|
Открытие музея саратовской гармоники
Виртуозное выступление саратовских гармонистов и блиц-интервью со старейшим в Саратове мастером по изготовлению гармошек
1.
Саратовская гармоника ЛИСЕР
Юные таланты дошкольной академии ТОП-ТОП Ольги Прозоровой. Выступление на новой саратовской гармонике, произведенной ЛИСЕР, в Консерватории Саратова.
2.
Саратовская Гармоника на севере России
Саратовская гармоника на Фестивале культуры в Сочи.
3.
Саратовская Гармоника в Республике Адыгея.
Саратовская гармоника на Фестивале культуры в Сочи
4.
Самара Городок
Исполняют Малай и Капа
5.
Сергей Шалимов. Азы игры на саратовской гармонике. (1-7)
Видеоуроки игры на саратовской гармонике. Сергей Шалимов.
6.
Концерт «Звучит гармонь Саратовская»
15 мая 2011 г. в Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова состоялся концерт в рамках первого областного фестиваля «Звучит гармонь Саратовская». Снято по заказу и финансовой поддержке ООО «Деловой Саратов ИИГ».
7.
Саратовская гармоника. Вчера, сегодня, завтра.
Фильм снят в рамках социального проекта «Саратовская гармоника – народный символ земли саратовской» по заказу и финансовой поддержке ООО «Деловой Саратов ИИГ»
8.
Саратовская гармоника – былое и думы
9.
Саратовский виртуоз (Virtuoso from Russia)
Сергей Шалимов – один из лучших исполнителей России на саратовской гармонике исполняет фантазию на темы волжских песен. В настоящее время работает сольно, а также сотрудничает с группой «Кристалл-Балалайка»
10.
Барыня (Saratov Garmonika – Barynya)
11.
Волжская полька (Volga Polka)
12.
Саратовская гармоника. Евгений Яркин.
Концерт в Саратовской консерватории
13.
Дуэт саратовской гармошки Максакова и голоса Руслановой
14.
Саратовская гармошка превратится в сувенир
В Саратовском этнографическом музее открылась экспозиция «Звучи, гармонь, над Волгою!». Она посвящена истории гармоники и мастерам игры на этом инструменте.
15.
Клуб любителей саратовской гармоники отмечает свой юбилей
16.
150-летие саратовской гармоники
17.
Саратовскую гармошку хотят сделать российским брендом
Саратовский предприниматель возрождает уникальный символ – гармошку. Бизнесмен Сергей Липатов открыл небольшой цех по производству этого инструмента. Вместе с изготовлением символа идёт подготовка музыкальных коллективов.
18.
Год музею саратовской гармошки
Первую годовщину отметил музей саратовской гармошки. В торжественной встрече принял участие ректор СГТУ им. Гагарина Игорь Плеве, именно по его инициативе появился первый музей известного саратовского инструмента.
19.
В колледже СГТУ открылся Музей саратовской гармоники
На выставке, посвященной бренду нашей области, представлено более 200 экспонатов.
20.
Открытие музея саратовской гармоники
Виртуозное выступление саратовских гармонистов и блиц-интервью со старейшим в Саратове мастером по изготовлению гармошек
21.
Мастера учат молодежь секретам саратовской гармоники
22.
Последний мастер саратовской гармоники
Пётр Фёдорович Текучев из Саратова – единственный человек, который умеет делать знаменитые саратовские гармоники.
23.
Возрождение производства саратовской гармоники
24.
Возрождение саратовской гармошки
В Саратове наладили серийное производство гармони. Для производства закупили необходимое оборудование и даже выпустили первые модели.
ИСТОРИЯ ГАРМОНИ В РОССИИ
Изобретателей гармони много. Памятник же надо поставить тому человеку, кто изобрёл гармошечную планку, а именно – додумался извлекать под давлением воздуха звуки из вставленного в миниатюрную металлическую рамку металлического язычка. Кто он был – немец или русский, француз или англичанин – сейчас мы уже не узнаем.
Советский и российский учёный, профессор истории и теории музыки, и музыкальных инструментов, преподаватель и педагог-аккордеонист, основатель Музея русской гармоники профессор А.М. Мирек выяснил, что первая гармонь появилась в Санкт-Петербурге стараниями чешского органного мастера Франтишека Киршника. Располагая стационарной мастерской, он изготовил свой экспериментальный инструмент – первую гармонику. Она стояла на столе. Левой рукой мастер нагнетал мехом воздух, а правой играл, нажимая на клавиши фортепианной клавиатуры. Звук оказался довольно чистым, громким и приятным. Впервые он продемонстрировал свою музыкальную диковину в концертном зале в доме Леона на Невском проспекте перед взыскательной музыкальной публикой в 1783 г. Им было изготовлено несколько таких инструментов для богатых людей. Считается, что уже ручная гармонь пришла в Россию из Германии. Корпус гармони состоял из двух частей, соединённых мехами. Правая клавиатура предназначена для исполнения мелодии. Клавиши открывают клапаны, пропуская воздух через язычки которые и звучат, создавая музыку. В левой части корпуса – кнопки для аккомпанемента. Язычки располагаются парами, один из них звучит при сжатии мехов, а второй при растяжении. Если они настроены в унисон, то и при растягивании и при сжатии мехов звучит один и тот же тон, а если на разные тона – то звук гармоники различается. Именно такая схема и была применена при изготовлении гармоник в Туле, впервые это случилось в 1830-е гг. Другая схема – это когда язычки настроены в унисон (она более прогрессивна) применена в вологодской гармони и хромке, баяне и аккордеоне. На протяжении последующих 100 лет в различных областях России было создано множество образцов гармоней, отличавшихся конструкцией и звукорядом: тульская, череповецкая, вятская, ливенская, елецкая и многие другие ну и, конечно, саратовская. ИСТОРИЯ САРАТОВСКОЙ ГАРМОНИ
Сложно сказать достоверно, кому из саратовских гармонных дел мастеров в середине XIX в. пришла в голову идея дополнить клавиатуру привычной гармони ещё и молоточком, ударяющим по колокольчику. Но кто бы то ни был, идея его была гениальна: веселее, задорнее, звонче саратовской гармоники не звучит с тех пор ни одна гармонь в мире.
