Народные промыслы | Ковровская глиняная игрушка  
Ковровская глиняная игрушка
Ковровская глиняная игрушка – народный промысел, который образовался в районе г. Коврова, на берегах Клязьмы. Ковровские игрушки отличаются от дымковских и филимоновских. Оказалось, что ковровские мастера создают не только фигурки животных и сказочных героев, но и бытовые сценки из русской жизни, и с предельной чёткостью выписывают все детали. Изделия мастеров-игрушечников отображают многообразные сценки русского быта, а также персонажи русских сказок. Нарядная барыня встречает гостей хлебом-солью. Весёлый скоморох что-то наигрывает на балалайке. Девушки в ярких сарафанах водят хороводы. Бабушка и дедушка стоят у расписной печи и любуются на озорного колобка. Ковровские игрушки возвращают нас к истокам, к национальным корням. Возрождаться традиционный промысел на ковровской земле начал лишь спустя столетие, в конце XX в. Сегодня ковровская игрушка – это широко известный миру народный русский промысел. Игрушка нашего времени – это глиняные свистульки, сувениры, оригинальные композиции из быта людей, а также фигурки мифических и животных существ.
Мастер-класс «Изготовление глиняной игрушки»
Сортировать:
по популярности
ИСТОРИЯ ГЛИНЯНЫХ ИГРУШЕК НА РУСИ
Глиняные фигурки были в ходу ещё до прихода христианства на территорию Древней Руси. Археологи во время раскопок обнаружили множество глиняных фигурок на земле таких крупных древнерусских городов как Киев, Коломна, Радонеж, Новгород и т.д.
В древности на Руси фигурки из глины служили оккультными символами. Позже они стали использоваться как игрушки для праздников, ярмарок, забав. Взрослые и дети с удовольствием посвистывали расписными зверюшками и куколками. Однако форму игрушки позаимствовали с далёких времён, когда они были предметами культа. Так, каждый образ несёт свой смысл: птица  олицетворяет душу предков, а также является символом счастья и радости; конь считался главным оберегом, символ солнца; медведь – символ силы, могущества; баран, корова — плодородие, успех в ведении хозяйства; козёл – добрая сила; олень являлся оберегом, приносившим изобилие.
Чаще всего из глины лепились изображение бога Ярило, считавшегося богом солнца, богини Рожаницы – хранительницы домашнего очага, божественной птицы Сирин, символизирующей женское начало и т.д. Причем изображение бога вылепляли с определённой целью. А именно для того, чтобы визуализировать свою просьбу к нему.
Традиции вылепливания глиняные  изображения богов остались среди населения даже после того, как Русь стала христианской. А для того чтобы избежать нареканий со стороны церкви, люди стали называть фигурки игрушками.
Известно, что царский двор при Алексее Михайловиче закупал игрушки в «Москве на торгу». Игрушечное производство в XVII– XVIII вв. достигает большой высоты. Богатые семьи заказывали дорогие игрушки, их покупали и в царскую семью. В книге расходов императрицы Екатерины I за 1721 г. указано:

«Куплено в Москве на торгу разных игрушек государыне царевне Наталье Петровне и великому князю и княжне – три коровы, два коня, два оленя, четыре барана, две пары лебедей, два петуха, одну утку, при ней трое детей, город с солдатами. За всё заплачено 4 рубля 9 алтын две деньги».

В XVIII – XIX вв. производство глиняной игрушки достигло невиданного расцвета, главными покупателями были простые люди. Изменилась и усовершенствовалась также и технология производства глиняных игрушек. Существовали специальные промысловые центры, известные и по сей день, например, каргопольские, дымковкие, филимоновские и т.д. Такие игрушки являются символами русской культуры и имеют свои индивидуальные отличительные особенности, повествующие о культурном наследии нашей страны.
ИСТОРИЯ КОВРОВСКОЙ ИГРУШКИ
С давних пор на берегах реки Клязьмы, богатых месторождениями уникального природного материала – красной и голубой глины, –  широко развивался гончарный промысел. Об этом свидетельствуют результаты предпринятых в 1925 г.  археологических исследований в Ковровском районе. При раскопках городища Кляземский городок, на месте которого находился древний город Стародуб-Кляземский, было обнаружено 135 черепков гончарной и лепной посуды XII – XVI столетий.
Проводивший раскопки Стародуба директор Владимирского краеведческого музея А.А. Иванов мог с уверенностью констатировать, что «гончарное производство пережило здесь длительный процесс развития». Наряду с глиняной посудой, местные мастера также традиционно изготавливали игрушки: свистульки различных форм, фигурки, изображавшие людей, животных и птиц. В своем отчёте о проведённых работах А.А. Иванов описывает одну из таких фигур:

«Головка глиняной статуэтки, изображающая простолюдина («холопа») в высокой шляпе типа войлочных с отогнутыми полями; профиль лица, осадка головы схвачены необыкновенно рельефно и живо. Высота головки – 4 см., окружность полей шляпы – 9 см. Статуэтка, от которой сохранилась головка, слеплена была, несомненно, руками местного мастера не позднее XVI в. и служила детской игрушкой».

Новое развитие гончарный промысел на территории Ковровского уезда получил во второй половине XIX в. Способствовали тому  расширение торговли и обновление технического процесса: изделия начали изготавливать из голубой глины, затем обливая её суриком; красная же глина, предпочитавшаяся мастерами прошлого, стала употребляться исключительно для выделки дна посуды или в качестве связующего вещества. В этот период, как и в прежние времена, игрушки изготавливались небольшими партиями в дополнение к производству посуды и, как правило, не отличались высокими художественными достоинствами.
В ту пору ковровской глиняной игрушке не суждено было встать в один ряд с лучшими художественными промыслами России: предназначенная для удовлетворения невзыскательных вкусов крестьян или городских мещан, она на протяжении XIX – нач. XX вв. не выходила за границы Ковровского и других сопредельных уездов Владимирской губернии.
И лишь столетие спустя, в конце XX в., возникли условия для возрождения на ковровской земле традиционного промысла и обретения им, в буквальном смысле слова, нового качества и новой жизни.

