Народные промыслы | Шемогодская прорезная береста  
Шемогодская прорезная береста
Временем расцвета прорезной бересты и  утверждения стиля шемогодской резьбы считается конец XVIII – первая пол. XIX вв. Мастерством резьбы по бересте славилась деревня Курово-Наволок. В ранних памятниках преобладают сюжетные композиции. На берестяных шкатулках, тавлинках, сундучках в обрамлении растительного орнамента изображались сцены из дворянской жизни, юмористические нравоучительные картинки, сказочные существа, повседневные крестьянские занятия. С историей промысла связаны имена многих талантливых мастеров. В Государственном Историческом музее есть подписные работы великоустюгского мастера Степана Бочкарёва: шкатулки и табакерки первой половины XIX в. Работы И.А. Вепрева отмечены медалью в 1882 г. на Всероссийской выставке в Москве и почти целиком закуплены императорским двором. В 1900 г. – дипломом на Всемирной выставке в Париже.
Берестяных дел мастер
Его изделия из бересты оценили не только москвичи и петербуржцы, но и французы, немцы. Сегодня берестяных дел мастер, гармонист и охотник Виктор Пелевич делится секретами своего творчества в нашей постоянной рубрике «Книга мастеров».
Сортировать:
по дате добавления
1. Берестяных дел мастер    Его изделия из бересты оценили не только москвичи и петербуржцы, но и французы, немцы. Сегодня берестяных дел мастер, гармонист и охотник Виктор Пелевич делится секретами своего творчества в нашей постоянной рубрике «Книга мастеров».
2. Подарок своими руками от Натальи Протопоповой  Наталья занимается художественной резкой по бересте уже 14 лет. Ведёт у детей технологию и вместе с ними обучается геометрической резьбе по дереву.
3. Собираем туес из бересты. Подробный видео-мастер-класс  Интервью с мастером по бересте Александром Шутихиным. Он полностью описывает и показывает своё ремесло, показывает, как собирать туеса в единый предмет.
4. Как делают Изделия из бересты. Берестяные туески, шкатулки  
5. Ремесло 92: Шемогодская резьба по бересте  В этой программе мы побываем в городе Великий Устюг, где познакомимся с красивейшим видом народного творчества – Шемогодской резьбой по бересте. Наш герой – народный мастер по бересте – Татьяна Вязова.
ИСТОРИЯ БЕРЕСТЫ НА РУСИ
Археологические исследования показали, что береста имела значительный ареал бытования (узоры на берестяной посуде народов Западной Сибири, Приуралья, Североевропейской части России и Среднего Поволжья), но и тысячелетнюю историю.
Во время раскопок древнерусских городов были и найдены берестяные грамоты. Например,  письмо  некоего Семёна к невестке, XIV в.:

«Поклон от Семёна к невестке моей. Если ты не вспомнишь сама, то имей в виду, что солод у тебя ржаной есть, лежит в подклети. Возьми солоду горсть, а муки сколько нужно. Да когда будешь печь, лишнего не расходуй, чтобы потом не оставалось. А мясо возьмешь в сеннике. И ещё насчет Игната: ты ему рубль-то все-таки дай».

Широкое распространение разнообразной по форме и технике обработки утвари и других предметов из бересты объясняется огромным значением этого материала в жизни народов лесной и таёжной зон Европейской части России, а также Сибири и Дальнего Востока.
Действительно, гибкая, легко поддающаяся обработке, не пропускающая влагу и в то же время свободно «дышащая» береста широко использовалась многими народами и была поистине незаменимым материалом в домашнем производстве. Подтверждение этому мы находим в описании использования бересты и способов её обработки у остяков (ханты), сделанном в 1913 г. Дмитриевым-Садовниковым:

«Бересто играет большую роль в домашнем обиходе остяков: из него приготовляют посуду, набирки и кузовья для ягод, спальные детские люльки; сшитое в свертываемые полотнища, оно служит непромокаемым брезентом, которым кроют юрты, припасы; берестом обертывают покойника и его гроб, им же покрывают его могилу; разделённое на более или менее тонкие пласты, оно служит для оклейки предметов, предохраняя их от сырости».

Если в Архангельской губернии в XVIII – XIX вв. были широко известны северодвинские туеса, то для Вологодской следует выделить тарногские, оформленные почти изысканно. В большинстве случаев, вологодские туеса декорировались тиснёным геометрическим узором, тарногские же (из локального центра Верховье)– украшались росписью. В конце XIX в. на базарах горожанами охотно раскупались оригинальные каргопольские «туюса». В отчёте о Всероссийской художественно-промышленной выставке 1882 г. в Москве упоминается об изготовлении крестьянами в Вятке расписных бураков:
«По чистоте работы изделия многим уступают вологодским. Окраска грубая».
ШЕМОГОДСКИЙ ПРОМЫСЕЛ В ЦИТАТАХ ЕГО ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ
О том, что Шемогодье было центром крестьянской промышленности, писал в середине XIX в. историк Великого Устюга В. Попов:

«Между пригородными волостями важнейшее место по промышленности занимает Шемогодская волость. Тамошние крестьяне занимаются столярным мастерством. Они делают различную мебель и столярные вещи из бересты и красного дерева».

С.Г. Жижина: «В конце XIX века бурачным промыслом и разными изделиями из бересты занимаются преимущественно крестьяне  Шемогодской волости. Более же того, изделия из бересты с фольгою производятся только в одной деревне этой волости Курово-Наволок, где и проживает самый искусный мастер-кустарь по производству этого рода изделий крестьянин Вепрев. Материал получается крестьянами из казенной шемогодской лесной дачи и частью со своих наделов. Бурачно-берестяных изделий ежегодно производится на сумму 200 рублей. Особых рабочих у них нет, а работа производится в обыкновенных жилых избах».
Наиболее полное описание шемогодского промысла было сделано Ф.А. Арсеньевым в 1882 г.:

«В Великоустюжском уезде в 14 деревнях Шемогодской волости существует производство бураков из березовой коры. По прочности и аккуратности работы бураки превосходят деревянную посуду в том отношении, что никогда не рассыхаются, употребляются в домашнем быту для носки молока и под различные соленья; большие - заменяют вёдра. Бурачным делом занимаются в Шемогодской волости 168 человек, в числе которых 110 домохозяев. Заработок ничтожный, не превышает 16 рублей на взрослого человека в течение шести зимних месяцев. Лучшие бурачники в д. Курово-Наволок.
Узоры на бураках всегда вырезают мастера простым остроконечным ножом; некоторые так наметились в этом деле, что прямо от руки сочиняют узор и никогда не собьются в рисунке».

