Народные промыслы | Городецкая золотная вышивка  
Городецкая золотная вышивка
Продолжателем традиций древнерусского золотошвейного искусства стала городецкая золотная вышивка (изначально золотное шитьё представляло собой вышивку на шёлковых тканях золотыми, реже серебряными, нитями, спрядёнными на шёлковую или льняную основу.). Городецкие мастерицы по сей день сохраняют традиции орнамента сказочных «размётных трав» или растительных мотивов, раскрывающих красоту окружающей природы и проникнутых тонкой поэзией. Длинные тонкие петли листьев и маленькие блестки вместе с просвечивающим ярким фоном шёлка создают необычную среду узора, через которую проступают крупные, пышные искрящиеся цветы и сочные гроздья винограда – излюбленные мотивы городецкой вышивки. Изделия нижегородских вышивальщиц с успехом экспонировались на российских и международных торгово-промышленных выставках в Нижнем Новгороде, Париже (1896 и 1900 гг.).
Профессиональное запяливание, золотное шитьё
Обучение золотному и лицевому шитью, профессиональное запяливание, мастер-класс, курсы церковного искусства, икона вышитая, церковная вышивка, обучение иконописи, embroidery, иконописные курсы.
Сортировать:
по популярности
1. Золотое шитьё  
2. Ремесло 62: Золотошвейка  Мастер народной вышивки Ольга Калягина расскажет нам о своей истории «Золотошвейки». Вы увидите мастер-класс по созданию растительного узора золотыми нитями на ткани.
3. Ремесло 12: Золотное шитьё  
4. Вышивка золотом. С чего начать?  
5. Византийский шов 2. Золотное и лицевое шитьё  
6. Профессиональное запяливание, золотное шитьё    Обучение золотному и лицевому шитью, профессиональное запяливание, мастер-класс, курсы церковного искусства, икона вышитая, церковная вышивка, обучение иконописи, embroidery, иконописные курсы.
7. Что такое канитель?  
ИСТОРИЯ ЗОЛОТНОЙ ВЫШИВКИ НА РУСИ
Золотное шитьё – вышивка золотой и серебряной нитью – очень древний вид рукоделия. Самые первые сведения о золотом шитьё относятся ко II веку до н.э., когда в Пергамском царстве (северо-запад Малой Азии) правил Атталу. Согласно преданию, именно оттуда и пришла к римлянам атталинская вышивка – так тогда называлось шитьё золотой нитью.
Выделывали металлическую нить особым способом – волочением, получали тончайшую проволоку, которую называли волочёное золото (или серебро). Обвивая вручную этой проволокой льняную нить, получали спрядённую нить, которую так и называли прядёной. Позже стали изготавливать прядёную нить из волочёного золота, серебра и золочёного серебра с шёлком. Такая нить получила название «скань».
На Руси упоминания о золотошвейном искусстве встречаются в летописях, старинных документах, а также в отзывах иностранных путешественников, начиная с XI в., но особенно много описаний и даже изделий сохранилось с XV в. Изделия, относящиеся к этому времени, представляют собой различные церковные принадлежности (покровцы и покрова, пелены, плащаницы, завесы и пр.), а также иконы, шитые иконостасы, хоругви, знамёна.
Золотошвейные работы выполнялись в те далекие времена в монастырях. В XV в. золотое шитьё стали применять и для украшения одежды богатого люда. На вышитых изделиях часто встречаются имена владельцев мастерских, которые свидетельствуют, что и при дворах князей, бояр, богатых торговцев уже существовали свои мастерские – «светлицы», где работали специально подобранные и хорошо обученные вышивальщицы. Ведущее положение с конца XV в. занимали московские великокняжеские «светлицы», которые в конце XVI в. получили название «царицыных светличных палат».
К ХVIII в. в России сложилось несколько центров, где процветало и развивалось искусство шитья золотными нитями. На севере это Олонец и Каргополь, на северо-западе – Торопец, Псков и Торжок, в центральной части страны – Арзамас, Лысково и Городец, представляющие одну из самых ярких и малоизвестных страниц традиционной народной художественной культуры Нижегородской земли. Время ее возникновения теряется в веках, а бытовала она вплоть до начала ХХ в.
В собрании Эрмитажа хранятся образцы костюмов русских придворных костюмов ХVIII–XIX  вв., вышитых золотыми нитями, украшенных золото-серебряным кружевом.

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Выполняли вышивку на дорогих плотных тканях: тафте, атласе, парче, бархате, а также на замше и коже. Металлическая нить не только дорогая, но ещё и очень непрочная – хрупкая, ею нельзя шить, как простой льняной или шёлковой нитью. Её укладывали по узору на ткани и прикрепляли шёлковой нитью в цвет металла или очень ярких контрастных цветов, создавая одноцветные и многокрасочные узоры. Мастера золотого и жемчужного шитья использовали в своих работах и драгоценные камни, и бисер, и стеклярус, а также цветной гарус из натурального шёлка. Расшивали головные уборы, кокошники, оплечья, воротники и манжеты, душегреи, разные сумы, сумки и сумочки, кошели, футляры для оружия и стрел, ножны и т.п.  Смотрите слайд-шоу «История золотной вышивки на Руси».
Источник: http://siqnalrp.ru/stati-o-dragocennyh-metallah/327-istoriya-poyavleniya-i-razvitiya-zolotogo-shitya-na-rusi.html
Золотное шитье представляет собой вышивку на шёлковых тканях золотыми, реже серебряными, нитями, спрядёнными на шёлковую или льняную нити.
Источник: http://siqnalrp.ru/stati-o-dragocennyh-metallah/327-istoriya-poyavleniya-i-razvitiya-zolotogo-shitya-na-rusi.html
Мастерские художественного шитья («светлицы») имелись практически в каждом княжеском и боярском хозяйствах, в домах служилых и торговых людей, в женских монастырях.
Источник: http://liewhimlana.uol.ua/
Церковное шитьё, как и иконопись, есть творчество литургическое. Это особенный путь, и цель этого пути – единение с Богом, обретение духовной целостности и гармонии.
Источник: http://www.liveinternet.ru/users/svjtajj/post162345492/
Золотное шитье, возникшее на Руси с принятием христианства (988г.),сформировалось, как и иконопись, под непосредственным воздействием Византии. «Золотошвейка» А.Шилов.
Источник: http://www.liveinternet.ru/users/svjtajj/post162345492/
Деисус .XVII в. Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль».
