|
КОНЦЕРТ ЛУЧШИХ ГАРМОНИСТОВ И ЧАСТУШЕЧНИКОВ «ЗВЕНИ, ГАРМОШКА ВЯТСКАЯ»
1.
Антон Малышев – Я деревня, я – село
Гармонист России Антон Малышев на концерте центра Русская гармонь в Кировской области с песней «Я – деревня, я – село».
2.
Антон Малышев – «Ой, беда-беда». Частушки
3.
Антон Малышев. Расплескалась синева...
4.
Антон Малышев. Песня про жену-майора
5.
Вятский гармонист Истомин Алексей в п. Жарковский
6.
КОНЦЕРТ ЛУЧШИХ ГАРМОНИСТОВ И ЧАСТУШЕЧНИКОВ «ЗВЕНИ, ГАРМОШКА ВЯТСКАЯ»
7.
КУСТАРНАЯ -3 25х25 - III - ЛЯ ДИЕЗ МАЖОР сделана в 1954 году !!!
8.
Гармонь «ВЯТСКАЯ-2»
9.
Играет гармонь Вятская
Играет гармонь Вятская. Вятская мастеровая гармонь цельнопланочная. Как гармонист её хозяин весьма далек от совершенства, но характерный деревенский звук Вятской гармони в его игре можно услышать.
10.
Гармонь Вятское Яблочко
11.
Вятская гармонь
12.
Звуки вятской гармони
ИСТОРИЯ ГАРМОНИ В РОССИИ
Время появления в России первых гармоник датируется 1830 гг. Между тем первыми русскими гармониками были миниатюрные органы-позитивы. На них ещё в 1780-е гг., жившим в это время в Петербурге чехом Франтишеком Киршником (1720 – 1799 гг.), в качестве источника звука были применены проскакивающие под действием струи воздуха металлические язычки. Воздух нагнетался здесь не горизонтальным движением меха, а вертикальным.
Изготовление гармоней в России имело важное отличительное свойство. Если в западных странах достаточно быстро установились основные стандартизированные виды гармоней и их было относительно немного, то в России в каждой местности появились свои региональные разновидности инструмента, приспособленные к особенностям фольклора того или иного региона. Уже в 1830 – 40-е гг. гармонь, проникая во все новые регионы России, начинает бытовать в самых разнообразных конструктивных вариантах, обусловленных особенностями народной песенности того или иного региона. Тульская гармонь. Имела от 5 до 10 клавиш, расположенных в одном ряду, в левой клавиатуре 2 клавиши позволяли извлечь бас и мажорное трезвучие тоники на разжим, доминанты – на сжим. Саратовская гармонь. В Саратовской губернии от гармони потребовалась особая звонкость звучания. Поэтому для саратовских гармоней характерно увеличение количества голосов, настроенных «в разлив» – с унисонным и октавным дублированием. Кроме того, саратовские мастера изобрели приспособление – «задвижку» или «движок» для включения и выключения тех или иных голосовых планок. В итоге инструмент мог быть 5-ти или 6-ти голосным. Метрический пульс в саратовских гармонях обострялся наличием колокольчиков – более низкий колокольчик присоединялся к басу, более высокий – к аккорду. Гармонь Ливенка. Ещё большую популярность приобрели Ливенки, производившиеся с 1860-х гг. в городе Ливны Орловской губернии. На них появилась возможность воспроизводить мелодическую линию без частой смены меходвижений, обеспечивая особую лиричность звучания. Соответственно потребовалось увеличение запаса воздуха, а, следовательно, и длины самого меха. На ливенке количество складок меха могло доходить до 40. Елецкая гармонь. В другой местности Орловской губернии г. Ельце в 1880 – 90-х гг. появляется Елецкая рояльная гармонь. Её особенность заключалась в форме клавиш правой клавиатуры, напоминающей аккордеонные; в начале ХХ в. начинают изготавливаться и двухрядные модели с большим количеством клавиш и хроматическим звукорядом. ИСТОРИЯ ВЯТСКОЙ ГАРМОНИ
В 1840-х гг. в Вятской губернии появляется довольно крупный центр, где производились гармони. Гармонный промысел здесь основал крестьянин из села Истобенского Орловского уезда Данила Нелюбин. Распространённые в то время тульские гармошки часто ломались. Изучив на деле все детали гармоник, их назначение и устройство, Нелюбин в начале 1842 г. приступил к самостоятельному изготовлению инструментов. Сделать копию тульских голосовых планок Данила не смог, они изготавливались из толстого железного листа, сделать проёмы в котором было невозможно, не имея под рукой специализированных приспособлений. Он просто выбил голосовые проёмы на обухе топора обыкновенным зубилом, использовав в качестве голосовых планок более тонкие латунные полосы.