Популярным инструмент стал не сразу. Известный саратовский краевед, писатель Владимир Ильич Вардугин, работая с архивами, нашел тому факту следующее подтверждение: «В городе с населением в 80 тысяч жителей не было в последнее время никакой музыки, кроме органов в трактирах и двух-трех шарманок, неизвестно почему наигрывающих всегда уже вечером, когда совершенно стемнеет на улицах»...». Пройдёт время, и через полтора десятилетия гармоника уже заполонит саратовскую жизнь. Первая гармонная мастерская в Саратове была открыта Николаем Геннадьевичем Корелиным в 1870 г. на Никольской улице. Больше всего гармонным промыслом увлеклись горожане. В 1880-х гг. в ремесленной управе упоминаются пять-шесть мастеров гармонных дел, в 1890-х – уже десятки. Первые гармоники были небольшого размера, без металлической отделки. Корпус делался цветной (окрашивался и покрывался лаком), а на заказных инструментах обклеивался шпоном в виде набора из разных пород дерева; плоскости украшались инкрустацией с изображением банта и двух стрелок — вверху и внизу. Такая отделка требовала особого умения. Корпусы для лучших заказных гармоник изготовлялись кустарями-мебельщиками (например, в известной мебельной мастерской В.В. Мельникова). Затем стали появляться гармони с тёмным полированным корпусом, использовалась инкрустация, позже – металлическая, перламутровая отделка. Постепенно диапазон гармони расширяется до двадцати (позже и до 22 звуков). Теперь у неё десять кнопок с разным звуком на сжим-расжим. Слева, со стороны басов, появляется воздушный клапан. Нажатие на него позволяло исполнителю беззвучно сжимать меха. Меха для прочности укрепляются дополнительными рамками. В начале XX в. в Саратове работало 8 мастерских по производству гармоник, а по всей губернии трудились 40 кустарей-гармонщиков. Мастерские были небольшими, основные операции выполнял сам мастер, помогали же ему подмастерья и ученики. Широкую известность получили такие талантливые мастера, как Дмитрий Ефимович Жарков, Дмитрий Михайлович Корелин, Хрисанф Иванович Артемьев, Михаил Степанович Темяков, Василий Васильевич Ножкин и др. Заказы им приходили из многих волжских и сибирских городов, с Дальнего Востока и юга России. КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: Специально под заказ корпус отделывается ценной породой дерева, искусно вырезанными мельхиоровыми накладками, меха обклеиваются бархатом либо тонкой дорогой лайковой кожей. Простой покупатель довольствовался гармонью скромной отделки – картонные меха отделывались ситцем либо сатином, корпус украшался деревянной резьбой (позже металлическими накладками). Но по качеству звучания такой инструмент мало чем уступал более дорогому. Саратовские гармони славились своей необыкновенной звучностью, прочностью и добротностью. Смотрите слайд-шоу «История саратовской гармони». САРАТОВСКАЯ ГАРМОНЬ В СОВЕТСКУЮ ЭПОХУ
Все артели и мастерские, делавшие гармонику в 1920-е гг., объединили под общим крылом в артель «Саратовская гармонь» в помещении на ул. Цыганской, дом 5.
Огромную популярность приобрела Саратовская гармоника благодаря творчеству Лидии Андреевне Руслановой. Под саратовскую гармонику Лидия Андреевна выступала на фронтах Финской и Великой Отечественной войны в составе фронтовых бригад, которые обслуживали передовые позиции. Вместе с Руслановой саратовская гармоника, как солдат, прошла поля боевых сражений и дошла до Берлина, до рейхстага. И там, 2 мая 1945 г., на его ступеньках, Лидия Андреевна, под аккомпанемент любимого инструмента пела на концерте для победителей. Под гармошку выступала исполнительница русских народных песен уроженка Саратовской губернии, народная артистка РСФСР Ольга Васильевна Ковалёва. Играл на ней наш земляк, композитор, педагог, заслуженный артист РСФСР Иван Яковлевич Паницкий. В 1946 г., служивший в Чапаевской дивизии саратовский гармонист Семён Портнов, создал в Саратове знаменитый ансамбль саратовских гармоник профтехобразования. Со временем артель «Саратовская гармонь» расширилась и превратилась в целое предприятие, выпускавшее до 8 тысяч гармоней в год. Делались и заказные, концертные гармони для мастеров. В 1968 г. цех по производству гармоней вошёл в состав Саратовской фабрики музыкальных инструментов, а в начале 1980-х гг. в состав Энгельсского завода по производству духовых и ударных инструментов. В 1979-х гг. в Приволжском книжном издательстве вышла в свет книга «Самоучитель игры на саратовской гармонике». Автор её – Евгений Нахов, возглавляет ныне ансамбль саратовских гармоник «Серебряные колокольчики». Некоторые мастера саратовской гармони считают, что будущий кризис с саратовской гармонью был связан с тем, что в середине 1970-х гг. фабрика перестала изготавливать концертные варианты гармошек и стали делать только сувенирные. Разница между концертной гармоникой и сувенирной точно такая же, как между детской игрушкой и произведением искусства. Концертные инструменты делали на заказ из специальных материалов и уникальных деталей. С другой стороны, сувенирная гармошка – тоже не пустышка. Играть на ней можно, только звучать она будет уже не так глубоко и проникновенно, как концертная. Да и при плотном гастрольном графике её хватит ненадолго. КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: В советское время саратовская гармоника стоила относительно недорого – сначала 28 рублей, затем 47. Были, конечно же, и отдельные улучшенные образцы, те, например, что дарили знаменитым гостям города или те, что использовали мастера игры на гармошке. Постепенно гармонь разделилась по качеству на сувенирную и концертную. После распада Советского Союза производство прекратилось, а со временем вообще остановилось. В начале XXI в. серийное производство саратовской гармоники закрылось. Отдельные инструменты ещё делались на заказ, потом и их не стало. Смотрите слайд-шоу «Саратовская гармонь в советскую эпоху». МАСТЕРА ГАРМОННОГО ДЕЛА
Николай Геннадьевич Корелин: «Страдивари саратовской гармоники»
В 1870-х гг. на улице Никольская (ныне – Радищева) открыл свою мастерскую знаменитый гармонный мастер Николай Геннадьевич Корелин (1851 – 1918 гг.). Его инструменты были настолько уникальны в звучании, что Корелина стали называть «Страдивари Саратовской гармоники». Вскоре, рядом на Никольской улице, открыли свои мастерские по производству саратовской гармоники Д. Жарков, Г. Гвоздев, А. Емельянов, а через улицу Гоголя, ближе к Глебучеву оврагу, открылась мастерская С. Борисова.