Источник: http://www.liveinternet.ru/users/svjtajj/post162345492/
XV в. «Большой» саккос. Атлас, тафта, шёлковые, серебряные и золотные волочёные нити, жемчуг, серебро. Принадлежал митрополиту Фотию.
Источник: http://www.liveinternet.ru/users/svjtajj/post162345492/
XIV в. «Малый» саккос. Атлас, камка, тафта, шелковые, серебряные и золотные волочёные нити, жемчуг.
Источник: http://www.liveinternet.ru/users/svjtajj/post162345492/
Благовещение . XVIII - XIX вв.
Источник: http://www.liveinternet.ru/users/svjtajj/post162345492/
Архангел Михаил, святые Варвара и Ульяна.
Источник: http://siqnalrp.ru/stati-o-dragocennyh-metallah/327-istoriya-poyavleniya-i-razvitiya-zolotogo-shitya-na-rusi.html
Чертой изделий семнадцатого века является применение вышивки в «прикреп». Часто, вместе с этим, применялась также вышивка изделия «волочёной» нитью – фиксация на поверхности ткани тонких золотых проволочек.
Источник: http://siqnalrp.ru/stati-o-dragocennyh-metallah/327-istoriya-poyavleniya-i-razvitiya-zolotogo-shitya-na-rusi.html
Стала и использовалась вышивка, так называемой, «золотной» нитью – шёлковые или льняные нитки, которые обвивались, по всей длине, «волоченой» нитью. Кружево из серебряной нити.
Источник: http://городец-турист.рф/photos/photo77.html
Городецкие мастерицы по сей день сохраняют традиции орнамента сказочных «размётных трав» или растительных мотивов. Чеканный кованый шов «по карте» подчёркивает упругость и округлость виноградных ягод – одного из символов городецкой росписи.
Источник: http://vk.com/wall-38732984?own=1&offset=300
Сочетание плотного настила из золотых нитей с разряженными стёжками городецких мастериц показывает трепещущую нежность лепестков крупных цветов. Пышные искрящиеся цветы и сочные гроздья винограда – излюбленные мотивы городецкой вышивки.
Источник: http://vk.com/wall-64412258?own=1
Городецкая золотная вышивка – один из самых старинных видов высокохудожественного народного искусства России, существует в Нижегородском крае с ХVII в. Центрами промысла являлись крупные сёла на берегу Волги – Городец и Лысково.
Источник: http://gorodetsnavolge.ru/o-proshlom-i/10-istoriya-vek-xx/4-gorodets-gorod-masterov.html
Фрагменты платков с золотным шитьём. Собрание Городецкого краеведческого музея.
Источник: http://kerzak-1.livejournal.com/1311844.html
Нижегородский платок, золотное шитьё.
Источник: http://elabuga.com/funds/_distaffs.html
Нижегородский платок, золотное шитьё.
ИСТОРИЯ ГОРОДЕЦКОЙ ЗОЛОТНОЙ ВЫШИВКИ
Издавна в Городце и районе была известна ручная вышивка. Откуда пошёл этот промысел? В 1880 г. он был занесён в Катунки и Городец из соседнего Гороховецкого уезда Владимирской губернии. Для промысла требовался несложный инвентарь: маленькая четырехугольная рамка, на которую натягивалось полотно, ножницы и иголки. Промысел разделался на два отдельных рода работы: дерганье и строчка (одни дергали, другие строчили). Виды строчки были очень разнообразны. Сначала появилась строчка в одну мушку, позднее – кубами, звёздами, в две мушки, гипюрная, ажурная, японская. Общих мастерских не было. Каждая мастерица работала у себя на дому.
В Городце широкое распространение  получила ручная вышивка гладью с приёмами золотного шитья. В Городце носили шитые золотом кафтанчики. Они состояли из сборчатой куртки без рукавов на проймах и сплошь зашивались золотыми узорами.
На вышивании головных платков специализировались жители старообрядческих заволжских скитов. На юге от Нижнего Новгорода в Арзамасском уезде промысел существовал в сёлах Выездное, Ковакса, Чернуха. Вышивкой праздничной женской одежды занимались мастерицы Алексеевской женской общины г. Арзамаса.
Старообрядки носили и платки, и сарафаны тёмного цвета: синего, коричневого, фиолетового, бордового. Платки, например, выполнялись  в технике золотого шитья по шёлку. Края платков  обшивались серебряной бахрамой. Золотой узор украшает всю поверхность платка. Блестящей металлической нитью вышивались  цветы, листья, ягоды. Такой платок повязывали за два угла и не завязывали узлом, а скалывали булавкой.
Из дальних семёновских и ковернинских деревень приезжали в Городец, где жили мастерицы, вышивавшие такие платки. Часто встречались шитые золотом повязки – «головки», где шитый узор приходился на лбу и украшал концы платка на спине.
И отсюда, от мастериц-старообрядок, берёт свой исток городецкая ручная вышивка гладью с приёмами золотного шитья.
Излюбленные мотивы золотного шитья – цветы-розетки, раскрытые розы, листья, грозди винограда. Освоить технологию этого вида вышивки могла далеко не каждая мастерица. Орнаменты золотного шитья вышивались по вырезанному из бересты шаблону – «карте». После того как «карту» зашивали металлическими (золотыми или серебряными) нитями, узор приобретал чёткие очертания и рельефные формы.
Мастерицы Городца славились своим умением украшать золотным шитьём платки, сарафаны, душегреи, предметы культового обихода. Ткани – шёлковые, шерстяные, бархатные –  отбирались особенных тонов – лиловые, сиреневые, чёрные, вишнёвые, реже – белые, что придавало изделиям особенную изысканность. В орнаменте городецких вышивальщиц нередко присутствовала виноградная гроздь – символ благополучия.
Коротенькая, сборчатая, веерообразная душегрея, прикрывавшая только грудь и спину и называемая по-местному «кафтанчиком», была обычно из вишнёвого или была обычно из вишневого или тёмно-зелёного бархата с пышным золотошвейным узором. Традиционным в узоре были – два вазона с букетом из роз, причудливых цветов, виноградных гроздьев. Узор равномерно заполнял всю переднюю часть душегреи и рассыпался удлиненными гирляндами по крупным сборам по спине. Как правило, такая душегрея становилась композиционным центром женского костюма. Особым богатством и красотой отличался золотошвейный орнамент девичьих и женских головных уборов: платков, повязок, кокошников, повойников.
