|
Русская матрёшка – национальный сувенир или детская игрушка?
Лицо этой чернобровой красавицы озаряется доброй улыбкой. Она одета в русский крестьянский наряд: красный сарафан, зеленую кофту, белый фартук, цветастый платок, а в руках держит черного петуха. А зовут её Матрёшка.
1.
История русской матрёшки
Считается, что матрёшку придумал живший в Сергиевом Посаде токарь-виртуоз Василий Петрович Звёздочкин (1878 – 1956 гг.), уроженец деревни Шубино Подольского уезда. В 1898 г. он приехал в Москву и поступил в мастерскую «Детское воспитание» А.И. Мамонтова.
2.
«Пряничный домик». Русская матрёшка
Телепередача с телеканала Культура о русской матрёшке.
3.
MADE.BY #2 Матрёшка
Матрёшка – один из символов восточнославянской культуры. О том, откуда на самом деле взялась матрешка и как современные мастера создают эту игрушку сегодня, смотрите в этом выпуске.
4.
Матрёшка
Матрёшка (от уменьшительного имени «Матрёна») – русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трех и более.
5.
Ремесло 17: Русская Матрёшка
Матрёшка – национальный символ России. По меркам традиционного искусства она молода – ей всего чуть больше 100 лет. Мы побывали на родине матрёшки – в Сергиевом Посаде у сестёр Дмитриевых. Маша и Лена провели мастер-класс по росписи матрёшки.
6.
Матрёшка 001
как расписывается русская матрёшка
7.
Матрёшка 002
роспись матрёшки, вторая часть
8.
Матрёшка, роспись орнамента, irishkalia
9.
Русская матрёшка. Искусству быть!
Сегодня символ нашей страны стал настоящем арт-объектом. Как это произошло, расскажет основатель бренда «VIPMATRESHKA» Алиса Кобылянская в программе «Искусству быть!». Мастер-класс по росписи матрёшки. Рисуем матрёшку вместе.
10.
Русская матрёшка – национальный сувенир или детская игрушка?
Лицо этой чернобровой красавицы озаряется доброй улыбкой. Она одета в русский крестьянский наряд: красный сарафан, зеленую кофту, белый фартук, цветастый платок, а в руках держит черного петуха. А зовут её Матрёшка.
11.
Русская матрёшка
Матрешка – один из символов русского-народного творчества. На талантливой Нижегородской земле представлено две разновидности матрешки – Семёновская и Полхов-Майданская.
12.
Русская матрёшка
Презентация на тему «Русская матрёшка» выполнила учитель начальных классов Рябова Ольга Ивановна, МАОУ СОШ №1 г. Набережные Челны, Республики Татарстан.
13.
Как делают матрёшки
14.
Музей матрёшки
15.
Русская матрёшка (23 фото)
Первая русская матрешка была выточена и расписана в московской игрушечной мастерской только в 90-х гг. XIX в., по образцу привезённому из Японии.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ МАТРЁШКИ: ОТ ФУКУРУМЫ ДО КОЩЕЯ БЕССМЕРТНОГО
Древние мудрецы Японии считали, что человек имеет семь тел, каждому из которых покровительствует один бог: физическое, эфирное, астральное, ментальное, духовное, космическое и нирванное. Поэтому неизвестный японский мастер решил поместить несколько фигурок, символизирующих тела человека, одна в другую, и первый Фукурума (на снимке) и был семиместным, то есть состоял из семи вложенных друг в друга фигурок.
Некоторые исследователи связывают происхождение русской матрёшки с другой куклой, тоже японской – фигуркой святого Дарумы. Так звали индийского мудреца, пришедшего в Китай и основавшего монастырь Шаолинь. По японской легенде, Дарума без устали медитировал девять лет, смотря на стену. Раскрашенную фигурку Дарумы без зрачков покупают в храме и приносят домой. Если же Дарума не сподобился исполнить желание хозяина, то под Новый год куколку приносят обратно в тот храм, где его купили. Возле храмов разводят костры, где сжигают дарум, не обеспечивших исполнение желания. А вместо дарум, не сумевших исполнить желания, покупают новых. Похожее поверье существует и про матрёшек: считается, что если внутрь матрёшки положить записку с желанием, то оно непременно исполнится, причем, чем больше труда вложено в матрёшку, тем быстрее исполнится загаданное желание. Гипотеза происхождения матрёшки от Дарумы не учитывает тот факт, что эта кукла вовсе не разборная. По сути, игрушка-дарума является... неваляшкой. В основании Дарумы, выполненной из папье-маше, помещается груз, обычно из глины, что не позволяет ей упасть. Есть даже такое стихотворение: «Глянь-ка! Дарума, как ванька-встанька! Положишь, а Дарума вскочит, как Ванька, лежать не хочет!». Таким образом, Дарума, скорее всего, не прародитель, а лишь дальний родственник как матрёшки, так и неваляшки. Теперь о прототипе матрёшки. А был ли Фукурума, на самом деле, прародителем русской матрёшки? Кстати, Н.Д. Бартрам, первый директор московского Музея игрушки (1918 г.), сомневался, что «матрёшка заимствована нами от японцев. Японцы большие мастера в области токарных игрушек. Но их всем известные «кокеши» в принципе своего построения на матрёшку не похожи». Создатель первой матрёшки В.П. Звёздочкин совсем не упоминает Фукуруму – фигурку святого, которая раскладывалась на две части, затем появлялся другой старичок и так далее. Заметим, что в русских народных промыслах разъёмные деревянные изделия также пользовались большой популярностью. Разъёмные фигурки были популярны и до появления матрёшек как в Японии, так и в России. На Руси имели хождение «писанки» – деревянные расписные пасхальные яйца. Иногда их делали полыми внутри, и в большее вкладывалось меньшее. Эта идея проявляется и в фольклоре. Помните? «иголка – в яйце, яйцо в утке, утка в зайце...».