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
В  XIX столетии глиняная лепка на ковровской земле обрела «второе дыхание». Ремесленники этих мест создавали предметы посуды, фигурки людей и животных, сувениры для городских помещиков и нужд крестьян. Современная история игрушки ведёт отсчёт с 1993 г. Особенностью ковровской игрушки является яркая сочная цветовая гамма, используется традиционная палитра Владимирской школы живописи. Игрушки выполняются с тщательной проработкой деталей и утончённой росписью. Игрушка нашего времени – это глиняные свистульки, сувениры, оригинальные композиции из быта людей, а также фигурки мифических и животных существ. Смотрите слайд-шоу «История ковровской глиняной игрушки». 
Источник: http://www.gorodkovrov.ru/topic/news/muzey-prirody-i-etnografii.html
Источник: http://www.gorodkovrov.ru/topic/news/muzey-prirody-i-etnografii.html
Самый древний экспонат – глиняная игрушка XVI в., найденная в Стародубе (Клязьменский городок) в 1925 г.
Источник: http://www.bellobells.ru/narodnyie-promyislyi.-puteshestvie-na-fabriku-kovrovskoy-glinyanoy-igru-2.html
Игрушки-свистульки XVI и XIX вв., найденные в 1925 г. на территории Ковровского района.
Источник: http://antiloh.info/iskusstvo/russkaya-glinyanaya-igrushka.html
Изделия мастеров-игрушечников отображали многообразные сценки русского быта, а также персонажи русских сказок. Нарядная барыня встречает гостей хлебом-солью. Весёлый скоморох что-то наигрывает на балалайке. Девушки в ярких сарафанах водят хороводы.
Источник: http://antiloh.info/iskusstvo/russkaya-glinyanaya-igrushka.html
Берега реки Клязьмы у г. Коврова богаты месторождениями уникального природного материала – красной и голубой глины. Наличие глины способствовало развитию «глиняного промысла» и игрушечного.
Источник: http://antiloh.info/iskusstvo/russkaya-glinyanaya-igrushka.html
При раскопках городища Кляземский городок, на месте которого находился древний город Стародуб-Кляземский, было обнаружено 135 черепков гончарной и лепной посуды XII – XVI вв.
Источник: http://antiloh.info/iskusstvo/russkaya-glinyanaya-igrushka.html
Наряду с глиняной посудой, местные мастера изготавливали игрушки – свистульки и фигурки, изображавшие людей, животных и птиц.
Источник: http://antiloh.info/iskusstvo/russkaya-glinyanaya-igrushka.html
Краеведам удалось выяснить, чем ковровские игрушки отличались от дымковских и филимоновских. все детали. У глиняного сарафана всегда были глиняные завязочки, у глиняной барышни – глиняные сережки, а в глиняной печке – глиняные пирожки.
Источник: http://antiloh.info/iskusstvo/russkaya-glinyanaya-igrushka.html
Во II-й половине XIX в. гончарный промысел на территории Ковровского уезда получил новое развитие. Этому способствовало расширение торговли и обновление технологического процесса. Изделия начали изготавливать из голубой глины, затем обливать их суриком.
Источник: http://antiloh.info/iskusstvo/russkaya-glinyanaya-igrushka.html
Предназначались игрушки для крестьян или городских мещан. На протяжении XIX – начала XX вв. игрушки продавались только во Владимирской губернии. Постепенно промысел пришёл в упадок.
Источник: http://antiloh.info/iskusstvo/russkaya-glinyanaya-igrushka.html
Возрождаться традиционный промысел в новом качестве на ковровской земле начал лишь спустя столетие,в конце XX в. Красочность, самобытность, тщательная проработка деталей и утончённая роспись ковровских игрушек дала им новую жизнь.
Источник: http://antiloh.info/iskusstvo/russkaya-glinyanaya-igrushka.html
В настоящее время ковровская игрушка заслуженно встала в один ряд с лучшими художественными промыслами России.
Источник: http://antiloh.info/iskusstvo/russkaya-glinyanaya-igrushka.html
Ковровская глиняная игрушка сейчас является «визитной карточкой» города Ковров.
Источник: http://www.kovrovremeslo.elcom.ru/Authors.html
Художник Светлана Федотова.
НИНА БАРАНОВА: МАТЬ КОВРОВСКОЙ ИГРУШКИ

