|
Абашевская игрушка
Фильм об энтузиастах старинного промысла.
1.
Абашевская игрушка
Фильм об энтузиастах старинного промысла.
2.
Приглашаем в Абашево!
Село Абашево Спасского района Пензенской области – родина знаменитой абашевской игрушки. Абашевский промысел имеет многовековую историю. Игрушки из глины, ярко разукрашенные и умеющие свистеть, имели в давние времена не только бытовое, но и символическое
3.
Абашевская игрушка
4.
Приглашение в Абашево
Абашевский промысел имеет многовековую историю. Прославили село мастеровые люди – горшечники и дудочники.
5.
Абашевские мастера привезли игрушки в Москву
Выставка народных художественных промыслов России проходит в Москве. 1260 мастеров и художественных коллективов привезли в столицу свои изделия. Ещё никогда ярмарка не была так популярна.
6.
Бренды Пензенской области: Абашевская игрушка
ГЛИНЯНЫЕ ИГРУШКИ НА РУСИ
Истоки игрушки лежат в глубокой древности. Когда человек относился к природе как к своей матери. Это было связано с полным признанием её родительского могущества, поклонением её живому ритму и плодородию. Природа одинаково справедлива для всех своих царств (минерального, растительного, животного, человеческого и высших). Высшие её силы в виде богов заботились о нижестоящих, и проявлялись во всех этих царствах.
Например, богиню любви и семейного благополучия Ладу (Роженицу) почитали и как берёзку, и как белую лебедь, и как девственную чистоту в женщине. Другую богиню Макошь (ма-мать, кош-судьба) – богиню Судьбы, почитали и как Мать-Землю, и как великую небесную Мать – с рогом изобилия в руках (звёздный ковш); а также как медведицу (отсюда название созвездия). Обереги и статуэтки этой богини делались самые разные, из разных материалов. По сути, это и были первые игрушки. Через них с божествами разговаривали, просили о помощи, доверяли свои чаяния. Если просили о приплоде в стаде – лепили из глины рядом с богиней животных, а если молили о ребёнке – с младенцем на руках. Эти традиции вылепливания глиняных изображений богов остались среди населения даже после того, как Русь стала христианской. А для того чтобы избежать нареканий со стороны церкви, люди стали называть фигурки игрушками. Время шло, и глиняные фигурки постепенно утрачивали свой религиозный смысл. Теперь они действительно стали игрушками и использовались для украшения дома и развлечения детей. Глиняные игрушки изображали уже не богов, а привычные вещи, обычных людей и животных. Изменилась и усовершенствовалась также и технология производства глиняных игрушек. Существовали специальные промысловые центры, известные и по сей день, например, каргопольские, дымковкие, филимоновские и т.д. Такие игрушки являются символами русской культуры и имеют свои индивидуальные отличительные особенности, повествующие о культурном наследии нашей страны. ИСТОРИЯ АБАШЕВСКОЙ ИГРУШКИ
Известный по всему миру русский художественный промысел – абашевская игрушка – возник в Спасском уезде, который теперь Спасский район Пензенской области. Начало истории абашевской игрушки относится к XIX в., когда на базе гончарного ремесла возникло производство игрушки.
В середине XIX в. абашевские мастера делали только чёрную посуду, которая не выдерживала конкуренции с изделиями ближайших гончарных центров. Положение спас отходник Тихон Ечкин. Он, будучи на заработках, выведал и принёс в родное село рецепт поливной посуды. С тех пор абашевские мастера стали покрывать посуду зелёной глазурью. Копка глины шла в холодное время года, с ноября по март, когда земля промерзала и была меньше вероятность обвала. Каждая яма имела глубину в 14 – 18 аршин (до 13 метров). Пласт глины на достаточной глубине разрабатывался по горизонтали «печками», достигавшими в диаметре двух метров. Глину со дна ямы поднимали на «полатья». Восемь рабочих копали яму 20 дней, давая морозу ночью «схватить» стенки, чтобы избежать обвалов. Нередки были случаи, что гончаров в «печке» задавливало насмерть. Разработка одной ямы занимала два месяца. Кроме того, среди мастеров были узкие специалисты – игрушечники. Игрушки делали в 12 хозяйствах кустарей. Они выделывали самые разнообразные фигурки по принятым исстари образцам. Некоторые отходили от устоявшихся форм, стараясь осовременить изделие. Некоторые сами придумывали игрушки. Больше всего делали свистульки, а также кукол, баранов, козлов, коров, собачек, петушков, всадников, барынь, каждый художник-мастер пропускал эти образы через себя, свою душу, в результате чего рождались неповторимые одухотворенные очеловеченные образы. Секреты лепки и обжига передавали в семьях из поколения в поколение, от отца к сыну. Обучать начинали с 8 лет. Таким образом, образовались целые династии гончаров и дудочников. Абашево не было обычным селом. Особенность его проистекала из староверческого большинства его жителей. К 1885 г. число староверов превысило 830 человек. Старой веры они держались крепко. Раскольнический характер населения отразился на жизни сельчан. Старообрядцы охотнее занимались домашними видами промыслов, так как отходничество неизбежно влекло за собой общение с иноверцами. Раскол же требовал соблюдения строгих правил: пользование отдельной посудой, своей постелью и т.п. Возможно, этим объясняется большее распространение гончарства среди староверов. Влияние религиозных убеждений особенно явно проявилось в изделиях абашевских дудочников. Они любят изображать золоторогого оленя с фантастическими рогами, напоминающими лестницу. Это отражение мифологии старообрядцев: лестница ведёт к богу. Отрицание староверами институтов государственной власти привело к появлению таких, вовсе не игрушечных мотивов, как городовой с двумя петухами – взятками под мышками, или страж отечества – мздоимец. Эти сатирические мотивы игрушек по-прежнему преобладают в промысле. Абашевский промысел в начале ХХ в. стал значимым экономическим и культурным явлением губернии. Игрушки из глины абашевских мастеров экспонировались в Москве, Лондоне, Париже. НИКОЛАЙ ЦЕРЕТЕЛИ: ОТКРЫЛ МИРУ АБАШЕВСКУЮ ИГРУШКУ
Первая мировая война 1914 – 1918 гг., последующие социальные потрясения и катастрофы, экономические катаклизмы и кризисы отрицательно сказались и на абашевском народном промысле. Но как ни сурова была жизнь, в народе не умирала тяга к прекрасному. Во все времена находились люди, которые за безделицу отдавали последнюю копейку, или тратили её, чтобы доставить радость ребенку. Потому и тянулись на местные ярмарки и базары подводы с нехитрой поклажей – изделиями местных гончаров и дудочников, налепивших забавных котов и оленей с золотыми рогами, оглашавших округу переливчатым свистом.
