Народные промыслы | Чукотская резная кость  
Чукотская резная кость
Археологи находили изделия чукотской резной кости ещё первых веков н.э. С нач. ХХ в. на моржовых клыках с помощью контурных линий и штриховки гравировались сцены охоты, бытовые сюжеты. В 1931 г. основой косторезного художественного промысла становится Уэленская мастерская «Северные сувениры». Косторезная мастерская становится центром чукотско-эскимосского искусства художественной обработки кости. Скульптурные миниатюры современных мастеров лаконичны и выразительны, как и прежде изображают охотничьи сцены, сюжеты из повседневной жизни. Мастера вырезают из моржового клыка фигурки северных животных, скульптурные группы, украшают целые моржовые клыки и художественно-бытовые изделия. Материалами для ажурных скульптур «северных ювелиров» могут служить бивни мамонтов, моржовый клык или самый доступный и любимый для северян материал – олений рог. Работы чукотских гравёров, как и резчиков, известны не только в нашей стране, но и за рубежом, пользуются заслуженным успехом.
Печетегина Т.А. г. Анадырь
Печетегина Татьяна Александровна, мастер-косторез, Чукотский автономный округ, г. Анадырь. (на чукотском языке).
Сортировать:
по популярности
1. Уэленская косторезная мастерская – Летопись моржового клыка (2004 г.)  Документальный фильм Алексея Вахрушева «ЛЕТОПИСЬ МОРЖОВОГО КЛЫКА» (продолжительность – 30 мин.). Описание: косторезному искусству Чукотки не менее 2 тысяч лет.
2. Чукотско-эскимосская резьба по кости  
3. Резные фигуры Чукотского полуострова  На моржовом клыке сцену из жизни морских охотников прорезает коготок – так называется острый стальной инструмент гравёра. В Художественном музее на открытии выставки «Резная кость Уэлена» проводят мастер-класс коренные жители Чукотского полуострова.
4. Косторезное искусство Чукотки  
5. Косторезы Чукотки. (1)  
6. Косторезы Чукотки 2  
7. Чукотка. Косторезы Чукотки 3  
8. Чукотка. Косторезы Чукотки 4  
9. Печетегина Т.А. г. Анадырь   Печетегина Татьяна Александровна, мастер-косторез, Чукотский автономный округ, г. Анадырь. (на чукотском языке).
10. Chukchi Walrus Tusk Scrimshaw  
11. Чукчи поняли, что на основе, оставленной предками, можно неплохо заработать  
ИСТОРИЯ РЕЗЬБЫ ПО КОСТИ
Резьба по кости является самым древним видом декоративно-прикладного искусства. Древние люди использовали бивни  мамонтов как топливо, изготавливали наконечники стрел, украшения, ритуальные предметы. Со временем резьба по кости выделилась в самостоятельный вид художественного творчества. Была распространена в декоративно-прикладном искусстве Востока, Греции, Рима, Византии. Есть сведения, что древние греки делали колоссальные статуи из слоновой кости; остатки этих произведений не сохранились до наших дней, возможно, скульптуры были выполнены из дерева и только покрыты костяными пластинами. Многие помнят из учебников истории об облицованной костяными пластинами колоссальной статуе Зевса в Олимпии. Интересно, что в одной из Византийских хроник XII в. упоминается искусный резчик «из руссов», мастерство которого в Константинополе сравнивали с мастерством легендарного Дедала.
Особое место резьба по кости занимала в искусстве средневековья и более поздних времён. Белый цвет и благородный блеск кости ассоциировался с чистотой и светом. Из-за чего большой любовью она пользовалась в религиозном искусстве. Вместе с тем,  изделия из кости стали показателем высокого социального и материального статуса их обладателей.
В России первым местом резьбы по кости стал Новгород. Средневековая Новгородская республика торговала с половиной мира, испытывала его влияние, и сама активно влияла. Из этого центра торговли и культуры искусство резьбы по кости распространилось сначала на Север, а затем и другие русские земли.
Известно, что ещё в допетровской Руси промысловые мастера приглашались в Москву. После петровских реформ новое повышение интереса кости привело к значительному притоку в столичный Санкт-Петербург резчиков. Гонорары самых талантливых и востребованных из них зачастую превосходили гонорары лучших ювелиров.
Со временем, за несколько столетий, в России сложилось несколько самобытных промыслов. Самым значимым, серьёзно повлиявшим на историю этого вида искусства в России, стал холмогорский. Этот промысел и поныне славится тонкой, изящной резьбой. Резьба по кости пользовалась большим спросом в России вплоть до  перемен 1917 г.
ИСТОРИЯ ЧУКОТСКОЙ РЕЗНОЙ КОСТИ
Промысел чукотской резной кости получил распространение на северном побережье Чукотского полуострова. Занимается им население (чукчи и эскимосы) пос. Уэлен, Дежнев, Сешан, Миткулин, Яндагай, Янракинот, Наукан, Илеймен, Ингоун. Археологи относят происхождение  чукотской резной кости  к первым векам н.э. Изменения в искусстве эскимосов произошли в нач. II тыс., когда началось взаимовлияние чукотской и эскимосской художественных культур. Центром промысла считается посёлок Уэлен.
Уэлен – посёлок береговых чукчей и азиатских эскимосов. Расположен на северо-восточной оконечности Чукотского полуострова, на узкой косе между океаном и обширной лагуной. Жители Уэлена охотятся на моржей, тюленей, китов; в недавнем прошлом многие из них занимались оленеводством. С далёкой древности охота на моржей обеспечивала уэленцев прочным и сравнительно легко поддающимся обработке материалом – моржовым клыком.
Из него уже в начале нашей эры жители посёлка вырезали наконечники гарпунов, орудия труда, украшения, ритуальную скульптуру. В государственном музее Востока хранятся старинные изделия из моржовой кости, найденные в Уэлене.
Широкое распространение искусство резьбы по кости получило здесь в XVIII – XIX  вв.; наряду с ним появилась сюжетная гравировка по кости, которая стала использоваться для украшения костяных перекрытий жилищ, сидений и весёл праздничных лодок. На поверхности моржовых клыков изображались сначала отдельные животные, а затем и сцены охоты. Постепенно отдельные изображения приобретали связь, складываясь в своеобразный рассказ в рисунках. В XIX в. появляется сюжетная гравировка на кости, берущая истоки в Пегтымельских петроглифах  и ритуальных рисунках на дереве.
Во второй половине XIX в. ситуация изменилась: в Беринговом проливе появились «белые» китобои, и местные жители начали изготавливать для них фигурки полярных животных, а также цельные моржовые клыки с выгравированными на них сценами из жизни охотников и оленеводов. Увозя из Уэлена «экзотические сувениры», российские и американские моряки едва ли подозревали о том, что стали обладателями редких по своим художественным достоинствам произведений народного искусства Арктики.
С начала XX в. на моржовых клыках с помощью контурных линий и штриховки гравировались сцены охоты, бытовые сюжеты.

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Чукотская резьба и гравировка на моржовых клыках – глубоко своеобразный вид народного искусства. Искусство обработки кости зародилось на Чукотском побережья более двух тысяч лет тому назад. Из клыка моржа с необычайным мастерством изготовлялись разнообразные предметы, необходимые в быту охотников – жителей побережья: гарпуны, имеющие сложное устройство, поворотный наконечник, ножи, свёрла, ручки для ведёрок. Из клыка моржа делались амулеты – скульптуры животных, они, по представлению древних  жителей побережья, охраняли от бед и несчастий, служили залогом удачной охоты. Возраст самых древних изделий из моржового клыка и оленьего рога, созданных на северо-востоке чукотского полуострова, – две тысячи лет. Смотрите слайд-шоу «История чукотской резной кости».
Источник: http://www.liveinternet.ru/users/4657722/rubric/2811212/
Крылатые предметы, или стабилизаторы гарпуна. Моржовая кость. Резьба, гравировка. Головка гарпунного древка. Первые века н. э.
Источник: http://www.orientmuseum.ru/exhibitions/virt/-item=3.aspx
Зооморфная скульптура. «Морж-медведь» Моржовая кость, резьба, гравировка. Чукотка, Эвенский могильник. I тыс. н. э.
Источник: http://cbep4yk.livejournal.com/179334.html
Корытце для жертвоприношений. Чукотка, п. Уэлен, I – V вв. Моржовая кость, резьба. Изделие представляет собой прямоугольную плошку с длинной фигурной ручкой.
Источник: http://cbep4yk.livejournal.com/179334.html
Декоративная пластина (нагрудное украшение?). Чукотка, п. Уэлен, I – V вв. Моржовая кость, резьба, гравировка. Изделие ромбовидной формы, слегка выгнутое, с графическим орнаментом из прямых и изогнутых параллельных линий, овалов.
Источник: http://cbep4yk.livejournal.com/179334.html
Зооморфный гребень. Чукотка, Эвенский могильник. I – V вв. Моржовая кость, резьба, гравировка.