ИСТОРИЯ РУССКОЙ МАТРЁШКИ
Первая русская матрёшка появилась на свет в московской мастерской-магазине «Детское воспитание», принадлежавшей семье издателя и типографа Анатолия Ивановича Мамонтова, брата известного промышленника и мецената Саввы Мамонтова. По легенде, жена Анатолия Ивановича привезла из Японии, с острова Хонсю, точёную фигурку японского бога Фукурокодзю. В России она известна под именем Фукурума. Эта игрушка попала в руки известного художника русского модерна Сергея Малютина и навела его на интересную мысль. Он попросил токаря, потомственного игрушечника, Василия Петровича Звёздочкина выточить из дерева форму-болванку, а потом собственноручно расписал её. Это была восьмиместная деревянная кукла, изображавшая девушку в сарафане, белом фартуке, с цветастым платком на голове и чёрным петухом в руках. Из неё одна за другой появлялись другие крестьянские девочки: с серпом для жатвы, корзинкой, кувшином, девочка с младшей сестренкой, младшим братом, все – мал-мала меньше. Последняя, восьмая, изображала запеленатого младенца.
Вот как описывает возникновение матрёшки токарь Звёздочкин: «…В 1900 г. изобретаю трёх- и шестиместную матрёшку и посылаю на выставку в Париж. Проработал у Мамонтова 7 лет. В 1905 г. В.И. Боруцкий выписывает меня в Сергиев Посад в мастерскую Московского губернского земства в качестве мастера». Из материалов автобиографии В.П. Звёздочкина, написанной в 1949 г., известно, что Звёздочкин поступил в мастерскую «Детское воспитание» в 1898 г. (родом он был из деревни Шубино Подольского района). Значит, матрёшка не могла появиться на свет ранее 1898 г. Поскольку воспоминания мастера были написаны почти 50 лет спустя, за их точность всё-таки трудно поручиться, поэтому датировать появление матрёшки можно приблизительно 1898 – 1900 гг. Как бы то ни было, несомненно, что первая русская матрёшка увидела свет в конце XIX в. В Абрамцеве, в артели Мамонтова, было налажено массовое производство матрёшек. Первая матрёшка – девушка в простонародном платье, расписанная гуашью, выглядит очень скромно. Со временем роспись игрушек усложнилась – появились матрёшки со сложными цветочными орнаментами, живописными сюжетами из сказок и былин. Увеличилось и их количество в комплекте. В начале XX в. уже делали 24-местные матрёшки. А в 1913 г. токарь Николай Булычёв изощрился создать 48-местную куклу. В 1900-х гг. мастерская «Детское воспитание» закрылась, но изготовление матрёшек стало продолжаться в Сергиевом Посаде, что в 70 километрах севернее Москвы, в учебно-показательной мастерской. В 1900 г. матрёшка была представлена на Всемирной выставке в Париже, а с 1904 г. земская мастерская стала выполнять заказы на её изготовление не только для России, но и для других стран. После того, как игрушка стала появляться на ярмарке в Лейпциге, дошло даже до того, что матрёшку начали подделывать иностранцы, о чем сообщил в Санкт-Петербург из Германии российский консул в 1908 г. (этим грешила нюрнбергская фирма «Альберт Лерх»). Через московский Кустарный музей земские мастерские торговали со многими странами мира, включая даже Новую Зеландию. КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: История развития игрушечного промысла в России позволяет предположить, что созданию русской матрёшки способствовала традиция точения и росписи на Пасху деревянных яиц. Практически единодушно все исследователи ссылаются на то, что это название происходит от женского имени Матрёна, распространённого в России: «Имя Матрёна произошло от латинского Matrona, что означает «знатная женщина», по-церковному писалось Матрона, среди уменьшительных имен: Мотя, Мотря, Матрёша, Матюша, Тюша, Матуся, Туся, Муся. Предполагают, что имя матрёшка получила спонтанно, так её назвал кто-то в мастерской в процессе производства. Так девочку и назвали Матрёна, или любовно, ласково – Матрёшка. Образ красочной игрушки глубоко символичен: с самого начала она стала воплощением материнства и плодородия. Смотрите слайд-шоу «История русской матрёшки» СЕРГИЕВ ПОСАД – РОДИНА МАТРЁШКИ
Тематика сергиевской ручной деревянной игрушки была достаточно разнообразной, что объяснялось, прежде всего, выгодным географическим положением промысла. Близость Москвы и непосредственное соседство Троице-Сергиевой Лавры, привлекающей огромное количество богомольцев, оказали большое влияние на выбор сюжетов. Игрушка отразила многие стороны русской жизни, события того времени, особенности быта различных слоёв населения.
