Народные промыслы | Филимоновская игрушка  
Филимоновская игрушка
Возраст филимоновского чуда достаточно условный. Специалисты утверждают, что искусство лепки и росписи глиняной потешки пришло в одоевские края Тулы из далёкого верхнего палеолита. А при раскопках Жемчужниковского и Снедковского курганов, городищ в Одоеве обнаружены черепки гончарных изделий, относящиеся к IX – XI вв. С рисунками и знаками, которыми расписывают сегодня филимоновскую игрушку. Пройдя долгий и сложный путь от мифа-сказки до детской забавы, игрушка сейчас превратилась в самостоятельное произведение скульптуры. На ярмарках и фестивалях декоративно-прикладного искусства глиняная диковинка сейчас традиционный и желанный гость. По словам народного мастера России Елены Орловой: «Уникален этот промысел тем, что он никогда не прерывался. Он передается из поколения в поколение». Яркую эмоциональную искреннюю филимоновскую игрушку очень любят во Франции, не отпускают передвижные выставки, приглашают мастеров проводить мастер-классы. Игрушки заказывают музеи Японии, Германии и др.
Проект восстановления русской печи в музее «Филимоновская игрушка»
В музее «Филимоновская игрушка» реализуется проект восстановления русской печи.
Сортировать:
по дате добавления
1. Проект восстановления русской печи в музее «Филимоновская игрушка»    В музее «Филимоновская игрушка» реализуется проект восстановления русской печи.
2. Фильм о детском керамическом фестивале «Поляна».  Каждое лето, в середине июля, близ деревни Филимоново, что в Тульской губернии, проходит детский фестиваль народного искусства «Поляна». Организует его творческая группа во главе с мастером филимоновской игрушки К.Н. Кехаиди.
3. Филимоновская лошадка  
4. «Ручная работа» глиняная игрушка.  Мастер-класс по созданию филимоновской глиняной игрушки «Козлёнок».
5. Мастер-класс «Филимоновская игрушка»  Мастер-класс проводит педагог дополнительного образования Павлова Ольга Геннадьевна МБОУ ДОД «Дом детского творчества» Первомайского района г. Ижевск.
6. Филимоновская игрушка  Филимоновская игрушка – старейший народный художественный промысел России. На протяжении многих лет мужчины в деревне Филимоново изготовляли на гончарных кругах посуду, печные трубы, различную домашнюю утварь
7. Филимоновская игрушка  
8. Филимоновская игрушка  Фильм можно использовать при планировании занятий и уроков по народно-декоративному творчеству, а также на практических семинарах и мастер-классах для педагогов.
9. Филимоновская игрушка  Фильм для ознакомления детей дошкольного возраста с филимоновской игрушкой.
10. Филимоновская игрушка  Филимоновская игрушка – Народное творчество, промысел, мастер-класс урок лепки за 4 минуты. На видео Александр Бабель из глины синики лепит традиционную филимоновскую игрушку. Курочка-свистулька.
11. Филимоновская игрушка Серия №1  Эта игрушка появилась семь веков назад в деревне Филимоново под Тулой. В древности считалось, что незатейливые свистульки – это обереги, которые должны принести детям удачу. В этой игрушке много загадок.
ЖИЗНЬ ИГРУШКЕ ДАЛА СВИСТУЛЬКА
Свистулька – это очень древняя и до сих пор популярная игрушка (на фото: ремесленные изделия Древней Руси, свистулька-птичка, XIV в.). Считается, что изначально свистулька вовсе не была детской забавой. Наши предки – язычники использовали её для связи с духами. Известно, например, что вятичи встречали Ярилу (бога солнца) пением дудок, сделанных из глины. Магические знаки на игрушках и пронзительный свист отгоняли злые  силы от душ умерших. Считалось, что если посвистеть дома, то мелодия свистульки выгонит злых духов из жилища. Свистульки часто вещали на шею детям: это был и поющий оберег и забавная игрушка. Известное в наше время суеверие «не свисти – денег не будет» –  это миф, который выдумали, чтобы отучить народ от языческих привычек во времена борьбы с язычеством.
В древней Руси от сил природы зависело благополучие человека, его счастье и достаток. Поэтому для человека было характерным поэтическое одушевление сил природы, наивная вера в добро и зло. При создании игрушке мастер старался передать именно смысл того или иного образа, а не его точное изображение.
Много веков назад на Руси свистульки являлись магическим инструментом: в засуху вызывали дождь, а в непогоду – тепло и солнце. Знаете что такое «свистопляска»? Это был такой обряд на Руси. В середине XIX в. в Вятской губернии существовал праздник поминовения предков.  Сначала  совершалась тризна по умершим.  Затем начиналось стихийное гулянье с игрой на свистульках.
Часто родители  вешали свистульки на шею ребенка. Это был своеобразный музыкальный оберег и одновременно – игрушка. Наши предки любили посвистеть дома, чтобы отогнать злых духов. Кстати, выражение «не свисти, а то денег не будет» возникло во времена борьбы с язычеством, чтобы отучить народ от языческих привычек.
Искусство лепки глиняной свистульки сохранилось до наших дней. Самые известные игрушки свистульки лепили в Филимоново (Тульская область), Каргополь (Архангельская область), Абашево (Пензенская область), Дымково (Вятская область).
В настоящее время свистульки имеют только декоративно прикладное назначение. Это, прежде всего игрушка или украшение интерьера.
Усложнённые свистульки используются как музыкальный инструмент и называются – окарина.
ИСТОРИЯ ФИЛИМОНОВСКОЙ ИГРУШКИ
Филимоновской игрушке более 700 лет. При раскопках Жемчужниковского и Снедковского курганов, городищ в Одоеве  были обнаружены черепки гончарных изделий, относящиеся к IX – XI вв., с рисунками и знаками, которыми расписывают сегодня филимоновскую игрушку. На раннее происхождение филимоновской миниатюры указывают многие признаки, прежде всего её сюжеты (женщины с птицами и детьми в руках, кони олени, коровы, петухи…) и элементы росписи (разнонаправленные полоски, звезды, ромбы), восходящие к дохристианским формам славянского культа.
По легенде, деревня Филимоново была названа в честь деда Филимона – беглого каторжника, мастера гончарных дел, богомаза и игрушечника.
В середине XIX в.  промысел был уже известен далеко за пределами Одоевского уезда. Семьдесят пять из ста домов в Филимонове кормились гончарством. Как и везде, посуду делали гончары-мужчины, а игрушки-свистульки – женщины, за что окрестные жители прозвали их «свистуличницами».
В конце XIX в. в связи с ростом фабричного производства игрушечный промысел поразил кризис. Люди стали охотнее покупать фабричную продукцию, которая стоила гораздо дешевле. Однако игрушки выстояли. Они перестали быть предметом рынка, а превратились в сувениры, произведение искусства.
В начале ХХ в. производство филимоновской игрушки сократилось настолько, что оставалось лишь несколько мастериц (Карпова Антонина Ильинична, Дербенёва Анна Иосифовна, Масленникова Александра Фёдоровна), которые не бросали своего ремесла.
Производство заметно оживилось в 1950-е гг. Внимание и интерес общества к народному искусству привели к возрождению в Филимонове игрушечного промысла. Мастерицы быстро вспомнили свое ремесло.
Истинное возрождение традиции старинного промысла приходится на середину 1980-х гг.   В этот период, благодаря упорству и подвижничеству Николая Васильевича Денисова, в Одоевском районе была создана творческая группа, объединившая выпускников Абрамцевского художественно-промышленного училища и потомков  филимоновских мастериц: Елену Башкирову и Константина Кехаиди, Александра Стукова и Ирину Левитину, Аллу Гончарову, Владимира Першина и Елену Орлову.
Со временем традиционные народные сюжеты пополнились индивидуальными компози­циями – «Солдат, кормящий курицу», «Медведь перед зеркалом» (странное существо с гибким худым телом, сидящее на задних лапах, с зеркалом в передних; ничто в его облике не напоминает привычного медведя), «Чаепитие». Очень своеобразны филимоновские солдаты. Это отдельно стоящие фигурки, высокие, длинноногие, в характерных костюмах – френче в талию, с погонами, полосатых или цветных штанах, в шляпе с козырьком или полями, в необычных сапогах на высоком каблуке. Под мышкой солдаты держат птиц. «Жемчужиной народного искусства» называют филимоновскую игрушку. Она поражает своей простотой и, одновременно, изяществом своих форм, красотой и выразительностью орнамента и неповторимостью звучания.

