|
Практика в Вербилках на фарфоровом заводе
1.
Мануфактуры Гарднеръ в Вербилках
Прикосновение к традиции
2.
Фарфор от Гарднера
3.
Сюжет о заводе «Мануфактуры Гарднеръ в Вербилках» на ТВЦ
4.
Вербилки - здесь выпускают «самый безопасный» фарфор
Что за иностранец основал тут в XVIII в. фарфоровую фабрику? кто и почему считает местный фарфор самым безопасным, отчего в городе не выбрасывают медные советские пятаки?
5.
Вербилковский фарфор
Вербилковский фарфоровый завод похож на большую кондитерскую фабрику. Мастера замешивают массу по рецепту, которому уже 260 лет. Карельская глина, кварцевый песок, каменистые компоненты. Пять тонн сырья отправляют в мельницу на 12 часов.
6.
Вербилки: от Гарднера до наших дней
7.
Посещение рынка-развала у Вербилок
8.
Практика в Вербилках на фарфоровом заводе
ФАРФОР: ОТ КИТАЯ ДО РОССИИ
Фарфор в течение многих столетий служит символом роскоши, достатка владельца. Фарфор появился впервые в Китае на рубеже III–IV вв. О фарфоре китайский поэт IX в. Ту говорит:
«звонкий как нефрит и превосходящий блеском иней и снег». В VII – Х вв. фарфор экспортируется в страны Азии. Откуда и пришли само его название. Китайцы называли своего императора «Фахфур» – отсюда название изделий, дословно «императорское». Поскольку фарфор до XVIII в. проникал в Европу через Восток, вместе с изделиями арабы передали и это слово. Первым европейцем, который познакомился с фарфором, стал Марко Поло. Это было в XIII в. В домах русской знати фарфор появился в XVI в.: его получали в дар от иностранцев или покупали по баснословной цене. В 1712 г. Пётр I посетил королевские резиденции Пруссии Шарлоттенбург и Ораненбург, в последней из которых «две палаты убраны ценинной посудой и другими китайскими вещами зело изрядно». В 1770-е гг. русский двор произвёл несколько крупных заказов на зарубежных фарфоровых заводах. В Россию в больших количествах ввозился мёйсенский фарфор (на фото: мейсенский фарфор. Германия. Вторая пол. XIX в.), в основном, массового производства, но для приближенных императрицы и высокопоставленных придворных изготавливались уникальные фарфоровые предметы. Екатерина II приобретала фарфор при помощи русского посла в Париже И.С. Барятинского, и в одном только 1779 г. он уплатил Севрской мануфактуре 81000 ливров за приобретенные скульптуры работы Буазо. Екатерина II получила в подарок от прусского короля Фридриха II парадный десертный сервиз Берлинской фарфоровой мануфактуры. Императрица заказала у Дж. Веджвуда уникальный «Сервиз с зелёной лягушкой» из фаянса. В 1746 г. в России был открыт секрет изготовления фарфора. Берг-мейстеру Дмитрию Ивановичу Виноградову удалось получить фарфор на основе нескольких сортов гжельской глины. Первые фарфоровые изделия, созданные в России после открытия секрета русского фарфора, отличались самобытностью, самостоятельностью особенно в отношении форм. Живописные работы на Императорской мануфактуре проводились финифтяных дел мастером Иваном Черновым и двоими его сыновьями, рисовальным мастером Вестерини (Вистеринни), а также работниками завода Гребенщикова – точильщиком Филиппом Федоровым и формовщиком. С 1770-х гг. началось заимствование форм и декоров с лучших европейских образцов. По некоторым сведениям, в 1770 г. в Россию было ввезено 40% всего экспорта фарфора Meissen. В условиях необычайно высокого спроса на мейсенский фарфор во многих городах России в конце XVIII века были созданы постоянные склады мейсенского фарфора. Они находились в Петербурге, Москве, Киеве, Митаве, Полтаве, Ревеле и других городах. В 1766 г. в России была основана фарфоровая частная мануфактура английского купца Франца Гарднера, использовавшая жанровую роспись на формах стиля ампир. Мануфактура была ориентирована на максимально широкий круг потребителей. ИСТОРИЯ ВЕРБИЛКОВСКОГО ФАРФОРА: ГАРДНЕРОВСКАЯ ЭПОХА
В марте 1766 г. обрусевшим английским купцом Францем Гарднером была открыта фарфоровая фабрика в подмосковном сельце Вербильцево. Хотя само производство было организовано раньше, в 1754 г., когда земля с селом Вербильцы принадлежала князю Николаю Урусову.