 Можно утверждать, что ковровскому феномену из голубой глины – 900 лет, ибо уже в XII в. – и археологи это подтвердили – обитателями этих мест были слеплены первые фигурки людей и животных, посуда. Но временем возрождения древнего ремесла здесь считают 1993 г. Художник Нина Павловна Баранова – человек замечательный во всех отношениях. Именно благодаря ей и возродилась из небытия ковровская глиняная игрушка.
Наталья Пояркова, председатель комитета по культуре, семье и детству администрации Коврова:
– Со своей идеей открыть фабрику глиняной игрушки Нина Баранова впервые появилась в городской администрации Коврова в 1993 г. Она глубоко интеллигентный и очень образованный человек. Мы смогли безвозмездно выделить под частную фабрику Нины Барановой помещение, за которое не требуем арендной платы. 
– Конечно, для  Нины Павловны  было важно, – говорит директор Ковровского государственного исторического музея Ольга Монякова, – вернуться к истокам и соблюсти традиции. Но Нина Павловна пошла гораздо дальше и привнесла свой неповторимый стиль в ковровскую игрушку. Благодаря этому она и получила широкую известность в последнее десятилетие.
Нина Павловна ведёт нас по цехам созданной ею фабрики. Молодые красавицы и женщины в возрасте сосредоточенно склонились над столами. Одни лепят, другие расписывают уже обожжённые в печи фигурки. Царит над всем этим, естественно, Нина Павловна.
– Я отвечаю головой за этих девочек, – говорит она. – И они знают, что я их не подведу. У каждой свои семьи, дети.  Их нужно обеспечить работой. И хотя я по профессии тоже художник, но сейчас вынуждена заниматься развитием производства. А это очень трудно.
Нина Павловна вспоминает, как в те годы у директоров предприятий народных художественных промыслов болела голова о том, как выполнить план, а предприятия эти трудились в три смены. Существовали профессиональные худсоветы, сквозь сито которых невозможно было просочиться ширпотребу. Ничего этого сегодня, увы, не существует, и всё пущено на самотек: выживешь – хорошо, не выживешь – твои проблемы.
– Почему удаётся сегодня выживать той же дымковской игрушке? – задаётся вопросом Нина Павловна. – Этот бренд был раскручен ещё в бытность СССР. А нам пришлось раскручивать свой в совершенно других условиях. Девяностые годы! Мы прошли через все «бугры» этого лихого десятилетия.
В одном из цехов основанной ею фабрики можно увидеть первооснову чуда, каковым является ковровская игрушка – холщовые мешки, набитые знаменитой голубой глиной, добытой в одном из раскопов Коврова. Они громоздятся штабелями до самого потолка, и один из художников занимается тем, что прогоняет глину-сырец через обычную… мясорубку.
– Это необходимо делать, – пояснил он, – чтобы  во время работы лепщиков в глине не оставалось твёрдых вкраплений, мешающих лепке.
За год сквозь эту мясорубку на фабрике пропускается свыше 20 тонн глины!
– В нашем ремесле много секретов и даже тайн, – объясняет  один из лепщиков. – Кого-то глина сразу начинает любить, и у него после нескольких уроков начинает получаться буквально всё, а к кому-то она настроена враждебно. Учи не учи, кроме серийных фигурок ничего путного не выходит.

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Среди мастеров фабрики есть знаменитые авторы, возрождавшие промысел: Т. Тарасова, Е. Стефанович, Н. Тихомирова, С. Федотова и др. Представленные художники стоит у истоков возрожденного на ковровской земле народного художественного промысла. За более, чем десять лет творческой деятельности коллектив предприятия под руководством Нины Барановой сумел, сохраняя верность традиции, создать свой собственный неповторимый стиль. Отличительные черты современной ковровской глиняной игрушки – утончённая роспись и яркая жизнеутверждающая палитра, присущая Владимирской школе живописи, сюжетное многообразие, добрый народный юмор. Авторские изделия ковровских мастеров находятся в фондах музеев Коврова, Владимира, других г. России и зарубежья, в том числе музея-усадьбы графов Шереметьевых в Москве. Смотрите слайд-шоу «Мастера ковровской  игрушки».