В дальнейшем, история развития гармони показала правильность такого решения, потому что латунные планки имели много преимуществ перед железными: они не ржавели, лучше переносили перепады температур, легче поддавались обработке, дольше сохраняли правильный строй. Но самое главное, латунные планки лучше звучали: инструмент с такими планками издавал более чистый и сильный звук. Мастера продолжали совершенствовать свои инструменты. Например, начали производить гармони, имевшие одинаковый звук на сжим-расжим мехов, с сохранением строя натурального мажора. А чтобы сохранить широкий диапазон звучания инструмента, увеличили количество клавиш до двенадцати. Также претерпел изменения характер звучания: мастера стали делать двухголосые гармоники, с настройкой «в розлив», что сделало звучание более сильным и красочным. Новым промыслом занимались крестьяне нескольких деревень Шалеговской волости. Производство гармоник распространилось из Вятской губернии в Казань. Там производство наладили мастера-братья Половниковы, до 1883 г., занимавшиеся промыслом в Вятской губернии, а потом перенёсшие производство в Казанскую губернию: ими была открыта гармонная мастерская в Казани. Именно здесь вятская гармоника превратилась в татарскую. Взлёт популярности вятской гармони приходится на кон. XIX – нач. ХХ вв. Тогда Вятская губерния заняла второе после Тулы место по распространению разнообразных видов гармони по всей России. Первая мировая война вписалась чёрными строчками в историю вяточки. Большинство мобилизованных кустарей не вернулось с полей сражений, голод, социальное напряжение и нужда не сподвигали людей на приобретение «игрушки». КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: Взлёт популярности вятской гармони приходится на кон. XIX – нач. ХХ вв. Тогда Вятская губерния заняла второе после Тулы место по распространению разнообразных видов гармони по всей России. Известными мастерами были также И.Ф. Сунцов, В.В. Столбов, И.И. и Н.И. Вараксины. В 1900 г. на Парижской выставке английское концертино с серебряными голосами вятского мастера Ивана Сунцова получило высокую оценку, обогнав англичан. В 1911 г. Григорий Вараскин за изготовленную им тальянку был награждён большим призом и медалью «Выставка города Рима». Смотрите слайд-шоу «История вятской гармони». МАСТЕРА ГАРМОННОГО ДЕЛА
Данила Нелюбин: вся Россия полюбила его гармонь
В старинном с. Истобенске, раскинувшемся на берегу судоходных вод Вятки-реки, в крестьянской семье, главой которой был Карп Нелюбин, жил паренёк Данила. Он стал помощником отца на барже и отправился впервые в рейс. В 1841 г. инструмент немецкого производства Нелюбин привёз с Нижегородской ярмарки в своё село Истобенское Оричевского района.
Но гармонь сломалась. Снова поехал Данила в Нижний Новгород, и обратился к гармонных дел мастеру Воронцову. Пока ремонтировал тот гармонь, Данила следил за каждым его движением. Не стал и мастер скрывать от пытливого паренька своих секретов. Научился у него кое-чему Данила. Ох и заело, ох и растревожило его это ремесло. Долгие зимние вечера просиживал Данила над гармошкой. Сделал ряд усовершенствований и механику инструмента освоил. От той немецкой гармони ничего не осталось, кроме деревянных конструкций. Приводя в порядок очередной инструмент, он задумал сделать свой. Не меняя общего вида гармони, мастер заменил железные голосовые пластины на латунные – более мягкие, не поддающиеся ржавчине. Что получилось в итоге? Инструмент дольше сохранял строй, а его звук стал более сильным и чистым. К весне 1842 г. в селе Истобенском появилась первая гармонь вятского мастера Данилы Нелюбина. И всё в ней – от мехов до механики и голосов – Данила сделал своими руками. Узнали вятскую гармонь и на Урале, и в Сибири. До некоторых пор Данило Нелюбин был монополистом в области производства и ремонта вятских гармоник, хранил в секрете свое искусство. Однажды в дом Нелюбиных попросился полоумный нищий подросток, звали которого Иван Крысов. Крысов смотрел, как из умелых рук хозяина дома выходят красивые звонкоголосые гармони. Поэтому неудивительно, что спустя некоторое время у Нелюбина появился конкурент, который не только занимался ремонтом гармоней, но и учил других этому ремеслу. А дальше у его учеников появлялись свои ученики, а чуть позже сложились целые династии вятских гармонных мастеров. Появились ученики и у Данилы. Стали развиваться артели по производству гармошек, а позднее и фабрики. На фото: та самая «вятская» гармоника, изобретённая Данилой Карповичем Нелюбиным в 1842 г., снимок с сайта: http://lusana.ru/presentation/19977. Гармонные мастера Бронниковы из д. Шамаи