В эти нелёгкие времена в городе Спасске Пензенской губернии появился гость из Москвы, душа которого возликовала при виде бесхитростных творений абашевских дудочников. То был знаменитый по тем временам столичный артист драмы Н.М. Церетели. Церетели выдвигали в ряд выдающихся исполнителей прекрасные внешние данные, богатый голос, сценическая пластика, темперамент. Говорят, если человек талантлив, он талантлив во всем. В 1933 году издательство «Академия» выпустило его книгу «Русская крестьянская игрушка» с предисловием А.В. Луначарского. Это серьезное исследование, без ссылок на которое и сегодня не обходятся авторы публикаций на эту тему. Автор в книге рассказал, как он стал собирателем и исследователем крестьянской игрушки. По его словам, однажды он оказался на ярмарке у стен старинной Троице-Сергиевской лавры, в Сергиевом Посаде, одном из знаменитых центров производства народной игрушки. Там он увидел на прилавке Щелкуна – давно забытую игрушку своего детства. Постепенно у него сложилась коллекция игрушек, которую он регулярно пополнял, выезжая на гастроли по России и за её пределы. Церетели принадлежит приоритет открытия для искусствоведов абашевской игрушки. Вот как он пишет об этом: «… есть среди мастеров-кустарей художники, кои в работу над игрушкой вкладывают все то, что радует и поражает их глаз, все свои жизненные наблюдения, претворяя их своей творческой фантазией в условно художественные формы. У меня был приятель – гончар в Пензенской губернии, я часто покупал у него игрушки». Этим приятелем был абашевский дудочник Ларион Флорович Зоткин, который вдохнёт новое веяние в абашевский промысел. Церетели обессмертил имя простого абашевского дудочника Лариона Фроловича Зоткина. Творчество Лариона Зоткина дало иное направление абашевским свистулькам. Олени, козлы, бараны, коровы Зоткина едва ли соответствовали представлениям о реальном облике этих животных. Длинные шеи с маленькими головками, увенчанные, точно коронами, рогами разного силуэта, круглые дырки-глаза и рты, экспрессивные морды – характерные особенности старой абашевской игрушки – выступают в новом облике и содержании. СОВЕТСКАЯ АБАШЕВСКАЯ ИГРУШКА
Перед революцией 1917 г. Наровчатским земством было подготовлено решение об ассигновании бюджетных средств на расширение промысла. Но сбыться планам не пришлось. В конце двадцатых годов ХХ в. абашевская игрушка приобретает большую известность благодаря талантливому мастеру из села Абашево Лариону Зоткину. Ларион Зоткин стал популярным как автор целого ряда причудливых игрушек в виде животных: львов, собак, медведей. В это время складываются характерные для абашевских мастеров скульптурные приёмы и особенности росписи.
