИГРУШКА»
В 1930-е гг. пришёл долгожданный успех: возросла популярность дымковской игрушки. Публикации в различных газетах, заказы столичных музеев на коллекции игрушек, участие на Всемирных выставках в Париже и Нью-Йорке. Деньшин сумел уговорить потомственных мастериц А. Мезрину, Е. Пенкину, Е. Кошкину не бросать ремесло и организовать артель «Вятская игрушка». Алексей Иванович сумел заинтересовать этим искусством и молодое поколение (на фото: старейшие мастерицы и поколение 1950-х гг.).
КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: Следующий период 1960 – 80 гг. по праву называют «периодом успеха». Ещё больше расширился круг сюжетов и тем. В это время наблюдался необыкновенный взлет интереса к искусству мастериц. Коллектив промысла составляли около 60 человек. Игрушка в большом количестве шла на экспорт. Смотрите слайд-шоу «Мастера дымковского промысла». ОСОБЕННОСТИ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ
За 400 лет развития промысла устоялись сюжеты дымковской игрушки, закрепились постоянные оформительские приёмы и определённая цветовая гамма. Традиционными и постоянно повторяющимися в дымковской игрушке являются всадники, петухи, женские фигуры в расширяющихся книзу колоколообразных юбках и высоких головных уборах – кокошниках, именуемые няньками, кормилицами, барынями, водоносками. Дымковские индюки и кони реальны и фантастичны в одно и то же время. Индюк с пышным веерообразным хвостом, конь в ярко-синих яблоках-кругах, у козла красные с золотом рога. Во всех этих наивных и красочных образах так и видятся присущие русскому народу простодушие, удаль, оптимизм, склонность к сказочной, песенной интерпретации действительности. В женских фигурах большое значение имеют выразительные детали: нарядные прически, головные уборы, оборки на рукавах, передниках, пелеринки, муфты, зонтики, сумочки.
Вплоть до сегодняшнего дня дымковская игрушка изготавливается вручную, каждая игрушка – неповторимая авторская работа. Сами фигурки высотой в среднем 15 – 25 см. Кроме древних образов (свистулька, женская фигура, птица, животное), каждое новое поколение мастериц вносило свое понимание в отражение конкретной действительности, а также обращалось к прошлому. Можно выделить основные темы, распространённые в дымковской игрушке: историческая, бытовая (провинциальный город и деревня), сказочно-былинная, литературная, музыкально-фольклорная (сказки, былины, песни, частушки), архитектура, пейзаж. Все это тематическое и сюжетное разнообразие выражается не только в круглой пластике, но и в рельефе. КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: Дымковской игрушке чужды полутона и незаметные переходы. Неразбавленные яркие краски создают ощущение радости жизни. Узоры имеют простые геометрические формы: круги, клетку, волны. В каждой игрушке может быть использовано до 10 цветов, часто с добавлением золота. Вся она – бьющая через край полнота ощущения радости жизни. Особенно она хороша в паре, и в группе с другими, в близком соседстве со своими братьями и сёстрами из слободы на реке Вятке. Смотрите слайд-шоу "Особенности дымковской игрушки".
Искусствовед А.Б. Салтыков, который в 30-х г.г. прошлого века возродил
гжельский керамический промысел, говорил о дымковском промысле, что
дымковская игрушка как «всякий гротеск и декоративная фантазия» находит
себе оправдание «в возбуждаемых ею жизнеутверждающих чувствах, а не в
изображении действительно существующих предметов». Именно поэтому нас
продолжают волновать дымковские дамы и барыни, всадники и козлы, индюки и
медведи.
Мы ищем в них не достоверности, а неповторимости, того особого поэтичного мира образов, который обогащает нашу жизнь, а её приметы оплодотворяет фантазией. Дымковская игрушка близка нам своим художественным содержанием, меткостью характеров, остроумной шуткой, чувством радости жизни. В этом непреходящая ценность уникального дымковского искусства, неподвластного времени. КАК СЛЕПИТЬ ДЫМКОВСКУЮ ИГРУШКУ
Искусство лепки дымковской игрушки основано на приёмах потомственной мастерицы А.А. Мезриной, которые легли в основу монографий художника А.А. Деньшина. Изготовление игрушки начинается с глины. Требуется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Подготовленная глина после вымешивания и разминания не должна липнуть к рукам и инструменту, но в неё легко должен проникать палец.