Гармонный промысел в деревне Шамаи Вятской губернии, со слов опрашиваемых, возник «лет 30 тому назад» (примерно в 1870-х гг.):
«Дело перешло от отцов, и даже от одного семейства, представлявшего раньше из себя всю деревню, так что ведётся, так сказать, по наследственности». Уже в 1886 г. Андрей Егорович Бронников, житель деревни Шамаи Кстининской волости, достиг такого мастерства, что предлагал свою гармонь к «экспонированию в разделе музыкальных инструментов» на Казанской ремесленной и сельскохозяйственной выставке. Не отставали от него и его братья – Михаил Яковлевич, Николай Егорович (на фото, снимок с сайта: http://rodmurmana.narod.ru/Xronika.htm). К началу XX в. в Вятской губернии насчитывалось около 800 кустарей, изготовлявших гармони. Форма производства в Вятской губернии была исключительно семейная, в одиночку работали единицы и чаще на хозяев (скупщиков, здесь – на Булдакова и Синцова). Наименьшее число лиц, при которых выгоднее и удобнее заниматься промыслом, было трое. Для работы, со слов промышленников, более всего пригодны «мужчины в возрасте от 20 до 50 лет, так как им требуются значительные навыки, слух и хорошее зрение». А навыки приобретались здесь же, в семье: «в зависимости от развития человека» на это уходило от 1 до 3 лет. Грамотность значения не имела, «если у человека варит голова, так и без грамоты дойдёт». В производстве гармоней были заняты мужчины и подростки, хотя последним доверяли только «меха клеить и более ничего». На долю мужчин выпадала вся основная работа. При этом у них существовало разделение труда «в набивке голосов, отделке и окончательной сборке». Заниматься промыслом начинали с 1 октября и продолжали его до 1 мая. Осенью приходилось работать два с половиной месяца, зимой и весной по полтора месяца. Зависело это от свойств промысла, «после Ирбитской ярмарки, куда хозяева ездили торговать гармониками, в случае выгодной торговли, сбыт изделий увеличивался», следовательно, и работать приходилось больше. Значительную меру «составляло также имение свободного времени». Осенью и зимой работали с 6 часов утра и до 10 часов вечера, с перерывами выходило до 12 часов работы в день. Весной с 7 утра до 7 вечера, рабочий день не более 10 часов. Обусловлено это было периодами большего спроса (осенью и зимой спрос больше), да и цены выше. К весне усиливалась конкуренция – «всякому нужны были деньги на хлеб» под новый урожай. Возвращаясь к качеству гармоней, «требовательности к изделиям», хочется подчеркнуть, что в энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона отмечено, что хотя вятские гармони и менее привлекательны в обработке, да зато голоса у них несравненно лучше прочих. В Шамаях «очень интересовались тульской гармоникой», и на вопрос, испытывают ли промышленники нужду в советах и указаниях по технике промысла, есть ответ: «Встречается нужда в советах в окраске и устройстве голосов (хотелось бы узнать более дешёвый способ окраски, научиться приготовлять голоса с более музыкальными тонами)». В течение недели обыкновенно вырабатывается только одного сорта гармони. Всю работу Бронниковы выполняли «в жилой избе» (один из этих домов до сих пор стоит). За исключением машины для пробивания планок, которую они приобретали сообща, все остальные инструменты у мастеров были личные. СОВЕТСКАЯ ВЯТСКАЯ ГАРМОНЬ
В 1928 г. вятские кустари были объединены в артель «Вятская Гармония», которая вскоре была преобразована в баянную фабрику.
В 1949 г. мелкие сельские производства объединились в Ганинскую гармонную фабрику (Ганино – посёлок вблизи областного центра). В 1949 г. в Ганино была создана промкооперативная артель «Спартак», вырабатывающая гармонные корпуса для сельских производств. В 1955 г. Постановлением Совета Министров РСФСР все сельские гармонные артели были переданы госпромышленности. На базе Кировских промкооперативов были созданы государственные гармонные фабрики: Адышевская, Ворончихинская, Кузнецовска, Лубягинская, Порошинская, Филимоновская, Чайкинская, Шулайская, Ганинская. В 1957 г. мелкие сельские производства объединились в Ганинскую гармонную фабрику. Поначалу эти периферийные производства реорганизовывались в цеха, производственная база в Ганино расширялась, кадровые специалисты перебирались сюда, в посёлок вблизи областного центра, на головную фабрику. Приток на Ганинскую фабрику новых работников, а в посёлок – новых жителей, со всей остротой потребовал расширения производства, улучшения социально-бытовых условий. За строительство взялся весь коллектив фабрики под энергичным руководством директора К.