ИСТОРИЯ ШЕМОГОДСКОЙ БЕРЕСТЫ
Первое упоминание о берестяных шемогодских вещах, как о товаре,  находим на страницах путевого дневника отставного секунд-майора Петра Челищева, посетившего Великий Устюг в 1791 г.
Резьбой по бересте начали заниматься там, где под рукой был материал. В деревне Курово-Наволок, окружённой березовыми лесами, и начал работать первый резчик. Отсюда по имени речки Шемоксы, притоку Северной Двины, и установилось название шемогодской резьбы.
Можно  назвать и фамилию первого мастера. Это был Вепрев. Долгое время резьбой по бересте здесь занимались только его потомки.  Здесь и возник  сам промысел.
Крестьяне деревни Курово-Наволок ещё в XVIII в. научились искусству прорези и тиснения на бересте, а во второй пол. XIX в. этим ремеслом уже занимались крестьяне в 14 деревнях Шемогодской волости.
Орнаменты шемогодских резчиков, названные «берестяным кружевом», использовались при изготовлении шкатулок, коробочек, чайниц, пеналов, туесов, блюд, тарелок, портсигаров.
В ранних памятниках преобладают сюжетные композиции. На берестяных шкатулках, тавлинках, сундучках в обрамлении растительного орнамента изображались сцены из дворянской жизни, юмористические нравоучительные картинки, сказочные существа, повседневные крестьянские занятия. С историей промысла связаны имена многих талантливых мастеров. В Государственном Историческом музее   есть подписные работы великоустюгского мастера Степана Бочкарёва. Это шкатулки и табакерки первой половины XIX в. со сценками на сюжеты басен Эзопа, с изображениями животных и архитектурных сооружений.

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Наибольшей популярностью пользовались изделия династии Вепревых. Самым известным мастером этого промысла был И.А. Вепрев. Именно его изделия получили большую известность и принесли славу шемогодской бересте. Мастер имел десять медалей и дипломов различных выставок и ярмарок. Мотивами творчества шемогодских мастеров, с любовью и исключительным художественным чутьем подходивших к разрешению декоративного оформления своих изделий, были образцы, дошедшие от древних верований их далёких предков, наблюдения над окружающей природой, а также мотивы, пришедшие извне, но всегда по-своему воспринятые и основательно переработанные. Смотрите слайд-шоу «История шемогодской прорезной бересты».
Источник: http://www.alexeysavrasov.ru/?item=63cb691f-f209-4336-a198-341a7dd6fe3d&termin=6efff795-9902-4cd8-a212-acfe8b28aabe
Шкатулка-платочница. А.И. Вепрев.
Источник: Источник: http://www.bibliotekar.ru/k99-Stozharov/23.htm
Сосуд из бересты с деревянным донцем и тугой крышкой получил название туес или бурак. Сам предмет и обозначающие его слова имеют финно-угорское происхождение. В.Ф. Стожаров. Натюрморт.
Источник: http://www.booksite.ru/fulltext/volog/odski/hud/prom/1.htm
Туес. Конец XIX – нач. XX в. Дерево, береста. Резьба.
Источник: http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/trade/velikoustyugskii-muzei.html
Бурак. Вологодская губерния. XIX в. Береста; роспись
Источник: http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/trade/velikoustyugskii-muzei.html
Бурак без крышки. Великоустюжский уезд. XIX в. Береста; дерево, роспись
Источник:http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/trade/velikoustyugskii-muzei.html
Бурачок. Вологодская губерния, Сольвычегодский уезд. Нач. XX в. Дерево, береста; роспись
Источник: http://severmir.ru/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%BC%D1%8B%D1%81%D0%BB%D1%8B/
Бурачным делом занимались в Шемогодской волости 168 человек, в числе которых 110 домохозяев. Заработок ничтожный, не превышает 16 рублей на взрослого человека в течение шести зимних месяцев.
Источник: http://kotlasmuseum.ru/odin1.html
Изделия с прорезной резьбой, в особенности, шкатулки для перчаток, автоматы для папирос считались модными в США, Германии и Франции.
Источник: http://ustyug-museum.ru/collections/category/1-birch-bark.html
Бурачок. Нач. ХХ в.
Источник: http://vk.com/wall-75643516?own=1
Шемогодская прорезная береста. Нач. ХХ в.
СОВЕТСКАЯ ШЕМОГОДСКАЯ БЕРЕСТА
В 1918 г. кустари Шемогодья – столяры, плотники, резчики по бересте – объединились в кооперативные артели. Местными властями края были организованы централизованные заказы, коллективная заготовка сырья и сбыт готовой продукции. Большую роль в производстве берестяных изделий стали играть женщины.
В 1934 г. старший мастер промысла Николай Васильевич Вепрев (1886 – 1964 гг.) в соседнем с деревней Курово-Наволок селе Павшино организует новую артель «Солидарность», не связанную с производством изделий на внешний рынок по строго установленным образцам. Таким образом, у резчика, знавшего множество чудных узоров, вновь появилась возможность свободного творчества.
Берестяные ажуры Н.В. Вепрева конца 1930-х гг. привлекают внимание оригинальностью и разнообразием композиционных решений. Традиционные растительные мотивы в виде гибких стеблей, увенчанных скромными двулистниками и трилистниками, столь характерные для шемогодского орнамента 1920 – 30-х гг., в его узорах всякий раз звучат по-новому. 
В 1935 г. после объединения всех мастеров резьбы по бересте в одну артель при Шемогодском мебельном комбинате начинаются активные поиски нового стиля, новых орнаментальных и сюжетных форм.
Основу композиции шемогодских узоров 1940-х гг. составляет стебель – «бегунок», от которого в разные стороны мягко расходятся более мелкие побеги, так называемые «заветеньки», увенчанные овальными с тонкой частой просечкой листочками, а также двулистниками и трилистниками, небольшими розетками «семечками», напоминающими многолепестковый цветок; аналогичный элемент, только более крупный, мы наблюдаем в шемогодском орнаменте второй пол. XIX в.
В послевоенный период шемогодский орнамент, сохраняя свой общий традиционный характер, заметно усложняется.
В 1950-е гг. художественное руководство промыслом осуществлялось Научно-исследовательским институтом художественной промышленности.  К наиболее удачным работам относится декоративное блюдо, выполненное мастером Л.М. Балагуровской по эскизу художника 3.А. Архиповой к 300-летию воссоединения Украины с Россией.
В 1972 г. Вологодским управлением местной промышленности было принято решение о создании бригады резчиков по бересте на Великоустюгской фабрике художественных кистей. Обучение молодых резчиков сложному языку искусства прорезной бересты поручили А.Е. Марковой.
Так начался новый этап в истории промысла – подлинное его возрождение.
В 1981 г. в городе состоялось открытие экспериментальной фабрики «Великоустюгские узоры».