Источник: http://cbep4yk.livejournal.com/179334.html
Подвеска. Чукотка, п. Уэлен, конец I тыс. н. э. Моржовая кость, резьба, гравировка. Изделие каплевидной формы, орнаментированное, с овальным сквозным отверстием в верхней части. Орнамент состоит из горизонтальных полос.
Источник: http://cbep4yk.livejournal.com/179334.html
Упор сверла для добывания огня. Чукотка, п. Уэлен, середина II тыс. н. э. Моржовая кость, камень, резьба, инкрустация. Один конец упора выполнен в виде головы ворона, другой – в виде головы моржа, в центре помещено рельефное изображение антропоморфной лич
Источник: http://cbep4yk.livejournal.com/179334.html
Ручка ритуального ведра. Чукотка, о. Аракамчечен, середина II тыс. н. э. Моржовая кость, резьба, гравировка. Изогнутая пластина с пятью выступами в центральной части, утолщениями и круглыми сквозными отверстиями на концах.
Источник: http://www.bibliotekar.ru/rusKost/72.htm
Крылатые предметы, или стабилизаторы гарпуна. Моржовая кость. Резьба, гравировка. Головка гарпунного древка. Первые века н. э. Моржовая кость. Резьба, гравировка.
Источник: http://cbep4yk.livejournal.com/179334.html
Ложка для кормления духов. Чукотка, п. Уэлен, XIX в. Олений рог, резьба. Ложка мелкая, уплощённая, с длинной ручкой, заканчивающейся острым концом.
Источник: http://cbep4yk.livejournal.com/179334.html
Гребень (для гаданий?). Чукотка, п. Уэлен, XIX в. Моржовая кость, резьба, гравировка.
Источник: http://cbep4yk.livejournal.com/179334.html
Рукоять бубна-ярара. Чукотка, о. Ратманова (Большой Диомида), п. Имаклик, XIX в. Моржовая кость, резьба. Изделие с изображением головы нерпы на конце. Глаза зверя переданы углублениями. Вдоль рукояти расположены в ряд восемь круглых сквозных отверстий.
Источник: http://cbep4yk.livejournal.com/178386.html
Рукоять женского ножа-уляка (фрагментированная). Чукотка, п. Уэлен, I – V вв. Моржовая кость, резьба, гравировка. Прямоугольная орнаментированная пластина с пазом для лезвия. Орнамент состоит из тонких прямых параллельных линий и сходящихся под острыми у
Источник: http://cbep4yk.livejournal.com/179925.html
Неизвестный автор. «Голова моржа». Чукотка, п. Уэлен, начало XX в. Моржовая кость, китовый ус, резьба, гравировка, инкрустация, тонировка. Конусовидная скульптура на плоском основании. Глаза выполнены в технике инкрустации, нос и рот тонированы чёрным кра
Источнику: http://cbep4yk.livejournal.com/179925.html
«Голова нерпы». Чукотка, п. Уэлен, начало XX в. Моржовая кость, резьба, гравировка, тонировка. Конусовидная скульптура на плоском основании. Глаза, нос, рот, усы тонированы чёрным красителем; на шее горизонтальными линиями изображены складки кожи.
Источнику: http://cbep4yk.livejournal.com/179925.html
Нерпа. Чукотка, п. Уэлен, начало ХХ в. Моржовая кость, китовый ус, резьба, инкрустация, Нерпа изображена лежащей, с поднятой головой. Глаза, нос и рот выполнены в техниках инкрустации и гравировки.
Источник: http://cbep4yk.livejournal.com/179925.html
Неизвестный автор. «Охотник на каяке». Чукотка, начало XX в. Скульптура представляет собой изображение человека с маленькой головой и короткими разведёнными в стороны руками, сидящего в длинной плоскодонной лодке.
Источник: http://cbep4yk.livejournal.com/179925.html
«Пеликен». Чукотка, п. Уэлен, начало XX в. Моржовая кость, резьба, гравировка. Изображение сидящего, улыбающегося антропоморфного существа с крупной, остроконечной головой, прижатыми к телу руками и большими ступнями.
Источник: http://cbep4yk.livejournal.com/178386.html
Курительная трубка. Чукотка, начало XX в. Трубка продолговатая, слегка изогнутая. На верхней части – скульптурная композиция: изображения женщины, мужчины и собаки.
Источник: http://www.bibliotekar.ru/rusKost/73.htm
Гравированный клык «Собачьи упряжки». Фрагмент. 1910 г. Моржовая кость, сажа лампы-жирника. Гравировка.
Источник: http://www.bibliotekar.ru/rusKost/73.htm
Гравированный клык «Охота на медведя». 1910 г. Моржовая кость, сажа лампы-жирника. Гравировка.
Источник: http://www.bibliotekar.ru/rusKost/73.htm
Гравированный клык «Дух Келе ловит рыбу. Охота на китов». 1910 г. Моржовая кость, сажа лампы-жирника. Гравировка.
СОВЕТСКИЙ ЭТАП ЧУКОТСКОЙ РЕЗНОЙ КОСТИ
Созданные в 1920 – 1930 гг. фигуры моржей, нерп, белых медведей статичны по форме, но выразительны. Но уже в 1930-е гг. появляются скульптуры, в которых резчики стремятся к передаче характерных поз, отступая от символичного, статичного образа. Эта тенденция расширяется в последующие годы.
В 1931 г. в поселке Уэлен, расположенном на берегу Берингова пролива, организуется косторезная мастерская («Северные сувениры»). В 1932 г. Чукотским Интегралсоюзом создано пять косторезных артелей в селениях Чаплино, Сиреники, Наукане, Дежнёве и Уэлене.
Открытую в Уэлене мастерскую возглавил чукотский мастер Вуквутагин (1898 – 1968 гг.), который также обучал других мастеров. Кроме него первыми работниками были Аромке, Хальмо (брат Вуквутагина), Айе.
Организационной работой занимался Тегрынкеу. Мастерская выпускала изделия мелкой пластики: шахматы, пудренницы, брошки, миниатюрные скульптуры животных. Появлению мастерской предшествовал успех работ, выполненных чукотскими студентами Института народов Севера в Ленинграде. Созданные в скульптурной мастерской института работы позднее получили золотую медаль на Всемирной выставке в Париже 1937 г.  В 1937 г. работы уэленских мастеров выставлялись в Третьяковской галереи.
В 1930-е гг. художественной резьбой стала заниматься первая девушка – эскимоска Нагуя из поселка Чаплино. Традиционная резьба считалась у чукчей и эскимосов занятием мужчин («Рука женщины не должна прикасаться к резцу»). Однако в дальнейшем среди мастеров появилось много женщин.
В 1934 г. в Уэлене базировались самолёты, спасавшие экипаж «Челюскина», мастер Вуквол (1911–1941 гг.), сын Хальмо, выгравировал гибель «Челюскина», высадку людей на лёд, лагерь Шмидта, встречу прилетевшего самолёта.
С 1968 г. художественным руководителем Уэленской косторезной мастерской стал Туккай. В 1967 г. он был награждён Орденом Октябрьской революции. Ряд мастеров Уэленской косторезной мастерской были приняты в Союз художников СССР.  В 1976 г. за выдающиеся работы в технике народной резьбы по кости Василий Емрыкаип, Иван Сейгутегин, Галина Тынатваль и Вера Эмкуль получили Государственную премию РСФСР.
С 1970-х гг. из-за сокращения добычи моржового клыка мастера стали использовать новый материал – кости китов, собираемые на побережье Чукотки.
В 2012 г. филиал Уэленской косторезной мастерской вновь создан в посёлке  Нешкан.

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Среди известных художников Уэленской косторезной мастерской были как чукчи (Аромке, Вуквол, Гемауге, Килилой, Куннукай, Иван Сейггутегин), так и эскимосы (Вальтыргин, Ванкатейн, Емрыкаип, Хухута). Среди мастеров нередки династии. Мастера Вуквол и Туккай были сыновьями Хальмо – одного из первых работников мастерской, Вера Эмкуль – дочь Аромке, Галина Тынатваль – дочь Вуквутагина. Первый руководитель Вуквутагин в 1954 г. был награждён орденом Ленина, а в 1961 г. стал заслуженным художником РСФСР. Также заслуженными художниками РСФСР стали Туккай, Вера Эмкуль, Иван Сейгутегин и Елена Янку. Смотрите слайд-шоу: «Советский этап чукотской резной кости».
Источник: http://www.webmail.za-kaddafi.org/node/36831
Клык одного из лучших косторезов Чукотки Вуквола (1914 – 1941 гг.). С наивной достоверностью народного искусства Вуквол показывает Владимира Ленина, едущим на нарте и беседующим с оленеводами. У основания клыка художник выгравировал портрет Ленина.
Источник: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:%D0%9F%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B5%D0%BD.JPG?uselang=ru
Символ Чукотки – неизвестное животное Пеликен. Чукотка. 1920-е гг.