П. Чиркова. В 1960-е гг. на фабрике освоили выпуск новых инструментов. Большой популярностью пользовалась гармонь «Венка». Повышенным спросом регистровые трех и четырехголосные гармони «хромка 25*25». В 1978 г. Ганинская фабрика вошла в состав Кировского производственного объединения музыкальных инструментов. В 1989 г. фабрика вновь обрела самостоятельность. Основным направлением деятельности предприятия стал выпуск заказных гармоней (единственных в мире) для домов культуры и ансамблей гармонистов. Была создана экспериментальная группа по выпуску и разработке новых образцов, куда вошли лучшие специалисты предприятия. Спрос превзошел все ожидания, очередь на заказы была расписана на весь год. Гармошка «Вятская» звучала во всех уголках необъятной России. Фабрика в 1980 – 1990 гг. выпускала в месяц 1200 эл./органов, 140 усилителей, 400 колонок. На предприятии работало 800 человек. Это были лучшие годы расцвета предприятия. В 1992 г. музыкальные инструменты (гармони, баяны) были отнесены к изделиям народных художественных промыслов России, что дало возможность увеличить прибыль предприятия, повысить зарплату работникам. КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: В 1965 г. Ганинская фабрика была утверждена участником ВДНХ СССР, куда представила 4 вида гармоней и два вида баяна. За разработку и освоение новых видов изделий фабрика была награждена дипломом 3 степени, а их создатели – бронзовыми медалями. В 1970-е гг. в ассортименте Ганинской фабрики появились новые виды баянов и аккордеонов, в том числе электроаккордеон «Ритм». Электроакустические колонки, транзисторный усилитель низкой частоты «Родина-1». И хотя все эти современные электромузыкальные новинки были престижны и дефицитны, а «Ритм» и его создатели даже были удостоены медалей ВДНХ, в письмах нескончаемым потоком, идущих на фабрику, звучала одна просьба «Дайте больше гармошек». Смотрите слайд-шоу «Советская вятская гармонь» МАСТЕРА ГАРМОННОГО ДЕЛА
Семён Карманов: первую гармонь изготовил на «зоне»
В 1930-х гг. под каток репрессий попала семья Семёна Ивановича Карманова, которая жила в одной из деревень Фаленского района Кировской области.
Через пять лет пришла в деревню горькая весть, что где-то на Севере умер младший брат. К старшему же, Семёну Карманову, судьба оказалась милостивей. Повстречался на колымских дорогах деревенскому гармонисту, любителю самому мастерить гармони, такой же заядлый любитель – начальник пересыльного пункта Яров. Подружились они. Уважая золотые руки зэка, Яров изыскал где-то материал, а Семён изготовил своими руками гармонь, неизвестную ещё тогда хромку – 25 на 25, восьмипланочную. Инструмент, сработанный Семёном Кармановым, отличался филигранной точностью и необычайно сильным и красивым звучанием. Мастер завершил свой труд в 1939 г. На 25 лет раскрутили сроки по статьям деревенскому гармонисту. Вернувшись в родную деревню, никого уже не застал он там. Попал он в Омутнинск. Начал работать гармонным мастером в артели инвалидов имени Островского. Прознали про семёнову гармонь люди, уговорили Семёна Ивановича отдать гармонь, а взамен нарубили лесу и помогли поставить дом на ул. Урицкого. Так и занимался в артели ремонтом гармоней, а на дому делал новые гармони и баяны. Свои, самобытные – кармановские. Не так уж много сделал Семён Иванович гармоней да баянов, корпуса его гармоней были крепки, но не отличались особой красотой. На вид были они не ахти, какие хорошие. Но голоса! Голоса этих гармоней – это разливистое, мелодичное, звонкое и приятное чудо. Вот про такую-то гармонь и говорят на Руси: на одном конце деревни заиграет – на другом плясать хочется. До сих пор живут, играют, радуют душу русскую кармановские гармони. В Омутнинске их три сестрички (а одна даже с заёмами, когда нажмешь на одну кнопку-клавишу на восьмипланочной гармони, запоёт сразу на 16 голосов) да один брат-баян, четырёхрядный, редкий по тем временам инструмент. И один баян 9-планочный, белого цвета, он играл когда-то в Кировской областной филармонии. В Кирове усилиями увлечённого гармонью человека Булычева Владимира Тимофеевича, руководителя областного клуба гармонистов «Тальяночка», в областном Доме народного творчества создан музей гармони. Есть там и гармонь Семёна Ивановича Карманова. Пусть новое поколение с благоговением смотрит на это чудо и вспоминает тех, кто его сотворил. На фото: Владимир Булычёв в музее гармони, где хранятся и гармони Семёна Ивановича Карманова. Геннадий Лобанов: «Гармонь для меня – вторая жена»
Геннадий Лобанов – известный в кировском крае гармонист. В его домашнем музее около двадцати инструментов. Гармонь неизменно присутствует в его жизни уже более семидесяти лет. Геннадий Лобанов – коренной житель омутнинской земли.