18 августа 1879 г. Корелин первым среди гармонных мастеров получил «свидетельство на звание ремесленника Саратовской ремесленной управы». В этом первом свидетельстве в грифе «какое мастерство» писарем было записано: «гармоничное» (в последующих – гармонное). Первые гармоники были небольшого размера, без металлической отделки. Корпус делался цветной (окрашивался и покрывался лаком), а на заказных инструментах обклеивался шпоном в виде набора из разных пород дерева; плоскости украшались инкрустацией с изображением банта и двух стрелок – вверху и внизу. Такая отделка требовала особого умения. Корпусы для лучших заказных гармоник изготовлялись кустарями-мебельщиками (например, в известной мебельной мастерской В.В. Мельникова). Первый «гармонных дел мастер» – Николай Геннадьевич Корелин все старания направил на улучшение инструментов: голосовые планки стал делать из листовой меди, голоса – из стали. Работал он только на заказ. Первыми заказчиками были любители-гармонисты города и окрестных сёл, солдаты, приказчики, содержатели гостиниц, трактиров. Ему заказывали инструменты и цирковые артисты братья Дуровы: для них Корелин делал маленькие, карманные гармоники (типа «черепашек»). В мастерской Корелину помогали подмастерье и ученики, но основную работу он делал сам. Попасть к Николаю Геннадьевичу в ученики стремились многие; он отбирал тех, которые имели музыкальные данные, считая, что это главное для гармонного мастера. Изделия Корелина, как и других саратовских мастеров – его учеников, служили много лет без ремонта. Ученики Корелина – Дмитрий Жарков, Хрисан Артемьев и другие имели личные штампы, которые они ставили внутри и снаружи инструментов. В 1903 г. Дмитрий Жарков сопровождал своей игрой пьесу М. Горького «На дне», которая ставилась в Саратове для тесного круга лиц в присутствии самого автора. Андрей Сидорович Комаров: гармонь в форме сапожка
В Саратовском областном музее краеведения открылась выставка «Саратовская гармоника – народный символ земли Саратовской», посвящённая истории саратовской гармошки.
В экспозиции представлены редкие музыкальные инструменты, изготовленные саратовскими мастерами, начиная с первой половины XIX в., когда гармонь попала в Россию из Германии. Ремонтируя заграничные инструменты, волжские умельцы постепенно переделывали их, использовали свои материалы, и в итоге получилась ни с чем несравнимая саратовская гармошка, которую отличает высокий звук и «мажорный ряд». Знающие люди говорят, что на саратовской гармошке мелодии даже «Саратовских страданий» звучат по-особому весело и радостно. Отличали саратовскую гармошку и колокольчики, также придававшие их звучанию весёлую мелодичность. Взять хоть вот эту двухрядную гармошку, которая экспонировалась на выставке, с полутонами в форме красного сапога. Её сделал в 1961 г. в единственном экземпляре известный саратовский гармонный мастер Андрей Сидорович Комаров. Такой вы больше не найдёте нигде. Многие гармонные мастера и сами неплохо играли на гармонике, что и показали на выставке. Публика была в восторге от их выступлений. Представьте, на сцену выходит паренёк в вышитой косоворотке, поднимает перед собой сапог и… начинает на нём играть волжские наигрыши, вызывая шквал аплодисментов. Талантливые саратовские умельцы использовали в работе разные материалы. Своей работой они гордились, поэтому ставили на гармошки личные клейма в виде лиры. Но этот музыкальный знак у каждого имел своё отличие. В частности, знаменитый саратовский мастер начала ХХ в. Хрисанф Артемьев ставил на внешнюю сторону гармони лиру в виде двуглавого орла. На этой выставке саратовские мастера оказались достойными своих предшественников. Радовала глаз маленькая, как игрушка, гармошка-пикколо. Поражала гармонь, изготовленная к московской Олимпиаде 1980 года из пунцового целлулоида с мехами из зелёного атласа. Сын Андрея Комарова Владимир Комаров передал для выставки семь гармоней, изготовленных его отцом, в том числе и знаменитую двухрядную гармошку с полутонами в форме красного сапога. На выставке вспомнили и замечательных мастеров, которые вместе с Андреем Сидоровичем Комаровым, не просто трудились на саратовской фабрике, но и явили собой целую эпоху в советском периоде гармонного производства, среди них: А.А. Емельянов, Ю.Я. Фёдоров, М.В. Чернозубов, В.А. Чушкин. Пётр Фёдорович Текучёв: гармонь для Монтсеррат Кабалье
Пётр Фёдорович Текучёв – последний гармонный мастер из когорты всех прежних поколений мастеров саратовской гармони. При этом Пётр Фёдорович – последний мастер, сделавший свою первую гармонь ещё в 1940-е гг.