Источник: http://www.comgun.ru/repair/1505-chukotskaya-reznaya-kost-9-foto.html
Гравированный клык «Охота на моржей». Фрагмент, 1920 г. Моржовая кость, графит цветных карандашей. Гравированный клык «Разделка кита». Фрагмент. 1920 г. Гравированный клык «Разделка белого медведя. Возвращение с охоты». Фрагмент. 1920 г.
Источник: http://rezchiku.ru/books/item/f00/s00/z0000008/st013.shtml
Охота на моржей. 1956 г. Клык моржа. Цветная гравировка
Источник: http://www.comgun.ru/repair/1505-chukotskaya-reznaya-kost-9-foto.html
Скульптура «Моржи». 1960 г. Моржовая кость. Скульптура «Медведица с медвежатами». 1960 г. Вуквутагин (1898 г. – 1968 г.). Скульптура «Олень». 1940 г. Моржовая кость.
Источник: http://www.comgun.ru/repair/1505-chukotskaya-reznaya-kost-9-foto.html
Скульптура «Моржи». 1960 г. Моржовая кость. Килилой Николай (1934 г. – 1976 г.). Скульптура «Медведица с медвежатами». 1960 г. Вуквутагин (1898 г.– 1968 г.). Скульптура «Олень». 1940 г. Гравированный клык «Праздник кита». Фрагмент. 1956 г. Эмкуль Вера (
Источник: http://www.comgun.ru/repair/1505-chukotskaya-reznaya-kost-9-foto.html
Скульптурная группа «Забой моржей на лежбище». 1942 г. Аромке (1897 г. – 1945 г.). Скульптура «Охота на нерпу у продушины». 1956 г. Туккай, Е. Янку. Скульптура «Девушка у лампы-жирника». 1970 г. Тымнетагин Анатолий Яракович (1939 г. – 1977 г.).
Источник: http://www.comgun.ru/repair/1505-chukotskaya-reznaya-kost-9-foto.html
Гравированный клык «Случай на охоте». 1987 г. Емрыкаин Василий (1925 г. – 1989 г.), Декоративный нож с ножнами. Моржовая кость, графит цветных карандашей. Резьба, гравировка. Куннукай Василий (1922 г. – 1987 г.)
Источник: http://www.comgun.ru/repair/1505-chukotskaya-reznaya-kost-9-foto.html
Тегрылькут Сергей Васильевич (род. 1957 г.) Гравированный клык «Танцы журавлей» Фрагмент. 1987 г. Гравированный клык «Сказка про медведя и лису». 1986 г. Группа уэленских мастеров. Скульптура «Оленья упряжка». 1970 г.
Источник: http://www.comgun.ru/repair/1505-chukotskaya-reznaya-kost-9-foto.html
Скульптурная группа «Сказка про девушек и ворона Курклыля». 1986 г. Наус Владимир Иванович (1962 г. – 1986 г.). Скульптурная группа «Случайная встреча с медведем». 1970 г. Тымнетагин Анатолий Яракович (1939 г. – 1977 г.).
Источник: http://www.comgun.ru/repair/1505-chukotskaya-reznaya-kost-9-foto.html
Скульптура «Морж». 1960 г. Сейгутегин Иван (род. 1939 г.), заслуженный художник РФ, лауреат Государственный премии им. И.Е. Репина. Гравированные клыки «Сказка про песца и орла». «Сказка Муж-Солнце». Эмкуль Вера (1919 г. – 1985 г.), заслуженный художник Р
Источник: http://www.chukotka-museum.ru/about/exhibits/
Тема народных сказок нашла своё яркое воплощение в произведениях гравёра, заслуженного художника РСФСР, члена Союза художников СССР Елены Янку. Гравированный клык, «Женщина - олень». 1979 г.
Источник: http://www.chukotka-museum.ru/about/exhibits/
Гравированный клык, «Женщина - олень». Изображена сказка, рассказанная автором клыка Еленой Янку в июле 1971 г.
Источник: http://www.chukotka-museum.ru/about/exhibits/
Скульптурная композиция «Нападение волков на оленье стадо». 1971 г. , Магаданская обл., Чукотский национальный округ, Чукотский р-н., с. Уэлен. Заслуженный художник РСФСР, член Союза художников СССР Туккая (1911 – 1974 гг.).
Источник: http://www.chukotka-museum.ru/about/exhibits/
Фрагмент. Скульптурная композиция «Нападение волков на оленье стадо». Одному оленю волк вцепился в спину когтями и старается лапой оттолкнуть пастуха, который замахнулся на волка.
Источник: http://www.chukotka-museum.ru/about/exhibits/
Фрагмент. Скульптурная композиция «Нападение волков на оленье стадо». Пастух целится в волка.
ПРОМЫСЕЛ РОДИЛСЯ В БЫТЕ И ОБЫЧАЯХ ЧУКЧЕЙ
Олень – основа жизни чукчей
Чукотско-эскимосская скульптура ценится во всём мире очень высоко за свою непосредственность, самобыт­ность, за высокое мастерство обра­ботки материала, за то, что в ней запе­чатлён и достаточно убедительно пере­дан полный опасностей и неожиданно­стей мир, в котором живут и дей­ствуют полярные охотники.
В жизни чукчей не меньшую роль, чем моржи, киты и белые медведи, играли и северные олени. Чукчи успешно сочетали охотничий зверо­бойный промысел с оленеводством. Зимой кочевали с оленьими табунами, а весной, ближе к лету, выходили на побережье и приступали к охоте; с табунами оставались только пастухи. В чукотской сказке говорится:
– В чём живут кочевники?
– В яранге.
– Чем покрыта яранга?
– Оленьей шкурой.
– Из чего сделаны стропила?
– Из оленьих ножных костей.
– Из чего перекладины?
– Из оленьих рёбер.
– На чём они сидят?
– На по­душках из оленьей шерсти.
– Что они едят?
– Оленьи языки и оленьи глаза.
Поэтому в чукотской скульптуре в разных видах также постоянно изображаются олени. Чукотские мастера издавна созда­вали из этого прекрасного материала так называемую скульптуру малых форм, т.е. скульптуру настольную, и изображали в скульптуре различные сцены охоты на диких животных и борьбы животных между собой: мор­жей на льдине, белых медведей, охотя­щихся за нерпой около продушин во льду, и, конечно, охотников в едино­борстве с белым медведем.
Быт чукчей
Мастера-косторезы прекрасно зна­ют тот мир, который ими изображает­ся. Им не нужно специально изучать пропорции и анатомию оленя или белого медведя. Они не пользуются предварительными набросками или моделями из гипса и пластилина. Их сознание, их глаза и руки потомствен­ных охотников и оленеводов хранят осязательный пластический образ зве­ря – нападающего, обороняющегося, убегающего, поражённого насмерть копьем, гарпуном или пулей. В пред­ставлении художников и народных умельцев неотделим от зверя и образ самого охотника в чукотско-эскимос­ском зимнем одеянии – плотно обле­гающем тело полосатом комбинезо­не – керкере или в обшитой мехом кухлянке с капюшоном, в высоких торбасах.
Чукотские охотники – победители белого медведя
Ещё более удивительным искус­ством является цветная гравюра на моржовом клыке. Десятки гравиро­ванных клыков хранятся в музеях нашей страны и за рубежом. Каждый гравированный клык – произведение уникальное. Разве что сам мастер-гра­вёр, что бывает крайне редко, повто­рит полюбившуюся ему композицию, да и то это будет не точное повторение.
Гравированные рисунки на мор­жовом клыке воспроизводят те же сцены охоты, тот же быт чукчей и эскимосов, оленеводов и охотников на морского зверя. Рисунки очень мелкие: на поверхности клыка с двух сто­рон можно много чего порассказать. И опять никаких предварительных набросков. Мастер-гравёр берёт в руки так называемый «коготок» – острый стальной инструмент в виде крючка – и рисует им, проводя тон­кие, чёткие линии-углубления. В углубления втирается чёрная краска, образуется тонкий линейный ри­сунок. Плоскости внутри контура ча­сто заполняются мелкими чёрточками, штрихами. Рисунок расцвечивается цветными карандашами.
На клыках можно увидеть всевоз­можные характерные для полярной жизни сцены. Лёжка моржей, к ним подплывают трое охотников в каяке. Охотник поражает моржа копьем, кровь льется на лед из огромной раны. Охота на китов. Плывущий кит пускает вверх фонтан воды. Гарпу­нер на носу подплывающей лодки прицелился, сейчас метнёт гарпун.
Советская жизнь
Уэленцы любят изображать жизнь на Чукотке во всех подробностях, любят сопоставлять на гравюре старый, древний, дореволюционный и новый, советский быт чукчей и эски­мосов, старый и новый Уэлен. Старый Уэлен – это яранги, это легкий кожа­ный каяк, это кочевье – поезд из нарт, запряжённых оленями (аргиз, или аргиш). Яранги стоят на берегу, к ним приближается аргиз. Мужчины одеты в полосатые комбинезоны-керкеры, женщины в расшитых по подолу кухлянках с капюшонами ожи­дают около яранг своих мужей. Подле яранги производится забой оленей. Там оленью тушу хозяин яранги уже свежует, сделал надрез вдоль брюха, собирается снимать шкуру. Другого оленя забивают ударом копья в серд­це, в целях предосторожности оленя придерживают веревкой, накинутой на рога.