Любовь к гармони перешла к нему по генам от отца – гармониста. Свою первую гармонь он купил в 14 лет на первые деньги, заработанные в леспромхозе. Бывало, что в его домашнем музее насчитывалось 27 гармоней. Сейчас их восемнадцать. Геннадий Леонидович помнит судьбу каждого инструмента, потому что с ними связаны и яркие и трагические моменты жизни. Геннадий Леонидович рассказывает: «Есть у меня уникальные гармошечки. Есть гармонь, которая была у стен Рейхстага в Германии. Её владелец – житель деревни Никишата Верхнекамского района взял с собой гармонь, когда пошёл на фронт. Оттуда вернулся без ноги, но гармонь привез обратно. Волею случая эта гармонь оказалась у меня. Как сейчас помню – мне её в мешке привезли». Дорога сердцу и другая гармонь, аналогов которой нет в России. Она уникальна тем, что имеет шесть голосов. А если брать аккордом – то двенадцать. Изобрёл эти голоса Семён Иванович Карманов в тридцатых годах прошлого века. Родилась певунья на зоне, куда мастер попал по политстатье и провёл там 22 года. Выжил, благодаря гармони. Всего у Геннадия Лобанова три гармони, изготовленные руками Семёна Ивановича Карманова. Все они попали к мастеру в разное время и в разном состоянии. Иногда даже, облитые брагой и перевязанные проволокой, но всегда одинаково голосистые и ценные. Например, за одну из них в Иваново давали 150 тысяч рублей. У каждой гармони свой звук, своё пение. Есть среди гармошек Геннадия Леонидовича и та, чьи голоса никогда не врут. Она сделана в 1920 г. Волею случая она попала в руки омутнинского гармониста. Первый инструмент Геннадий Леонидович купил в 14 лет, на первые заработанные деньги. Его отчим разбил её в клочья, за что и поплатился: подросток спустил отчима в подполье и перевязал толстой проволокой. – Гармонь для меня – вторая жена, с которой я прошёл весь путь, – подытожил Геннадий Леонидович. – Она бередит души. Поэтому мне не жалко, если гармони попадают людям, влюбленным в их пение. Признаюсь – одну я даже завещал. Пусть играют – поминают. «МЕЧТА» ЛЕОНИДА ИВАНОВА
В п. Оричах Кировской области уже есть новый последователь ремесла, которым прославился Данила Нелюбин. Это мастер Леонид Терентьевич Иванов, изготовивший уже 19 гармоней.
Для оричевского мастера Леонида Иванова гармонь – это не просто хобби, промысел или дань народной традиции. Скорее искусство. Искусство побеждать скорбь и прятать горькую боль утраты за кружевными узорами любимой озорной тальяночки. – Отец мой часто прикладывался к гармошке, – с улыбкой вспоминает Леонид Терентьевич, – называлась она «мечта». Со временем перешла ко мне в наследство. Поломалась, долго пылилась в чулане. Как-то Леонид Терентьевич был в отпуске, времени свободного – море, и тут подумал: дай отцовскую гармонь разберу. Заглянул во внутрь «мечты», нашёл изъян – гармонь вновь ожила. Потом еще долго пролежала без надобности: «Играю-то я, честно говоря, плохо...» – Где-то в году 1988-м вся страна помешалась на Заволокине, – задумался мастер. – До сих пор смотрю «Играй, гармонь» – хорошая передача. Но такой радости, заряда, жизнелюбия уже нет. Что-то сокровенное Заволокин унёс с собой в могилу. Вот и Леонид Иванов взглянул на гармонь свежим оком. Решил свой инструмент сделать. На пробу. Стал вникать в суть гармонной души, присматривал детали к инструменту, почитывал литературу. Через года-полтора посмотрел на свою первую собранную гармонь – кажется, удалась. Новенькую гармонь назвал в честь отцовской – «Мечта». Потом была «Мечта – 2» и «Мечта – 3». Но случилось несчастье. Не дожив 11 дней до 40-летней годовщины свадьбы, умерла супруга. Леонид Терентьевич остался один: повзрослевшие дети давно выпорхнули из отчего гнезда. В тоске блуждал по опустевшей квартире. На серванте блистали причудливыми узорами три его «мечты». Идея созрела моментально. Печальный мастер явил миру около пятнадцати гармоней. Сколько-то подарил, сколько – продал. Мастера игры ценят авторские работы Иванова и по возможности с его разрешения играют на его гармонях. Секрет уникальности скрипки Страдивари – в лаке. А гармони Леонида Иванова говорливы и заливисты, быть может, от того, что в их мехах плачет и дышит боль мастера по ушедшему дорогому ему человеку. ОСОБЕННОСТИ ВЯТСКОЙ ГАРМОНИ
Схема устройства правого полукорпуса вятской гармоники в разрезе: 1 – гриф, 2 – клавиши, 3 – сетка, 4 – клапаны, 5, 9 – голосовые планки, настроенные на октаву выше, 6, 8 – основные голосовые планки, 7 – голосовые планки, настроенные на октаву ниже, 10 – подвижная кожаная петля для большого пальца.