Одновременно с искусством резьбы по дереву в Сергиевском посаде совершенствовалось и мастерство лепки, росписи, оформления игрушек, изготовления двигательных и звуковых механизмов. Прочное место в сюжетах сергиевских кустарей занимали бытовые темы. Постепенно формировались основные темы кукол, ставшие своеобразным сергиевским каноном. Мастера живо реагировали на происходящие в мире события, легко подхватывали оригинальные идеи и новые технологии. Поэтому фигурка девочки в платочке, напоминавшая многих соседских Машек, Парашек и Матрёшек, вызывала интерес сергиевских игрушечников благодаря оригинальности конструкции и своему народному характеру. В 1909 г. к столетию со дня рождения Н.В. Гоголя были сделаны матрёшки Тарас Бульба, Городничий, в котором помещалась Анна Андреевна, Хлестаков, судья, почтмейстер и другие персонажи комедии «Ревизор». В 1912 году к 100-летнему юбилею Отечественной войны с французами были выпущены восьмиместные матрёшки, изображавшие Кутузова и Наполеона, внутри которых помещались члены их штабов. Мастера изготавливали матрёшек на темы сказок и басен: «Репка», «Квартет», «Золотая рыбка», «Конёк-Горбунок», «Иван-царевич», «Жар-птица». Пытались также изменить форму матрёшек, стали выпускать фигуры в виде древнерусского шлема, а также конусообразные, но эти игрушки не нашли спроса, их производство прекратилось. До настоящего времени выпускаются матрёшки традиционной формы. Надо заметить, что матрёшками называются не все деревянные фигурки, а лишь те, которые вкладываются друг в друга. В 1911 г. Сергиевская земская учебно-показательная мастерская выпускала двадцать один вид 2-24-местных матрёшек. Самыми ходовыми были 3-, 8- и 12-местные. В 1913 г. для выставки игрушек в Петербурге была выточена 48-местная матрёшка бабенским токарем Н. Булычёвым. КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: Появление в России в самом конце прошлого века матрёшки не было случайным. В среде русской художественной интеллигенции начали не только всерьёз заниматься коллекционированием произведений народного искусства, но и пытались творчески осмыслить богатейший опыт национальных художественных традиций. Фигурка девочки в платочке, напоминавшая многих соседских Машек, Парашек и Матрёшек, вызывала интерес сергиевских игрушечников благодаря оригинальности конструкции и своему народному характеру. Постепенно ассортимент матрёшек в Сергиевом Посаде расширился. Кроме матрёшек, изображавших девушек в сарафанах и платках с корзинками, узелками, серпами, букетами цветов, снопами, стали изготавливать девушек в полушубке с шалью на голове и валенками в руках, пастушка со свирелью, старика с окладистой бородой и большой палкой, старообрядку в черном сарафане с чётками, жениха и невесту со свечками в руках, внутри помещались родственники. Была выпущена большая серия бояр. Смотрите слайд-шоу «Сергиев Посад – родина матрёшек». СТИЛИ РОСПИСИ И ВИДЫ МАТРЁШЕК
«Загорский» стиль
В течение десяти с небольшим лет производство матрёшки в Сергиевом Посаде развивалось как один из видов оригинального авторского художественного творчества. В 1913 г. большинство мастеров – изготовителей матрёшки – объединились в артель. Окончательно же «загорский» стиль росписи матрёшки (как его стали называть после переименования Сергиева Посада в г. Загорск в 1930 г.) сложился в 1920-е гг., когда на смену подчёркнуто живописной «земской» манере с её обилием тщательно выписанных мелких деталей и позолоты пришёл стиль более экономный и близкий к первоначальной идее С.В. Малютина.
При упоминании о загорской матрёшке перед глазами встает изображение круглолицей девушки в платке и прикрытом передником сарафане, расписанных сочно и ярко несложными цветами, листочками и точками. Роспись матрёшки производится без предварительного рисунка гуашью и лишь изредка акварелью и темперой, а интенсивность цвета достигается при помощи лакировки. В росписи матрёшки обычно используются три-четыре цвета – красный или оранжевый, жёлтый, зелёный и синий – с добавлением чёрного для обводки тонкими линиями лица и контуров одежды. В 1918 г. в Москве был создан Музей игрушки, при котором была открыта мастерская, в которой изготавливали игрушки. В 1931 г. Музей игрушки переехал в Загорск. В 1932 г. в Загорске был открыт первый в мире научно-экспериментальный институт игрушки, среди многочисленных образцов разных игрушек была выточена 42-местная матрёшка к 42 г. Советской власти. При содействии института игрушки производство матрёшек разошлось по многим областям СССР. В каждом районе матрешка имела свой собственный облик, так кировская матрёшка отделывалась соломкой, матрёшка из Уфы (предприятие «Агидель») сохраняла башкирский национальный колорит. С 1940 гг. разработкой образов для фабричного производства матрешки стали заниматься художники Загорских (ныне Сергиево-Посадских ) художественно-производственных мастерских. Но и в росписи этих образцов вплоть до конца 1980-х гг. чувствовалась упрощённость, связанная с необходимостью их дальнейшего тиражирования. Мериновская матрёшка
Небольшой городок Семёнов Нижегородской области, где с XVII в. изготавливали расписную посуду – золотую хохлому, – считается одним из крупнейших центров производства народной промысловой игрушки. По производству матрёшек он в XX в. успешно соперничал с Сергиевом Посадом. А родилась куколка нового облика в Семёновском уезде в старообрядческой деревне Мериново, расположенной на берегу живописного Керженца. В Меринове издавна точили деревянную, вкладывающуюся одна в другую, посуду, яйца, разъёмные шкатулки в виде яблок и изготавливали самые разные токарные игрушки, так что освоить производство матрёшек для мериновцев было делом нехитрым.