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
На внешнем облике игрушки отразились природные свойства местной глины – «синьки». При просушке пластичная, чрезмерно жирная глина быстро деформируется, покрывается мелкими трещинами, которые приходится заглаживать влажной рукой. Благодаря этому фигурка утончается и вытягивается, приобретая непропорциональную, но удивительно изящную форму. Игрушки или «забавки» стоили на базаре копейки, поэтому нужно было их изготовить очень много. Женщинам помогали в работе девочки, которых приучали к ремеслу с 7 – 8 лет. Работали зимой в свободное от сельских трудов время. Внучек, занимающихся лепкой игрушек, здесь называли свистульками. Готовые игрушки возили продавать на ярмарки, а вырученные от продажи деньги откладывались для приданого. Так что «свистульки» были богатыми невестами. Смотрите слайд-шоу: «История филимоновской игрушки».
Источник: http://deti-i-glina.ru/o-filimonovskoy-igrushke-chast-2/#ixzz3TxHJwgae
Одна из наиболее ранних уцелевших филимоновских игрушек. Неизвестный автор. «Солдат и барыня». Начало XX в. Эти игрушки отличались своеобразной пластикой и бледной раскраской полосками двух цветов по фону белой глины.
Источник: http://altertravel.ru/view.php?id=6674
Традиционный набор сюжетов в филимоновской игрушке – барыня, всадник, конь, олень и др. Для них характерны вытянутые пропорции, связанные с пластическими свойствами местной чёрно-синей глины – «синики».
Источник: http://famous-great.com/?p=1147
Очень своеобразны филимоновские солдаты. Это отдельно стоящие фигурки, высокие, длинноногие, в характерных костюмах, – френче в талию. Под мышкой солдаты держат птиц. Солдат.1954 г. Деревня Филимоново, Одоевский район, Тульская обл.
Источник: http://famous-great.com/?p=1147
Корова в филимоновской игрушке символизировала бодрую силу, плодородие и могущество. Корова.1968 – 1969 гг. Белая глина, роспись. Деревня Филимоново, Одоевский район, Тульская обл.
Источник: http://famous-great.com/?p=1147
Со временем традиционные народные сюжеты пополнились индивидуальными компози¬циями такими, как, например, «Солдат, кормящий курицу». Солдат кормит курицу. 1966 г. Белая глина, роспись. Деревня Филимоново, Одоевский район, Тульская обл.
Источник: http://famous-great.com/?p=1147
Из животных чаще всего изображались коровы, лошадки, медведи, бараны, а из птиц – курицы и петухи. Курица. 1967 г. Белая глина, роспись. Деревня Филимоново, Одоевский район, Тульская обл.
Источник: http://www.pravmir.ru/kogda-vzroslye-igrayut-v-igrushki-foto/
История филимоновского промысла отличалась тем, что в ней никогда не прерывалась преемственность. На фото: старые мастерицы.
Источник: http://www.pravmir.ru/kogda-vzroslye-igrayut-v-igrushki-foto/
Секрет изготовления филимоновской игрушки передавался из поколение в поколение, несмотря на все исторические перипетии. Обычно женщины лепили зимой. Мужчины добывали летом глину. На фото: старые мастерицы.
Источник: http://www.filimonovo-museum.ru/toy/toy-in-creativity.html
Картина Журова Е.П «Филионовские мастерицы» (1996 г.). На картине – Евдокимова Елена Кузьминична и Лукьянова Евдокия Ильинична.
Источник: http://www.spletnik.ru/blogs/kruto/94065_filimonovskaya-igrushka
Потомственная мастерица Лукьянова Евдокия Ильинична со своими работами.
Источник: http://www.spletnik.ru/blogs/kruto/94065_filimonovskaya-igrushka
Работа Лукьяновой Е.И. «Наседка».
Источник: http://autotravel.ru/phalbum.php/ex/9319
Исторически так сложилось, что изготовление игрушек было общим семейным делом. Такое совместное творческое делание укрепляло семью.
Источник: http://autotravel.ru/phalbum.php/ex/9319
Филимоновская игрушка была, по своей сути, семейной игрушкой.
Источник: http://www.nmosktoday.ru/ru/news/society/7365/#
Вот на таких телегах филимоновские мастера возили свои игрушки в соседний город Одоев.
Источник: http://autotravel.ru/phalbum.php/ex/9319
Филимоновские игрушки в семьях мастериц соседствовали с обычными тряпочными, и постепенно входили в жизнь, становясь уже взрослым занятием.
Источник: http://www.moya-planeta.ru/reports/view/v_gostyah_u_filimonovskoj_igrushki_10399/
Постепенно девочка становилась матерью, бабушкой, но вот эта её целая жизнь рядом с игрушкой отпечатывалась как на ней, так и на игрушке: радостью, чистотой, непосредственностью, многообразие красок весёлого и всегда по-детски счастливого мира.
ПОКОЛЕНИЯ МАСТЕРОВ-ИГРУШЕЧНИКОВ
О том, что в деревне Филимоново существует гончарное производство, впервые было упомянуто в 1871 г. в «Тульских губернских ведомостях»:

«Жители подгородных селений казенного ведомства: Красенок, Татьева, Филимонова, Нестерова, Апухтина, кроме хлебопашества, занимаются плотничеством и гончарством…Гончарные и щепные изделия сбываются в городе Одоеве».

Вопрос о времени сложения промысла – спорный. В современной искусствоведческой литературе определена дата – 1860-е гг. Её основанием служат два аргумента: форма головных уборов «барынь» и «солдат», своеобразно трактующие модные в 1850 – 1860-е гг. островерхие, увенчанные пером шляпки, и появление в это время дешевых анилиновых красок, которыми расписывали игрушку. Эта атрибуция представляется не совсем доказательной. Во-первых, трудно представить, чтобы в глухую деревню так быстро проникла и была воспринята городская мода. К тому же самобытная глиняные шляпы – слишком свободная интерпретация и «амазонок», и «цилиндров», и картузов, бытовавших в разные периоды XIX в.  Во–вторых, анилиновые (смоляные) краски в Филимонове в то время быть не могли, так как появились в России значительно позже. О чём свидетельствует «Энциклопедический словарь» Ф. А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Вероятно, филимоновский промысел возник гораздо раньше середины XIX в., а игрушку прежде расписывали натуральными органическими или минеральными красками.
В сегодняшней деревне Филимонове хранят память  об известных на всю округу гончаров Склёминых, Ершовых, Князевых, Масленниковых, Карповых, Дербенёвых, которые  из местной глины били и обжигали кирпич и делали знаменитую глиняную расписную игрушку-свистульку, пользовавшуюся особым спросом на всех российских ярмарках.
До последних времён тонкую ниточку старинного промысла «держали» Елена Кузьминична Евдокимова и Евдокия Ильинична Лукьянова – две подружки, вышедшие в молодости замуж из Филимонова в соседние Большие Красенки.
Е.К. Евдокимова: промысел на кончиках её пальцев
Дом Евдокимовой второй справа, маленький, вросший в землю, но свежевыкрашенный жёлтой краской. Елена Кузьминична принесла из сеней корзину из свежих ивовых прутьев, полную расписных игрушек. Одну за другой мы поставили на стол медведей с зеркальцем, свинку, «люботу», «барынек» с уточкой под мышкой, всадников, оленей...
– Вот, выбирайте, хоть увсе! – В глазах мастерицы загорелись весёлые искорки. На белых игрушках глянцевито блестели тонкие полоски – красная, жёлтая, зелёная. Повторяясь, они «одевали» фигурки в нарядную полосатую одежку.
А парочки, их называют здесь «любота» и «барыньки», были «одеты» в малиновые жакеты. Юбки у женских фигурок расписаны ёлочками, солнышками, треугольничками, а брюки у мужских фигурок – полосатые: это древний графический приём росписи глиняной игрушки.
Обычно у Елены Кузьминичны в работе четыре краски и четыре пёрышка. Сначала мастерица наводит на обожженную игрушку жёлтые полоски и пятна, обводит их красным пёрышком, а затем уже очередь зелёной полоски или синей. «Лимонка, малинка, зелёнка» – так ласково называет она свои краски. А начинает писать всегда с центра, а от него уже развивает роспись дальше, повинуясь своему чутью. А ёлочки, кружочки, солнышки, что она кладёт на юбки «барынек» и спинки свинок, это очень древние обрядовые знаки, так же, как и полоски, призванные по старинному поверью нести духовную силу, способную заклинать любое зло и несправедливость стихийных сил природы.
Елена Кузьминична принесла из-за занавески свежий комок иссиня-чёрного, похожего на пластилин, глиняного теста и положила его на доску. Повеяло сыростью, но запаха не было. Мастерица отделила комочек размером с мячик и стала его выглаживать большим и указательным пальцами правой руки, приговаривая с хитроватой улыбкой:

«Идёт линия – играет глиняная, а медный рог, да бросишь под порог».
Е.И. Лукьянова: последняя из старых мастериц
Повидали мы и другую мастерицу – Евдокию Ильиничну Лукьянову. Она живёт напротив подруги в голубом домике со своим стариком. Хозяйка маленькая, согбенная, с лопатистыми, крестьянскими руками, дав нужные указания мужу, ласково рассадила нас в горнице. Начав разговор, посетовала, что и показать-то ей нечего. Все готовые игрушки увезли в Тулу. Осталось только то, что сама забраковала. И она принесла корзиночку с несколькими яркими потешками.
Мы бережно расставили их на белой скатерти. Игрушки были похожи на только что виденные в доме напротив и в то же время были другие – более мягкие, изящные, более добрые, что ли. Что-то своё –  душу или характер – вкладывали мастерицы в свои изделия, и хотя на каждом из них они ставили свой автограф: Л– Лукьянова и Е –  Евдокимова, но, даже не взглянув на них, можно, пожалуй, сразу определить, чьих рук дело.
И хотя филимоновские игрушки все одинаково полосатые и грациозно удлинённые, при взгляде на них сразу угадаешь, конь перед тобой или корова. В каждой фигурке точно переданы характерные особенности животного. У коня всегда чутко навострены уши. Головы коровок венчают круглые, словно полумесяц, рога. У оленя рога ветвистые, у козлика – бородка. Задняя часть туловища у животных, как правило, бодро приподнята. Хвостики вздёрнуты, это –  свистульки.
Пока  рассматривала игрушки Лукьяновой, она вела разговор о молодых одоевских народных мастерах, хвалила их за прилежание, говорила, что возить им игрушки из Одоева на обжиг в Малые Красенки за четыре километра нескладно, много боя получается. В голосе её чувствовалось беспокойство за судьбу промысла. И беспокойство это было ненапрасным.
Дело в том, что в последнее время филимоновская игрушка стала приобретать бродячий характер. Её стали делать в Москве, Загорске, Туле, Щекине, Запорожье и других местах, а на родине, в Одоевском районе, ей грозила опасность исчезновения.
Н.В. Денисов: не дал исчезнуть промыслу
Первым опасность исчезновения промысла филимоновской игрушки  понял и принял близко к сердцу Николай Васильевич Денисов, художник из Загорского (ныне г. Сергиев Посад) научно-исследовательского института игрушки, уроженец Одоевского района.
Оставив работу в Загорске, Денисов вернулся на родину, чтобы помочь укрепить промысел. Пока живы были старушки, владеющие старинным ремеслом, Денисов надумал собрать вокруг них молодежь и открыть мастерские.
Наиболее надежным виделись ему мастерские не в Филимонове, где даже школу закрыли, а в четырех километрах от деревни, в районном центре Одоеве, где живут теперь дети и внуки бывших филимоновских игрушечников.
Денисов собирал и сплачивал молодых людей, так же, как и он, влюблённых в игрушку. В 1984 г. началось постепенное возрождение филимоновской игрушки группой молодежи и потомственными мастерицами под руководством художника и искусствоведа Н.В. Денисов в соседнем Одоеве. Ему удалось создать небольшой коллектив, куда вошли внучки старых филимоновских мастериц – Лена Орлова, Лена Кошелева, Наташа Князева, а также выпускники-керамисты Абрамцевского художественного училища Ира Левитина, Саша Стуков, Лена Башкирова, Константин Кахеиди.
После длительных хлопот Денисову наконец удалось выбить у местных властей старое купеческое здание для будущих мастерских и убедить Художественный фонд взять его на баланс.
В 1986 г. в промысле  работали старейшие мастера Елена Ильинична Лукьянова и Елена Кузьминична Евдокимова, у которых молодые художники перенимали секреты мастерства.

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Представляем уникальных мастериц  филимоновского промысла Дербенёву Анну Иосифовну, Зайцеву Анну Гавриловну, Евдокимову  Елену Кузьминичну, Лукьянову Евдокию Ильиничну, Анастасию  Александровну Макаричеву.  В трудные для промысла годы они сохранили филимоновскую игрушку, дали ей второе дыхание, возродили промысел вместе с замечательным художником, энтузиастом этого возрождения Денисовым Николаем Васильевичем. Смотрите слайд-шоу «Поколение мастеров филимоновской игрушки».
Источник: http://www.myshared.ru/slide/832103/
Источник: http://www.filimonovo-museum.ru/toy.html
Дербенёва Анна Иосифовна (Осиповна) (1909 – 1990 гг.) д. Филимоново. А.И. Дербёнева – одна из самых известных мастериц филимоновской игрушки и одна из самых заметных в династии. Работа А.И. Дербенёвой «Любота».
Источник: http://www.filimonovo-museum.ru/toy.html
А.И. Дербенёва была большая выдумщица, придумала сюжеты, ставшие сегодня филимоновской классикой – «любота», «умыкание невесты», «подарок» и др. Ей приписывают сюжет «медведь с зеркалом». Работа А.И. Дербенёвой «Наседка».
Источник: http://www.filimonovo-museum.ru/toy.html
Зайцева Анна Гавриловна (1897 – 1985 гг.). д. Филимоново. Биография. Родилась в деревне Филимоново. Член Союза художников СССР с 1971 г. Заслуженный художник РСФСР. Работа А.Г. Зайцевой «Барыня».
Источник: http://www.filimonovo-museum.ru/toy.html
А.Г. Зайцева один из ведущих мастеров промысла, стоящих у его истоков. Произведения хранятся во многих музеях России. Работа А.Г. Зайцевой «Собака».
Источник: http://www.filimonovo-museum.ru/toy.html
Евдокимова Елена Кузьминична, д. Красенки, Тульская обл., одна из старейших мастериц промысла. Работа Е.К. Евдокимовой «Семья на скамейке».
Источник: http://www.filimonovo-museum.ru/toy.html
У Евдокимовой Елены Кузьминичны молодые художники перенимали секреты мастерства. Работа Е.К. Евдокимовой «Павлин».
Источник: http://www.filimonovo-museum.ru/toy.html
Лукьянова Евдокия Ильинична – гордость филимоновского промысла, член Союза художников СССР. Работа А.И. Евдокимовой «Солдат на стуле с гармонью».
Источник: http://www.filimonovo-museum.ru/toy.html
Игрушкой Евдокия Ильинична Лукьянова занималась с детства. Лепила вся их семья - от детворы до стариков. Игрушка выручала в нелегкие голодные годы. Спрос на неё был всегда. Работа Е.И. Лукьяновой «Гармонист на стуле».
Источник: http://www.filimonovo-museum.ru/toy.html
Анастасия Александровна Макаричева – старейший мастер промысла, род. в 1933 г. Анастасия Александровна училась лепить у мамы – Князевой Анны Ивановны.
Источник: http://www.filimonovo-museum.ru/toy.html
Работа А.А. Макаричевой «Козёл».
Источник: http://www.filimonovo-museum.ru/toy.html
Работа А.А. Макаричевой «Гусыня с гусятами».
Источник: http://www.spletnik.ru/blogs/kruto/94065_filimonovskaya-igrushka
Н. В. Денисов родился в 1932 г. в д. Шалимово Одоевского района. Художник-профессионал, член Союза художников России. С 1984 более семи лет за счёт своих средств занимался возрождением на Одоевской земле древней Филимоновской народной игрушки.
Источник: http://www.filimonovo-museum.ru/toy.html
Николай Васильевич Денисов собрал и сплотил молодых людей, так же, как и он, влюбленных в игрушку. Автор статей по народному искусству. В п. Одоев, в деревне Филимоново на доме художника была открыта памятная доска и мастерская-музей.
Источник: http://www.filimonovo-museum.ru/toy.html
Жена Н.В. Денисова Римма Васильевна в мастерской-музее мужа. Фотографии и материалы из домашнего архива.
Источник: http://www.filimonovo-museum.ru/toy.html
Н.В. Денисов на протяжении многих лет организовывал персональные художественные выставки в посёлке и проводил встречи с учащимися школ посёлка и района как художник-живописец, игрушечник и поэт. Работа Н.В. Денисова «Барыня».
МАСТЕРСКАЯ ФИЛИМОНОВСКИХ МАСТЕРОВ «ЛЮБОТА»
С 1 июня 2013 г.  в деревне Филимоново  Одоевского района Тульской области открылась творческая  мастерская  потомственных филимоновских мастеров «Любота».  «Любота» – более раннее название образа «Танция», но в 1960-е гг.  А.И. Дербенёва удачно подобрала название «Любота», которое закрепилось за композицией танцующей пары (барыни и солдата).
Мастерская  создана на территории усадьбы знаменитой филимоновской игрушечницы Авдотьи Григорьевны Дербенёвой, прабабушки Гончаровой А.И. и Орловой Е.А.
В мастёрской можно познакомитесь с филимоновским промыслом и принять участие в  мастер-классах по лепке и росписи филимоновской игрушки вместе с потомственными мастерами трёх поколений.
Здесь сохраняется и продолжается многовековая родословная традиция филимоновской игрушки из династии Карповых, Лукьяновых, Масленниковых, Марченковых, Гончаровых, Орловых на территории исторической родины филимоновского промысла.  Ведь традиции в пластике и росписи филимоновской игрушки передавались из поколения в поколение  на протяжении более чем  четырех столетий: от мамы к дочке, от бабушки к внучке, от свекрови к невестке. Промысел сохранился, пережив самые трудные времена, он не исчез, его не нужно восстанавливать по старинным рукописным книгам. Игрушка жива, она рядом с нами, и мы надеемся, что так будет всегда. Игрушка всегда разная, словно живое существо, в которое каждый мастер вдыхает свою неповторимую жизнь. Жизнь яркую, сочную, наполненную солнцем и положительной энергией.
Творческая мастерская «Любота» в деревне Филимоново  готова  поделиться с  ценителями русской глиняной игрушки всеми её секретами и сделать пребывание гостей интересным и незабываемым.