Прежде чем открыть свою фабрику, Гарднер много поездил по России – от Соловков до Сибири, выискивая особую глину для фарфора. Лучший вариант он нашёл в уже знакомой ему Малороссии – на Черниговщине (так называемую «глуховскую»). Решив вопрос с сырьём, Гарднер дал обещание «завалить» Империю собственной фарфоровой посудой, дабы не платить за импортную (например, мейсенский фарфор). В 1777 – 1783 гг. было изготовлено для императрицы Екатерины II четыре орденских сервиза Георгиевский, Андреевский, Александровский и Владимировский. Все они были предназначены для приёмов в честь кавалеров этих орденов. Первый же сервиз очень понравился Екатерине II, и Гарднер удостоился высочайшей аудиенции. Сразу после приёма «на самом верху» московский генерал-губернатор пожаловал Гарднеру право ставить на его изделиях изображение московского герба. Изделия из гарднеровского фарфора стали лучшими в России. Этот фарфор не имел соперников до середины девятнадцатого века. Некоторые же изделия не уступали иностранным. Фабрика Гарднера, в отличие от Императорского завода, работала для нужд широкого потребителя. Она вырабатывала устойчивые образцы массовой посуды и её росписи. Позже по этим образцам русские заводы в течение более чем ста лет изготавливали свою продукцию. В начале девятнадцатого века в развитии гарднеровского фарфора начался новый этап. Заводские художники отказались от прямого следования европейским образцам и начали искать свой собственный стиль. Ампирные формы прекрасно сочетались с цветовой насыщенностью декора и жанровостью изобразительных мотивов. Наряду с «эксклюзивом», предназначенным для императорских дворцов и домов высшей аристократии, Гарднер, обладавший прирождённым даром к коммерции, наладил и массовый выпуск фарфоровой посуды. Она высоко ценилась в России, и многие, кому не по карману было покупать импортный саксонский фарфор, охотно приобретали «родной», гарднеровский. В 1829 г. фабрика получила золотую медаль на Первой промышленной выставке, а в 1855 г. – особую благодарность императора и почётное право ставить на изделиях изображение теперь уже государственного двухглавого орла. В Российской империи это был эквивалент знака качества. Право использовать изображение Государственного герба России на продукции «Мануфактур Гарднеръ» было подтверждено в 1865 г., 1872 г., 1882 г., 1896 гг. С 1856 г. фабрика «Мануфактур Гарднеръ» обладает званием «Поставщик Двора Его Императорского Величества». Во 2-й половине XIX в. художественный уровень изделий завода падает. Некоторую самобытность сохраняют лишь «восточная» (для Средней Азии) и «трактирная» посуда с яркой праздничной росписью и отдельные выставочные изделия, выполненные по эскизам художников. В конце XIX в. предприятие вдруг начало испытывать финансовые трудности. Ходили слухи, что разориться предприятию «помог» Матвей Кузнецов. Другого объяснения тому, что завод с мировой славой, не знавший кризисов, неожиданно оказался в столь плачевном положении, многие не находили. ИСТОРИЯ ВЕРБИЛКОВСКОГО ФАРФОРА: КУЗНЕЦОВСКИЙ ПЕРИОД
В 1892 г. фабрика была куплена Матвеем Кузнецовым и вошла в его «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова».
На момент покупки фабрика переживала не лучшие времена, поэтому Кузнецов легко договорился с Елизаветой Гарднер, которая продала своё дело за 238 тысяч рублей, и ещё за 5 тысяч рублей все заводские модели, формы, рисунки и образцы. Матвей Кузнецов оказался владельцем не только нового предприятия, но и первосортной торговой марки с полуторавековой историей, богатыми традициями, квалифицированными специалистами, отработанными технологиями. Особый договор подтверждал право нового хозяина ставить на изделиях, вывесках, счетах герб и фирменный знак завода «Гарднер», его награды и медали. Отныне слава Гарднера принадлежала Кузнецову, ставшему-таки монополистом частного фарфора Российской империи. Ассортимент, по сравнению с гарднеровским, изменился мало. Новый заводчик пользовался «образцовой» коллекцией Гарднеров, которая еще в 1860 гг. насчитывала более 4 тысяч номеров различных фаянсовых предметов, не считая статуэток, до 1500 опаковых и более 1000 фаянсовых. Изучив рынок, Кузнецов на гарднеровской фабрике выпускал, в основном, чайные и столовые сервизы, а также отдельные предметы старых гарднеровских форм. Для церквей выпускались лампады, свечи, люстры, чаши. К 100-летию Бородинского сражения были выпущены тарелки, чашки, сухарницы, блюда, вазы с изображением эпизодов Отечественной войны 1812 г. К 300-летию дома Романовых были выпущены изделия с изображением русских барышень, барынь и бояр в одеждах XVI – XVII вв. В большом количестве фабрика выпускала анималистическая скульптуру небольшого размера (лошадей, верблюдов, медведей, собак, кошек, петухов). Матвей Сидорович уделял большое внимание изучению покупательского спроса. Новые рисунки разрабатывались на его заводах с учетом вкуса определённых кругов потребителей, учитывалось и эмоциональное воздействие цветового решения росписей. КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД ШОУ: Франц Гарднер довольно быстро наладил работу. В начале своей деятельности завод Гарднера выпускал в основном копии изделий Мейсенской фарфоровой мануфактуры. Затем увидели свет знаменитые «орденские» сервизы для императорского двора, которые понравились Екатерине II, и Гарднер был удостоен высочайшей аудиенции с предложением принять российское гражданство. Однако англичанин отказался, но это не повлияло на решение московского генерал-губернатора пожаловать Гарднеру право ставить на его фарфоровых изделиях изображение московского герба. Духом славы Отечества овеяны чашки с портретами героев Отечественной войны 1812 г., оригинальные сервизы с карикатурами на армию Наполеона, знаменитая мелкая пластика. Например, первая серия, изображавшая разносчиков и ремесленников, была выпущена в 1810 – 1820-х гг. В дальнейшем выпускались скульптуры, изображавшие крестьянский быт, а также фигурки «франтов» и «франтих», одетых по моде соответствующего времени. Смотрите слайд-шоу «История вербиловского фарфора». СОВЕТСКАЯ ЭПОХА ВЕРБИЛКОВСКОГО ФАРФОРА
После революции 1917 г. предприятие было национализировано и стало называться «Дмитровский фарфоровый завод». В Гражданскую войну делали вазочки, туалетные приборы, блюда со старыми декольками: «Деревенька под снегом», «Речка с березками», «Еловая роща». Советская власть требовала бодрости, поэтому производился агитационный фарфор: «Все в культпоход», «За заём тракторизации». Кружки с портретом Калинина – всесоюзного старосты. В первые годы советской власти, в годы НЭПа завод продолжал выпускать изделия по кузнецовским образцам. Затем предпочтение было отдано массовой продукции среднего качества.