Как гласит молва и свидетельствуют исторические факты, потомственные мастера-игрушечники Майоровы и Вагины начали делать деревянных куколок приблизительно с 1922 г. Аверьян, сын Дорофея Вагина, одного из старейших мериновских токарей, признанных мастеров, в 96 лет увидел забавную деревянную куклу, привезённую его сыном Иваном из Нижнего Новгорода и, очевидно, по достоинству оценил диковинное изделье и благословил детей и внуков на дело. Стали делать Вагины игрушки, а дети Ивана – Евдоксий, Перфил, Капитолина, Анна и Александр – расписывать каждый на свой манер. Вагины старались подражать сергиевопосадским мастерам. Особенно удавались усатые мужики Перфилу, эдакие получались куклы-смешинки, залихватские мужики. Другой мериновский мастер, Арсений Федорович Майоров (1885 – 1937 гг.), в 1922 г. купил такую куклу на Нижегородской ярмарке (по другой версии, он привёз ее из самого Сергиева Посада). Как вспоминала его дочь Елизавета, сергиевопосадское бельё – нераскрашенную точёную форму деревянной куклы – расписала анилиновыми красителями старшая дочка Майорова, Люба, нарядив ее в старинный кокошник и снабдив чудными алыми цветами на сарафане. Майоровы старались всё делать по-особому, никому не подражая. Дочери А.Ф. Майорова, Елизавета и Зинаида, стали расписывать матрёшек по-мериновски, наряжая их в яркие платки и изображая на груди красочные букеты. Несмотря на то, что мастерицы вроде бы писали с одного образца, у каждой были свои наиболее излюбленные мотивы, формы цветов, колорит. Отличались композиции по ритмической напряженности и по цветовым нюансам. Даже работы одной и той же мастерицы, но разных лет, отличаются по рисунку лиц и орнаменту, словно в каждое время своя мода на матрёшку диктовала особу стилистику росписи. Специалист сразу узнает изделия Елизаветы Арсеньевны Майоровой, одной из старейших мастериц на селе, по какой-то особой виртуозности письма и тихой лиричности, застенчивости образа её матрёшек. Е.А. Майорова обладала удивительным чувством пропорции и безупречным вкусом, созданные ею образы гармоничны и очень естественны. Выписанный мастерицей узор из крупных цветов и листьев отличался компактностью и графической выразительностью, он эффектно смотрелся на светлом фоне и своей цветовой напряжённостью оттенял милое личико куколки. На протяжении двадцати лет мериновская матрёшка лидировала в Нижегородском крае, успешно конкурируя с привозной продукцией. Постепенно выработалась своя мериновская форма, отличающаяся от более приземистого московского прототипа, сформировался своеобразный стиль росписи цветов (по легенде, заезжий художник Кузнецов виртуозно выписал ветку цветка, ставшего для мериновцев образцовым, то есть, традиционным). Сегодня Мериново – это дачный поселок, с малым количеством постоянно проживающих селян, и никто уже не точит и не расписывает матрёшек, и пусты окна дома Елизаветы Майоровой, на подоконниках которого красовались на солнышке мериновские красавицы. Старинные мериновские матрешки заняли своё почётное место в Семеновском историко-художественном музее, в Музее истории художественных промыслов Нижегородской области, в ХПМИ Сергиева Посада и в других сокровищницах народного искусства. Семёновская матрёшка
Вслед за мериновцами в городе Семёнове Нижегородской области, где также производили хохломскую посуду и делали деревянные игрушечные самовары с вкладываемыми в них игрушечными чашками и блюдцами, стали точить и расписывать матрёшку. По инициативе Нижегородского земства и при содействии нижегородского головы, пароходчика-миллионера Дмитрия Васильевича Сироткина в Семёнове была открыта Школа художественной обработки дерева (ХОД), которой в 1910-х гг. руководил профессиональный художник Георгий Петрович Матвеев. После революции, в начале 1920-х гг., школа возобновила свою деятельность, и впоследствии многие её выпускники токарили и расписывали матрешек. Выпуск матрёшек значительно увеличился с созданием в 1925 г. артели «Кустарь-художник», которая была организована из выпускников основанной в Семёнове в 1918 г. школы художественной обработки дерева.
В 1930 – 40-х гг. семёновские матрешки были однотипными и отличались несколько суровым выражением лиц, в них также наблюдалась некоторая неустойчивость стилистики росписи. В 1940-е гг. для многих матрёшек было характерно симметричное построение общей композиции изделий. Симметрия черт лица дополнялась в больших куколках симметричным расположением цветка на фартуке, что сообщало образу матрёшки некую торжественность и даже монументальность. В меньших размером куколках-вкладышах композиция строилась более свободно, ветка с листьями и цветами на фартуке часто шла диагонально или по горизонтали и симметрия в узоре нарушалась, что придавало образу куколки большую живость и непосредственность. Букеты из крупных алых цветов иногда дополнялись колосками ржи и полевыми цветами, васильками, колокольчиками. В экспозиции Музея истории художественных промыслов Нижегородской области находится матрёшка, на фартуке которой изображен букет сирени, что является редкостью. Как изготавливались те матрёшки? Вспоминает Лидия Михайловна Антоневич (1930 г.р.). После токарной работы кукла проходила пять операций: три грунтовки делали грунтовщицы, контур, рисунок тушью, наводили контурщицы, платье и платочек крыли цветом крыльщицы, узоры расписывали цветочницы, а затем лакировщицы несколько раз лакировали изделие. Лидия Михайловна наводила контур матрёшки, но часто подменяла мастериц и на других операциях. В 1954 г. две семёновские артели объединились в одну с названием «Игрушка», которая в августе 1960 г. была реорганизована в фабрику того же названия. С 1950-х гг. производство матрёшек значительно увеличивается. 18-ти, 25-местные куколки становятся обычным делом. В 1960-е гг. эти куколки заулыбались, губы стали прописываться алым цветом без предварительной наводки тушью, более выразительными стали большие глаза, в которых чётко обозначался зрачок с бликом, яркий румянец залил щёки красавиц. Стилистика росписи семёновской матрёшки всё более приближалась к эталону, который был разработан к концу 1960-х гг. под руководством главного художника предприятия Р.И. Пчелкина. Мастерами Л. Антоневич, Бабушкиной, Безруковым, Вагиным, Голубевой, Красильниковой, Смирновой была разработана знаменитая «россияночка» со ставшим классическим узором с розами. «Семёновский» стиль
Семёновская матрёшка хотя и похожа на мериновскую, и не всякий их различит, но имеет свои тонкости и своеобразные нюансы в форме и в росписи. По форме и по пропорциям она приближается к золотому сечению, то есть отношение высоты к ширине изделия приблизительно составляет 8:5 или 13:8, что делает её сомасштабной природным пропорциям и формам и придаёт ей особо эстетический вид. Семёновская матрёшка красива по абрису, то есть своему силуэту, где мягкая линия головы плавно перетекает, как у античной амфоры, в покатые плечики. Посредине высоты у этой куколки имеется небольшое утолщение, а книзу её форма сужается и заканчивается закругленным валиком – поддоном. Форму семёновской матрёшки можно назвать классической, столь она пропорциональна и гармонична. Нужно быть мастером, чтобы выточить формы многоместных матрёшек, где самая маленькая куколка всего 1,5 см. или даже 1 сантиметр, а самая большая – высотой от 0,5 до 1 метра и более.