Новый Уэлен – это здание школы с красным флагом, это новые про­сторные, двухэтажные дома, это трак­тор, который доставляет дрова в школу и доски для построек, это само­лет над посёлком. На фото: советский  Уэлен: «Вручение переходящего Красного знамени совхозу».
МАСТЕРА ЧУКОТСКОЙ РЕЗНОЙ КОСТИ
Вуквутагин: первый руководитель косторезной мастерской
С 1931 г. существует в поселке Уэлен всемирно известная косторезная мастерская. Одним из первых руководителей мастерской стал чукча Вуквутагин (1898 – 1968 гг.), которому в 1961 г. присвоено звание заслуженного художника РСФСР.
Кавалер ордена Ленина, член Союза художников СССР родился в 1898 г. в семье охотника в селении, расположенном на м. Дежнева. Уже в детстве, подобно многим своим сверстникам, Вуквутагин пробует резать по кости. С двенадцати лет он начинает ходить на охоту в море наравне с взрослыми охотниками. Увиденное во время охоты запоминалось и воплощалось в фигурках моржей, нерп, белого медведя.
Когда свершилась Великая Октябрьская социалистическая революция, Вуквутагину шёл двадцатый год. У Тэгрынкеу, родного брата Вуквутагина, родилась мысль объединить лучших резчиков и создать в Уэлене косторезную мастерскую. Вуквутагин сумел убедить многих лучших мастеров пойти работать в мастерскую, созданную в 1931 г. Так, на Чукотке, появилась новая профессия, профессия художника.
Жизнь ставила перед мастерами новые задачи. Нельзя было уже ограничиваться лишь изоброжением одиночных фигурок животных или традиционной наивно-примитивной гравировкой. С помощью приехавшего из Москвы художника А. Горбункова мастера ведут поиск новых тем, осваивают сложные композиционные приёмы, изобразительные средства.
Жизнь каждый день открывала что-то новое:челюскинская эпопея, выборы в Верховный Совет СССР.
Среди произведений 1930-х гг. наиболее интересна двухфигурная композиция «Охота на медведя с копьём» (1938 г.). Фигуры охотника и умки как бы застыли, но они внутренне напряжены. Пройдёт мгновение – и начнётся схватка. Эта работа предельно обобщена. Лишь кое-где художник слегка трогает поверхность, добиваясь игры света и тени. Чёток и ясен силуэт скульптуры.
В тяжёлые годы Великай Отечественной войны Вуквутагин создаёт ряд произведений на традиционные темы. Среди них «Медведь и морж» (1942 г.), «Морж» (1943 г.), «Медведи» (1944 г.) и др.
В середине 1940-х гг. коллектив мастерской под руководством Вуквутагина выполнил ответственный заказ, создал из пластин моржовой кости карту Чукотки и изобразил на ней животный мир Крайнего Севера. Кроме того, уже в это период под руководством Вуквутагина были созданы шахматы, фигурками которых стали животные Севера, выполненные художниками очень выразительно.
Одним из последних произведений мастера была «Байдара» (1958 г.) – утлое судёнышко, на котором когда-то выходил в море и сам Вуквутанин.
Туккай: из когорты старых мастеров
В 1931 г. в Уэлене была создана стационарная косторезная мастерская, что позволило приступить к планомерной и систематической подготовке косторезов. Школьники, проявлявшие способности к косторезному мастерству, занимались в группе, руководимой комсомольцем Туккаем (на фото).
Туккай родился в 1911 г. в селе Уэлен. Сын охотника, он и сам становится охотником, а в свободное время занимается резьбой, учась у своего отца, талантливого резчика Хальмо.
В начале 1930-х гг. Туккая приглашают работать в Уэленскую косторезную мастерскую. За двадцать лет творческой работы создал множества произведений, рассказывающих о труде его земляков, о том новом, что вошло в жизнь.
Творчество замечательного мастера опиралось на традиции национального искусства, но он постоянно был в поиске и  развивал искусства своего народа. Именно Туккай в своих произведениях основное внимание уделял показу человека, его труда. Эти качества проявились уже в первых работах «Возвращение с охоты» и «Охота на нерпу» (1956 г.), «Приручение оленя» (1958 г.), «Пастух, олень и волк» (1959 г.), «На охоту в море», «Северный танец» (1960 г.), «Отлов оленя»(1964 г.) и др.
Среди произведений мастера есть и традиционные анималистические скульптуры «Олень и волки» (1957 г.), «Олени» (1960 г.), «Борьба оленей» (1961 г.), «Важенка с оленёнком» (1970 г.), «Матери» (1971 г.).
В отличие от работ Вуквутагина и Хухутана скульптуры Туккая менее монолитны, но таково было дарование мастера. Туккай обладал удивительным чувством материала, он был мастером динамичной композиции, безукоризненно владел формой.
Начиная с 1957 г. Туккай – участник зарубежных, всесоюзных, республиканских и областных выставок. С середины 1960-х гг. становится художественным руководителем мастерской, воспитателем молодых художников. При этом  вёл и большую общественную работу, являясь заместителем председателя поселкового Совета, заместителем председателя правления Магаданской организации Союза художников РСФСР. 
Вуквол: художник, гражданин, патриот
Художник, гражданин, патриот – таким останется в памяти благодарных потомков Вуквол (1914 – 1941 гг.), развивший гражданскую тему в национальном искусстве Чукотки.
Родился в Уэлене в 1914 г., в семье охотника и талантливого резчика Хальмо, который и стал первым учителем мальчика и его брата Туккая. Затем учителем Вуквола стал Вуквутагин.
Вуквола всегда привлекал рисунок, и впоследствии именно ему отдал молодой художник предпочтение. В 1933 г., ещё совсем молодым, становится  инструктором-практикантом Уэленскай косторезной мастерской, а в 1935 г. – инструктором по кустарным народным промыслам.
Вуквол стал автором ряда эскизов для гравированных клыков, посвящённых челюскинской эпопее. Его «Лагерь Шмидта», «Челюскинцы» (1934 г.) – документ эпохи, решённый средствами национального искусства.
В середине 1930-х гг. Вуквол едет в Ленинград и становится студентом Института народов Севера, при котором работала художественная мастерская.
В 1937 – 1938 гг.  создаёт два лучших своих произведения: гравированный клык «Легенда о Ленине» и единственное в истории национального искусства Чукотки монументальное призведение – портал для зала выставки Народных художественных промыслов «Отчёт председателя колхоза».
В первом призведении (автор легенды сам Вуквол) в повествовательной композиции рассказывается о пребывании В.И. Ленина на Чукотке. С наивной достоверностью народного искусства Вуквол показывает Ильича, едущим на нарте, беседующим с оленеводами. У основания клыка художник выгравировал портрет Ленина. Клык хранится в Центральном музее имени В.И. Ле­нина в Москве.
«Отчёт председателя колхоза» выгравирован на более чем двухметровых листах пластмассы. Традиционная повествовательная композиция, которой пользуется художник, помогала зрителю внимательно рассмотреть эпизоды жизни чукотского посёлка.
В 1940 г. Вуквол выступил как первый и  пока единственный чукотский художник-иллюстратор. Им были выполнены иллюстрации к книге «Сказки чаучу».
Началась Великая Отечественная война, и художник стал воином. Но и на фронте продолжал работать творчески. Антифашистские рисунки и карикатуры Вуквол пересылал брату Туккаю. Так появились ножи с гравировкой на темы Великой Отечественной войны.
Татьяна Печетегина: на её юбилей подарили 30 кг. клыка
Сейчас в Уэленской мастерской заняты творческой худо­жественной деятельностью резчики и гравёры третьего и четвёртого поко­лений чукотско-эскимос­ских мастеров.
Татьяна Печетегина – гравировщик по клыку. Ей, исконной северянке, свойственно желание расцвечивать мир в яркие краски, подобные тому пёстрому ковру, что представляет собой чукотская тундра весной, летом и осенью. Рисунки художницы яркие, сочные, образные.
Татьяна Александровна Печетегина родилась в 1948 г. в посёлке Уэлен Чукотского района, в семье охотника-морзверобоя. Работала в Уэленской косторезной мастерской гравёром под руководством заслуженного художника РСФСР Г.А. Тынатваль. Т.А. Печетегина имеет звание «Мастер 1-го класса», с 1973 г. она член Союза художников. Награждена медалью «За доблестный труд» (1970 г.), удостоена Диплома второй степени за участие во Всероссийской выставке народных художественных промыслов (1977 г.), дважды награждена Бронзовой медалью за участие в выставке ВДНХ (1978 г.). Лауреат премии Ленинского комсомола в области литературы, искусства, журналистики и архитектуры.  За все годы  творчества мастером было расписано 120 клыков. По утверждению специалистов  это абсолютный рекорд среди чукотских мастеров.
