|
Тульская гармонь – производство
1.
Игра на тульской любительской гармони
Афанасий Иванович Матюхин, г. Елец
2.
«Глуховские хуторочки» (Рекрутские частушки)
Александр Новосельцев. Елец. Тульская любительская гармонь
3.
Свадебная (Русского)
Селезнёв Василий Яковлевич (тульская любительская гармонь), Селезнёва Анастасия Дмитриевна, Селезнёва Нина Ивановна, Кузнецова Мария Петровна, Полякова Мария Ивановна с. Волчье, Добровского р-на, Липецкой обл. Запись октябрь 2012 г.
4.
Цыганочка с выходом
Николай Новиков
5.
«Подгорная»
Юрий Сазанов
6.
Волжские напевы
Юрий Сазанов
7.
«Вставай, страна огромная!»
Пётр Кудряшов
8.
История инструмента влюбленных дворников
9.
Как настроить гармонь. «Тульская 301»
Часть 2
10.
Как настроить гармонь. «Тульская 301»
Часть 1
11.
Гармонь легендарная «Тульская 301»
12.
Тульская гармонь 1964 года.
13.
Счастливый покупатель тульской гармони
Вручение многотембровой люксовой гармони производства ООО «Тульская гармонь» заказчику, гармонисту Ивану Морозову
14.
Гармонь «Тульская 301м» до-диез
Владимир Бутусов делает видео обзор новой тульской 301м гармони.
15.
Тульская гармонь. История одной вещи
16.
Тульская гармонь – производство
17.
Наша марка. Тульская гармонь
Выпуск программы «Наша марка» рассказывает об одном из самых известных видов знаменитой русской гармошки – тульской гармони.
ИСТОРИЯ ГАРМОНИ В РОССИИ
Гармонь – один из самых массовых музыкальных инструментов. Его история насчитывает 200 лет и состоит из трёх основных периодов. Первый – период возникновения (1780 – 1830 гг.); второй – период бурного развития и усовершенствования (1840 – 1920 гг.); третий – период массового распространения (1930 гг. – по настоящее время).
Возникновение гармони явилось результатом длительных поисков музыкальных мастеров и физиков-изобретателей, работавших в России, Германии, Австрии, Франции, Италии и др. странах на рубеже XVIII – XIX вв. Их усилия были направлены на то, чтобы создать новый портативный многоголосный инструмент. В результате возникло целое семейство пневматических инструментов: фисгармония, губная гармошка, ручная и ножная гармоники. Впоследствии в ряде стран возникли разновидности гармоники, которые стали считаться национальными инструментами: в Англии – концертино, в Германии – банданеон, в Австрии – аккордеон, в России – баян. Время появления в России первых гармоник датируется 1830-и гг. Первыми русскими гармониками явились миниатюрные органы-позитивы, когда на них ещё в 1780-е гг., жившим в Петербурге чехом Франтишеком Киршником в качестве источника звука, были применены металлические язычки. Спрос на тульскую однорядку распространился по всей России. Музыкальные умельцы-мастера изменяли конструкцию инструмента, исходя из особенностей народной песни той или иной местности. Отсюда и такое богатство «саратовских», «елецких», «череповецких», «невских», «ливенских», «касимовских», «бологойских», «татарских», «сибирских» и многих др. ИСТОРИЯ ТУЛЬСКОЙ ГАРМОНИ
Первые примитивные, единичные образцы ручных гармоник были изготовлены тульскими мастерами – братьями Шкунаевыми в своей домашней мастерской. Вслед за ними, примерно с 1820 г., стационарное производство простых ручных гармоник организовал оружейник Тимофей Воронцов в полуподвальном этаже своей самоварной фабрики.
Дальнейшее развитие этому процессу положила привезённая оружейником Иваном Сизовым с Нижегородской ярмарки в 1830 г. простейшая пятиклапанная гармошка. Он открыл в Туле гармонную мастерскую, в которой сначала копировал привезённый образец, а затем организовал у себя массовое производство гармоник. Наиболее крупным предприятием по изготовлению гармоник в Туле была фабрика братьев Киселёвых, которая в основном специализировалась на выпуске двух – и трёхрядных венских гармоник, в чем достигла значительных успехов. В 1870 г. тульский энтузиаст Н.И. Белобородов изобрёл совершенно новую разновидность гармони – хроматическую. В 1900 г. на Международной торговой выставке в Париже двух – и трёхрядные венские гармоники братьев Киселёвых получили награды. В 1905 – 1907 гг. фабрика начала также изготавливать трёхрядные хроматические гармоники – левая по правой (выборные) и ножные басы. В 1914 г. они были удостоены золотой, трёх серебряных и бронзовых медалей. Среди гармонных мастеров особенно выделялся Леонтий Алексеевич Чулков. В 1880 г. он организовал самостоятельную гармонную мастерскую, где работал вместе с шестью своими сыновьями. В 1907 г. самый талантливый из них Геннадий Чулков создал механику так называемых заёмных басов для двухрядной венской гармоники. С помощью этой механики при нажиме на кнопки басов открывались не только басовые клапаны, но и соответствующие клапаны из аккордного набора, а звучание басов становилось более насыщенным. На это изобретение им было взято патентное свидетельство. С тех пор и до настоящего времени механика Г. Чулкова применяется на всех венских гармониках, что является ещё одной художественно-стилевой особенностью звучания басовых партий во всех изделиях тульского гармонного промысла. Среди других промыслов гармонный занимал в Туле второе место, и рост числа кустарей-гармонщиков продолжался из года в год. Наивысший показатель в производстве гармоник достигнут перед первой мировой войной, в 1912 – 1913 гг. КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: Изобретение хроматической гармоники и создание оркестра заинтересовали отдельных представителей иностранных фирм. Один из них – Кальбе – от имени австрийской фирмы уговаривал Н.И. Белобородова продать патент на своё изобретение. Но, будучи подлинным патриотом России, тот наотрез отказался это сделать, даже, несмотря на тяжёлое материальное положение. Впоследствии инструмент был ещё более усовершенствован и превратился в трехрядную хроматическую гармонику, которая сейчас имеет название баян. Смотрите слайд-шоу «История тульской гармони». ГАРМОННЫХ ДЕЛ МАСТЕРА