Пластической основой для всех женских фигурок является ступка-колокол – устойчивое основание, и в то же время пышная юбка. Эту часть фигурки получают либо спирально-кольцевым методом, либо сворачиванием пласта, либо из шара путём обминания комка глины вокруг указательного пальца. Ступка достаточно приземиста и широка в основании, высота ее чуть больше половины общей высоты фигурки барышни. К ступке прикрепляют торс, а к нему – шарик-головку, скатанные калачиком руки и другие лепные детали одежды и головного убора, характерные для композиции. Вместе с головкой лепится маленький шарик – бугорок носа, едва выступающий на довольно плоском лице, но придающий всем дымковским игрушкам характерную особенность. Мужские образы лепят несколько по-другому. Разница заключается в том, что торс с головкой прикрепляют не к ступке, а к двум толстым, соединенным наверху «колбаскам», немного суженным книзу на конус. Загнув эти колбаски, получают ножки фигурки. Соответственно шляпа и завитушки волос, прикрепляемые к голове, будут несколько иной формы, чем у женских образов. Туловище животных напоминает усечённый конус, к более узкой части которого прикрепляют голову с шеей. Ножки животных – четыре одинаковые колбаски, чуть суженные книзу, прикрепляют к торсу животного, хвост и рога лепят отдельно и прикрепляют позже других деталей. КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: Вылепленные игрушки высушивают при комнатной температуре от двух-трех дней до двух недель (в зависимости от размера). Затем их обжигают. Прежде обжиг проводили прямо в русской печи. Теперь же – в электрических муфельных печах при температуре 700 – 800 градусов. Обожженные до красно-раскалённого состояния и остывшие в печи игрушки покрывают ослепительно белым слоем мела, разведённого на снятом молоке. По этой побелке выполняют яркую многоцветную роспись. Смотрите слайд-шоу «Как слепить дымковскую игрушку». РОСПИСЬ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ
Отличительной особенностью дымковской игрушки являются её формы и стилистика росписи. В росписи игрушек никогда нет полутонов и цветовых переходов. Это придаёт не только яркость и контраст, но и психологически вызывает только позитивные эмоции. При кажущейся сложности орнамента, технические приёмы росписи игрушки довольно просты. Для создания композиции используются комбинации простых геометрических форм – точка, круг, полоса, клетка. Поэтому и возникает ощущение, что дымковскую игрушку как будто расписала рука ребёнка.
Что ещё отличает «дымку» от др. расписных игрушек? Различные сочетания одинаковых мотивов создают впечатление богатого разнообразия узоров игрушки. Нарядную пестроту дымковских фигурок дополняют ромбики из потали (тончайшие листочки из сплава и цинка, имитирующие золото). Такое украшение, сверкающее позолотой, увидишь только на дымковских игрушках. Вместе с этим в дымковском узоре своеобразно запечатлелись особенности естественной окраски животных; яблоки в виде цветных кружочков, колец, точек на крупах лошадей, оленей, коров и коз. К особенностям росписи относится и простая, ясная, пластическая форма, обобщённость силуэта, яркая орнаментальная роспись по белому фону. Узор наносится в свободной кистевой манере. Особенно разнообразно и нарядно орнаментируют юбки, фигуры животных. Цвета росписи сочетаются по принципу контраста и взаимного дополнения; многоцветие подчёркнуто присутствием белого и чёрного цветов и дополнено блестящими квадратиками сусального золота (теперь – медный поташ), наклеенными на головные уборы и воротники дам, эполеты и кокарды военных, пышные хвосты индюков и т.д. В росписи игрушек традиционно используются яркие краски: синяя, красная, оранжевая, жёлтая, малиновая, синяя, голубая, изумрудная, зелёная и в очень небольшом количестве коричневый и чёрный цвета. Жёлтая краска дополнялись кусочками золотой и серебряной потали. Краски, растертые на яичном желтке, звучат приглушённо, как бы отдавая грунту часть своего цвета. При этом важно знать значение цвета. Зелёный цвет в народном представлении связан с понятием жизни, символизирует природу, землю, пашню. Белый всегда был связан с понятием нравственной чистоты, правды и добра. Чёрный говорит о горе, неправде, зле. Красный цвет не только символ огня, но и красоты, силы, славы, здоровья. Голубой – цвет неба. СОЮЗ ХУДОЖНИКОВ С МАСТЕРИЦАМИ ПРОМЫСЛА
Большая часть нынешних мастериц дымковской игрушки трудится в «Союзе художников России – Народный художественный промысел «Дымковская игрушка», который ведёт своё начало от артели «Вятская игрушка». Артель возникла в 1933 г. В 1939 г. бригада мастериц артели в составе Е.А. Кошкиной, Е.И. Пенкиной, О.И. Коноваловой и З.Ф. Безденежных под руководством А.И. Деньшина участвовала в оформлении зала Кировской области в павильоне «Ленинград – Северо-Восток» на открытии Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве. Пресса в те годы писала: «Красочное многоцветье изображений людей, животных и птиц отчётливо выделяется на белой поверхности стен, сохраняя как в красках, так и в формах всю присущую для дымковской игрушки выразительность примитива».