Но количество не сказалось на качестве. О чём свидетельствуют, в частности, награды. Так, клык «Добрая чайка» получил медаль выставки в г. Осака (Япония).
Изюминка гравировщицы Печетегиной – сюжеты, заимствованные из чукотских сказок, из рассказов отца художницы; воссоздание событий политической, социальной, культурной жизни Чукотки.
На появление новых работ художницу вдохновляют порой литературные источники. Так произошло, например, с романом её знаменитого земляка Юрия Рытхэу «Когда киты уходят». Роспись Печетегиной по мотивам романа на клыке очень понравилась  писателю.
Персональные выставки Татьяны  Александровны  с успехом проходили как в России, (Анадырь, Магадан, Хабаровск, Владивосток, Ленинград, Москва), так и за рубежом  – в Японии, Румынии, Швейцарии, на Кубе.
К юбилею мастера  по инициативе губернатора  Чукотского автономного округа в качестве подарка было приобретено 30 кг.  моржового клыка.
ОСОБЕННОСТИ ЧУКОТСКОЙ РЕЗНОЙ КОСТИ
Наиболее известные  школы России резьбы по кости – холмогорская, якутская, тобольская, чукотская. Отличия холмогорской школы: ажурная витиеватая резьба, растительные орнаменты, завитки, напоминающие морозные узоры на окнах. Отличия тобольской школы: тщательное шлифование кости, изделия без мелких рельефных узоров и гравировки. Отличия якутской школы: неотбеленная кость, цвет изделий от бело-молочного до золотисто-коричневого, орнаментальный узор геометрической формы, плоскорельефная и сквозная резьба. Изделия якутских мастеров отличаются динамикой движения, высокой детальностью изображений и множеством цветовых оттенков. Отличия чукотской школы: лаконичность и простота. При этом изготовление цельных гравированных клыков является отличительной чертой только чукотско-эскимосского косторезного искусства.
Чукчи и эскимосы не могли объяснить явлений природы, отсюда их преклонение перед её сверхъестественными силами, одухотворение животных, от которых зависело благополучие жителей. Скульптуры, изображающие животных, служившие, очевидно, амулетами – предвестниками счастливой охоты, выполненные как в далёком прошлом: V – VII вв., так и в XVIII – XIX вв., отличаются большой скупостью порезки и, несмотря на это, большой выразительностью. Объёмной резьбой, скульптурой из кости занимаются мужчины. В их творчестве основной темой продолжает оставаться анималистика – изображение животных, в которых появляется много конкретных черт. Резчики стараются передать свои наблюдения над миром природы, с которой они так близки. Среди скульптур можно увидеть тюленя, лежащего на боку или настороженно поднявшего голову, юркую нерпу с любопытной мордочкой. Ярко выраженная природная красота материала (клыка моржа), минимум порезки, выразительная скульптурная форма типичны для подобных изделий. Встречаются и скульптуры, изображающие животных в движении: бегущего оленя, идущего тяжёлой поступью медведя; двухфигурные композиции: схватка медведя и моржа; волки, набросившиеся на оленя. В подобных скульптурных группах построение иное, чем в наборных композициях. Фигуры животных в одних случаях вырезаются из одного куска кости, и композиция изображает сплетённые в смертельной схватке фигуры животных. В других – вырезанные отдельно скульптуры располагаются ритмично, объединяясь в единую композицию, посвящённую какому-либо сюжету. Порой скульптуры помещаются на подставке, боковые стенки которой украшены гравировкой. Сюжеты гравировки обычно аналогичны тому, что изображено в скульптуре; они дополняют и раскрывают общую тему.

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
С 1950-х гг.  в скульптуре чукчей и эскимосов значительное место занимает изображение человека-труженика. Это оленевод, накинувший аркан на оленя или бегущий рядом со стадом; охотник, кинувший гарпун в моржа или идущий с убитой нерпой. В последнее десятилетие уэленские мастера создают скульптуру из скелетной кости морских животных (кита, моржа). Применительно к природным свойствам материала (в отличие от клыка моржа) резчики нашли другие масштабы скульптуры, сохранив при этом ценные черты чукотско-эскимосского искусства – скупость художественных средств, выразительность скульптурных образов. Этими свойствами обладают скульптуры, изображающие оленевода, лежащих нерпу, тюленя. Знание мастерами животных, населяющих Чукотское побережье, проявляется в этих скульптурах в полной мере. Смотрите слайд-шоу «Особенности чукотской резьбы по кости».

Источник: http://glassdrops.ru/rubrics/Russkaya_rezba_po_kosty
Наиболее известные школы России резьбы по кости – холмогорская, якутская, тобольская и чукотская. На фото: чукотская (слева), холмогорская (в центре), тобольская (справа). Отличия чукотской школы: лаконичность и простота.
Источник: http://foto.chukotken.ru/details.php?image_id=1652&mode=search&sessionid=9mupq35i2rqgn5v4jl1l72a6v6
Чукотские резчики используют моржовая кость, рог оленя, скелетную кость морских животных, зуб кашалота. Туккай. Чукотский танец. 1961 г.
Источник: http://foto.chukotken.ru/details.php?image_id=1637&mode=search&sessionid=uhv5mj89nke6a5vjobm5sf9u70
В ХХ в. на Чукотке появилась новая техника – гравировка на моржовом клыке. Это очень тонкая изящная работа. Для раскраски композиций косторезы используют грифели цветных карандашей. Л.Теуютина. Лето на Чукотке. Лежбище моржей. 1979 г.
Источник: http://foto.chukotken.ru/details.php?image_id=1638&mode=search&sessionid=69h0s33bpsmg4g2t1440rv0ku0
Одно из основных направлений в современном чукотско-эскимосском искусстве художественной обработки кости – объёмная скульптура. И. Сейгутегин. Важенка с оленёнком, 1956 г.
Источник: http://foto.chukotken.ru/details.php?image_id=1657&sessionid=0md6tggcqkorenm32i2fpm5kl5
Объемной резьбой, скульптурой из кости занимаются мужчины. В их творчестве основной темой продолжает оставаться анималистика – изображение животных, в которых появляется много конкретных черт. И. Сейгутегин. Состязание упряжек. 1981 г.
Источник: http://kazimirmalevich.ru/?item=6aa6a843-164d-407b-a38d-952643b8e262&termin=b2e76a8d-eb17-49d5-b1ec-2a14d72d971c
Кроме скульптурной резьбы у народов Чукотки существует гравировка по кости, получившая развитие в конце ХIХ – нач. XX вв. На моржовом клыке с двух сторон изображались сцены из жизни чукотского народа, сюжеты легенд и сказаний, моменты охоты и рыбалки.
Источник: http://kazimirmalevich.ru/?item=6aa6a843-164d-407b-a38d-952643b8e262&termin=b2e76a8d-eb17-49d5-b1ec-2a14d72d971c
Техника сюжетной гравировки, простая и своеобразная, типична только для чукчей и эскимосов.
Источник: http://compilator.ru/katalog-chukotskaya-i-ehskimosskaya-reznaya-kost-prodolzhenie-22.html
Изобразительная гравировка чукчей и эскимосов имеет характер повествования, рассказа в рисунках, которые располагаются на поверхности моржового клыка.
Источник: http://www.zlatodar.ru/product/composition_hren_morzhoviy.html
Мастер-гравёр редко пользуется карандашом, чтобы сделать предварительный рисунок. Обычно, работая металлическим резцом, он безошибочно наносит изображения на поверхность кости.
Источник: http://foto.chukotken.ru/details.php?image_id=1640&mode=search
Кхукхутан. Забой моржей на лежбище. 1956 г. Среди скульптур можно увидеть тюленя, лежащего на боку или настороженно поднявшего голову, юркую нерпу с любопытной мордочкой.
Источник: http://cbep4yk.livejournal.com/180402.html
Иван Сейгутегин. «Пеликен с бубном-яраром». Чукотка, п. Уэлен, 1980-е гг. Пеликен. Традиционное неизвестное чукотское антропоморфного существа с музыкальным инструментом на изогнутой, трехногой подставке.
Источник: http://cbep4yk.livejournal.com/180402.html
Юрий Вуквутагин. «Бегущий олень». Чукотка, п. Уэлен, 1980-е гг. Порой скульптуры помещаются на подставке, боковые стенки которой украшены гравировкой. Сюжеты гравировки обычно аналогичны тому, что изображено в скульптуре; они дополняют и раскрывают общую
Источник: http://cbep4yk.livejournal.com/180402.html
Эдуард Лейвитеу. «Моржи». Чукотка, п. Уэлен, 1980-е гг. Любимыми животными чукотских мастеров резьбы по кости остаются моржи, нерпы и белые медведи.