В 1930-е гг. в с. Абашево организована гончарная артель. Из рассказов абашевских ветеранов, можно установить, что в начале тридцатых годов иссякли запасы материалов для глазури, приобрести их стало невозможно – страна переживала трудности, а тут деревенскую кооперацию буквально заполнили всевозможных цветов масляные краски; на них абашевские мастера и переключились, им они даже по душе пришлись. Поначалу обожженные изделия расписывались маслом, а поверх покрывались лаком; когда же широкое распространение получили эмалевые краски, перешли на них – излишен стал этап лакирования. В феврале 1962 г. на Беднодемьяновской фабрике управления бытового обслуживания области начали осваивать производство «образцов майоликовых изделий». В начале 1963 г. на фабрику прибыли выпускники Гжельского керамического техникума Михаил Сергеевич и Валентина Давыдовна Боровые, технологи, и художник-керамист М.К. Якупов. Основным сырьем служила абашевская глина, которая вместе с доломитом и другими добавками измельчалась в шаровых мельницах. Уже в середине 1970-х гг. изделия беднодемьяновских керамистов шли во многие города страны: от Калининграда до Иркутска, демонстрировались на зарубежных выставках в Болгарии, Италии, Швейцарии. Это означало, что удалось найти свой стиль изделий, уходящий корнями в местные традиции народного искусства. Сделали это абашевские мастера гончарного дела Зоткины на рубеже 1960-70-х гг. Директор цеха Е.И. Агафилушкин уговорил в 1969 г. вернуться к работе с глиной старого мастера Акинфия Фроловича Зоткина (1883 – 1974 гг.), который в ту пору добирал восьмой десяток лет. Он положил начало производству на фабрике глиняных свистулек – дудок, изготовляя их руками, как это делали исстари. За время работы на фабрике Акинфий Фролович изготовил шесть тысяч свистулек. Его изделия, традиционные для абашевского промысла, в отличие от деревенских, были покрыты разноцветной поливой, что выделяло их из поделок других мастеров. Его сменил на фабрике Тимофей Никитович Зоткин, чья деятельность принесла абашевским умельцам всероссийское признание. Модели Зоткина практически сразу были запущены в производство, а некоторые продолжали тиражироваться и после смерти мастера. В 1969 г. Абашево впервые посетил страстный коллекционер, горячий пропагандист народной игрушки Г.М. Блинов. Геннадий Михайлович так вспоминал о тех годах: «В Пензе я встретил энтузиастов, ратущих за возрождение и расширение абашевского промысла. Мы приходили к единому мнению, что необходимо навсегда оставить мысль, что абашевская игрушка нуждается в какой-то модернизации, в заимствовании приёмов лепки и росписи иных промыслов». С 1972 г. традиции и стиль абашевских дудочников продолжили Т.Н. и В.А. Зоткины, И.Ф. и П.И. Краюшкины, В.В. Челышев, И.И. Зюзенков, наметившии новые пути развития народного промысла. Керамическая фабрика стала работать стабильно, её изделия пользовались спросом в области и за её пределами. В Беднодемьяновске (ныне г. Спасск) был организован музей народного творчества, в селе Абашево – керамическая лаборатория. В 1992 г. фабрика выделилась в самостоятельное предприятие, была приватизирована и переименована в товарищество с ограниченной ответственностью «Абашевская керамика». ДИНАСТИИ АБАШЕВСКИХ ИГРУШЕЧНИКОВ
Династия Зоткиных
Сегодня ещё можно проследить династии гончаров (на фото: Акинфий Фролович Зоткин (1883-1974)), внёсших заметный вклад в развитие промысла. Конечно, это Зоткины: Ларион Фролович и Акинфий Фролович, от которых пошли самые знаменитые представители династии Зоткиных – Ларион и Тимофей Зотниковы, о них рассказывалось выше.
Их отец родился в 1830 г., а внуки и правнуки живут в наши дни. Степан Акимович Зоткин – правнук, не забыл ремесло дудочника, а Евдокия Акинфиевна Сосновикова, урождённая Зоткина, – внучка, 1918 г. рождения, несмотря на возраст, всегда держала наготове глину, чтобы вылепить свистульки, такие же, как делал её отец, Акинфий Фролович, и знаменитый дядя, которого она хорошо помнила: – Заходил Ларион в овчином полушубке, приносил подарки – семечки и полный горшок конфет, – вспоминает Евдокия Акинфиевна Сосновикова, урождённая Зоткина.– Он делал игрушки, его отец – горшки. Сеяли все: рожь, овёс, горох. Ларион больной, больше сидел дома, а Акинфий работал в поле… Отец в колхоз не вступал, занимался дудками. Как мы живы остались!? Мучили нас. Мы по 200 игрушек наделаем, а их отберут у нас в счёт налога, ссыпят в мешок. – Ведь побьёте всё, оставьте мне, – просил отец. – Продам их – детей накормлю и налог внесу… Почешут затылки, иногда отдадут. Тогда скорее все садимся и целую ночь при моргунках красим. Крыли по разному: «бабской» краской из трав с яйцом и молоком – за два раза, а большие работы крыли лаком. Труднее было работать с масляной краской и эмалью… Каждый из Зоткиных внёс в развитие абашевской игрушки неоценимый вклад. Но в Ларионе Зотникове, пожалуй, соединились все лучшие черты династии игрушечников. Тип абашевской игрушки, что существует сейчас, был создан в 1930-е гг. Его автором и считается мастер Ларион Зоткин. Собиратель малой народной пластики Н.М. Церетели (1890 – 1942 гг.) так пишет о своей встрече с этим незаурядным умельцем: «Я помню, например, как я спросил его, что означает игрушка, изображавшая, очевидно, офицера в парадной форме, держащего подмышкой какую-то птицу. Глаза Лариона Зоткина, так звали кустаря, как-то робко вздрогнули, и он, застенчиво улыбаясь, сказал: «А это офицер украл петуха»…Известность, которую приобретает промысел в конце 1920-х гг., связана именно с именем Лариона Зоткина, талантливого мастера из села Абашево, автора многих интересных игрушек: сказочных львов, причудливых собак, забавных медведей… Тимофей Зоткин