Великая Отечественная война нанесла большой удар возрождавшемуся дымковскому промыслу. Мастерицы остались без работы. Но в 1942 г. производство игрушек было возобновлено. Алексей Деньшин писал в газете: «Дымковская игрушка являлась тогда доказательством несокрушимости русского народного духа, проявленного и в области народного изобразительного искусства». В 1948 г. в Вятке открылась игрушечная мастерская Художественного фонда. Дымковские мастерицы: Е.И. Косс-Деньшина, З.В. Пенкина, Л.С. Фалалеева, Н.П. Трухина и другие, сохраняя традиционные приемы лепки и росписи, старались разнообразить сюжеты, сделать игрушку более нарядной. В 1958 г. художественный промысел дымковской игрушки вошёл в структуру Союза художников РСФСР, преемником которого и стал нынешний Союз художников России. В 1967 г. группа мастериц (З.В. Пенкина, Е.З. Кошкина, Е.И. Косс-Деньшина, О.И. Коновалова) получили звание Лауреатов Государственной премии РСФСР имени И.Е. Репина «за создание образцов дымковской игрушки, развивающих традиции русского народного творчества». Кроме того, они были награждены многочисленными дипломами, почетными грамотами и медалями. Среди нынешних мастериц игрушки – три заслуженных художника России – Л.С. Фалалеева, Н.П. Трухина, А.В. Кузьминых, остальные почти все члены ВТОО «Союз художников России». Кировское городское отделение «Союз художников России – Народный художественный промысел «Дымковская игрушка» – продолжает добрые традиции сохранения и развития древнего вятского промысла.
МУЗЕЙ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ
В 2011 г. в Кирове открылся музей – «Дымковская игрушка: история и современность» в здании самого промысла. За это время тысячи и тысячи ценителей дымковской игрушки из разных мест России воочию ознакомились с традициями древнего ремесла, с творчеством отдельной мастерицы прошлого и настоящего, увидели, как рождается знаменитая вятская дымковская игрушка в руках мастерицы. Музей обладает большой интересной коллекцией дымковской игрушки (более 700 экспонатов), которая всё время пополняется.
Экспозиция музея раскрывает этапы развития дымковского промысла на протяжении ХХ в. до сегодняшнего дня. Здесь представлены работы прославленных старейших мастериц дымковской игрушки, таких, как З.В. Пенкина, Е.З. Кошкина, З.Ф. Безденежных, Л.Н. Никулина, О.И. Коновалова, Е.И. Косс-Деньшина. В музее можно познакомиться с творчеством других поколений мастериц, пришедших в промысел, начиная с середины 1950-х до 1980-х гг. Сейчас каждая мастерица, работающая в организации, имеет уникальную возможность сделать свою персональную выставку в стенах промысла. В музее проходят различные тематические выставки, где представлены творческие работы современных мастериц, проходят мастер-классы, юбилейные встречи и круглые столы по проблемам жизни дымковского промысла. Здесь можно заказать экскурсию, встретиться с мастерицей или посмотреть фильмы разных лет по творчеству мастериц разных поколений. Адрес: г. Киров, ул. Свободы, 67, 4 этажКОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: Одной из интереснейших частей экспозиции стала большая настенная фреска известного Народного художника России, лауреата Государственной премии Виктора Харлова. Роспись раскрывает историю народного промысла, слободу Дымково. Здесь же расположились портреты известных мастериц. Смотрите слайд-шоу «Музей дымковской игрушки». «СЕМЬЯ» ПОСЕЛИЛАСЬ В КИРОВЕ
Уже третий год в центре Кирова у театра кукол горожан и гостей города встречают на скамейке барыня с младенцем, мальчик со свистулькой и бравый молодец с гармошкой – всё это и составляет скульптурную композицию «Семья». На скамейку можно присесть, почувствовать себя членом семьи как знаменитого на весь мир промысла дымковской игрушки, так и самим стать вскоре дружной семьей. Ведь рядом на бронзовом свитке такое напутствие: «Мечтаешь о счастливой семье – присядь на скамейку; Желаешь весёлой жизни – дотронься до гармошки; Хочешь продлить род – прикоснись к младенцу».