Роспись семёновской матрёшки середины 1960-х–начала 80-х гг., также как и форма, у искусствоведов считается классической. Она более строга и в то же время декоративна, основана на стилизации реальных растительных форм и фантастических мотивах флоры. Она восходит к растительным орнаментам русских набивных тканей и шалей и получила название семёновской росписи. Прорисовав пером или тончайшей кистью (так называемой нулёвкой) тушью основные черты лица и контуры платка, фартука, рук, мастер затем анилиновыми красителями жёлтым цветом заполняет поле платка, а красным – сарафан. Далее наносит на светлый фартук основной цветок букета, затем отрисовывает весь букет, состоящий из одного или нескольких крупных и мелких цветков, бутонов и листьев. Не случайно китайская пословица гласит:«Как ни хорош пион, а все листьями поддерживается». В орнаментальном оформлении мериновской и семёновской матрёшки характер листьев также имеет значение, у каждого мастера он свой. Узор на фартуке может быть построен на основе симметрии или асимметричностью рисунка противостоять строгой симметрии лица куколки, что вносит живость и динамику в общую композицию изделия. Основу колористического решения классической композиции куколки-матрёшки составляет красный цвет, который присутствует на лице в алых щёках и губах и пышным цветом цветет на фартуке; дополняют орнамент красно-синие бутоны и зелёные листья. Платок часто оформляется спиралевидным чёрным прерывистым узором. Большая часть поверхности у семёновской матрёшки остается незакрашенной, что подчеркивает деревянную основу – цвет естественного дерева. Позднее семёновская роспись стала более плотной и насыщенной в декоре, ранняя же была более лёгкой по письму, близкой к мериновской изначальной росписи. Надо сказать, что, несмотря на общие принципы росписи, каждое поколение семёновских мастеров вносило в образ матрёшки что-то своё, словно отражая в куколке вкусы и дух своего времени. Полховская матрёшка
На юго-западе Нижегородской области находится ещё один знаменитый центр изготовления и росписи матрёшек – село Полховский Майдан. Это старинный кустарный центр, жители которого специализировались на резьбе по дереву и изготовлении деревянных игрушек. Первые полховские матрёшки, выполненные по примеру сергиевопосадских, были отделаны выжиганием. Позже местные жители стали расписывать их, используя растительный орнамент. Колорит Полховско-майдановской матрёшки отличается ещё более яркой, звучной цветовой гаммой и более крупной росписью.
Полховско-майдановская матрёшка по стилю относится к т.н. крестьянскому примитиву, её роспись напоминает собой детский рисунок. Роспись полховских матрёшек строится на сочетании малиново-красного, зелёного и чёрного цветов по предварительно нанесённому тушью контуру. «Цветы с наводкой» – наиболее типичная и любимая в Полховском Майдане роспись матрёшки, более близкая и «пестрение» – украшение при помощи отдельных мазков, «тычков» и точек. Художники Полховского Майдана, подобно мастерам г. Семёнова, уделяют главное внимание цветочной росписи на фартуке, опуская все бытовые детали костюма. Главный мотив их росписи – это многолепестковый цветок шиповника («роза»). Этот цветок издавна считается символом женского начала, любви и материнства. Изображение «розы» обязательно присутствует в любом варианте росписи, созданным мастерами Полховского Майдана. Своей формой полховская матрёшка заметно отличается от своих сергиевских и семёновских матрёшек. Кроме того, удивляет её необыкновенное многообразие от многоместных, подчёркнуто вытянутых по вертикали матрёшек с маленькой, жёстко очерченной головкой до примитивных одноместных матрёшек – столбиков и толстеньких, похожих на грибки, куколок. Мастера Полховского Майдана, как и мериновские и семёновские соседи, расписывают матрёшки анилиновыми красками по предварительно загрунтованной поверхности. Красители разводятся спиртовым раствором. Вятская матрёшка
Вятская матрёшка – наиболее северная из всех российских матрёшек. Она изображает девушку-северянку с мягкой застенчивой улыбкой. Её милое приветливое личико завораживает и притягивает.