Самый известный представитель династии Зоткиных – Тимофей Никитович Зоткин. Его работы украшают такие пензенские музеи как Пензенская областная картинная галерея им. К. А. Савицкого и Музей народного творчества (всего в коллекции музея 81 единица хранения абашевской, в т. ч. зоткинской игрушки; в беднодемьяновском филиале – 523 единицы хранения). Есть его произведения и в музеях г. Сергиев Посад: художественно-педагогическом музее игрушки и Сергиево-Посадском государственном историко-художественом музее-заповеднике, куда передал часть своей личной коллекции Г.М. Блинов. Есть они, по слухам, даже в парижском Лувре. Как написано о Тимофее Никитовиче в статье «Сердце художника»:
«Зоткин впитал в себя самое лучшее, что скопили односельчане. Впитал, а потом развил и преумножил». Родился он в 1930 году. «Вся семья, – говорит он, – при игрушке состояла, – отец, мать и брат с сестрой; кто лепил, кто красил. Тоже и я около отца вертелся. С трех лет силы пробовать стал, а с шести в запряжку взошел. В Отечественную не до игрушки было, тяжко, голодно жилось. Войне конец пришел, в армии положенное отбыл, а вскорости и сам в «делаки» заделался...» Помимо традиционных игрушек – птиц, оленей, коров, барынь, всадников, Т.Н. Зоткин лепил посуду и декоративные вазы, украшенные фигурками животных и птиц. Хранятся в Пензенском музее народного творчества и весьма оригинальные скульптуры, созданные мастером. Это два «барана», покрытые не то чешуёй, не то шерстью, с витыми рогами, и мордами, напоминающими бородатые человеческие лица; сделанный почти в натуральную величину кот, тоже в чешуе, с усами и бородой; густо-шоколадная корова, окрашенная таким образом, что кажется покрытой шерстью; ярко-красный олень с рогами-«ёлочкой»; терракотовая лисичка, а платье в нарядном переднике, с корзиной и петухом в «руках»; её «товарка» – корова, тоже в платье, из-под которого видны ножки с копытцами, и с медальоном на шее. В медальоне проставлена (1984 г.) и подпись автора. Очень интересна описанная Г. Блиновым копилка «Коронованный баран» – «символ тупоголовой деспотии и произвола монархии», воплощённый в коронованном и вооружённом до зубов баране. Интересно, что баран этот наделён совершенно человеческим лицом, слегка напоминающим портреты императора Александра III. «Близкий родственник» упомянутого барана – скульптура «Городовой» – хранится в Пензенском музее народного творчества. Тимофей Зоткин был мастером с большим чувством юмора. Свистульке «Козёл» с человеческим лицом он дал имя «Городовой». А как он рассказывал! «Выносили мы на базар дудку и куклу. Да вот не покупали девочки куклу – свиста не было. А ребятишкам так погудеть хочется! Вот деды и сунули кукле подмышку свисток, вдунули жизнь. И стали брать!». Вокруг Тимофея закрутились не только гончарные круги, но и молодые мастера. Но в 1988 г. Тимофея Никитовича не стало. От именитого мастера остались два ветхих домика, в которых сегодня разместились музеи династии кустарей. В них – старая посуда, древняя ступа, нехитрая мебель, простая одежонка. Василий Зоткин
Лучшими абашевскими мастерами оказывались, как правило, староверы. Василий Зоткин (род. в 1928 г.) – мастер из прославленной династии игрушечников Зоткиных, ревностных почитателей старой веры. В его игрушках обилие вариантов небольшого круга одних и тех же тем и сюжетов (домашние животные, офицеры, барыни – «дуры»). От рождения у него было лишь два процента зрения. Лепил одним воображением и видел руками. В зависимости, например, от настроения, он мог сделать одному оленю рога очень большие, другому – средней величины, третьему – маленькие. Разными они будут и по форме и по строению. Проявляют себя здесь присущие народному творчеству черты – обилие вариантов небольшого круга одних и тех же тем и сюжетов, достаточная свобода их решений.
Династия Зузенковых
Ещё известны династии игрушечников Зузенковых – Иллариона и его сыновей: Ивана (р. 1919 г.), Василия (р. 1935 г.). Основатель династии Иван Илларионович Зузенков. Его фигуркам присущ сказочный облик: всадник на трехглавом коне, петух, держащий под мышками цыплят, городовой с рогами и низом козла, коронованный баран и др. Законченно смотрятся одноцветные с серебристыми деталями свистульки И.И. Зузенкова в облике традиционных барашков, оленей, собачек и всадников. В разных статьях упоминаются имена мастеров-горшечников Савелия Матвеевича Васина, Ф.П. и В.В. Цилиных, Павла Ефимовича Чернышова, Василия Трифоновича Каширенкова, Л. Лопаткина, Александра Саломатина, Ф.А. Матвеева, Е.К. Гумнова, В.П. Нагаева, С.И. Кошаренкова, Ф.В. Блинова, К. Белина, Л. Липаткина... Кто скажет, скольких мастеров еще не упомянули?