Пётр Фёдорович пришёл работать в артели «Музыка» в 1947 г. и до последнего дня производства там работал. Здесь он стал учеником Михаила Дмитриевича Корелина (умершего в 1950 г.) – племянника знаменитого Н.Г. Корелина – основателя уникального производства саратовской гармоники. Пётр Фёдорович принадлежит к плеяде лучших мастеров. Сам Пётр Фёдорович называет три имени своих современников, чьи изделия стоят вровень с эталонами мастеров XIX в.: Василий Васильевич Ножкин, Михаил Васильевич Чернозубов и Алексей Васильевич Борисов. Человек может над гармошкой просидеть всю жизнь и освоить лишь одну конвейерную операцию. Вырезать меха, например, сколачивать из фанеры корпуса или полировать детали. Да и то выполнять это несовершенно, с помарками. Чуть приболел, дело оставил, и квалификация падает. Рука ремесленника, как и музыканта, должна трудиться постоянно, чтобы чувствительность не остывала. А для того чтобы создать концертную гармонь, нужны Божий дар и необыкновенная любовь к этому занятию. Ведь гармонь именная «от и до» делается вручную одним мастером. Пётр Фёдорович говорит: «Корпишь над ней три-четыре месяца, страдаешь, и вот она зазвучала строем русским! На разжим одним голосом поет, на сжим – другим, диапазон богатый. Колокольчики ударяют серебряно – до сердца достают». Помимо огромного количества конвейерных гармошек он создал пятнадцать именных. Где они? У кого? Подробно рассказать о каждой затрудняется. Помнит, что одна у оперной певицы Монтсеррат Кабалье, три сделал для хора Пятницкого и для старушки-веселушки из фильма-сказки «Финист – ясный сокол». – Будущее у нашей гармошки есть, будущее у всех есть, – делится своей уверенностью мастер. – Конечно, иному всю жизнь надо пройти, чтобы понять, как сделать гармонь». Пётр Фёдорович готов делиться с ребятами, которые учатся её изготовлению, всеми знаниями: и какое дерево лучше «поёт», и в какое время его лучше срезать. – Желание учиться у молодых мастеров есть, – отметил он. КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: В Саратове были известнейшие гармонные мастера: Н.Г. Корелин, Д. Жарков, Г.Гвоздев, А. Емельянов. К началу ХХ века в Саратовской губернии работало около 40 кустарей-гармонщиков. Своей работой они гордились. Но не ударили в грязь лицом продолжатели их дела – гармонные мастера, которые в 1920-е гг. объединились в артель «Саратовская гармонь». В 1968 г. артель сделали цехом Саратовской фабрики музыкальных инструментов. На эти годы приходится и зарождение уникального коллектива ансамбля «Саратовская гармоника», который ведёт свой творческий путь с 1964 г. Смотрите слайд-шоу «Фотоархив мастеров саратовской гармони». ОСОБЕННОСТИ ЗВУКОРЯДА САРАТОВСКОЙ ГАРМОНИ
Одна из причин столь продолжительной популярности саратовской гармони – удачно найденный тембр инструмента, приспособленного к игре на открытом воздухе, на широких волжских просторах. Диатонический звукоряд саратовской гармошки с десятью кнопками в правой руке охватывает три неполных октавы (пропущены вторая и предпоследняя ступени)
Принцип устройства звукоряда тот же, что у тульской семиклапанки. Растяжение даёт звуки, образующие мажорное трезвучие, сжатие – малый септаккорд с уменьшенным трезвучием. Последовательное осуществление этого принципа приводит к тому, что первая и три последних кнопки дают пары звуков, не образующие смежных ступеней звукоряда. Звукоряд пятиклапанки расположен в центре звукоряда десятиклапанки. По сравнению со звукорядом семиклапанки в нижней части этого звукоряда добавлены только два звука (на одной кнопке) – соль и си малой октавы, в верхней – четыре. Третья кнопка повторяет аккорды второй, но октавой выше, и имеет в основном темброво-характеристическое значение. Нередко вторая и третья кнопки нажимаются одновременно. Назначение четвертой кнопки, расположенной на тыльной стороне выносного басового грифа, – преодолеть один из существенных недостатков семиклапанки. Те же аккорды сопровождения на этой кнопке переставлены местами. С её помощью оказывается возможным сопровождение звука соль в мелодии аккордом доминантовой функции, поскольку на растяжение она дает не до мажорное, как две другие кнопки, а соль мажорное трезвучие или его обращение. Басо-аккордовый комплекс обоих образцов состоит из четырёх кнопок. Однако аккорды четвёртой кнопки на растяжение и сжатие мехов не переставлены, как у некоторых образцов десятиклапанки, и, следовательно, четвёртая кнопка оказывается, по существу, лишней, поскольку просто дублирует возможности третьей кнопки. В мелодическом звукоряде добавлено по два звука – снизу и сверху. Верхняя кнопка, расширяющая диапазон инструмента снизу, хотя и нарушает принцип строения звукоряда, так как вместо звука ля при сжатии меха даёт звук соль, но вполне эффективно устраняет наиболее существенный недостаток узкообъёмных однорядок данного вида. ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА САРАТОВСКОЙ ГАРМОНИ
Изначально саратовская гармонь была разработана на основе русской «семиклапанки», но в течение некоторого времени диапазон её расширился до 20 звуков (10 кнопок с разным звуком на сжим-разжим мехов). Концертные инструменты, впоследствии, имели до 12 кнопок. Звукоряд этих гармоник адаптировался для исполнения популярных местных частушек и напевов. Постепенно, гармоника стала пятиголосой, что теперь является установившимся стандартом. Мех оснащался одной-двумя дополнительными рамками для прочности. Левая клавиатура имела четыре кнопки, вместо двух на «семиклапанке». Самая характерная для саратовской отличительная черта – наличие колокольчиков вверху и внизу левого полукорпуса, которые звенели при нажиме крайних клавиш. Также, в левом полукорпусе имелся воздушный клапан (вверху, под большой палец) для бесшумного спуска воздуха из мехов. Саратовские гармоники настраивались в разных тональностях в мажорном ладу.