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Перечень выпускаемых изделий послереволюционных шемогодских артелей был велик: платочницы, перчаточницы, табачницы, чайницы, рабочие ящики, коробки с выдвижными крышками, автоматы для папирос, коробки книгой, восьмиугольные и пирамидами. В 1928 г. представительство Госторга предполагало реализовать в Германии берестяных изделий на 5000 рублей золотом. А в 1930 г. Всероссийский союз промысловой кооперации обязался поставить па экспорт Кустоэкспорту берестяных изделий на 10000 рублей золотом. Производство шемогодских берестяных изделий продолжалось до ликвидации промкооперации в 1960 г. Сейчас фабрика «Великоустюжские узоры» продолжает работать с берестой. Cмотрите слайд-шоу "Советская шемогодская береста".
Источник: http://www.liveinternet.ru/users/3437583/post318636207/
В деревне Курово-Наволок в 1918 г. образовалась артель «Художник».
Источник: http://www.booksite.ru/fulltext/volog/odski/hud/prom/1.htm
В 1935 г. после объединения всех мастеров резьбы по бересте в одну артель при Шемогодском мебельном комбинате начинаются активные поиски нового стиля, новых орнаментальных и сюжетных форм. Шкатулка. 1938 г. Дерево, береста, фольга.
Источник: https://www.avito.ru/sankt-peterburg/mebel_i_interer/shkatulka_shemogodskaya_proreznaya_beresta_1950-e_sssr_481831785
В 1950-е гг. художественное руководство промыслом осуществлялось Научно-исследовательским институтом художественной промышленности. Шкатулка шемогодская прорезная береста 1950-е гг.
Источник: http://www.comgun.ru/repair/print:page,1,3833-istoriya-berestyanogo-promysla.html
Производство шемогодских берестяных изделий продолжалось до ликвидации промкооперации в 1960 г.
Источник: http://yarodom.livejournal.com/1290458.html
В 1972 г. Вологодским управлением местной промышленности было принято решение о создании бригады резчиков по бересте на Великоустюгской фабрике художественных кистей. Обучение молодых резчиков поручили А.Е. Марковой.
Источник: http://www.booksite.ru/fulltext/volog/odski/hud/prom/1.htm
Хлебница «Дружба». Автор А. Е. Маркова. 1985 г. Дерево, береста. Резьба, тиснение.
Источник: http://www.booksite.ru/fulltext/volog/odski/hud/prom/1.htm
Татьяна Вязова начинала свою работу в одной творческой группе с А.Е. Марковой. Без малого 30 лет работает Татьяна Вязова на предприятии «Великоустюгские узоры». Тарелка декоративная «У самовара». Автор Т.Г. Вязова. 1985 г. Дерево, береста. Резьба, тиснени
Источник: http://www.booksite.ru/fulltext/volog/odski/hud/prom/1.htm
Тарелка декоративная «Лето». Авторы А.В. Петрова, А.А. Болотов. 1989 г. Дерево, береста. Фабрика «Великоустюгские узоры».
Источник: http://www.comgun.ru/repair/print:page,1,3833-istoriya-berestyanogo-promysla.html
В 1981 г. в городе состоялось открытие экспериментальной фабрики «Великоустюгские узоры». Предприятие народных художественных промыслов стало специализироваться на изготовлении изделий из бересты, декорированных резьбой и росписью.
Источник: http://cultinfo.ru/art/decorative-and-applied-art/shemogodskaya-thread-on-the-bark/
Современные мастера Шемогодья, обобщая опыт предыдущих поколений, творчески развивая традиционные сюжеты и орнаменты, продолжают удивлять нас прекрасными произведениями искусства.
Источник: http://vologdatourinfo.ru/ru/crafts
Растительный рисунок они сочетают с изображениями архитектурных памятников Великого Устюга, любят вплетать в травный орнамент фигурки сказочных птиц и зверей, охотно иллюстрируют северный фольклор.
Источник: http://severmir.ru/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%BC%D1%8B%D1%81%D0%BB%D1%8B/
Яркие контрастные фоны подчеркивают красоту узора, выявляют природные свойства материала. Художники мастерски варьируют традиционные орнаменты, обогащая их своими творческими находками.
Источник: http://www.liveinternet.ru/journalshowcomments.php?jpostid=204074685&journalid=4185667&go=next&categ=1
Ассортимент выпускаемой продукции насчитывает более 200 наименований: короба, корзины, туеса, подстаканники, шкатулки, наборы сувенирных разделочных досок, тарелки декоративные, подносы, сигаретницы, письменные наборы и т.д.
Источник: http://www.liveinternet.ru/journalshowcomments.php?jpostid=204074685&journalid=4185667&go=next&categ=1
Вся вновь разрабатываемая современная продукция сочетает в себе современный дизайн и древние традиции резьбы и росписи по бересте, которые мастера ЗАО «Великоустюгские узоры» бережно хранят и развивают.
МАСТЕРА ШЕМОГОДСКОЙ БЕРЕСТЫ
Вепревы из деревни Курово-Наволок
Первым известным нам резчиком был крестьянин Вепрев – почти вся деревня носила эту фамилию. Но особой известностью  пользовались мастера Иван Афанасьевич, Николай Васильевич и Александр Иванович Вепревы. Вероятнее всего, основоположником растительного рисунка явился Иван Афанасьевич. В конце XIX в. Иван Афанасьевич  стал основателем  династии Вепревых. Чистота и тонкое изящество его резьбы получили признание современников.  Ивана Афанасьевича  считают создателем собственно шемогодского орнамента – того самого, в основе которого спиралевидный завиток с круглой «ягодкой», напоминающий резные розетки на прялках. Его сын Александр Иванович Вёпрев стал продолжателем отцовского искусства: его работы отличает особая красота и лёгкость. Композиции, которые он создаёт, свободны и плавны. Они построены из крупных цветов с тонкими, изящно изогнутыми стеблями и листьями, оттенёнными тонким тиснением.Долгое время резьбой по бересте здесь занимались только его потомки. После революции в шемогодской промартели состояло девяносто резчиков и все они носили одну фамилию – Вепревы.
Нужно отметить, что шемогодские шкатулки до революции были более известны в Париже и Нью-Йорке, чем в Петербурге и в Москве. Парижанки в шемогодских шкатулках хранили перчатки, американцы держали сигары и табак. Было время, когда шемогодцы, чтобы сделать шкатулки наряднее, подкладывали под берестяное кружево фольгу. Она придала лёгкость и прозрачность изделиям, как бы оживляла букетный узор отсветом непотухающего огня. Но в то же время фольга придавала изделию игрушечный вид, удешевляла художественную резьбу. Может быть, поэтому лучшие шемогодские мастера не пошли по этому пути.
Иван Афанасьевич Вепрев  (1855 – 1917 гг.) вообще избегал применять фольгу, предпочитая для своей резьбы простой тёмный матовый фон, отчего берестяное кружево приобретало большую художественную выразительность и благородство.
В деревне Курово-Наволок было несколько семей Вепревых, из поколения в поколение занимавшихся резьбой по бересте. Так, например, на XVI Всероссийскую промышленную и художественную выставку в Нижнем Новгороде в 1896 г., наряду с Иваном Афанасьевичем Вепревым, представили свои изделия крестьяне Шемогодья – Прокопий Тимофеевич, Яков Михайлович, Григорий Михайлович, Николай Фомич, Савватий Осипович Вепревы и Егор Петрович Жилин.
И.А. Вепрев: легенда шемогодского промысла
Как уже упоминалось, самым выдающимся мастером второй половины XIX столетия был Иван Афанасьевич Вепрев. Его изделия неоднократно экспонировались на Всероссийских выставках. На выставке 1882 г. в Москве «за весьма отличающиеся тщательной работой и красивой резьбой лукошки, бураки и шкатулки с фольгой» И.А. Вепрев был награждён бронзовой медалью.
О превосходном качестве его работ в докладе 1887 г. говорилось следующее:

«В настоящее время лучшие берестяные изделия производятся только одним мастером, Иваном Афанасьевичем Вепревым. Вепревские изделия, экспонирующиеся на Всероссийской выставке, вызывают оригинальностью работ громадный интерес. Публика рассматривала вепревские бурачки и тавлинки с живым любопытством и раскупала бы их нарасхват, но, к сожалению, как изделия одного производителя, они были выставлены в весьма небольшом количестве, которое при открытии выставки моментально распродано».

В деле Великоустюжской уездной земской управы о представлении предметов на XVI Всероссийскую промышленную и художественную выставку в Нижнем Новгороде в 1896 г. содержится следующая просьба председателя Вологодского вспомогательного комитета по Всероссийской выставке:

«... Что касается, в частности, до разного рода берестяных изделий с фольгой, как-то: бураки, шкатулки, папиросницы, рамки, плато и т.д. – таковые изделия должны быть для выставки заказаны лучшим местным кустарям, каковы, например, крестьяне Вепревы, и должны отличаться как изяществом рисунка, так и возможною тонкостью работы, отнюдь не похожей на грубую рыночную работу этих изделий».

В конце XIX в. и начале нового столетия спрос на изделия Вепрева был чрезвычайно высок. Привлекая к работе всю семью, он успевал выполнять только специальные заказы, в основном на экспорт. Его изделия стоили очень дорого: от 5 до 13 руб. за штуку, в то время как заработок крестьян, занимавшихся бурачным промыслом, по сведению Ф. Арсеньева, составлял 16 руб. за 6 зимних месяцев.
Славу Ивана Афанасьевича Вепрева унаследовали его сын Александр Иванович Вепрев и ученики Николай Васильевич и Серафима Вепревы.
Стиль резьбы И.А. Вепрева
Вепревская берестяная вязь, сложенная из энергично закрученных в спирали пружинистых побегов, создаёт впечатление потока узорочья. Образы условны, формы растут одна из другой, фон выбирается в тон оставляемой поверхности бересты. Узор крупный. Ажурный пласт чаще всего крепится на мореную поверхность основы.
Излюбленным же мотивом резчика было сочетание крупных «цветов» в форме простой розетки с красиво изогнутыми стеблями и стилизованными листьями аканта, обогащёнными тонкой «распиской» (тиснением), которая графически более четко выделяет контур рисунка. В данном случае представляется, что розетка – забывшийся солнечный символ – превращается в цветок. Правда, здесь нет точного воспроизведения цветка, скорее розетка своими лучами-прорезками, уподобленными лепесткам, сближается с образом цветка.
Композицию декора в шемогодской резьбе диктует форма предмета. И.А. Вепрев предпочитал построения, строго ограниченные прямоугольником. В его работах имеют место композиции, где плавно изгибающийся растительный побег со спиралевидными ответвлениями стелется вдоль всей поверхности композиции с диагональным принципом построения орнамента, а также с чётко выявленным центром.
Подобные композиции из растительных мотивов, представляющих собою сильно орнаментированные плоские листья на завитках стеблей, прочно вошли в искусство декора с незапамятных времён. Так, например, стебли с чёткими расчленёнными листьями украшают каменные надгробия великих и удельных русских князей XIV – XVI вв.
Аналогичные декоративные и композиционные решения мы находим в художественном оформлении флорентийских ореховых сундуков XV в. Передняя стенка такого сундука часто украшалась рельефной резьбой. Вначале для неё часто использовался мотив виноградной лозы, характерный еще для средневековья, исполнявшийся в очень низком рельефе, затем широко вливается античная архитектурная орнаментика, более всего – акантовый завиток.
Эти же мотивы можно проследить на целом ряде старинных царских врат XV – XVII вв.
Имеющую место в шемогодской резьбе второй половины XIX в. композицию «канделябром» с центральной осью в виде прямого стебля аканта, боковые ветви которого, образуя симметричные завитки, сплетаются с другими листьями и цветами, мы обнаруживаем в орнаментах, украшающих страницы рукописных и старопечатных книг, а также во многих других видах как отечественного, так и зарубежного декоративного искусства.
А.Е. Маркова: начало возрождения промысла
В начале 1960-х гг. шемогодскую артель объединили с местной мебельной фабрикой. А потом берестяную продукцию совсем сняли с производства: говорят, она не находила широкого спроса. Казалось, что народное искусство, которое развивалось долгое время, вот-вот погибнет.
Так рассказывала мне одна из старейших мастериц шемогодской резьбы Александра Егоровна Маркова, полная, круглолицая женщина с характерным для северянок быстрым окатным говором. Александра Егоровна училась ремеслу ещё в годы войны у Анны Алексеевны Рядовиковой, перенявшей в свое время мастерство у Вепревых.
– Во время войны резьбой занимались мало, украшали в основном школьные пеналы, –  говорила Александра Егоровна. –  А после войны мастеров вовсе поубавилось, да и жизнь пошла другая. Многие совсем отошли от ремесла.
Маркова вышла замуж, переехала в Великий Устюг, долгое время работала в детском саду. Но мастерство не забывалось. Так уж случается, что по разным жизненным обстоятельствам мастер может расстаться с ремеслом, воспринятым в юности. Но память хранит в своих кладовых приемы рисунка, резьбы, многие другие маленькие тайны. И рука не забывает приобретенных когда-то навыков.
Так случилось и с Александрой Егоровной. В свободное время её тянуло к резьбе, и она изводила давний запас бересты на туески, кружки, шкатулки. Делала их для себя, дарила подругам, любителям народного искусства. Постепенно её мастерство заметили, появились заказы для выставок, музеев, частных коллекций. В конце 1960-х гг. Маркова стала работать в Кузине, где на механическом заводе открыли цех шемогодской резьбы, а вскоре её пригласили наладить производство шкатулок на Великоустюжской фабрике художественных кистей. Заглохший было промысел стал понемногу возрождаться.