Братья Шкунаевы и Иван Сизов: основатели кустарного промысла
География производства гармоник постепенно расширялась: Вятка, Елец, Череповец, Саратов, Петербург, Москва. Все эти города пытались создать конкуренцию Туле. Пытались, но не смогли. Да и как было тягаться с туляками, мастерами знаменитыми, потомками Левши. Мужик в «Легендах о мастере Тычке» тульского писателя Ивана Панькина расхваливает полюбившийся ему инструмент:
В Туле, городе мастеров-оружейников, новая диковинка, гармонь, всем полюбилась. Она действительно стала народным инструментом и чуть ли не каждый туляк хотел сам сделать себе гармонь. Поэтому изначальный кустарный промысел, до возникновения фабричного производства, стал таким массовым. Тульские гармоники были самых различных видов и звучаний. Названия некоторых из них – «Детский свист», «Свист из красного дерева» – заставляют по-доброму улыбнуться. Сохранились сведения, что тульские мастера братья Шкунаевы в 1808 – 1820 гг. изготовляли в своей домашней мастерской звучащие языковые планки. Их они использовали в свистульках, свирельках, а затем и в ручных гармониках. Все эти изделия носили характер оригинальных забав или детских игрушек. По мере роста и развития кустарного гармонного промысла братья Шкунаевы сбывали планки по заказам и изготовляли сами небольшое количество гармоник. А уже в июле 1830 г. тульский оружейный мастер Иван Евстратьевич Сизов приобрёл на Нижегородской ярмарке за 40 рублей ассигнациями (30 фунтов говядины стоили 1 р. 35 к.) немецкую однорядную гармонь. Приехав домой, в знаменитую в Туле Чулковскую слободу, он сразу же разобрал своё приобретение на части и одну за другой стал их копировать. Скоро умелец изготовил инструмент, не отличающийся по качеству звучания от зарубежной диковинки. Братьев Шкунаевых и Ивана Сизова считают основателями тульского гармонного кустарного промысла. Николай Иванович Белобородов: создатель хроматической гармони
Николай Иванович Белобородов – гармонист, педагог, дирижёр, аранжировщик, создатель хроматической гармони, основатель первого в мире оркестра гармонистов. Родился 27 февраля 1828 в Туле.
Белобородов в 11 лет увлёкся игрой на гармони, для чего самостоятельно обучился нотной грамоте. Обладая незаурядными способностями, добился заметных успехов во владении инструментом. Но примитивность существовавших в то время гармоней резко ограничивала его исполнительские возможности. В 1875 (по другим данным, в 1870 г.) заказал прославленному тульскому мастеру Леонтию Алексеевичу Чулкову принципиально новый инструмент, суть новизны которого заключалась в строении правой клавиатуры, состоящей из 23 клавиш, в число которых входили все 12 звуков хроматического звукоряда. Одна из первых в России гармоней с хроматическим строем была изготовлена в 1878 (по другим сведениям в 1871 г.). Хотя гармонь Белобородова-Чулкова была более совершенна, чем все её предшественники, она всё-таки обладала многими недостатками. Сразу после изготовления хроматической гармони, им были заказанные ещё два инструмента, после изготовления которых Н.И. Белобородов создал семейное трио – первый в России ансамбль хроматических гармоней, в состав которого, кроме него, входили его дочери Мария и Софья. В 1885 – 1886 гг. неутомимый популяризатор игры на гармони из рабочих тульских заводов создаёт кружок любителей игры на этом музыкальном инструменте, который постепенно превращается в первый в мире оркестр хроматических гармоник. Не менее важная заслуга Н.И. Белобородова, чем создание хроматической гармони, состоит в том, что для занятий оркестра он заказывает у лучших тульских мастеров (Л.А. Чулков, В.И. Баранов, А.И. Потапов) музыкальные инструменты разных диапазонов и тембров: гармонь-пикколо, гармонь-приму, гармонь-альт, гармонь-виолончель, гармонь-бас, гармонь-контрабас. Яков Фёдорович Орланский-Титаренко: «отец» баяна
В 1870 г. появилась гармонь – «хромка». Строй её по-прежнему был диатонический (в определённой тональности, например, в до-мажоре). Но для расширения круга тональностей в верхней части её клавиатуры стали добавлять два-три хроматических звука. Так «хромка» стала почти хроматической. Она фактически сделала ненужными местные настройки, потому что на ней можно было сыграть любой местный наигрыш. Её называли ещё «двухрядкой» за то, что кнопки в правой руке были расположены в два ряда, чтобы всё было, как говорят, под пальцами.