В 1930-х гг. большую известность получили чайные сервизы «Искусство народов СССР». В это же время в Вербилках начал работать скульптор Сергей Михайлович Орлов. Известные работы: «Конёк-горбунок», «Золотая рыбка», «Клоун». В 1937 г. на заводе организована художественная лаборатория. Во время Великой Отечественной войны выпуск художественного фарфора был прекращён, но отдельные работы всё-таки появлялись. А. Чечулина, известная до войны сервизами «Русский орнамент», «Женщины наших республик», создала сервиз «Битва за Родину». Т. Деморей, вспомнив о гарднеровском орденском сервизе, расписала свои: «Александр Невский», «Суворов», «Кутузов» – полководческие ордена Великой Отечественной. Завод будил посёлок, извещал о начале и окончании рабочего дня протяжённым сигналом паровозного свистка. В Великую Отечественную войну извещал посёлок о начале воздушной тревоги. В 1950 – 1960-е гг. предприятие продолжило работу по созданию уникальных изделий, мелкой пластики. Эти годы называют временем расцвета фарфоровой скульптуры. В 1950-е гг. в Вербилках начал работать скульптор, создатель форм Ю.Б. Ганрио. Его форма «Ампир» и поныне востребована на заводе. Е.А. Лопотухина по этой форме расписала сервиз «Адмиралтейский», Л.Е. Цветкова – «Гвоздики». Популярна форма «Татьяна» Ю.Б. Золотова. У художника Т. Г. Волкова по этой форме – нежное, светлое «Полюшко», а у Е.А. Заставы сервиз строгий и одновременно великолепный – истинная пушкинская Татьяна. Изделия вербилковских мастеров не уступали по качеству первоклассным изделиям императорского завода. Продукция завода была удостоена большой золотой медали на Всемирной выставке в Париже (1937 г.) и серебряной медали на Всемирной выставке в Брюсселе (1958 г.) В 1966 г. завод награждён орденом Трудового Красного знамени В 1991 г. работники завода выкупили его и организовали ЗАО «Фарфор Вербилок». В 1995 г. основано дочернее предприятие «Промыслы Вербилок», перед которым была поставлена задача возрождения и сохранения традиций дореволюционного фарфора, у истоков которого стояли два семейных клана – Гарднеры и Кузнецовы. КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: Художественное направление «Фарфора Вербилок» – народное. Эта народность была заметна и в старых вещах того периода, когда завод принадлежал Гарднеру. Кроме того, здесь стали работать художники с завода А. Попова, расположенного неподалёку и затем закрытого. А поповский фарфор славился своим ярким, праздничным русским характером. В советское время народная линия еще больше укрепилась в силу того, что художественное руководство было поручено К. Тихонову, глубоко ценившему национальные традиции. В свою очередь, Тихонов воспитал отличную смену. Народная основа в современном понимании – вот тот плодотворный принцип, которому следуют заводские художники-фарфористы из Вербилок. Смотрите слайд-шоу: «Советская эпоха вербилковского фарфора». МАСТЕРА ФАРФОРА ИЗ ВЕРБИЛОК
Чекулина Александра Алексеевна (1906 – 1986 гг.) в десятилетнем возрасте начала работать в живописном цехе. Уже тогда на бывшей гарднеровской фабрике, которая в 1892 г. куплена Матвеем Кузнецовым и вошла в его «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова».