Терпкий запах дерева и бересты наполнял помещение, вызывая в памяти картину жаркого летнего дня, когда пронизанные солнцем, полные соков берёзы пахнут особенно остро и пряно. Мягко стучат по дереву (молоточки – это в дальнем конце цеха собирают шкатулки. За столами, расставленными вдоль окон, сосредоточенно работают девушки. Перед каждой мастерицей – стопка берестяных полосок-ленточек. С одной стороны они матовые, бархатистые, бело-розовые, с другой – блестящие, тёмно-жёлтые. Еле заметные выпуклые «иголки» не портят отшлифованной поверхности ленты. Это основной материал для берестяного кружева. Тут же нехитрый инструмент: притуплённое шило, циркуль, линейка, короткое острое лезвие ножа на длинной деревянной рукоятке и гладкая буковая досочка размером с тетрадочную страничку.
– Ассортимент современных шемогодских изделий главным образом сводится к шкатулкам разных размеров и форм, –  пояснила Маркова. –  Основной рисунок резьбы мы располагаем на боковой части шкатулки. Она и диктует резчику орнамент узора, обязательно включаемого в рамку бордюра. Это придаёт орнаменту строгую законченность.
Александра Маркова и её мастерицы
У шемогодской резьбы исторически сложились три вида орнамента, – не прерывая работы, объясняет Александра Егоровна Маркова, – растительный, мы ещё называем его «букет», геометрический и жанровый. Наиболее любим у нас «букет».
Отчеркнув с помощью линейки бордюр и разбросав штрихи-тычинки в цветах, прожилки в листьях, мастерица откладывает шило и берет в руки резец. Ловко, ухватисто держит она длинную рукоять ножа. Резец точно касается известных только мастерице мест, вынимает бересту крошечными кусочками, постепенно превращая березовую кору в затейливое кружево.
У каждой мастерицы основным мотивом является волнистый побег с полными, круглыми, повторяющимися завитками. Среди этих завитков мастерица, используя каждый сантиметр свободной площади, располагает в причудливой листве розетки, гроздья, подобия плодов. Волнообразный, с завитками побег имеет множество вариантов, но все они отличаются правильностью сложного рисунка, четким свободным очертанием листьев и цветов.
– У каждой девушки свой почерк, – поясняет Александра Егоровна. – Вот эти свежие мальвы любит резать Галина Вологдина, а эти пышные подсолнухи выполняет Люда Баженова –  её руку сразу узнаешь, ни с какой другой не спутаешь.
Валентина Усачева и Людмила Мелехина предпочитают резать геометрический орнамент. Они вырезают крышечки, в которых основную орнаментальную роль играет богато расчлененный круг. Украшение строится вокруг этого центрального мотива. Треугольники, ромбы, круги лучами расходятся от центра окружности.
Круг вошёл в шемогодскую резьбу как древний языческий символ солнца. Со временем он видоизменился в розетку с многочисленными вариантами и сделался любимым мотивом шемогодской резьбы. Различные виды шкатулок, например, овальная чайница, заставили резчиков искать новые формы круга. Так родился эллипс, открывший перед мастерицами новые пути к созданию орнамента.
Принято считать, что старые шемогодские мастера, в основном, резали трехлистники с отделочной каймой, но некоторые особо талантливые резчики занимались и жанровым, силуэтным рисунком, украшая шкатулки изображением сценок охоты, масленицы, вводя в них фигуры людей, птиц, оленей, лошадей. Характерной чертой этой резьбы было редкое умение вмещать задуманный образ в отведённый участок площади бересты и стилистически сочетать его с общим узором резьбы.
Сейчас берестяные шкатулки с сюжетной резьбой собирают, в основном, для выставок. Мастерица Татьяна Вязова создала на бересте панораму Великого Устюга, широко известны сказочные сюжеты Марковой.
Е.Фролова,1981 г.
ОСОБЕННОСТИ ШЕМОГОДСКОЙ БЕРЕСТЫ
На развитие орнаментального искусства резной бересты в разное время оказали влияние резьба по кости, просечное железо, северная чернь, резьба и роспись по дереву. Однако, испытав на себе различные влияния, Шемогодская береста осталась самобытной и неповторимой. Общие корни декоративного стиля XVI –  XVIII вв. прослеживаются в резьбе и росписи по дереву, в орнаментах черневого и сканого серебра, резной кости, настенных росписей, набойки и вышивки.
Резная береста сродни просечному железу, но ещё больше – просечному олову. Металлический ажур на царских вратах, датируемых H.H. Соболевым 1748 г., из надвратной Владимирской церкви Михайло-Архангельского монастыря в Великом Устюге служит ярким тому примером. Этот же приём встречается в устюжских сундуках-«теремах», окованных узорно-просечным железом, нередко с фоном из цветной бумаги, покрытой слюдой.
То же стремление к округлым линиям заставляет великоустюжского серебреника-сканщика изгибать листья, вводить мягко-округлые формы в детали орнамента из стилизованных трав и цветов.
Особенно наглядна близость берестяных узоров орнаментальным мотивам чеканных, гравированных металлических окладов и басмы, украшающих устюжские иконы XVI – XVII вв.
Интересные стилистические связи обнаруживаются также при сравнении мотивов шемогодского орнамента с северными росписями по дереву.
Шемогодскую резьбу отличал традиционный растительный мотив: тонкая ветвь вместе с листвой, плавно изгибаясь, заполняла всё поле резьбы узорным кружевом. На их кончиках – круглые розетки, ягодки, трилистники. Часто в растительные орнаменты мастера вводили геометрические узоры из кругов, ромбов – «пряников», овалов, сегментов. Композицию строили по принципу чёткой симметрии. Завершали рисунок каймой из листьев, треугольников, волнистых линий, сеточки. Выделяются произведения с сюжетными композициями: от галантных сцен из дворянского быта, чаепитий и гуляний по сказочным садам в XVIII – нач. XIX вв. до отражения бытовых крестьянских занятий: охоты, рыболовства в конце XIX –  начале XX вв.
Типичные узоры прорезной шемогодской бересты – изображения зверей, людей, птиц, растительность – гравируются тупым шилом на берестяных листах и прорезаются с отбрасыванием фона острым ножом. Порою под ажур подкладывается фольга или цветная бумага, а резьба сочетается с тиснением. Прорезная береста полосами клеится на поверхность утилитарно-декоративных деревянных изделий – в специальные углубления – блюда, рамки, коробки. Иногда такие изделия выполняются из двух слоёв бересты – туеса.
Мастера пользуются и другими приёмами, помещая, например, среди пышного растительного узора орнаментально трактованное изображение птиц. Широкое использование данного образа во многих видах народного искусства – вышивке, кружеве, резьбе и росписи по дереву – свидетельствует о давней традиционности этой фигуры, призванной, видимо, выполнять функции оберега.