Диней Трифонович Малышев
В далеком 1919 г. родился один из старейших абашевских мастеров Диней Трифонович Малышев, приветливый и бодрый старик, не оставлявший в покое велосипед, хотя до дома в Шоболовке надо и к речке спуститься, и вверх подняться, да еще и по горе проехаться. «Я свистунов в Москву сам возил, в другие места продавал. И в Подольск отправлял, у меня договор был». Отец Динея – Трифон Петрович крестьянствовал, зимой лепил кукол, коней, баранов. Сгинул в 1937 г. Он имел маслобойку и станок для изготовления дранки на кровлю, один на трех хозяев. По тем меркам – кулак. Из пяти братьев Малышевых два погибли в 1942 г. Прошёл войну и Диней, потом был сельским механизатором. А когда уже в его пенсионные годы проводился в селе праздник народных мастеров, открыл он свой талант, не в землю же зарывать…
Александр Игнатьевич Еськин
Среди династий мастеров гончарных дел числятся Еськины, чей род занесён в картотеки музеев и коллекционеров. Александр Игнатьевич Еськин (1910 – 1971 гг.) выделялся среди других мастеров своими изделиями. Игрушки Еськина отличались своим характером, абсолютным пластическим чувством, были лиричны и задушевны. Еськин лепил не только традиционные дудки – мелкие и средних размеров «свистуны», но и огромные глиняные копилки – чудесных сказочных львов, кошек, собачек. Иной раз копилка представляла собой весёлого паренька в форменной одежде, то ли солдата, то ли гимназиста. На левом кармане куртки этого молодца сделана прорезь для просовывания монет. Глуповато улыбающееся лицо оттиснуто штампом - глиняной маской, видимо, снятой с фабричной куклы. В прошлом лепил Александр Игнатьевич и орлов на печные трубы, которые и крышу украшали и своими распростертыми крыльями не пропускали галок, любительниц селиться в тёплых уютных дымоходах.
Когда-то в перечне изделий абашевских гончаров были колена для печных труб и орлы, защищавшие сами трубы от дождей и галок. Их больше не делают, но нашёлся мастер, который внёс что-то своё в устоявшуюся чреду поделок. И ещё одна параллель: когда-то давно Тихон Ечкин принёс в родное село секрет зелёной глазури. Не предок ли это Александра Игнатьевича, несколько осовременивший свою фамилию? Через несколько лет другой гончар, Лаврентий Голяшкин, раздобыл для земляков более укрывистую коричневую глазурь. Его сын Порфирий Лаврентьевич, гуляя на свадьбе, рукой мял кусочек глины: «...он не мог, чтобы руки пустые были, с малолетства до старости глина в руках его была». У Акима Лаврентьевича Голяшкина учился крутить посуду Тимошка Зоткин, а через годы, присев вечером у телевизора, то же не расставался с глиной и к концу программы «Время». Династия Нагаевых
Корни династии дудочников Нагаевых уходят в середину XIX в., наиболее известный её представитель – Михаил Алексеевич Нагаев (1916 – 1983 гг.). В 1995 г. его брат Иван Алексеевич, родившийся в 1911 г., жил в небольшой избушке вместе с сестрой Анастасией (на фото И.А. Нагаев и А.А. Нагаева с жаворонком на пруте). Когда-то генетический код рода Нагаевых дал сбой – все дети рождались лилипутами, кроме одной дочери, выросшей непомерно высокой. Что делать, судьба! Приспособились Нагаевы, стали жить выделкой дудок. Делали их обычного размера – в ладонь взрослого человека, а ещё – миниатюрные, с мизинчик. Все изделия находили сбыт: на ярмарках, через кооперацию, в которой всю жизнь проработали братья, а потом – среди музейных экспедиций и заезжих коллекционеров. КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: ПРОМЫСЕЛ ПРОДОЛЖАЕТ ЖИТЬ
Владимир Ворожейкин
Сегодня можно по пальцам пересчитать мастеров, которые сохранили секреты абашевской игрушки. Один из них – Владимир Ворожейкин, бизнесмен и историк, педагог и просто мастер своего дела – всё в одном лице. Владимир – прямой наследник стародавних мастеров из села Абашево Спасского района, где и живёт сам. Перед его калиткой – гора глины. Накопал на зиму вперёд, теперь она отлеживается. А за домом – самодельный горн, печь для выжигания игрушек. Это обычный таз, стоящий на возвышении, внутри которого – глиняные обломки, ими обкладывается горн, чтобы сохранить тепло.
– Здесь у меня будет новый горн, – показывает Владимир на печь – кирпичную постройку округлой формы в небольшой яме. Сделана она именно так, как строили в своё время его предки. – Строю по образцам прадедов. «Когда делали посуду, то оставались небольшие кусочки глины, они и шли на игрушки, – рассказывает мастер. – Свистульки делали, чтобы зазывать народ на ярмарках. А вообще свист – это ещё языческая традиция. В Вятской губернии даже был такой праздник – Свистунья, когда крестьяне свистели, чтобы умилостивить духов, которые должны были помочь им сохранить урожай.Ворожейкин учился на инженера, но бросил учёбу на последнем курсе, решив, что игрушка ему и интереснее, и ближе. А теперь и новое дело – музей. Надеется, что года через три-четыре, если всё получится, переедет в свой новый дом, а к старому сделает пристрой, да и будет там водить экскурсии, показывая, как и чем жили наши предки. Уже и экспозицию начал собирать. Надежда Петровна Югалдина
Город Спасск. Здесь в советские годы работала целая фабрика по производству посуды и игрушек, теперь возобновила работу ЗАО «Абашевская керамика». На фабрике трудится один из ведущих мастеров абашевского промысла – Надежда Югалдина.
Надежда Петровна уже 32 года делает абашевскую игрушку. Игрушки Югалдиной особенные: формы и линии очень выразительны. Для её игрушек характерны удлинённое туловище, строгий рисунок, неожиданное сочетание ярких красок: «Я и не думала никогда, что буду этим заниматься, – смеётся она. У неё в руках – заготовка для будущей игрушки – Дед Мороз, скачущий на лошади. Она отламывает небольшой кусочек глины, обмакивает в воду, раскатывает по столу и приделывает к шубе волшебника. – Но так получилось, что заинтересовалась, мне понравилось, и работаю до сих пор». Ида Сафиевна Калимуллина
В ноябре 1993 г. была открыта Абашевская керамическая лаборатория Пензенского музея народного творчества, где дети и подростки обучаются ремеслу на старинных образцах, а для гостей проводят мастер-классы по лепке игрушки. Заведующая лабораторией Ида Сафиевна Калимуллина, она же – организатор общества «Фонд возрождения абашевской игрушки» и хранительница дома-музея абашевских мастеров.