Следует отметить, что золото применялось для изготовления нитей лишь в глубокой древности. Со временем оно заменялось либо тонкой позолотой металлической основы, либо материалами, имитирующими золото. Потому вышивка называется «золотная», то есть изображающая драгоценный металл.
ГОРОДЕЦКАЯ ЗОЛОТНАЯ ВЫШИВКА В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ
В первые послереволюционные годы вышивальщицы стали объединяться в артели, наиболее крупными среди которых были предприятия в Городце («Швейник», 1928 г.), Лыскове («Красная игла», 1929 г.) и др. К 1940 г. число артелей достигло одиннадцати. Мастерицы артелей широко использовали старые традиционные швы, однако наиболее распространены были так называемые «горьковские» («нижегородские») гипюры – своеобразный вид вышивки по продёрнутой сетке с большой ячейкой и разнообразными разделками, образующими ажурный узор в виде снежинок, звёзд, ромбов, колец, ёлочек, цветочных розеток и др. В 1930 г. В.Т. Куликовой и М.А. Самохваловой были разработаны новые швы и орнаментальные формы, в которых сочетаются геометрические и растительные мотивы. Наиболее популярным из них стала небольшая розетка ромбической формы, которая называется «цвёток».
В годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. городецкие швеи шили солдатам бельё, гимнастерки, пилотки. Был поручен мастерицам почётный заказ – вышить золотом гвардейские знамена.
После Великой Отечественной войны городецкие художественные промыслы переходят на промышленную базу.
С 1950-х гг. подсобные операции (обвив сетки) были механизированы, массовые изделия целиком выполняются на машинах, более дорогие расшиваются вручную. Узорные же разделки оформляются, как правило, вручную, реже  –  на машинах.
В 1960 г. на основе мелких артелей основываются  строчевышивальная фабрика. В 1960-е гг. существенно изменился ассортимент её продукции. Накомодники, подзоры, скатерти, портьеры, блузки с вышивкой «ришелье» и мужские рубашки «гуцулки» быстро выходили из моды.
В 1965 г. на фабрике была создана экспериментальная группа, в которую вошли художники, модельеры-конструкторы, лекальщицы, вышивальщицы. В производственную жизнь предприятия эта группа внесла дух творчества. Отныне изделия городецких мастеров находят массового покупателя и получают не только всероссийскую, но и мировую известность.
Под руководством А.В. Богачёвой были созданы современные рисунки для вышивки. Конструктор-модельер В. Зайцева разработала новые модели женского платья. В 1970 – 1980-е гг. фабрика успешно развивалась. В 1978 г. ей было присвоено почётное звание «Предприятие высокой культуры». Вышитые вещи расходились по всему СССР и странам ближнего зарубежья.
МАСТЕРИЦЫ ГОРОДЕЦКОЙ ВЫШИВКИ
А.В.Богачёва: жизнь, как вышитая строчка
От декоративного полотенца веяло городецкой стариной. На льняном полотнище в окружении морозных узоров горьковского гипюра куда-то скакали кони, будто сошедшие с резных донец городецких прялок. Чем больше смотришь на полотенце, тем больше удивляешься его ненавязчивой красоте. В расположении рисунка, в подборе ниток, кружева – во всём чувствуется элегантность, тонкий вкус. Полотенце – одна из последних работ главного художника строчевышивальной фабрики Антонины Васильевны Богачёвой. А сколько она создала за тридцать лет работы! Сколько женщин носило и носит одежду с вышивками, созданными по её рисункам. Её работы видели на самых разнообразных выставках, есть они и в музеях.
Начиналось всё много лет назад. Шёл 1943 г. В разгаре тяжелейшая для нашего народа война. «Всё для фронта, всё для победы» – под таким девизом жили и работали советские люди. В такое суровое время казалось бы не до красоты, не до вышивок. Но, тем не менее, продолжало свою работу Московское художественно-промышленное училище им. Калинина. Сюда-то и пришла с заявлением девчонка из Подмосковья Тоня Богачёва. Детская любовь к вышиванию, к рисунку стала для неё страстью на всю жизнь.В Городец Антонина приехала в 1948 г. Назначили её главным художником. Главным и единственным художником она была около 20 лет. На её глазах и при её активном участии менялся ассортимент, техника вышивки. Поначалу фабрика выпускала постельное бельё, скатерти, занавеси. Рисунки были простенькие, техника вышивки «ришелье» – примитивная. Но уже в первые годы Антонина Васильевна увлеклась горьковским гипюром. Сделанный ею в 1951 г. занавес «Снежинка» и сейчас хранится в Московском музее прикладного искусства.Весь Городец радовался, когда премьер-министру Индии Джавахарлалу Неру во время его первого визита в Москву, был подарен большой занавес гипюрной вышивки, сделанной на Городецкой строчевышивальной фабрике. С большой благодарностью принял Джавахарлалу Неру этот уникальный сувенир, который радовал глаз ажурным, причудливым рисунком, мастерством отделки. Автором занавеса была А.В. Богачёва, главный художник. Антонина Васильевна, кроме своих уникальных и красивых вышивок, вырастила себе и достойную смену.
Л.И. Цыплакова: золотая ниточка в золотых руках
Издревле в Нижегородской губернии своей золотой (золотной) вышивкой славились Городецкий и Арзамасский уезды. Существовало много мастерских, где можно было заказать понравившееся изделие. Древние традиции не угасли, что радует. Нет такого вида рукоделия, которым бы не владела Любовь Ивановна Цыплакова. Но главное её увлечение – золотошвейное искусство. Достаточно редкое сегодня и очень трудоёмкое.
А началось все восемь лет назад, когда инженер по образованию Л.И. Цыплакова решила освоить различные виды вышивки и записалась на курсы в нижегородский Дом учителя. Так золотошвейное дело прочно вошло в её жизнь. Сначала картины с причудливыми узорами, потом великолепные народные костюмы, в которых щеголяли модницы Нижегородской губернии в XVIII – XIX вв. Сегодня у неё составилась своя коллекция таких воссозданных нарядов, отдельных их элементов. Мастерица изготавливает шугаи, что-то типа приталённой кофты с большим количеством сборок на спине, накосники, покрывавшие когда-то девичьи косы, пояса с великолепными кистями, старинные женские головные уборы. Глядя на это, живо представляешь, как выглядели когда-то жительницы юга Нижегородской губернии, её центральных областей или сурового Керженского края.