Скульптурная группа «Семья» стала настоящим сокровищем Кировской области, символом исполнения желаний. Значимо, также то, что в нескольких метрах расположилась «нулевая верста». Это символ начала отсчёта всей Вятской земли. Поэтому радостно, что в Кирове появился такой памятник, в котором совместились традиции и гордость Вятской земли с такой вечной ценностью как Семья. Ведь сам четырехсотлетний народный промысел Дымковской игрушки несёт в себя исконные семейные ценности, храня историю и традиции земли Вятской. ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА В ГОСТЯХ У «РОМАНУШКИ»
На выставке в Липецком центре романовской игрушки были представлены два старинных промысла – дымковский и романовский. Это традиционные образы барышень и кавалеров, животных и сказочных героев. Дымковскую игрушки привезли из Вятского художественного музея Васнецовых. Это более 50 работ от народного мастера России, члена Союза художников Надежды Басс.
Итогами выставки делится Ольга Волокитина, мастер романовской игрушки: «Для развития традиционных ремёсел Липецкой области необходимо внимание к народным промыслам других городов. Особенно, где изготавливают такую близкую нашему стилю игрушку, как дымковскую». В Псковском музее-заповеднике состоялась презентация фондов глиняной и деревянной игрушки XX в. Фонд глиняной игрушки Псковского музея небольшой – около 200 музейных предметов, но очень ценный: хранятся лучшие работы мастеров Филимоновской, Дымковской, Дагестанской, Архангелогородской и Псковской игрушек. По словам сотрудников музея, разнообразие сюжетов, цветовых решений и пластических вариаций этих композиций заставляют забыть о том, что все они выполнены из одного материала – глины. Танцующие парочки, птицы и бравые солдаты Филимоновского промысла, так не похожи на многофигурные яркие композиции Дымково, как и на работы псковских художников. Однако вместе они создают ощущения праздника и радости, которое мы долго храним в воспоминаниях детства – счастливого и беззаботного. В Кирове состоялся ежегодный фольклорный праздник «Вятская свистунья». Можно было посмотреть битву на мечах, поучаствовать в русских народных забавах и поиграть в крестьянские игры. Здесь же желающие упражнялись в лепке дымковской игрушки. Мастерицы из кировского отделения Союза художников России учили самому простому: катать из глины шарики и лепить грибы. На столе уже стояли готовые расписные свистульки, давшие название празднику. Тянувшихся к игрушкам малышей угощали конфетами. «ДЫМКОВСКАЯ БАРЫНЯ» В МОСКВЕ
У «кировской семьи» есть старшая московская родственница – скульптура дымковской барыни, установленная в 2007 г. на улице 26-ти Бакинских комиссаров. У игрушки есть своя печальная военная история. В 1418 г., в ходе войны между устюжанами и вятчанами возле Хлыновского кремля (бывший город Киров), должно было состояться сражение. Перед ночным наступлением армия разделилась на две части для наступления на врага с разных сторон. Однако в час атаки врага на месте не оказалось. А вот две части одного войска, не признав своих в ночи, изрубили друг друга почти начисто. Почти всё войско полегло. С тех пор, по одной из легенд, поминая погибших, в вятской земле стали изготавливать свистульки из глины. У них всегда особое звучание. Этим люди хотят показать, что не нужно нападать на своих. Вот и получается, что свистулька как бы предупреждает людей, что мы все свои, и не стоит воевать. Это прекрасная смысловая нагрузка для игрушки. Дымковские игрушки до сих пор, как в старину, изготавливаются и раскрашиваются женскими руками. Это прекрасный подарок, талисман и оберег для каждой семьи.
* * * |
|
|