Народный промысел изготовления деревянной расписной игрушки зародился на Вятской земле в начале ХХ в. Первое упоминание о вятской матрёшке содержится в «Оптовом прейскуранте кустарного отдела вятского губернского Совета народного хозяйства. Игрушечно-художественный товар» за 1924 г.: «Матрёшки деревянные раскрашенные и выжженные…». В фондах Кировского областного краеведческого музея сохранилась лишь одна матрёшка, датируемая началом века. В числе деталей её росписи красная юбка, синяя кофта, зелёная косынка. Во многом отсутствие обилия образцов вятской матрешки начала ХХ в. объясняется падением интереса к ней в 1930-х гг. Об этом падении интереса говорит и тот факт, что действительно крупный знаток кустарных промыслов Михаил Николаевич Шатров в своей книге «Кировские кустари» счёл необходимым поместить только один рисунок этой игрушки – «Матрёшка складная», – не снабдив его ни описаниями, ни комментариями. Новый этап развития промысла наступил лишь в 1937 г., когда в деревнях Вахрино и Овчарное было организовано первое объединение кустарей – артель «Прогресс» (ныне ЗАО «Сувенир», Киров) по производству спортивного инвентаря, школьно-канцелярских принадлежностей и деревянной расписной игрушки-матрешки. Для росписи матрёшек применяли масляные краски. Сама матрёшка в те годы представляла из себя девицу с румянцем на щеках в цветном платочке и сарафане с лямочками, с букетом полевых цветов в руках. Принцип матрёшки – вкладывающихся друг в друга предметов – применили в других игрушках (гриб-великан, яйцо). В 1958 г. на Международной Брюссельской выставке с вятской матрёшкой впервые познакомилась широкая иностранная публика. Развитие промысла продолжилось. В 1960 г. на базе артели «Прогресс» и артели «19 лет Октября», работники которых изготавливали на токарных станках пирамидки и шахматы, была организована Кировская фабрика токарных игрушек. Три года спустя эта фабрика вошла в производственное объединение «Вятка», став цехом № 3 по выпуску деревянных игрушек. В 1968 г. специалисты объединение «Вятка осваивают новую технологию оформления матрёшек анилиновыми красителями. Яркие гаммы новых красок буквально преобразили вятскую матрёшку. Образцы матрёшки в традиционной крестьянской одежде оказались не востребованными. Стало преобладать направление максимальной декорированности изделий. Матрёшка, по-прежнему оставаясь игрушкой, всё больше и больше становилась изделием декоративно-прикладного искусства, интересным сувениром. В 1971 г. первая партия матрёшек, инкрустированных соломкой, была отправлена в Канаду. В настоящее время вятская матрёшка лишь частично перекликается с традиционной, являясь преимущественно авторским продуктом, она, безусловно, являет собой определённый этап исторического развития вятской матрёшки, а потому содержит в себе большой потенциал, который в перспективе может получить закрепление традицией. Разнообразие видов и стилей
Помимо вышеперечисленных разновидностей матрёшек, существуют ещё много различных по форме и по стилю росписи.
Все они возникли в старинных центрах народного творчества и естественным
образом впитали в себя их характерный художественный стиль, отражающий культуру данного региона и особенности существующего в нём промысла. Так появились
и матрёшки, расписанные традиционными
узорами под хохлому, гжель, жостово и др.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ МАТРЁШКИ
Как правило, матрёшки изготавливают из древесины таких лиственных пород деревьев, как липа, берёза, ольха, осина. Самым благодатным материалом является липа.
Во-первых, древесину для изделий, как правило, заготавливают зимой или очень ранней весной, пока нет сильного движения сока. Во-вторых, выбрав дерево, его распиливают на бревна, с него снимают кору, оставляя несколько колец, и торцы замазывают глиной, чтобы дерево при высыхании не растрескивалось. Просушивают брёвна в штабелях в течение двух или трех лет до определённой влажности в проветриваемом помещении или под навесом. Опытный мастер по запаху может определить, когда древесина готова для дела. Форму матрёшки вытачивают только из хорошо просушенной, выдержанной липы или другой лиственной породы. В-третьих, вытачивание матрёшки требует от токаря сноровки и точности движений резца. До 15 операций проходит заготовка в руках токаря, прежде чем стать готовой матрёшкой. Черновая обточка заготовки делается резцом в виде трубки-ложки, уточняется форма плоскими резцами – стамесками или косяками, внутренняя полость вытачивается резцом наподобие крюка, а начисто по внешней стороне работа ведется заостренным, напоминающим единицу, резцом. Мастер обрабатывает болванку сразу под несколько матрёшек, затем готовую форму, ещё не снимая со станка, зачищает шкуркой и лишь затем отделяет изделие от основной болванки. Первой вытачивается самая маленькая цельная куколка. Затем вытачивается нижняя часть матрешки побольше, она хорошо высушивается, выдерживается при комнатной температуре, а затем относительно нижний части точится верх. Прежде чем расписывать, форму матрешки до трех раз грунтуют крахмальным клеем, чтобы при росписи анилиновые краски не растекались по поверхности дерева и кисть легче скользила при письме. Если при своём возникновении в Сергиевом Посаде ценилась у матрешки, прежде всего, сама уникальная форма, то у нижегородцев на первое место вышла декоративная роспись, что не было случайным. В здешних лесистых местах с XVII в. изготавливали по особой технологии расписную посуду, которая после обжига в печи приобретала золотой оттенок. Знали здесь толк в замысловатом растительном орнаменте – кудрине, что сродни узорам парчовых тканей и богатым тисненным переплетам старинных книг, и травке, идущей как от натурных наблюдений за российским разнотравьем, так и от растительного орнамента на тканях и шалях.