СЮЖЕТЫ И СМЫСЛЫ ЧУКОТСКОЙ РЕЗНОЙ КОСТИ
Сюжетная гравировка на моржовых клыках первоначально была монохромной: гравёры использовали в качестве красителя сажу жирников, которыми отапливались и освещались яранги. Самые ранние изображения на клыках всегда скупы, стилистически точны и исполнены в чёрно-белых цветах. Только для изображения крови раненых или убитых животных в 1920-е гг. стал использоваться красный цвет. Позднее появилась многоцветная гравировка. Нанеся специальной миниатюрной зубчатой пластиной на поверхность отполированного клыка изображение, художники втирали в кость графит цветных карандашей, добиваясь поразительной цветовой гармонии.
Сказочно-фольклорные сюжеты составляют одну из главных сюжетных линий графических изображений на клыках. Обращение гравёров к фольклорным сюжетам началось в 1930-е гг. Теряя магический характер, искусство чукчей и эскимосов обогащается новыми формами, когда чукотско-эскимосский фольклор соединяется с графическим искусством. Первой сказкой, по которой была выполнена гравировка, была сказка о злом духе Келе, записанная ещё в 1900 г. знаменитым учёным-этнографом В.Г. Богоразом. Сюжет таков: злой дух Келе поймал девушек, повесил их на дерево и отправился за ножом, чтобы расправиться со своей добычей. В это время появляется хитрая и умная лиса, которая освобождает девушек и вешает на дерево их меховые одежды – керкеры. Возвратившийся Келе обнаруживает обман. Он преследует девушек, перешедших реку, но по их совету выпивает воду и гибнет. Многие мастера работали над сюжетом этой сказки (Рыпхыргин, Эмкуль, Краснова и др.). Сюжет развертывается в рисунках, расположенных в логической последовательности, представляя своеобразный рассказ. У каждого гравёра один и тот же сюжет получал разную интерпретацию, персонажи получали разную трактовку, отличался пейзаж. В публикации даётся клык на сюжет о Келе в исполнении гравёра.
Другим фольклорным сюжетом была сказка о великане Лолгылине, дремлющем на льдинах среди океана и спасающем заблудившихся охотников. На фото: стаканчик для карандашей. 1976 г.  Автор Эйнес (Иргутегина) Галина. Моржовый клык. На одной стороне изображён сказочный чукотский великан Лолгылын, идущий по морю. В левой руке он держит пойманного кита, в правой – варежку. Вокруг плавают киты. На другой стороне изображены животные на льдинах: белый медведь перед убитой нерпой, лежащие моржи. На дне стакана надпись: «Уэлен 1976.».
Эйнес Г. Великан сажает охотников вместе с байдарой в свою гигантскую рукавицу, где они переживают зиму и благополучно возвращаются домой. Эту сказку на тему жизни морских охотников знали жители прибрежных посёлков, и её записал в 1940 г. художник и искусствовед Лавров, который затем одно время был художественным руководителем Уэленской мастерской. Первые рисунки для гравировки сделал молодой и талантливый мастер Вуквол, который рано погиб на фронтах Великой Отечественной войны. Его именем названа Уэленская косторезная мастерская. Вера Эмкуль и Галина Тынатваль украшали сюжетами сказки о великане Лолгылине гравировку на клыках и на декоративных стаканах из кости.
Помимо исторической тематики, на клыках могли изображать случаи на охоте, конкретные исторические события, чьи-то рассказы и т.п. Для некоторых художников моржовая кость была своего рода древним пергаментом, а резец – писцовым инструментом. Интересно, что хотя многие чукчи и эскимосы не были обучены грамоте, а жизнь их совсем не отличалась комфортом, среди предметов их творчества популярными становятся такие предметы, как письменные приборы, туалетные шкатулки, салфеточные кольца. Особо популярным стало изготовление декоративных ножей в качестве сувениров и используемых для разрезания бумаги.
Эта своего рода «сувенирная продукция» родилась более ста лет тому назад, когда на Чукотку стали чаще заходить российские, американские, норвежские шхуны. Одну из таких шхун (трехмачтовая с парусами) сделал по памяти без каких-либо предварительных рисунков и чертежей один из самых замечательных художников и искусных охотников Гемауге (шхуна на фото). Корпус судна сделан из клыка, пол вырезан из большого куска уса гренландского кита, чёрные пластины из того же уса идут по каждому борту. Паруса сделаны из лопаточных костей оленя. Мачты, реи, лестницы-трапы, шлюпки – всё вырезано из моржовой кости. Эта шхуна – замечательное творение уэленского костореза, прославившегося созданием именно таких вещей.
Скорее всего, по заказу, как сувенир или для экзотического использования, были изготовлены и уникальные резные шахматы. Это сочетание токарной и резной работы по кости, давшее очень красивые и оригинальные фигуры, отражающие животный мир Чукотки и своеобразную «иерархию» полярных зверей: король – белый медведь, ферзь – морж, ладья – олень, конь – заяц, слон – песец, пешка – нерпа. Чёрные фигуры различаются только вкраплением чёрного цвета в гравированные детали: чёрный морж (ферзь) имеет цвет на усах, ноздрях, глазах. У песца (чёрного слона) – чёрные глаза, ноздри и узкая полоска пасти. Белый слон – со сверлёными отверстиями на месте глаз. У оленей рога и голова сделаны из единого клыка.

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Сюжеты на чукотских клыках – это как берестяная грамота новгородцев. На клыках повествуется обо всех значимых событиях жизни чукчи – войны, свадьбы, отпечатки сурового каждодневного быта. Одна из характерных черт сюжетной гравировки 1980-х гг. заключалась в том, что многие произведения этого периода были выполнены женщинами. Лидия Теютина, Галина Иргутегина, Елена Илькей, Татьяна Печетегина были ученицами В. Эмкуль; у них, в свою очередь, учились Зоя Гемауге и Наталья Гоном. Женщины-гравёры предпочитали сказочные темы. В их произведениях персонажи чукотского и эскимосского фольклора – богатыри, великанши, чайки-спасительницы – обретали новые образы, новую жизнь. Женщины привнесли в сюжетную гравировку на моржовых клыках дополнительную декоративность: нежным и лиричным стал колорит графических композиций, рисунок приобрёл более тонкий, миниатюрный характер. Смотрите слайд-шоу «Сюжеты и смыслы чукотской резной кости».
Источник: http://www.orientmuseum.ru/exhibitions/virt/-item=1.aspx
Гравированный клык «Охота на песца». Л. Теютина, Уэлен, 1980 г. Два извечных начала в жизни коренных обитателей прибрежной Чукотки – море и тундра – всегда присутствуют в гравюрах моржовой кости.
Источник: http://www.orientmuseum.ru/exhibitions/virt/-item=1.aspx
Судя по названию, которое Лидия Теютина дала своей работе, «лицевой» стороной гравюры является та сторона моржового клыка, на которой изображены охотники на песцов. Одного из них мы видим в левой части композиции: он достаёт из капкана пойманного зверька
Источник: http://www.orientmuseum.ru/exhibitions/virt/-item=1.aspx
Следующая сцена, размещённая Лидией Теютиной в центре композиции, – продолжение рассказа. Перед нами яранга оленеводов. Мужчина разгружает нарту, женщина уносит привезённого охотником песца, навстречу бежит ребёнок.
Источник: http://www.orientmuseum.ru/exhibitions/virt/-item=1.aspx
Третья, заключительная сцена на «лицевой» стороне гравюры снова посвящена песцовой охоте. Перед нами мужчина, стреляющий в песца из ружья. Возможно, это тот же оленевод, который изображён на предыдущих рисунках.
Источник: http://www.orientmuseum.ru/exhibitions/virt/-item=1.aspx
На второй стороне гравированного клыка – другие сцены. Художник переносит зрителей из тундры на берег моря. Слева и в центре композиции – прибрежный посёлок. Мы видим яранги морских зверобоев.
Источник: http://www.orientmuseum.ru/exhibitions/virt/-item=1.aspx
В правой части рисунка – покрытое льдами море. Возвращаются в посёлок двое охотников, взрослый мужчина и подросток Они тянут за собою по льду добычу – тюленей. На заднем плане отчётливо видна фигурка зверобоя, охотящегося у полыньи на нерпу.
Источник: http://cbep4yk.livejournal.com/181709.html?nojs=1
Василий Ёмрыкаин. «Случай на охоте». Чукотка, п. Уэлен, 1987 г.
Источник: http://cbep4yk.livejournal.com/181709.html?nojs=1
На одной стороне клыка изображена сцена охоты: байдары морских зверобоев преследуют кита, кит поднырнул под одну из лодок и накренил её. На другой стороне клыка изображены белые медведи, охотящиеся на тюленей.
Источник: http://cbep4yk.livejournal.com/181709.html?nojs=1
Елена Илькей. «Женщина – великан». Чукотка, п. Уэлен, 1987 г.
Источник: http://cbep4yk.livejournal.com/181709.html?nojs=1
На клыке изображены сцены из чукотской сказки. На одной стороне – начало сказки: враги нападают на оленеводов; на другой стороне клыка – её окончание: женщина-великан побеждает врагов.