В вятской гармони звучание голосов на разжим-сжим меха при нажатии той или иной кнопки одинаковые по высоте. Здесь также заметно увеличивается количество унисонных или октавных голосов, звучащих «в разлив», подчёркнутых звонкими разновысотными колокольчиками. Такой тембр делал гармонь незаменимой при организации любого веселья – задорной пляски и аккомпанемента в частушках. Характерные особенности: бархатный, немного глуховатый голос (достигается обжиганием стальных голосков – так называемое «воронение»), скошенная форма правого полукорпуса. Механизм вятской гармони простой и надёжный. Отдача звука полная. Все голосовые проёмы плотно прикрыты кусочками лайки – специальной кожи, не пропускающей воздух. Одна кнопка открывает сразу несколько клапанов, тем самым звучит аккорд из нескольких звуков и делает его насыщенней. Производится прокатка голосовых планок, которая позволяет уменьшить зазоры между язычком и самой планкой. Уменьшение зазора положительно влияет на отзывчивость язычка и на расход воздуха. Голоса Вятской гармошки проходят специальную «хитрую» термообработку, они чётко отвечают на малой громкости и обеспечивают достаточную громкость при интенсивной игре, а так же термообработка препятствует их окислению и многократно увеличивает срок службы. Ответ каждого голоса регулируется при настройке, индивидуально, что придаёт ей уникальное звучание и розлив. Механика отлажена таким образом, что во время очень быстрой и долгой игры провалов и западания кнопок не бывает. Плотное прилегание резонатора к деке по всей его длине является непременным условием хорошей и полной отдачи звука. Поэтому, во избежание утечки воздуха, резонаторы закреплены (притянуты) к тонкой деке не в двух точках, а ещё и посредине. Корпус гармони и дека изготовлены из березы – это одно из самых «певучих» сортов дерева, от него напрямую зависит тембр инструмента. Гриф разработан таким образом, что при игре, когда держишь инструмент близко к телу, большой палец не стеснён и рука не устаёт, а нижний угол грифа не острый, как у некоторых других производителей, и не создаёт дискомфорта при игре сидя. Снаружи корпус инкрустирован целлулоидом. Все узоры на гармошке выполнены из натурального природного материала-соломки. Соломка – это стебельки пшеницы, очень красивый и одновременно долговечный природный материал. ГАНИНСКАЯ ФАБРИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
Серийная вятская гармошка начала свой путь в 1949 г., когда мелкие сельские производства объединились в Ганинскую гармонную фабрику (Ганино – посёлок вблизи областного центра).
В 1965 г. за разработку и освоение новых видов гармоней фабрика была награждена дипломом 3 степени, а их создатели – бронзовыми медалями. В 1989 г. основным направлением деятельности Кировской (Вятской) гармонной фабрики стал выпуск заказных (единственных в мире) гармоней для домов культуры и ансамблей гармонистов. На фабрике была создана экспериментальная группа (заказной участок) по выпуску и разработке новых по звучанию образцов гармоней, куда вошли лучшие специалисты со всего СССР. С тех пор «Вятская гармошка» обрела всеобщую популярность и стала культурным достоянием России. Сейчас на фабрике производство гармоней остановлено, о чём сообщает объявление на сайте предприятия. На фабрике всё же надеются, что коллектив сможет преодолеть сегодняшние трудности и производство знаменитых на всю Россию вятских гармоней вновь возобновится. Будем надеяться, что сложные времена скоро пройдут. Адрес Ганинской фабрики музыкальных инструментов: г. Киров, пос. Ганино, ул. Фабричная д. 19 Тел: 8 (953) 686-01-32 E-mail:info@vyatka-garmon.ru Сайт: http://vyatka-garmon.ru/?yclid=5938911485251697813 КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: Ганинская фабрика была одним из поставщиков гармоней для отечественной армии, работала на экспорт, после начала реформ в 1990-х гг. резко сдала позиции, что объясняют «новым менталитетом русского народа» и малоэффективным менеджментом в условиях рынка. А если фактически, то фабрику попросту разграбили и распродали. Сейчас там, в небольшом закутке, трудятся два пенсионера, те, кто в советское время продолжал стародавние традиции вятской гармони и создавал новые инструменты. Сегодня они, практически, на голом энтузиазме и на свой страх и риск производят и ремонтируют вятские гармони. А что же власти? Власти, по последним событиям, были заняты другим. Смотрите слайд-шоу «Мастерская вятской гармони». Вятская (Кировская) гармонь от мастера «В контакте»: https://vk.com/club113434284 МУЗЕЙ-ЭКСПОЗИЦИЯ «ВЯТСКАЯ ТАЛЬЯНОЧКА»
Музей-экспозиция «Вятская тальяночка», созданный при народном самодеятельном коллективе областном клубе «Вятская гармоника» (рук. заслуженный работник культуры РФ В.Т. Булычев), сейчас насчитывает более 20 редких по звучанию, строю, тембровым окраскам, форме гармоний. Есть гармонь «татарская», есть саратовская» с колокольчиками, есть «Восток» (выпуска 20 – 30-х гг. XIX в.), четырёхрядный баян 1930-х гг. один из первых инструментов в России, есть единственный в своем роде баян-гармонь. Их можно не только увидеть, но и поиграть.