Ида Сафиевна родом из Башкирии. Переехала в Абашево довольно давно. Художник по образованию, она сначала просто приезжала сюда для изучения местной игрушки, да так и осталась. Сегодня она не только продолжает заниматься созданием глиняной игрушки, но и ведёт записи, восстанавливает родословные игрушечников, делает зарисовки, собирает старинные посуду и игрушки, предметы быта, фольклор. Кроме лепки игрушки и изучения истории абашевского промысла, дети занимаются раскопками, собирают и приносят куски, осколки, а то и целые фигурки древней абашевской игрушки. Кто знает: может, вот этого коня лепил его прапрадед. Ида Сафиевна – потрясающий человек и энтузиаст своего дела. И вообще, в лаборатории надо забыть обо всём, сконцентрироваться на творчестве, вложить душу в свою работу. Здесь сразу обращаешь внимание на руки и глаза этих удивительных людей. В глазах свет и радость. Волшебные же руки, кажется, существуют сами по себе. И в её удивительном царстве нет духа коммерции. Нет у неё ни фиксированной платы за мастер-классы, не продаёт она своих игрушек, разве что дарит. Немного сердится, если отвлекаться во время работы на что-то постороннее. Ида Сафиевна вспоминает: «Моими учителями в Абашево были староверы, старые мастера абашевской игрушки Диней Трифонович Малышев и Евдокия Зоткина. Эти люди учили меня не просто лепить глину, но и жить. Они ценили внутреннюю чистоту, скромность, честность, твёрдость своим убеждениям».Местные предприниматели помогли Калимуллиной выкупить несколько старинных домов, в которых некогда жили абашевскне умельцы, и открыть частный музей, где собран уникальный материал о династиях гончаров и представлены бесценные образцы их творчества. Именно она по крупицам собрала экспонаты для музея и открыла гончарную лабораторию. Теперь оберегает то, что сделали мужчины. То, что здесь живёт уникальный музей, – её заслуга и настоящий подвиг. «Главная моя задача, – рассказывает Ида Софиевна, – не дать погибнуть ремеслу. Наверное, я именно для этого и родилась. Ведь у абашевской керамики такой неповторимый стиль! Я должна сохранить его для потомков. Стать тем связующим звеном между прошлым и будущим».Когда мы вышли из лаборатории, уже вечерело, оказалось, мы провели здесь несколько часов и даже того не заметили. Уезжать не хотелось, а мысль вернуться при первой же возможности зародилась почти сразу. Радостно за сельских детей: многие местные ребята занимаются в этой лаборатории, и промысел продолжает жить, и ребята не только лепят игрушки, но и вылепляют свой мир таким, каким мечтают его видеть. КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: Примечательно так же, что для лепки абашевской игрушки используется особая глина – лечебная. Считается, что абашевские игрушки снимают состояния тревожности, стрессов. Лепка из глины далеко не такое бесполезное занятие для маленького ребёнка, как это может показаться на первый взгляд. Польза уже есть, хотя бы потому, что процесс лепки требует мышечных усилий. Поэтому начинать занятия лепкой стоит в более-менее сознательном возрасте, то есть с 5 – 6 лет. Лепка – разновидность изобразительного искусства, наряду с рисованием она развивает у малышей воображение и композиционные навыки. Процесс лепки положительно влияет на развитие речевых функций у ребёнка. Кроме того, процесс лепки из глины значительно способствует развитию пальцев. Так же ребёнок имеет возможность совершенствовать ритмику и темп движения, его скорость. Смотрите слайд-шоу «Промысел продолжает жить». ОСОБЕННОСТИ АБАШЕВСКОЙ ИГРУШКИ
Абашевская
игрушка – свистульки, изображающие животных, нередко принимающих
фантасмагорический сказочный облик. Фигурки имеют удлинённое туловище с
короткими, широко расставленными ногами и длинной изящной шеей. На
маленькой, тщательно вылепленной головке выделяются глубоко
процарапанные глаза. Головы козлов, оленей, баранов увенчаны изогнутыми,
иногда многоярусными рогами. Пышные чёлки, кудрявые бороды и гривы
чётко моделированы, их контуры, очерченные стекой, имеют строгий рисунок
и высокий рельеф.