Устройство саратовских гармоник довольно интересно. В стандартном пятиголосом инструменте голосовые планки располагались таким образом: основная планка и планка, настроенная на октаву ниже, стояли на резонаторе, имевшем выход в особый резонаторный канал, который придавал звуку характерный тембр. Планка, настроенная на октаву ниже основной, могла отключаться с помощью регистровой пластины по необходимости. Иногда возможность отключения делали и для основной планки. Три свистовые планки, настроенные на октаву выше основной, устанавливались прямо на деку. Из-за расположения клапанов в разных плоскостях их делали двойными, один клапан на каждом рычаге располагался снаружи деки, второй – в резонаторном канале. Поперечный разрез правого полукорпуса саратовской гармоники: 1 – гриф, 2 – клавиши, 3 – правая сетка, 4 – клапаны, 5 – свистовые голосовые планки, 6 – основные голосовые планки, 7 – планки с голосами, настроенными на октаву ниже, 8 – резонаторный канал, 9 – регистровая пластина, 10 – отверстия для доступа воздуха в резонаторный канал, 11 – петля для большого пальца (плечевых ремней не было). САРАТОВСКАЯ ГАРМОНЬ: КТО ЕЁ СПАСАЛ
В 2002 г. в цехе по производству саратовской гармоники, расположенном в старинном особняке на улице Кутякова, было отключено отопление. Это и был тот самый цех, где на протяжении 150 лет мастера изготавливали знаменитые саратовские гармони, прославившие Саратов на весь мир. Через несколько лет само старинное здание было продано с молотка. Но нашлись в Саратове люди, которые не могли смириться с утратой одного из главных культурно-исторических брендов города.
Несколько лет назад руководитель проекта по возрождению саратовской гармоники, доцент кафедры САР ФУСС СГТУ Виктор Баксаляр поделился существующими планами возрождения гармони: «В 1990-е гг. изготовление саратовской гармоники остановилось полностью. Общественность постоянно била тревогу. При активном участии руководителя Совета регионального общества охраны памятников истории и культуры Игоря Плеве от слов стали переходить к делу». В октябре 2013 г. в Саратове стартовал очередной этап проекта «Саратовская гармоника – народный символ земли саратовской» – внедрение инструмента в производство. Сохранением главного символа Саратовской области заинтересовался предприниматель, который многие годы занимался производством мебели, Сергей Липатов – директор ООО «Лисер». Между СГТУ им. Гагарина, региональным отделением Всероссийского общества охраны памятников и ООО «Лисер» было подписано соглашение о партнерстве по восстановлению производства саратовской гармоники. Сергей Липатов – руководитель мебельного предприятия – сообщил, что силами работников (это мастера по станкам, конструкторы, сборщики) изготовлено уже 15 гармоней. В планах – увеличение мощностей производства и поиск рынков сбыта. Выпущенный образец опробовал виртуоз, руководитель старейшего ансамбля – «Серебряные колокольчики» – Евгений Нахов и остался доволен его звучанием. ИЗГОТОВЛЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ГАРМОНИ
Мастерская по производству саратовской гармони находится на территории мебельной фабрики «Лисер». И напоминает она тоже мебельный цех: запах свежеструганного дерева, станки и инструменты для его обработки.
Два мастера, Николай Чванов и Дмитрий Шефер, обрабатывают деревянные коробы – заготовки корпуса гармони. Ещё двое – Руслан Платонов и Сергей Букаров, кроят ткань для мехов. Корпус состоит из двух половин. Чтобы они были одинаковыми, сначала изготовляют единый короб. Потом его распиливают пополам, делают в нем миллиметровое отверстие, ставят перемычки и распорки для крепления мехов, по периметру прибивают картон, ткань и дерматин. – Есть ещё один цех, – рассказывает Дима Шефер. – Там делают заготовки корпусов. Мы их склеиваем, обрабатываем и опять отдаём туда красить, на покрашенные крепим металлические детали и фурнитуру. В старину» мастера делали гармонь в определённой последовательности: сначала корпус, к нему подгоняли деки, грифы, резонаторы, иногда начинали с планок — их размер ясен сразу. Сейчас есть стандартные размеры – можно параллельно делать несколько деталей и потом собирать их. Всего на производстве восемь человек: шесть – постоянно, даже в выходные дни, ещё два — эпизодически, делают заготовки корпуса. – Я первый курс отучился на столяра-станочника, – говорит Дима, шлифуя короб. – Когда начали возрождать гармонь, нам предложили, и я пошёл. Поначалу друзья, когда узнавали, смеялись. Я сам думал, что гармошки – не интересно. Было знакомство с гармонью, нотами, как играть. На планочке специальной проверяли, давали звук, а потом надо было его найти, – вспоминает Дмитрий Шефер. – Мастеру гармони нужно освоить десяток различных специальностей: акустика, наклепка, настройка инструмента, работа с древесиной, с раскроем ткани. Такие специалисты – штучный товар, на подготовку нужно минимум три года. Детали изготавливают на станках с программным управлением. Старые мастера склеивали отдельные детали гармони, поэтому на изготовление грифа или деки уходила неделя. Сейчас их делают из единого куска дерева за 15 минут, меха – за три дня. В месяц выпускают по 10 гармоней. КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: Задача стоит возродить не штучный вариант, а возродить продукт, который может производиться в большом количестве. Такой подход позволит снабжать инструментом городские и сельские ансамбли не только Саратовской области, выпускать его и для сувенирной продажи. Здесь начали изготавливать и исполнительскую гармонь для начинающих. Используют массив березы, инструменты более высокого уровня делают из ореха, красного дерева, палисандра и бука. Смотрите слайд-шоу: «Изготовление саратовской гармони». «ЛИСЕР»: ДОЛГОЖДАННАЯ САРАТОВСКАЯ ГАРМОНЬ
Возрождение саратовской гармони взяло на себя Производственно-мебельное предприятие ООО «ЛИСЕР», которая известна в регионе с 1995 г. Стоимость нового инструмента, выпускаемого в Саратове ООО «ЛИСЕР», – порядка 50 тысяч рублей. Сейчас по льготной цене гармоники продают музыкальным школам по 42 500 р. Покупателей на изделия немного, хотя в качестве вип-подарка гармошки пользуются спросом. Ещё одна статья дохода мастерской – реставрация старых, еще советского образца, гармошек, которые в Саратов присылают со всей страны.