Роспись на посуде и предметах интерьера, изготовленных на заводах Кузнецовых, довольно узнаваема. Обычно это крупные рисунки или небольшие цветочки – стиль, который иногда называли «трактирным» за его броскость, яркость, напоминающую декоративные игрушки. Загадкой долгое время оставалась и надёжность фарфора, который по крепости не уступал керамике – при этом был намного изящнее и отличался необыкновенной белизной. Этот секрет был раскрыт лишь в 1969 г., когда в подвалах предприятий обнаружили керамический состав. Оказалось, что перед обжигом его долго хранили при особом режиме температуры и влажности, в результате чего глина становилась очень пластичной. В 1937 г. на уже Дмитровском фарфором заводе была организована художественная лаборатория и Александра Чекулина сразу стала там работать вплоть до ухода в 1961 г. на пенсию. Во время Великой Отечественной войны в 1941 – 1945 гг. выпуск художественного фарфора был прекращён, но отдельные работы всё-таки появлялись. А. Чечулина, известная до войны сервизами «Русский орнамент», «Женщины наших республик», создала сервиз «Битва за Родину». Александра Алексеевна участнистница многих художественных выставок за рубежом (золотая медаль за роспись сервиза «Женщины наших республик» на Всемирной выставке в Париже, 1937г.), и в СССР (в т.ч. – художественная выставка «Индустрия социализма», Москва, 1939 г., ВДНХ, 1960г.). Обладательница медалей, грамот и дипломов. Наиболее известные работы Александры Алексеевны: роспись сервизов чайных «Жар-птица» (1939 г.), «Маки» (1946 г.), роспись набора чайного «Яблоки» (1961 г.) СЕРГЕЙ ОРЛОВ: «ПЕВЕЦ РУССКОЙ БЫЛИНЫ И СКАЗКИ»
В конце 1930-х г. в п. Вербилках начал работать скульптор Сергей Михайлович Орлов. Сергей Михайлович Орлов родился 14 сентября 1911 г. в Петербурге. В 1925 г. молодой человек приходит в частную художественную студию Юлии Ферапонтовны Лузан. Уже позднее в одном из писем Орлову она вспоминала те далёкие годы:
«Когда Вы заявились ко мне, то представляли из себя чистый лист бумаги, где написано было одно: «творить». Вскоре на практике, посещая Дмитровский завод фарфоровых изделий (бывший Гарднера), он изучил все тонкости керамического производства. Творческий путь был выбран, дальше всё зависело от него самого, а упорства и работоспособности Орлову было не занимать. Результат почти полувековой деятельности Сергея Михайловича – огромное творческое наследие: мелкая пластика, станковая и монументальная скульптура, живописные и графические произведения. Оценивая работы раннего периода и годов зрелости, невольно отмечаешь, какое большое значение в творчестве художника имели традиции национальной культуры: народная керамика, русский фарфор и фаянс конца XIX – начала XX вв. Наверное, потому так любил Орлов работать в этих материалах, вводя в них цвет и обязательную сюжетную основу. Начал он со сказок. «Конёк-горбунок», «Золотая рыбка». Нарядно, всё в движении. И рыбка, взлетевшая на волну, и братья Ивана-дурачка, обуздывающие чёрных, среброгривых красавцев коней.
В 1940 г. Сергей Михайлович изваял «Клоуна», ставшего знаменитым. Сияющие шары в руках, на ноге, красный камзол, рыжая шевелюра. Пёстро, весело – цирк!
Стоит вспомнить его первые пластические композиции: «Лесной разговор», «Драка», которые сам автор называл фантазиями или фантастическими шутками. В работах зрелого периода эти качества виртуозно выражены в пластической серии «Цирк». Его «клоунады » соединяли в себе меткий юмор, присущий народному искусству, и изысканность русского фарфора начала XX столетия. «Орлов – вдохновенный певец русской эпической былины и народной сказки. Его произведения проникнуты большой любовью и народной мудростью, увлекают полётом мысли, выразительностью и тонкостью проникновения в чарующий мир сказки». Эти слова всемирно известного скульптора С.Т. Коненкова посвящены композициям из фарфора: «Конёк-Горбунок», «Илья Муромец и Соловей-Разбойник», «Сказка о золотой рыбке» и многим другим, созданным художником с величайшей виртуозностью и мастерством в разные годы его творческой жизни. Нельзя не отметить тот факт, что делались они не традиционным способом формовки, а лепились непосредственно из фарфоровой глины, что до С.М. Орлова никто не делал. Так создавались уникальные, выполненные в единственном экземпляре произведения. К ним принадлежала и знаменитая «Сказка», подаренная американскому дипломату А. Гарриману в 1944 г. В.М. Молотовым без согласования с автором, прямо с выставки. Лауреат Государственной премии 1946 г., обладатель серебряной медали Всемирной выставки в Брюсселе (1958 г.), Сергей Орлов в 1968 г. был удостоен звания народного художника РСФСР. Произведения мастера находятся в коллекциях крупнейших музеев нашей страны. Память о нём сохраняется и в Вологде. В 1990 г. здесь состоялась большая персональная выставка художника. В собрании Вологодской областной картинной галереи находятся графические и живописные произведения мастера, а также отдельные образцы его знаменитой фарфоровой пластики. ЛЮДМИЛА ЦВЕТКОВА: РИСУЕТ ЦВЕТЫ НА ФАРФОРЕ
Каким-то чудом удалось сохранить до наших дней этот уникальный фарфоровый промысел, который скрыт от любопытствующих взглядов в густой зелени п. Вербилок. В живописном цеху работает коренная жительница поселка Вербилки, живописец Людмила Евгеньевна Цветкова. Живописцем Людмила Цветкова стала неслучайно. Она родилась в семье людей, которые всю свою трудовую жизнь отдали фарфоровому заводу. Отец Людмилы Евгеньевны работал на печах, где обжигались изделия из фарфора. А мама наносила на изделия вот такие обводки. Такая специальность называется отводчица. Родители много рассказывали дочери о производстве. Любовь к рисованию пришла в детстве, а в школе получила практическое применение – Людмиле Цветковой поручали оформление школьной стенгазеты. Сразу после окончания средней школы в Вербилках Людмила Цветкова решила попробовать свои силы в живописном цехе фарфорового завода. Сегодня она с гордостью и любовью вспоминает о своём наставнике Сергее Борисовиче Стрельцове, который научил её всем премудростям живописца. Это были далёкие 1970-е гг. Порой приходилось часами, не отрываясь, следить за рукой учителя. И как это он так лихо выводил на белоснежном фарфоре замысловатые вензеля и изящные рисунки. По словам Людмилы Цветковой, точные движения руки с кистью вырабатываются годами. Как и создание в рисунке нужной цветовой гаммы. И непрерывная работа. Если художнику или живописцу не создать условий для работы, отправить его в долгосрочный отпуск, он тут же потеряет навык, хватку. К счастью, такого не случилось на заводе «Фарфор Вербилок».