Источник: http://www.kovrovremeslo.elcom.ru/Authors.html
Художник Галина Сидорова.
Источник: http://www.kovrovremeslo.elcom.ru/Authors.html
Художник Любовь Исаева.
Источник: http://www.kovrovremeslo.elcom.ru/Authors.html
Константин Махтиев.
Источник: http://www.kovrovremeslo.elcom.ru/Authors.html
Художник Светлана Федотова.
Источник: http://www.kovrovremeslo.elcom.ru/Authors.html
Художник Юлия Григорьева
Источник: http://www.kovrovremeslo.elcom.ru/Authors.html
Художник Татьяна Тарасова
Источник: http://www.kovrovremeslo.elcom.ru/Authors.html
Художники Светлана Бирюкова, Елена Стефанович
Источник: http://www.kovrovremeslo.elcom.ru/Authors.html
Галина Сидорова, «Баба Яга». Роспись – Г. Сидорова, лепка – Л. Исаева.
Источник: http://www.kovrovremeslo.elcom.ru/Authors.html
«Репка». Роспись – С. Бирюкова, Е. Стефанович, лепка – Н. Тихомирова.
Источник: http://www.kovrovremeslo.elcom.ru/Authors.html
«Банька». Роспись – Ю. Григорьева, лепка – Н.Тихомирова.
Источник: http://www.kovrovremeslo.elcom.ru/Authors.html
«Пляж». Роспись – Г. Сидорова, лепка – Н. Тихомирова.
Источник: http://www.kovrovremeslo.elcom.ru/Authors.html
«Купание ребёнка». Роспись – Ю. Григорьева, лепка Н. Тихомирова.
Источник: http://www.kovrovremeslo.elcom.ru/Authors.html
Парочка «Семья». Роспись – Ю. Григорьева, лепка Н. Тихомирова.
Источник: http://www.kovrovremeslo.elcom.ru/Authors.html
Парочка «У берёзки». Роспись – С. Бирюкова, лепка – Н.Тихомирова.
Источник: http://www.kovrovremeslo.elcom.ru/Authors.html
«Емеля на печи». Роспись – Г. Сидорова, лепка – Н. Тихомирова.
Источник: http://www.kovrovremeslo.elcom.ru/Authors.html
«Змей Горыныч». Роспись – Г. Сидорова, лепка – Н. Кузнецова.
ОСОБЕННОСТИ КОВРОВСКОЙ ИГРУШКИ
Ковровские игрушки очень простые и не яркие, в отличие, например, от дымковской, которую отличают яркая цветовая гамма. Дымковская игрушка делалается из красной глины. У неё очень массивные детали, крупный хвост, крылья. Мелких деталей практически нет. Важная отличительная черта – это нарисованные геометрические фигуры по белому фону. Если на игрушке нарисованы ромбы, квадраты круги, то можно смело утверждать, что это дымковская игрушка. Стиль ковровской игрушки – детально прорисованные лица, костюмы, антураж. Дымковская – лубочный стиль, крупный яркий орнамент, геометрический рисунок рта и глаз, сглаженные контуры.
Есть  четыре отличительных черты, по которым можно определить ковровскую игрушку. Во первых, игрушки все добрые веселые, нельзя увидеть ни одной грустной мордашки, коровы и то улыбаются. Это раз. Во вторых, смотрим на роспись. Роспись утончённая, тоненькая-тоненькая прорисовочка. Мастера работают как по шкатулкам, так и по игрушкам. В других игрушках встречаются ромбы квадраты – здесь же утончённо положенные штрихи и линии. Интересны и растительные орнаменты.  В третьих, смотрите на наличие мелких деталей. Их очень много. У кого-то серёжки, бантики, косички. Белая глина очень эластична, она не дает трещин, что и позволяет делать мелкие детали. Четвёртая отличительная черта– это тематическое разнообразие. Здесь и праздничные гуляния, представлен и русский быт, как купали детей, как читали им сказки, как заготавливали дрова, как пили чай. Прямо объёмные фотографии из жизни.
Ковровские игрушки  делались всегда со смыслом. Они несли в себе некую программу. Если мастер сделал птичку, синичку, курочку, трясогузку или жаворонка, именно птицу, то подарит он её девочке. Чтобы она, когда вырастет,  смогла свить свое уютное семейное гнездышко, чтобы у неё был любящий заботливый муж, чтобы у неё было много детишек. Поэтому птичек дарили девочкам и ни в коем случае мальчикам. Мальчикам, скорее всего, подарят медведя, что бы они выросли сильными, здоровыми как хозяин леса медведь.  Рогатых животных, козликов, например, дарили всем. Рогатые звери считались оберегом на богатство и достаток. Чем выше, массивнее рожки, чем сильнее действие оберега, тем богаче будет в доме.

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Специалисты  объяснили, чем ковровские игрушки отличаются  от дымковских и филимоновских. Ковровские мастера создают  не только фигурки животных и сказочных героев, но и бытовые сценки из русской жизни и с предельной чёткостью выписывают  все детали. У глиняного сарафана всегда были глиняные завязочки, у глиняной барышни – глиняные сережки, а в глиняной печке – глиняные пирожки. Стилистические особенности ковровской игрушки – яркая, сочная цветовая гамма, сюжетное многообразие, тщательная тонкая проработка деталей.
Источник: http://www.kovrovremeslo.elcom.ru/Authors.html
Ковровские игрушки очень простые и не яркие, в отличие, например, от дымковской (слева), которую отличают яркая цветовая гамма. Дымковская – лубочный стиль, крупный яркий орнамент, геометрический рисунок рта и глаз, сглаженные контуры.
Источник: http://www.kovrovremeslo.elcom.ru/Authors.html
Есть четыре отличительных черты, по которым можно отличить ковровскую игрушку. Во первых, игрушки все добрые, весёлые, нельзя увидеть ни одной грустной мордашки, коровы и то улыбаются.
Источник: http://www.kovrovremeslo.elcom.ru/Authors.html
Во вторых, смотрим на роспись. Роспись утончённая, тоненькая тоненькая прорисовочка. Мастера работают как по шкатулкам так и по игрушкам. В других игрушках встречаются ромбы квадраты, здесь же утончённо положенные штрихи и линии. Интересны и растительны
Источник: http://www.kovrovremeslo.elcom.ru/Authors.html
В третьих, смотрите на наличие мелких деталей. Их очень много. У кого-то серёжки, бантики, косички. Белая глина очень эластична, она не дает трещин, что и позволяет делать мелкие детали.
Источник: http://www.kovrovremeslo.elcom.ru/Authors.html
Четвёртая отличительная черта – это тематическое разнообразие. Здесь и праздничные гуляния, представлен и русский быт, как купали детей, как читали им сказки, как заготавливали дрова, как пили чай. Прямо как объёмные фотографии из жизни.
Источник: http://www.kovrovremeslo.elcom.ru/Authors.html
Ковровские игрушки делались всегда со смыслом. Несли в себе некую программу. Если мастер сделал птичку, синичку, курочку, трясогузку или жаворонка, именно птицу, то подарит он её девочке. Чтобы она, когда вырастет, смогла свить свое уютное семейное гн
Источник: http://www.kovrovremeslo.elcom.ru/Authors.html
Игрушки всегда подчёркивают смысл жизни: домовитая жена, осанистый, заботливый муж.
Источник: http://www.kovrovremeslo.elcom.ru/Authors.html
Игрушки всегда показывали важность дела, профессии. Здесь всегда довольные лица, которым нравится их дело.
Источник: http://www.kovrovremeslo.elcom.ru/Authors.html
Если изображается женщина, то она, как правила, домовитая хозяйка, в руках которой всё горит и скворчит.
Источник: http://www.kovrovremeslo.elcom.ru/Authors.html
Женщины в ковровских игрушках всегда при деле и при этом всем своим видом показывают, как им хорошо, потому что их дом – полная чаша.
Источник: http://www.kovrovremeslo.elcom.ru/Authors.html
Бабушки и дедушки в ковровских игрушках тоже не сидят без дела: нянчат детишек, вырезают домашнюю утварь, чтобы помочь своим взрослым детям.
Источник: http://www.kovrovremeslo.elcom.ru/Authors.html
А когда уже все дела сделаны, детки накормлены и уложены спать, то довольный и уставший отец играет им на балалайке колыбельную.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ КОВРОВСКОЙ ИГРУШКИ
Современная ковровская глиняная игрушка изготавливается из «голубой» глины, которая добывается на территории Ковровского района. Знание о том, где находится так называемое линзовое залегание природного материала, передается мастерами из поколения в поколение так же, как и информация о качестве этой глины. Говорят, у каждого мастера есть своя заветная копанка.
Следующая стадия – подготовка материала для лепки. Глина выкладывается в специальные ёмкости и увлажняется до нужного состояния, затем разминается вручную. Каждый лепщик доводит свою часть глины до определённой степени вязкости в зависимости от того, какие именно изделия собирается создать.
Затем мастер формует глину, раскатывая её скалкой на плоскости, используя стеки, палочки, ножички, петли, другие приспособления. У каждого – свой набор инструментов и свои приёмы. Рабочее место оснащено тканью, на которой раскатываются детали разной толщины, фактуры (в зависимости от фактуры текстильной основы). Маленькие фрагменты раскатываются пальцем на ладони.
Вышедшие из рук лепщика изделия выдерживаются при комнатной температуре в течение 3 – 5 дней: за это время они должны окончательно затвердеть. В процессе естественной сушки происходит диффузия: как говорят мастера, «глина в глину входит». Далее – подсушивание в течение 2 суток при более высокой температуре – до 30 градусов (игрушки ставятся на батарею или помещаются в полуостывшую печь). И только после этого абсолютно сухое изделие подвергается обжигу в печи в течение 8 часов. Для каждого вида глины есть определённый режим обжига  – до 850 градусов. Затем – естественное остывание. Остывшие изделия вынимаются из печи и поступают в цех росписи.
По технологии для росписи глиняной игрушки должны использоваться масляные художественные краски. Ими на фабрике расписывают, в первую очередь, сложные многофигурные композиции. В последнее время стали активнее применяться темперные краски, поликолоры.
Художественный образ создается совместным трудом мастера, вылепившего игрушку, и художника, расписавшего её. Как правило, мастер и художник находят друг друга, работая в одной связке, они должны быть близки друг другу по творческим приёмам, художественной манере, даже по характеру. Это вполне естественно, ведь завершение образа должно органично вытекать из первоначального замысла.