– Продажа гармоники – это не бизнес, а скорее социальный проект. Хочется возродить инструмент: чтобы в руках гармониста была именно саратовская гармоника, – уверяет Сергей Липатов, директор ООО «ЛИСЕР». – У нас инструмент приобрели пять музыкальных школ, в детскую студию «Топ-Топ» даём гармонику поиграть. Часто инструменты дарим – экземпляр презентовали краеведческому музею, гармонику подарили полпреду ПФО Михаилу Бабичу, ещё один инструмент уехал в Китай. Высокую цену, как объясняет Сергей Липатов, диктуют затраты на комплектующие. Одни только «голоса» стоят 17 тысяч. Но в планах предпринимателя – удешевить гармонику. – Мы ведём переговоры на поставку комплектующих с известной чешской компанией. Отправили гармонику в Чехию, получили назад с их «голосами». Сейчас ждём цену. Если все сложится удачно, то гармоника будет представлена в трех вариантах – концертная, ученическая и сувенирная, – поясняет Липатов. Подарочные и ученические экземпляры гармоники могут стоить 20 – 30 тысяч рублей, однако об их серийном выпуске, помогающем снизить цену, пока говорить не приходится. Саратовские инструменты сейчас пополняют, в основном, частные коллекции, спрос на неё есть и у профессиональных музыкантов. ООО «ЛИСЕР» оказывает следующие услуги: Ремонт, реставрация саратовской гармоники и других музыкальных инструментов; обучение игре на саратовской гармонике; встреча гостей города с саратовской гармонью, сопровождение делегаций, экскурсий. Адрес ООО «ЛИСЕР»: 410017, г. Саратов, ул. Чернышевского, 94, корпус 3 Телефоны: 8 (8452) 40-40-25,(8452) 29-30-90, (8452) 29-30-93, 8 (937) 225-19-40 E-mail: info@liser.ru E-mail: liser_sar@mail.ru Сайт: http://liser.ru/index/saratovskaya-garmonika.html Страничка саратовской гармони «В Контакте»: https://vk.com/sartov_garmonika МУЗЕЙ САРАТОВСКОЙ ГАРМОНИ
В январе 2013 г. в помещении колледжа производственных технологий СГТУ имени Ю.А. Гагарина был открыт Музей саратовской гармоники. Музей появился благодаря инициативе ректора СГТУ им. Ю.А. Гагарина Игоря Плеве и активной деятельности сына Андрея Сидоровича Комарова – известного саратовского мастера гармонных дел Владимира Андреевича Комарова. Мы встретились с первым руководителем музея В.А. Комаровым.
– Владимир Андреевич, как музей появился в Вашей жизни? – Директор музея – это одно, а второе и, самое главное, – я организатор этого музея. Я мечтал о нём давно. В молодые годы мне пришлось работать на фабрике, где изготавливался символ нашей области. Мой отец, Комаров Андрей Сидорович, был мастером на этой фабрике. Благодаря ему, меня и взяли туда учеником, а потом я в 16 лет стал там работать. Сначала был сборщиком, а потом – наклёпщиком «голосов». – Что это значит? – В гармошке есть планки, на которых находятся язычки. Они и называются «голосами». Я их наклёпывал, поэтому гармошка и играла. – Как возникла идея музея? – Когда я работал на фабрике, собирал все материалы по саратовской гармонике: газетные заметки, видеосюжеты. К моему удивлению скопился большой материал. Так я решился со временем на открытие музея гармоники для Саратова и области. Всё это теперь хранится в музее. Также там есть уникальные вещи из нашего семейного фонда. Старинные гармошки и многое другое. – Что вас сейчас заботит? – Меня беспокоит сейчас маленькое помещение музея. Обещают дать больше, но пока не дали. А ещё у музея нет статуса – получается, он как бы самостоятельный, народный. Я хочу ещё сделать центр культуры саратовской гармоники. В одном месте будет и музей, и клуб любителей саратовской гармоники, а также обучение ребят игре на гармошке и её изготовлению. Можно также открыть отдел по ремонту гармошек, найти мастеров. Такой центр мог бы организовывать концерты и разные благотворительные мероприятия, встречи с творческими людьми – нечто вроде дискуссионного салона. – Вопрос о символах города. На Ваш взгляд, нужен ли Саратову новый символ? – Других символов не надо. Саратовская гармошка, калач, стерлядки – их достаточно. Это настоящие символы. То, что было на самом деле, и то, что именно наше. Может, и стерляди станет больше со временем. А гармошку мы обязательно возродим. Адрес Музея саратовской гармони: 410056, Саратов, Ильинская площадь, 4 Тел.: 8 (8452) 93-16-24 КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: Музейная экспозиция собиралась по крупицам: в её основу легли личные фонды семьи Комаровых, например, гармоника-сапожок и уникальная двухрядная гармонь с полутонами, изготовленные отцом Владимира Андреевича, известным саратовским мастером Андреем Сидоровичем Комаровым. Есть в музее и гармоники пикколо, с ними выступал и даже снимался в фильме «Семь невест ефрейтора Збруева» сам Владимир Андреевич. А ещё на стендах с любовью размещены детали, из которых изготавливалась (а теперь уже опять можно сказать – изготавливается) саратовская гармошка с колокольцами, инструменты, которыми она создавалась. Разумеется, представлены саратовские гармони различных эпох. Смотрите слайд-шоу: «Музей саратовской гармони». КЛУБ ЛЮБИТЕЛЕЙ САРАТОВСКОЙ ГАРМОНИКИ