Сегодня Любовь Ивановна отдаётся своему увлечению полностью. По восемь часов в день просиживает за кропотливой работой, которая хотя и не во благо зрению, зато доставляет истинное творческое наслаждение. Много времени занимает не только сам процесс вышивки. Прежде нужно до тонкостей изучить костюм. Л.И. Цыплакова часто посещает библиотеки, причём не только нижегородские. Чтобы добиться точности исполнения и перенять мастерство лучших золотошвеек страны, приходится ездить и в Москву. Не раз была в Оружейной палате, где представлены великолепные царские наряды. Снимала копии с фотографий, при помощи лупы изучала мельчайшие детали. Любовь Ивановна говорит:

«Именно увлечение вышивкой избавило меня от всяких болячек».
Творчества так много занимает места в её жизни, что для болезней времени не остаётся. И результат какой! Сегодня Цыплакова – мастер с именем. Уже несколько лет подряд  получает Гран-при на открытом межрегиональном фестивале «Волшебная нить».
Последнее увлечение вышивальщицы – православные мотивы. Уже в работе воздух покров, которым накрывают Святые Дары. Здесь мастерица наравне с золотом впервые решила применить жемчуг. Сейчас она тщательно изучает элементы креста – центрального композиционного элемента полотна.
На достигнутом Любовь Ивановна не останавливается. Как признается сама, в её коллекции нет ни одного повтора.
О.Ю. Калягина: золотой нити волшебство
Ольга Юрьевна Калягина родом из г. Городца. В 1978 г.  окончила Городецкое училище по профессии «Вышивальщица машинной вышивки», в 1983 г. окончила Московское Художественно-промышленное училище имени Калинина. После окончания учёбы работала художником по вышивке на строчевышивальной фабрике города Бор, затем была переведена на Городецкую строчевышивальную фабрику, где с 1985 по 1995 гг. работала художником по вышивке в экспериментальной группе.
Создав множество работ разных направлений и стилей, особую роль Ольга Юрьевна всегда отводила золотному шитью с его богатыми традициями, неограниченными возможностями и достигла в этом больших успехов. За свои работы она неоднократно награждалась дипломами на различных выставках. В 1987 г. Калягина получила Почётный диплом Министерства легкой промышленности РСФСР за создание высокохудожественных произведений НХП. Вместе со своими коллегами Ольга Юрьевна принимает участие в российских и зарубежных выставках.
Калягина является лауреатом 1-й премии «Молодые дарования» в области литературы и искусства за 1992 г. В 1993 г. за высокие результаты ей была присвоена 1-я категория художника. Член Союза художников России с 2010 г.
Ольга Калягина является не только автором, но и исполнителем собственных задумок. В своих работах она применяет многоцветную гладьевую технику, вместе с золотыми и серебряными нитями широко использует бисерное шитье, стеклярус, стразы, заставляющие вышивку играть и переливаться. Яркие образы, сказочные мотивы, фантазии воплощаются в неповторимых запоминающихся узорах шалей, платков, палантинов. Ольга Юрьевына – активный участник российских выставок, её работы знают в Москве, С.– Петербурге, Вологде, Чебоксарах. Известны они и далеко за пределами нашей страны – в Польше, Франции, Германии, Аргентине. Её изделия, представленные на выставке в Монреале (Канада), произвели настоящий фурор.
На Руси  в вышитые узоры вкладывался особый смысл, и всегда можно было понять, к какому роду-племени относится человек, лишь взглянув на узор на воротнике рубашки, поясе или подоле. Это же относится и к мастерам вышивки. Узоры Ольги Калягиной несут цветущую красоту и радость жизни. Равно как и узоры  известных городецких художниц – А.Г. Грачёвой, Д.А. Беловой, А.А. Обрядовой, Л.С. Нагибиной, А.К. Осиповой, М.Ю. Плехановой.  Золотное шитьё – один из интереснейших художественных промыслов Городца – продолжает успешно развиваться.
ОСОБЕННОСТИ ГОРОДЕЦКОЙ ЗОЛОТНОЙ ВЫШИВКИ
Городецкая  золотная  вышивка  традиционно отличается необыкновенным многообразием технических приёмов. Изначально вышивка  пришла в нижегородский край вместе со старообрядцами  и продолжила традиции древнерусского шитья. Во второй половине XIX в. пышные узоры, напоминающие золотошвейные мотивы XVI – XVII вв., сменили натуралистические рисунки с изображением роз, лилий, шиповника, заимствованные из печатных изданий.
В отличие от торжокской вышивки, нижегородское золотное шитье не имело сложной фактурной разработки поверхности. Небольшие формы растительного узора заполнялись золотой или серебряной нитью с помощью гладевых стежков, которые укладывали по контуру узора ровным плотным слоем. Подобной вышивкой украшали праздничные женские сарафаны, головные уборы, платки и косынки.
Наиболее распространена в Нижегородском крае белая строчка – ажурная вышивка, иногда в добавлением цветного контура, которой украшали изделия из холста: полотенца, подзоры, рубахи и др. Крупные формы узора заполнялись разнообразными строчевыми разделками в виде мелких звёзд, кружков, сеток, петелек и т.д. Особенно часто в строчевых узорах встречаются изображения птицы-павы, барса, крупных стилизованных цветов с отходящими от них плавными бегами и узорными листьями.
Иногда строчка сочеталась с белой гладью, выполненной плотным высоким настилом. Мотивы из цветов, листьев, бутонов на гибких стеблях, дополненные прорезями, заполненными тончайшими строчевыми разделками, составляли изящный узор, идущий по краю рукава женских рубах. Белая гладь  применялась для отделки женских рубах, головных платков, подзоров, наволочек, накидок и т.д.
В селе Чернуха Арзамасского уезда, наряду с золотным шитьём, было развито производство головных уборов и полотенец, украшенных геометрическим узором, выполненным косой стёжкой, счётной гладью или крестом шёлковыми нитями преимущественно красного цвета в сочетании с чёрным, оранжевым и светло-зелёным.
Особенно много производилось строчевых изделий, пользовавшихся устойчивым спросом в городе. Под его влиянием мастерицы овладевали новыми видами вышивки, такими как «филе-гипюр» (вышивка по плетёной сетке), «японская строчка» (геометрический орнамент строится из отдельных квадратов).