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Игрушку нужно озвучить. В самом широком месте туловища, снизу ножом выбираем глину и стенки в образовавшейся пустоту  затираем увлажнённым пальцем. Получили резонатор. C боков прокалываем деревянной спицей  два отверстия для переливов. Смотрим на просвет и,  если всё в порядке, закупориваем резонатор тонкой лепёшкой из глины. Аккуратно затираем. Остаётся только в этой лепешке спицей в середине предполагаемого отверстия проколоть крышечку и сдвинуть инструмент к хвосту, прорывая заглушку. Далее кисточкой с плоским хвостиком прокалываем хвост, направляя кисточку так, чтобы она вышла в полученное ранее отверстие в резонаторе.  Здесь важно сделать прокол под нужным углом. Смотрите слайд-шоу «Изготовление ковровской игрушки».
Источник: http://www.bellobells.ru/narodnyie-promyislyi.-puteshestvie-na-fabriku-kovrovskoy-glinyanoy-igru-2.html
Изготавливается игрушка из голубой глины, добываемой на территории Ковровского района. Глина вручную выбирается из копанки, тут же вычищается и собирается в мешки, в которых хранится в течение года. В таком виде она уже готова к применению.
Источник: http://www.bellobells.ru/narodnyie-promyislyi.-puteshestvie-na-fabriku-kovrovskoy-glinyanoy-igru-2.html
Следующая стадия – подготовка глины для лепки. Глина выкладывается в ёмкости и увлажняется до нужного состояния, разминается вручную. Каждый лепщик доводит свою часть глины до определённой степени вязкости в зависимости от того, какие изделия собирается
Источник: http://www.bellobells.ru/narodnyie-promyislyi.-puteshestvie-na-fabriku-kovrovskoy-glinyanoy-igru-2.html
Затем мастер формует глину, раскатывая ее скалкой на плоскости, используя стеки, палочки, ножички, петли, другие приспособления. У каждого – свой набор инструментов и свои приёмы.
Источник: http://www.bellobells.ru/narodnyie-promyislyi.-puteshestvie-na-fabriku-kovrovskoy-glinyanoy-igru-2.html
Изделия подсушиваются в течение 2 суток при более высокой температуре – до 30°С (игрушки ставятся на батарею или помещаются в полуостывшую печь).
Источник: http://www.bellobells.ru/narodnyie-promyislyi.-puteshestvie-na-fabriku-kovrovskoy-glinyanoy-igru-2.html
После этого сухое изделие подвергается обжигу в печи в течение 8 часов. Для каждого вида глины есть определённый режим обжига – до 850 градусов. Остывшие изделия вынимаются из печи и поступают в цех росписи. На фото: бракованные изделия после обжига.
Источник: http://www.bellobells.ru/narodnyie-promyislyi.-puteshestvie-na-fabriku-kovrovskoy-glinyanoy-igru-2.html
Цех росписи.
Источник: http://www.bellobells.ru/narodnyie-promyislyi.-puteshestvie-na-fabriku-kovrovskoy-glinyanoy-igru-2.html
Игрушки ждут свою очередь на роспись.
Источник: http://www.bellobells.ru/narodnyie-promyislyi.-puteshestvie-na-fabriku-kovrovskoy-glinyanoy-igru-2.html
Роспись игрушки.
Источник: http://www.bellobells.ru/narodnyie-promyislyi.-puteshestvie-na-fabriku-kovrovskoy-glinyanoy-igru-2.html
Для росписи применяются масляные художественные и темперные краски.
Источник: http://www.bellobells.ru/narodnyie-promyislyi.-puteshestvie-na-fabriku-kovrovskoy-glinyanoy-igru-2.html
Художественный образ создается совместным трудом мастера, вылепившего игрушку, и художника, расписавшего её. Мастер и художник находят друг друга, работая в одной связке, они должны быть близки друг другу по творческим приёмам и художественной манере.
Источник: http://www.bellobells.ru/narodnyie-promyislyi.-puteshestvie-na-fabriku-kovrovskoy-glinyanoy-igru-2.html
Готовые ковровские игрушки.
Источник: http://www.na7xolmax.ru/
Клинская роспись не уступает по красоте и самобытности палеху или гжели.
ФАБРИКА «КОВРОВСКАЯ ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА»
Сегодня «глиняный промысел»  на ковровской земле достойно представляет фабрика «Ковровская глиняная игрушка», основателем и бессменным руководителем которого является уроженка города Коврова Нина Павловна Баранова. Возродившаяся в 1990-е гг. ковровская глиняная игрушка завоевала любовь и признание, покоряя сердца детей и взрослых своей красочностью, разнообразием сюжетов, добрым юмором.
Возрождённому ковровскому промыслу в 2015 г. исполнилось 22 г. Сегодня коллектив фабрики «Ковровская глиняная игрушка» – это 37 мастеров, специализирующихся в области мелкой пластики и художественной росписи. Лицо фабрики составляют авторы, стоящие у истоков народного промысла.
В 2006 г. группа художников предприятия была удостоена городской премии в области культуры и искусства «Признание» в номинации «Изобразительное искусство».
Ковровская фабрика глиняной игрушки – обладатель дипломов престижных выставок и фестивалей регионального, российского и международного уровня. Информация о предприятии занесена в альманах «Памятники Отечества» и энциклопедию «Народное искусство России» (2002 г.).
В 2006 г. фабрика «Ковровская глиняная игрушка» и Ковровский историко-мемориальный музей были удостоены Гранта Президента Российской Федерации за представленный совместный проект интерактивной музейной экспозиции «Мир глиняной игрушки».
Геральдические зайцы на товарном знаке предприятия – символ Коврова, второго по величине города Владимирской области, колыбели отечественного стрелкового оружия, Города воинской славы.
Ныне Ковров, город оборонной промышленности и тяжелого машиностроения, один из крупнейших индустриальных центров Владимирской области, достойно разделяет славу Мстёры, Палеха и других «столиц российских ремёсел», дав новую жизнь старинному традиционному промыслу.
Авторские изделия ковровских мастеров находятся в фондах музеев Коврова, Владимира, Москвы, др. городов России, ближнего и дальнего зарубежья.