В 1995 г. было основано дочернее предприятие «Промыслы Вербилок», перед которым была поставлена задача возрождения и сохранения традиций дореволюционного гарднеровского фарфора. Сегодня на заводе трудятся около 300 сотрудников, из них 15 живописцев. Кстати, на гарднеровской фабрике их было более трех тысяч человек. Основной проблемой на производстве остаются высокие налоги и цены на энергоносители. Российский рынок буквально завален дешёвым китайским фарфором. В настоящее время в Китае действуют три тысячи предприятий по изготовлению фарфора. В отличие от наших заводов, они оснащены по последнему слову техники. Однако далеко не все из них выпускают качественную продукцию. Чтобы уменьшить энергозатраты, обжигают фарфоровую посуду при более низкой температуре и используют другой вид глазури, добавляя химические вещества, в том числе кадмий и свинец, опасные для здоровья человека. Тем не менее, отечественное производство фарфора сумело выстоять и есть неплохие предпосылки, чтобы в недалёком будущем вытеснить китайский фарфор с российских прилавков. «Если нужно, то мы можем выполнить любой заказ, если нужно, то и ночью рисовать будем», – говорят живописцы «Фарфора Вербилок». Нужно только, чтобы власть, как при Екатерине II, защитила российского производителя. А талантливые живописцы, которые могут выполнить самые дерзновенные задумки, в Вербилках есть. ОСОБЕННОСТИ ВЕРБИЛКОВСКОГО ФАРФОРА
Вербилковский стиль фарфора сформировался под влиянием первого владельца завода Франца Яковлевича Гарднера. Изначально предприятие изготавливало великолепные «орденские» сервизы по заказу императорского двора, статуэтки, вазы, сервизы, в которых сочетались ампирные формы с жанровой трактовкой изобразительных мотивов. Кроме этого, Гарднер освоил ещё и опаку – высший сорт фаянса. Так что его изделия, радующие покупателей разных сословий, раскупались очень охотно.
В конце XVIII в. для них был характерен декор с цветочной росписью в мажорной цветовой гамме в виде букетов, где доминировали роза и тюльпан. Подвешенные на лентах цветочные корзины, заимствованные из европейских композиций, также были распространённым мотивом гарднеровской росписи. Удачно сочетая ампирные формы с жанром и цветовым декором, гарднеровские скульпторы создали несколько серий фарфоровых статуэток – народных образов. Например, первая серия, изображавшая разносчиков и ремесленников, была выпущена в 1810 – 1820-х гг. по мотивам гравюр книги «Волшебный фонарь, или Зрелище расхожих продавцов, мастеров и других простонародных промышленников, изображённых в настоящем их наряде и представленных разговаривающими друг с другом, соответственно каждому лицу и званию», изданной в Петербурге в 1817 г. В дальнейшем выпускались скульптуры, изображавшие крестьянский быт, а также фигурки «франтов» и «франтих», одетых по моде соответствующего времени. В фарфоровой пластике нашли отражение и литературные образы – персонажи «Мёртвых душ», шаржи-портреты артистов Каратыгиных, писателей Булгарина и Греча. За этими работами сегодня охотятся коллекционеры антиквариата. В гарднеровский стиль добавились и народные мотивы от фарфорового производства А.Г. Попова из села Горбунова Московской губернии: выпускались жанровые фигурки, пользовавшиеся большой популярностью и отличавшиеся хорошим вкусом, лёгким народным юмором. Далее в стиль вербилковского фарфора добавилась волна от Матвея Кузнецова. Его фарфор отличается безупречным техническим исполнением и изысканным, но эклектичным декором.