Для матрёшки выбрали технологию росписи попроще и поскромнее, чем в посуде, куколка-то крестьянская и предназначалась, прежде всего, детям для игры, следовательно, должна быть не трудоёмка в исполнении, скромна и недорого стоить. На поверхность матрёшки художницы наводили гусиным пером контур – под роспись тушью по хорошо просохшей грунтовке. Впоследствии стали рисовать стальным пером. Рисовали личико, выписывая брови дугой, широко раскрытые глаза, носик – две точечки, губки, обрисовывали платок с узелком и двумя кончиками, намечали руки, фартучек, красили сарафан и прописывали букет. Роспись цветов на платке и переднике делали анилиновыми (химическими) красками, хорошо растворяющимися в воде, предпочитая красно-алые, малиновые, сиреневатые, синие и зелёные цвета.
Сергиево-Посадские матрёшки отличаются округлыми, устойчивыми формами с соотношением пропорций ширины к высоте 1:2, яркой росписью гуашевыми красками локальных контрастных цветов (основные – красный, жёлтый, синий и зелёный) с чёрной контурной обводкой и орнаментацией условными растительными мотивами, выполненными живым мазком. Основу мериновской росписи составляли крупные цветы, перемежающиеся небольшими колокольчиками, маленькими цветочками из пяти лепестков, бусинками и рябинками, в обрамлении кустистых зеленых листьев, с разживкой чёрной тушью. В заключение матрешку покрывали слоем воска, позднее стали несколько раз лакировать масляным лаком, каждый раз хорошенько просушивая. Традиционную русскую куколку-матрешку вытачивают и расписывают во многих местах России. Кроме города Семёнова, в Нижегородском крае её изготавливали на юге области в селе Полховском Майдане, в рабочем поселке Вознесенском и в деревне Крутец. Известны матрёшки из г. Новокузнецка. В 1960 гг. появились башкирские и марийские матрёшки, расписанные в национальных традициях. КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: Как же появляется на свет матрёшка? Процесс изготовления матрёшки достаточно сложен и требует немалого мастерства и терпения. У каждого мастера есть свои секреты. Сначала надо выбрать дерево. Срок сушки примерно два года. Мастера говорят, что дерево должно звенеть. Следующим этапом изготовления матрешек является вытачивание фигурок. Роспись матрёшки. Хорошая матрёшка отличается тем, что все её фигурки легко входят друг в друга; две части одной матрёшки плотно прилегают и не болтаются; рисунок правильный и чёткий. Считается, что матрёшка, выточенная и расписанная вручную талантливым художником на порядок ценнее, нежели фабричной. Смотрите слайд-шоу «Изготовление матрёшки». СОВРЕМЕННАЯ МАТРЁШКА
С конца 1980-х. гг. начинается новый этап в развитии искусства матрёшки – так называемый период авторской матрёшки. Политические и экономические изменения, известные как горбачёвская «перестройка», вызвали огромный интерес в мире к русской культуре, её самобытному, народному началу. Экономические изменения позволили открыть частные мастерские. Мастер-ремесленник получил возможность свободно продавать свои изделия, как это было 100 лет назад. Среди тех, кто охотно занялся росписью матрёшек, были и профессиональные художники. На место стандартной одинаковой матрёшки, сложившейся в советское время, пришла новая, авторская. Прежде всего, матрёшечники вернули то тематическое разнообразие в росписи, которое существовало в ранний сергиевопосадский период.
Так называемая политическая матрёшка представляет портретную галерею русских государей, отечественных и зарубежных государственных деятелей. Матрёшки с изображением современных политиков больше похожи на добрые шаржи – традиция, идущая от раннего периода развития матрёшки. Известна, к примеру, матрёшка-шарж, расписанная В.А. Серовым. В турецких костюмах были представлены С.И. Мамонтов, сам В.А. Серов, Н.А. Римский-Корсаков и другие участники мамонтовских театральных постановок. «Субординация» в матрёшке политического характера выражена очень чётко. Очень часто современные художники обращаются к традиционным темам росписи матрёшки – «Семья», «Материнство». Впервые мать с младенцем на руках изобразили в своих матрёшках мастера из села Крутец Нижегородской области. Подобной традиции росписи мы не встречаем в матрёшках раннего сергиевского типа, но в период расцвета авторской матрёшки эта тема стала активно развиваться.
С темой материнства связана идея успокоения, утешения, заступничества. Это и колыбельная песня, спетая на ночь, и чудесная сказка, рассказанная уже подросшим детям. Сюжеты русских сказок, изображённые на фартуке матрёшки весьма разнообразны. Иногда только одна сказка проиллюстрирована на одной матрёшке, иногда на каждой из вкладывающихся кукол мы увидим героев разных сказок, народных или авторских – Пушкина, Ершова, Аксакова, Толстого и др. Чем не замечательна книга сказок, сюжет которых подсказывают иллюстрации, логическая последовательность которых постепенно открывается на каждой из фигурок? И как в книге прослеживается замысел художника-автора, в отличие от неё открывается простор детской фантазии.