Адрес ООО Фабрика «Ковровская глиняная игрушка»: 601914, г. Ковров, Владимирская обл., ул. Жуковского, 3.
Тел./факс:  8 (49232) 3-76-28
Телефоны: 9 (910)182-85-08, 8 (916)367-95-95
E-mail: remeslo_kovrov@mail.ru
Сайт: http://kovrovremeslo.ru/
КОВРОВСКАЯ ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА В МУЗЕЕ
С 2006 г. в Ковровском  историко-мемориальном музее работает интерактивная экспозиция «Мир глиняной игрушки». Этот проект,  удостоенный гранта Президента Российской Федерации, является совместной разработкой научных сотрудников музея и специалистов народного художественного промысла ООО Фабрика «Ковровская глиняная игрушка».
– Замысел экспозиции, – говорит директор музея, кандидат исторических наук Ольга Монякова, – возник не случайно. Ковровская глиняная игрушка, получившая известность далеко за пределами Владимирской области и России, стала уже своеобразной визитной карточкой города. Тот факт, что этот промысел имеет на ковровской земле глубокие исторические корни, давал дополнительные экспозиционные возможности.
В ассортименте фабрики «Ковровская глиняная игрушка» – сотни наименований изделий, от мелкой пластики до многофигурных композиций, объединённых единым сюжетом. В музейной экспозиции представлены коллекционные образцы глиняной игрушки, отличающиеся яркими, узнаваемыми стилистическими признаками: жизнеутверждающей, тёплой цветовой палитрой, утончённой росписью, тематическим многообразием. На протяжении пяти лет эта экспозиция остается одной из самых популярных и востребованных в музее.
Сначала посетителей знакомят с предпосылками и историей возникновения ковровской глиняной игрушки, затем гостям демонстрируются археологические находки, датируемые XVII – ХIХ вв., в том числе гончарные изделия и древнейшая глиняная потешка. Прослеживается неразрывная связь между гончарным промыслом и изготовлением глиняной игрушки. Участники встречи имеют возможность полюбоваться красотой, неповторимостью, разнообразием современной ковровской глиняной игрушки, создаваемой мастерами народного художественного промысла.
Одна из задач проекта – воссоздать атмосферу мещанского и ремесленного Коврова второй половины XIX – XX вв. Экспозиционный зал оформлен баннером «Ярмарка на Базарной площади». Экскурсовод и ведущие мастер-класса одеты в традиционные костюмы Владимирской области.
Органичным продолжением «Мира глиняной игрушки» стала интерактивная экспозиция «В мастерской ковровского умельца». Благодаря этим успешно реализующимся проектам музей регулярно принимает группы из Москвы и др. российских городов.