Адрес  творческой  мастерской «Любота: Тульская область, Одоевский район, деревня Филимоново (дом Дербенёвых) 23.
Телефоны: 8 (910) 580-28-51, 8 (953) 436-36-86
E-mailinfo@filimonovskaya-igrushka.ru
Сайт: http://filimonovskaya-igrushka.ru/

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Сегодня в самом Одоеве открыта игрушечная мастерская. Лепят филимоновскую игрушку несколько семей, продолжающих художественные традиции старинного промысла,– Елена Ивановна Кехаиде,  Константин Николаевич и Платон Константинович Кехаиди,  Орлова Елена Алексеевна, Першин Владимир Борисович, Орлов Роман Вячеславович, Масленникова Валентина Николаевна, Левитина Ирина Константиновна, Дроздовская Елизавета Артёмовна. Открылась мастерская  «Любота» и в самой деревне Филимоново.  Современные мастерицы, сохраняя традиционные приёмы лепки и росписи, стараются разнообразить сюжеты, сделать игрушку более нарядной. Современные мастера продолжают давние филимоновские традиции. Смотрите слайд-шоу «Современные мастера-игрушечники».
Источник: http://www.filimonovo-museum.ru/toy.html
Потомственная мастерица Гончарова Алла Ивановна, правнучка Дербенёвой А.Г., внучка старейшей игрушечницы А.И. Карповой и дочь мастерицы М.Н. Марченковой. Работа А.И. Гончаровой «Чаепитие».
Источник: http://www.filimonovo-museum.ru/toy.html
Гончарова Алла Ивановна народный потомственный мастер филимоновской игрушки, член Союза художников России, член комиссии по народным промыслам при ВТОО СХР. Работа А.И. Гончаровой «Кувшин».
Источник: http://www.filimonovo-museum.ru/toy.html
Кехаиди Константин Николаевич род. 1960 г. В 1980 г. окончил Абрамцевское художественно – промышленное училище, отделение «художественная керамика». Работа К.Н. Кахаиди «Солдат на свинье».
Источник: http://www.filimonovo-museum.ru/toy.html
Кехаиди Константин Николаевич с 1987 г. преподаёт изобразительные дисциплины в Одоевской детской школе искусств. С 1997 года – организатор ежегодного фестиваля народного творчества «Поляна». Работа К.Н. Кехаиди «Солдат с коромыслом и девицей»
Источник: http://www.filimonovo-museum.ru/toy.html
Масленникова Валентина Николаевна род.1936 г. Потомственная мастерица, дочь известной филимоновской игрушечницы А.И. Дербенёвой. Работа В.Н. Масленниковой «Всадница на курочке».
Источник: http://www.filimonovo-museum.ru/toy.html
Масленникова Валентина Николаевна с детства училась в своём доме лепить и особенно тщательно расписывать игрушку. С 1989 г. работает самостоятельно. Работа В.Н. Масленниковой «Емеля на печи».
Источник: http://www.filimonovo-museum.ru/toy.html
Орлова Елена Алексеевна род. 1963 г. Потомственная мастерица, внучка известных филимоновских мастериц А.Ф. Масленниковой и А.И. Дербенёвой, дочь мастерицы В.Н. Масленниковой. Работа Е.А. Орловой «Любота».
Источник: http://www.filimonovo-museum.ru/toy.html
Орлова Елена Алексеевна в 1980 – 1983 гг. работала в мастерской филимоновской игрушки на заводе «Кислотоупор» г. Щекино под руководством А.И. Дербенёвой. В 1984 г. переехала в Одоев для возрождения филимоновского промысла. Работа Е.А. Орловой «Дойная ко
Источник: http://www.filimonovo-museum.ru/toy.html
Кехаиди Елена Ивановна род. в 1958 г. Училась лепить и расписывать филимоновскую игрушку у прославленных мастериц Е.К. Евдокимовой, Е.И. Лукьяновой, А.И. Дербенёвой. Работа Е.И. Кехаиде «Медведь с гармошкой у дерева»
Источник: http://www.filimonovo-museum.ru/toy.html
Кехаиди Елена Ивановна с 2006 г. преподает скульптуру и основы филимоновской игрушки в Одоевской детской школе искусств.Работа Е.И. Кехаиде «Дерево жизни с всадником».
Источник: http://www.filimonovo-museum.ru/toy.html
Дроздовская Елизавета Артемовна род. 1980 г. С детства лепила игрушку под руководством мамы Левитиной И.К. Работа Е.А. Дроздовской «Кот с гармошкой».
Источник: http://www.filimonovo-museum.ru/toy.html
Денисова Римма Васильевна род. 1935 г. В 17 лет вышла замуж за Денисова Николая Васильевича. Поддерживала мужа, который всё свое время и силы тратил на возрождение филимоновской игрушки. Работа Р.М. Денисовой «Солдат с собачкой».
ОСОБЕННОСТИ ФИЛИМОНОВСКОЙ ИГРУШКИ
Филимоновская игрушка, пожалуй, самая древняя в России. Есть дымковская, воронежская, каргопольская и другие, но те  –  это уже точно установлено – гораздо моложе. «Дымке», например, чуть более двухсот лет.  Филимоновская игрушка отличается ещё и тем, что глина, из которой она сделана, удивительно пластична. К тому же её белый или серый цвет не «глушит» краски. Они горят всем многоцветьем радуги. Недаром игрушку называют её любители  называют «маленькой радугой» или «солнышком».
Красота и сила филимоновской игрушки – в языческой древности. За века она не утратила ни одного из своих элементов, которые характеризуют жизнь древних славян. Женская фигурка олицетворяет великую богиню «Природу». Женское начало несло знак добрых сил: Мать – кормилица, Весна, Купава, Берегиня, Лада и т.д.
Доможириха – вот перечень имен и смыслов, которыми народ наделил глиняную женскую фигуру. Этот образ – продолжение рода всего живого. Медведь – один из ведущих персонажей народных сказок – предвещал пробуждение природы, был символом могущества. Олень – изображал удачный брак, тепло и плодородие. Конь – считался слугой Солнца. Впряжённый, он возил по небосводу бога-солнца и приносил людям его благодать. Конь в искусстве языческой Руси имел охранительный смысл и занимал важное место в магии плодородия. Он символизировал как культ солнца, так и воды. В народном искусстве конь – это время, свет, богатырская сила. Птицы – знак воскресения природы, пробуждение земли, рассвета, хорошего урожая, счастливой семьи. Они вестники богини Матери – земли и обязательные спутники женских изображений. Корова символизировала бодрую силу, плодородие и могущество.
Все игрушки можно разделить на несколько групп: люди – солдат, барыня, гармонист,  мальчик на петухе, всадник,  солдат с гусём, любота; животные – олень, корова, конь, баран, козел, собака, кот, лиса; птицы – петух, наседка, павлин, утка;  многофигурные композиции – чаепитие, тройка, карусель, древо, на лавочке, Георгий со змеем.
У барынь обычны высокие юбки колоколом. По сравнению с юбкой верхняя часть туловища кажется маленькой. На голове барыни – шляпка с высоким верхом, иногда и с настоящим куриным пером.
Почти все филимоновские игрушки, независимо от сюжета, – свистульки, не свистят только петухи и индюки. Как правило, свисток расположен сзади, в хвосте зверей и птиц. У барынь и солдат – свистулька в виде курицы под мышкой.