Местные изделия, оформленные белой строчкой с простым узором «пшенцо», «мушка», «кубы», поставлялись скупщиками в магазины Москвы и Санкт-Петербурга. С началом XX в. мастерицы стали применять «гипюр» и «японскую строчку».
Излюбленные мотивы золотного шитья – цветы-розетки, раскрытые розы, листья, грозди винограда. Освоить технологию этого вида вышивки могла далеко не каждая мастерица. Орнаменты золотного шитья вышивались по вырезанному из бересты шаблону – «карте». После того как «карту» зашивали металлическими (золотыми или серебряными) нитями узор приобретал четкие очертания и рельефные формы.

КОММЕНТАРИЙ К  СЛАЙД-ШОУ:
Городецкие мастерицы великолепно владели труднейшим ремеслом золотного шитья и тонко чувствовали декоративные возможности металлических нитей разных фактур и круток. Лучшие мастерицы знали более 100 усложнённых вариантов вышивки только в технике узорных прикрепов, а также старинный петельный шов («на аксамитное дело»), состоящий из золотых или серебряных упругих петель, густо заполняющих основные мотивы орнамента и многие другие уникальные техники вышивки. Смотрите слайд-шоу: «Особенности городецкой золотной вышивки».
Источник: http://mediaryazan.ru/articles/detail/109979.html
Городецкие мастерицы великолепно владели труднейшим ремеслом золотого шитья и тонко чувствовали декоративные возможности металлических нитей разных фактур и круток
Источник: http://www.inusya.ru/index.php/joomla-overview/2010-03-27-17-39-38/85-2010-04-29-11-09-35
В отличие от торжокской вышивки, нижегородское золотное шитьё не имело сложной фактурной разработки поверхности. Для торжокской вышивки характерен растительный орнамент; узор украшался завитками, усиками, блёстками.
Источник: http://vk.com/wall-78187554?q=%23%D0%B7%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%88%D0%B8%D1%82%D1%8C%D0%B5
Вышивка пришла в нижегородский край вместе со старообрядцами и продолжила традиции древнерусского шитья. Наиболее сложны по рисунку платки, вышитые по яркой синей, фиолетовой, голубой или белой тафте плотным золотным узором.
Источник: http://vk.com/wall-78187554?q=%23%D0%B7%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%88%D0%B8%D1%82%D1%8C%D0%B5
Чеканный «кованый» шов, которым вышиты цветы и виноград, контрастирует с тонкими спиралями усиков-стебельков. В таких платках узорная кайма по краю и металлическая бахрома украшает только две стороны и углы, неукрашенная часть платка подгибалась внутрь.
Источник: http://vk.com/wall-78187554?q=%23%D0%B7%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%88%D0%B8%D1%82%D1%8C%D0%B5
Близкие по характеру узоры вышиты на платках, душегреях, шугаях: это гроздья винограда, цветы, волнистые ленты, перевязанные бантами по краю, вазоны с двумя ручками.
Источник:http://www.opentextnn.ru/museum/nn/aetnolog/clothes/?id=3541&txt=1
В селе Чернуха Арзамасского уезда было развито производство головных уборов и полотенец, украшенных геометрическим узором, выполненным косой стёжкой, счётной гладью или крестом шёлковыми нитями преимущественно красного цвета.
Источник: http://masterotvetov.com/tags/%F8%E8%F2%FC%E5/
Крупные, пышные искрящиеся цветы и сочные гроздья винограда – излюбленные мотивы городецкой вышивки.
Источник: http://eliseeva-v.livejournal.com/9483.html
Пышные узоры, напоминающие золотошвейные мотивы XVI – XVII вв., сменили натуралистические рисунки с изображением роз, лилий, шиповника, заимствованные из печатных изданий.
Источник: http://www.nn.ru/community/hobby/casual/platki_ivolga.html?year=2013
Небольшие формы растительного узора заполнялись золотой или серебряной нитью с помощью гладевых стежков, которые укладывали по контуру узора ровным плотным слоем. Подобной вышивкой украшали праздничные женские сарафаны, головные уборы.
Источник: http://kerzak-1.livejournal.com/1311844.html
Платок головной. Первая половина XIX в. Нижегородская губерния. Шитье «на угол», золотными и серебряными прядеными нитями, битью и блестками. Золотое шитье в прикреп по карте по синей шёлковой ткани.
Источник: http://www.mummidoll.ru/news/russkij_nacionalnyj_kostjum_golovnye_ubory/2012-09-13-55
Женский головной убор – «кокошник». Конец XVIII – начало XIX в. С мягким очельем и твёрдым верхом в виде полумесяца «рогами» назад, очелье – из двух полос золотного галуна; верх и тыльная часть из красного бархата, украшен золотным шитьём.
Источник: http://www.liveinternet.ru/community/excaliburclub/post332104412/
Русский головной убор. Небольшие формы растительного узора заполнялись золотой или серебряной нитью с помощью гладевых стежков, которые укладывали по контуру узора ровным плотным слоем.
ОРНАМЕНТ И СПОСОБЫ ВЫШИВКИ
Орнамент золотой вышивки делился на растительный и геометрический, так же как и обычная вышивка. Геометрический состоял из ромбов разных очертаний. Растительный орнамент тяготел к реалистической трактовке растительных мотивов. Орнамент, близкий к «размётным травкам», чаще всего встречается на лопатообразных кокошниках. Такой узор представляет собой симметричный цветущий куст или дерево, на гибких плавных стеблях которых расцветают пышные фантастические цветы, сияющие обычно на тёмно-вишневом фоне бархата. Характерной особенностью этого узора являются гибкие растительные побеги, равномерно заполняющие всю декоративную плоскость. Крупными промысловыми центрами золотной вышивки были Арзамас, Городец, Лысково.
В конце ХVIII – первой половине ХIХ вв. золотными нитями начали расшивать платки. Их вышивали с угла на угол, складывали вдвое, надевали на кокошник и закалывали под подбородком. С середины ХIХ в. платки начали набрасывать на плечи.
Разнообразны были не только вышиваемые орнаменты, но и технические приёмы вышивки. На хлопчатобумажных и шёлковых тканях тамбурным швом выполняли намеченный орнамент. Другие платки вышивались битью в прикреп по настилу, как в глади. В узоре объединялись металлические нити, нити фасонной крутки, канитель, бисер, блёстки.