Адрес Ковровского историко-мемориального музея: 601900, г. Ковров, Владимирская область,  ул. Абельмана, д. 20
Телефоны: 8 (49232)2-27-51, 8 (49232)2-19-25
E-mail: museum-kovrov@mail.ru
Сайт: http://www.kovrov-museum.ru/projects/etno-projects/mast-classes/

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Посетителям интерактивной экспозиции предоставляется возможность не только узнать об истоках древнего ремесла, побывать в виртуальной мастерской древнего гончара, но и попытаться собственноручно изготовить традиционные фигурки из глины. В структуру экспозиции входит мастерская, где посетитель получает возможность под руководством специалиста музея по фольклору Е.В. Лобановой испытать себя в лепке или художественной росписи, а затем получить на память образчик своего труда. Смотрите слайд-шоу «Ковровская игрушка в музее».
Источник: http://www.bellobells.ru/narodnyie-promyislyi.-puteshestvie-na-fabriku-kovrovskoy-glinyanoy-igru-2.html
С 2006 г. в Ковровском историко-мемориальном музее работает интерактивная экспозиция «Мир глиняной игрушки». Этот проект удостоен гранта Президента Российской Федерации.
Источник: http://www.kovrov-museum.ru/filiais/etno-mus/expositionsEtno/
История глиняного промысла на ковровской земле.
Источник: http://antiloh.info/iskusstvo/russkaya-glinyanaya-igrushka.html
Интерактивная экспозиция включает в себя просмотр видеофильма, запечатлевшего все стадии создания глиняной игрушки.
Источник: http://www.bellobells.ru/narodnyie-promyislyi.-puteshestvie-na-fabriku-kovrovskoy-glinyanoy-igru-2.html
Сегодня в музее можно не только увидеть, но и купить разноцветные игрушки. А также принять участие в мастер-классе по изготовлению игрушки из глины или по росписи.
Источник: http://www.kovrov-museum.ru/fonds/mus-collections/all-collections/
В музейной экспозиции представлены коллекционные образцы глиняной игрушки, отличающиеся яркими, узнаваемыми стилистическими признаками: жизнеутверждающей, тёплой цветовой палитрой, утончённой росписью, тематическим многообразием.
Источник: http://www.kovrov-museum.ru/fonds/mus-collections/all-collections/
В музейной экспозиции представлены коллекционные образцы глиняной игрушки, объединенных единым сюжетом. Композиция репка.
Источник: http://www.kovrov-museum.ru/fonds/mus-collections/all-collections/
Композиция «Дед Мазай и зайцы».
Источник: http://www.kovrov-museum.ru/fonds/mus-collections/all-collections/
Композиция «Застолье».
Источник: http://www.kovrov-museum.ru/fonds/mus-collections/all-collections/
Композиция «Печка».
Источник: http://antiloh.info/iskusstvo/russkaya-glinyanaya-igrushka.html
Одна из задач проекта – воссоздать атмосферу мещанского и ремесленного Коврова второй половины XIX – XX вв.
Источник: http://antiloh.info/iskusstvo/russkaya-glinyanaya-igrushka.html
Экспозиционный зал оформлен баннером «Ярмарка на Базарной площади». Экскурсовод и ведущие мастер-класса одеты в традиционные костюмы Владимирской области.
Источник: http://www.kovrov-museum.ru/fonds/mus-collections/all-collections/
Интерактивная экскурсия «Мир глиняной игрушки» предоставит уникальную возможность познакомиться с народным художественным промыслом, возрождённым на ковровской земле в конце ХХ в.
Источник: http://www.kovrov-museum.ru/fonds/mus-collections/all-collections/
На выставке «Традиции и ремёсла Владимирской области» сотрудники музея представили ковровскую глиняную игрушку. Интерактивным компонентом экспозиции стал мастер-класс по лепке игрушек-свистулек, проведённый специалистом музея по фольклору Еленой Лобаново
ПЕРВЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ГЛИНЯНОЙ ИГРУШКИ
В г. Коврове состоялся первый городской фестиваль глиняной игрушки. Много гостей,  более 70 школьников и педагогов стали его участниками. Объединились все участники образовательного и культурного  пространства: садики, школы, организации дополнительного образования детей, Историко-мемориальный музей, Дома творчества и Дома культуры.
Праздничная атмосфера ощущалась уже с порога: музыка, шары и скоморохи, которые угощали гостей баранками и конфетами. Открыли фестиваль воспитанницы образцового театра моды «Лебедушка» ЦДОД «Родничок», они продемонстрировали одну из своих коллекций одежды в русском народном стиле. Затем со словами приветствия к гостям обратилась заместитель главы администрации, начальник управления образования Марина Морозова. В своей речи Марина Юрьевна подчеркнула значимость данного мероприятия для нашего города, ведь для человека, а особенно для подрастающего поколения очень важно иметь возможность проявлять себя через творчество, особенно когда оно тесно связано с историей родной Ковровской земли.
Поделки из глины в наших краях делали еще в XIX в., это были, в основном, свистульки для маленьких детей. Широкого распространения глиняное ремесло в те времена не получило.
Не только профессионалов, но и любителей привлекает ковровская глиняная игрушка, так мастерские по изготовлению поделок из глины работают на базе Межшкольного учебного комбината и ДДК «Дегтяревец».  В этот раз желающие могли слепить и расписать глиняного зайца. Персонаж был выбран не случайно, эта игрушка достаточно проста в изготовлении для начинающих, и в тоже время заяц – символ Коврова.
В рамках фестиваля для юных ремесленников был организован творческий конкурс «Обыкновенное чудо», где участники представляли работы по следующим номинациям: лучшая заготовка для игрушки, лучший дизайн игрушки, оригинальная игрушка, лучший рисунок – проект глиняной игрушки. Всего в конкурсе приняли участие 110 человек, причём отдельная номинация под названием «У всякого мастера своя сноровка» была организована специально для педагогов. Лучшие конкурсные работы гостям фестиваля продемонстрировали на выставке, где также они могли проголосовать за понравившуюся игрушку.
Алена Царева – гость фестиваля:
– Это всё очень интересно. Глина очень сильное даёт развитие для детей. Ребенку очень интересно.  
Секреты мастерства по лепке ковровской глиняной игрушки всегда передавались из поколения в поколение. На фестивале для детей и гостей был организован мастер-класс по лепке и росписи игрушки из глины. Педагог технологии школы №15 Светлана Капранова уверена, что внедрит лепку в учебный процесс.
Светлала Капранова – педагог МБОУ СОШ №15:
– Детям очень нравится, глаза горят. На ощупь глина приятная. Творчески всё получается, с большим удовольствием сама сижу и делаю.
Илья Иванов из глины лепит впервые. Раньше лепил из солёного теста. Илья говорит, что эти технологии очень похожи.
Илья Иванов – участник фестиваля:
– Там тоже надо вытягивать, соединять некоторые кусочки. Только тесто может упасть. А вот глина держится.