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
В основу промысла, получившего название «шемогодская береста», лёг мотив вьющегося побега со спиральными завитками и круглыми розетками с мелкой прорезью. Такие узоры украшают поверхность туесов, коробочек, шкатулок, декоративных тарелок и других изделий. Под ажурную прорезь подкладывается фольга, цветная бумага, ткань, или фон красится в контрастный цвет. Используя природную красоту материала, устюжские резчики создают настоящие произведения искусства. Смотрите слайд-шоу «Особенности шемогодской прорезной бересты».
Источник: http://www.liveinternet.ru/journalshowcomments.php?jpostid=263924519&journalid=4327325&go=prev&categ=1
В основу промысла шемогодской бересты лёг мотив вьющегося побега со спиральными завитками и круглыми розетками с мелкой прорезью. Такие узоры украшают поверхность туесов, коробочек, шкатулок, декоративных тарелок и других изделий.
Источник: http://www.liveinternet.ru/journalshowcomments.php?jpostid=263924519&journalid=4327325&go=prev&categ=1
Шемогодскую резьбу отличает традиционный растительный мотив: тонкая ветвь вместе с листвой, плавно изгибаясь, заполняет всё поле резьбы узорным кружевом. Выделяются произведения с сюжетными композициями.
Источник: http://www.liveinternet.ru/journalshowcomments.php?jpostid=263924519&journalid=4327325&go=prev&categ=1
Типичные узоры прорезной шемогодской бересты – изображения зверей, людей, птиц, растительность – гравируются тупым шилом на берестяных листах и прорезаются с отбрасыванием фона острым ножом.
Источник: http://www.liveinternet.ru/journalshowcomments.php?jpostid=263924519&journalid=4327325&go=prev&categ=1
Мастера Шемогодья варьируют традиционные орнаменты, обогащая их своими творческими находками. Растительный рисунок сочетают с изображениями архитектурных памятников Великого Устюга.
Источник: http://www.liveinternet.ru/journalshowcomments.php?jpostid=263924519&journalid=4327325&go=prev&categ=1
В узорах привлекают динамичные побеги с травными завитками, пышные декоративные цветы. Яркие контрастные фоны подчёркивают красоту узора, выявляют природные свойства материала.
Источник: http://www.booksite.ru/trade_vologda/09_picture1.html
Часто в растительные орнаменты мастера вводили геометрические узоры из кругов, ромбов – «пряников», овалов, сегментов. Композицию строили по принципу чёткой симметрии. Завершали рисунок каймой из листьев, треугольников, волнистых линий, сеточки.
Источник: http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/trade/shemogodskaja-beresta.html
Резная береста сродни просечному железу, но ещё больше – просечному олову. Металлический ажур на царских вратах, датируемых H. H. Соболевым 1748 г., из надвратной Владимирской церкви Михайло-Архангельского монастыря в Великом Устюге служит ярким тому при
Источник: http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/trade/shemogodskaja-beresta.html
Ажурные орнаменты шемогодских резчиков называют «берестяным кружевом». Узор состоит из стелющегося стебля с удлиненными листьями и спиралевидно закрученными ветками. На их кончиках – круглые розетки, ягодки, трилистники.
Источник: http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/trade/shemogodskaja-beresta.html
На развитие орнаментального искусства резной бересты в разное время оказали влияние резьба по кости, просечное железо, северная чернь, резьба и роспись по дереву.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ШЕМОГОДСКОЙ БЕРЕСТЫ
Инструменты: нож-косяк  нужен для первоначальной обработки бересты от наростов и неровностей на белой (изнаночной) стороне. Её необходимо почистить, чтобы затем бересту с прорезанным орнаментом наклеить на изделие (шкатулка или фон для картины). Миниатюрный нож-перо нужен для самой резьбы. Многие вологодские мастера пользуются при резьбе только им.
Ещё понадобятся дугообразные стамески различной степени выпуклости, прямые и треугольные:
Также необходимы шила. Причем их надо немного затупить, чтобы они не царапали бересту
Бересту для резьбы подбираем качественную, гладкую, ровного цвета и без особых наплывов. Счищаем ножом или отслаиваем внутренний (белый слой) бересты. Отслаивается береста легко. Нужно подцепить ногтем необходимую толщину и отделить:
Эскиз вы можете сами нанести на бересту шилом по заготовкам, распечатанным на принтере.
На подготовленную берестяную пластину тупым  шилом наносятся основные контуры изображения. Затем острым  ножом вырезают рисунок и удаляют фон. Силуэтный орнамент украшают мелкими порезками. Орнамент преимущественно растительный, иногда включены стилизованные изображения птиц, рыб, животных.
Тиснение наносят на берёсту все тем же тупым шилом. После этого пластина берёсты наклеивалась на изделие, выполненное обычно из мягкой древесины (осины), иногда фон подкрашивался или подклеивалась цветная фольга. Для того, чтобы наклеить бересту с орнаментом на изделие, используем клей ПВА, который наносится на губку для мытья посуды. Им аккуратно тампонируем бересту с изнаночной стороны.
В процессе творчества некоторые из мастеров слегка намечают тупым шилом на бересте основные контуры рисунка, а затем уже в дело идёт резец. Другим, более опытным, такая операция не нужна уверенными, непринужденными движениями инструмента они сразу являют на свет удивительной красоты узоры.