В Приказной избе с экспозицией «Вятские народные художественные промыслы» соседствует выставка «Гармошки звонкий голосок». Всем известно, что пошла вятская гармонь из Истобенска, что смастерил первую «вяточку» Данила Нелюбин. Вот только мало кто представляет, как выглядел мастер. Пробел этот в какой-то мере устранил портрет Данилы-мастера, открывающий выставку. Куда интересней сама гармонь, сработанная Нелюбиным. Вот она, за надежным стеклом – золотые планки, кнопочки на клавишах из ольхи, отреставрированные меха и подпись: «с. Истобенское Орловского уезда, 1870 – 1873. Мастер Нелюбин». Она же на рисунке 8-А – эскиз, чертёж, набросок. А маленькие гармошки-концертино – с такими Николай Бандурин появляется в юмористических передачах телеканала «Россия» – предисловие к рассказу о династии Сунцовых, старший представитель которой смастерил английское концертино для Парижской выставки, а младший спорил с фирмой Циммермана, доказывая, что строй у фирменных гармоней не тот. Да так убедительно спорил, что пригласили его фирмачи на работу к себе. Только он отказался: че, говорит, я поеду, у меня в родной деревне Заполица Кстиниского уезда столько дел. И здесь же есть и личное клеймо: «Сунцов и сыновья. Вятка» (гармонь на фото). Среди баянов, представленных на выставке, выделяется один, в окружении плакатов времен Великой Отечественной войны. У него своя история: говорят, делали его по заказу ставки Верховного Главнокомандующего, а играл на нем в минуты передышки сам маршал Жуков. С ВЯТСКОЙ ГАРМОНЬЮ НА ЭЙФЕЛЕВОЙ БАШНЕ
Богата вятская земля талантами. К своему совершеннолетию вятский паренёк из посёлка Верхошижемье Антон Малышев отлично научился играть на гармони, вошёл в число лучших гармонистов России, совершил более двадцати прыжков с парашютом. Гимн десантников в его исполнении, под русскую гармонь, собрал на Youtube больше 50 тысяч просмотров. Своё восемнадцатилетие Антон встретил не где-нибудь, а в центре Парижа, на Эйфелевой башне, где смог выпить шампанского с друзьями и сыграть на гармошке.
В раннем возрасте у Антона стали проявляться артистические способности. В 13 лет он отправился на фестиваль самодеятельных гармонистов «Играй нелюбинская хромка», который проходил в селе Пустоши Оричевского района, и сразу же произвел неизгладимое впечатление на публику исполнением песни «Палуба». А затем его пригласили на концерт в филармонию, где собрались лучшие гармонисты области. Концерт прошёл оглушительно, Антон оказался на высоте, и тогда появилась идея поехать в Иваново на Всероссийский фестиваль гармонистов. В 2008 г. юный гармонист отправился покорять Россию. В Иваново он спел песню «Славься, Родина моя», прослушался у Анастасии Геннадьевны Заволокиной, которая и пригласила его на съемку телепередачи «Играй гармонь». За свой талант и творчество Антон получил диплом лауреата, а один из организаторов Всероссийского фестиваля, советник министра культуры Н.А. Примеров занёс Малышева в книгу «Лучшие гармонисты России», одобренную министром культуры РФ. Сейчас верхошижемский гармонист прилежно изучает арии из опер, тренирует связки, но и прежнее увлечение не забывает. Наставником для Антона стал Николай Андреевич Примеров, заслуженный деятель искусств России. Именно он пригласил Малышева принять участие в международном фестивале гармонистов, который проходил в Италии. Международный фестиваль гармонистов проходил в небольшом итальянском городке Ланчано, куда съехалось около двух тысяч любителей гармони. Оказывается, в Италии тоже любят русскую гармонь и знают наши песни. Особенно итальянцам нравится «Катюша». На фестивале Антон стал лауреатом первой премии. В этом году Антона Малышева преподаватели колледжа пригласили в составе делегации учебного заведения поехать в Австрию. Все вятские артисты были на высоте, всего после пяти репетиций хор колледжа под управлением Татьяны Каргопольцевой совместно с Нордвальд Камер Оркестром блестяще исполнил произведения композиторов Брукнера, Рэймбергера, Бородина. А сам Антон под русскую гармошку исполнил две песни «Эх, гармонь, моя гармоха» и «Я деревня, я село». Антон Малышев «В Контакте»: https://vk.com/id50961194 «ОТНИМИ У РОССИИ ГАРМОНЬ – И РОССИЯ СЕБЯ НЕ УЗНАЕТ»
Со своей гармонью Владимир Булычев уже 55 лет. В пятилетнем
возрасте впервые надавил на кнопки и раздвинул меха. Сейчас Владимир Тимофеевич Булычёв – заслуженный работник культуры РФ, хормейстер Кировского областного Дома народного творчества, самодеятельный композитор и исполнитель, Лауреат премии Правительства РФ «Душа России».