После революции завод в Вербилках был национализирован и стал называться Дмитровским фарфоровым заводом. Начался новый этап в его развитии. Минлегпром требовал от предприятия воплощения в жизнь лозунга:
«Доступная чашка – в каждый дом!». Однако массовость производства не снизила красоту и качество фарфора. Сформировался и определённый стиль агитационного фарфора: герои Гражданской войны, полководцы, советские государственные деятели. Вербилковский фарфор отличает изящество форм, особая белизна и лёгкость, тонкая прекрасная роспись. Сохранён рецепт уникального тонкостенного фарфора, изделия из которого настолько тонки, что способны пропускать свет. Особенностями вербилковского фарфора являются такие качества, как способность к выдерживанию воздействия резких температурных перепадов, а также сохранение при этом изящности форм шедевральных атрибутов чайной церемонии. Отличительной особенностью фарфора данного производства является применение в нем ручной росписи, издавна славящейся замысловатостью узоров и неистощимыми идеями великолепных мастеров. У завода есть свой фирменный знак. Это голова жителя здешних лесов лося, увенчанная могучими рогами. Если у вас окажется в руках изящная фарфоровая чашка или блюдо с головой лося на донышке, знайте: в этой вещице заключены искусство и талант множества мастеров фарфорового промысла, которому уже больше 250 лет. КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: Постепенно художники завода отказались от прямых подражаний европейским образцам и начали искать свой собственный стиль. Их работы обретали общественное содержание, становясь носителями событий и настроений своей эпохи. Это особенно проявилось в сувенирах периода наполеоновских походов. Духом славы Отечества овеяны чашки с портретами героев Отечественной войны 1812 г., оригинальные сервизы с карикатурами на армию Наполеона, знаменитая мелкая пластика. Советский период продолжил и развил гарднеровские и кузнецовские традиции. Смотрите слайд-шоу «Особенности вербилковского фарфора». ИЗГОТОВЛЕНИЕ ВЕРБИЛКОВСКОГО ФАРФОРА
Фарфор получают при сильном прокаливании пластичных масс, полученных перемешиванием каолина (фарфоровой земли) с порошкообразным полевым шпатом и кварцем с добавлением небольшого количества воды. Если температура обжига не слишком высокая, то форма изделий сохраняется, только объём сильно уменьшается, так как фарфор «садится» при обжиге. Одновременно масса становиться плотной, водонепроницаемой и звонкой. Как правило, обжиг производят дважды. После первого обжига, так называемого «сырого» (при температуре 9000С), на фарфор наносят прозрачную глазурь. Полученные после сырого обжига пористые черепки быстро погружают в глазурную массу – водную суспензию каолина, глины, полевого шпата и мрамора. При нагревании из неё образуется тугоплавкое стекло. Последующим высушиванием при температуре около 14100С производят окончательный обжиг. Часто фарфор подвергают ещё и третьему обжигу в муфельной печи (при красном калении) после нанесения красок.
В массозаготовительном и формовочном цехах глина превращаются в те предметы, которыми мы пользуетесь ежедневно – чашки, блюдца, чайники, сахарницы и т.п. В цехе литья фарфоровые изделия производятся полностью вручную. Мастера-литейщики раскрывают гипсовые формы и оттуда появляются изящные статуэтки, вазочки, посуда необычных и сложных форм, там создаются знаменитые тонкостенные сервизы, в которых толщина стенок поистине невесомых чашечек всего лишь 1 мм. Незабываемое зрелище представляет собой обжиг изделий, когда в туннельной печи при огромной температуре фарфор приобретает свои лучшие качества: он становится практичным, удобным в использовании, не пропускает влагу, запахи, он настолько прочен, что может служить веками. Есть поговорка: «Фарфор рождается в огне», и в туннельном цехе убедитесь, что это действительно так. В живописном цехе вручную расписывают посуду и скульптуру. Всем, особенно детям, захочется самим порисовать, создать своё неповторимое творение. Одним из самых важных этапов изготовления фарфоровой посуды является украшение изделий. Считается, что существуют два вида декора – рельефный и роспись. Красочный, или расписной, декор исполняется либо над глазурью, либо под ней. Рельефный же декор углублён непосредственно в материал самого предмета каким-либо способом – гравёрным путем, перфорацией, рельефообразными завышениями. Чашка, блюдце или чайник либо отливаются в формах вместе с рельефом, либо пластические части декора, то есть цветочками, листьями, фигурки, формируются отдельно и потом наклеиваются. Деколь и ручная роспись – основные способы, которыми декорируется вербилковский фарфор. Для декорирования используются, в том числе, краски на основе 12% золота. Доминирующая тема при декорировании – букетные мотивы. КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: Многие из нас, если и не имеют в своём доме посуду из Вербилок, то уж наверняка о ней слышали. Но лишь немногие знают, что на фабрике «Мануфактуры Гарднеръ в Вербилках», изготавливалась не только обиходная посуда, но создавались шедевры фарфорового искусства, ставшие украшением императорских дворцов России и Европы. Славные традиции фарфорового промысла продолжаются в творчестве современных мастеров. Сейчас производство достигло полной технической зрелости. В 2016 г. производству вербилковского фарфора исполнится 250 лет. Фарфоровые изделия «Фарфора Вербилок» продолжают радовать разнообразием, богатством декорирования и лёгкостью форм. Сервизы и чайные пары изготавливаются по восстановленным образцам XIX в., на которых мастера фабрики могут сделать дарственные надписи или нанесут золотом и платиной фамильные вензеля. Выпускаются изысканные кофейные чашечки, роскошные конфетницы и фруктовницы, уникальные вазы из бисквитного фарфора, настенные блюда ручной работы с живописью про фарфору, подарочные кружки и, конечно же, изящные статуэтки. Смотрите слайд-шоу: «Изготовление вербилковского фарфора». ФАБРИКА «ФАРФОР ВЕРБИЛОК»– МАНУФАКТУРА ГАРДНЕРЪ»
Фабрика «Фарфор Вербилок» первая в России частная фабрика по производству фарфора, основанная ёще в XVIII в. Поэтому именуется ещё и по своему историческому названию – фабрика «Мануфактуры Гарднеръ». С 2007 г. фабрика «Мануфактуры Гарднеръ» является Почётным членом Гильдии поставщиков Кремля и обладает правом размещать на своей продукции соответствующий знак, а в 2008 г. старейшее российское фарфоровое предприятие стало лауреатом Национальной премии «Стиль года» в номинации «Самые стильные предметы интерьера». В 2011 и 2012 гг. фабрика стал лауреатом I степени Международного фестиваля «Художественная керамика». В 2012 г. завод занял первое место в конкурсе сувенирной продукции, посвящённой 200-летию Бородинского сражения, где была представлена серия скульптурных образов великих русских генералов, чьё бесстрашие, доблесть и любовь к Родине решили исход войны 1812 – 1814 гг.