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Береста легко поддаётся  обработке, не требует  сложных инструментов и приспособлений. А главное – технологию изготовления предметов домашнего обихода  может освоить любой желающий. Способы плетения берестяных изделий не сложные. Основным инструментом являлся используемый для плетения лаптей кочедык, плоское шило с крючкообразным изгибом. «Не торопись языком, а торопись кочедыком», – говорится в русской пословице, что означает: «Делай дело, а не пустословь». Кроме кочедыка мастеру необходим был острый нож, которым он резал берестяные ленты нужной ширины и заострял их концы.  Смотрите слайд-шоу «Изготовление шемогодской прорезной бересты».
Источник: http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/trade/rezba-po-bereste.html
Для работы с шемогодской берестой нам понадобятся в качестве основных ножей нож-косяк и нож-перо. Это основные ножи, и ими мы будем пользоваться чаще всего. Профессиональные мастера обычно используют вообще, только нож-перо.
Источник: http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/trade/rezba-po-bereste.html
Также понадобится набор стамесок для резьбы по дереву
Источник: http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/trade/rezba-po-bereste.html
Ещё необходимо шило. Главное в работе с берестой, чтобы шило его не поцарапало, поэтому отведите себе парочку для работы именно с берестой и немного затупите/закруглите.
Источник: http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/trade/rezba-po-bereste.html
Для прорезной резьбы нам необходима первоклассная, качественная береста. Ножом-косяком необходимо убрать все наросты и расслоить бересту, убрав белый слой. Береста это спресованные слои тончайшей наружной коры, поэтому расслоение пройдет легко.
Источник: http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/trade/rezba-po-bereste.html
Вначале надо подготовить тот рисунок, что будем вырезать. Для этого необходимый рисунок приложить к бересте и шилом (вот почему нужно закругленное шило) аккуратно обвести рисунок, не сильно надавливая на рисунок, чтобы на бересте остался контур.
Источник: http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/trade/rezba-po-bereste.html
Далее ножом-пером, стамесками прорезаем контуры.
Источник: http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/trade/rezba-po-bereste.html
Ножом-пером и стамесками прорезаем контуры.
Источник: http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/trade/rezba-po-bereste.html
Ножом-пером и стамесками прорезаем контуры.
Источник: http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/trade/rezba-po-bereste.html
Ножом-пером и стамесками прорезаем контуры.
Источник: http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/trade/rezba-po-bereste.html
Ножом-пером и стамесками прорезаем контуры.
Источник: http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/trade/rezba-po-bereste.html
Ножом-пером и стамесками прорезаем контуры.
Источник: http://vk.com/wall-59142415?offset=1860&own=1
Ножом-пером и стамесками прорезаем контуры.
Источник: http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/trade/rezba-po-bereste.html
Чтобы сделать тиснение на бересте можно использовать много различных приспособлений, но чтобы получить полную гамму рисунков, нужно использовать инструмент для тиснения по коже.
Источник: http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/trade/rezba-po-bereste.html
Тиснение бересты.
Источник: http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/trade/rezba-po-bereste.html
Тиснение бересты.
Источник: http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/trade/rezba-po-bereste.html
Рамка вокруг рисунка обводится с помощью металлической линейки, это вполне проверенный способ сделать ровную линию.
Источник: http://vk.com/wall-59142415?offset=1860&own=1
Для того, чтобы приклеить рисунок на украшаемый предмет, берём клей ПВА, губку для посуды, и небольшими легкими движениями наносим клей, клей наносится как на предмет, так и на бересту.
МАСТЕРА ФАБРИКИ «ВЕЛИКОУСТЮГСКИЕ УЗОРЫ»
Современное производство сосредоточено на фабрике «Великоустюгские узоры». Опытные мастера режут узор без предварительной прорисовки. Художественный уровень промысла определяют произведения Л.П. Балагуровской, Т.А. Слепухиной, Т.Г. Вязовой.
Татьяна Георгиевна Вязова род. в г. Тула в 1955 г. Окончила Абрамцевское художественно-промышленное училище им. В.М. Васнецова, Московский технологический институт.
С 1977 г. живёт и работает в Великом Устюге. Ведущий мастер великоустюгского промысла «шемогодская прорезная береста». Член Союза художников РФ, заслуженный художник РФ, мастер народных художественных промыслов Вологодской области, лауреат премии Правительства РФ «Душа России» за вклад в развитие народного творчества за 2012 год в номинации «народный мастер», ведущий художник ЗАО «Великоустюгские узоры».
Работы Т.Г. Вязовой в технике «шемогодской резьбы по бересте» привлекают прекрасным чувством материала, выразительностью форм, высоким качеством исполнения. Её изделия, украшенные изящной, тонко проработанной резьбой и богатым декоративным орнаментом, традиционны по форме и новаторские по тематике. Работы Т.Г. Вязовой хранятся в собраниях крупнейших музеев России.
Особого внимания заслуживает творчество ученицы А.Е. Марковой Светланы Дерновой. Язык её произведений необычайно пластичен. Тонкая изящная резьба напоминает плетеное кружево.
Замечательная техника исполнения, сложные орнаментально насыщенные композиции отличают работы не менее одаренной ученицы, ревностной последовательницы творчества А.Е. Марковой Татьяны Слепухиной. Радуют успехи молодых резчиц: Веры Обуховой, Татьяны Петровой, Надежды Беричевской, Елены Полутовой.
Для современного промысла по-прежнему характерна практика ученичества как испытанный в веках способ передачи мастерства, наследственного опыта. На предприятии, в цехе, где постоянно занято до тридцати и более резчиков, действует школа художественного мастерства, которую возглавляет Т.Г. Вязова. Курс обучения включает в себя чтение лекций по истории промысла, теории искусства, а также практические занятия, где резчики знакомятся с наследием старых мастеров и лучшими произведениями современных, варьируют их находки. От одного мастера к другому передаются методы работы, техническая сноровка, художественный навык и мотивы изображения; происходит постоянное творческое переосмысление отрабатываемой коллективом художественной системы.
Оригинальные мотивы росписи создаются художниками фабрики Л.А. Корепиной и Т.Ю. Лабутиной на основе изучения традиционных образцов устюжской росписи XVI – XVIII вв., основная особенность которой заключается в большом мастерстве рисунка.  
ФАБРИКА «ВЕЛИКОУСТЮГСКИЕ УЗОРЫ»
ЗАО «Великоустюгские узоры» – предприятие народных художественных промыслов, специализирующееся на изготовлении изделий из дерева и бересты с резьбой по бересте (шемогодская резная береста), с росписью по бересте и дереву и плетёных  изделий из бересты. Ассортимент выпускаемой в настоящее время продукции насчитывает более 200 наименований: короба, корзины, туеса, подстаканники, шкатулки, наборы сувенирных разделочных досок, тарелки декоративные, подносы, сигаретницы, письменные наборы и т.д.
С древних времен березовая кора (береста) использовалась для изготовления необходимых бытовых предметов, в том числе посуды. В такой посуде продукты хранятся длительное время, так как береста не пропускает тепло и свет и содержит большое количество дубильных веществ. Эти свойства материала используются и в наше время.
ЗАО «Великоустюгские узоры» поставляет свою продукцию предприятиям, которые занимаются расфасовкой в берестяные туеса вологодского масла, грибов, ягод и т.д. По разработкам московских фирм производится берестяная упаковка для подарочных наборов, освоено производство письменных комплектов для кабинетов и офисов.
Совместно с ЗАО «Северная Чернь» ведётся разработка упаковки для изделий из серебра. Вся вновь разрабатываемая продукция сочетает в себе современный дизайн и древние традиции резьбы и росписи по бересте, которые мастера ЗАО «Великоустюгские узоры» бережно хранят и развивают.