Но и «двухрядка» тоже не нравилась некоторым – один из них Орланский-Титаренко. Он заказал у мастера Петра Стерлигова четырёхрядную усовершенствованную хроматическую гармонику, которая была изготовлена в 1907 г. Инструмент был назван ими «баян», в честь Бояна – древнерусского певца-сказителя. В дальнейшем инструмент подвергался другим усовершенствованиям. На этом инструменте Орланский-Титаренко несколько лет играл на концертах в Москве, Петербурге, а также выезжал в другие города и, таким образом, стал распространителем названия новой конструкции гармоники. На левой стороне первого баяна была клавиатура с расположением кнопок, которое оказалось малоудобным. Поэтому в дальнейшем Стерлигов и другие мастера баянов делали на левой стороне общепринятое (итальянское) расположение кнопок. Эти баяны делались двухголосными, с настройкой, имевшей небольшой разлив. Братья Воронцовы: гармошки из рук оружейников
Тимофей Пименович Воронцов (1787 – 1854 гг., Тула), потомственный оружейник, основатель первой гармонной фабрики. Свою деятельность начал с самоварной фабрики, открытой им в 1815 – 1818 гг. В полуподвальном этаже этой фабрики, примерно с 1820 г., организовал, как дополнительный цех, изготовление простых гармоник. Примером ему послужили свистульки-пищалки, которые делали у себя дома братья Шкунаевы.
В 1830-е гг., ознакомившись с гармоникой, привезённой Иваном Сизовым, и внеся свои изменения, начал производить значительно лучшие модели по звуковым и внешним признакам. С 1838 г. гармонное производство переросло в самостоятельную «Вольно-оружейную гармонную фабрику» – первую в России. Продукция продавалась в Москве, летом еще и в Нижнем Новгороде. Ежегодно выпускалось 4 тысячи гармоник. С 1854 г. фабрика Тимофея Воронцова перешла к его сыну Гавриилу (1822 – 1899 гг.). В это время фабрика выпускала уже 6 тысяч гармоник в год. Его брат Аким (1819 – 1897 гг.), к которому от отца перешла самоварная фабрика, летом торговал на Нижегородской ярмарке гармониками и занимался там же их ремонтом. Позже по обоюдному согласию братья поменялись своими производствами: и с 1874 г. владельцем гармонной фабрики становится Аким. С 1888 г. фабрикой руководил сын Акима Тимофеевича – Алексей (1863 – 1919 гг.). Было построено три двухэтажных здания, жилой дом для семьи Воронцовых. Его фабрика была самая крупная в России, выпускала все виды национальных гармоник. На фабрике работало много высококвалифицированных мастеров по сборке инструментов: А.В. Волков, П.А. Волков, К.И. Овчинников, Н.Г. Морозов, В.В. Чеботарев и другие. Кроме того, на фабрику работало около 150 надомников, имевших дополнительный хороший заработок. В месяц выпускалось около 6 тысяч штук разнообразных моделей гармоник. В 1919 г. фабрика была национализирована, а Алексей Акимович на другой день после национализации умер от сердечного приступа. Дом Воронцовых передали под общежития, а в фабричных зданиях разместили детские сады. Братья Чулковы: «чудо-гармонь»
Много в Туле было мастеров-гармонщиков, передававших из поколения в поколение секреты своего удивительного мастерства. Особенно такими мастерами славилась Чулковская слобода. Среди них яркой личностью был Леонтий Алексеевич Чулков. Никто лучше него не мог сработать инструмент. Получилась первая «хромка» на диво хороша: «Чудо, а не гармонь!» – говорили о ней.
Л.А. Чулков (1846 – 1918 гг.) родился в д. Глухие Поляны, недалеко от Тулы, в семье крепостного крестьянина. В 13 лет мальчик остался сиротой и был отдан дяде в ученики на гармонную фабрику Гаврилы Тимофеевича Воронцова. Там его определили в цех по наклепке голосов. С 20-летнего возраста Чулков стал работать самостоятельно на дому по наклёпке гармонных голосов для фабрики Воронцова. Слава о нём как о замечательном мастере быстро распространилась по Туле, ему стали заказывать инструменты. В 1880 г. Чулков организовал свою гармонную мастерскую, в которой работали также и шесть его сыновей. Мастерская Л.А. Чулкова была невелика, но из всех существовавших в то время мастерских и гармонных фабрик являлась самой передовой и механизированной. Высокое качество изделий служили примером для тульских гармонных мастеров того времени. Отличными мастерами были его сыновья. Старшие – Михаил и Алексей – в 1890-х гг., когда отец стал часто болеть, взяли на себя руководство мастерской. Третий сын, Павел, перебрался в Самару. Он хорошо играл на трёхрядной гармонике и скрипке, пробовал писать музыку; некоторые его произведения (вальсы) полюбились местной публике. Четвёртый сын, Николай, уехал на Украину и там вскоре погиб от несчастного случая. Младшие – Виссарион и Геннадий – поступили на работу в крупную фабрично-торговую фирму «И.Ф. Мюллер» в Москве. В 1927 г. Геннадий Чулков изготовил баян с металлическими трубами, значительно усиливающими звучание. Братья Киселёвы: первые по всей России
Производство гармоник в России в конце XIX – начале XX вв. было налажено на тульской фабрике «Братья Киселёвы», которая выпускала, в основном, двух – и трёхрядные венские гармоники. Позже название «венка» стало обозначать конструкцию гармоники, а не определение заграничной модели.