По композиции платки делились на четыре типа. Самые декоративные были вышиты по синей, голубой или белой тафте с угла на угол плотным золотым узором. Он назывался дородовым. Вышивали на них гроздья винограда, цветные розетки, гвоздики, по краям узор заканчивался извилистой лентой.
Новое рождение вышивка золотом получила в середине XIX в. Историки и искусствоведы того времени предприняли усилия по сбору, изучению памятников народного творчества, в том числе и русской золотошвейной вышивки.
Существует несколько способов шитья золотом:  китайское шитьё золотом; вышивка с настилом из шнура; сквозное шитьё гладью;  плоское шитьё золотыми нитками; вышивка-фантазия блесками и канителью.
Сегодня вышивка золотом получила своё новое рождение. Всего несколько лет назад начали применять машинную вышивку в прикреп. Художники смогли найти технические приёмы воплощения своих замыслов, выполненных в такой технике, не утратив при этом традиции народной вышивки. Графический узор состоит из цепочки как бы сверкающих небольших камней и матов, которые применялись для девичьих и женских головных уборов и нагрудников.
Наряду с прядеными нитями, где узкая металлическая пластинка навита на шелковую основу, применяют и современные металлизированные нити – метанит, люрикс, блестящие нити на основе пластических масс. Нити дополняются блёсками и бисером.
ВЕКОВЫЕ ТРАДИЦИИ «ГОРОДЕЦКОЙ ЗОЛОТНОЙ ВЫШИВКИ»
Продолжателем традиций древнерусского золотошвейного искусства стала Городецкая строчевышивальная фабрика – «Татьяна» (с 2006 г. – ООО «Городецкая золотная вышивка»).
Творческий коллектив предприятия бережно хранит народные традиции, различные техники вышивки, пришедшие на городецкую Землю из глубины веков. Нежный ажурный гипюр, красочный, жизнерадостный тамбурный шов, и, конечно, величественное золотое шитье нашли свое второе рождение в произведениях современного декоративного искусства.
Предприятие специализируется также на выпуске постельного белья, сувениров с вышивкой, гербов городов и областей, панно с различными сюжетами и видами. Для выпуска одежды используются современные и экологически чистые ткани: холопок, лён, шёлк.
Гармоничное сочетание модных силуэтных форм с декором вышивки, хорошая технологическая обработка моделей свидетельствует о качестве и уникальности изделий.
Изделия ООО «Городецкая золотая вышивка»: роскошные шали и элегантные платья, костюмы и накидки, блузы и шарфы, скатерти, богато украшенные вышивкой, сегодня появляются в гардеробе известных женщин мира, иностранных туристов и российских артистов эстрады, а также женщин, умеющих ценить ручную работу и созданную с любовью красоту.
В магазине предприятия можно сделать много полезных покупок к всевозможным праздникам, начиная от полотенца «Совет да любовь», заканчивая богато украшенной золотой вышивкой шалью.
Познакомиться с историей знаменитого российского промысла можно в музее фабрики. Здесь есть прекрасная возможность примерить старинные костюмы городецких модниц и сфотографироваться на память.
Адрес  ООО «Городецкая золотная  вышивка»: 606503, Нижегородская область г. Городец, ул. Республиканская, д. 86 а
Телефоны: 8 (831-61) 9-08-18, 8 (831-61) 9-00-16
Факс: 8 (831-61) 9-08-18
E-mail: fabricagzv@rambler.ru
Сайт: http://zolotka.ru/

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Предприятие специализируется также на выпуске сувениров с вышивкой, гербов городов и областей, панно с различными сюжетами и видами. Для выпуска одежды используются современные и экологически чистые ткани: холопок, лен, шёлк. Гармоничное сочетание модных силуэтных форм с декором вышивки, хорошая технологическая обработка моделей свидетельствует о качестве и уникальности изделий. Мастерицы из г. Городца пользовались разнообразными приёмами вышивки при украшении не только праздничной городской одежды, но и ансамблей одежды в народном стиле, а также – утилитарных вещей крестьянского быта, например, полотенец, которые сопровождали весь уклад древнерусского быта. Смотрите слайд-шоу «Городецкая золотная вышивка: вековые традиции».
Источник: http://zolotka.ru/production/category/13-other.html
Костюм «Русская краса»
Источник: http://zolotka.ru/production/category/13-other.html
Костюм «Хохлома»
Источник: http://zolotka.ru/production/category/13-other.html
Платье «Иней»
Источник: http://zolotka.ru/production/category/13-other.html
Палантин «Городецкие вечера»
Источник: http://zolotka.ru/production/category/13-other.html
«Косынка»
Источник: http://zolotka.ru/production/category/13-other.html
«Жакет»
Источник: http://zolotka.ru/production/category/13-other.html
Плащаница Успенья Божьей Матери
Источник: http://zolotka.ru/production/category/13-other.html
Воздуха и покровец
Источник: http://zolotka.ru/production/category/13-other.html
Покровец
Источник: http://zolotka.ru/production/category/13-other.html
Нижегородский Академический театр кукол
Источник: http://zolotka.ru/production/category/13-other.html
Панно «Герб Москвы»
Источник: http://zolotka.ru/production/category/13-other.html
Панно «Сказки Пушкина»
Источник: http://zolotka.ru/production/category/13-other.html
Панно Дивеево
Источник: http://zolotka.ru/production/category/13-other.html
Полотенце
Источник: http://zolotka.ru/production/category/13-other.html
Полотенце
ЗОЛОТЫЕ НАРОДНЫЕ КОСТЮМЫ «КЛУБА ИВУШКА»
В 1997  г. в Нижнем Новгороде  создан клуб рукоделия «Ивушка». Основные направления клуба: вышивка, лоскутное шитьё, золотное шитьё, традиционная тряпичная кукла, традиционный костюм. При клубе работает «Театр моды», где нижегородцы изучают историю костюмов, шьют народные костюмы по старинным образцам и демонстрируют их на сцене. Его организатор и бессменный руководитель – Вера Александровна Игонина. Сейчас Клуб объединяет 35 рукодельниц, некоторые из них посещают Клуб 10 – 15 лет!
Сама Вера Игонина по профессии экономист, работала по специальность 13 лет. Затем кардинально сменила род деятельности – начала изучать народную культуру, виды ремёсел, стала мастером золотного и лицевого шитья. Член Союза художников России с 2005 г.