Адрес фабрики «Великоустюгские узоры»: Вологодская область, г. Великий Устюг, ул. Набережная, д.1
Тел.: (81738) 2-33-04
E-mail: vu_uzory@vologda.ru

ШЕМОГОДСКАЯ БЕРЕСТА В МУЗЕЯХ РОССИИ
В музейных собраниях России хранится значительное количество изделий шемогодских резчиков. Большая часть их приходится на советский период. Вещей, датируемых первой половиной XIX в., насчитываются единицы, и к тому же принадлежность некоторых из них крестьянскому мастеру вызывает сомнение. Образцы резной бересты второй половины XIX – нач. XX вв. исчисляются десятками предметов. На них, как правило, отсутствуют даты изготовления и подписи. Только на двух изделиях – бураке и шкатулке из коллекции Государственного Исторического музея – стоит клеймо с именем мастера из Шемогодья Ивана Афанасьевича Вепрева. Вероятно, этим клеймом и печатью с профильным изображением на ней российского императора Александра III были помечены вещи, представленные мастером на Всероссийскую художественно-промышленную выставку 1882 г.
Кроме того, часть изделий имеет клейма Вологодского кустарного склада. На одном подносном блюде (также из коллекции ГИМ) имеется датированная надпись:

«отъ крестьянъ Удимской Приводинской и Забелинской волостей Устюгскаго уезда 1898 года».

Благодаря именно этим изделиям можно выявить целый ряд стилистически близких работ, хранящихся в разных музеях. Все они отличаются, прежде всего, безукоризненным качеством исполнения, тонкостью рисунка и порой виртуозно построенной композицией. Наличие же на некоторых изделиях надписей, выполненных в технике резьбы, не даёт полного основания считать их работами лучшего шемогодского резчика Ивана Афанасьевича Вепрева по той причине, что мастер был безграмотным.  Но возможность использования трафаретов  в большинстве случаев исключается.

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:

Значительная коллекция шемогодской бересты есть в фондах  Великоустюгского государственно  историко-архитектурный и художественного музея-заповедника. Часть уникальных изделий передано музею в дар от частных лиц. В собрании Котласского краеведческого музея имеется небольшая коллекция шкатулок с шемогодской резьбой, переданная Фроловой Галиной Владимировной в 1984 г. Эти берестяные изделия, изготовленные в 1910 – 1915 гг. В Государственном Историческом музее есть подписные работы великоустюгского мастера Степана Бочкарева. Это шкатулки и тавлинки (табакерки) первой пол. XIX в. со сценками на сюжеты модных в то время басен Эзопа, с изображениями животных и архитектурных сооружений. Обширная коллекция шемогодской бересты как старинной, так и ХХ в. хранится в Русском музее Санкт-Петербурга. Смотрите слайд-шоу «Шемогодская береста в музеях России».
Источник: http://rezchiku.ru/books/item/f00/s00/z0000010/st008.shtml
Государственный Исторический музей. Степан Бочкарев. Шкатулка для хранения фишек для карточной игры. Сделана она чудесным устюжским мастером Степаном Бочкаревым в 1817 г., о чем он и написал на крышке шкатулки.
Источник: http://rezchiku.ru/books/item/f00/s00/z0000010/st008.shtml
Государственный Исторический музей. Степан Бочкарев. Берестяная табакерка. Первая половина XIX в.
Источник: http://www.liveinternet.ru/users/bahera/post323345723/
Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
Источник: http://www.liveinternet.ru/users/bahera/post323345723/
Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
Источник: https://vk.com/wall-59142415?offset=1260
Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
Источник: https://vk.com/wall-59142415?offset=1260
Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
Источник: https://vk.com/wall-59142415?offset=1260
Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
Источник: https://vk.com/wall-59142415?offset=1260
Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
Источник: https://vk.com/wall-59142415?offset=1260
Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
Источник: http://kotlasmuseum.ru/odin1.html
Котласский краеведческий музей. Шемогодская резная шкатулка. Изделия с прорезной резьбой, в особенности, шкатулки для перчаток, автоматы для папирос считались модными в США, Германии и Франции.
Источник: http://kotlasmuseum.ru/odin1.html
Котласский краеведческий музей. Шемогодская резная шкатулка. Вид сверху.
Источник: http://ustyug-museum.ru/en/collections/1-birch-bark/category.html
Великоустюгский государственно историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Бурак. XIX в.
Источник: http://vita-colorata.livejournal.com/766854.html
Великоустюгский государственно историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
Источник: http://vita-colorata.livejournal.com/766854.html
Великоустюгский государственно историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
Источник: http://vita-colorata.livejournal.com/766854.html
Великоустюгский государственно историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
Источник: http://vita-colorata.livejournal.com/766854.html
Великоустюгский государственно историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
Источник: http://vita-colorata.livejournal.com/766854.html
Великоустюгский государственно историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
Источник: http://vita-colorata.livejournal.com/766854.html
Великоустюгский государственно историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
КОНКУРС МАСТЕРОВ «БЕРЕСТЯНОЕ КРУЖЕВО»
В городе Великий Устюг, старинном центре художественных ремёсел, состоялся  очередной конкурс мастеров декоративно-прикладного творчества «Кружево из белой бересты». Узорная резьба по бересте, называемая журналистами «берестяное кружево», – традиционный русский промысел, известность которому принесли мастера Шемогодской волости Великоустюгского уезда. Четырнадцать сёл занималось этим промыслом на рубеже XIX – ХХ вв. На данный момент в Великоустюгском муниципальном районе осталось около 10 бывших мастеров-надомников. Чтобы истинно русский промысел не канул в лету, мастеров надо поддерживать любыми способами, в том числе привлекая внимание местной администрации и общественности.
Этому способствует и специальный конкурс «Кружево из белой бересты», который прошёл в рамках Прокопьевской ярмарки, посвящённой дню города. В ярмарочной торговле сельские поселения представляли свои продукты и сувениры. Были организованы традиционно русские развлечения, конкурсы и игры для взрослых и детей, выступали фольклорные коллективы. Мастерицы шемогодской резьбы в течение трёх часов работали на ярмарке в режиме он-лайн над заданной жюри темой «Древо жизни». Условия конкурса были едины для всех: каждой мастерице выданы одинаковые туеса объёмом один литр, на которых нужно было вырезать берестяную накладку.
Инициатором конкурса стала заслуженный художник РФ, лауреат премии Правительства РФ «Душа России», мастер прорезной бересты Т.Г. Вязова. Организаторами конкурса являются: администрация Великоустюгского района и Центр традиционной культуры «Лад».
Во время экспедиционного выезда членов жюри конкурса и сотрудников ЦТК «Лад» на родину прорезной бересты в Шемогодское сельское поселение выяснилось, что не осталось даже родственников старых мастеров, сами деревни почти заброшены. Но глава сельского поселения В.Л. Лабутин с единомышленниками пытаются своими силами возродить интерес к этому красивому месту и создать музей шемогодской прорезной бересты.
              * * *

И только здесь живу,
Здесь, где моя любовь,
Где солнца луч в рябиновой истоме
На серебре горит,
И оживает вновь
Берестяная сказка на ладони…
          
                          Ольга Кульневская