Источник: http://cbep4yk.livejournal.com/181709.html?nojs=1
Галина Иргутегина. «Сватовство к дочери шаманки». Чукотка, п. Уэлен, 1987 г. На одной стороне клыка – изображения начальных сцен сказки: юноша прощается с родителями, отправляется за невестой (дочерью шаманки) и вступает в схватку с духом Келе.
Источник: http://cbep4yk.livejournal.com/181709.html?nojs=1
На другой стороне клыка – заключительные сцены: юноша побеждает духа Келе, побеждает шаманку и возвращается вместе с её дочерью к родителям.
Источник: http://cbep4yk.livejournal.com/181709.html?nojs=1
Татьяна Печетегина. «Быль о танойчайпьат. (Сказание о моём роде, семейная легенда)». Чукотка, п. Уэлен, 1988 г. На клыке изображены сцены из легенды об истории одного из уэленских родов – танойчайпьат. На одной стороне клыка – начало легенды.
Источник: http://cbep4yk.livejournal.com/181709.html?nojs=1
На другой стороне – окончание легенды: в стойбище приходят враги, танойчайпьат побеждают их в состязаниях в борьбе, в стрельбе из лука, в беге, побеждённые враги покидают стойбище.
Источник: http://cbep4yk.livejournal.com/181709.html?nojs=1
Сергей Тегрылькут. «Возвращение с охоты». Чукотка, п. Лорино, 1987 г. На одной стороне клыка изображены сцена морской охоты: два зверобоя охотятся на тюленей – один из охотников стреляет из лука, другой, накрывшись нерпичьей шкурой, подкрадывается к тюлен
Источник: http://cbep4yk.livejournal.com/181709.html?nojs=1
На другой стороне клыка – сцена в стойбище: на фоне яранги и снежных торосов изображены охотник с тушами нерп, две женщины в камлейках (национальной чукотской одежде) и собака. Одна из женщин, наклонившись к убитой нерпе, совершает обряд кормления.
Источник: http://cbep4yk.livejournal.com/181709.html?nojs=1
Наталья Гоном. «Чайка-спасительница». Чукотка, п. Уэлен, 1987 г. Сюжет произведения – чукотская сказка. На одной стороне клыка изображены начальные сцены сказки: семья зверобоев – двое взрослых и двое детей – отправляются в путь, пересекают на лодках лагу
Источник: http://cbep4yk.livejournal.com/181709.html?nojs=1
На другой стороне клыка – изображения заключительных сцен: чайка помогает семье зверобоев вернуться домой, люди приносят на берег моря угощение чайке.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЧУКОТСКОЙ РЕЗНОЙ КОСТИ
Основной материал для художественной резьбы по кости у чукотских мастеров – клык моржа, иногда зуб кашалота. Мастера тщательно обрабатывают клык моржа ножом, напильником, скребком, в результате поверхность его становится гладкой и выявляется её приятный молочно-белый тон.
Процесс изготовления резных изделий состоит из следующих операций: распиловки, опиловки, резьбы. Распиловку производят на круглопильном станке. Опиловку осуществляют на этом же станке: по нанесённым на заготовку основным контурам изображения намечают в общих чертах объём будущей скульптуры, движение, позу. Резьбу в настоящее время выполняют с помощью бормашины: вначале уточняют размер, пропорции, характер движения, позу, отрабатывают основные формы, затем отделывают детали (силуэт, переходы форм, фактуру одежды, меха).
Гравировку производят специальным инструментом – «вагыль-хыном» (по-русски «коготком»). Мастер наносит на поверхность клыка миниатюрный рисунок, затем протирает его цветными карандашами, заполняя тонкие углубления. В технике рельефной резьбы выполняют многофигурные сюжетные композиции, располагаемые на горизонтальной поверхности моржового клыка. Многофигурные гравированные композиции часто объёдиняют единым фоном, который разрабатывается по-разному. Это могут быть точечная гравировка, зигзагообразные и волнообразные линии. Белый цвет материала органически входит в гравированный сюжет.
Затем мастер начинает работать так называемой «кисточкой» (рифельком) – маленькой стамесочкой с мелкой нарезкой по краю. Этим инструментом обрабатывают внутреннюю часть изображений. Углубления, образованные кисточкой, закрашиваются цветными карандашами: красным, жёлтым, коричневым, синим, зелёным. От густоты линий, частоты движений кисточки зависит густота цвета. На белоснежной поверхности кости контрастно смотрятся яркие миниатюрные рисунки. 
УЭЛЕНСКАЯ КОСТОРЕЗНАЯ МАСТЕРСКАЯ «СЕВЕРНЫЕ СУВЕНИРЫ»
Уэленская косторезная мастерская – художественное предприятие, объединяющее резчиков и гравёров чукотского посёлка Уэлен. УКМ или «Уэленская косторезка» (так часто называют её на Чукотке) является одним из самых  крупных в мире центров изобразительного искусства аборигенных народов Арктики.
Организованная в 1931 г. косторезная артель в посёлке Уэлен Чукотского района объединила мастеров по художественной обработке кости. Впоследствии артель была реорганизована в уэленскую косторезную мастерскую «Северные узоры», а затем «Северные сувениры», где сейчас мастера и художники продолжают традиции чукотской резьбы и гравировки по кости.
Скульптуры, гравированные клыки, декоративные изделия, выполненные в мастерской, хранятся во многих отечественных и зарубежных музеях, их можно также увидеть в многочисленных частных коллекциях. На протяжении многих лет творчество художников УКМ привлекает к себе внимание искусствоведов, этнографов, писателей, журналистов.
Ассортимент резных изделий уэленских мастеров и художников представлен скульптурой преимущественно анималистического характера. Наиболее часто изображают таких животных, как морж, кит, олень, медведь. Иногда создают скульптурные группы: «Медведь и морж», «Морж с моржонком», «Киг и касатки», «Моржи», «Пять медведей». Они выполняются из одного куска моржового клыка и составляются из отдельных фигур, которые укрепляют на общей подставке. Тогда боковые стороны подставки украшают гравировкой, развивающей ту же тему, которой посвящена скульптурная композиция. Некоторые скульптурные композиции посвящены труду народов Чукотского побережья: «Охота на моржа», «Охота на песца», «Охотник и лахтак», «Собачья упряжка».
В ассортимент гравированных изделий входят и бытовые предметы: ножи для разрезания бумаг, ножи-закладки, стаканы для карандашей и др.
Сегодня Уэленская косторезная мастерская представляет собой крупнейший центр народного искусства чукчей и эскимосов. Изделия уэленских мастеров славятся не только в округе, но и всей России и во многих зарубежных странах.
При мастерской работает косторезное отделение детской школы искусств и художественный музей. В нём находятся уникальные изделия из кости и произведения декоративно-прикладного искусства, выполненные из кожи и меха. Здесь собраны так же предметы быта и традиционного охотничьего снаряжения морских зверобоев Чукотки.

Адрес  Уэленской  косторезной  мастерской «Северные сувениры»:  686950, Чукотский А.О.,  г. Анадырь, пос. Уэлен, ул. Ленина, д. 21

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
В Уэлене по-прежнему изготавливают из кости скульптуры и украшения, выполняют сюжетную гравировку на моржовых клыках. Резьбой занимаются такие опытные мастера, как: Александр Игнатовский, Максим и Василий Эргиро, Андрей Сейгутегин, Валерий Ныпевги. Каждого из них в 1970 – 80-х гг. обучал косторезному искусству заслуженный художник РСФСР, лауреат премии им. И.Е. Репина Иван Сейгутегин, который, в свою очередь, был учеником первых косторезов Уэленской мастерской, работавших в 1930 – 40-х гг. Смотрите слайд-шоу «мастера  Уэленской косторезной мастерской «Северные сувениры».
Источник: http://remeslachukotki.edu87.ru/history-uelen-bone-carving-workshop
Коса Уэлена. Фото: А. Степанова.
Источник: http://remeslachukotki.edu87.ru/history-uelen-bone-carving-workshop
Уэленская косторезная мастерская. Фото: В. Ныпевги.
Источник: http://remeslachukotki.edu87.ru/history-uelen-bone-carving-workshop
Ведущий мастер-косторез Александр Игнатовский. Фото: В. Ныпевги.
Источник: http://remeslachukotki.edu87.ru/history-uelen-bone-carving-workshop
Ведущий мастер-косторез Максим Эргиро за работой. Фото: В. Ныпевги.
Источник: http://remeslachukotki.edu87.ru/history-uelen-bone-carving-workshop
Ведущий мастер-косторез Василий Эргиро. Фото: В. Ныпевги.
Источник: http://remeslachukotki.edu87.ru/history-uelen-bone-carving-workshop
Ведущий мастер-косторез Андрей Сейгутегин. Фото: В. Ныпевги.
Источник: http://remeslachukotki.edu87.ru/history-uelen-bone-carving-workshop
Ведущий мастер-косторез Григорий Нутек. Фото: В. Ныпевги.
Источник: http://remeslachukotki.edu87.ru/history-uelen-bone-carving-workshop
Мастера Евгений Эйнес и Николай Эчьек. Фото: В. Ныпевги.