Киселёвы – Николай Сергеевич (1848 – 1919 гг.) и Василий Сергеевич (1854 – 1934 гг.) родились в семье рабочего кузнечного цеха оружейного завода. С 12-летнего возраста поступили в ложевой цех. В свободное от работы время стали заниматься дома изготовлением гармоник. В 1886 г. с ними заключил договор П.П. Ватутин по поставке продукции в свой московский магазин, предоставив им значительную сумму. Качество – главное, на что опирался Ватутин. С 1900 г. он вывел братьев Киселёвых на международную арену, а Киселёвы наполнили его магазины отличным товаром: двухрядными и трехрядными венками, а далее баянами. Союз Ватутина и Киселёвых не ограничивался лишь формальными денежными субсидиями. Ватутин хорошо знал всех лучших гармонистов – артистов Москвы, которым нужны были инструменты самого лучшего качества. Ватутин принимал их заказы, а Киселёвы их выполняли, причём, всегда отлично. В начале XX в. фабрика занимала лидирующее положение в производстве гармоник и баянов в России, конкурируя и на мировом рынке. Африкан Киселёв (1889 – 1910 гг.), сын Николая Сергеевича Киселёва, с раннего детства обнаружил незаурядные музыкальные способности в игре на гармониках по слуху. Когда фабрика в 1905 г. изготовила выборный баян – ножные басы, Африкан быстро освоил его и стал выступать перед публикой, демонстрируя новые модели и их возможности. У него был практически неограниченный репертуар, он мог исполнять любое знакомое ему произведение без подготовки, при этом свободно импровизируя. Сама фабрика в 1918 г. была национализирована и закрыта, а её владельцы с семьями оказались на улице. Открытая группа «В контакте» Гармонная фабрика «Братьев Киселёвых» в Туле: https://vk.com/club74969182 ТУЛЬСКАЯ ГАРМОНЬ В СССР
После гражданской войны начинается кооперирование кустарей в артели по производству различных гармоник. Первая артель была организована гармонным мастером А.П. Пастуховым в Туле в 1922 г.
Для лучшей организации гармонного производства в 1928 г. в Москве, одновременно с конкурсом гармонистов, была устроена выставка гармоник, после чего для фабрик установили твёрдый ассортимент и стандарты производимых моделей гармоник. В 1930-е гг. происходит дальнейшее расширение фабричного производства гармоник. Причём большое внимание уделяется усовершенствованию баянов в музыкальном отношении. Недаром у входа на гармонную фабрику установлены бюсты выдающихся русских композиторов – М.И. Глинки и А.П. Бородина. В 1932 г. на баянную фабрику имени РККА, филиал которой находился в городе Туле на улице Епифанской, техноруком и начальником ОТК был приглашён известный гармонный мастер-конструктор А.А. Глаголев. Родившись в семье гармонных дел мастера, он с раннего детства помогал отцу в работе. Юношей освоил игру на баяне хегстремовской системы. Ещё в 1911 г. для участника оркестра Кашицева он изготовил первый такой инструмент. В годы Великой Отечественной войны производство музыкальных инструментов было прервано. Но тяга народа к музыке была столь велика, что из армии стали приходить письма. Фронт требовал: «Дайте гармони и баяны! С песней легче воевать!». Выпуск музыкальных инструментов был восстановлен. В 1963 г. на музыкальных инструментах появилась фирменная марка объединения «Мелодия». На всесоюзных смотрах-конкурсах музыкальных инструментов высших наград удостоились баяны «Родина», «Мир», «Тула – 203», «Тула – 204», «Тула – 401», сделанные в Тульском производственном объединении «Мелодия». Среди их создателей Юрий Павлович Маторин, Виктор Васильевич Проскурдин и др. мастера. КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: Тульский баян экспонировался в 1967 г. на Международной выставке в канадском городе Монреале. В Туле в то время производилось более половины всех баянов, выпускаемых в стране. Высококлассные, единственные в своем роде многотембровые баяны «Левша», были в 1970-е гг. отмечены медалями всех достоинств. Баяны «Родина», «Русич», «Мир» вскоре зазвучали на лучших сценах мира. Смотрите слад-шоу «Тульская гармонь в СССР». ГАРМОННЫХ ДЕЛ МАСТЕРА
Юрий Павлович Маторин: от «Левши» до «Руси»
Юрий Павлович Маторин – создатель всемирно известных баянов «Левша», «Тула», «Русь». Награждён орденом Трудового Красного Знамени, золотой и бронзовой медалями ВДНХ. Указом Президента РСФСР от 5 ноября 1991 г. ему присвоено почётное звание «заслуженный работник культуры РСФСР».
Маторин Юрий Павлович родился в 1936 г. в Туле. Отец Юрия – Павел Васильевич и дядя – Александр Васильевич Маторины были известными в Туле и за её пределами мастерами по изготовлению баянов. К ним в дом часто приезжали знаменитые музыканты. Особенно запомнились мальчику визиты участников трио баянистов А.И. Кузнецова, Я.Ф. Папкова, А.Ф. Данилова, которые играли на инструментах, изготовленных тульскими мастерами. Первые уроки мастерства изготовления музыкальных инструментов Юрий получил от отца и дяди. В двенадцать лет самостоятельно смастерил свой первый музыкальный инструмент – игрушечную гармонику. В 1954 г. поступил на работу в тульском объединении по производству музыкальных инструментов «Мелодия». Начав трудовую деятельность простым баянным мастером, он освоил практически все специальности, необходимые для производства инструментов: работал сборщиком, настройщиком, наклёпщиком голосов, конструктором музыкальных инструментов. Являлся конструктором баянов «Тула», «Пионер», «Юность». Сконструировал и изготовил (совместно с В.В. Проскурдиным) концертный многотембровый готово-выборный баян «Левша» (1974 г., диплом и бронзовая медаль ВДНХ СССР). На баяне «Левша» играли лауреаты международных конкурсов В. Авралёв, В. Зубицкий, А. Крупин. При его участии были изготовлены такие известные модели многотембровых готово-выборных баянов, как «Тула-401», «Мир», «Русь». Принципиально новая конструкция левого клавиатурного механизма баяна «Русь», изобретённая Ю.П. Маториным, позволила не только увеличить игровые возможности инструмента, но и снизить его вес с 15 до 11,5 кг. Виктор Васильевич Проскурдин: от «Руси» до «Мира»
Виктор Васильевич – автор многих моделей баянов. Готово-выборный баян в соавторстве с В.К. Овсянкиным (1968 г., серебряная медаль ВДНХ СССР – Проскурдину, бронзовая – Овсянкину); концертный многотембровый готово-выборный баян «Левша» в соавторстве с Ю.П.Маториным (1974 г., бронзовая медаль ВДНХ СССР); концертный многотембровый готововыборный баян «Русь» в соавторстве с Л.Ф. Козловым (1982 г., серебряная медаль ВДНХ СССР - Проскурдину, бронзовая медаль за аккорд – Козлову); концертный многотембровый готово-выборный баян «Мир» (1982 г.) в соавторстве с Л.Ф.Козловым (аккорд) и В.А.Гаврилиным (корпус).