Очень часто художники рисуют на передниках матрёшки памятники архитектуры. Такая матрёшка – лучший сувенир, он напомнит о посещении того или иного места. Часто в орнаменте матрёшки встречается ансамбль Троице-Сергиевой Лавры, памятники архитектуры Москвы, Владимира, Суздаля, Новгорода и многих других городов России. Часто можно встретить матрёшку, расписанную под «гжель», «жостово», «хохлому», «палех». Иными словами, современная матрёшка как бы концентрирует всё богатство художественных традиций русского прикладного искусства. Матрёшка – это явление большого художественного значения, это произведение одновременно и скульптурное и живописное, это душа и образ России. КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: Характерная черта современной авторской матрёшки – её необычайная живописность. Её рисунок похож на цветистую ткань и создаёт праздничное настроение. Одной из основных тем росписи становится окружающий мир. Многие художники обращаются к мотивам из русской истории – от похода князя Игоря до современной истории. Получилось, что в матрёшке заложен огромный потенциал для передачи событий, развёрнутых во времени и пространстве. Это движение как бы на глазах возникает и так же на глазах может быть «свёрнуто и убрано» в футляр матрёшки. Смотрите слайд-шоу «Современная матрёшка». МУЗЕЙ ВСЕХ МАТРЁШЕК
Первая русская разъёмная кукла, названная Матрёной, матрёшкой, родилась в Москве, в особняке в Леонтьевском переулке, д. 7, в мастерской-магазине А.И. Мамонтова «Детское воспитание», в самом конце XIX в. «Восьмиместная» матрёшка представляла собой девушку в народном костюме, держащей в руках чёрного петуха. Вскоре после своего рождения, в 1900 г., матрёшка отправляется на Всемирную торгово-промышленную выставку в Париже, где её награждают бронзовой медалью за лучшее воплощение идеи сохранения и объединения семьи. Она получает всемирную известность и любовь, становится одним из национальным символом России.
По этому историческому адресу, в этом историческом здании в Леонтьевском переулке, д. 7 был открыт в 2001 г. Фондом Народно-художественных промыслов России первый в стране «Музей матрёшки». В Музее матрёшке можно увидеть все промысловые матрёшки из всех центров матрёшечных промыслов – Сергиев Посад, Семёнов, Вятка, Майдан, Хотьково, Тверь, Новокузнецк, Башкирия. Там же мы можем наблюдать различную авторскую трактовку матрёшки как символа и образа конца ХХ – начала ХХI вв. В Музее представлены матрёшки, сделанные по мотивам персонажей русских народных сказок, пухлощёкие, поблекшие от вековой старости барышни, пузатая фигурка в виде кота с торчащими ушами, дородная свинка в мундире и при шпаге и целый красноармейский отряд времен гражданской войны, спрятавшийся внутри своего командира, сувениры фабричной штамповки советского времени и авторские работы. В самой большой матрёшке, представленной на выставке, пятьдесят фигурок, что в два раза меньше мирового рекорда. А самая маленькая матрёшка – всего пару миллиметров в высоту. В музее можно пересчитать 30-местную матрёшку по мотивам сказки «Руслан и Людмила», посмеяться над забавными рожицами характерной матрёшки из Новокузнецка и разложить по ролям сказку «Репка» с помощью матрёшки-коробейника. Свыше ста лет матрёшка остается любимой игрушкой, национальным символом России. Музей же призван продемонстрировать современным художникам образцы высокого вкуса и мастерства, противостоять утрате позитивных культурных ориентиров. Адрес Музея матрёшки: 125009, г. Москва, Леонтьевский пер., д. 7
Матрёшка широко представлена в экспозиции Государственного историко-художественного музея-заповедника и в Музее игрушек г. Сергиева Посада. В рамках первого фестиваля русской матрёшки, который проходил 10 июня 2012 г. в музейном комплексе «Конный двор», состоялось открытие выставки «Музей русской матрешки». Сергиево-Посадский музей является обладателем одного из лучших собраний матрёшек из разных уголков России, и вновь созданная выставка по праву названа «музеем». Выставка «Музей русской матрёшки» знакомит посетителей с большим кругом экспонатов XX–XXI вв. из собрания Сергиево-Посадского государственного музея-заповедника и частных коллекций, которые позволяют проследить основные этапы развития куклы-матрёшки. В экспозиции представлены работы профессиональных художников и народных мастеров всех традиционных центров производства матрёшки, расположенных в московском, нижегородском, вятском регионах, а также такое яркое явление современной художественной жизни как «авторская» матрёшка.
Адрес Сергиево-Посадского Государственного историко-художественного музея-заповедника: 141310, Россия, Московская область, г. Сергиев Посад, Проспект Красной Армии, д. 144КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: В экспозиции первого в России Музея матрёшки представлены матрёшки народных художественных промыслов, региональных и московских творческо-производственных объединений, индивидуальных художников и мастеров. Компанию первому в России музею матрёшки теперь составляют музей на родине русской матрёшки – в Сергиевом Посаде, на родине Семёновской – в Нижнем Новгороде, есть музеи в городах Нолинске, Калязине, Вознесенском. Сегодня очень важно, чтобы люди знали, как начинались промыслы русской матрёшки, ведь эта изначально детская кукла и игрушка стала одним из символов нашего государства. Смотрите слайд-шоу «Музей матрёшки».
В XXI в. матрёшка остаётся знаковой сувенирной куколкой, которую можно
преподнести в подарок самым высоким особам, президентам и королям,
учёным и художникам, классическая матрёшка не подведет в любой ситуации.
Матрёшка и по сей день остается самым экспортным товаром народных
российских промыслов. Популярными в современном производстве являются
трехместные и двадцатиместные матрёшки, по заказу выполняются большие по
размерам экземпляры с традиционной и оригинальной росписью.
* * * |
|
|