Источник: http://remeslachukotki.edu87.ru/history-uelen-bone-carving-workshop
Гравёр Марина Эргиро на уроке в ДШИ с. Уэлен. Фото: В. Ныпевги. Сегодня в косторезной мастерской Уэлена есть и молодые художники, в том числе выпускники филиала Провиденского СПУ-2, получившие специальность «косторез».
Источник: http://remeslachukotki.edu87.ru/history-uelen-bone-carving-workshop
Юный косторез Евгений Нутек. Фото: В. Ныпевги.
Источник: http://remeslachukotki.edu87.ru/history-uelen-bone-carving-workshop
Молодой гравёр Александра Вакатгиргина. Фото: В. Ныпевги.
Источник: http://remeslachukotki.edu87.ru/history-uelen-bone-carving-workshop
Индивидуальные предприниматели в цехе Уэленской косторезной мастерской за работой. Фото: В. Ныпевги. С 2010 г. резчики и гравёры перешли на новую форму организации художественной деятельности – индивидуальное предпринимательство.
МУЗЕЙНЫЙ ЦЕНТР «НАСЛЕДИЕ ЧУКОТКИ»
Сегодня Музейный Центр «Наследие Чукотки» – это около тысячи квадратных метров постоянной и обновляемой экспозиции о природе, древних и традиционных культурах народов Чукотки, это художественная галерея, Музей Берингийского наследия в п. Провидения и Марковский филиал, древнее и современное искусство народов Чукотки,   в особенности  коллекция  шедевров косторезного промысла.
Музейный центр «Наследие Чукотки» образован в 2002 г., путём слияния Чукотского окружного краеведческого музея и Государственного Центра охраны и реставрации памятников истории и культуры Чукотского автономного округа. Начало формирования коллекций МЦ «Наследие Чукотки» было положено в 1931 г., к настоящему времени они полностью отражают природное, историческое и культурное своеобразие региона.
Наиболее самобытной коллекцией Музейного Центра считается коллекция произведений косторезного искусства. В ней собраны творческие работы самых знаменитых мастеров. Эти произведения дают представление сразу о двух направлениях косторезного искусства – мелкой пластике (скульптуре) и гравировке (живописи на клыке), причём изготовление цельных гравированных клыков является отличительной чертой только чукотско-эскимосского косторезного искусства. Сюжеты своих работ мастера черпают из жизни и фольклора.
Кроме действующей экспозиции произведений косторезного искусства, сотрудники Музейного центра «Наследия Чукотки»  регулярно устраивают экспозиции по областям и республикам России.
В экспозиции   всегда представлена чукотская резная кость. Искусство народа, в прошлом обречённого на вымирание, не имевшего своей письменности, получило признание во всём мире.
Резьба и гравировка по моржовой кости – сегодня это визитная карточка далёкого полуострова. А две тысячи лет назад это было ремеслом. Морским охотникам кость служила материалом для изготовления орудий труда, ножей, гарпунов. Затем стали появляться фигурки животных, людей и целые скульптурные группы из моржового клыка. 
Что обычно входит в экспозицию чукотской резной кости? Говорит Екатерина Отке, старший научный сотрудник Музейного Центра «Наследие Чукотки: «Например, скульптурная композиция «Нападение касаток на кита». Она сделана из цельного куска кости, так вырезана, как будто это волна».
Постоянно входит в экспозицию   «байдара».  На таких лодках с незапамятных времён народы Севера выходили бить морского зверя и даже охотились на китов. Теперь в планах музейщиков поиск мастера для постройки алеутского каяка. Неизменный интерес вызывают экспонаты выставки «Легендарный медведь»: представлены лучшие образцы резной кости, относящиеся, в основном, к середине и концу XX в. Почти шестьдесят гравированных клыков и произведений мелкой пластики наполняют три раздела выставки «Медведь в природе», «Человек и медведь», «Сказки и мифы о Белом медведе».
Кроме скульптурной резьбы, у народов Чукотки с конца XIX  в. появилась и гравировка по кости. На отполированной поверхности изображаются сцены из жизни народа, охота на морского зверя, сюжеты легенд и сказаний. В  экспозиции «Люди твёрдой воды» рассказывается о чукотских, эскимосских и алеутских традициях морского зверобойного промысла, об этнографии этих народов.

Адрес Музейного Центра «Наследие Чукотки»:  689000, Чукотский автономный округ, г. Анадырь, ул. Ленина, д. 23
Тел./факс: 8 (42722) 2-27-31, 8 (42722) 2-01-08 (научные сотрудники)
E-mail: info@chukotka-museum.ru
Сайт: http://chukotka-museum.ru/
УЭЛЕНСКАЯ КОСТОРЕЗНАЯ МАСТЕРСКАЯ В ПРЕДВЕРИИ 85-летнего ЮБИЛЕЯ
Один из известнейших в мире центров изобразительного искусства народов Арктики – Автономная организация Чукотского АО «Центр развития народных промыслов «Уэленская косторезная мастерская», расположенная в чукотском селе Уэлен,  отметил очередную  годовщину со дня создания.
В связи с праздничной датой в Музейном центре «Наследие Чукотки» окружной столицы открылась выставка «Произведения уэленских мастеров», где представлены материалы, рассказывающие об основных этапах становления и развития уникальной мастерской, а также работы как выдающихся уэленских косторезов, так и молодых художников предприятия.
В планах директора Уэленской косторезной мастерской Валерия Ныпевги продолжить развитие древнего искусства северных народов.
Губернатор Чукотского АО Роман Копин поздравил мастеров-косторезов  Уэленской косторезной мастерской  с праздником. В своем поздравлении глава региона выразил уверенность в дальнейшем развитии предприятия, отметив, что резная кость Уэлена по праву является своеобразной визитной карточкой Чукотки:
– Ваша работа и ваши победы на выставках всероссийского и международного уровня вносят весомый вклад в развитие культуры и сохранение древних традиций Чукотки, – подчеркнул Роман Копин.
В ходе беседы обсуждались направления поддержки мастерской со стороны правительства Чукотского АО. Власти Чукотки выделят косторезам субсидию на приобретение 300 кг. клыка-сырца у морзверобоев из территориально-соседских общин Чукотского района.
А работы у чукотских косторезов теперь прибавилось. В национальном селе Нешкан Чукотского автономного округа  открылась мастерской по гравировке и резьбе по кости. Предприятие является филиалом региональной автономной организации «Центра развития народных промыслов «Уэленская косторезная мастерская»».
Отделение в Нешкане открыто на средства, полученные в виде гранта в рамках программы по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства в Чукотском АО, реализуемой ежегодно Департаментом финансов, экономики и имущественных отношений.
На начальном этапе в нешканской мастерской станут работать три гравировщика и один резчик по кости. В будущем здесь будут задействованы от 8 до 10 мастеров. Кроме того,  на базе косторезной мастерской в Нешкане будет организовано обучение гравировщиков и резчиков из села Нутепельмен, в котором также планируется открытие мастерской.
В наши дни Уэленская косторезная мастерская представляет собой крупнейший центр народного искусства чукчей и эскимосов. Многие мастера Уэленской косторезной мастерской удостоены почётного звания заслуженного художника Российской Федерации, являются лауреатами Государственной премии Российской Федерации имени И.Е. Репина.
Можно сказать с уверенностью, что 2016 г. – год своего 85-летнего юбилея – Уэленская косторезная мастерская встретит не только достойно, но и в который раз всех нас порадует шедеврами искусства народов Арктики.
ЕЖЕГОДНАЯ ВЫСТАВКА-ЯРМАРКА «ПЕЛИКЕН»
Ежегодно  в столице Чукотки проходит  выставка-ярмарка  народных художественных промыслов Чукотского автономного округа «Пеликен». Организаторами «Пеликена» являются Департамент культуры, спорта, туризма и информационной политики Чукотского автономного округа и ГУ «Музейный Центр «Наследие Чукотки». Первая окружная выставка-ярмарка «Пеликен»  состоялась в 2011 г. В ней приняли участие 43 мастера из различных районов Чукотского автономного округа. 
Задачи выставки-ярмарки: выявление традиций, современного состояния народных художественных промыслов Чукотки, развитие преемственности, традиций и новаторства в области народных художественных промыслов и стимулирование творческого роста мастеров.
Свои работы на последней выставке-ярмарке представили мастера из всех районов Чукотки и города Анадыря – всего 51 участник. В экспозиции образцы художественной обработки меха и кожи, бисероплетение, аппликация и вышивка, резьба по кости и гравировка. Наряду с известными мастерами, в ярмарке участвуют и студенты «Чукотского многопрофильного колледжа», организаторы предусмотрели специально для молодежи конкурсную номинацию «Открытие года».
Помимо этого, в программу мероприятия включены мастер-классы по народным художественным промыслам и конференция «Традиции и инновации в народных художественных промыслах Чукотского автономного округа».
Помимо дипломов, всем мастерам, занявшим первые места, вручили денежные призы. По словам организаторов, на конкурсе было  представлено более 300 изделий.