В 2003 г. клубу было присвоено звание «Народный самодеятельный коллектив». Игонина В.А. является автором вышитых икон, выполненных в древнерусской технике золотного и лицевого шитья, а так же изделий церковного шитья и коллекции народных костюмов, которые воплощены в жизнь её учениками.
Вера Игонина  ведёт активную выставочную деятельность на самых крупных выставках, организованных Союзом художников, Министерством культуры России, таких, как: «Большая Волга», «Единение», «Вышитая картина» и др.
Адрес клуба «Ивушка»:  г. Нижний Новгород, ул.Октябрьская, д.25. Дом учёных.
Тел.: 8-910 381-91-36
E-mail: igonina.ver@yandex.ru


КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Клуб  «Ивушка» изучает традиционные женские ремесла Нижегородского края – золотное шитьё, вышивку, лоскутное шитье, тряпичные куклы, народный костюм Нижегородской губернии. А здесь – и старинное, и современное, сделанное по образцам из музеев. Члены клуба находят экспонаты позапрошлого века и по их  образцам  сами шьют золотным шитьём народные костюмы и головные уборы. Ещё в клубе «Ивушка» вышивают полотенца разными швами. Смотрите слайд-шоу «Золотное шитьё клуба «Ивушка».
Источник: http://www.turionn.nnov.ru/vystavka_ivushka.html
Рождественская выставка работ с золотным шитьём клуба «Ивушка». Раньше золотное шитьё использовали только на церковных предметах и народных костюмах.
Источник: http://www.turionn.nnov.ru/vystavka_ivushka.html
На фото виден старинный нижегородский платок «головка» странной трехлистной формы, ниже (почти не видны) современные аналоги. А маленькие сумочки - это просфорницы, в которые брали просфору в церкви и несли домой. Слева - закладки в Евангелие.
Источник: http://www.turionn.nnov.ru/vystavka_ivushka.html
А это - «накосники». У девушки на Руси была одна коса, так вот такой предмет надевался на конец её.
Источник: http://www.turionn.nnov.ru/vystavka_ivushka.html
В клубе «Ивушка» вышивают полотенца разными швами.
Источник: http://lacejourney.com/folk-handicrafts-of-nizhnii-novgorod-in-moscow/
Вот уже почти 100 лет, как мы не носим народный костюм по праздникам. На открытии мне удалось познакомиться с Любовью Ивановной Цыплаковой, член клуба «Ивушка» возрождает на нижегородской земле как сам золотной народный костюм, так и его традиции.
Источник: http://lacejourney.com/folk-handicrafts-of-nizhnii-novgorod-in-moscow/
Л. И. Цыплакова много работала в фондах ряда музеев, изучая подлинные сохранившиеся в них женские наряды. Её работа является доказательством того, что возможно и в настоящее время иметь национальный костюм всем, кто этого пожелает.
Источник: http://lacejourney.com/folk-handicrafts-of-nizhnii-novgorod-in-moscow/
Чтобы сделать узор рельефным, под нити вышивальщицы подкладывали бересту или картон. В России этот приём получил название «шитьё по карте».
Источник: http://lacejourney.com/folk-handicrafts-of-nizhnii-novgorod-in-moscow/
Для того чтобы сшить девичью повязку, необходимо владеть техникой «сажение по бели». «Бель» – это настил в виде белой сдвоенной нити (веревочки), которая пришивается к основанию поперечными стежками через равные расстояния.
Источник: http://lacejourney.com/folk-handicrafts-of-nizhnii-novgorod-in-moscow/
В этом костюме обращает на себе внимание головной убор кокошник. Так, например, форма в виде полумесяца характерна для владимирских и нижегородских областей.
Источник: http://vk.com/album-79264097_204777208
Головной убор с золотным шитьём.
Источник: http://vk.com/album140095550_204013241
Обратите внимание на редкое, но очень красивое в своей графической строгости нагрудное украшение в виде шнуров. Они выполнены простым наматыванием на основной чёрный шнур золотой нити.
Источник: http://vk.com/album140095550_204013241
Костюм просватанной невесты
Источник: http://vk.com/album140095550_204013241
Овладение сложными техниками женского рукоделия позволило клубу «Ивушка» воссоздать нижегородскую женскую национальную праздничную одежду.
ГДЕ УЧАТ НА ЗОЛОТЫХ ШВЕЙ
Школа искусств и ремёсел имени А.С. Пушкина
Школа искусств и ремёсел имени А.С.Пушкина (Изограф) основана в 1991 г. по инициативе и при участии бывших юнг Северного флота, знаменитого исторического писателя Валентина Пикуля, солиста Мариинского академического театра оперы и балета Бориса Штоколова, заслуженного художника РСФСР Дмитрия Дмитриевича Арсенина, который руководил школой 10 лет. Школа являет собой образовательное учреждение дополнительного образования детей, обеспечивающее обучение детей и подростков изобразительному искусству, прикладному творчеству – бесплатно. Контингент учащихся – здоровые дети, а также дети с ограниченными возможностями по слуху, речи, зрению, воспитанники школ-интернатов.
Занятия проводятся по дополнительным образовательным программам художественно – эстетической направленности. В программе есть обучение и «золотому шитью». Программа «Золотое шитьё» позволяет создавать авторские работы, овладевая технологией кружевоплетения, вышивки, бисероплетения.
Адрес  «Школы искусств и ремёсел имени А.С.Пушкина (Изограф)»: Нижний Новгород Сенная площадь, 13а / Новосолдатская, 1
Тел.: 8 (831) 436-02-11
Нижегородское православное женское духовное училище
Нижегородское православное женское духовное училище существует в Нижнем Новгороде  с середины 19 в. Его особенность (как женское училище) осталась в наследство от того далёкого времени, когда традиционно образовательные учреждения формировались по принципу раздельного обучения для мальчиков и девочек.  22 октября (4 ноября по новому стилю) 1866 г. в день иконы Казанской Божией Матери в присутствии епископа Балахнинского Макария было торжественно открыто Нижегородское Духовное училище девиц. В этот же день была освящёна домовая церковь «Введение во храм Пресвятой Богородицы».
С самого начала своего существования училище взяло курс на подготовку будущих матерей и воспитателей в православной семье, а также преподавателей: многие из выпускниц по окончании женского училища пополнили ряды учителей церковно-приходских школ.
Новое время внесло свои коррективы в образовательную концепцию НПЖДУ. Сегодня Нижегородское Православное женское духовное училище готовит регентов (руководителей) церковного хора, швей церковных облачений, иконописцев.