В.В. Проскудин родился 1926 г. в селе Шереметьево Башмаковского района Пензенской области. В 1942 г. окончил семилетнюю школу. С 1943 по 1951 гг. служил в Советской Армии. Участник Великой Отечественной войны. В 1951 г. поступил работать на Тульскую баянную фабрику. Конструировать музыкальные инструменты начал с 1965 г. На концертных баянах этих конструкций играют многие отечественные и зарубежные музыканты. В мире баяны делают повсюду: в Германии, Италии, Китае и других странах. Только вот международные конкурсы всегда выигрывают русские музыканты на тульских баянах! Поэтому баяны стали такими же символами Тулы, как оружие и самовары. В Туле производилось более половины советских баянов. Высококлассные, уникальные многотембровые баяны «Левша» были в 1970-е гг. отмечены различными медалями. Баяны «Родина», «Русич», «Мир» звучали на лучших сценах мира. В 1981 г. Проскурдин Виктор Васильевич был награждён орденом «Знак Почёта». КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: В 1963 г. на тульских гармонях и баянах появилась фирменная марка объединения «Мелодия». К тому времени в Туле производилось более половины всех баянов, выпускаемых в стране. Но, как оказалось, новые достижения были ещё впереди. Началась новая эпоха в производстве музыкальных инструментов в СССР. Мы имеем возможность заглянуть в ту эпоху, ощутить в ХХI веке дыхание и пульс того замечательного времени. Смотрите слайд-шоу «Архив советской эпохи объединения «Мелодия». Джамал Турададжов: от «Мелодии» до «Тульской гармони»
Джамал Турададжов приехал в Тулу из Азербайджана. В 1978 г. Начал работу в Тульском объединении «Мелодия» учеником резонаторщика. За годы работы по своей специальности стал специалистом высочайшего уровня, изготовляя корпуса и резонаторы многотембровых концертных музыкальных инструментов. За безупречную работу получил право работать с «личным клеймом» уже в «Тульской гармони».
– Мы сейчас работаем над двумя инструментами: один отправится в Петропавловскую ассамблею, а второй – на мировую музыкальную выставку во Франкфурт, – говорит Джамал Турададжов. – Многие знаменитые люди играют на ваших инструментах. С кем из них вы общались? – Встречался с баянистом Виктором Гридиным. На нашем баяне он аккомпанировал Людмиле Зыкиной. Вместе они создали знаменитый Государственный академический русский народный ансамбль «Россия». Гридин – автор многочисленных виртуозных сочинений для баяна. Для хора имени Пятницкого готовили целых шесть баянов. В оркестре имени Осипова тоже играют на наших инструментах. – Что самое сложное в создании баяна? – Баян – это не машина, не электроника. Здесь живое дерево и живой звук. При малейшем изменении температуры, влажности меняется его тональность и звучание. Противопоказаны и низкие температуры металлическим деталям. С баяном хора имени Пятницкого произошла такая история. После гастролей в Индонезии он перестал играть. Оказалось, из-за высокой влажности разбух резонатор. Мы его еле вытащили и заменили новым. – У вас на стене висят две старые фотографии. – На одной из них – конструктор нашего знаменитого баяна «Мир». На втором фото – Виктор Овсянкин, великий слесарь-инструментальщик и прекрасный наладчик. По способности и значению для производства равный, пожалуй, Михаилу Калашникову. Я делаю музыкальные инструменты уже более тридцати лет. И понял одно: мастерству нет предела. Мы всю жизнь учимся и до сих пор не всё знаем. ОСОБЕННОСТИ ТУЛЬСКОЙ ГАРМОНИ
Русские гармони имеют два типа извлечения звуков. Первый тип – это когда при растягивании гармони и нажатии на её клавиши издаются звуки одного и того же тона, а второй тип, когда звуки зависят от направления растягивания гармони. К первому типу относят такие гармони как: «русская венка», «хромка». Второй тип содержит в себе гармони: «черепанка», «тальянка», «тульская», «вятская».