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Филимоновские игрушки трудно спутать с какими-либо другими. У всех игрушек упругие тела, длинные или короткие ноги, вытянутые шеи с маленькими головками.  Например, у барынь высокие колоколообразные юбки с незаметным расширением книзу, верхняя часть туловища по сравнению с юбкой кажется меньше. Маленькая головка заканчивается высокой изящной шляпкой. Забавны игрушки, изображающие длинноногих и вытянутых солдат в характерных костюмах: френч в талию и полосатые штаны. Некоторые игрушки удивляют своей фантазией. Так, среди игрушек есть чудище с головой оленя. В руках у него курица, на спине сидит индюк, а на хвосте – цыплёнок. Особой пластикой отличаются игрушки животные. У баранов, коров и коней маленькие головы на вытянутых шеях, а короткие ноги придают особую устойчивость всем фигурам. Все игрушки очень весёлые, и когда их много  –  это праздник. Когда смотришь на собранные вместе филимоновские игрушки, то невольно появляется радостное настроение. Смотрите слайд-шоу: «Особенности филимоновской игрушки».
Источник: http://www.comgun.ru/repair/4883-filimonovskaya-igrushka.html
Филимоновская игрушка – свистулька «Олень с гармошкой». Вытянутые линии, длинное туловище и коротенькие ножки – всё это отличительные черты данного вида промысла.
Источник: http://www.spletnik.ru/blogs/kruto/94065_filimonovskaya-igrushka
Филимоновская игрушка – свистулька «Медведеца с зеркалом». Одна из традиционных фигурок данного промысла. Медведь по поверьям символизировал силу, мудрость, доброту, покровительство слабым.
Источник: http://www.spletnik.ru/blogs/kruto/94065_filimonovskaya-igrushka
Женская фигурка олицетворяет великую богиню «Природу». Женское начало несло знак добрых сил: Мать – кормилица, Весна, Купава, Берегиня, Лада и т.д.
Источник: http://www.spletnik.ru/blogs/kruto/94065_filimonovskaya-igrushka
Олень – символ удачного и счастливого брака, тепла и плодородия.
Источник: http://www.spletnik.ru/blogs/kruto/94065_filimonovskaya-igrushka
Конь – слуга Солнца. В языческой Руси конь был очень важным символом в магии плодородия. Он символизировал как культ солнца, так и культ воды. Древние славяне считали, что впряжённый конь возил по небу бога-солнца.
Источник: http://www.spletnik.ru/blogs/kruto/94065_filimonovskaya-igrushka
Птицы. Это вестники богини Матери земли. Они обязательные спутники женских изображений. Птицы – знаки воскресения природы, пробуждения земли, рассвета, хорошего урожая, счастливой семьи.
Источник: http://www.spletnik.ru/blogs/kruto/94065_filimonovskaya-igrushka
Корова символизирует плодородие, могущество и бодрую силу.
Источник: http://www.spletnik.ru/blogs/kruto/94065_filimonovskaya-igrushka
Филимоновская игрушка – свистулька «Петушок». Самая популярная форма для глиняной филимоновской игрушки – это птицы. Петушки – излюбленные свистульки у мастериц. Для древних славян образ Птицы всегда символизировал весну.
Источник: http://www.comgun.ru/repair/4883-filimonovskaya-igrushka.html
Филимоновская игрушка – свистулька «Свинья с поросятами». Свинья – это символ удовольствия и материального благосостояния. Свинка с поросятами, выполненная в виде свирели обязательно принесет удачу в ваш дом.
Источник: http://www.comgun.ru/repair/4883-filimonovskaya-igrushka.html
Филимоновская игрушка – свистулька «Барыня с коромыслом». Барыня также является самой узнаваемой фигурой филимоновского промысла. Плавные линии фигуры, выразительное лицо, яркие цвета. Кружочки на юбке являются символом солнца.
Источник: http://www.spletnik.ru/blogs/kruto/94065_filimonovskaya-igrushka
Филимоновские игрушки трудно спутать с какими-либо другими. У всех игрушек упругие тела, длинные или короткие ноги, вытянутые шеи с маленькими головками.
Источник: http://www.spletnik.ru/blogs/kruto/94065_filimonovskaya-igrushka
Особой пластикой отличаются игрушки животные. У баранов, коров и коней маленькие головы на вытянутых шеях, а короткие ноги придают особую устойчивость всем фигурам. Композиция «Собака кормит петуха».
Источник: http://www.spletnik.ru/blogs/kruto/94065_filimonovskaya-igrushka
Все филимоновские игрушки очень весёлые, и когда их много – это праздник. Когда смотришь на собранные вместе филимоновские игрушки, то невольно появляется радостное настроение. Композиция «Чаепитие».
Источник: http://www.spletnik.ru/blogs/kruto/94065_filimonovskaya-igrushka
Игрушка «Любота» сейчас становится символом филимоновской игрушки. Удивительно гармонично соеденив в единую группу привычные фигуры «Барыни» и «Солдата» мастер создал новый образа с метким названием «Любота».
ЛЕПКА ФИЛИМОНОВСКОЙ ИГРУШКИ
Лепят фигурки вручную, затем их несколько раз сушат в натопленном помещении, обжигают в электрической муфельной печи в течение 12 часов при большой температуре (до 800 С) и расписывают без предварительной побелки (местная глина после обжига приобретает ярко-белый цвет). Расписывают игрушки здесь не кисточкой, а гусиным пером, используя анилиновые краски,  разведённые на яйце.
Местная глина  здесь особенная: вязкая, жирная, пластичная. Из неё вытягивают мастерицы всю фигурку сразу – при этом способе лепки, игрушки получаются грациозными, пластичными. Застывая, глина «садится», и тогда приходится снова «подтягивать», приглаживать изделия, отчего их форма еще больше вытягивается и удлиняется. И так происходит несколько раз, пока игрушка совсем не «замрёт». Благодаря этому фигурка утончается и вытягивается, приобретая непропорциональную, но удивительно изящную форму: упругие тела, высокие ноги и непомерно длинные шеи с маленькими головками. Одно животное от другого позволяют отличить только форма головы, рога, уши. После обжига изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет, не требующий последующей грунтовки. После обжига начинают расписывать игрушку. Сначала наводят жёлтые полоски и пятна, потом их обводят красным «перышком», потом зелёным, синим, иногда фиолетовым.