В абашевской игрушке чувствуется глубокая связь с древностью. Эта связь многогранна, а зачастую загадочна. Фигуры передают некий гротеск, метаморфозу между человеческим и природным началами. Тело человека дополняется телом животного – кентавры. Рога – деревья. Хвосты – дудки. Игрушка оживляется дыханием и умеет «разговаривать». Если более конкретно говорить об особенностях абашевской игрушки, то можно отметить следующее. Абашевские рога ни с чем не спутаешь. Таких выраженных, архитектурно устремлённых вверх рогов не имеет ни одна игрушка. Они в точности передают строение Древа Жизни – древнейшего символа. Ветви, исходящие из ствола, это уровни мироздания или царства природы. Так, абашевская игрушка в виде коровки воплощает собирательный образ, символизируя Великую Мать, всех богинь Луны, плодородие, множественность. К примеру, игрушка в виде козлика обозначает целеустремленность, упорство в достижении поставленных целей. Значение абашевской игрушки «городовой» – надёжность, она защищает дом; «барыня» – воплощение женской чистоты, целомудрия. Немаловажным является тот факт, что все абашевские игрушки-свистульки служат оберегом от злых духов: они отгоняют тёмные силы. Лаконичность и однотонность раскраски усиливают влияние формы. Это несколько уводит игрушку от черт детского простодушия в сторону скульптуры. Преобладание формы в абашевской керамике – ещё одна её особенность, которая говорит нам о строгом, мужском подходе к делу. Обузданные творческой выдумкой архаичные силы бережно вложены в статичную форму. Статика игрушки почти монументальна. Птицы, животные и люди не бегают, не прыгают, не «веселятся» – они всегда просто «стоят». Стоят по-хозяйски крепко, уверенно, индивидуально. Стоят, будто растут из Земли могучие деревья. В ногах фундамент, укоренённость. И далее, по нарастающей, плавное движение вверх; перетекание туловища в шею и на максимальной высоте венчание наверху небольшой гармоничной головкой. Или ветвистые рога стремятся продлить это движение все далее, выше и выше. Сравните абашевскую игрушку с другими игрушками, из других областей, и она расскажет вам ещё больше – про нас, про наши отличительные качества, про нашу землю, нашу историю. КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: В ХХ столетии великие древние богини Макошь и Лада стали барышнями с зонтиками, дамами с собачками, няньками и водоносками. Птица Сирин превратилась в паву. Перун – в фигурку барана. Велес – в оленя. Корова-Земун и Коза-Седунь задудели дудками в виде коров и коз. И никто уже не интересуется, почему коней иногда лепят с тремя головами и откуда пошли русские тройки. Легенды о великом Триглаве забыты. Зато появились фуражки, погоны и модные платья. Форма абашевской игрушки дает ощущение устойчивости. Все фигурки на лапах, копытах и ногах основательны и непоколебимы. Раскраска однотонная Чаще всего три основных цвета: синий – небо, красный – жизненность, зелёный – плодородие. Добавляются лишь золотые и серебряные детали. Смотрите слайд-шоу «Особенности абашевской игрушки». ИЗГОТОВЛЕНИЕ АБАШЕВСКОЙ ИГРУШКИ
Производство игрушки развивалось внутри старинного гончарного промысла в приволжских селениях. Угасание гончарства обусловило выделение игрушки в самостоятельный промысел, который получил известность в 1930-е гг.
Процесс изготовления игрушек для росписи происходит в несколько этапов. Для начала производится фигурка животного, причём, вне зависимости от вида животного, существуют определённые принципы, которым должно соответствовать готовое изделие. Так, туловище делается удлинённым, ноги изображаются короткими и широко расставленными; шея также удлиняется. Кроме того, тщательно вылепляется головка, вырезаются глаза, прикрепляются изогнутые, нередко многоярусные рога, добавляются гривы, бороды, чёлки. Последнее, безусловно, выполняется лишь в том случае, если мастер делает абашевскую игрушку в виде барана, оленя, козла. Как правило, при изготовлении абашевских игрушек и последующей покраске используется приём «оживка», который позволяет придать каждому изделию индивидуальности, особенного характера, некоторой сувенирности. Данный прием заключается в следующем: заготовка изделия закрашивается сплошной яркой краской, которая впоследствии покрывается золотом или серебром. Мастера используют минимум приспособлений. Мелкие детали тщательно прорабатываются при помощи стеков. Но основной инструмент – это руки. Очень ответственный этап – проделывание отверстия в свистульках, поскольку от этого зависит мелодичность звука. Готовые фигурки просушиваются, обжигаются и расписываются масляными либо эмалевыми красками. Свистульки раскрашены яркими эмалевыми красками – синими, зелёными, красными в самых неожиданных сочетаниях. Отдельные детали, например, рога, могут быть расписаны серебром или золотом. Порой части фигурок остаются незакрашенными и резко контрастируют с броскими пятнами эмали. Обычные домашние животные под руками мастера превращаются в сказочных существ. КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: Секреты лепки и обжига передавали в семьях из поколения в поколение, от отца к сыну. Обучать начинали с 8 лет. Таким образом, рождались целые династии гончаров и дудочников. В старину изделия из глины в Абашеве обжигали в горнах – сооружениях округлой или овальной формы, выложенных из огнеупорного кирпича шириной 1,5 м. и высотой 2 метра. Мастер залезал в горн, а его жена подавала ему сверху кувшины и горшки. Сверху изделия закладывали «каланчиками» (осколками битой посуды). Обжигали глинянные изделия березовыми или дубовыми дровами. А как же изготавливается современная абашевская игрушка? Смотрите слайд-шоу. «АБАШЕВСКАЯ КЕРАМИКА» В «ЗОЛОТОЙ КНИГИ НАЦИИ»
ЗАО «Абашевская керамика» возобновила выпуск традиционной абашевской игрушки. Предприятие является членом Ассоциации предприятий художественных промыслов России. «Абашевская керамика» за претворение в жизнь социальной политики государства, за вклад в дело возрождения и процветания мира занесена в «ЗОЛОТУЮ КНИГУ НАЦИИ» и награждена Золотой грамотой «Меценат». Компания ЗАО «Абашевская Керамика» награждена дипломом «за сохранение и возрождение народного искусства России».