Можно ещё распределить гармони по типу клавиатуры справа. Выглядит это таким образом: Однорядные: «ливенка», «тульская», «вятская», «тальянка»; двухрядные гармони: «хромка», «русская венка». Одно из художественно-стилевых особенностей, присущих именно тульским гармоням, – неповторимое камерное звучание. На сегодняшний день это предприятие единственное в России, сохранившее лучшие традиции производства язычковых инструментов. Тульская гармонь – синоним безупречного качества для музыкантов большой сцены. Передача звука – сложное явление. Учитывается каждый нюанс. В тульской гармони находится нужное решение, поднимающее качество звучания на новую высоту, в традициях и технологиях тульских мастеров. Голосовая планка – одна из главных деталей, формирующих звук. В разных инструментах используются от 300 до 1000 язычков. Чем больше звучит одновременно язычков, тем громче звучание. Такое многообразие позволяет добиться различных тембровых окрасок звука, обеспечиваемых созданием профиля язычка, правильностью его приклёпки, проверкой зазоров на свет. Эта работа требует ювелирной точности, поэтому профессиональный музыкант среди внешне похожих инструментов найдёт для себя свой, особенный. Издаваемый звук – душа инструмента. Для получения идеального звука необходимы совершенная конструкция и специальные материалы, воплощающие весь его спектр. Создание тончайших нюансов звучания начинается с появления на свет деревянных деталей для корпусов и резонаторов. Полировка деревянных поверхностей, обтянутых целлулоидом придаёт поверхности инструмента идеальный блеск и яркость. Элементы корпуса, также, обклеиваются шпоном из ценных пород дерева. Весь процесс от появления первой детали из дерева до отделки корпуса инкрустацией – это ручная работа. Тульские гармошки всегда звонкие, всегда приятно слушать их звук. Некоторые имеют пару (а то и больше) регистров голоса. Чтобы звучание гармони было целостным и индивидуальным, её сборкой от начала и до конца занимается только один мастер. Такие гармони не подходят под определение обычных музыкальных инструментов. Это – произведения искусства. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ТУЛЬСКОЙ ГАРМОНИ
Для получения идеального звука, чем и славятся тульские гармони, необходимы совершенная конструкция и специальные материалы, воплощающие весь его спектр. Создание тончайших нюансов звучания начинается с появления на свет деревянных деталей для корпусов и резонаторов. Полировка деревянных поверхностей, обтянутых целлулоидом, придаёт поверхности инструмента идеальный блеск и яркость. Элементы корпуса также обклеиваются шпоном из ценных пород дерева. Весь процесс от появления первой детали из дерева до отделки корпуса инкрустацией – это ручная работа.
Передача звука – сложное явление. Голосовая планка – одна из главных деталей, формирующих звук. В разных инструментах используются от 300 до 1000 язычков. Такое многообразие позволяет добиться различных тембровых окрасок звука, обеспечиваемых созданием профиля язычка, правильностью его приклёпки, проверкой зазоров на свет. Настройка голосовых планок проводится в несколько этапов: предварительная настройка на требуемую частоту с помощью специальной компьютерной программы-тюнера; окончательная настройка в полностью собранном корпусе инструмента – этап, на котором мастер-настройщик придаёт звучанию все задуманные тембровые особенности, нюансы. Для монтажа голосовых планок на резонаторы используется особая мастика (в серийных инструментах начального уровня – клей ПВА). Для создания меховой камеры используются материалы, позволяющие достичь необходимой эластичности и долговечности: электрокартон, кожа-лайка и др. Это является важным фактором, так как меховая камера – наиболее подвижный элемент язычковых инструментов. На некоторые металлические детали наносят специальное гальваническое покрытие, придающее им дополнительные свойства и увеличивающее срок службы. При окончательной сборке инструмента в полукорпуса с правыми и левыми клавиатурными механизмами вставляются резонаторы, и затем они объединяются с меховой камерой. Эти операции производятся вручную. КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: Истинные ценители красоты и качества предпочитают инструменты, отличающиеся индивидуальностью. Именно для них на предприятии налажен выпуск инкрустированных гармоней и баянов. Мотивы инкрустации разнообразны и, в зависимости от сложности, инкрустация одного инструмента может занимать до трёх – четырёх дней. Гармони и баяны сложной конструкции изготавливаются на заказ. Зачастую такой музыкальный инструмент включает в себя тысячи деталей. Чтобы звучание гармони было целостным и индивидуальным, её сборкой от начала и до конца занимается только один мастер. Такие гармони не подходят под определение обычных музыкальных инструментов. Комментарий к слайд-шоу «Изготовление тульских гармоней». «ТУЛЬСКАЯ ГАРМОНЬ»: ДВЕСТИ ЛЕТ ЗВУЧИТ В РОССИИ
Предприятие «Тульская Гармонь» продолжает традиции, восходящие к временам, когда в России появились первые гармоники. В настоящее время «Тульская Гармонь» не только сохранила ассортимент выпускаемых изделий, но и расширяет его. Следование народным традициям позволила создать уникальный музыкальный инструмент – баян «Русь».