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Филимоновская глина при сушке быстро покрывается трещинами, её приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Пока глина сохнет, игрушку много раз оглаживают, «подтягивают», выравнивая её поверхность. «Подтягивать» и подглаживать её приходится дней пять. С каждым таким подтягиванием игрушки удлиняются в пропорциях. Но красота и оригинальность игрушки не только в особых качествах местной глины, а также в форме и росписи. Народная игрушка в своем первородном виде культовая и обрядовая скульптура, инструмент магии. Она представляет собой явление народного искусства, в котором эстетическое и культовое начала были слиты воедино, и непременно учитывались мастером. Смотрите слайд-шоу «Лепка филимоновской игрушки».
Источник: http://filimonofskay-igrushka.ru/uchimsya_lepit
Сначала мастер придаёт однородному куску глины форму шарика.
Источник: http://filimonofskay-igrushka.ru/uchimsya_lepit
Далее формируется толстый цилиндр путем прокатывания.
Источник: http://filimonofskay-igrushka.ru/uchimsya_lepit
Затем мастер смещает постепенно глину от середины цилиндра к его краям.
Источник: http://filimonofskay-igrushka.ru/uchimsya_lepit
Получается деталь похожая на огрызок яблока.
Источник: http://filimonofskay-igrushka.ru/uchimsya_lepit
Сбоку разделяются выступающие части стеком.
Источник: http://filimonofskay-igrushka.ru/uchimsya_lepit
Мастер начинает лепить ноги коня.
Источник: http://filimonofskay-igrushka.ru/uchimsya_lepit
Дольки нужно обжать со всех сторон, чтобы они вытянулись в виде морковки.
Источник: http://filimonofskay-igrushka.ru/uchimsya_lepit
У основания ноги толстые, а у концов тонкие.
Источник: http://filimonofskay-igrushka.ru/uchimsya_lepit
Мастер ставит коня на ноги и проверяет одинаковой ли они длинны.
Источник: http://filimonofskay-igrushka.ru/uchimsya_lepit
Глина с одного края постепенно превращается в шею.
Источник: http://filimonofskay-igrushka.ru/uchimsya_lepit
Шея должна получиться мощной длинной и гладкой.
Источник: http://filimonofskay-igrushka.ru/uchimsya_lepit
Верхнюю тонкую часть шеи мастер загибает вперед и немного опускает. Это будет мордочка.
Источник: http://filimonofskay-igrushka.ru/uchimsya_lepit
Самый верх шеи делится стеком на две части. Это уши лошади.
Источник: http://filimonofskay-igrushka.ru/uchimsya_lepit
Со стороны спины по всей длине двумя пальцами сплющивается шея. Это будет грива.
Источник: http://filimonofskay-igrushka.ru/uchimsya_lepit
Мастер приступает к изготовлению свистка. Сначала в задней части формируется полость пальцем.
Источник: http://filimonofskay-igrushka.ru/uchimsya_lepit
Затем полость закрывается и выводится мундштук.
Источник: http://filimonofskay-igrushka.ru/uchimsya_lepit
Так прокалывается отверстие и формируется канал-сопло.
Источник: http://filimonofskay-igrushka.ru/uchimsya_lepit
Способов формирования отверстий очень много. Подробно смотрите здесь. Можно просто сделать хвост без свистка.
Источник: http://filimonofskay-igrushka.ru/uchimsya_lepit
Стеком формируются глаза, нос, рот.
Источник: http://filimonofskay-igrushka.ru/uchimsya_lepit
Лошадка тщательно разглаживается и оставляется сохнуть.
РОСПИСЬ ФИЛИМОНОВСКОЙ ИГРУШКИ
Главное, что поражает при взгляде на филимоновскую игрушку, – её смелая роспись. Расписывать филимоновскую свистульку начали только в середине прошлого столетия, когда появились анилиновые краски. Поначалу краски разводили «на полном яйце», и роспись была сочных естественных тонов. К сожалению, она быстро тускнела и жухла. Тогда мастерицы начали использовать ацетон. Краски стали более стойкими, яркими, даже несколько пронзительно – ядовитыми.
Расписывают свистульки прямо по белой обожженной глине, причудливыми полосками – жёлтых, лиловых, зелёных, реже  синих и фиолетовых цветов. Кроме того, мастерицы варьируют цвет. Ложится синий мазок на жёлтый – получается зелёный, красный на жёлтый – даёт оранжевый.
На первом  этапе игрушку «желтят». По белому фону обожжёной игрушки наносят первый цвет  – жёлтый. Это основа для дальнейшей росписи. Расписывают широкой кисточкой. Основные элементы – линии, кружки, полосы. расписывают сегодня филимоновскую игрушку. На втором этапе  используют красный цвет (иногда говорят «фуксированный» или «малиновый») Традиционно называют малинка. Расписывают тонкой кистью (белка, колонок). Линии должны быть тонкими. Роспись ведётся по контуру жёлтого.
Линии в различных сочетаниях рождают солнышки, ёлочки, розетки, геометрические узоры. На третьем этапе  накладывается зелёный цвет (бирюзовый). Традиционно  называется «зелёнка». Линии тонкие. Расписывают тонкой кистью (белка, колонок). Роспись ведётся между красными линиями.
У людей и части животных, как правило, стоящих на двух лапах, кофточки расписывают красным. Лица людей оставляют белыми. Зелёным выделяют глаза, красным – рот.

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Роспись строится по традиционной схеме: сначала накладывают жёлтые полосы и пятна; потом их обводят красным; затем зелёным, синим, иногда фиолетовым.
Лимонка, малинка, зеленка – так ласково называют мастерицы свои краски. Гамма цветового решения почти не меняется. Животные и птицы всегда расписываются по определённой схеме: поперек туловища и шеи идут, чередуясь, разноцветные полоски, и только голова окрашивается одним цветом, чаще зелёным или красным. В раскраске человеческих фигурок – барынь или толстоногих кавалеров – меньше всего уделяется внимание лицам: зелёные, чёрные или синие мазки и точки, изображающие брови и глаза. Малиновые штрихи – рот. Главное – наряд: яркая малиновая кофта, длинная шляпка, две-три цветные каемки на тульи шляпки и вороте платья и пёстрая, вся покрытая небрежно, лихо написанными узорами, юбка – в глазах рябит, как солнышко. Штрихи, веточки, звездочки, розетки, овальные листики, пятна, иногда разделённые полосами, иногда в весёлом беспорядке разбросаны по фону. Смотрите слайд-шоу «Роспись филимоновской игрушки».