Планы у новых владельцев предприятия солидные и ответственные – возобновить былую славу абашевской игрушки и занять свою нишу на рынке не только областном, но и всероссийском. Уже начали реализацию своей продукции в Москве. В перспективе – Пенза, Ульяновск, Воронеж и другие города. В ближайшее время в Спасске и Пензе появятся магазины с абашевской игрушкой. Адрес предприятия «Абашевская керамика»: Пензенская обл., г. Спасск, ул. Володарского, д. 95. Тел./факс: 8 (8412) 42-63-27, моб. 8 (927)366-19-28 E-mail:abash_keramika@mai/ru Сайт: http://abash-keramika.narod.ru/company.html ГЛИНЯНЫХ ДЕЛ СПЕЦИАЛИСТЫ
Реальный шанс обрести вторую жизнь появился у одного из исконных
символов Пензенской области – абашевской игрушки. К списку профессий,
которым обучают в Спасском колледже профессиональных технологий и
бизнеса, добавилась ещё одна – «специалист по изделиям из керамики».
Желающие повозиться с глиной, да еще и научиться на этом зарабатывать,
нашлись быстро.
– Возможно, кто-то из них увидит в этом перспективу, всё зависит от тех преподавателей, мастеров, и по ним видно, что они просто-напросто не могут без этой игрушки, если они привьют им эту любовь, думаю, всё может получиться, – говорит директор Спасского колледжа промышленных технологий и бизнеса Виктор Никирин. С недавнего времени в Спасском колледже профессиональных технологий и бизнеса заработал ещё и цех по изготовлению изделий гончарного ремесла. Для знакомства с работой цеха по изготовлению изделий гончарного ремесла глава администрации Спасского района Юрий Ахрамеев посетил Спасский колледж профессиональных технологий и бизнеса. Директор колледжа Виктор Никирин и его заместитель по производственному обучению Сергей Рожков провели для главы администрации района небольшую экскурсию по цеху, включающему три рабочих помещения: учебный класс, учебную лабораторию и мастерскую, где проводятся занятия для ребят. Во всех комнатах сделан капитальный ремонт, завезено и установлено новое оборудование и спецтехника, созданы необходимые условия для успешной реализации намеченных планов. Юрий Ахрамеев осмотрел современные аналоги гончарного круга, печи для обжига и другое оборудование, пристальное внимание главы районной администрации привлекли уроки и мастер-классы по изготовлению изделий гончарного ремесла. Глава администрации района одобрил работу цеха и пожелал коллективу творческих успехов, талантливых учеников и, конечно, преуспеть в популяризации старинного абашевского промысла, которым по праву гордится весь Спасский район. Проект по созданию цеха по изготовлению абашевской игрушки создан в рамках реализации модели сетевого взаимодействия колледжа с общеобразовательными учреждениями района. Сейчас в цехе занимаются школьники 8 и 11 классов, а также студенты Спасского колледжа профессиональных технологий и бизнеса. Адрес Спасского колледжа профессиональных технологий и бизнеса: 442600, Пензенская область, г. Спасск, ул. Коммунальная, 45 Телефоны: 8 (84151), 32419, 32422, 32304 Факс: 8 (84151) 32421 E-mail: bat@sura.ru; sat@tex-spassk.ru ДОМ-МУЗЕЙ АБАШЕВСКИХ МАСТЕРОВ
В Пензенской области с незапамятных времён существовало два крупных глиняных промысла. Первый в селе Языково (в 10 км от г. Белинского), второй в селе Абашево. Но в начале ХХ в. языковский промысел оскудел, а абашевский укрепился. Википедия:
«В XIX – XX вв. село Абашево было ведущим гончарным центром России». Выходит, что сегодняшнее небольшое село Абашево – это бывший гончарный центр России. Поэтому сегодняшним, пусть и немногочисленным абашевским гончарам, есть на кого равняться, чтобы возродить прежние славные традиции. Откуда пошло название села и промысла, точно никто не знает, но упоминают про татарского князя Адашева, который владел землями в этих краях. В эти же края бежали старообрядцы (беглопоповцы). Да так активно, что, например, по данным 1877 г. в Абашево, насчитывающем на тот момент 218 дворов, половина жителей были старообрядцами. А гончаров было и того больше – в 1902 г. из 264 дворов в 200 работали гончары. С середины XIX в., кроме гончарной посуды, здесь стали делать глиняные игрушки. Это вообще характерно для многих гончарных центров – игрушка была как бы побочным (на остатках глины) производством. В 2002 г. открыты для посетителей дома-музеи абашевских мастеров Федосьи Голяшкиной, братьев Василия и Степана Зоткиных, оборудованные гончарным кругом, образцами посуды игрушек из глины, старинной одеждой, предметами быта абашевских крестьян. КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: Сейчас в ведомстве Иды Сафиевны дом-музей и студия, а это означает два больших подворья с заборами, дровами, скрипящими полами и прочими хлопотами, требующими внимания и труда. Этому уникальному музею, который во многом жив благодаря титаническим усилиям и бесконечному энтузиазму Иды Сафиевны, приходится непросто. Музей обращается к людям доброй воли и волонтерам – о возможной посильной помощи музею руками, материалами. Смотрите слайд-шоу «Дом-музей абашевских мастеров». * * * |
|
|