Тульские баяны звучали и звучат и у нас в стране, и за рубежом в руках прославленных исполнителей. Известные в стране и в мире ансамбли играют на тульских баянах: Государственный академический русский народный ансамбль «Россия», Государственный русский народный хор им. Пятницкого, Государственный академический ансамбль народного танца и многие другие. Новое поколение музыкальных инструментов отвечает самым высоким требованиям, предъявляемым музыкантами. Неоднократно изделия тульских мастеров были отмечены на различных конкурсах, выставках и ярмарках. Сегодня «Тульская гармонь» выпускает 8 видов и более 40 моделей язычковых инструментов (любительских и профессиональных): детские гармони, гармони, эксклюзивные гармони, ученические и концертные баяны (как обычные, так и многотембровые готово-выборные), аккордеоны. Предприятие изготавливает баяны любых игровых возможностей по желанию заказчика. Адрес: ООО «Тульская Гармонь»: 300016, г. Тула, улица 5-я Криволученская, д. 3 Телефоны: 8 (4872) 25-12-88; 40 76 22 – приёмная директора; 8 (4872) 25 -22 -11; 40 66 86, 8 (920) 779 - 50 -50 – отдел продаж; 7 (495) 724 90 31 – представительство в Москве. Факс: 8 (4872) 40 - 76 24 Е-mail: info@harmonica-tula.ru Сайт: http://www.harmonica-tula.ru/index.php «Тульская» гармонь «В контакте»: https://vk.com/club67987441 КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: Пройдя в 1998 г. через процедуру банкротства, восстановив платежеспособность и вернув себе историческое название «Тульская гармонь», предприятие приступило к восстановлению систем жизнеобеспечения. Пришлось заново создавать всё коммуникации. Самым сложным оказалось собрать мастеров и привлечь молодежь для освоения редких профессий, которых не готовят практически нигде. Сегодня «Тульская гармонь» не только сохранила ассортимент выпускаемых изделий, но и расширяет его, осуществляя конструкторские и технологические разработки. Смотрите слайд-шоу «Компания «Тульская гармонь». МЕМОРИАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ Н.И. БЕЛОБОРОДОВА
25 марта 1995 г. осуществилась мечта многих туляков, а особенно музейных работников и представителей музыкальной общественности: в центре города был открыт Мемориальный музей Николая Ивановича Белобородова. Это единственный музыкальный музей в Туле и Тульской области, названный в честь удивительной личности музыканта, изобретателя первой в России хроматической гармоники и организатора первого в мире оркестра гармонистов Н.И. Белобородова.
Экспозиция музея невелика, но очень информативна. Главное сокровище – знаменитая белобородовская «хромка», изготовленная в 1878 г. «гармонных дел мастером» Л.А. Чулковым. На стенах – фотографии, афиши, интерьер дополняют мебель и предметы начала XX века. Фисгармония и граммофон – действующие, их звуки завораживают посетителей музея, а образцы продукции гармонных фабрик знакомят с историей гармонного производства в Туле с начала XX в. до наших дней. Тесное сотрудничество связывает музей с Тульским колледжем искусств имени А.С. Даргомыжского, областной детской музыкальной школой имени Г.З. Райхеля – старейшими музыкальными учебными заведениями России. Адрес Музея гармоники «Мемориальный музей Н.И. Белобородова»: 300041, г. Тула, пр. Ленина, 16 Тел: 8 (4872) 36-18-85 E-mail: guk.beloborodovmuzey@tularegion.ru Сайт: http://beloborodov.museum-tula.ru/ КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: Интерьер мемориальных комнат удачно оформлен фотографиями, афишами, а также мебелью и предметами быта начала XX в. Музей традиционно проводит музыкальные вечера, музыкальные выставки, занятия для юных музыкантов. Младшим посетителям «музей гармони» запомнится не только своими экспонатами, но и музыкой из старинного граммофона. Смотрите слайд-шоу: «Музей гармоники «Мемориальный музей Н.И. Белобородова». «ГАРМОНИКА – ДУША РОССИИ»
В Москве состоялся ежегодный международный фестиваль «Гармоника – душа России». Впервые Московский международный фестиваль «Гармоника – душа России» был проведён в 2003 г. по инициативе заслуженного деятеля искусств России, доктора искусствоведения, основателя «Музея русской гармоники» – профессора Альфреда Мирека.
Вот уже в который раз компания ООО «Тульская гармонь» приняла деятельное участие в организации и проведении этого уникального по своим масштабам мероприятия. Торжественное открытие прошло в Большом концертном зале «ЦДРИ», последующие мероприятия «Играй, гармонь любимая» прошли под гостеприимной кровлей «Музея русской гармоники Альфреда Мирека. Открывал торжественное действо Александр Корбаков из Санкт-Петербурга – виртуозный исполнитель на баяне и «саратовской» гармонике, гармонист «Золотой десятки России». Александр с первых же нот настроил зал (который, к слову, был забит до «отказа») на нужный лад, и зрители, восхищенные игрой баяниста, с большим удовольствием приняли следующих исполнителей – детский ансамбль гармонистов «Звонкие планочки». Для ребят это был первый выход на большую сцену, но они нисколько не спасовали и прекрасно отыграли свой номер: попурри на тему русских народных песен, внеся в свое выступление занимательные театральные элементы. Детский коллектив показал себя во всей красе, и удивляться этому не стоит – ведь их художественный руководитель всем известный Павел Уханов. КАК КУПИТЬ НОВУЮ ТУЛЬСКУЮ ГАРМОНЬ
Купить новую гармонь, особенно в крупных городах, сейчас не сложно (были бы деньги). В настоящее время в России действует, пожалуй, лишь одна полноценная фабрика по производству гармоней. Это, естественно, «Тульская гармонь». Она делает не только гармони, но и баяны и аккордеоны. Компания «Шуйская гармонь», насколько известно, сейчас не занимается массовым выпуском гармоней, а делает их на заказ.