Источник: http://www.fresher.ru/2013/04/16/filimonovskaya-igrushka/
В городе Одоеве Константин Николаевич и Елена Ивановна Кехаиди уже 30 лет занимаются производством филимоновской глиняной игрушки. Елена Ивановна лепит заготовки игрушек из глины.
Источник: http://cr2.livejournal.com/198717.html
Константин Николаевич Кехаиди занимается росписью уже обожжёной в печи игрушки.
Источник: http://cr2.livejournal.com/198717.html
Ещё недавно в одном из оврагов в Филимоново можно было увидеть развалины большого горна – гончарной печи. Теперь же игрушки обжигают в электрической печи.
Источник: http://cr2.livejournal.com/198717.html
Игрушки перед обжигом в электрической печи.
Источник: http://cr2.livejournal.com/198717.html
Стадии изготовления филимоновской игрушки.
Источник: http://cr2.livejournal.com/198717.html
Игрушки перед росписью обжигают, они становятся вот такими белыми.
Источник: http://cr2.livejournal.com/198717.html
Игрушка после печи посветлела, теперь нужно её раскрасить анилиновыми красками. В промысле используются 3 цвета – жёлтый, малиновый и зелёный. Очень редко фиолетовый и синий. Жёлтый является основным. Его наносят широкими кистями и достаточно грубо.
Источник: http://cr2.livejournal.com/198717.html
Раскраска зависит от фантазии автора. Правда у игрушек есть и общие черты, определённые узоры и росписи – зигзаги, ёлочки, солнце, ягоды. Когда-то это связывалось с язычеством и оберегами, теперь – традиционный рисунок.
Источник: http://cr2.livejournal.com/198717.html
После жёлтого идёт малиновый цвет. Все краски прозрачны в своей основе, что даёт возможность получать разные цвета из-за наложения слоёв
Источник: http://cr2.livejournal.com/198717.html
Лица либо не прорисовываются вообще, либо наносятся небольшими штришками. Это связано с тем, что в древности боялись сглазить человека, нарисовав лицо. Своеобразные куклы Вуду.
Источник: http://cr2.livejournal.com/198717.html
Наконец наносится заключительный, зелёный цвет. Его меньше всего. Раньше цвета выбирали исходя из того, что было под рукой.
Источник: http://cr2.livejournal.com/198717.html
Основные герои – барышни, всадники, солдаты и звери. Кстати, каждая игрушка – это свистулька. Не делают их только в петухах и индюках.
Источник: http://www.fresher.ru/2013/04/16/filimonovskaya-igrushka/
Готовая игрушка. С праздником!
СИМВОЛЫ ФИЛИМОНОВСКОЙ ИГРУШКИ
В филимоновской игрушке мы видим символы солнца, земли, воды, плодородия. Знаки солнца – очень многообразны и изображаются кружками с лучами, даже есть изображение ночного солнца. Знак воды – полосы в виде треугольников. Дождь обозначается прерывистыми линиями.
В филимоновской росписи мастера по-своему показывают близость к природе. Они пропустили через свое мироощущение все образы и символы и показали в росписи свое восприятие мира.
Есть предположение, что в самой композиции филимоновской игрушки, принципах создания «записаны» представления древних славян о мироздании. Три круга (или эллипса), составляющие основу многих игрушек из Филимонова, якобы символизируют Время, Пространство и Вечную Материю. Вот такая троица.
В истории человечества искусство создания глиняных фигурок с цветной росписью известно с глубокой древности. Изначально такие фигурки представляли собой воплощение языческих божеств – плодородия (женская фигура), богатства (рогатые животные), солнца (конь, всадник, петух, олень), воды «земной и небесной» (уточки), а также магических покровителей  – леса (медведь) или домашнего очага (конь). Цвета росписи тоже имели магическо-символическое значение: красный – солнца, зелёный – жизни, белый – гармонии, синий – небесный. Через столетия древние культовые фигурки трансформировались в бытовые предметы – обереги, игрушки – и стали предметами домашнего ремесла.
В филимоновской игрушке мы видим, что единство природы, выразилось в особой форме зверей и птиц. Воображение мастера наделяло вещи чертами живого мира, у животных подчеркивалось то, что свойственно самому человеку.
В русском народном искусстве нет устрашающих изображений, нет ужаса, нет зла. Эти замечательные черты, оказывается, тоже имеют древние исторические корни. Множество удивительных мотивов, образов создают филимоновские мастера – игрушечники, и за каждым из них стоит большой мир, частью которого воспринимает себя человек. Источником творчества народных умельцев является любовь к природе, доброта и щедрость души.

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
В незатейливых узорах выражается древняя символика крестьянской религии. Круг –  солнце, треугольник   земля, ёлочки – символ растительности и плодородия. Все узоры напоминают о связях человека и природы. По старинному поверью, символы в узорах несли духовную силу, способную защитить от зла и несправедливости. Главное в игрушке – свисток. В хвосте зверей и птиц. У барышень свистульки спрятаны в кувшины, у солдат в гусей. С его помощью предки-язычники отпугивали дьявола, нечистую силу. В него свистели на похоронах, его закапывали в могилу вместе с покойником. Полна языческих символов и красочная роспись игрушки. Смотрите слайд-шоу «Символы филимоновской игрушки».
Источник: http://refdt.ru/docs/445/index-36513-1.html?page=4
В филимоновской игрушке мы видим символы солнца, земли, воды, плодородия. Знаки солнца – очень многообразны и изображаются кружками с лучами, даже есть изображение ночного солнца.
Источник: http://refdt.ru/docs/445/index-36513-1.html?page=4
Полоски и ёлочки – древние обрядовые знаки. Ёлочки – символ растительности и плодородия. Все узоры напоминают о связях человека и природы.
Источник: http://refdb.ru/look/2265726.html
Знак воды – полосы в виде треугольников. Дождь обозначается прерывистыми линиями. В филимоновской росписи мастера по-своему показывают близость к природе. Они пропустили через свое мироощущение все образы и символы и показали в росписи своё восприятие мир
Источник: http://refdb.ru/look/2265726.html
Начинали рисовать мастерицы всегда из центра узора. Все эти узоры напоминают о связи человека и природы. Основные узоры филимоновской росписи.
Источник: http://pandia.ru/text/77/385/29697.php
Узоры на одежде говорят о самом главном – о связи человека с природой. Филимоновские узоры на хвостах и юбках.
Источник: http://www.labirint.ru/screenshot/goods/81175/6/
Источник: http://www.myshared.ru/slide/356016/
Источник: http://pandia.ru/text/77/385/29697.php
Филимоновские узоры – цветы. В древней Руси от сил природы зависело благополучие человека. Поэтому для человека было характерным поэтическое одушевление сил природы, наивная вера в добро и зло.
Источник: http://www.liveinternet.ru/community/lj_hobbyportal_ru/post308050494/
Источник: http://ppt4web.ru/tekhnologija/raspisnye-igrushki.html
Источник: http://festival.1september.ru/articles/630232/
Источник: http://nashenasledie.livejournal.com/1186304.html
«Детский» стиль (солнышко, растительные орнаменты), радостные природные цвета (малиновый, зелёный, жёлтый цвета), старинные деревенские сюжеты – это те элементы, которые характеризуют древнюю филимоновскую игрушку и по сей день.
МУЗЕЙ «ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА»: СВЯЗЬ ВРЕМЁН
В октябре  2009 г.  в старинном городе Одоеве Тульской области открылся музей «Филимоновской игрушки». В экспозиции музея представлены, как филимоновские игрушки, так и образцы из других регионах России и даже из-за рубежа.  В  музее есть редкие уникальные фото и архивные материалы о жизни и творчестве прежних и нынешних мастеров. Композиции в музее удачно дополняются подлинными предметами крестьянского обихода. Здесь можно увидеть загадочных животных А.Ф. Масленниковой, одухотворённых глиняных кукол Л.Г. Зайцевой, ласковых зверей А.Г. Карповой, свистульки Е.К. Евдокимовой и других замечательных мастериц. В экспозиции музея представлены работы прославленных мастериц Дербенёвой Анны Иосифовны, Лукьяновой Евдокии Ильиничны, Евдокимовой Елены Кузьминичны. С отдельными работами можно познакомиться на  представленных здесь фотографиях.
Для общего представления об искусстве русской игрушки показана в музее и другая, тоже народная: романовская, суджанская, хлудневская воронежская, кожлянская, скопинская и даже копии греческой игрушки 1400 – 1100 гг. до н.э.
Ну и конечно в музее можно не только посмотреть готовые игрушки, но и увидеть процесс её создания, а при желании и самому попробовать свои силы. Возьмите в руки комок мягкой синей глины и ощутите её энергию. Прислушайтесь к её внутреннему голосу и вдохните в неё жизнь, создав коня, уточку или петуха.
Приглашаем всех, кто интересуется родной историей и культурой  родного края и Отечества окунуться в удивительный мир древнего русского промысла и ощутить  через игрушки  как дыхание столетий прошедшей эпохи, так и ритм сегодняшнего времени.