Визитной карточкой предприятия «Мануфактуры Гарднеръ в Вербилках» стали «Именные сервизы», украшенные гербами аристократических родов, дворянскими коронами, монограммами и вензелями. Сегодня «Мануфактуры Гарднеръ» возрождают традицию именных изделий.
Сегодня фабрика «Мануфактуры Гарднеръ» является эталоном высочайшего качества и специализируется на выпуске тонкостенного фарфора. Эти изделия поистине уникальны – их просвечивающиеся стенки имеют толщину всего лишь 1,5 мм.! Фабрика выпускает несколько линеек продукции. Линейка «Францъ Гарднеръ» включает предметы признанного художественного достоинства XIX – XX вв.: сервизы и чайные пары, восстановленные по образцам XIX в., на которых мастера фабрики с удовольствием сделают дарственные надписи или нанесут золотом и платиной фамильные вензеля, изысканные кофейные чашечки, роскошные конфетницы и фруктовницы, уникальные вазы из бисквитного фарфора, настенные блюда ручной работы с живописью по фарфору, подарочные кружки, высокохудожественные фарфоровые скульптуры и, конечно же, изящные статуэтки, которые создаются либо по гарднеровским моделям, либо по произведениям современных мастеров.
Адрес ЗАО «Фабрика «Фарфор Вербилок»: 141930, п. Вербилки, Талдомский район Московской области, ул. Забырина, д.1 Салон фарфора в п. Вербилки: ЗАЛ ФАРФОРА В ВЕРБИЛКАХ
В выставочном зале «Фарфора Вербилок» экспозиция из самых выдающихся произведений легендарного фарфорового завода. Три поколения Гарднеров владели заводом. Но, должно быть, яблоки падали достаточно далеко от яблони – потомки Франца Яковлевича оказались плохими хозяевами, и в 1892 г. завод в Вербилках был продан известному заводчику М.С. Кузнецову. Однако слава гарднеровской посуды была так велика, что новый хозяин счёл выгодным для себя не менять клейма гарднеровской фирмы. Этот знак сохранялся некоторое время и после революции. В выставочном зале вербилковского завода есть чашки, чайники, вазы с характерными рисунками двадцатых годов, с лозунгами «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», «Смерть контрреволюции!», а на донышке стоит всё тот же гарднеровский знак.
Сегодня у вербилковского фарфора свой фирменный знак, свое клеймо: голова жителя здешних лесов – лося, увенчанная могучими рогами. Посмотреть, как кипит работа в этом уникальном месте можно и в будни, и в выходные дни. Гостям завода обязательно покажут экспозицию лучших образцов вербилковского фарфора. А в цехах посетители увидят захватывающее зрелище, как в массозаготовительном и формовочном цехах из глины и песка получается посуда, как в цехе литья из гипсовых форм появляются изящные статуэтки и вазочки и как в туннельной печи при огромной температуре рождается фарфор. В живописном цехе, подсмотрев главные приемы местных художников, можно будет создать свой уникальный рисунок на фарфоровой чашке. И потом вспоминать эту экскурсию, попивая чаек из собственноручно расписанной фарфоровой чашки «Мануфактуры Гарднеръ». Проводятся групповые и индивидуальные экскурсионные туры, в которые входит: экскурсия по основным цехам (при необходимости – в сопровождении технолога), мастер-класс – живопись по фарфору, посещение выставочного зала, фирменного Салона фарфора. Адрес Выставочного зала «Фарфора Вербилок»: 141930, Московская область, Талдомский район, посёлок Вербилки, ул. Забырина, д. 1. Экскурсии проводятся по предварительной записи. Телефоны: 8 (495) 994-94-12, 8 (909)-685-84-54 E -mail: Motakova.Tatiana@gardnerporcelain.com КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: Посещение предприятия «Мануфактуры Гарднеръ» – это уникальная возможность прикоснуться к тайне рождения фарфорового чуда и поучаствовать в этом удивительном процессе. В Выставочном зале представлены мировые шедевры гарднеровского и кузнецовского фарфора. 200 экспонатов Советского периода в выставочном зале Вербилок. Очень трогательны детишки из скульптурной группы «Сцены из крестьянской жизни». Конец XIX – начало XX в. Удивительна скульптурная группа «Народы Российской империи». Здесь и латыши, и курды, и поляки, и финны, и алеуты, и эстонцы, и др. Смотрите слайд-шоу «Шедевры фарфора Вербилок». НАУЧАТ ВАС ФАРФОРОВОМУ ДЕЛУ
Основатель завода Франц Яковлевич Гарднер, когда подавал челобитную в 1765 г. с просьбой позволить открыть ему фарфоровую фабрику, сразу попросил разрешение купить деревеньку до 200 душ,