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
По итогам зрительского голосования лучшей признана коллективная работа: «Куда путь держишь, добрый молодец?», изготовленная руками воспитанников ДДК «Дегтяревец». Подводя итоги, организаторы выразили уверенность, что фестиваль ковровской глиняной игрушки не только станет традиционным для  города, но и с каждым годом будет собирать всё большее количество участников. Смотрите слайд-шоу: «Мастер-класс изготовления  ковровской барыни».
Источник: http://infourok.ru/master-klass__izgotovlenie_glinyanoy_igrushki__barynka.-519783.htm
Инструменты и оборудование для работы: глина (размятая, без камушков); набор стек (для крупных и мелких работ); доска для лепки; баночка с водой или шликер (глина, разведённая водой до консистенции густой сметаны).
Источник: http://infourok.ru/master-klass__izgotovlenie_glinyanoy_igrushki__barynka.-519783.htm
Формируем шар, такой, чтобы помещался в ладонь. Одну треть всей глины оставляем для выполнения деталей поделки.
Источник: http://infourok.ru/master-klass__izgotovlenie_glinyanoy_igrushki__barynka.-519783.htm
Из шара лепим конусообразную форму. Это будет юбка и туловище.
Источник: http://infourok.ru/master-klass__izgotovlenie_glinyanoy_igrushki__barynka.-519783.htm
В нижней части заготовки формируем полость, постепенно увеличивая её размеры. Получила юбка. Её стенки должны быть достаточно толстыми, чтобы удержать всю массу игрушки.
Источник: http://infourok.ru/master-klass__izgotovlenie_glinyanoy_igrushki__barynka.-519783.htm
Придаём туловищу форму цилиндра, а юбке – колокольчика.
Источник: http://infourok.ru/master-klass__izgotovlenie_glinyanoy_igrushki__barynka.-519783.htm
Из половины оставленной глины раскатываем цилиндр, делим его пополам.
Источник: http://infourok.ru/master-klass__izgotovlenie_glinyanoy_igrushki__barynka.-519783.htm
Лепим ручки барыньки.
Источник: http://infourok.ru/master-klass__izgotovlenie_glinyanoy_igrushki__barynka.-519783.htm
Чтобы присоединить руку к туловищу делаем стекой насечки на соединяемых деталях.
Источник: http://infourok.ru/master-klass__izgotovlenie_glinyanoy_igrushki__barynka.-519783.htm
Присоединяем руку к туловищу.
Заглаживаем плечи. Из большей части оставшейся глины вылепливаем шар – это голова барыньки и маленький шарик – шея. Соединяем все элементы с туловищем.
Заглаживаем место соединения
Источник: http://infourok.ru/master-klass__izgotovlenie_glinyanoy_igrushki__barynka.-519783.htm
Оставшуюся глину делим на две части. Формируем небольшие шары.
Источник: http://infourok.ru/master-klass__izgotovlenie_glinyanoy_igrushki__barynka.-519783.htm
Раскатываем две ровные «колбаски», обвиваем одну вокруг другой. Получилась – косичка.
Источник: http://infourok.ru/master-klass__izgotovlenie_glinyanoy_igrushki__barynka.-519783.htm
Украшаем голову барышни косой.
Источник: http://infourok.ru/master-klass__izgotovlenie_glinyanoy_igrushki__barynka.-519783.htm
Формируем прическу. Заглаживаем стекой мелкие неровности.
Источник: http://infourok.ru/master-klass__izgotovlenie_glinyanoy_igrushki__barynka.-519783.htm
Заглаживаем неровности на всей поделке с помощью воды или шликера.
Источник: http://infourok.ru/master-klass__izgotovlenie_glinyanoy_igrushki__barynka.-519783.htm
Готовая игрушка. Барыня.

              * * *

Как тянутся руки к глине,
Хочется мять и мять,
Потом получится грива,
Хвост и стать.

Коняшка родимый,
Ты появился на свет,
Какой ты желанный,
Цены тебе нет.
   
              Лидия Фалалеева