Адрес музея «Филимоновской игрушки»: Тульская область, пгт. Одоев, ул. Сильверстова, д. 11., Телефоны: 8 (48736) 4-17-24, 8 (910)151-07-70
E-mail: yarilonews@mail.ru
Сайт: http://www.filimonovo-museum.ru/museum.html
ОДОЕВСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ: «ПРОМЫСЛУ – ЖИТЬ!»
С начала 1990-х гг. в Одоевской школе искусств был открыт спецкурс «Филимоновская игрушка». В Одоевской школе искусств детям стали преподавать лепку филимоновской игрушки и гончарное мастерство.
Результатом  культурно-просветительской деятельности  этих отделений стало награждение  Почётными грамотами  Министерства образования и культуры Тульской области преподавателей Кехаиди К.Н., Усковой С.Ю. и директора школы Елизаровой О.М. А  за многолетнюю работу по эстетическому воспитанию подрастающего поколения и  вклад в сохранение традиций народного промысла  «Филимоновская игрушка» коллектив преподавателей Одоевской детской школы искусств был награждён  Почетной грамотой Тульской областной Думы. И вот новое достижение:
Художественное отделение Одоевской школы искусств получило президентский грант за «Популяризацию и развитие уникального старинного филимоновского промысла».
200 тысяч рублей гранта  были  использованы на приобретение новой печи для обжига керамики и раскатчика для глины – высокотехнологичного импортного оборудования, которое применяется не каждый день, но делает более лёгким процесс изготовления любимых изделий филимоновского промысла.
Одарённые  дети  в Одоевской школе искусств  сполна используют богатейший опыт таких одоевских мастериц и мастеров, как Валентина Масленникова, Елена Орлова, Владимир Першин, Роман Орлов и др. Создана школьная компания «Мозаика», где ребята занимаются изготовлением филимоновской игрушки. Сейчас уже с уверенностью можно заявить  «Промыслу – жить!».

Адрес МКОУ «Одоевская детская школа искусств»: 301440, Тульская область, п. Одоев, ул. К. Маркса, д.38
Тел.:  8 (48736) 4-22-49
Е-mail:Odoev.odshi@yandex.ru

 
ФЕСТИВАЛЬНАЯ ПОЛЯНА РЕМЁСЕЛ
Ежегодно, в июле месяце, вблизи деревни Филимоново Одоевского района проходит фестиваль народного промысла «Поляна», ставший своеобразной школой ремёсел.  Идея фестиваля родилась случайно. По словам организатора фестиваля, Константина Кехаиди, когда-то, они с учащимися школы искусств, приезжали сюда из Тулы за глиной. Добыча необходимого для творчества материала занимала 4 – 5 дней, и вечерами, что бы чем-то себя занять, ребята лепили из глины. Так и родилась идея организации фестиваля, где желающие смогли бы перенять навык лепки из глины. На фестиваль приезжают участники из Липецка, Рязани, Калуги, Москвы, Тулы, Бийска.
Взрослые и дети знакомятся с народными промыслами, древними художественными ремеслами, участвуют в мастер-классах по лепке филимоновской, хлудневской, скопинской, романовской, липецкой, сапожковской, рязанской игрушки. Чередуются древние и современные ремесла, обучение гончарному ремеслу и батику, плетение из лозы и бересты, фольклор и народные игры. Фестиваль весело живет и активно работает в течение недели. В программе фестиваля конкурсы, концерты, выставка и ярмарка декоративно-прикладных изделий. Фестиваль проводится ежегодно в июле и собирает любителей художественных ремесел всех возрастов.
Кроме самого популярного на фестивале обучения гончарному делу, здесь можно узнать, как расписывать стекло, изготавливать самые разные изделия из кожи, и многому другому. Фестиваль «Поляна» выполняет важную роль в сохранении наших культурных традиций, сберегая знания народных промыслов, существовавшие, с незапамятных времен, на территории нашего многонационального государства.

Тел. организаторов феститваля «Поляна»: 8 (906) 537-62-70 – Константин Кехаиди.
E-mail: konstantin@filimonofskay-igrushka.ru
Сайт: http://filimonofskay-igrushka.ru/

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Именно на фестивале, можно увидеть весь процесс изготовления гончарных изделий. Начиная лепкой и заканчивая обжигом в бумажной печи. Только в такой, специально оборудованной, печи, изделия из глины обжигают двумя способами: либо помещая изделие в опилки, либо обмазывая его жидким тестом. Обработанная такими способами глина, приобретает мраморный оттенок, а изделия из нее, своеобразный черный цвет.
На фестивале, можно не только самому научиться создавать прекрасные изделия народного промысла, но и продать их на ярмарке, расположенной в центре «фестивальной» поляны, а так же купить понравившиеся вам произведения искусства. Смотрите слайд-шоу «Фестиваль народного промысла  «Поляна».

Источник: http://filimonofskay-igrushka.ru/festival-polyana---foto
Ежегодно, в июле месяце, вблизи деревни Филимоново Одоевского района, проходит фестиваль народного промысла «Поляна». На фото дети лепят древний горн.
Источник: http://filimonofskay-igrushka.ru/festival-polyana---foto
Поляна фестиваля. На фестиваль приезжают участники из Липецка, Рязани, Калуги, Москвы, Тулы, Бийска и др. мест.
Источник: http://filimonofskay-igrushka.ru/festival-polyana---foto
Мастер-класс лепки игрушки
Источник: http://filimonofskay-igrushka.ru/festival-polyana---foto
Вот такой получается конь.
Источник: http://filimonofskay-igrushka.ru/festival-polyana---foto
На фестиваль приезжают семьями.
Источник: http://filimonofskay-igrushka.ru/festival-polyana---foto
Всего лишь кусок глины, но за ним столетия истории и целый пласт культуры русской земли.
Источник: http://filimonofskay-igrushka.ru/festival-polyana---foto
Фестиваль позиционируется как «детский». Но чувствуется, что основные «дети» здесь – взрослые…
Источник: http://filimonofskay-igrushka.ru/festival-polyana---foto
Дети на фестивале чуть лбами не сталкиваются: до того всё так интересно и показательно.
Источник: http://filimonofskay-igrushka.ru/festival-polyana---foto
Дети на фестивале лепят игрушки по-взрослому: «резиновой штучкой» спрыскивают глину, чтобы не слипалась.
Источник: http://filimonofskay-igrushka.ru/festival-polyana---foto
В таких палатках гости фестиваля продают продукцию народных промыслов своих городов.
Источник: http://filimonofskay-igrushka.ru/festival-polyana---foto
Самые юные участники фестиваля.
Источник: http://filimonofskay-igrushka.ru/festival-polyana---foto
Горн для обжига в форме Кощея Бессмертного.
Источник: http://filimonofskay-igrushka.ru/festival-polyana---foto
Горит горн.
Источник: http://filimonofskay-igrushka.ru/festival-polyana---foto
Ещё один фестивальный горн с нарисованными древними символами филимоновской игрушки.
Источник: http://filimonofskay-igrushka.ru/festival-polyana---foto
Обжиг игрушек в горне.
Источник: http://filimonofskay-igrushka.ru/festival-polyana---foto
Участники фестиваля разбирают свои игрушки после обжига в горне. Из чёрно-сёрых они стали белыми.
Источник: http://filimonofskay-igrushka.ru/festival-polyana---foto
Тут же, на фестивале, можно уже купить домой готовую филимоновскую игрушку.
Источник: http://filimonofskay-igrushka.ru/festival-polyana---foto
На всю жизнь дети сохранят память о фестивале: «змей-горыныч» горн, слепленная из куска глины игрушка, новые друзья, песни фестиваля…
          * * *

Ты откуда пришла к нам такая?
Вся простая, без хитрых затей.
С длинной шеей и расписная,
Для игры и забавы детей.
Я тебя полюбил в раннем детстве –
Мастерицею бабка была.
Ты ко мне перешла по наследству
От красивых людей из села.
Для тебя не страшны расстоянья.
Ты – от предков далёких времён.
Эти глиняные изваянья –
Колокольной Руси перезвон.
                          Н. Денисов