Естественно, наиболее выгодным вариантом покупки новой гармони будет покупка её прямо у производителя без торговых наценок. Благо, все вышеупомянутые производители предоставляют такую возможность – либо с доставкой, либо – самовывозом. У «Тульской гармони» наиболее доступные для покупки инструменты это – «Тульская 301М» и «Куликово поле» (на фото). Первая из них является модернизацией «301»-ой и считается менее удачной, чем прародительница. Купить её на фабрике можно за сумму от 16 500 р. и выше в зависимости от богатства оформления. «Куликово поле» – гармонь уже немного более высокого класса, имеющая правый клавиатурный механизм с деревянными рычагами привода (что, на мой взгляд, эстетичнее), и более качественное звучание. Также из ассортимента Тульской фабрики, при наличии финансовой возможности, можно купить гармонь «заказную». Это уже вполне приличный вариант. Делаются они на заказ (о чём, собственно, и говорит название). Такими пользуются даже профессионалы (Игорь Шипков, например). Из её отличий от других тульских – особая конструкция басовой голосовой части (резонаторы басов с дополнительными камерами и трехголосый аккомпанемент), благодаря которой басы имеют мощное «рычащее» звучание. Гармонь эта – четырёхголосая. В целом, это был бы отличный вариант покупки новой гармони, если бы не одно «но»: стоимость этой гармони на фабрике – 63 800р. Выкладывать ли такую сумму за гармонь с кусковыми(!) планками? Решать вам. C одной стороны, за эти деньги можно купить мастеровую цельнопланочную гармонь, которая по звучанию однозначно превзойдет «заказную», но, с другой стороны, купив последнюю, вы получаете новый настроенный инструмент, который можно использовать сразу, без всякой доводки (старые мастеровые гармони могут иметь проблемы с настройкой и просто из-за старения материалов, что потребует обращения к мастеру). «Заказная» на цельных планках обойдётся вам уже почти в сотню тысяч рублей. Тульскую многотембровую рассматривать здесь не хочется – это инструмент профессионалов. «FANTINI» ПРОТИВ ТУЛЬСКОЙ МНОГОТЕМБРОВОЙ
В последнее время проявился интерес западных производителей к русской гармони. Это касается итальянской фирмы Fantini и немецкой Littau. Что могут предложить итальянский и немецкий производители против многолетних традиций в производстве инструментов российскими фабриками? Я, Павел Уханов, лауреат Международных конкурсов, обладатель разных гармошек как тульских, так и шуйских, хочу поделиться своими соображениями по поводу «иностранцев».
Начну с «Fantini». В России ей конкурент тульская заказная многотембровая. Дизайн новичка на очень высоком уровне. Отделка выглядит здорово. Но если внимательно присмотреться, то она сделана из простых, дешёвых, но в тоже время красивых материалов. Тульская тоже выглядит нарядно, если не в чёрном цвете (тогда академично). Наклеек и камней цветных нет. Зато есть натуральный перламутр в виде цветов, который не наклеивают, а врезают в корпус, как на старинной мебели. Процесс более трудоёмкий. Теперь технические характеристики. Диапазон в правой клавиатуре 25 клавиш у итальянца, 27 у тульской: добавлены до-диез и си-бемоль. Всего лишь две клавиши кардинально увеличивают репертуар гармони. Особенно это касается классических произведений и джаза. Оба инструмента 4-х голосные. У итальянца 5 регистров в правой руке. У тульской – 7. Плюс 3 подбородочных, что, безусловно, удобно, можно переключать регистры в процессе игры, не останавливаясь. У российской гармони ломаная дека есть, а у иностранца нет. Сразу вопрос: зачем итальянцу регистров пачка? Ведь только наличие ломаной деки позволяет составлять комбинации из 4 разных голосов, именно разных: «фагот», «кларнет», «тенор» и «пиколка». Благодаря этому, можно достичь звуков органа, гармони, гобоя, баяна, банданеона. При этом максимальное количество регистров – до 15. Но если их будет 15, то придется настраивать гармонь без розлива. И получится баян. Поэтому, чтобы не превращать гармонь в баян, тульские мастера, помимо гармонных планок, сделали классический розлив и ограничились семью регистрами, среди которых «ровно» настроен только регистр «орган» (фагот + пиколка). Вернусь к регистрам. Из-за отсутствия ломаной деки у итальянца не получается четырёх разных голосов. Как от перестановки слагаемых сумма не меняется, так и от переключений регистров на «Fantini» звук не сильно изменяется. Рабочими остаются 2 – 3 регистра. Только они звучат по-разному. А остальные для баловства. Тульская гармонь – это полноценный инструмент с хорошим звуком, отточенной механикой, большими возможностями для исполнителя и композитора за счет расширенного диапазона и регистров. Итальянский инструмент может похвастаться более современным дизайном и такой же отточенной механикой. Картину портят бестолковые регистры на прямой деке и завышенная цена. ТУЛЬСКИЕ ГАРМОНИ ОТ ПАВЛА УХАНОВА
Павел Уханов – всероссийский виртуоз игры на гармони. Лауреат Всероссийских и международных конкурсов, среди которых: «Играй гармонь!» (Иваново), «Золотой аккордеон» (Нью-Йорк, США), «Есенинская Русь», г. Рязань и др.
Павел виртуозно владеет игрой на нескольких видах русских гармошек разных размеров, начиная с махонькой, как спичечный коробок «черепашки», звонкой «саратовки» с колокольчиками до любимой гармони Сергея Есенина «ливенке» и современной многотембровой «хромки». Как официальный представитель и лицо фабрики «Тульская гармонь», Павел предлагает качественные, доработанные и эксклюзивные гармони совместной разработки. Таких инструментов вы не встретите в обычном магазине. Гармони от Павла Уханова – это либо стандартные модели с улучшенными характеристиками, либо люкс инструменты, изготавливаемые на заказ под конкретного исполнителя. При заказе через Павла, вы получаете 100 % качественный инструмент, который производился под его контролем. После изготовления Павел его обязательно протестирует, разыграет, проверит снаружи и внутри. При этом цена на инструмент будет такой же, как и рекомендованная изготовителем. Так же возможно добавление индивидуальных свойств инструменту как технического, так и внешнего характера. Страница Павла Уханова «В Контакте»: https://vk.com/tula_garmoni_uhanov ТУЛЬСКАЯ ГАРМОШКА |
|
|