«из коих несколько человек, способных к обучению, выбрать было можно. Вольных же людей к таковому новому мастерству ни за какую плату принудить не можно, а если и найдутся среди них достойные к обучению такого художества, то овладев мастерством, они могут уйти с завода». При Гарднере в Вербилках стала функционировать трёхклассное народное училище. Обязательным предметом было рисование. После окончания этого училища дети поступали на фабрику, а проявившие особые способности в рисовании продолжали обучение в специальной школе при фабрике, где учили профессии. После национализации завода в Вербилках была открыта первая профессиональная школа в стране после революции. С 1934 г. школа размещалась в здании бывшей начальной школы, построенной в 1903 г. вторым хозяином фабрики – Кузнецовым М.С. В годы Великой Отечественной войны профессиональная школа не работала только в самое трудное и опасное время, когда немцы рвались к Москве. Линия фронта осенью и в начале зимы 1941 г. проходила менее, чем в 20 км от посёлка. Завод был заминирован, его готовили к уничтожению. В 1943 г., кроме традиционных живописных, формовочных и литейных групп, в школе открыли строительную группу, в которую пришло учиться много местных ребят. В 1945 г. на базе ФЗО была открыта профшкола нового типа – ремесленное художественное училище (РХУ) системы Московского областного управления трудовых резервов. Ремесленные училища такого типа были на полном государственном обеспечении, этот было очень непросто для государства, когда только закончилась война и половина страны лежала в руинах. Сегодня в училище 2 швейных цеха, 3 живописных мастерских на 75 рабочих мест, две швейные мастерские, цех обжига с тремя печами, три спецкабинета, 2 кабинета информатики. Для «Фарфора Вербилок» в училище есть специализация «Изготовитель художественных изделий из керамики. Живописец». Проблема трудоустройства практически отсутствует. Одни преподают в школах рисунок и живопись, другие работают на ЗАО «Фарфор Вербилок», третьи организовали свои предприятия, очень многие работают по иконописи. Адрес Профессионального училища №79: 141930, Московская область, Талдомский район, п. Вербилки, ул. Рубцова, д. 2. ГРАНТ ИМЕНИ ФРАНЦА ГАРДНЕРА: «ТРУД И ДОБРОДЕТЕЛЬ»
В посёлке Вербилки старейшая фарфоровая фабрика России и администрация посёлка организовали для учащихся 1–10-х классов Вербилковской средней школы конкурс «Три шага к успеху!». Он проходит ежегодно и уже несколько лет стимулирует ребят интересоваться школьными предметами и учиться со старанием. Суть конкурса очень проста – если ученик по итогам 2-й, 3-й и 4-й четверти учебного года улучшил свои оценочные показатели по сравнению с предыдущим периодом, он имеет возможность получить грант имени Франца Гарднера в сумме от тысячи до 5 тыс. рублей. Всего в этом году награды получили более двадцати талантливых и успешных ребят.
Грант неслучайно получил имя Франца Гарднера, основавшего завод «Мануфактуры Гарднеръ в Вербилках». Ведь он был образцовым перфекционистом и всегда считал, что если человек что-то делает, он должен стараться делать это очень хорошо. Его девиз – «Труд и добродетель» – как нельзя лучше подошёл для этого конкурса, а дети, по отзывам преподавателей, с энтузиазмом восприняли его условия и очень активно стараются улучшить свои результаты. Результатом предыдущего конкурса стало не только повышение успеваемости, но и возросший интерес школьников к производству фарфора. Некоторые из них после окончания учёбы пришли работать на завод – перенимать опыт мастеров, создающих настоящие шедевры.
Победители были объявлены на торжественной школьной линейке. Затем состоялась экскурсия на завод, где учителя и ученики смогли узнать историю старейшего частного фарфорового предприятия, посмотреть, как устроено производство и какие замечательные фарфоровые изделия производятся на данный момент, а какие производились раньше и были удостоены множества наград (эти экспонаты выставляются в музее завода и доступны всем желающим).
Представители завода пригласили учеников пройти летнюю практику и заработать денег, а также подумать о дальнейшей учёбе в Гжельском колледже, ведь фарфоровое производство стремительно набирает обороты, и «Мануфактуры Гарднеръ в Вербилках» ждут в свои ряды молодых и талантливых специалистов. На заводе существует и кружок под руководством художницы Светланы Юрьевны Сычёвой, которая бесплатно обучает всех желающих. Ребята старательно перенимают опыт преподавателя и делают успехи, даже выделились несколько особенно талантливых учеников: Лосева Екатерина, Иванова Ирина и Николаева Анастасия. СТАРИННЫЙ ФАРФОР |
|
|