Срок обучения мастеров по изготовлению церковных облачений и вышивальщиц золотного шитья – 4 года. 
На отделение принимаются девицы от 17 до 25 лет, имеющие среднее (полное) общее образование.
По окончанию обучения на швейном отделении  выдаются дипломы  «Мастер по изготовлению церковных облачений: портной-закройщик церковных облачений, вышивальщица машинной вышивки»; «вышивальщица золотного шитья».
Адрес Нижегородского православного женского духовного училища:  603001, г. Нижний Новгород, ул. Суетинская, дом №29
Тел. /Факс: (8)831-433-39-45 / (8)831-430-87-57
E-mail: sitenndu@yandex.ru
Сайт: http://ndu.nne.ru/
ГОРОДЕЦКАЯ ЗОЛОТНАЯ ВЫШИВКА В РЯЗАНСКОМ КРЕМЛЕ
Во Дворце музея-заповедника Рязанского кремля состоялось открытие выставки «Городецкая золотная вышивка», на которой представлены образцы творчества художников золотного шитья Ольги Калягиной и Марины Плехановой. Пригласить выставку в Рязань было давней мечтой музея – три года потребовалось организаторам, чтобы чудесные вышивки, платки, платья, накидки, панно и картины добрались до рязанских залов и предстали взору местных ценителей прекрасного.
На вернисаже гостям рассказали историю промысла. Так, золотное шитьё имело широкое распространение ещё во времена Древней Руси, являясь символом респектабельности и роскоши. В XVII – XVIII вв. одежда с отделкой золотным шитьём считалась непременным атрибутом гардероба всякой обеспеченной представительницы женского пола любого крупного города. В это же время центром промысла стал Городец Нижегородской области. Именно здесь впоследствии образовалась фабрика, известная нынче как ООО «Городецкая золотная вышивка». Это одно из немногих предприятий декоративно-прикладных промыслов, которое смогло достойно пережить годы Великой Отечественной войны. Причина проста. Помимо стандартного режима «Всё для фронта, всё для Победы», в котором работали все русские мастерицы, на Городецкой фабрике занимались и отдельными, сверхсекретными заказами – здесь шили знамёна. Тут-то и пригодилось древнее искусство. Каждую букву или номер роты вышивали сначала шитьём, а сверху зашивали тканью в тон знамени, «вскрывались» они только на фронте, когда попадали в руки военного начальства.
На  выставку «Городецкая золотная вышивка»  посетители  могли как  подивиться качеству работ и профессионализму вышивальщиц, так и приобрести часть  представленных произведений.

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Богато украшенная золотной вышивкой одежда и платки были обязательными элементами гардероба состоятельных дам  крупнейших купеческих городов Нижегородского края, в том числе и города Городца. Сверкающий узор украшал женский праздничный костюм, который являлся гордостью семьи, его бережно хранили и передавали по наследству от матери к дочери как надёжный, никогда не обесценивающийся капитал. Сегодняшние вышивальщицы бережно хранят народные традиции, различные техники вышивки, пришедшие на городецкую землю из глубины веков. Нежный ажурный гипюр, красочный, жизнерадостный тамбурный шов, и, конечно, величественное золотное шитьё нашли свое второе рождение в произведениях современного декоративного искусства. Смотрите слайд-шоу: «Городецкая золотная вышивка в рязанском Кремле».
Источник: http://mediaryazan.ru/articles/detail/109979.htm
Открытие выставки городецкая золотная вышивка во Дворце музея-заповедника Рязанского кремля.
Источник: http://mediaryazan.ru/articles/detail/109979.htm
Пригласить выставку в Рязань было давней мечтой музея – три года потребовалось организаторам, чтобы чудесные вышивки, платки, платья, накидки, панно и картины добрались до рязанских залов.
Источник: http://mediaryazan.ru/articles/detail/109979.htm
Особенным вниманием прекрасных дам пользовались вышивки, платки, платья.
Источник: http://mediaryazan.ru/articles/detail/109979.htm
Ценителям золотной вышивки было что обсудить на выставке.
Источник: http://mediaryazan.ru/articles/detail/109979.htm
Особым успехом на выставке пользовались панно городецких вышивальщиц.
Источник: http://mediaryazan.ru/articles/detail/109979.htm
Выставочное панно.
Источник: http://mediaryazan.ru/articles/detail/109979.htm
Панно с фирменным городецким узором – виноградной кистью.
Источник: http://mediaryazan.ru/articles/detail/109979.htm
На выставку пришли, что называется, и «стар и млад» – произведения городецких вышивальщиц не оставили равнодушным никого.
Источник: http://mediaryazan.ru/articles/detail/109979.htm
Городецкие мастерицы великолепно владеют труднейшим ремеслом золотого шитья и тонко чувствуют декоративные возможности металлических нитей разных фактур и круток. Лучшие мастерицы знают более 100 усложнённых вариантов вышивки.
Источник: http://mediaryazan.ru/articles/detail/109979.htm
Городецкие вышивальщицы знают технику старинного петельного шва («на аксамитное дело»), состоящего из золотых или серебряных упругих петель, густо заполняющих основные мотивы орнамента и многие другие уникальные техники вышивки.
Источник: http://mediaryazan.ru/articles/detail/109979.htm
Золотное шитье – это один из самых старинных и удивительных видов высокохудожественного народного искусства в России. Городецкие мастерицы с давних пор славились своим умением украшать золотным шитьем одежды, платья, палантины, блузы.
Источник: http://mediaryazan.ru/articles/detail/109979.htm
Экспозиция городецких панно.
Источник: http://mediaryazan.ru/articles/detail/109979.htm
Стенд с городецкими золотными жакетами, накидками пользовался особым вниманием женщин.
Источник: http://mediaryazan.ru/articles/detail/109979.htm
Выставочные панно завораживали и притягивали неброской манерой рисунка и глубоким изяществом красок и линий.

                   ***
Натянутый на пяльцах холст
Манит своею новизною,
Как будто говорит со мною,
Хоть с виду скромен он и прост.

Несёт в своей он чистоте
Цветы, иконы и картины,
Как в море, в нём живут глубины
И небеса на высоте.

Что буду здесь я вышивать?
Помилуй, Господи, направи
Меня, работу всю управи,
Чтоб радость ближним доставлять.
                                Е.Краснова.