Неизменный участник международных и всероссийских фестивалей и конкурсов, областных праздников народного творчества, он знает цену этим словам. В городах, где он бывал, у каждого гармониста своя игра и инструменты в особинку: вологодские, ивановские, муромские, иркутские баяны да гармони. А его первая любовь – вятская тальянка. О ней Владимир Тимофеевич может говорить бесконечно, от нелюбинских времён ведя неспешный рассказ. А сам Владимир Булычев родом из деревни Гавриловцы Нагорского района, там на тальянке играли все, кто был неравнодушен к народной песне. Отец, Тимофей Иванович Булычев, участник Великой Отечественной войны, с гармонью не расставался. – Братья и сестры пели и играли, – вспоминает Владимир Тимофеевич. – И я, подражая взрослым, прикипел к гармони, вот уже пятьдесят пять лет играю на ней. Исполнить на своём инструменте может, практически, всё: «Сейчас играют и классику. Есть новые гармони, где добавлены две-три кнопки диезов и бемолей, и можно играть любую музыку». Сам Владимир Тимофеевич не сторонник исполнения классики на гармони. Всё-таки – народный инструмент: «Я специалист по народным наигрышам. Не хочу, чтобы мой инструмент играл что-то другое. Это родная гармошка. У каждого своё». Владимир Булычев создал при областном клубе «Вятская гармоника» базовые творческие коллективы: ансамбль народной песни «Завалинка» (имеет звание «заслуженный коллектив народного творчества») и ансамбль гармонистов «Тальяночка». Ежегодно при его активном участии проходят смотры-конкурсы гармонистов, областные праздники «Я играю на гармошке», «Звонкие планочки у Кировской тальяночки», «Играй, гармонь, звени, частушка!». В его детстве была гармонь, и любовь к этому поистине народному инструменту он несёт через всю жизнь, утверждая: «Отними у России гармонь – и Россия себя не узнает». Владимир Булычев «В Контакте»: https://vk.com/id186596163 «ИГРАЙ ГАРМОНЬ, ЗВЕНИ ЧАСТУШКА!»
Народные праздники на вятской земле с непременным участием гармонистов становятся неотьемлимой частью культурной жизни кировского региона. Событием стал и очередной областной фестиваль «Играй гармонь, звени частушка!». В нём приняли участие лучшие гармонисты, частушечники, ансамбли народной песни из 18 районов области и г. Кирова.
Перед началом концерта состоялся просмотр и отбор номеров. Провели его режиссер концерта В. Крицкий, председатель жюри Е. Барсуков и руководитель областного клуба «Вятская гармоника» В. Булычев. Просмотр длился почти 6 (!) часов, многие номера из тех, что привезли районы, не были взяты в программу концерта, и вовсе не потому, что они «не подходят» для финала, а потому, что время концерта, пусть даже очень большого, ограничено. Во время отбора все смотрели на сцену и диву давались: до чего же богат Вятский край талантами, какими яркими красками сверкает наше народное творчество и как неиссякаем родник этого творчества! Всех зрителей ждало выступление гармонистов и частушечников из г. Кирова, Белохолуницкого, Слободского, Орловского, Оричевского и др. районов области. В программе концерта весёлые наигрыши, обработка народных мелодий, импровизации, оригинальные авторские сочинения, песни и частушки, произведения современных авторов. Создатель и руководитель ансамбля «Завалинки» Владимир Булычев всё искал возможность обратить внимание многочисленных зрителей на главное действующее лицо праздника - гармошку вятскую. И находил такую возможность без труда, благо всегда она в его руках, гармонь-то. «Считайте, – говорил он, обращаясь к многочисленным зрителям, под завязку заполнившим просторный зал Областного Дома народного творчества, – вторая пошла!». И менял по ходу песни одну гармошку на другую, растягивая широко лазоревые меха, поглаживая рукой бирюзовые планочки. В заключительном концерте было много талантливых детей, значит, подрастает новое поколение, которое будет поддерживать и развивать народные традиции. КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: О народной любви к гармони и гармонистам говорит тот факт, что в концертных залах и сельских ДК не бывает свободных мест. Да и гармонисты не перевелись на певучей вятской земле. В фестивале-конкурсе «Играй, гармонь, звени, частушка!» готовы были принять участие свыше 800 гармонистов. На саму сцену вышло около 300 участников, самому юному из которых было пять лет. Значит, жива народная культура! На вятской земле в последние годы и десятилетия, как цветы, расцвели воистину народные музыкальные коллективы. Это народный ансамбль «Тальяночка», четверть века радующий зрителей. Выступают они под эгидой областного клуба «Вятская гармоника», которым вот уже многие годы бессменно руководит В. Булычев. Смотрите слайд-шоу «Играй гармонь, звени частушка!». *** |
|
|