Клуб любителей саратовской гармоники образовался в 2011 гг. Это было в то время, когда цех по производству саратовской гармоники был уже давно закрыт, казалось, ещё немного времени и исчезнет сама память о саратовской гармошке, да и люди забудут искусство игры на ней. Первыми его активными участниками стали заместитель председателя Саратовского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Людмила Бахарева, профессор Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова Дмитрий Варламов, известные мастера по изготовлению саратовской гармоники Пётр Текучев и Виктор Чушкин; талантливые мастера игры на гармонике Евгений Яркин, Сергей Самусенко, Евгений Нахов, Сергей Шалимов; гармонисты-любители Александр Богатов, Владимир Ульянов, Сергей Рублев; саратовская поэтесса Ирина Коннова и др. На наши вопросы отвечает председатель клуба любителей Саратовской гармоники, концертмейстер Саратовского колледжа искусств С.Ю. Шалимов.
– Сергей Юрьевич, для чего раньше была нужна гармонь? – В своё время этот инструмент был придуман для наигрышей и частушек. У него всего две функции: тоника и доминанта, то есть два мажорных аккорда. Где-то нужно промолчать, поэтому мы идём на некоторые хитрости, конечно, и гармонь всегда сопровождает баян или другой аккомпанирующий инструмент. – А в чём же отличия Саратовской гармони от других музыкальных инструментов, например, баяна? – Это самый звонкий из всех инструментов. В нём звучат одновременно пять голосов. Если сравнить, допустим, с баяном, то есть баян двухголосый, трёхголосый. Ну а наличие колокольчиков – эта особенность уже всем известна, но это внешнее отличие. – Где можно побольше узнать о Саратовской гармонике? – Существует Музей Саратовской гармоники в Москве, музей Саратовской гармоники в Саратове, музей А. Мирека, Краеведческий музей в Саратове. – Сергей Юрьевич, что для вас значит Саратовская гармонь? – Для меня Саратовская гармоника – это вся моя жизнь. Я пытаюсь сделать все, что можно для того, чтобы возродить её и чтобы она опять заняла свое достойное место в быту. Главное – гармонь должна чаще звучать, причём не просто по телевидению на больших высоких сценах, а на всех праздниках, в каждой семье, в каждом доме. Саратовская гармоника «В КОНТАКТЕ»: https://vk.com/club17855981 АНСАМБЛЬ «САРАТОВСКАЯ ГАРМОНИКА»
Коллектив «Саратовская гармоника» ведёт свой творческий путь с 1964 г., с создания известного народного ансамбля саратовских гармоник «Волгари», неоднократного участника международных фестивалей, лауреата многих всероссийских конкурсов. Ансамбль не раз выступал на концертах в Кремлевском Дворце съездов и за рубежом в Венгрии, Великобритании, США и др.
Сегодняшний состав «Саратовской гармоники» – это бывшие участники того самобытного, уникального самодеятельного коллектива, которым многие годы гордилась земля Саратовская. Это – музыканты, которым не безразлична судьба уникального русского инструмента – саратовской гармоники. Это люди, стремящиеся сохранить и донести до слушателя лучшие традиции народного творчества как одной из форм национальной культуры. В ряду преемников народных традиций ансамбль выделяется как первооткрыватель новых путей освоения фольклора и эталон аутентичной достоверности. Сергей Шалимов, теперь он художественный руководитель ансамбля « Саратовская гармоника», и Евгений Яркин – старейшие солисты ансамбля «Саратовская гармоника» Играют на гармошке по 40 – 50 лет. Благодаря личным усилиям Сергея Шалимова и Евгения Яркина, а так же энтузиастам из «Клуба любителей саратовской гармони» – символ и гордость земли саратовской – саратовская гармонь не ушла в небытиё. Концертно-продюссерский центр «Саратовская гармоника» представляет уникальный и единственный в своём роде ансамбль саратовских гармоник. Репертуар ансамбля разнообразен. Его основу составляют обработки народных мелодий, переложения произведений зарубежной и русской классики, а также современных композиторов. Ансамбль предлагает концертные программы для любого праздника, юбилея, свадьбы, как на улице так и в помещении, в народных костюмах, под живые уникальные музыкальные инструменты, а также игровые концертные программы для корпоративных вечеров с фольк-дискотекой. Для детей коллектив предлагает проведение утренников и праздников, а также образовательные фольклорные программы и литературно-музыкальные композиции. Адрес Ансамбля «Саратовская гармоника»: г. Саратов, ул. Сакко и Ванцетти, 42 Тел.: 8 (917) 317-48-30 E-mail: sargarmonika@yandex.ru Сайт: http://www.sargarmonika.ru/index.html ПАМЯТНИК САРАТОВСКОЙ ГАРМОНИ
Гармонь для Саратова это больше, чем гармонь. Недавно, благодаря 180 тысячам голосов, саратовская гармонь стала народным символом области. В конкурсе «Гордись Саратов!», проведённом местным телеканалом, горожане выбрали три достопримечательности, которые могут быть символом города. Победителями стали – саратовская гармошка, старейшая в России консерватория имени Собинова и Энгельская дивизия дальней авиации.
Поэтому логично и вполне объяснимо, что в 2009 г. к Дню города на проспекте имени Кирова в Саратове появилась бронзовая фигура весёлого гармониста в русской рубахе, картузе и сапогах, сидящего на скамейке. Автором памятника стал саратовский скульптор Владимир Пальмин. – Главным героем я выбрал обычного саратовского мужичка, играющего на гармошке, – объяснил Пальмин. – Правда, сначала был другой вариант – просто стоит на улице гармонист, без фонаря и без лавочки. Теперь же к этому памятнику можно присесть. Макет изготавливался из глины, и только потом его отливали из бронзы на литейном заводе в Московской области, в городе Жуковском. Я лично вёз оттуда памятник. Высота всего памятника достигает 3 м. 40 см. при весе в 750 кг. Стоимость изготовления скульптурной композиции составила около 1 млн. рублей. Памятник стал городской достопримечательностью и популярным местом для фотосъёмки. В определённые часы памятник проигрывает композиции местного саратовского инструментального коллектива и напоминает об историческом символе города – гармошке. Памятник, являющийся визитной карточкой города, очень скоро пришёлся по вкусу не только местным жителям, но и гостям города, увозящим с собой фото с бронзовым саратовским гармонистом. «…И ГАРМОШКИ ПЕРЕБОР – САРАТОВСКИЙ РАЗГОВОР»
Саратовская гармонь является одним из символов Саратова. Презентация книги «...И гармошки перебор – саратовский разговор» саратовского краеведа и писателя, члена Союза писателей России Владимира Вардугина показала, что сегодня в Саратове сохраняется не только производство, но и искусство игры на гармони.
Объёмное издание рассказывает о полуторавековой истории знаменитой саратовской гармоники с колокольчиками, от её появления в середине XIX в. и до наших дней, когда гармонное ремесло чуть было не оказалось утраченным. Здесь же представлена история наиболее известных исполнителей и ансамблей гармонистов. Владимир Вардугин отметил, что книга не состоялась бы без участия всех причастных к производству и искусству игры на саратовской гармонике, ведь именно их рассказы и легли в основу издания. Основательное историко-краеведческое исследование было бы невозможно без серьёзной поддержки. За неё автор благодарил ректора Саратовского государственного технического университета Игоря Плеве. Игорь Рудольфович, который является к тому же председателем совета регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, назвал выход книги одним из «этапов того, что мы называем длинным путём возрождения саратовской гармоники. Она существует, и голос её звучит в руках и молодых, и профессионалов, но она должна не просто звучать, она должна быть частью жизни Саратовской области». ЗВУКИ ГАРМОНИ НАД ВОЛГОЙ
В Этнографическом музее Саратова состоялось открытие постоянной выставки «Звучи, гармонь, над Волгою». Саратовская гармоника с колокольчиками – уникальная ценность культурного наследия Саратовской области. На выставке можно теперь увидеть редкие музыкальные инструменты, изготовленные мастерами в разное время. Здесь можно посмотреть на гармони начала XX в. и сделанные совсем недавно.
Отдельного внимания заслуживают представленные на выставки инструменты для изготовления и настройки гармоники. Среди них столик для настройки голосовых планок. Выставка «Звучи, гармонь, над Волгою» знакомит посетителей со знаменитыми ансамблями Саратовской области, таких как «Саратовские гармоники», «Серебряные колокольчики», а также детский коллектив «Колокольчик». Саратовскую гармонику ещё помнят и преподают в музыкальных школах. На возрождение саратовской гармошки направлен и проект «Саратовская гармоника – народный символ земли Саратовской». В его рамках состоялись два областных фестиваля «Звучит гармонь саратовская», был открыт памятник «Саратовская гармошка» и экспонировались некоторые другие выставки. На фото представлена миниатюрная копия памятника «Саратовская гармошка». Выставку «Звучи, гармонь, над Волгою» отлично дополняют произведения саратовской художницы Елены Лялиной, которая написала серию картин «Саратовские частушки». Картина «Саратовская гармошка» с надписью «Привет из Саратова» воспринимается как визитная карточка выставки. На выставке экспонируются гармоники, изготовленные гармонным мастером Андреем Сидоровичем Комаровым: уникальная двухрядная гармонь с полутонами, потешная, эпатажная гармоника-сапожок. Здесь можно увидеть материалы знаменитого когда-то ансамбля «Саратовские гармоники» Дома культуры профтехобразования, основателем которого был Семён Павлович Портнов – бывший боец Чапаевской дивизии и замечательный гармонист, прививший любовь к саратовской гармонике многим мальчишкам. КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: На выставке представлены трогательные гармоники маленького размера – пикколо. С ними выступал на концертах Владимир Андреевич Комаров – художественный руководитель ансамбля саратовских гармоник УВД Саратовской области, заслуженный работник культуры РФ. Гармоники изготовил его отец – гармонный мастер А.С. Комаров. Многим покажутся интересными материалы гармонного мастера Владимира Алексеевича Чушкина: написанная им книга «Изготовление саратовской гармоники с колокольчиками» (2007 г.), голосовые планки с клеймом мастера и гармоника, сделанная его руками. Смотрите слайд-шоу «Звуки гармони над волгой».
* * *
«Люблю саратовскую гармонь по-настоящему, от всей души! А вот за что и почему не знаю. Захватывает и пьянит, всего берёт гармонь, особенно когда заходит в живых искусных руках.Не случайно в народе прозвали её саратовским соловьем, и говорят, что голос её больного подымет, мёртвого оживит». |
|
|